КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
ФАКТОРЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ СТУДЕНТОВ В ТРАДИЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ С.А. Енина Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: eninasa@mail.ru Аннотация. В данной статье рассматриваются исследовательские компетенции в контексте профессионально-личностного развития студентов вуза культуры и искусств. Для студентов вуза важно наличие и поддержание развития исследовательской компетенции. Развитие происходит по принципам системности, профессиональной направленности, модульности и творческой активности. Ключевые слова: исследовательская компетенция, образовательный процесс, учебная деятельность, студент. 359 FACTORS AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING THE RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS IN THE TRADITIONAL EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY OF ARTS AND CULTURE S.A. Enina Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: eninasa@mail.ru Abstract. This article examines research competencies in the context of the professional and personal development of students of the university of culture and arts. It is important for university students to have and maintain the development of research competence. Development takes place according to the principles of consistency, professional orientation, modularity and creative activity. Keywords: research competence, educational process, educational activity, student. Подготовка кадров для сферы культуры осуществляется в высших учебных заведениях (институты культуры, академии, факультеты ряда университетов, вузы художественного творчества), а также в учебных заведениях средне-специального образования (колледжи, училища). Развитие профессиональных компетенций у работников сферы культуры является главной задачей вузов. Основными задачами вуза искусств и культуры является обеспечения студента необходимыми знаниями. Идентифицируя студента не как объект педагогических воздействий, а как субъект учебной деятельности, имеющий способность к саморегуляции учения и поведения. Н.А. Менчинская считает, что студент «не только объект, но и субъект обучения, который должен владеть собственной психической деятельностью в процессе приобретения и применения знаний, тем самым, обеспечивая саморегуляцию в ходе обучения»[1.c.68]. Осваивая новый учебный материал студент, обладая способностью к саморегуляции, становится соавтором учебного процесса вместе с преподавателем. В процессе обучения преподавателю необходимо гибко управлять учебной деятельностью, что максимально важно в преподавании культурологических дисциплин. При таком формате обучения формируются и реализуются способы самоконтроля, самодиагностики, самокоррекции процесса усвоения, что увеличивает активность и развивает способность к саморегуляции. Процесс обучения формирует единство передаваемого обучающемуся опыта и опыта, накопленного им в жизненной практике без специальных педагогических воздействий, т.е. в целом - субъектный опыт. Чтобы развить исследовательские умения нужно использовать в учебной деятельности метод проектов. Данный метод помогает самостоятельно систематизировать свои знания и ориентироваться в современном социально- культурном пространстве, находить новые способы обучения. 360 Базой проектного образования становится метод проектов. А именно: «все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить», - вот основополагающая идея метода проектов, которую вузы внедряют в образовательный процесс. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса решает ряд задач: - выполнение необходимых требований к уровню подготовки будущих специалистов сферы культуры; - повышения качества обеспечения учебного процесса; - внедрение новых образовательных стандартов по специальности; - подготовка рабочих учебных планов в соответствии с образовательными стандартами; - разработка современного информационного обеспечения и учебно- методического комплекса; - создание и внедрение новых современных технологий и методик преподавания учебных дисциплин. Все эти задачи, применяемые к вузу культуры и искусства, требует пояснения: возможность и необходимость профессиональной самореализации преподавателей и студентов предполагает осуществление не только исследовательской, но и художественно- исполнительской деятельности. В вузе искусств и культуры необходимо сформировать возможность для научного и творческого поиска, в связи с особенностью специфического комплекса образовательных дисциплин. Итог обучения в вузе искусств и культуры это духовно-нравственная и творчески развитая личность, с чувством ответственности, способная самостоятельно принимать решения, отличающаяся мобильностью, конструктивностью, готовая к межкультурному взаимодействию. И поэтому главная задача вуза обучения и воспитания поликультурной личности, которая обладает целостным и рационально организованным мировоззрением. Будущий специалист, обучающийся в вузе искусств и культуры должен обладать не только теоретическими знаниями этнокультурных традиций, но и иметь мировоззренческое, культурологическое осмысление с точки зрения форм организации как целостной системы, составляющей духовный мир, духовную культуру и миропонимание человека современной России. Практическое познание духовных ценностей и норм жизнедеятельности – главная задача специалиста сферы культуры. Традиционная культура помогает человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптирует к жизни и становиться источником прогресса. В связи с этим современное образование студента вуза искусств и культуры непременно должно быть направлено на формирование исследовательских компетенций, на изучение, освоение культурного фонда народа и его национальных традиций, восстановление их педагогических и социально-культурных функций. Будущий специалист, сталкиваясь с необходимостью решения данных проблем в сфере образования должен выходить на качественно новый уровень духовно-нравственного развития личности в современном технократическом обществе на основе традиций отечественной культуры. 