КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
РАЗДЕЛ 7. ДИЗАЙН ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СПОСОБЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ДИЗАЙНЕ Е.Г. Архипенко, Д.В. Коханец Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: elenarhip80@mail.ru e-mail: maxidom73@mail.ru Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимодействия дизайна с элементами традиционных промыслов, результатом которого решается проблема в современном обществе, когда традиционные культурные ценности уже не могут равносильно соревноваться с современными тенденциями, которые порой несут в себе негативный посыл. Обе сферы по-своему многогранны, а это значит, что взаимодействовать друг с другом они могут по-разному, в зависимости от задач, которые стоят перед дизайнером и особенностей внешнего вида продукта. Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, дизайн, полиграфия, орнамент, фотография, логотип, знак, символ, дизайнер METHODS OF VISUALIZATION OF ELEMENTS OF DECORATIVE AND APPLIED ART IN DESIGN E.G. Arkhipenko, D.V. Kohanets Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: elenarhip80@mail.ru e-mail: maxidom73@mail.ru Abstract. The article is devoted to the problem of interaction of design with elements of traditional crafts, the result of which solves the problem in modern society, when traditional cultural values can no longer compete with modern trends, which sometimes carry a negative message. Both areas are multi-faceted in their own way, which means that they can interact with each other in different ways, depending on the tasks that the designer faces and the features of the product's appearance. Keywords: decorative and applied art, design, printing, ornament, photography, logo, sign, symbol, designer В последнее время современное общество сталкивается с рядом проблем морально-этического и воспитательного характера. Суть их заключается в том, что традиционные культурные ценности уже не могут равносильно соревноваться с современными тенденциями, которые порой несут в себе негативный посыл. Таким образом, появляется необходимость более активной пропаганды национальной культуры в массы. Одним из способов такой пропаганды является объединение современного понятия дизайна с элементами традиционных промыслов. 12 Очевидно, что декоративно-прикладное искусство и полиграфия в современном мире должны взаимодействовать по целому ряду причин, обозначенных ранее. Как показало аналитическое исследование, обе сферы по- своему многогранны, а это значит, что взаимодействовать друг с другом они могут по-разному, в зависимости от задач, которые стоят перед дизайнером и особенностей внешнего вида продукта. Поэтому, на этом этапе исследования, встает очень важный технический вопрос, который требует отдельного внимания: каким образом можно использовать элементы декоративно- прикладного искусства в полиграфической продукции? Чтобы выявить подходящие способы и средства достижения поставленной цели, необходимо прибегнуть к тщательному и вдумчивому анализу. Способов синтеза декоративно-прикладного искусства и полиграфии много. Одним из основных, самых простых способов, является фотография. Правильно подобранная, качественная, композиционно верная и приятная по колориту фотография может быстро дать зрителю необходимый информационный посыл и эмоциональный заряд. Если нужно продемонстрировать процесс создания продуктов декоративно-прикладного искусства, то это могут быть фотографии мастеров, увлеченных работой, инструментов, продуктов на этапе разработки. При этом, должно быть очевидно, чем человек занимается, либо что это за продукт, для чего предназначены инструменты. Если нужно прорекламировать непосредственно сам продукт, актуально использовать фотографии этого или подобных ему изделий в разных ракурсах, с интересной фокусировкой на деталях, крупным планом или фото в интерьере. Важно, чтобы фото соответствовало назначению полиграфического изделия. Например, если это рекламный буклет, демонстрирующий изделия из дерева ручной работы, совершенно очевидно, что его главное назначение – продать товар. Поэтому, уместно подобрать фотографии, которые привлекут как можно больше потенциальных покупателей – например, в стильном интерьере, который подчеркнул бы красоту изделия и его актуальность на сегодняшний день. Если это учебное пособие, акцент в фотографиях должен стоять на технологии и нюансах изготовления. Фото – это серьезный инструмент воздействия на подсознание. В коммерческой рекламе большинство потребителей отдают свое предпочтение фотографиям, а не рисункам, поскольку они точнее передают образ товара, следовательно, вызывают больше доверия. Так возникает эффект «достоверности уподобления». Фотографии крупным планом продуктов резьбы, росписи, ковки или других характерных отраслей могут выступать уже в качестве элементов, которые дизайнер может использовать в разных по тематике макетах. Такое фото не олицетворяет только лишь продукт, на который нанесена роспись или резьба, оно представляет собой орнамент, приобретая, таким образом, декоративную функцию. Графические редакторы позволяют превращать фотографии в абстрактные композиции, придавать им трехмерный эффект, совмещать несколько изображений и т.