Главная страница
Навигация по странице:

  • Диалектическая концепция

  • Основа взаимосвязи – единство общих, всеобщих и частных законов

  • Влияние философии на науку определяется следующими факторами. Первое

  • Философия. ФИЛЭКЗ. Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений


    Скачать 141.21 Kb.
    НазваниеНаука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений
    АнкорФилософия
    Дата19.12.2021
    Размер141.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛЭКЗ.docx
    ТипДокументы
    #309257
    страница7 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   21

    Философия и наука: история взаимоотношений (дуалистическая и диалектическая концепции)


    Дуалистическая концепция проповедует дуализм между философией и наукой, абсолютное их равноправие и самодостаточность каждой из них, отсутствие внутренней взаимосвязи и взаимовлияния между ними в процессе развития и функционирования. Развитие, функционирование частных наук (особенно естествознания) и философии идет как бы по параллельным курсам и в целом независимо друг от друга.

    Сторонники обосновывают свои взгляды тем, что полагают, что у философии и науки свои, совершенно несхожие предметы и методы, исключающие саму возможность сколько-нибудь существенного влияния философии на развитие науки и обратно. В конечном счете они исходят из идеи разделения всей человеческой культуры на две разные культуры: естественно-научную и гуманитарную. Философия в этом разделении относится к гуманитарной культуре, наряду с искусством, религией, моралью, историей и другими формами самоидентификации человека.

    С точки зрения гуманитарного видения философии ее главным предметом является человек и его отношение к окружающим событиям: Богу, космосу (природе), обществу, другим людям и, наконец, к самому себе.Отношение человека зависит не столько от характеристик окружающего мира, сколько от целей. Отношение человека к миру не выводиться из знания этого мира, а задается.

    Строгий логический язык чужд философии, он ближе к поэзии, живописи. Никакая система ценностей не может стать принятой им, пока не будет пережита на личном опыте.

    Не только конкретные науки ничего не могут дать философии для решения ее проблем, но и философия ничего не может дать науке.

    Недостаток концепции – отрицание диалога, что лишает и философию и науку развития.

    Диалектическая концепция

    Познание – всегда результат диалога. Диалог появляется у Сократа (устный диалог), письменный диалог – у Платона.

    Суть концепции – утверждение взаимосвязи между наукой и философией и их взаимодействие как равнозначных. Основа взаимосвязи – единство общих, всеобщих и частных законов. Философия и наука дополняют друг друга в рамках целого.В отличие от иных концепций, диалектическая концепция настаивает на равноправии философии и науки как взаимодействующих систем знания.Хорошо известно, что многие мыслители одинаково успешно проявляли себя и на философском поприще, и в области науки, равно как и то, что многие выдающиеся ученые-теоретики написали немало блестящих книг по философии в целом и по философским проблемам естествознания.

    Философское знание является умозрительным, но менее доказательным, чем частное научное знание.

    Влияние философии на науку определяется следующими факторами. Первое – зависимость от уровня научного познания (эмпирический или теоретический). На теоретическом уровне такое влияние сильнее, т.к. на этапах возникновения и обоснования теории имеет место её связь с философией. Ученые-теоретики чаще обращаются к философии. Второе – различным является влияние философии на эволюционной стадии развития науки и в период научных революций, когда происходит отказ от ранее принятых научных теорий, разработка новых теоретических оснований и их обоснование. Здесь наука становится открытой к философии. Особенно это относится к глобальным научным революциям, когда происходит смена общей картины мира. Например, научная революция в эпоху Нового времени (Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон) – становление классической науки, революция в науке в конце XIX – начале ХХ вв.
    1. Античная культура, наука и философия: общая характеристика взаимоотношений


    Античность – история и культура Древней Греции и Древнего Рима от возникновения первых древнегреческих государств в конце 3-2 тысячелетия до н.э. и до падения Римской империи и завоевания Рима варварскими племенами в 5 веке н.э.

    Для Аристотеля наука была чем-то вроде прикладной философии; Стагирит и называл ее «второй философией», чтобы отличить от «первой философии», «мудрости», которая занималась изучением самых первых причин и «начал», включая и такое, как живой Разум-бог — последнее основание всего сущего.

    В практическом отношении, считает Аристотель, вторая философия ценнее первой; с точки зрения мышления наоборот: все науки, утверждается в «Метафизике», более необходимы, нежели первая философия, но лучше — нет ни одной. Известно, что именно Аристотель и его ученики, опираясь на значительную помощь со стороны Александра Македонского, создали первые образцы античных наук.

    Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.

    1). Большинство философов этого периода основой всего сущего считал Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела . Космос вечен, абсолютен, кроме того ничего нет. Он един, одухотворён. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен.

    2). Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира.

    3). Античная философия не проводила чёткого различия между фактором бытия и смыслом бытия.

    4). В этой философии были заложены основы диалектики.

    5). В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания.

    6). В античной философии была разработана концепция не страдающего, а действующего человека, социальность которого вытекает из его природы.

    7). Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности.

    8). В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов.

    Практически во всех науках в период античности принимали активное участие и делали множество открытий и изобретений практически одни и те же люди – Аристотель, Демокрит, Герон, Евклид, Гераклит и многие другие. Это наводит на мысль о взаимосвязи фактически всех существующих на античном этапе наук, когда многие науки ещё не были обособлены и представляли собой ответвления друг от друга. Основой всего была Философия, к ней обращались, из неё исходили и на неё опирались все науки античности. Философская мысль была первоосновой.

    Историческое значение античного периода в истории науки можно свести к следующим положениям:

    1.Здесь был сформулирован критерий научности знания, действующий до сих пор: наука — это рациональное, доказательное знание.

    2.Античными учеными и философами были заложены основы большинства фундаментальных наук о природе, обществе и человеке, представлены первые системы классификации наук.

    3. Научная мысль этого времени еще не выделилась из философии.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   21


    написать администратору сайта