361 Становление будущего компетентного специалиста в области культуры и искусства лежит через формирование исследовательских компетенций. В процессе обучения и профессиональной подготовки в вузе осваиваются и формируются исследовательские компетенции. Они служат той внутренней базой готовности и возможности специалиста-выпускника развить в себе те качества и компетенции, которые необходимы ему, чтобы стать настоящим профессионалом. Обучение творчески думающих специалистов возможно осуществлять через привлечение студентов к научно-исследовательской работе. Специалист, имея навыки исследовательской компетенции, может активно и продуктивно анализировать фактическую информацию, воплощать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии, а не только пользоваться готовыми, порой устаревшими, алгоритмами и фактами. В процессе обучения в вузе искусств и культуры каждый студент самостоятельно выполняет ряд различных работ: доклады, рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Степень сложности, выполняемых работ студентов должна увеличивается с нарастанием объема знаний. На первых курсах обучающиеся выполняют самые простые работы связанные с критическим обзором литературы, на более старших курсах работы должны иметь результат исследовательской деятельности и анализ, проделанной работы. При выполнении научно-исследовательских работ у студента формируются навыки: поиска, обработки и использования информации, освоение методов научно-исследовательской деятельности, умение отстаивать свою педагогическую позицию. Основная цель развития исследовательских компетенций у студентов вуза искусств и культуры это построение личностно-развивающей образовательной среды. Путь к профессиональному мастерству лежит через формирование исследовательских компетенций, которые стимулируют его к постоянному учению и совершенствованию в профессии, создают необходимый для мастерства элемент творчества и инновационный подход в работе. Список литературы 1. Замятин, А. М. Система оценки компетенций студентов ВПО. Обзор достижений и нерешенных задач / А. М. Замятин. // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 418-420. 2. Курушкина, С.А. Использование дистанционных технологий для формирования учебно- исследовательской компетентности [Текст] / С.А. Курушкина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2011. – №4. – С. 25-27. 3. Лукашенко, С.Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов // вестник ТПГУ. – 2011.- № 1– С. 100-104. 4. Рындина, Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория / Ю. В. Рындина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 228-232. — URL: https://moluch.ru/archive/24/2553/ (дата обращения: 14.01.2021). 362 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ ВОКАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА В.Н. Железнова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: jeleznova-alina@yandex.ru Аннотация. В данной статье рассматривается процесс воплощения сценического образа при исполнении русской народной песни. Описывается практический опыт автора, выделяются особенности изучения традиционного песенного материала, с которыми сталкивается вокалист. Статья будет интересна не только специалистам в сфере музыки, но и широкому кругу людей, любящих народную песню. Ключевые слова: русская песня, исполнитель, вокальное мастерство. PEDAGOGICAL EXPERIENCE OF STAGE IMPLEMENTATION OF VOCAL SKILLS V.N. Zheleznova Belgorod State Unversity of Arts and Culture e-mail: jeleznova-alina@yandex.ru Abstract. This article discusses the process of implementing a stage image when performing a Russian folk song. The author describes the practical experience of the author, highlights the features of studying traditional song material that the vocalist faces. The article will be of interest not only to specialists in the field of music, but also to a wide range of people who love folk songs. Keywords: russian song, performer, vocal skills. Довольно часто мы слышим народную мудрость, которая гласит – «В русской песне живет душа русского народа». С этим действительно нельзя не согласиться. Каждый раз, когда я слышу русскую песню, то она полностью завораживает меня, в сердце что-то замирает, сразу приходит осознание, что это наше родное, русское. Скорее всего, в этих композициях народно-песенного творчества привлекает слушателя именно простота, самобытность, и что самое важное – искренность, которая исходит от исполнителей.