д. 13 Второй способ – визуализировать декоративно-прикладное искусство в графических изображениях. Этот способ более многогранен, чем первый, и включает в себя многочисленные изображения, которые отличаются друг от друга способами создания, содержанием, назначением. Изображения делятся на векторные и растровые, в зависимости от графических редакторов, в которых они создаются. С современными возможностями компьютерной графики такие работы могут эффектно имитировать фактуры и объем. Графические изображения могут быть иллюстративными, и, подобно фотографиям, отображать процесс выполнения работы, мастеров, изделия. Иллюстрацию можно разделить на художественную и коммерческую. По отношению к декоративно-прикладному искусству может существовать и та, и другая, но в данном случае речь идет скорее о второй. Коммерческая иллюстрация – это изображение, визуально дополняющее и раскрывающее рекламное предложение, оно подчиняется законам маркетинга и потребностям целевой аудитории, когда художественная – исключительно личным целям автора. Требования к подаче графического материала в таком продукте выше, чем в художественной иллюстрации, потому что он должен подстраиваться под задачи, которые диктует проект и адаптироваться под возможности полиграфии. Иллюстрация может содержать любой сюжет, но, как и фотография, чаще используется в учебных пособиях или буклетах, в качестве демонстрационного материала. Поскольку иллюстрация имеет конкретный сюжет, ее задача – четко отражать тему. В дизайне полиграфии, как и в декоративно-прикладном искусстве очень важное место имеют знак и символ, которые являются разновидностью графических изображений. В данном случае знак – это общепринятое вариативное изображение для обозначения какого-либо конкретного смысла. Символ – это разновидность знака, главное его отличие в том, что он может иметь много смыслов. Говоря о символе и знаке, можно привести в пример самого яркого представителя сразу обоих понятий в графическом дизайне – логотип. Это шрифтовая композиция, эмблема или их сочетание, используемое частными лицами, предприятиями или учреждениями для узнаваемости на рынке. Логотип – это графическое изображение, передающее сущность того, к чему оно относится. В полиграфии логотип занимает одну из главных ролей, с него начинается любой фирменный стиль. В знаковых изображениях можно удачно использовать элементы декоративно-прикладного искусства. По сути, каждый отдельно взятый элемент творческого направления – уже готовый знак, который можно применить в дизайне. Например, если необходимо создать логотип для предприятия, специализирующегося на резьбе по дереву, достаточно обыграть характерный элемент резьбы. То же касается других видов деятельности – кованый элемент станет отличным знаковым изображением ковки и т.д. Такой знак может относиться не только к направлению в творчестве, но и к другим областям и сферам услуг, делая акцент на их народность, художественность, 14 традиционность, декоративность. Так, зачастую, дизайнеры используют элементы росписи в логотипах салонов красоты, ювелирных украшений, тем самым дополняя образ женственности. Народные промыслы отличаются особой лаконичностью и композиционной грамотностью, поэтому каждый их элемент, даже вырванный из контекста полной картины, будет смотреться целостно и гармонично, что дает дизайнеру возможность использовать его в своей работе. Конечно, элементы в исходном виде не всегда соответствуют поставленным задачам, поэтому дизайнер имеет право работать с цветом, формой элементов, стилизовать их, делая более или менее узнаваемыми. Если декоративно-прикладное искусство строится на канонах и символизме, то оно же в контексте дизайна должно выполнять немного иные задачи и работать в совокупности с другими элементами в макете. Но, при этом, важно, чтобы декоративная составляющая не превратилась из символа национального богатства в комичный и утрированный образ, потеряв свой особый сакральный смысл. Чтобы такой проблемы не возникло, дизайнер обязан иметь представление об особенностях направлений, из которых он заимствует элементы и о символическом значении этих элементов. Еще один вид графического изображения, который отражает декоративно-прикладное искусство в полиграфии это орнамент. Орнамент представляет интерес как самостоятельное произведение графического искусства, служит удачным динамичным дополнением к любой композиции, может использоваться в макете как подложка или выборочно, фокусируя внимание зрителя в необходимом месте. Орнамент – это основа, без которой невозможно представить себе декоративно-прикладное искусство. Он может быть плоскостным, в виде росписи, или объемным, в виде резьбы, служить для создания декора или являться формообразующей основой, как в