Главная страница

Философия. ФИЛЭКЗ. Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений


Скачать 141.21 Kb.
НазваниеНаука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений
АнкорФилософия
Дата19.12.2021
Размер141.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФИЛЭКЗ.docx
ТипДокументы
#309257
страница2 из 21
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура: особенности взаимоотношений


Наука и мировоззрение

Мировоззрение - это совокупность взглядов на самые основные вопросы бытия в целом и человека (сущность бытия, смысл жизни, понимание добра и зла, существование Бога, души, вечности). Оно не зависит от степени образования, уровня культуры и способностей человека. Поэтому и ученый, и необразованный могут иметь одно и то же мировоззрение, а люди равного образовательного уровня - прямо противоположные убеждения. Мировоззрение всегда предстает в виде или религии, или философии, но не науки.

если говорить о собственно научном мировоззрении, то таковое понятие нужно признать условным, используемым только в самом узком, специфическом смысле этого слова - как совокупность научных взглядов на материальный мир, его устройство, его законы. Мировоззрением же наука не может быть, поскольку:

а) вопросы чисто мировоззренческие (см. выше) входят в компетенцию исключительно философии и религии и к области естествознания не относятся;

б) наука непрерывно изменяется, что противоречит самому понятию мировоззрения, как чему-то законченному, вполне определенному, постоянному;

в) как совершенно справедливо замечает В. Казютинский, "в естествознании нет теорий "материалистических" и "идеалистических", а лишь вероятные и достоверные, истинные и ложные"

Наука и мировоззрение - это два различных, несводимых друг к другу понятия и потому противостоять друг другу они не могут.

О. Конт считал, что только научное мировоззрение отвечает задачам дальнейшего развития человечества. Огюст сформулировал закон познания, согласно которому исторически сменяют друг друга три основных этапа: теологический - все определяет религия; метафизический - господствует философия и метафизические догадки, позитивный - этап, на котором господствует научное знание.

Наука и картина мира

Научная картина мира – это множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир. Можно выделить три радикальных смен научной картины мира:

Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания.

Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), заключается в переходе от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической.

Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила серия открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности и т.д.)

Научная картина мира так же подвержена изменениям и постоянно развивается. Это происходит в следствие накопления научных аномалий, которые находятся за пределами существующей парадигмы и нормальной науки. После накопления критической массы коих имеет место научная революция (формирование новой парадигмы). Термин парадигма впервые применил Томас Кун в книге «Структура научных революций» в 1962г.

Наука и культура

Основной целью науки выступает процесс познания мира как единой системы на основе экспериментов, рациональных суждений, доказуемых теорий и формулирование парадигм, которые объясняют окружающий мир.

От искусства, как другого важнейшего элемента культуры, науку отличает стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию.

функционирование науки как элемента культуры, обусловлено различными

факторами как культурного так и природного происхождения. Сама же наука в результате своего исторического развития превращается в культурообразующий фактор развития человечества, что несет в себе противоречивые последствия: ускорение культурно-цивилизационных процессов, с одной стороны, и духовное опустошение культуры, с другой.

Ряд черт, отличающих науку от сопряженных сфер:

Наука универсальна: с одной стороны для нее характерно стремление исследовать мир во всем его многообразии, с другой ее данные истинны для всей вселенной при тех условиях, при которых получены исследователем.

Наука фрагментарна – она изучает не бытие в целом, различные компоненты или параметры реальности, в структуре самой науки этот признак раскрывается через ее деление на особые научные дисциплины.

Наука общезначима – ее данные в равной степени достоверны для всех людей независимо от их национальной, социальной и культурной принадлежности.

Наука безлична – индивидуальные особенности ученого никак не могут отразиться на результатах научного исследования.

Наука систематична – она представляет собой определенную систему, структуру, имеющую определенную внутреннюю логику.

Наука принципиально не завершена – в основе мировосприятия характерного для нашей культуры лежит убежденность в безграничности научного познания.

Наука преемственна – новые знания определенным образом всегда связаны с прежними. Ни одно положение не возникает в науке на пустом месте, даже если оно сформулировано как критика предшествующих теорий.

Наука критична – сомнение - один из основных принципов науки Нового времени, в науке нет таких положений, даже среди самых фундаментальных, которые не могут быть подвергнуты проверке и пересмотру.

Наука достоверна – ее данные могут и должны быть проверены по определенным, сформулированным в ней правилам.

Наука внеморальна – сами по себе научные истины нейтральны в морально-этическом смысле. Нравственной оценке подлежат только те действия, которые ученый предпринимает для получения данных, или применение полученных результатов научного исследования.

Наука рациональна: она оперирует эмпирическими данными. Наука опирается на данные опыта, результаты воздействия явлений объективной действительности на наши органы чувств, непосредственно или через посредство приборов), но оперирует на основе рациональных процедур и законов логики (т.е. средствами разума наука поднимается над уровнем исследования конкретного предмета или явления и создает обобщенные понятия, концепции, теории).

Наука чувственна – проверка результатов научного исследования осуществляется эмпирически, средствами чувственного восприятия и только на этом основании признаются вполне достоверными.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


написать администратору сайта