Философия. ФИЛЭКЗ. Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений
Скачать 141.21 Kb.
|
Философия и наука у досократиковШколы: Милетская школа: Фалес (все произошло из воды, земля плавает на воде, словно дерево). Анакмисандр (источник всего – божественное беспредельное начало, возникновение мира – борьбы противоположностей, жизнь зародилась во влажном иле, мир цикличен). Анаксимен (вещи из воздуха, метод аналогии, первовезщество – и источник и субстракт). Пифагорейцы (Пифагор ввел понятия философии и космоса). Большое влияние фундоментальных противоположностей. Исходное состояние мира – беспредельное начало. В пустоте появилась единица. Гераклит – ОСНОВАТЕЛЬ ДИАЛЕКТИКИ. Единая первооснова. Ксенофан мир вечен, но подвержен периодическим изменения. Нет единой первооснновы. Школа элеатов Парменид Зенон Мелисс Атомизм Всю историю греческой философии подразделяют на два периода: досократовский и послесократовский. Досократики – новоевропейский термин, обозначающий ранних греческих философов 6–5 вв. до н.э., а также их ближайших преемников. Термин укрепился благодаря труду немецкого филолога Г.Дильса «Фрагменты досократиков», в котором впервые были ссобраны фрагменты из утраченных сочинений досократиков. Цель досократовской философии – поиск истинного источника мироздания и познание его основных законов. В этот период выделяют следующие школы: Милетская школа Милетскую школу – первую древнегреческую научно-философскую школу досократиков основал Фалес Милетский. Помимо философии Фалес занимался изучением астрономии, гидроинженерией, физикой. Фалес много путешествовал и был знаком с основными открытиями ученых не только Греции, но и Египта, Финикии и других государств. Постоянное приумножение знаний и проведение своих собственных опытов позволило ему в итоге прийти к своей концепции мира. Он полагал, что Земля и все существующее на ней возникло из воды. Планета окружена мировым океаном со всех сторон, но она не может утонуть, а плавает на поверхности, как деревянный диск плавает на поверхности водоема. По мнению Фалеса, все предметы и вещества в некоторой степени живые – они наделены душой, так же как люди и боги, обитающие в космических просторах. Продолжателями традиций Милетской школы были Анаксимандр и Анаксимен. Анаксимандр полагал, что источником всего живого является не вода, а некое первовещество – апейрон. Оно материально, но беспредельно, его невозможно выделить и изучить. Земля неподвижна, и стоит в центре мира. Все живые существа вышли на сушу, поднявшись с морского дна, и в него же должны уйти. Анаксимен развил идею Анаксимандра о воздухе, как источнике жизни. В его представлении воздух – божественное дыхание, пневма. Оно поддерживает планету и парящие в космосе Луну и звезды. Элейская школа Следующая древнегреческая философская школа существовала в 580-430 г до н. э - Элейская. Ее представители продолжали развивать учение Фалеса Милетского. Среди подвижников Элейской школы выделяют Парменида, Зенона Элейского и Мелисса Самосского. Элеаты были строгими рационалистами – они считали человеческий разум основой познания. Их основным объектом изучения было бытие. Парменид впервые дал определение понятию «бытие» в своей поэме «О природе». Согласно ему, бытие – это то, что есть. Оно едино и неподвижно. Бытие не делится на части и не изменяется. Благодаря элеатам, появилось разделение мысли и чувства. С помощью мысли можно познавать существующее, в то время как чувства – более тонкая материя, знакомящая человека со скрытыми явлениями. Из учения элеатов возникла идеалистическая диалектика – направление в философии, для которого первичен дух, а материя вторична. Пифагорейский союз В одном историческом периоде вместе с Элейской школой существовала еще одна – Пифагорейский союз. Это – религиозный орден, состоящий из последователей Пифагора. Пифагорейское учения базируется на принципе справедливости. Пифагор первым ввел в научную среду понятие «космос» – прекрасный порядок. В его представлении мир – прекрасен и гармоничен, подчинен закону последовательности. Пифагорейцы интересовались числами – в цифрах они видели выражение абсолютной гармонии: единства во множестве и множества в единстве. Все природные и небесные явления цикличны и повторяются спустя точное количество времени. Также, пифагорейцы искали гармонию в геометрических построениях, музыке, космологии. Их философия базируется на принципе противоположностей: предела и беспредельного. Через беспредельное, божественное начало, определяется предел, а без определения предела невозможно беспредельное существование. Пифагорейцы делились на две группы: акусматики и математики. Первые изучали религиозные направления и жилы обособлено, а вторые занимались развитием науки и активно преподавали желающим научные дисциплины. Школа Гераклита Школа Гераклита, существовавшая в 4-5 веке до н.э., изучала космос. По мнению Гераклита, он – бесконечен и упорядочен. Космос существует сам по себе, у него нет создателя. Все космические процессы воспроизводятся автоматически и жизнь в космосе никогда не прервется. Атомизм Важным этапом развития досократской философии было учение Демокрита – атомизм. Его примерные годы жизни – период с 460 по 370 год до н. э. Атомическое учение основали два философа: Левкипп и его ученик Демокрит. Согласно их представлениям, мир состоит из пустоты и атомов – мельчайших, невидимых глазу частиц. Атомы однородны и непроницаемы, они имеют определенную формы. Они не поддаются исчислению, а пустота – измерению. Все в природе состоит из атомов. Свойства конкретного предмета или вещества определяются формой атомов, из которого оно создано. Причина существования жизни, по мнению Демокрита, беспрерывное движение атомов и их постоянные соприкосновения. Атомизм стремится объяснить движение и изменение, которое отрицалось элеатами, придерживавшимися учения о неподвижности бытия. Досократская философия позволила досконально изучить природу. Древнегреческие философы создали базу знаний, на основании которой впоследствии была изучена Солнечная система и созданы достоверные астрономические атласы. Также, досократики были первыми учеными, которые пытались дать определение материи, движению, познанию и бытию. Это задало направление философствованию на последующие периоды развития науки и общества. |