Главная страница
Навигация по странице:

  • AND CULTURAL POLICY MANAGEMENT SYSTEM E.V. Miroshnichenko, O.N. Genenko Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: mev-el@ya.ru e-mail: oks_genenko@mail.ruAbstract.

  • Рис. 1. Потенциал проектной деятельности в социально-культурной сфере

  • Рис. 2. Принципы социокультурного проектирования

  • Задачи социокультурного проектирования

  • Рис. 3. Задачи социокультурного проектирования в аспекте реализации региональной культурной политики

  • Рис. 4. Основные параметры, характеризующие специфику региональной общности

  • Рис. 5. Основные направления проектной деятельности по реализации региональной культурной политики

  • Направления проектной деятельности

  • СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

  • Ключевые слова

  • SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF DEVELOPING INTERCULTURAL COMMUNICATION IN SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

  • КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики


    Скачать 6.07 Mb.
    НазваниеНаука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
    Дата12.04.2022
    Размер6.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.pdf
    ТипСборник
    #467342
    страница16 из 62
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   62
    Ключевые слова: культурная политика, проект, регион, социально-культурное проектирование, управление, культура, социокультурная среда.
    PROJECT APPROACH IN THE REGIONAL SOCIAL
    AND CULTURAL POLICY MANAGEMENT SYSTEM
    E.V. Miroshnichenko, O.N. Genenko
    Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: mev-el@ya.ru e-mail: oks_genenko@mail.ru
    Abstract. The article reveals the potential of design technology as a method of effective management in the field of culture, substantiates the advantages of the design method in the aspect of the implementation of regional cultural policy. The authors come to the conclusion that the implementation of socio-cultural projects and programs, the implementation of an effective regional cultural policy should be carried out in the context of regional development strategies and the development of the country as a whole, use all the necessary resources, provide for systemic interaction and participation of all social actors involved in the socio-cultural life of the region.
    Keywords: сultural policy, project, region, socio-cultural design, management, culture, socio-cultural environment.
    Управляющее воздействие на культурные процессы в условиях региона осуществляется при использовании различных технологий социально- культурного менеджмента. На всех уровнях разработки региональной культурной политики имеется необходимость поиска новых, эффективных управленческих механизмов.
    Социально-культурная среда регионов является широкой площадкой для реализации такой организационно-управленческой технологии, как социокультурное проектирование. В современных условиях проектная деятельность становится востребованной и популярной технологией социально- культурного управления.

    136
    Необходимость владения основами социокультурного проектирования объясняется, с одной стороны, обладанием обширной зоной практической значимости для большинства профессий социокультурного направления. С другой стороны, обладание логичностью и технологичностью социокультурного проектирования предоставит возможность профессионалам наиболее продуктивно проводить функции анализа, организации, управления, консультации, а также функции методические в сфере культуры и социальной деятельности. Стоит сказать, что технологии проектной деятельности дают конкурентное преимущество профессионала на трудовом рынке: способность создать проект с высокой социальной значимостью и предоставит возможность оформить заявку на его финансирование – это фактическая возможность обеспечить себе рабочее место внутри функционирующих учреждений культуры и досуга. Работа большинства начинаний в сфере культуры и проектов недолгосрочна, но, стоит отметить, что именно они модернизируют и развивают ее.
    На региональном уровне реализуются различные виды проектов, что обусловлено настоящими задачами региональной культурной политики.
    Так, осуществление задачи, связанной с инициированием и поддержкой культурно-досуговых учреждений и институтов активизирует разработку монопроектов, которые отличаются конкретностью целей и четкостью формулируемых локальных задач. Такие проекты отличаются краткосрочность, ограниченными ресурсными и временными возможностями. Для реализации монопроектов, как правило, используются условия и возможности конкретного учреждения культуры, без привлечения специалистов извне.
    Мультипроеты представляют собой комплексные программы перспективного развития учреждений культуры с учетом изменений внешней среды. Мегапроект – это, как правило, целевая социокультурная программа, куда могут быть интегрированы различные моно- и мультипроекты. Такие проекты охватывают различные направления развития региональной культуры и ее субъектов (театры, музеи, библиотеки, учреждения культурно-досугового типа, картинные галереи, выставочные залы и другое). Магапроекты разрабатываются структурами высшего менеджмента различного уровня
    (государственном
    (межгосударственном), республиканском, краевом, областном). Крупномасштабные проекты отличаются: высокой финансовой и трудовой, длительностью осуществления; отдаленностью территорий осуществления проекта, потребностями дополнительного ресурсного обеспечения, воздействием на социокультурную ситуацию в регионе и государстве в целом.
    В целях реализации региональной культурной политики разрабатываются проекты различного содержания, указанные нами выше. В основе разработки каждого вида проекта лежит конкретная проблема, на решение которой он направлен. Так, примером пилотного проекта является, открытие на территории Белгородской области культурно-досугового учреждения нового типа. Это первый модельный Дом культуры на территории
    Губкинского городского округа (посѐлок Троицкий).