кружеве. Его история началась тогда же, когда зародилось декоративно-прикладное искусство, и вплоть до сегодняшнего дня эти понятия настолько тесно сплетены, что полноценно существовать и развиваться могут только рядом. Орнамент – это, прежде всего, отражение мировоззрения и культуры народа, его духовной жизни. На сегодняшний день дизайнеру необходимо качественное изучение орнамента как фундаментального явления художественной культуры, объединяющего традиции прошлого с тенденциями настоящего. Интересно, что этнокультурные мотивы в графическом дизайне и полиграфии, в частности, давно считаются мировым трендом. Этнодизайн в России в последние годы тоже набирает популярность, хотя и сталкивается с проблемами недостаточной осмысленности культурной значимости. Орнамент в системе этнического дизайна по праву занимает первое место. Орнамент представляет собой сложную систему, для создания которой используются различные художественные средства. Среди них такие характеристики как цвет, фактура, основы орнаментальной композиции – ритм, 15 симметрия, плавность и агрессивность линий, пластика и выразительные особенности природных мотивов. Основа любого орнамента – это ритм и композиция. Повторяющуюся группу элементов принято называть рапортом или мотивом. Среди орнаментов можно выделить одномотивные и содержащие несколько мотивов. Орнамент как понятие объемен и многогранен, что дает возможность решить практически любые задачи, стоящие перед дизайнером. На сегодняшний день его использование в полиграфической продукции является безусловным трендом, поэтому проект, содержащий элементы орнаментальной композиции, отвечает критериям современности. Поскольку орнамент – это характерный элемент декоративно-прикладного искусства, задача отразить в продукте причастность к народной культуре так же может быть выполнена успешно. При этом колористические, изобразительные и технические параметры орнамента настолько разнообразны, что позволяют придать объекту динамику и нужный эмоциональный окрас. Таким образом, именно орнамент является, пожалуй, тем явлением художественной культуры, которое равносильно активно используется как в дизайне, так и в декоративно-прикладном искусстве, объединяя эти направления. Подводя итог, можно сказать, что способов визуализации элементов декоративно-прикладного искусства в дизайне достаточно для того, чтобы выбрать наиболее подходящий для конкретного технического задания. Список литературы 1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М., 1974. – 392 с. 2. Василенко В.М. О развитии народного искусства. Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей / Сост. и научн. ред. И.Я. Богуславская. Л., 1981, - 44-59 с. 3. Жердев Е.В. Художественное осмысление объектов дизайна. М.: Аутопан, 1993, - 4-7 с. 4. Кантор К.М. Правда о дизайне. - М.: АНИР, 1996. - 286 с. ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ Т.Н. Архипова Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта А.А. Леонова e-mail: arhimoda@mail.ru Аннотация. В статье рассматривается проблема виртуализации модной индустрии. Кратко показаны этапы традиционной работы fashion дизайнеров. Представлены теоретические разработки авторов в рамках модной индустрии. Отмечена необходимость перехода на новый уровень работы в рамках пандемии и приведены авторы виртуальных разработок одежды. Показаны преимущества цифровой одежды и отмечается потребность грамотных профессионалов в модной индустрии. Ключевые слова: виртуальная реальность, одежда, цифровизация, модная индустрия. 16 VIRTUAL REALITY IN CLOTHING DESIGN T.N. Arkhipova State budgetary educational institution of higher education of the Moscow region Technological University named after twice Hero of the Soviet Union, pilot- cosmonaut A.A. Leonova e-mail: arhimoda@mail.ru Abstract. The article deals with the problem of virtualization of the fashion industry. The stages of the traditional work of fashion designers are briefly shown. The theoretical developments of the authors within the fashion industry are presented. The need to move to a new level of work in the framework of the pandemic is noted and the authors of virtual clothing designs are presented. The advantages of digital clothing are shown and the need for competent professionals in the fashion industry is noted. Keywords: virtual reality, clothing, digitalization, fashion industry. Современная обстановка в мире, связанная с наличием пандемии и определенными ограничениями в деятельности человека, наложила неизгладимый отпечаток на все профессиональные области. Fashion-индустрия традиционно понимается как реальное взаимодействие (в большинстве случаев в режиме of-line) покупателя (клиента, заказчика) с представителями прекрасной модной сферы деятельности (закройщиками, художниками, стилистами, консультантами, технологами, байерами и т.