Главная страница
Навигация по странице:

  • Первый кумулятивистский

  • Дедукция

  • Первый вопрос философии Декарта

  • Рассуждение о методе Рене Декарта При изучении проблемы познания

  • Философия. ФИЛЭКЗ. Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений


    Скачать 141.21 Kb.
    НазваниеНаука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений
    АнкорФилософия
    Дата19.12.2021
    Размер141.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛЭКЗ.docx
    ТипДокументы
    #309257
    страница21 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

    Исторические механизмы развития науки в культуре.


     Это процессы накопления и роста научных знаний. Выделяют три основных подхода к раскрытию механизмов развития науки. 

    Первый  кумулятивистский (от лат. cumulatio увеличение, накопление), который возник на этапе формирования классической науки, утверждающий, что наука развивается путем простого приращения знания, увеличение его объема и каждое новое открытие, теория, гипотеза увеличивают объем знаний, расширяют возможности объяснения явлений, в определенной степени углубляют понимание природы (при этом ничего не отбрасывается), т.е. рост научного знания – это чисто количественные накопления. 

    Второй  эволюционный сформировался в конце XVIIIначале XIX века, благодаря эволюционным гипотезам И. Канта и П.С. Лапласа  (объясняла происхождение солнечной системы из гигантских газовых туманностей), эволюционной теории Ч. Лайеля (о формировании Земли), Ж. Б. Ламарка (о развитии живых организмов), Ч. Дарвина (теория происхождения видов) и Ч. Спенсера, который придал эволюционным идеям универсальный характер и распространил их на развитие самой науки. В XX веке эволюционный  взгляд  на  развитие  науки  в  западной  философии  науки  получил обоснование в виде двух ведущих вариантов. Первый был разработан К. Поппером, который развитие знания рассматривает не как простое накопление всех идей, гипотез, а выборочное, подвергнутое как бы  естественному  отбору, т.е. развитие науки предстает как процесс бесконечного выдвижения смелых гипотез, из большого числа которых выбираются те, которые обладают большей степенью доказательности, и отбрасываются те, которые противоречат опыту, в дальнейшем  они  тоже  подвергаются  проверке,  сохраняясь  или  отбрасываясь.

    Второй вариант предложен Т. Куном, который считал, что  эволюционные процессы в науке протекают не постепенно, а через научные революции, каждая из которых формирует свою систему знания (парадигму), не связанную с предыдущей, т.о. наука существует как процесс смены одной парадигмы другой. 

    Третий  диалектический, согласно  которому  наука  развивается  и  происходит  рост  научного знаний через разрешение противоречий, которые возникают в самом научном процессе  (это  противоречия  между  теорией  и  практикой,  между  отдельными теориями, между методами и подходами, между истиной и заблуждением и др.), при этом на каждом отдельном историческом этапе в процессе разрешения этих противоречий  формируется  своя  система  знаний,  которая  носит  конкретноисторический характер. Разрешение накопленных в науке противоречий может не выходить  за  рамки  существующего  знания,  а  может  вызывать  его  коренную ломку.  В  этот  момент  наступает  революция в  одной  или  нескольких  науках, система знания становится другой, но она внутренне связана с предшествующим знанием. В диалектической  концепции научная революция не является простым отбрасыванием предшествующего знания, а диалектическим его отрицанием, т.е. с моментом преемственности, сохранения. Таким образом, в самой диалектической  концепции находят обобщение и используются все ранее существующие взгляды на развитие науки  (кумулятивистский, эволюционный), но диалектический взгляд на развитие науки не простая сумма предшествующих, а новое качественное  видение самой  науки  как  саморазвивающегося  процесса в  духовной деятельности людей.
    1. Философия, наука и проблема метода у Р.Декарта


    Рене Декарт (1596-1650) — французский математик и философ, поставивший на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта.

    Декарт ввел понятие МЕТОДА.

    Декарта волновала проблема достоверности знания. Он сомневается, что все можно объяснить Богом и религией. Так же он сомневается в том, что фундаментом может природой. Так же рассматривал возможность основанием для философствования телесностью. По мнению Декарта, философ должен сомневаться всегда. «мое сомнение несомненно».

    Декарт основоположник философского рационализма, критического рационализма.

    О методе. В своем исследовании ученый должен соблюдать четыре нормы:

    1. В формулируемом знании должна быть очевидность, ясность и отчетливость.