[6]. Русская песня несет в себе высокую духовную направленность, культуру нашей Родины и историю жизни прошлых поколений, которую очень важно сохранить в неизменном виде. Исполнение народной песни на сцене – это искусство, требующее знаний не только вокальной техники, но и развитие таких навыков, как актерское мастерство, ораторское искусство, хореография, сценическое движение, игра на народных инструментах[1]. Довольно трудно совмещать всѐ это во время выступления, особенно если оно сопровождается волнением, которое не всегда получается побороть. Важно понимать, что песня должна пройти через наше сердце, исполняться со всей душой, с нашими собственными переживаниями и эмоциями, тогда и зритель 363 сможет прочувствовать всѐ то, что мы пытаемся ему донести вместе с песней[2]. Процесс работы по сценическому воплощению народной песни проходит в несколько этапов: 1) Ознакомление с выбранной композицией, историей еѐ происхождения, местом записи, жанровыми особенностями, содержанием поэтического и музыкальных текстов, слушание лучших примеров еѐ исполнения и т.д. 2) Разучивание материала: освоение приѐмов вокальной техники, манеры и стилистики исполнения, особенностей диалектного произношения текста. 3) Создание сценического образа, работа над раскрытием замысла произведения, выстраивание драматургической композиции в контексте стилистики произведения. 4) Репетиционная работа, исполнение с концертмейстером, перед зеркалом (для оценки выражения лица, позиции артикуляционного аппарата, движению рук, ног, корпуса), в сценическом костюме, с элементами хореографии, на сцене концертного зала. Железнова Алина – солистка образцового коллектива любительского художественного творчества фольклорного ансамбля «Ладушки» знает это на своем личном опыте, так как учится исполнению народной и традиционной фольклорной песни с самого детства. Я, ее мама и одновременно педагог – Железнова Валентина Николаевна, в 2005 создала свой коллектив на базе детского сада № 110 г. Курска, где Алина занимается уже на протяжении 15 лет, стараясь с каждым годом всѐ больше погружаться в народное творчество, в богатейшие сокровища русской культуры прошедших лет. В очень юном возрасте мою дочь заинтересовало искусство исполнения народной песни. Она слушала выступления великих певиц – Людмилы Зыкиной, Надежды Плевицкой, Лидии Руслановой, Ольги Воронец, Александры Стрельченко, и все они, безусловно, вдохновляли ее своим пением. Я сразу поняла, что она тоже хочет выступать на большой сцене, дарить людям русскую народную песню. На ее творческом пути было очень много конкурсов: городских, областных, всероссийских, международных, где она демонстрировала своѐ мастерство и накапливала опыт из раза в раз, становилась неоднократно победителем, получала различные награды. В возрасте 8 лет Алина получила диплом Губернатора Курской области и была удостоена своей первой Губернаторской стипендией, которую получает и по сей день. Участвуя в конкурсах, ей всѐ больше нравилось находиться на сцене, всѐ интереснее было получать личный опыт выступлений и узнавать что-либо новое, делать работу над своими ошибками после замечаний членов жюри. Это помогало Алине становиться более профессиональной исполнительницей, и подтолкнуло на продолжение обучения в колледже, связанным со сферой народного искусства. 364 В 2018 году она поступила в Суджанский техникум искусств, который в 2019 году получил статус колледжа, а в 2020 году ему было присвоено имя Надежды Васильевны Плевицкой – нашей землячке, уроженке с. Винниково, Фатежского района, исполнительницы русской народной песни, которая первая исполнила еѐ на эстраде. Преподаватели и студенты этого учебного заведения стараются сохранять традиции Курского края. Именно в Суджанском колледже искусств существуют различные формы народного искусства во всѐм их разнообразии и богатстве: фольклорное песенное творчество, старейшее гончарное производство, узорное ткачество и ковроделие. Сейчас Алина является студенткой третьего курса отделения «Сольного и хорового народного пения», и ей очень нравится обучаться этому искусству, интересно узнавать о старинном творчестве наших предков, слушать и петь народные песни, изучать стилевые традиции различных регионов, знакомиться с особенностями быта и жизни русской глубинки. Если говорить о трудностях, с которыми приходится сталкиваться исполнителям на конкурсах и концертах, то на своѐм опыте, могу сказать, что они появляются далеко до выхода на сцену, начиная с поиска и подбора репертуара. Так как народная песня довольно многогранна, и, выбирая еѐ, нужно учитывать свои голосовые навыки и возможности диапазона, возрастные особенности, текстовые составляющие произведения и т.д. Далее идет кропотливая работа над песней на многочисленных репетициях, чтобы довести еѐ до того результата, который можно выставлять на суд профессионального жюри. Оттачивая своѐ мастерство, Алина работает перед зеркалом, которое помогает ей видеть себя, свои эмоции, речевой аппарат, выразительность взгляда, перемещение рук, танцевальные движения. Создавать образ нужно как раз во время репетиций в классе, важно пропускать его через себя. Для большего эффекта помогают элементы народного костюма (например, шаль) или традиционные инструменты (кугиклы, балалайка). Большую роль во время исполнения народного произведения играет инструментальное аккомпанирующее сопровождение. Мы – певцы русской народной песни, тесно связаны с концертмейстерами, в отличие от эстрадных вокалистов, которые поют под фонограмму. Много времени уходит на то, чтобы спеться и сыграться с аккомпаниатором, или несколькими музыкантами (например, это может быть оркестр народных инструментов). Важно почувствовать песню совместно, чтобы композиция звучала