Главная страница

Философия. ФИЛЭКЗ. Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений


Скачать 141.21 Kb.
НазваниеНаука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений
АнкорФилософия
Дата19.12.2021
Размер141.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФИЛЭКЗ.docx
ТипДокументы
#309257
страница9 из 21
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21

Философия и наука афинской школы



В учении Платона осуществляется синтез философии досократиков с философией Сократа. В результате Платон создает всеобъемлющую философскую систему, которая раскрывает космос как диалектическое единство духовного и физического. Взгляды Платона изложены в его произведениях («Федон», «Пир» и «Государство»). Платон является основателем Академии, главного философского заведения античности.

Платон рассматривает космос как живой организм, у которого есть ум, душа и тело. Космический ум предстает как совокупность мыслей или понятий, которые Платон обозначает термином «идея». Идея - это общее понятие, которое у Платона становится активно действующей духовной субстанцией.

Аристотель, ученик Платона, создал оригинальный вариант платонизма, в котором получили дальнейшую разработку основные идеи Платона. Произведения Аристотеля «Метафизика», «Физика», «Политика». Он также был учителем крупнейшего полководца Александра Македонского и основателем Ликея.

Физика Аристотеля рассматривает важнейшие проблемы движения, пространства и времени. В середине космоса находится неподвижная земля, вокруг которой расположены три других элемента: вода, воздух и огонь. Вокруг земли вращаются сферы солнца, луны и пяти планет. Крайняя сфера - небо неподвижных звезд. Каждый из пяти элементов определяет существующие виды движения.

Душа является формой и состоит из трех частей: растительной, животной и разумной. Разумная часть души, взятая вместе с животной (волевой) распадается на теоретическую и практическую. Аристотель доказывает, что для добродетели нужны не только знания (теория), но и соответствующие действия (практика).
  1. Философия и наука эпохи эллинизма


Начинается эллинистическая эпоха с первого похода Александра Македонского на Восток в 334 г. до н. э. и завершается в 30 г. до н. э. полным подчинением Римом птолемеевского Египта.
В области философии обозначился спад, но произошло бурное развитие в в гуманитарных и естественных науках.
Невероятному расцвету всех областей знания способствовали разные факторы, но все они, так или иначе, связаны с последствиями походов Александра Македонского, спровоцировавших глобальное смешение культур. Греки получили доступ к знаниям покоренных соседей. Правящие монархи для управления державами, для ведения продолжительных и многочисленных войн нуждались в применении новых эффективных методов и средств и могли их получить лишь используя результаты научного знания.
Бурное развитие науки и практическое применение ее результатов способствовало окончательному отделению науки от философии и выделению ее в самостоятельную сферу человеческой деятельности. Александрия в Египте стала центром научной мысли того времени. Там впервые возникло государственное научное учреждение – Музей (Мусейон), где трудилось множество ученых и философов. При нем была самая крупная библиотека античного мира.

В эллинистическое время наблюдается дифференциация и специализация научных дисциплин.
Больших успехов достигли математика и астрономия.
Выдающие математики эллинистической эпохи: Эвклид, который создал «Начала» - математическую энциклопедию, в которой он систематизировал многие идеи своих предшественников. Изложенные Эвклидом математические знания легли в основу элементарной математики Нового времени и, как таковые, используются в средней школе до сих пор.
Архимед вычислил значение числа тс (пи) (отношение длины окружности к диаметру), заложил основы исчисления бесконечно малых и больших величин, решил отношение объема шара к объему описывающего его цилиндра, стал основателем гидростатики. Изобрел тип рычага, винт для подъема воды, планетария, приводившегося в движение водой и изображавшего движение небесных тел.

Величайшим достижением эллинистической астрономии была разработка Аристархом Самосским гелиоцентрической системы мира. Также Гиппархом была разработана геоцентрическая система, которая продержалась до Коперника. Эратосфен создал научную географию и первым измерил длину земного меридиана.

В Александрии располагалась школа естественных наук, где производилось препарирование трупов. Крупными светилами эллинистической медицины были Герофил из Халкедона и Эрасистрат из Кеосак. Ими были открыты нервная система и система кровообращения. Асклепиад из Прусы в I в. до н. э. прославился эффективным лечением больных с помощью диеты, прогулок, массажа и холодных ванн.

В связи с развитием точных наук, совершенствовалась и военная техника. В эпоху эллинизма возникли новые виды метательного оружия: катапульты и баллисты, стрелявшие большими стрелами и камнями.

Эллинистическая философия переориентировалась на проблемы этики и морали. Ведущие позиции заняли две крупные школы: стоиков и эпикурейцев.

Основателем стоицизма (слово происходит от названия цветного портика в Афинах) считался философ Зенон (ок. 335 - ок. 262). Помимо особенного видения мироздания, учение стоиков касалось проблем внешнего поведения человека. Независимо от социального положения, все люди духовно равны из-за причастности божеству, мировому логосу, поэтому для человека, стремящегося к добродетели, идеал должен состоять в соответствии природе. Путь к счастью преграждают аффекты, человеческие чувства. Избавиться от них можно лишь посредством аскезы, совершенного бесстрастия, апатии. Стоицизм имеет сходство с буддизмом, напоминая путь достижения нирваны. Дух Востока действительно мог оказать влияние на греков

Основоположником другого учения стал Эпикур, живший в то же время, что и Зенон, и написавший "Трактат о природе". Позднее произошло искажение понимания его философии, сведенной лишь к учению о наслаждении. По Эпикуру, все живое стремится к удовольствию, но истинное наслаждение есть отсутствие страдания и состоит в овладении внутренними инстинктами, а не в удовлетворении их, и добродетель - средство для достижения счастья.
  1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21


написать администратору сайта