    137
    Смысл социально-культурных проектов подобного типа заключается в том, чтобы на основе концентрации различного рода ресурсов активизировать и совершенствовать досуговое пространство для всех категорий населения региона, консолидировать его жителей, поддерживать местные культурные и творческие инициативы, культивировать и развивать социально-культурную среду региона, в конечном счете, улучшать качество жизни населения.
    Проектная деятельность помогает четко видеть конкретные результаты, и в связи с этим планировать мероприятия по их достижению с учетом ресурсного обеспечения. Активизация проектной деятельности позволяет привлекать дополнительные ресурсы в сферу культуры, тем, самым укрепляя ее ресурсную базу. Значимость проектной деятельности очевидна (Рис. 1).
    Рис. 1. Потенциал проектной деятельности в социально-культурной сфере
    При изучении сущностных аспектов проектной деятельности важно раскрыть исходные положения, определяющие еѐ мировоззренческие рамки и основные ориентиры.
    Принципы разработки проектов в процессе реализации региональной политики отражают сущность и значимость этой технологии. Принципы социокультурного проектирования представлены на рисунке 2.
    П
    отенц иа л пр оек тно й деятель но сти ресурсная и финансовая поддержка государственных органов, спонсоров, деловых партнеров участие в конкурсах на получение грантов дополнительные знания и навыки по преобразованию культурной среды, планированию и менеджменту совершенствование управления деятельностью организации, методом четкого распределения обязанностей и ответственности повышение эффективность использования имеющихся ресурсов приобретение новых партнеров, повышение конкурентоспособность на рынке труда

    138
    Рис. 2. Принципы социокультурного проектирования
    Особое внимание в процессе социокультурного проектирования следует уделить объекту. В этом аспекте можно расширить классификацию проектов и в зависимости от объекта выделить социальные, воспитательные, образовательные, социокультурные и другие проекты. Иногда объект проектирования относится в межотраслевому сектору. К примеру, соединение художественно-творческой деятельности и инженерии может способствовать созданию различных дизайнерских проектов. Синтез духовно-этетической, педагогической, мировоззренческой деятельности может дать хорошую почву для разработки проектов досуговой, идеологической направленности и так далее.
    Учитывая тот факт, что социально-культурное проектирование является действенным способом совершенствования и преобразования объектов культуры и социокультурной среды, эта технология значительно активизирует процесс реализации культурной политики регионального значения. В этом контексте можно выделить важные задачи (Рис. 3).
    Принципы СКП
    Принцип "критического порога модификации "
    Принцип оптимизации "зоны ближайшего развития" личности
    Принцип персонифицирова нности процесса и результатов социокультурного проектирования
    Принцип оптимальной ориентации на сохранение и изменение
    Задачи социокультурного проектирования
    анализ ситуации (всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера) оиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов выбор наиболее оптимального решения (социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении

    139
    Рис. 3. Задачи социокультурного проектирования в аспекте реализации региональной
    культурной политики
    Существующие проблемы в сфере региональной культуры, как было отмечено, являются основой для проектной деятельности. При этом внимание концентрируется на важных аспектах, которые характеризуют особенности региональной отрасли культуры и, соответственно той общности, которая является субъектом культурной деятельности (Рис. 4).
    Рис. 4. Основные параметры, характеризующие специфику региональной
    общности
    В ходе реализации культурных проектов предусматривается перечень конкретный мероприятий практической направленности, которые необходимы для достижения желаемого результата. Каждое мероприятие организуется и проводится в соответствии с финансовыми расходами. Поэтом важным элементом проектов является смета. Финансирование проекта может осуществляться из различных источников, что также является преимущественной стороной проектной деятельности. В этом смысле социальными партнѐрами финансирования могут быть все заинтересованные субъекты регионального сообщества.
    Консолидация субъектов на уровне региона также происходит при создании команды проекта, куда привлекаются помимо специалистов социально-культурной сферы, представители органов регионального управления, общественные организации, научные работники сферы профильного образования, консультанты вневедомственных организаций, общественность.
    Проектная деятельность в аспекте реализации региональной культурной политики значительно активизирует две важнейшие альтернативы (Рис. 5).
    Параметры проблемы, носителем которых является данная общность социально-культурные особенности (ценности, нравы, обычаи, традиции), регулирующие поведение и социальное взаимодействие в общности знания, умения и навыки, которыми владеют члены общности и которые могут быть использованы в качестве средства разрешения проблемной ситуации
    ; ресурсы, потенциально доступные членам общности и которые можно задействовать в ходе реализации проекта

    140
    Рис. 5. Основные направления проектной деятельности по реализации
    региональной культурной политики
    Таким образом, проекты в сфере культуры сосредоточиваются, преимущественно, на двух стратегических целях культурной политики, которые представляют собой определенный баланс усилий (средств, ресурсов), направленных на сохранение культуры и внедрение инновационных элементов.
    Важнейшей технологией, позволяющей решить вопросы развития культуры на региональном уровне, является социокультурное проектирование.
    В современной действительности социокультурное проектирование является важнейшей технологией региональной культурной политики, так как направлено на конструирование желаемой социокультурной реальности, сочетая в себе творческое начало и решение конкретных социально значимых задач. При этом следует исходить из того, что реализация социокультурных проектов и программ, проведение эффективной региональной культурной политики должны осуществляться в контексте стратегий регионального развития и развития страны в целом, задействовать все необходимые ресурсы, предусматривать системное взаимодействие и участие всех социальных субъектов, причастных к социокультурной жизнедеятельности региона [2].
    Среди специфических характеристик проектной деятельности как организационно-управленческой технологии можно выделить следующие: организационная и финансовая гибкость, отсутствие привязки к определенным институциям культуры, ориентированность на социокультурный результат, что позволяет адекватно решать проблемы социокультурной сферы в условиях реформирования [1]. Также нельзя е отметить, что проект является многосубъектым явлением. В деятельности по его реализации могут участвовать различные структуры, как некоммерческого, так и коммерческого характера. Процесс разработки и реализации проекта способствует расширению
    Направления
    проектной
    деятельности
    Изменение (развитие) в этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона объекта внедрения проекта, а уже потом - саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы "поверх" целей на сохранение и стабилизацию ситуации
    Сохранение доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в "чужой" культурный контекст, который благодаря этому модифицируется,
    "искусственно" преобразуется. Проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокировки возможных противодействий

    141 и укреплению партнѐрских связей между субъектами, совместно работающими над поиском и решением проблемных ситуаций и вопросов социально- культурной среды региона.
    Проектная деятельность в сфере культуры в регионе позволяет видеть перспективу, быть прозрачными для населения и расширять культурное пространство территории. Безусловно, благодаря проектной деятельности, усиливается роль учреждений культуры в местном сообществе, улучшается качество услуг, предоставляемых населению. Учреждения культуры приобретают свой имидж, появляются новые перспективы в работе. Кроме этого, проектная деятельность сплачивает, организует коллектив, способствует личностному развитию.
    Список литературы
    1. Булавина, Д.М. Проектная деятельность в сфере культуры как механизм реализации культурной политики: автореф. дис… по культурологии [Электпрронный ресурс / Д.М.
    Булавина. – Москва, 2007. – URL: http://cheloveknauka.com/proektnaya-deyatelnost-v-sfere- kultury-kak-mehanizm-realizatsii-kulturnoy-politiki#2 (дата обращения: 02.02.2021)
    2. Новосельская, В. В. Региональная культурная политика: организационно-технологические аспекты / В.В. Новосельская // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. – Симферополь – Том 3. – №4, 2017. – С 142-153
    СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО
    РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СРЕДНИХ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    А.А. Михальченко
    Алтайский государственный институт культуры e-mail: nastuna141098@mail.ru
    Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы применения социально- культурных технологий как средство развития межкультурной коммуникации в общеобразовательных учреждениях. Обосновывается идея о том, что в межличностном, межкультурном общении происходит расширение кругозора, освоение этнокультурного опыта народов, населяющих Алтайский край. Авторы дают определения основных феноменов, связанных с межкультурной коммуникацией, социально-культурными технологиями, потенциал которых недостаточно применяется в образовательной практике учреждений общего образования. В статье основной целевой группой педагогического воздействия указываются подростки, т. к. именно к этому возрасту формируется этническая самоидентификация и происходит переход от понимания этнических культур к пониманию и приобщению к Евразийской и мировой Культуре.
    Ключевые
    слова:
    межкультурная коммуникация, социально-культурная деятельность, социально-культурные технологии, образовательные технологии, проектная, игровая, интерактивная технология, образование, школьники подросткового возраста, средство развития межкультурной коммуникации, педагогическое воздействие.

    142
    SOCIO-CULTURAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF DEVELOPING
    INTERCULTURAL COMMUNICATION
    IN SECONDARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS
    A.A. Mikhalchenko
    Altai State Institute of Culture e-mail: nastuna141098@mail.ru
    Аbstract. This article deals with the problems of using socio-cultural technologies as a means of developing intercultural communication in general education institutions. The article substantiates the idea that in interpersonal, intercultural communication there is an expansion of the horizons, the development of the ethno-cultural experience of the peoples inhabiting the Altai
    Territory. The authors define the main phenomena related to intercultural communication, socio- cultural technologies, the potential of which is not sufficiently applied in the educational practice of general education institutions. In the article, the main target group of pedagogical influence is identified as teenagers, since it is at this age that ethnic self-identification is formed and the transition from understanding ethnic cultures to understanding and familiarizing with Eurasian and world Culture takes place.
    Кeywords: intercultural communication, socio-cultural activities, socio-cultural technologies, educational technologies, project, game, interactive technology, education, adolescent schoolchildren, means of developing intercultural communication, pedagogical impact.
    Межкультурная коммуникация в современном глобализирующемся мире является важнейшим фактором развития человека, его встраивания в мировые цивилизационные процессы при условии сохранения уникальности и многообразия этнокультурных миров, формирования общечеловеческих гуманистических ценностей, которые составляют основу современной мировой
    Культуры. Культура Евразии в этом контексте предстает как поликультурное пространство, историческая общность народов его населяющих основана на культурных ценностях добрососедства, межэтнического взаимодействия и содружества.
    В 1954 году в американской научной школе культурной антропологии впервые появился термин «межкультурная коммуникация». Этот термин был веден в научный оборот Г. Трейгером и Э. Холлом в их работе «Культура и коммуникация. Модель анализа», где межкультурная коммуникация рассматривается как «как идеальная цель, к которой должен стремиться человек в своем желании максимально эффективно и результативно адаптироваться к окружающему миру» [4, c.31]. Идеи Э. Холла до сих пор являются основополагающими для развития теории и создания образовательных программ соответствующего профиля. Исследователи Д.
    Голдник и П. Шин понимают межкультурную коммуникацию как стратегию, в которой культурная среда определяется, как позитивная и необходимая, для обучения [5].
    В отечественной науке значительный вклад в изучение межкультурной коммуникации внесли работы М.М. Бахтина, В.С. Библера, Ю.М. Лотмана, которые указывали на научную перспективность исследований в этой области

    143 знания [14]. Различные аспекты развития межкультурной коммуникации рассматривались В. Дементьевым, Н.К. Иконниковой, И.Э. Клюкановым [8].
    С позиции педагогики межкультурную коммуникацию исследовали Я.А.
    Коменский, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский. В укреплении процесса межкультурного взаимодействия огромное значение придается образовательной и социально-культурной деятельности, основанной на принципе культуросообразности К.Д. Ушинского, который писал, что
    «народность – своеобразие и индивидуальность каждого народа, которая обусловлена его историческим развитием, географической точкой проживания и имеющимися природными условиями» [13].
    Образовательная деятельность в учреждениях общего среднего образования достаточно исследована, созданы образовательные ресурсы, разработаны педагогические технологии и модели педагогических условий для получения школьного образования.
    В контексте современных тенденций социально-культурного развития становится чрезвычайно важным активизация и продуктивность межкультурного взаимодействия школьников, особенно подросткового возраста. Выпускники общеобразовательных учреждений, занимаясь трудовой или дальнейшей учебной деятельностью, должны учитывать, что, помимо выполнения своих обязанностей, они будут взаимодействовать и с представителями других национальностей и культур. К сожалению, в настоящие время уроки иностранного языка зачастую являются единственным способом подготовки подрастающего поколения к общению с друзьями, коллегами, партнерами из разных стран. Однако некоторые специалисты считают, что при изучении иностранного языка «сложно говорить о диалоге культур». В. М. Лейчик подчеркивает, что преподавание иностранного языка вообще нельзя назвать диалогом культур: «межкультурная коммуникация возможна только тогда, когда происходит двусторонний или многосторонний обмен ценностями материальной и духовной культуры» [16, c.6].
    На основе теоретического анализа трудов К.Д. Ушинского, В.С. Библера,
    В.И. Матиса, Н.К. Иконниковой и др. и изучения опыта формирования готовности к межкультурному общению у школьников-подростков в отечественной и мировой традициях выявлены противоречия: между практической потребностью личности во взаимодействии с носителями других культур в поликультурном обществе и фактической неготовностью ее к такому взаимодействию [10].
    С одной стороны, возникает проблема организации межкультурной коммуникации во внеучебной деятельности школьников-подростков, но с другой стороны этих целей невозможно достичь, если не развивать сегмент социально-культурной деятельности в общеобразовательных учреждений.
    Социально-культурная деятельность является важным фактором развития межкультурного взаимодействия школьников-подростков представляющих разные этнические культуры. Во-первых, в процессе свободного общения и сотрудничества молодые люди приобретают дополнительные возможности для нравственно-ориентированного становления личности, формирования

    144 социально-активного поведения и эстетической культуры; во-вторых, изучение, сохранение, воспроизводство культурного опыта своего народа; в-третьих, формирование толерантности и понимания смыслов, традиций, обычаев культур других народов. Вместе с тем проведенный нами анализ наполнения социально-культурной деятельности учебной и внеучебной деятельности школьников подросткового возраста в средних общеобразовательных учреждениях позволил констатировать недостаточное применение в ней социально-культурных технологий.
    Термин «технология» в толковом словаре русского писателя В. И. Даля трактуется как «совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» [17].
    Большое значение исследований уделяется педагогическим технологиям, среди которых можно назвать работы В.П. Беспалько, В.М. Монахова, Г.К.
    Селевко, В.В. Юдина и ряд других [15]. Материалы ЮНЕСКО свидетельствуют о том, что «педагогическая технология» является системным методом создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия.[12].
    По мнению ученого А.Д. Жаркова, понятие «педагогическая технология» схоже с понятием «технология культурно-досуговой деятельности» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, многообразием методов, приемов, средств, форм; взаимодействием с педагогической технологией, основанным на их взаимопроникновении друг в друга [6,c. 117].
    В настоящее время мы наблюдаем широкий спектр современных технологий, который является результатом изменения социокультурной парадигмы, обновления содержания, форм, методов и подходов к социально- культурной деятельности. Уникальность социально-культурных технологий
    (СКТ) заключатся в том, что они создают условия для достижения целей и развития личности как субъекта духовного, внутреннего развития.
    В контексте нашего исследования необходимо из множества СКТ выделить технологии, ориентированные на развитие межкультурной коммуникации, формирующие толерантность и понимание смыслов, традиций, обычаев культур других народов, а также подготавливающие молодое поколение к общению и взаимодействию с будущими друзьями, коллегами, партнерами не только разных народов России, а также представителей из зарубежных стран. На наш взгляд к наиболее эффективным социально- культурным технологиям межкультурного взаимодействия в общеобразовательных учреждениях можно отнести: интерактивные, информационно-коммуникативные, проектные и игровые технологии. В неурочное время используются: творческие, рекреативные и другие технологии.
    Проектные технологии - совместная учебно-познавательная и творческая деятельность учащихся и педагогов, имеющая общую цель, методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата при решении значимой проблемы для участников проекта. Социально-культурное

    145 проектирование выступает эффективным педагогическим средством формирования и развития коммуникативной компетенции, способствующим вовлечению школьников подросткового возраста в значимые виды учебной и внеурочной деятельности, стимулирующим участие в творческих проектных инициативах. Педагоги, овладевшие технологиями проектной деятельности, признают повышение результативности и толерантности, отмечают рост интереса у своих учеников.
    Использование проектных технологий, можно узнать, на известной нам площадке, такой как масштабный управленческий форум на Алтае – «Алтай.
    Точка развития» (АТР). Участниками данного форума являются школьники- подростки детских, молодежных организаций средних образовательных учреждений, студенческая молодежь, а также приглашенные гости более из 27 стран мира. АТР направлен на создание комфортной коммуникативно- управленческой среды, объединяющей молодежные профессиональные и креативные сообщества, лидеров проектов, успешных представителей отраслей с целью разработки эффективных управленческих инструментов для развития
    Алтайского края и других регионов России. Форум входит во Всероссийскую форумную кампанию Федерального агентства по делам молодѐжи
    (Росмолодѐжь), а также является его окружным мероприятием в Сибирском федеральном округе [1].
    Следующими значимыми технологиями для развития межкультурной коммуникации являются игровые технологии, использующие различный набор игровых методов, приемов и средств для учебно-воспитательного процесса.
    Они являются неотъемлемой частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, позволяющей сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся, но и повседневные шаги по изучению учебных предметов. Еще одним положительным аспектом игровой технологии является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усвоенный школьниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
    Сталкиваясь на практике, в сельских школах игровые технологии применяются в большинстве случаев только в начальных классах, хотя они также необходимы и для школьников подросткового возраста. Ведь игровые приемы воспринимаются с радостью, в связи с тем, что они отвечают возрастному стремлению к игре; в основу этих игр педагог вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных игр. Использование таких элементов, как тайна, интрига и разгадка, поиск и находка, ожидание и неожиданность, соревнование, стимулирует умственную и волевую активность детей, способствует обеспечению сознательного восприятия учебно- познавательного материала, приучает их к напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении и развивает самостоятельность. Традиционные народные игры, имеющие многовековую историю и вовлекающие школьников разных национальностей, станут эффективным способом развития межкультурной коммуникации. Эти игры сохранились и дошли до наших дней из древнейших времен, передаваясь из поколения в поколение и впитывая в

    146 себя лучшие национальные традиции, поэтому играют важную роль в приобщении подрастающего поколения к ценностям этнических культур и их осмыслению.
    Традиционные народные игры приобрели огромную роль в образовательной многопрофильной смене «Международная летняя детская деревня (МЛДД) Алтай». Инициатором и организатором этой смены является
    Алтайский краевой Союз детских и подростковых организаций при содействии
    Правительства Алтайского края, Алтайского краевого Законодательного
    Собрания. МЛДД «Алтай» считается эксклюзивом и брендом Алтая, который объединяет тысячи детей на территории Алтайского края, Российской
    Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. Она является лауреатом
    Российского конкурса вариативных программ в области отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в летний период.
    Программа для МЛДД «Алтай» имеет статус образовательной, международной, междисциплинарной, межкультурной и служит основой подготовки детского молодежного движения в области межнациональных, правовых отношений, культуры, образования, медицины, экономики, бизнеса, спорта, туризма, экологии, информационных технологий, инженерно- технического творчества, военно-прикладного искусства, здорового образа жизни. Участниками программы являются подростки и молодежь, активисты детских, молодежных организаций средних образовательных учреждений, победители федеральных, региональных конкурсов, фестивалей, соревнований, олимпиад с активной гражданской позицией. Работа МЛДД «Алтай » – это масштабная площадка формирования талантливых молодых управленцев, для обмена опытом, идеями, делами, творчеством, культурным наследием, ориентир в будущую профессию. Здесь рождается множество креативных проектов, которые успешно реализуются в системе детского молодежного движения. Актуальность программы и смены заключается в творчестве, взаимодействие и отношения людей разных национальностей и культур[11].
    Особый педагогический эффект оказывают интерактивные технологии, решающие такие важные задачи как: трансляция корпоративных ценностей и норм, обеспечение взаимопонимания носителей корпоративной культуры, основанные на взаимодействии и диалоге, при котором школьник становится активным субъектом этого взаимодействия. Понятие «интерактивный» происходит от английского interact (inter – взаимный, act – деятельность).
    Поэтому интерактивные технологии основаны на взаимодействии, а эффективное взаимодействие предполагает диалог.
    Для развития межкультурной коммуникации в средних учебных заведениях мы предлагаем следующие технологии: использование метода case-study (анализ определенных ситуаций), мастер-классы, различные тренинги, видеоконференции, круглые столы, ролевые деловые игры и интерактивные экскурсии, такие как образовательная платформа «Интерактивная география». Ее разработало в 2020 году Алтайское краевое отделение Всероссийской общественной организации
    «Русское географическое общество». Информационный ресурс реализован на платформе Moodle и обеспечивает доступ к материалам образовательных

    147 программ для школьников, проводимых в рамках проектов отделения, предусматривая создание виртуальной обучающей среды [11].
    Для развития личности школьников в современных социокультурных условиях важную роль играют информационно-коммуникативные технологии
    (ИКТ), которые в учебном процессе являются эффективными для современного школьного образования. Важным качеством современных ИКТ служит их универсальность, они могут стать основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом, основой в создании общего информационного пространства. Сущность таких технологий заключается в ориентации на межличностное взаимодействие в образовательном процессе с учетом гуманизации и направленности педагогического воздействия на формирование эмпатии у участников коммуникации.
    В качестве примера можно привести интересный, плодотворный опыт работы Клуба «Культурное наследие Алтая» на базе одноименной научно- исследовательской лаборатории Алтайского государственного института культуры. Клуб работает по трем направлениям: «Сохранение, воспроизведение и актуализация историко-культурного наследия»
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   62


    написать администратору сайта