Философия. ФИЛЭКЗ. Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений
Скачать 141.21 Kb.
|
Творчество в философии и искусстве и особенности научного творчестваПонятие творчество в философском словаре трактуется как деятельность человека, порождающая что-то качественно новое: “новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы знания”. Творчество в искусстве - это создание художественного образа, отражающего реальный мир, окружающий человека. Если философия узнает мир посредством мыслительной деятельности, то творчество делает это через художественные образы. В античной философии творчество связывалось со сферой конечного, приходящего и изменчивого бытия. Первостепенное же значение имело созерцание бытия вечного. А любой вид деятельности, в том числе и творчество, ставился ниже такого созерцания. В средневековой философии творчество соотносилось с пониманием Бога-творца, свободно созидающего мир, и трактовалось как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. О человеческом творчестве речь шла лишь в связи с историей, историческими событиями. В эпоху Возрождения больше внимания стали уделять именно творчеству человека. Интерес представляли его творческий потенциал, процесс творчества, личность художника. Творчество осознавалось как художественное творчество, сущность которого в творческом созерцании. Особенности научного творчества Научное творчество связано с деятельностью ученых по производству принципиально нового знания, с поиском истины и ее доказательством, с выдвижением новых гипотез и построением на их основе теорий. Сущность научного творчества проявляется в научном открытии – установлении новых, ранее не известных фактов, свойств и закономерностей реального мира. Если говорить собственно о науке, то следует заметить, что творчество представлено, по крайней мере, в следующих ее сторонах: а) наука формулирует новое знание о мире, открывая при этом в реальности то, что ранее в ней существовало, но не входило в поле зрения человека; б) наука предвидит, предсказывает то, что в реальности еще отсутствует, но может появиться в результате дальнейшего развертывания наличных природных процессов; в) наука связана с непосредственным творческим изменением практики, опирающимся на целенаправленные действия человека, основанные в свою очередь на знании общих принципов развития действительности. Философия науки как раздел философского знанияФилософия науки – раздел философии, предполагающий рассмотрение науки как сферы человеческой деятельности в единстве различных аспектов: знаниевой (какое знание дает наука), методологический (методы науки), лингвистический (язык науки), институциональный, коммуникатиционный (связь, общение). Философия науки как философская дисциплина, озникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. Как особое направление философия науки сложилась в середине XIX столетия и была нацелена на теоретический анализ научно-познавательной деятельности. Принято считать, что философия науки как особое направление в философских исследованиях берет свое начало от работы Д.Ф.В. Гершеля «Введение в изучение естествознания». На русский язык она была переведена как «Философия естествознания». В дальнейшем философский анализ научного познания находит свое развитие в трудах классиков раннего позитивизма: Д.С. Милля «Система логики силлогистической и индуктивной», О. Конта «Курс позитивной философии», Г. Спенсера «Основания социологии». В их работах была отчетливо выражена нормативно-критическая задача – привести научно- познавательную деятельность в соответствие с некоторым методологическим идеалом. Это было связано со становлением науки как профессионального вида деятельности, как социального института , с формированием ее дисциплинарной структуры и другими процессами, требовавшими философского осмысления. Насущной стала и задача оценки предпосылок научной деятельности, протекающей в различных когнитивных и социокультурных условиях. Развитие философии науки как особого направления связано прежде всего с такими учениями, как позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, неорационализм и критический реализм В определении Центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. 1. По мнению Ф. Франка, центральной проблемой является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам. 2. К. Поппер считал, что центральная проблема в том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований? Круг проблем философии науки достаточно широк: детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные общие положения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Каковы основания, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития? Все вопросы вырастают из Центральной проблемы философии науки - проблемы роста научного знания. Основными проблемами общей философии науки являются: а) наука с точки зрения ее сущности, целей, идеалов и возможностей; б) типы философских оснований науки и их реальное содержание; в) общая структура, методы, закономерности функционирования и развития науки и научного знания; г) взаимосвязь науки и общества, науки и государства, науки и человека. Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Стимулируя сам интерес к науке, с одной стороны, философия науки предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста научного знания - с другой. |