    Не принимать за истину ничего, что бы не признал таковым с очевидностью.

    1. Верно дифференцировать факты. Разобрать их.

    2. Правила порядка. Расположить выявленные факты закономерно. От самых понятных до самых сложных.

    3. Составлять перечни и делать обзоры.

    Можно представить два независимых начала, протяжение (материя) и мышление (дух). Человек является симбиозом.

    По мнению Декарта есть два пути познания: интуиция и дедукция. Декарт отдает предпочтение интуиции. «Правила для руководства ума» «интуиция ума от достоверной дедукции по тому что в последней обнаруживается движение, или некая последовательность, чего нет в первой»

    «Рассуждение о методе»:

    Рене Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания.

    Дедукция — метод мышления, при котором частные положения выводятся из общего.

    Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция.

    Рене Декарт предложил два принципа для научной мысли:

    Первый вопрос философии Декарта — возможность достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого должно быть получено такое знание.

    В философии Декарта метод научного познания называется аналитическим или рационалистическим.

    Это дедуктивный метод, он требует:

    • ясности и непротиворечивости операции самого мышления (что обеспечивается математикой);

    • расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части;

    • изучения этих элементарных частей в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному.

    Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики.

    Рене Декарт продвигал идею пробабилизма.

    Пробабилизм — точка зрения вероятности:

    • взгляд, по которому знание является только вероятным, потому что истина недостижима;

    • моральный принцип, согласно которому закон может быть интерпретирован так, как это удобнее всего для приобретения человеческой свободы.

    Декарт утверждал, что интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — это отправной пункт познания.

    Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции. Согласно Декарту, субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.

    Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог. Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). При этом выделяет коренными свойствами (атрибутами) каждого рода субстанций он называет: протяжение (для материальных) и мышление (для духовных). Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен.

    Рассуждение о методе Рене Декарта

    При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.

    Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания. В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).

    Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях, суть которого в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны.
    1. Наука и религиозные представления о мире в культурах Древнего Востока


    Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII-II вв. до н. э

    Философия зародилась в очагах цивилизации:

    - Древней Индии;

    - Древнем Китае;

    - Древней Греции;

    В древней философии присутствовали: осмысление окружающего мира; понятие бытия человека в мире; поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека.

    Основной темой древней философии являлась тема первоначала (основы) мира и важнейшиххарактеристик мироздания.

    Главными идеями древней философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний).

    Древнеиндийская философия..

    Специфику древнеиндийской философии нельзя понять без учета той огромной роли в культуре Индии, которую играли "Веды" - древний литературный, религиозно –мифологический учение. Различные философские школы в Индии различались во многом своим отношением к Ведам. Одни признавали авторитет Вед как священных текстов (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика), другие отрицали (локаята, джайнизм, буддизм).

    В середине 1-ого тысячелетия до н.э. стал ослабевать авторитет высшей касты жрецов - брахманов, которые до этого считались единственными толкователями Вед. Это явилось следствием разложения родоплеменного строя, усилением роли ремесленников, торговцев (каста вайшьев), появлению товарно-денежных отношений. Каста кшатриев (воины, правители), поддержанные городскими слоями ремесленников и торговцев, составили мощную оппозицию брахманизму.

    Индийская философия в своей основе носила религиозно - философский характер.

    Для религиозной философии Древней Индии характерно представление о реинкарнации (переселении душ), карме (цепи причин, обусловливающей характер последующего воплощения), сансаре (колесе рождений и смертей). В основе этих представлений лежит идея о неуникальности, несамоценности человеческой личности. Сочетание души и тела не является, согласно таким представлениям, чем-то инвариантным, сохраняющимся. Особую остроту эти представления получили в буддизме (основатель Сиддхарта Гаутама, прозванный Буддой -, что означает - просветленный). Цель человеческой жизни, согласно Будде, не достижение более лучшего воплощения, как в брахманизме, а освобождение от сансары- нескончаемой череды воплощений. Это достигается умерщвлением всех желаний, которые привязывают человека к колесу сансары, и превращают цепь его жизней в страдание. Итогом такого "освобождения" является нирвана, где угасают все желания и само существование (подобно тому как капля, растворяясь в океане, исчезает, прекращает свое существование). Это резко контрастирует с христианской идеей спасения, где человеческая личность, как и уникальное единство души и тела достойны вечности, сохраняя свою уникальность и самосознание, соединяясь с личностным Абсолютом.
    Древнекитайская философия.В Древнекитайской культуре большую роль играло так называемое "Пятикнижие" ("Книга Песен", "Книга истории", "Книга Перемен", "Книга Обрядов", "Летопись"), в котором в религиозно- мифологической форме выражено мировоззрение древних китайцев.

