Главная страница
Навигация по странице:

  • Философские воззрения. Онтология.

  • Учение о пространстве и времени.

  • Научный метод.

  • Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений (бритва Оккама)

  • Единообразие природы

  • Свойства тел, не допускающих ни постепенного увеличения, ни постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших экспериментов, должны рассматриваться как универсальные

  • Философия. ФИЛЭКЗ. Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений


    Скачать 141.21 Kb.
    НазваниеНаука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений
    АнкорФилософия
    Дата19.12.2021
    Размер141.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛЭКЗ.docx
    ТипДокументы
    #309257
    страница20 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

    Докритическая философия и наука Канта


    Докритический период характерен интенсивными методологическими поисками Канта и его разработкой естественнонаучных вопросов.

    Особый интерес представляют космогонические изыскания Канта, изложенные им в работе 1755 года «Всеобщая естественная история и теория неба». Основу его космогонической теории составляет концепция аэнтропийной Вселенной, самопроизвольно развивающейся от хаоса к порядку. Кант утверждал, что для объяснения возможности формирования планетных систем достаточно допустить материю, наделенную силами притяжения и отталкивания, опираясь при этом на ньютоновскую физику. Несмотря на натуралистический характер данной теории, Кант был уверен, что она не представляет опасности для теологии.

    Главный труд докритического периода «Всеобщая и естественная теория неба» в которой описана история космоса, относится к сфере космологии, является научным трудом.

    Кант опирается на достижения Ньютона, использует Ньютоновскую модель мира. Он пытается соединить веру в бога и науку. Выдвигает космологическую теория (космос произошел из хаотического вещества (сотворенного богом) самоорганизовано. Из этого вещества створяется весь мир по законам механики.

    С одной стороны, Кант поддерживает позицию Ньютона, но понимает, что не все можно объяснить механистически.

    Открыл процесс образования ветров.

    Раскрыл всю значимость воорбражения для познания, без него невозможно теоретическое познание.

    В 60-е годы И. Канта стал все больше интересовать вопрос отношения религии и науки, морали и знания. Под влиянием произведений английского философа Д. Юма И. Кант стал понимать, что наука является не только источником истин и благ, но и таит в себе значительную опасность для человечества. Главные пороки науки - узость горизонта и отсутствие связи с моральными ценностями. Стремление науки к естественному объяснению мира ведет к отказу от веры в Бога, которую И. Кант рассматривал в качестве необходимой основы морали. Размышление над этими проблемами привели И. Канта к идее критического переосмысления принципов научного познания, которое позволило бы показать ограниченность науки и тем самым пресечь ее попытки поглотить мораль и религию.
    1. Феномен И. Ньютона: научные, философский, религиозные аспекты творчества


    Философские воззрения. Онтология. В ньютоновской картине мира природа оказывается огромным механизмом (типа часов). Все природные тела состоят из мельчайших неделимых частиц – корпускул (атомов), движущихся или покоящихся в пустоте (пространстве). В основе всего происходящего в мире лежит закон всемирного тяготения: сила притяжения прямо пропорциональна массе тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. По Ньютону, сила тяготения действует через пустоту. О природе силы тяготения Ньютон говорил, что выяснить это ему не удалось, а "гипотез я не измышляю".

    Целесообразное устройство природы, мировая гармония в ней с очевидностью свидетельствуют о наличии премудрого и всемогущего Господа Бога – создателя этого мира. Но о Нем мы ничего не можем утверждать, помимо того, что Он существует.

    Однако проблемы теологии Ньютона все-таки интересовали. В конце жизни он увлекся истолкованием библейских пророчеств.

    Учение о пространстве и времени. Движение всех тел происходит в пространстве и времени. Ньютон ввел понятия абсолютного и относительного пространства и времени.

    Относительное пространство – это расстояние между телами, которое мы можем измерять с помощью измерительных инструментов (линеек, метров и т.п.), а относительное время – это время между различными событиями, которое мы можем измерять с помощью часов.

    Абсолютное пространство и время – это скорее математические абстракции, чем нечто реально существующее. Они совершенно не взаимодействуют с материальными телами, не оказывают на них никакого влияния и сами не испытывают влияния. Они однородны и бесконечны (пространство – по трем направлениям, т.е. в длину, глубину и ширину, а время – по одному, т.е. от прошлого к будущему). Поясняя представления Ньютона об абсолютном пространстве, можно предположить, что это пространство как бы размечено декартовой сеткой координат, и все перемещения тел могут быть отслежены на фоне этой сетки. Но отследить их может только некий Абсолютный наблюдатель (Господь Бог).

    Научный метод. Ньютон выступил против домыслов натурфилософов и метафизиков, изобретающих многочисленные сущности и силы для объяснения природы (и, в частности, против умозрительной теории вихрей Декарта). Ньютон считал, что на смену фантазиям и догадкам должен прийти строгий научный метод исследования природы, опирающийся на опыт.

    Научные законы устанавливаются путем индукции, обобщающей данные многочисленных экспериментов, причем эти законы допускают математическое выражение и могут быть обобщены в систему согласованных теоретических знаний. Из известных законов теперь уже дедуктивным путем могут быть получены новые конкретные знания (схема 106).

    Развивая научную методологию, он предложил свою систему "правил для философского рассуждения", причем у Ньютона (в отличие от Декарта) это правила, тесно связанные со структурой бытия – "онтологическими допущениями" (табл. 64).

    1. Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений (бритва Оккама) (Простота природы. Природа ничего не делает напрасно, и излишне делать с помощью многого то, что можно сделать малым; ведь природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей)

    2. Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять одними и теми же причинами (Единообразие природы, природа ведет себя сходным образом в самых различных местах – свет от огня в очаге и от Солнца, дыхание человека и животного имеют, соответственно, единые причины)

    3. Свойства тел, не допускающих ни постепенного увеличения, ни постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших экспериментов, должны рассматриваться как универсальные

    4. В экспериментальной философии суждения, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине, несмотря на противоположные гипотезы, которые могут быть вообразимы, до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления, благодаря которым эти суждения или уточнят, или отнесут к исключениям


    1. 1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта