КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
РАЗДЕЛ 8. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РОЛЬ КРЫМСКИХ МУЗЕЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Г.А. Абрашкевичус Крымский университет культуры, искусств и туризма e-mail: istoriya17-18@ mail.ru Аннотация. В статье изучается социокультурная роль крымских музеев в формировании исторической памяти. Историческая память исследуется как феномен общественного сознания и фактор консолидации крымского общества. Региональный опыт добрососедства, как непременное и важное условие становления самосознания граждан в поликультурном социуме представлен в рамках взаимосвязи и взаимообусловленности музея и исторической правды. Музейная коммуникация анализируется на примерах взаимодействия посетителя с информацией. Дана оценка элементов социокультурного регулирования взаимоотношений в крымском обществе посредством музея. Ключевые слова: историческая память, консолидация крымского общества, музей, социокультурная деятельность, опыт добрососедства, музейная коммуникация. THE SOCIOCULTURAL ROLE OF CRIMEAN MUSEUMS IN THE FORMATION OF HISTORICAL MEMORY G.A. Abrashkevichus Crimean university of culture, art and tourism e-mail: istoriya17-18@ mail.ru Abstract. The article examines the sociocultural role of Crimean museums in the formation of historical memory. Historical memory is explored as a phenomenon of public consciousness and a factor in the consolidation of Crimean society. The regional experience of neighbourliness, as an indispensable and important condition for the formation of citizens' selfawareness in a multicultural society, is presented in the framework of the interconnection and interdependence of the museum and historical truth. Museum communication is analysed through examples of the visitor's interaction with information. The elements of sociocultural regulation of relations in Crimean society through the formation of historical memory in the museums of Crimea are assessed. Keywords: historical memory, сonsolidation of сrimean society, the museum, sociocultural activities, experience of neighbourliness, museum communication Уникальность и самобытность культурного наследия Крыма, социокультурная деятельность музеев полуострова составляют одну из основ устойчивого развития региона. Крымское общество характеризуется разнообразием происходящих социальных процессов. Актуальными остаются проблемы поиска путей гражданской консолидации в новых реалиях. Основой решения может выступить общая идея, которая должна быть осознанной и близкой каждому крымчанину. Достижение данной цели возможно через приобщение к знанию истории Крыма, к системе культурных, духовных 71 ценностей, гражданских установок, к традициям добрососедства социальных групп между собой, отраженных в исторической памяти. Как правило, обращение к исторической памяти происходит в переходные периоды развития общества, так как в ней содержательно выражается социальный опыт, накопленный столетиями. Долгие годы историческая память была существенной характеристикой образа жизни людей, определяющей их намерения, настроения, модели поведения, предопределяя методы решения общественных проблем. Научные концепции памяти в России вышли на новый уровень актуализации в конце XX - нач. XXI вв. Именно в период социальных трансформаций расширялся диапазон междисциплинарных исследований по определению статуса исторической памяти, оценке роли музея в системе еѐ формирования и осмыслению социокультурных факторов, их взаимодействия. Историческая память, будучи особым общественным феноменом и полем гражданской консолидации имеет способность сохранять в коллективном сознании оценку событий прошлого, превращать их в ценностные ориентиры. При анализе причин социальных преобразований, поиск исторических аналогий помогает выстроить диалог, участники которого могут «примирить» различные картины прошлого, решая острые социальных проблемы. Такое примирение предопределяет положительную оценку правильности современного исторического выбора, опираясь на исторический опыт совместного проживания и жизнедеятельности на принципах добрососедства. В данном контексте, социокультурная деятельность в музейном пространстве также обладает потенциалом консолидации граждан. На пути определения их совместного развития, музей сохраняет и формирует историческую память, устанавливая связь между прошлым и настоящим, ориентированным в будущее. Региональные музеи Крыма выполняют миссию отражения ключевых, наиболее актуальных проблем культуры, личности, общества. Посредством реализации музейной функции – трансляции культурного наследия, они популяризируют национально-культурные традиции многочисленных народов Крыма. В музейных экспозициях представлено богатейшее многообразие жизненного опыта крымчан, совместного проживания, что, в свою очередь, формирует у них чувство единения и родства с исторической судьбой полуострова. Роль музея в процессе формирования исторической памяти следует рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, во взаимосвязи категории исторической памяти с феноменом общественного сознания и фактором консолидации крымского общества. Во-вторых, с феноменом музея, его социокультурной деятельностью по сохранению, интерпретации, актуализации, трансляции и формированию оценок в изучении истории прошлого, передаче следующим поколениям исторической памяти. Представленные в музейном пространстве, посредством экспозиций исторические знания расширяют кругозор, дополняют и обогащают память отдельного посетителя или коллективную память, создавая таким образом память историческую. Точкой пересечения социальных процессов в обществе, проистекающих во времени «здесь и сейчас» должна стать стратегия развития в единстве прошлого, 72 настоящего и будущего. Такой подход к исторической памяти и феномену музея обусловит понимание их как взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов социокультурной деятельности и консолидации граждан современного крымского общества. Знания о событиях истории Крыма, историческая память формировались и дополняются сегодня посредством различных источников и механизмов передачи информации. В исторической памяти крымчан тесным образом переплетаются как научные, так и обыденные представления об историческом прошлом полуострова. Сведения, имеющие подтверждение в документальных источниках, представленные в экспозициях крымских музеев, в эмоционально окрашенных образах «живой истории» привлекают всѐ большее число посетителей к активному изучению разных точек зрения, изложенных в рамках общей канвы исторической памяти. Как неотъемлемая часть региональной культуры, важная составляющая процесса исторической преемственности, музеи Крыма вписываются в новое социокультурное, экономическое и политическое окружение. Данные контексты влияют на измерения музея как социокультурного феномена: пространство, аудиторию и создателей. О многомерности, взаимосвязи с исторической памятью шла речь при обсуждении альтернативного определения понятия «музей», представленного Международным советом музеев на 25-ой Генеральной ассамблее ИКОМ в Японии. «Музеи – это демократизирующие, инклюзивные и полифонические пространства, созданные для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего. Отвечая на текущие конфликты и вызовы времени, музеи сохраняют для общества эталонные артефакты и предметы искусства, оберегают и передают следующим поколениям историческую память и обеспечивают равные права и равный доступ к культурному наследию для всех людей. Музеи существуют не ради прибыли. Их деятельность основана на принципах партиципации и прозрачности и строится вокруг активного сотрудничества с различными сообществами. Работая во имя человеческого достоинства, социальной справедливости, глобального равенства и благополучия в масштабах планеты, музеи аккумулируют, хранят, изучают, интерпретируют и экспонируют самые разные представления о мире» [1]. Опора на историческую память, музейные предметы, их тексты, представленные в экспозициях, позволяет сотрудникам репрезентовать крымчанам исторические реалии разных эпох. Музейные реконструкции воздействуют на музейного посетителя познавательными и эмоциональными средствами, вовлекают его в мир ожившей истории. Рефлексия и интерпретация по поводу увиденного в пространстве музея способна вызывать чувство сопричастности к значимым событиям прошедших времѐн, в том числе в биографии близких людей. Живой интерес к ещѐ «неотредактированным», индивидуальным историям порождает потребность сравнить страницы общей истории с биографией и рассказами участников событий, увидеть личные, ценные артефакты эпохи воочию, сохранить воспоминания, как часть коллективной исторической памяти. 73 Таким образом, музейная рефлексия социокультурной реальности Крыма, преломляясь через систему ценностей, жизненный опыт, личность посетителей крымских музеев может трансформироваться в новое знание, что становится основой формирования исторической памяти общества. Примером может послужить оценка событий Гражданской войны на полуострове. Тема, до сегодняшнего дня дискуссионная, и по-прежнему, отражает взгляды и оценки на происходившее сто лет назад с позиции «белых» и «красных». Столетие, а именно эта дата исхода войск Русской армии генерала П.Н. Врангеля и гражданского населения отмечалась в Крыму в 2020году, становится тем условным периодом в человеческой памяти, по истечении которого историческая память обрастает легендами и мифами. Возможность разобраться самостоятельно в драматических, грозных событиях гражданского противостояния, с помощью записи воспоминаний тех, кто слышал об участниках Гражданской войны, знал их лично, жил рядом сводится к нулю. Критически осмыслить данный непростой этап истории помогает музей. Так выставка «В «окаянные дни». Крым в период Революции и Гражданской войны 1917-1920 годов», открытая в КРУ «Центральный музей Тавриды» (https://www.tavrida-museum.ru), «представила подлинные документы той эпохи – листовки, прокламации, объявления, оружие и детали амуниции противоборствующих сил, большое количество фотографий и личные вещи участников событий. Революция и последовавшая за ней Гражданская война в России стали переломными событиями в исторической судьбе Крымского полуострова. В течение четырѐх лет Крым был ареной ожесточѐнной борьбы различных политических сил, иностранных вторжений – здесь, как в калейдоскопе, менялась гражданская власть. Наконец, Крыму суждено было стать последним оплотом антибольшевистского сопротивления в европейской части России, местом, откуда состоялся исход остатков русской армии и флота, представителей государственной элиты, отечественной интеллигенции» [5]. Восстановить те или иные события Гражданской войны возможно, если выйти на истоки семейных традиций, семейной памяти, возможно мифов о ней. Через личный опыт знакомства с дорогими реликвиями, фотографиями, письмами, наградами незнакомых людей, сохранивших их в семейной памяти, можно создавать личные исследовательские проекты. Социологические исследования подтверждают данные о том, что с каждым последующим поколением количество воспроизводимых исторических сведений уменьшается. Большинство респондентов молодого поколения, участников музейного анкетирования по итогам выставки, имеют отрывочные представления о своей родословной и участии предков в Гражданской войне. При этом более 70% из них интересуются вопросами истории, биографией предков, пытаются зафиксировать или восстановить семейную память.. Однако самостоятельные поиски осложняются тем, что большинство музейной аудитории плохо представляет, в какие архивы надо обращаться по личным вопросам, где и какие документы искать. Крымские музеи делятся профессиональным знанием способов поиска источников о предках, методами восстановления семейной памяти. Для сравнения оценки активности крымчан 74 в деле сохранения семейной памяти и роли музеев в формировании коллективной исторической памяти могут служить результаты социологических опросов в переходные 1990-е годы, когда во многом была потеряна преемственность поколений. Тогда, только 7% россиян составляли родословные, фиксировали историю семьи, 82%опрошенных такую деятельность отрицали, 11% затруднялись ответить. Значительная активность крымчан в сохранении и трансляции семейных традиций способствует духовному развитию отдельной личности, формированию исторической памяти и самосознания крымского общества в целом.Современный посетитель музея всѐ чаще стремится получить соответствующую информацию, что способствует гносеологическому развитию личности(познаѐт новое об окружающем мире, усваивает компетенции, формирует жизненный опыт) и прочувствовать еѐ. То есть, посетитель хочет не просто слушать и слышать историю о событиях или музейных предметах, а желает приобщиться к интерактивному действию, рассказать свою личную историю, пережить яркие эмоциональные чувства, получить жизненный опыт от коммуникации с экспозицией. Через интерактивное взаимодействие с экспозицией эффективная музейная коммуникация становится возможной при условии формирования музея как социокультурного института. В музейных экспозициях как системе смыслов смогут найти отражение результаты взаимодействия с исторической памятью. В этом направлении становится востребованным опыт применения интерактивной музейной технологии сторителлинга. Сторителлинг может рассматриваться как инструмент диалоговой коммуникации, в которой главное место в передаче информации занимает не столько предмет сообщения как таковой, а смысловая значимость содержания повествования для заинтересованного субъекта сообщения. «Чем шире область совпадения смыслов, заложенных музейными работниками, и смыслов, сконструированных посетителем, тем более успешной может быть признана коммуникация» [ 3, с.248]. Историческая память, окружающая и сопровождающая предметы в музейном пространстве, придаѐт им дополнительную ценность, позволяет экспонатам самим «заговорить» с музейной аудиторией. Обогащенные или скорректированные в ходе такой коммуникации ценностные взгляды молодого поколения, влияют на устойчивость их ценностных ориентиров, стимулируют развитие творческих способностей, развивают коммуникативный потенциал. Полученная в пространстве музея рефлексия о репрезентации прошлого формирует специфическое «искусство памяти». Искусство памяти, мнению Патрика Хаттона, «раскрывает внутреннюю взаимосвязь, осмысление взаимодействия материального и духовного начал в человеке и как продукта совокупной деятельности людей» [4, с.53]. Возросшее социокультурное значение музея также мотивирует научное сообщество постигать усложнившийся многомерный музейный мир. Музейность, по мнению О.С. Сапанжи, стала особым отношением к действительности, а под «под музейной коммуникацией стало возможно понимать не только процесс взаимодействия, 75 происходящий в музейном пространстве, а всю совокупность отношений, рождающихся в процессе развития музейности, включающих различные модусы культурной коммуникации» [ 3,с 246]. Процессы формирования нового социокультурного пространства российского Крыма поставили перед музейным сообществом сложную задачу осмысления исторического прошлого, его ценностей, с целью объяснения настоящего, тем самым воздействуя на стратегии развития в будущем. С точки зрения будущего, историческая память стала приоритетом интернационализации сложившегося исторически на полуострове позитивного опыта взаимодействия крымчан в поликультурном социуме. Возможность конструирования новых моделей, разработка концепций музеев связывались с логикой индивидуального бытия крымчан. Осмысление способов существования в российском социуме заставляло крымчан переосмысливать многое, в том числе с позиций исторической памяти. По мнению А.И. Макарова, «Историческая память – это многоуровневая информационная система, в структуру которой входит не только феномен индивидуальной памяти, но и структуры надындивидуальной памяти» [2, с.4]. Поэтому неизменной в оценках оставалась ценность жизненного опыта мирного исторического сосуществования, добрососедства, взаимопонимания в отношениях между представителями различных социокультурных традиций в Крыму. Историческая память, в отличие от исторического сознания всегда актуализирована к реалиям настоящего и перспективе будущего. Через историческую память, которая является связующей нитью, соединяющей отдельного гражданина с крымским обществом могут формироваться элементы социокультурного регулирования взаимоотношений и посредством музея. Музейная сеть Крыма представлена 35 крупными музейными учреждениями, 250 образованиями музейного типа и частными музеями. Образы прошлого Крыма, факты истории, не всегда однозначные, порой – трагические, но это не повод уходить к «историческому беспамятству» или «короткой памяти». Экспозиции крымских музеев можно рассматривать как предметно осмысленную и реконструированную взаимосвязь прошлого и будущего. Представленные в музейных экспозициях точки зрения организаторов выставок обсуждаются, сами они открыты к диалогу. Включенность в информационное пространство полуострова позволяет освещать ежегодно более четырех тысяч музейных культурно-массовых мероприятий, новых выставок, научных конференций и круглых столов, фестивалей, с привлечением представителей национально-культурных обществ Крыма. У музейной аудитории, сформированной в поликультурном крымском социуме, помимо размышлений о новых горизонтах индивидуального, сильна связь с общим прошлым, ценностями, нормами и обычаями, установками и ожиданиями коллективного бытия, что влияет на осознанность выбора жизненных стратегий. Это позволяет крымским музеям применять в социокультурной деятельности методики построения параллелей между личным опытом посетителя и исторической памятью. 76 Как правило, в обыденной памяти людей дольше сохраняются события, периоды, личности героев, несущие положительные эмоции. На обсуждение чаще стали выноситься темы общечеловеческих ценностей: любви, семьи, веры, страданий, счастья, горя и других понятий и чувств, которые наполняют жизнь каждого человека. Безусловно, историческая память не может воспроизводить события прошлого абсолютно точно, объективно и беспристрастно, поэтому музейное пространство Крыма становится сегодня местом общения, взаимодействия разных людей и сообществ. При таком общении музея и посетителя существуют разные точки зрения на проблемы, но главным становится понимание запросов музейной аудитории. Уважение взглядов крымчан, их убеждений и сомнений, признание важности личного жизненного опыта, ценностные ориентиры гражданского самосознания определяют социокультурную роль музея в формировании исторической памяти. Список литературы 1. Генеральная ассамблея ИКОМ в Японии. (Киото,1-7 сентября 2019г.) Режим доступа: – URL: https://icom-kyoto-2019.org. (дата обращения: 28.01.2021). 2. Макаров А.И. Историческая память конструкция или реконструкция /А.И. Макаров //Историческая Экспертиза. – 2014. № 1. – С. 4–10. 3. Сапанжа О.С. Развитие представлений о музейной коммуникации /О.С.Сапанжа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – СПб, 2009. № 103. – С.245–252. 4. Хаттон П. Х. История как искусство памяти / Патрик Х. Хаттон; Пер. с англ. В. Ю. Быстрова. – СПб. : Владимир Даль : Фонд Ун-т, 2003 (Акад. тип. Наука РАН). –422, [1] с.; 21 см. – (ПОЛIΣ).; ISBN 5-93615-026-7 (в пер.) 5. В « Окаянные дни». Крым в период Революции и Гражданской войны 1917–1920 годов. – URL: Режим доступа:https://historyrussia.org/otdeleniya/respublika-krym/v-okayannye-dni-krym- v-period-revolyutsii-grazhdanskoj-vojny-1917-1920-godov (дата обращения: 28.01.2021). |