Философия. ФИЛЭКЗ. Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений
Скачать 141.21 Kb.
|
Предмет, общая характеристика, основные проблемы истории и философии наукиФилософия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях. Предмет философии науки - изучение общих закономерностей и тенденций развития научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний, рассматриваемых в их историческом развитии и в отношении с исторически развивающимся социально-культурным контекстом. История науки является эмпирической базой философии науки, а философия науки - теорией развития истории науки. Если главная задача науки - поиск истины, то задача философии науки - выяснение, как возможно постижение истины, как оно происходит. Основная проблемы философии науки: Ф. Франк: как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам? К. Поппер: как возможно рассудить, оценить, обосновать далеко идущие притязания конкурирующих теорий? Так же относятся вопросы о критериях научности и отличиях научного и ненаучного знания, детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные выводы, какова логика научного исследования и модели развития науки и пр. Все они вытекают из центральной проблемы философии науки — проблемы роста (развития) научного знания. Центральная проблема философии науки – проблема роста (развития) научного знания. Решение этой проблемы предполагает исследование трех основных вопросов: 1. Как возникает наука (прошлое науки); 2. Как развивается и функционирует наука в определенных социокультурных условиях (настоящее науки); 3. Каковы перспективы развития науки (будущее науки). Структура философии науки: • Методология науки – учение о принципах и методах получения знаний. • Логика науки – учение о логических средствах научного познания. • Социология науки – учение об особенностях взаимодействия социальных групп, участвующих в научной деятельности, о месте человека в науке. Задачи философии науки: • Исследование соотношения философии и науки на разных исторических этапах развития общества и в разных социокультурных условиях. • Исследование факторов развития научного знания. • Исследование границ и возможностей научного знания. Вопросы философии науки касаются осмысления общих характеристик системы научного знания, общих характеристик процесса получения этих знаний, общих особенностей науки, как формы духовной культуры, форм и структур организации процесса научных исследований. Существует несколько проблем: - Проблема происхождения науки - Проблема периодизации науки Значение науки в культуре и ее отличие от искусства, религии, повседневного сознанияНа протяжении всей истории культуры человек вырабатывал различные способы познания мира. Наука - один из таких способов познания, который возникает в ответ на потребность получения объективного, истинного знания о мире и вносит существенный вклад в развитие культуры. Влияние культуры выражается в: 1. В культуре сконцентрирован исторический опыт духовного освоения человеком мира. Чем выше культурный уровень развития общества, тем более развита наука. 2. Культура во многом определяет историческую потребность общества в науке и даже возможность её развития. 3. Посредством культуры устанавливается связь между научными открытиями и способностью общественного сознания воспринять эти открытия и дать им достойную оценку. С развитием научного знания наука изменяет производство, обогащает материально-техническую среду существования человека. Научные открытия трансформируют не только окружающую среду, но меняют и самого человека, его картину мира, ценности, традиции, установленные общественные нормы и правила. Плодами всех этих перемен является возможность видоизменить культуру как целостную систему. Сравнение науки с другими разделами культуры: С религией Познание окружающего мира может быть не только научным, но и религиозным. Наука и религия издавна влияли на общественное сознание, причем религия всегда уделяла внимание проблеме познания окружающего мира. Но между наукой и религией существуют серьезные различия, коренные из которых состоят не в объектах суждений, а в методах решения поставленных задач. Водораздел между наукой и религией проходит в соответствии с соотношением в них разума и веры. В науке преобладает разум, но в ней имеет место и вера, без которой познание невозможно – вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности разума и в способность научного знания отражать действительность. В науке главное внимание обращено на эмпирическую реальность, в религии – преимущественно на внечувственное. Религиозное знание принципиально отличается тем, что оно ниоткуда не выводится. Методологический принцип науки состоит в постоянном совершенствовании достигнутого – ученый готов согласиться с неполнотой взглядов не только своих предшественников, но и своих собственных. Религия же исповедует диаметрально противоположный методологический принцип: она постоянно борется за сохранение и канонизацию достигнутых результатов. С искусством Принципиальное различие художественного и научного знания заключается в том, что: 1. Научное знание всегда выражено в понятиях. Художественное знание выражено в художественных образах. 2. Научное знание объективно и в силу этого общезначимо. Искусство представляет личностно-эмоциональное, субъективное видение мира. 3. Научное знание воплощено в учебной литературе, ему можно научиться. Искусству создания художественных образов нельзя научиться, поскольку в них воплощается творческое вдохновение, личностные смыслы. 4. Научное знание нацелено на практическое использование, на преобразование действительности. Искусство главным образом обращено к переживанию. Повседневное сознание Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно как обобщение позитивных результатов деятельности, опыта, повторяющегося в течение жизни как одного человека, так и многих поколений людей. Иногда обыденное знание противоречит научным положениям, препятствует развитию науки, выступая как предрассудки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Иногда знание повседневного опыта фиксируется в неявном виде как традиция и руководит действиями субъекта без словесного определения некой нормы. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют определенное знание, но никак не прописывают теорию его получения и существования |