    Собственно философские представления в Древнем Китае, как и в Древней Индии складываются, начиная с VI в до н.э. В этот период в Китае происходят радикальные сдвиги, связанные с переходом к железным орудиям, с чеканкой монет, развитием товарно - денежных отношений, ростом научных знаний.

    Специфика древнекитайской философии во многом определяется образом жизни древних китайцев, социально- политической структурой китайского общества и рядом других причин. Китайское общество - это очень сильно иерархизированное общество с развитым ритуалом и церемониями ("китайские церемонии"). Для человека, живущего в таком обществе, очень важно знать, как себя вести в условиях иерархической социальной лестницы (с вышестоящими, нижестоящими и т.п.). Большинство древнекитайских философских школ (конфуцианство, моизм, легизм, в меньшей степени даосизм ) заняты обоснованием линии правильного (должного) поведения человека в обществе. Если дать общую, усредненную и краткую характеристику Древнекитайской философии, то можно сказать, что ее основное предназначение - морально - политическая регуляция отношений между людьми. Это особенно характерно для крупнейшей школы -конфуцианства. Основатель этого направления - Конфуций (551-479 до н.э.) на долгие столетия стал непререкаемым авторитетом в Китае, а конфуцианство со II в до н.э. получило статус государственной идеологии.

    Другая крупнейшая школа китайской философии - даосизм (основатель -полулегендарная личность Лао-Цзы, старший современник Конфуция). Даосизм считается наиболее "философичной" школой Древнего Китая, которая охватывает гораздо более широкий и глубокий пласт философских проблем, не ограничиваясь социально- политической и этической проблематикой. Различие конфуцианства и даосизма видно хотя бы на примере различной по глубине трактовки такого общекитайского понятия, как Дао. В конфуцианстве Дао означает "правильный путь" и означает линию "правильного" поведения и касается в основном человека в социальном контексте.

    Таким образом, можно отметить морально - практический характер древнекитайской философии, ее "заземленность" на вопросы регуляции отношений людей в социуме.
    Наука Древнего Востока.

    За несколько тысяч лет до н. э. в Месопотамии, Индии, Китае, Египте в долинах рек и на морском побережье сложились крупные рабовладельческие государства. Потребности управления страной и торговли привели к развитию письменности (иероглифы, клинопись), возникшей из рисунков и узоров первобытной эпохи, которая древними финикианцами была упрощена в алфавитное письмов XIII в. до н. э., ставшее основой современных европейских алфавитов

    Наука Древнего Востока в первую очередь развивалась за счет астрономии, астрологии и математики. В древнем Вавилоне, Египте, Индии и Китае велись систематические астрономические наблюдения. Вавилонские жрецы знали пять планет, определили их орбиты, распределили звёзды по созвездиям. Они установили видимый годичный путь движения Солнца (эклиптика) и разделили его на двенадцать частей (созвездия Зодиака). Ими был найден способ предвычисления затмений и установлен календарь.

    Вместе, с астрономией развивалась и математика, в особенности геометрия, имеющая важное значение для определения площадей земельных участков.
    Развитие астрономии было тесно связано с астрологией и религий. Все небесные объекты обожествлялись. Вавилонская астрономия: вначале появилась астрология предзнаменований и связанный с ней старовавилонский политеизм. Затем период примитивной зодиакальной астрологии и такое религиозное направление как Зерванизм. Затем гороскопная астрология и религия зороостризма. Развитие математики происходило параллельно развитию астрономического знания. Все было пронизано небом и религией.

    Таким образом, в странах древнего Востока естественно-научные знания, прежде всего астрономия и математика, получили достаточно высокое развитие. Однако эти знания были монополизированы жрецами, и общее представление о мире оставалось ненаучным. Первые попытки естественного объяснения мира относятся уже к высокоразвитому рабовладельческому строю древней Греции. Греческая рабовладельческая демократия представляла собой высший тип рабовладельческого государства, и именно в Греции наивысшего расцвета достигли наука, литература и искусство древности.

    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта