КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
ПРЕПОДАВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМАТЕ ЭИОС: СПЕЦИФИКА И ПОТЕНЦИАЛ Т.С. Журик, Е.А. Шерстюкова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: tomasergeevna@mail.ru e-mail: kri.100@yandex.ru Аннотация. В статье рассматривается потенциал технологий дистанционного обучения в преподавании творческих сценических дисциплин. Авторы обращаются к популярным электронным образовательным платформам, анализируют существующие инструменты электронных образовательных технологий на примере конкретных изучаемых дисциплин. Оценивают преимущества и недостатки использования данных технологий. Ключевые слова: ЭИОС, дистанционное обучение, сценические дисциплины, актерское мастерство, режиссура театрализованных представлений и праздников, сценическая пластика. TEACHING CREATIVE DISCIPLINES IN EIOS FORMAT: SPECIFICITY AND POTENTIAL T.S. Zhurik, E.A. Sherstyukova Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: tomasergeevna@mail.ru e-mail: kri.100@yandex.ru Abstract. The article examines the potential of distance learning technologies in teaching creative stage disciplines. The authors refer to popular electronic educational platforms, analyze the existing tools of electronic educational technologies using the example of specific studied disciplines. Assess the advantages and disadvantages of using these technologies. Keywords: electronic information and educational environment, distance learning, stage disciplines, acting, directing theatrical performances and holidays, stage plastic. В условиях современного информационного общества многие сферы деятельности человека подвергаются изменениям, осваивая цифровое и Интернет-пространство. Не исключением является и образовательный процесс. Статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2021 г.) обязует образовательные организации обеспечить реализацию образовательных программ с применением ЭИОС, дистанционных образовательных технологий [3]. В большинстве федеральных государственных образовательных стандартов также можно увидеть пункт об обязательном включении в образовательный процесс инструментов электронной информационно- образовательной среды. Еще в 2014 году Министерством образования России были разработаны и опубликованы на официальных государственных порталах методические рекомендации, касающиеся применения дистанционного обучения и электронно-информационных технологий в образовательном 368 процессе при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ [2]. Отталкиваясь от этого, можно утверждать, что информационно- образовательные технологии дистанционного обучения как неотъемлемый компонент образовательного процесса применяются в образовательных организациях уже достаточно давно. Однако, в связи с активным распространением пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, все мировое сообщество, в том числе и Российская Федерация столкнулись с необходимостью экстренно переводить очный режим обучения в полностью электронный формат в достаточно сжатые сроки на всех уровнях образования. Разумеется, при таком экстренном переводе образовательного процесса в Интернет-пространство в полном формате с трудностями столкнулись как представители педагогического состава, так и сами обучающиеся. Среди наиболее распространенных проблем в данный период можно выделить: Проблемы с техническим обеспечением образовательного процесса. В связи с огромным увеличением нагрузку на цифровые и электронные ресурсы, материально-техническая база многих образовательных организаций оказалась не готова к поступающему объему информации. Перед множеством образовательных организаций появилась задача расширения серверов и другого аппаратного обеспечения, расширения штата технических сотрудников. Перед разработчиками электронных образовательных площадок в свою очередь стояла задача отлаженной и максимально быстрой оптимизации своих интернет-площадок под различные устройства, операционные системы, версии браузеров, для того чтобы у каждого участника образовательного процесса, как у педагога, так и у обучающегося, был доступ к ЭИОС своей образовательной организации. Проблемы с достаточной квалификацией для работы в ЭИОС. Большинство образовательных организаций уже частично реализовывали образовательный процесс в дистанционном формате. Однако полноценный перевод обучения в такой формат на начальном этапе являлся достаточно стрессовым периодом для всех участников образовательного процесса. С целью минимизации данной проблемы, большинство электронных образовательных площадок на этапе разработки стремятся привести к интуитивно понятному интерфейсу. Одними из наиболее востребованных в 2020-2021 году можно назвать такие образовательные сервисы как: «Дневник.Ру», «Moodle», «Google Класс», «Российская электронная школа», «Мобильное электронное образование», «Учи.Ру», «Яндекс.Учебник», «Онлайн школа Фоксфорд», «ЯКласс», «1С: Школа онлайн», «Кодвардс» и многие другие. Все перечисленные площадки представляют собой комплексный набор инструментов для планирования и реализация учебного процесса в онлайн- режиме. В условиях обширной неблагополучной санитарно-эпидемиологической ситуации, ЭИОС затронула также один из самых важных периодов обучения в течение учебного года – а именно прохождение итоговых контрольных точек, сдача итоговых государственной аттестации, защита выпускных 369 квалификационных работ и т.д. Буквально на каждом уровне образования обучающиеся столкнулись и прошли новую для себя форму аттестации. Единого мнения, касающегося целесообразности образования в дистанционном формате нет, поэтому оценить однозначно данную форму с позитивной или негативной точки достаточно проблематично. Можно только отметить, что несмотря на возникающие трудности в сложившихся обстоятельствах, образовательный процесс удалось переформатировать в электронный формат и в сжатые сроки обеспечить продолжение его реализации. Однако, обращаясь к целесообразности и эффективности дистанционной формы обучения отдельно хочется рассмотреть дисциплины творческих специальностей, направленные на развитие исполнительской подготовки и сценической культуры обучающегося. Такие дисциплины более прочих требуют прямого общения между педагогом и обучающимся, постоянной обратной связи. Для того, чтобы наиболее объектно рассмотреть возможность полноценного образовательного процесса, направленного на получение творческих, сценических профессий, можно проанализировать возможный инструментарий, предлагаемый электронными образовательными площадками, возможность и целесообразность его применения на примере конкретных реально существующих дисциплин. На кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников Белгородского государственного института искусств и культуры по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (уровень бакалавриата) реализуются такие дисциплины как: «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Сценарное мастерство», «Искусство звучащего слова», «Актерское мастерство», «Режиссура театрализованных представлений на игровой основе», «Режиссура праздника», «Режиссура публицистического представления», «Режиссура эстрадных представлений», «Режиссура поэтического театра», «Вокальная подготовка», «Техника речи» и многие другие. Специальности среднего профессионального образования 51.02.02 «Социально-культурная деятельность (по видам)» вид «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных программ» включает такие дисциплины как: «Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений», «Сценарная композиция», «Основы актерского мастерства», «Словесное действие», «Сценическая пластика», «Постановка развлекательных программ», «Пластическая культура», «Методика работы с творческим коллективом», «Эстрадное пение» и т.д. Каждая из перечисленных выше дисциплин предполагает преимущественную или полноценную нагрузку в форме практических занятий, совместную активную работу педагога и обучающегося. Формой контроля дисциплин, посвященных освоению режиссуры театрализованных представлений и праздников в целом или отдельных ее видов, преимущественно является курсовой проект. Курсовой проект, как правило, представляет собой полноценную сценарно-режиссерскую разработку того или иного вида театрализованного представления и последующую ее 370 постановку, участие обучающихся в ней в качестве режиссеров и исполнителей. Поставленное в качестве курсового проекта театрализованное представление, по сути, является коллективным трудом, где каждый обучающийся проявляет себя в нескольких ролях, необходимых в его будущей профессиональной деятельности. Технологии дистанционного обучения позволяют обучающимся предоставить педагогу файлы любых форматов. Так, обучающиеся могут разработать и предоставить задуманную сценарно-режиссерскую разработку, включающую как сценарий, так и режиссерскую экспликацию своего курсового проекта. Педагог может исправлять присланные ему файлы, оставлять комментарии для студента-разработчика. В случае затруднения в процессе работы, электронная образовательная площадка позволяет обратиться к промежуточным версиям файла, проследить весь ход работы над ним. Это делает электронную образовательную площадку достаточно удобным способом для работы с файловой системой, документационным сопровождением курсового проекта. Однако, режиссура и практическая постановка разработанного театрализованного представления в условиях дистанционного обучения становится невозможной, лишая проект полноценной практической реализации, итогового продукта профилирующих дисциплин направления подготовки. Таким образом, вследствие невозможности провести постановочную работу, урезается одна из профессиональных компетенций, формируемых в результате изучения дисциплин, а именно часть: «осуществление на профессиональной основе режиссерско-постановочной деятельности, продюсирования в сфере театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры» [1]. Дисциплины «Сценарное мастерство» и «Сценарная композиция» не подразумевают практическую постановку какого-либо вида театрализованного представления. В ходе освоения дисциплины, обучающиеся изучают специфику разработки сценарных основ разных видов театрализованных представлений, разрабатывают сценарии, соответствующие драматургическим законам, специфике формы театрализованного представления, драматургическим законам, этическим и эстетическим нормам общества. Электронные образовательные технологии в дистанционном формате дают педагогу возможность поделиться с обучающимися основным теоретическим материалом и оказать базовую консультативную поддержку в ходе его изучения. Однако уже на первых этапах написания сценария – подборе материала, формировании идейно-художественного замысла, составлении сценарного плана требуется личное общение между педагогом и обучающимся. Составление идейно-художественного замысла, являющегося основой будущего сценария, требует детального изучения и глубокой проработки темы, выбранной студентом. Написание сценария является поэтапным процессом, где каждый последующий шаг строится на основе сделанной ранее работы. Поэтому на всех этапах написания сценария, начиная с самых первых, крайне важны общение между педагогом и обучающимися в формате живой беседы, диалога, возможность направлять и корректировать деятельность обучающихся в ходе работы, а не при получении конечного продукта. Инструменты дистанционного позволяют разместить теоретический материал занятий в 371 открытом для студентов доступе, организовать консультативную поддержку по отдельно возникающим вопросам, проверить и оценить конечный результат каждого из этапов работы обучающихся. Однако лишает возможности направления работы обучающихся своевременно, на этапе задумки, что снижает эффективность освоения дисциплины. Так, технологии дистанционного обучения могут быть достаточно эффективными в качестве вспомогательных инструментов при изучении дисциплин «Сценарное мастерство», «Сценарная композиция», существенно облегчая обмен материалами между педагогом и обучающимися, однако для полноценного освоения данных дисциплин требуется опора на традиционные занятия с возможностью проведения групповых занятий, командных упражнений, живой беседы. Дисциплина «Пластическая культура режиссера» построена на всевозможных тренингах и практических упражнениях. В дистанционном формате педагог может отследить выполнение упражнения, но комментарии и замечания выносятся уже после того, как обучающиеся отправят файлы в ЭИОС. Не своевременное исправление ошибок педагогом, в силу дистанционного формата обучение, приводит к не верному усваиванию материала обучающими. Возможен видео-урок, но объяснить и показать через экран правильность выполнения того или иного элемента, упражнения невозможно, не говоря уже о правилах безопасности, при которых обязательно присутствие педагога для подстраховки. Такие творческие дисциплины подразумевают выполнение коллективных тренингов на взаимодействие обучающихся в коллективе, что соответственно невозможно при работе через ЭИОС. В дисциплину «Пластическая культура режиссера» входят такие разделы, как «Сценический бой» и «Фехтование», в которых необходимо наличие партнера для выполнения упражнений. Такая дисциплина как «Методика работы с творческим коллективом» абсолютно выпадает из процесса обучения при дистанционном формате. Потому что от обучающегося требуется овладение навыком работы в коллективе и с участниками коллектива, что также невозможно в данных условиях. Основную аудиторную нагрузку творческих дисциплин чаще всего составляют практические занятия, т.е. занятия, которые подразумевают такую организацию образовательного процесса, при которой обучающийся под руководством педагога выполняет те или иные практические задания, направленные на приобретение навыков, необходимых в осваиваемой ими профессии. Именно во время практических занятий обучающиеся впервые учатся делать первые шаги в выполнении того или иного вида деятельности. Чаще всего первые шаги обучающихся требуют мягкой коррекции педагога на этапе их изучения. Систематично неправильно выполненное упражнение может закрепиться в мышечной памяти обучающегося и существенно затруднит образовательный процесс, требуя уже не только изучения новых технологий, но и корректировки неверно выученных шаблонов. Разработка сценарно- режиссерской экспликации без дальнейшей ее реализации и отсутствие 372 режиссѐрско-постановочной деятельности как таковой существенно урезает формируемые компетенции обучающихся в ходе образовательного процесса. Технологии дистанционного обучения могут быть включены в образовательный процесс изучения творческих сценических дисциплин в качестве вспомогательных инструментов. В качестве дополнительного пространства для образовательного процесса такие технологии позволяют обеспечить комфортный и быстрый обмен материалами между педагогическим составом и обучающимися, проверить выполненные задания, отследить процесс работы над тем или иным документом. Однако, дистанционные образовательные технологии не способны заменить обеспечить полноценную работу в коллективе, способность корректировать ошибки в процессе изучения нового материала. Инструменты дистанционного обучения могут и должны быть эффективным дополнением в традиционном процессе изучения творческих сценических дисциплин, но не способны стать его полноценной заменой. Список литературы 1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников : приказ Министирества образования и науки Российской Федерации от 06.12.2017 № 1181. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/510305_B_3_12012018.pdf (дата обращения: 15.01.2020). 2. Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ. – Москва. – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/pdspo/pismo06- 381.pdf (дата обращения: 15.01.2020). 3. Об образовании в Российской Федерации : ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.01.2020). МУЗЫКАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Г.Ю. Ильинская Губкинский филиал Белгородского государственного института искусств и культуры email: ilinskaya-galina@yandex.ru Аннотация. В статье автор постаралась сформулировать своѐ видение по отношению к развитию музыкально-педагогических компетенций обучающихся на современном этапе, рассмотреть интеллектуальные и гуманитарные аспекты личности студентов. Ключевые слова: компетенции, интеллект, аспекты, моделирование, общие и специальные компетенции. 373 MUSICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCES OF STUDENTS G.Y. Ilyinskaya Gubkin Branch Belgorod State University of Arts and Culture email: ilinskaya-galina@yandex.ru Abstract. In the article, the author tried to formulate her vision in relation to the development of musical and pedagogical competencies of students at the present stage, to consider the intellectual and humanitarian aspects of the personality of students. Keywords: competencies, intelligence, aspects, modeling, General and special competencies. Моделирование профессиональных компетенций студентов в профессиональном музыкальном образовании, должно быть выстроено на взаимосвязи целей профессиональной подготовки и принципов организации образовательного процесса, что повлияет на формирование компетентности, при подготовке социально адаптированных, конкурентоспособных выпускников музыкальных учебных заведений. Нужно сказать, что последние годы остро ставятся вопросы профессиональных компетенций самих педагогов-музыкантов, а следовательно нужно выделить следующие профессиональные компетенции педагогов. На первое место можно поставить исполнительскую деятельность, знание методических основ, музыковедческих, коммуникативных, владение познаниями в области литературы и искусства, владение информационно- коммуникационными технологиями. Но первостепенно следует выделить, что в нашей профессии, прежде всего, акцентируется внимание на развитие исполнительского мастерства. Профессия педагога - музыканта, вносит серьезные коррективы в представления студентов о тенденциях развития мирового музыкально- культурного сообщества и изменении профессиональных ориентиров, исследует ключевые компоненты в содержании профессии педагога-музыканта, ориентирует студентов на развитие конгруэнтных умений. Чтобы определиться с тем, какие компетенции необходимы в настоящее время, специалисту нужно постараться привить самостоятельность, способность принятия собственных решений, постоянного обновления своих знаний, применять развитие гибкости мышления и его системность. На практике существуют два основных вида компетенций. Общие компетенции – определяют широкую специфику, являются универсальными и востребованными всеми профессиями. Специальные компетенции, они необходимы для развития конкретно музыкального образования студентов. Например, в музыкальных учебных учреждениях изучается весь цикл общего направления (обществознание, психология, педагогика, основы безопасности жизнедеятельности, основы православия, мировая и отечественная культура). 374 К специальным компетенциям мы относим наши многочисленные профессиональные навыки. Это – умение владеть музыкальным инструментом, комплексом музыкально-теоретическим дисциплин, освоение новых компетенций родственных и дополнительных инструментов, дирижирования. В настоящее время настойчиво твердят эти новые термины: компетенции, модернизация, доктрина. Это связано с тем, что с развитием компьютеризации всего мира, изменились подходы ко всему процессу обучения и преподаватель осваивает иную роль в обучении и направлении своих воспитанников. В отличие от прежних времен, когда обучение было репродуктивным, те цели и методы в настоящее время оказались не дееспособны. И роль педагога уходит на второй план, оставаясь лишь в ипостаси «указки», вектора. Активность студентов направляется педагогом на процесс самостоятельного добывания знаний, их усвоения, исследования новых фактов, умение делать доступные выводы и обобщения, конкретизировать свои знания, выявлять и исправлять ошибки, неточности, планировать новые действия по овладению знаниями и умениями. Здесь нужно ещѐ отметить, что в процессе обучения студенты должны формировать кроме исполнительских компетенций, ещѐ и педагогические профессиональные компетенции. Не все выпускники средних специальных музыкальных заведений будут в будущем концертирующими исполнителями, большая часть выпускников идѐт работать в детские музыкальные школы преподавать. И здесь мне кажется, что при подготовке педагога-музыканта, не хватает ещѐ одной компетенции, отражающей специфику музыкально- педагогической деятельности, которая заключается в необходимости раскрытия духовного, эмоционального содержания произведений музыкального искусства. Духовность должна выступать основой профессионального становления студента, поскольку музыкально-педагогическая деятельность, прежде всего, направлена на приобщение к духовным ценностям и смыслам музыкального искусства. В процессе обучения студенту необходимо сформировать такие специальные компетенции, которые способны будут соотносить духовное содержание музыки с состоянием его внутреннего мира, к способам поиска и усвоения знаний о духовном, эмоциональном содержании музыкального искусства. Педагог-музыкант должен суметь донести до обучающегося всю палитру красоты музыкального искусства, которую сам ощущает. Вдохновить на поиск правильных методов звукоизвлечения и эмоциональный, душевный отклик ученика. Музыкант-педагог должен направлять деятельность своих подопечных на поиск и формирование своей интерпретации музыкальных произведений, возможности выражать себя через музыку. Именно специфику и духовную сущность музыкально-педагогической деятельности отражают профессиональные духовные компетенции. Формирование этих компетенций необходимо для становления будущего педагога-музыканта, является актуальной проблемой современной системы музыкального образования. 375 Нужно сказать, что развивая модель всесторонне развитого музыканта- педагога, необходим огромный арсенал музыкально-педагогических компетенций. Студент, в процессе обучения в учебном заведении, в полном объѐме набирает тот невероятно масштабный потенциал знаний и умений, который ему будет необходим в его музыкально-профессиональной карьере. В связи с тем, что обучение музыкально-исполнительским дисциплинам проходит в индивидуальной форме, то это даѐт возможность учитывать не только индивидуальные особенности развития музыкально-исполнительских навыков студентов, но и их потребности, мотивы, интересы, установки. Таким образом, можно развивать личностные качества в профессиональной деятельности педагога-музыканта, то есть художественно-образное мышление, эмоционально-волевые качества, артистизм и музыкальность Творческое, эмоциональное сотрудничество в работе со студентом, позволит добиваться больших результатов в процессе обучения, качественного освоения всех компетенций. Человек, способный мыслить некардинально, имеющий свою позицию, своѐ восприятие мира музыки и искусства, высокоинтеллектуальный, духовно эмоциональный, в скором ближайшем будущем будет востребован обществом. Список литературы 1. Анисимов П.В. Модернизация высшего музыкально-педагогического образования в России // Педагогика музыкального образования: Проблемы и перспективы развития: III Международная научно-практическая очно-заочная конференция (г.Нижневартовск, 19—20 апреля 2011 года) 2. Кармазина Ж.Б. Художественное самообразование учителя музыки как условие развития его профессиональной компетентности: – М., 2009 – 25 стр. 3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь 4. Кузнецова М. Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников /Кузнецова М.Д., Шадриков В.Д., Карпов А.В., Кузнецова И.В. – М.: Логос, 2011. - 327с. - ISBN978-5-98704- 597-8 5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М.: Министерство образования и науки Российской Федерации. |