гармонично и целостно. Работая над вокальной техникой исполнения, важно поставить перед собой установку, составляющую сумму определѐнных навыков: - крепкая опора звука и певческое дыхание, помогающие плавно вести фразы, сделать звуковедение более ровным; 365 - хороший артикуляционный аппарат, который отвечает за дикцию, помогает сделать текст любой песни понятным и приятным для слушателя; - чистое музыкальное интонирование, высокая позиция звука; - способ пения «исходя от слова», он подразумевает четкое распевание открытых (как в разговорной речи) гласных звуков; - фразировка, и необходимая для этого гибкость голоса. Говоря о выборе репертуара, то Алине ближе произведения, имеющие сюжет, развитую драматургию. Именно в такие песни она полностью погружается, передает их характер в большей мере, создает сценический образ. К ним можно отнести, например, песню «Из – под камушка» в обработке В. Бурлакова, которая рассказывает целую трагическую историю. Здесь важны не только вокальные данные, но и актѐрская игра, которая нужна певцу при выступлении на сцене, так как зритель идѐт лучше на контакт, слушая и понимая, что хочет донести до него исполнитель через свой образ. Для вокалиста необходима эмоциональная отзывчивость и сопереживание слушателя. Чем выше профессионализм и сценическое мастерство певца, тем более понятно и доступно зрителю представлять то, о чем говорится в произведении. Формирование сценического образа вокалиста происходит на основе глубокого анализа музыкального и поэтического текста, а также характера и условий бытования жанра композиции. Правильное понимание темы песни поможет нам и с толкованием еѐ идеи. Каждый раз, перед выступлением, облачаясь в русский народный костюм, начинаешь чувствовать себя как-то особенно, ответственно перед памятью наших прабабушек и прадедушек, которые сохранили для нас - для своих потомков, то сокровище русской культуры, которое включает в себя предметы старины, музыкальные инструменты, утварь. Но главное, для исполнителей народной песни – это уникальный традиционный костюм, дошедший до нашего времени и сделанный своими руками, со всей душой, который мы с гордостью одеваем на выступления. Этот наряд придает нам уверенность, помогает в создании нужного образа и передачи характера произведения. По-моему мнению, плох тот исполнитель, который говорит о том, что никогда не боится и не волнуется перед выходом на сцену, это говорит о его несерьѐзном подходе к тому или иному мероприятию. Небольшое волнение присутствовать должно обязательно, но главное не переусердствовать с эмоциями, так как это может повлиять на само исполнение не в лучшую сторону. Важно, чтобы зритель получил удовольствие от происходящего на сцене, и по-доброму оценивал выступление артистов. Именно в такой обстановке хочется дарить людям радость и передавать свои эмоции в полной мере. Как мама Алины, знаю, что ей очень нравится участвовать в конкурсах, концертах, фестивалях, творческих лабораториях, мастер – классах, где 366 собираются участники из разных уголков нашей необъятной Родины – России, а также дальнего и ближнего зарубежья. Нам посчастливилось не раз бывать на таких мероприятиях и общаться с представителями других городов и стран, которые очень интересно рассказывают о своих традициях, костюмах, песнях и танцах. Именно тогда начинается обмен опытом и познавание истории других областей и регионов. На конкурсе, для нас, в первую очередь важен не дух соперничества и получение награды, а обмен полезной информацией среди конкурсантов, их преподавателей и, конечно же, членов жюри, которые нередко проводят мастер - классы на различные интересные темы. Русское народное творчество выделяется своим огромным богатством и многообразием. Важное место в культуре каждого народа занимает именно песня, которая сопровождает человека от его рождения до смерти. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье и о любви – всѐ это находило и находит отражение в традиционной народной песне. Содержание и характер народных музыкальных произведений определялись историческими условиями и бытом простых людей. Русские песни присутствовали во всех обрядах и считались необходимыми – во время свадьбы, убаюкивания детей (колыбельные), крещения, погребения, а также во время календарных праздников: святок (колядки), масленицы, при закликании весны (веснянки), Троицы, Ивана Купалы и др. Считалось, что если выполняются все обрядовые действия и сопровождаются особыми песнями, то будет, достигнут желаемый результат, произойдет ожидаемое «магическое действие». Русская народная песня всегда выражала в себе национальный русский характер, силу нашей любви к Родине. Это настоящее живое искусство русского народа, которое мы ценим и любим. И пока традиционная песня живет в нас, в наших сердцах, будет жить и величайшая культура нашей России. Список литературы 1. Антипова Л.А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощения фольклора. М., 1993. 2. Калугина Н.В. О сценическом воплощении народных песен, сборник вып. 17. М., 1985. 3. Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994. 4. Маркова П.В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. М., 1984. 5. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Ч.1. М., 1996. 6. Мешко Н.К. Искусство народного пения. Ч.2. М., 2000. 7. Пушкина С.И., Чернышева М.Б., Калугина Н.В. Народная песня звучит: Методика сбора, хранения и сценического воплощения фольклора. М., 1982. |