п.). Работа на этапах творческого анализа и выполнения эскизного ряда, конфекционирования пакета материалов для коллекции, конструкторских разработок и технологического исполнения уже в виде реальной модели изделия. Далее представление коллекции и реализация готовых изделий клиентам. Однако невозможность проведения дефиле, конкурсов и показов моделей в данный период в реальном режиме времени потребовала пересмотреть подход к организации целого ряда мероприятий и, в общем, затронула глобально все процессы от разработки дизайн-концепции модных коллекций, до их представления на подиуме и в итоге реализации. Вопросами дизайна и технологии одежды занимаются многие авторы. Известен целый ряд работ, посвященных Fashion дизайну, технологии обработки изделий, материалам, цветовому решению ансамбля одежды и т.д.[1С.483-485; 2, С 481-483;3; 4, С. 37- 225; 5; 6, С. 11-79, 7]. В основном это труды допандемийного периода, и они соответствуют той традиционной организации работ, которая имеется в данной области. Период с весны 2020 года дал понять всем профессионалам модной индустрии, что необходим совершенно новый подход к деятельности и насколько быстро произойдет переключение на новые условия работы, это и будет той эффективной линией развития отрасли в целом. Одним из актуальнейших направлений современности в развитии модной индустрии является виртуальная реальность. 17 Многие известные дома мод, бренды, кутюрье переключились в виртуализацию деятельности и были осуществлены в период пандемии некие виртуальные показы коллекций одежды. Можно отметить, что возникновение виртуальной одежды возникло незадолго до парализации мира коронавирусом. Несколько лет назад появились первые разработки цифровой одежды. Суть этого тренда в создании с помощью определенных компьютерных программ изделий одежды в трехмерном виде. В 2019 году виртуальную одежду для продажи начал выпускать скандинавский бренд Carlings, в Нидерландах имеется цифровой дом моды The Fabricant, создающий необычную виртуальную одежду для модных брендов и ретейлеров. Отечественные разработки в данной области появились несколько позднее. В декабре 2020 года бренд Alexander Terekhov создал капсульную коллекцию digital-платьев совместно с маркетплейсом цифровой одежды replicant.fashion. Первым дизайнером, который выпустил виртуальные вещи, стала Алена Ахмадулина. Она представила цифровую коллекцию весной 2020 года [3]. Первый магазин виртуальной одежды, который появился в России, — replicant.fashion. Он объединяет в себе вещи нескольких дизайнеров. Магазин создала в 2020 году Регина Турбина, дизайнер марки «обычной» одежды ophelica и автор первого проданного digital-образа в России [3]. Насколько закрепится данное новшество в модной индустрии, безусловно, покажет время, а пока мы можем наслаждаться виртуальными дефиле и примерять за относительно недорогую стоимость новые наряды в цифровом формате. С точки зрения экологичности цифровая одежда значительно выигрывает у традиционной, отходы которой необходимо грамотно утилизировать. Рассматривая подготовку дизайнеров костюма, можно отметить, что учебный процесс также необходимо корректировать в большую степень цифровизации. То есть необходимо, чтобы перспективные выпускники направления Дизайн в совершенстве владели 3D технологиями, хорошо ориентировались в вопросах виртуальной реальности модной индустрии. Таким образом, современное развитие модной индустрии в ближайшей перспективе наиболее важным трендом будет иметь направление виртуализации и соответственное отношение к организации всех этапов создания модной коллекции и, кроме того, расширения творческих способностей профессионалов. Список литературы 1. Архипова А.А., Самосейко А.И. Технологии цифрового искусства. Моделирование в технике и экономике: материалы Международной научно-практической конференции, Витебск - 23-24 марта 2016 года // УО "ВГТУ". - Витебск: УО "ВГТУ", 2016. - 557 с., С.483- 485. 2. Архипова Т.Н., Архипова А.А.Роль моды в организации информационного пространства. В сборнике: Моделирование в технике и экономике. сборник материалов 18 международной научно-практической конференции. Главный редактор: Ванкевич Е.В., 2016. С. 481-483. 3. Виртуальная одежда: временный тренд или новая реальность? [Электронный ресурс]: независимый проект. - Режим доступа: https://www.bfm.ru/news/462441 (дата обращения 20.01.2021). 4. Петушкова Г.И., Деменкова, А.Б. Петушковa Т.А. «Трансформация как метод проектирования костюма» - М.: ИИЦ МГУДТ, 2008 – 241с. 5. Программа CAD.ASSYST — Конструктор одежды. [Электронный ресурс]: независимый проект. - Режим доступа: http://assyst-cis.com/modelirovanie-i-konstruirovanie-odezhdy/cad- assyst/ (дата обращения 10.12.2020) 6. Шершнева Л.П., Ларькина Л Л., Пирязева Т. В. Основы прикладной антропологии и биомеханики /учебное пособие/ - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011, 144 с. 7. Экологичность - модный тренд, набирающий обороты. [Электронный ресурс]: независимый проект. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5d4d5178dfdd2500ad4385e6/ekologichnost-modnyi-trend- nabiraiuscii-oboroty-5dba97a974f1bc00b07cc7ca (дата обращения 10.12.2020) |