Философия. ФИЛЭКЗ. Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений
Скачать 141.21 Kb.
|
Представления о науке и мире в античности, средневековье и в новое время: сравнительный анализ и общая характеристикаВ Античности человеческий разум впервые осознал свою силу и люди стали заниматься наукой не только потому, что нужно, и потому, что интересно, ощутили «радость познания», по выражению Аристотеля Первые ученые стали называться философами, т. е. «любителями мудрости», и в греческом обществе возникла потребность в учителях мудрости, для удовлетворения которой появилась профессия ученого и учителя. Первые в мире учебно-научные учреждения – Академия Платона и лицей Аристотеля Постепенно в Др. Греции появились специалисты и более узкого профиля: инженеры, врачи, астрономы, математики, географы и историки, а также научные учреждения типа Александрийского музея, предшественника современных НИИ. Почти одновременно с материалистическими представлениями ионийцев возникло идеалистическое направление в философии, развитое Пифагором (около 580—500 гг. до н. э.) и его учениками. Пифагорейская школа продолжала существовать и после смерти учителя. С ней связаны имена Филолая, знаменитого философа Сократа и астронома Аристарха Самосского, жившего в конце IV и первой половине III в. до нашей эры. Мыслитель Античности стремился обсуждать проблему, логически обосновать то или иное положение. Эта черта особенно ярко проявилась в воззрениях последующих ученых: известных из истории философии элеатов, атомистов и Аристотеля. На смену религиозным и мифическим представлениям о возникновении и строении мира пришла наука. В средневековье были переосмыслены важные принципы античного научного познания. В этот период природа начинает пониматься как созданная богом, а не как самостоятельное начало мира, имеющее свою цель и свой закон. Христианство изменило вектор познания от изучения внешнего мира, природных явлений и процессов, к изучению внутренней жизни человека. Истину, в средние века в центре познания стоит воля, направленная к богу. Однако уже с X в. начинают развиваться экономические и культурные связи Европы и Востока. Большую роль в этом сыграли со второй половины XI в. знаменитые крестовые походы, доставившие европейцам новые сведения: экономические, технические и культурные. В XIV в. начинается реакция. Усиливается со стороны церкви борьба с «ересью», вводится пытка. Тем не менее и в XIV в. продолжается развитие техники, появляются башенные колесные часы в Париже, в Германии, в Москве. Новое время Нет какой-либо одной, конкретной идеи, которая была бы основной в эпоху научной революции. Основные идеи: - Замена геоцентризма гелиоцентризмом. - Осуждение теории Аристотеля о том, что материя непрерывна и состоит из основных элементов: земли, воды, воздуха и огня. Атомизм лучше соответствовал механистической картине мира. - Теория Аристотеля о том, что "тяжёлые" тела, по своей природе, тяготеют вниз, к их естественному месту пребывания, лёгкие тела движутся вверх, к их естественному месту пребывания, а эфирные тела пребывают в непрерывном движении, была заменена идеей о том, что все тела подчиняются одинаковым физическим законам. - Инерция заменила средневековую теорию импетуса. Научные открытия послужили основой для научной революции. Известнейшие учёные, внёсшие вклад в научную революцию: Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер,.Исаак Ньютон. Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Механистические представления распространились и на другие области знаний: химию, биологию, знания о человеке и обществе. Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с традиционной уже к тому времени механистической картиной мира. Возникновения новой научной картины мира: Коперник, Кеплер, Галилей, НьютонНауку Нового времени характеризуют гелиоцентрическая система мира, предложенная Н. Коперником, открытие законов классической механики и научной картины мира, основанной на достижениях Г. Галилея и И. Ньютона, экспериментальное математическое естествознание, которое признано основанием новоевропейской науки. Экспериментальный метод соединяется с математическим описанием природы. Историки науки подчеркивают, что именно в Западной Европе в Новое время происходит соединение эксперимента и математики. Становление новоевропейской науки свидетельствовало о всецелой рационализации мышления. Происходило замещение упований на откровение и значимость божественного предопределения процедурами осознанного научного поиска. Ведущей для новоевропейской науки стала идея «закона природы», предполагающая не только научное открытие, но и его использование. Главным достоянием Нового времени считается становление научного способа мышления, характеризующегося соединением эксперимента как метода изучения природы с математическим методом и формирование теоретического естествознания. Представителем новоевропейской науки был польский астроном Николай Коперник (1473—1543). «О вращениях небесных сфер" не только определила характер научной революции XVIв., но сыграла решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире. В ней возрождается, развивается, математически обосновывается древняя идея гелиоцентризма: Земля не является центром мира и не стоит на месте. Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами - вокруг Солнца. Новым оказалось и отношение к движению. Если по своей физической природе Земля в старой системе мира являла "низшую" ступень, то своей неподвижностью она обеспечила за собой значение центра мира. Коренному пересмотру подвергался и вопрос о причине и характере движения небесных тел. Коперник объясняет движение небесных тел их сферической, шарообразной формой, т.е. их природой. Благодаря этому отпадает надобность во внешних двигателях, и бог оказывается творцом и создателем "мирового механизма", не вмешивающимся в его дальнейшее функционирование. Тем самым не только в космологию, но и в философскую картину мира вводился принцип самодвижения тел. Дело Коперника продолжил немецкий учёный Иоганн Кеплер. Основываясь на весьма точных астрономических наблюдениях, Кеплер установил, что движения планет вокруг Солнца, сообразно с предложенной Коперником структурой солнечной системы, не являются строго круговыми. Кеплер показал, что каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Соотношения, выведенные Кеплером подтверждали мысль о том, что устройство космоса подчинено строгим и простым математическим правилам. Выдающийся итальянский исследователь Галилео Галилей (1564 – 1642), как и многие его предшественники, считал, что книга природы написана языком математики, и для объяснения природных явлений необходимо установить их свойства, поддающиеся точным измерениям. Отправным пунктом научного познания признавался опыт, осуществляемый путём планомерного экспериментирования с использованием приборов и инструментов, расширяющих возможности наших органов чувств. Завершает научную революцию английский учёный Исаак Ньютон. Ньютон издаёт «Математические начала натуральной философии». Связав воедино законы движения планет, установленные Кеплером, и законы механического движения земных тел, открытые Галилеем, Ньютон осуществил грандиозный теоретический синтез. Движение планет получило объяснение, исходя из закона всемирного тяготения и трёх основных законов механики, сведённых Ньютоном в целостную систему. Ньютон завершил научную революцию, и с его системой мира обретает лицо классическая физика. Механика Ньютона стала одной из наиболее мощных и плодотворных исследовательских программ в истории науки. |