Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКОЙ РЕГИОНА

  • КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики


    Скачать 6.07 Mb.
    НазваниеНаука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
    Дата12.04.2022
    Размер6.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.pdf
    ТипСборник
    #467342
    страница15 из 62
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   62
    ПРАЗДНИК КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ
    СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
    А.А. Левина
    Алтайский государственный институт культуры e-mail: krokoziabric@mail.ru
    Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования праздничной культуры в условиях информационного общества, влияние данного общества на категорию молодежи, проводится временная аналогия между праздничной культурой современности и прошлого столетия, рассматривается воспитательный фактор праздника. Статья будет полезна для обучающихся вузов и сузов культуры и искусства.
    Ключевые слова: праздник, студенческая молодежь, воспитание молодежи, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, художественное воспитание.
    HOLIDAY AS A FACTOR IN THE EDUCATION OF STUDENTS
    A.A. Levina
    Altai State Institute of Culture e-mail: krokoziabric@mail.ru
    Abstract. The article deals with the questions of the formation of a festive culture in the information society, the influence of this society on the category of young people, and draws a temporary analogy between the festive culture of the past and present centuries. The article will be useful for students of universities and colleges of culture and art.
    Keywords: holiday, student youth, youth education, moral education, aesthetic education, artistic education.
    Праздник является неотъемлемой частью культуры. Прежде всего, это объясняется тем, что праздник - актуальная сторона человеческой жизни, и он забывается, если ценности и обычаи, лежащие в его основе, теряют свою значимость.
    Специфической особенностью праздничной культуры во все времена является еѐ групповое, коллективное, массовое воздействие. Данное воздействие оказывает обширное влияние на изменение становления ценностных ориентиров общества, утверждает нравственные нормы, соответствующие отношениям в обществе, формирует и поддерживает моральные ориентиры, подчеркивает актуальные общественные проблемы и направляет социум на их решение.
    Понятие праздничной культуры в период его формирования и развития трактовалось различными исследователями по-разному.
    В толковом словаре С. И. Ожегова представлено определение праздника.
    Данное определение созвучно общему пониманию праздника, как дня торжества, установленного в честь или в память кого-чего-нибудь [13, с. 480].
    Я. П. Белоусов в своей работе «Праздники старые и новые» интерпретирует понятие праздника, основываясь на понимании этого слова нашими предками.
    В слово праздник в данном случае основой ложится древнеславянское

    130
    «праздь», что означает отдых, безделье, лень. Это объясняется тем, что раньше такого понятия как досуг не было, а труд являлся неотъемлемой частью жизнедеятельности и сопровождал человека с раннего утра до позднего вечера
    [4, с. 6].
    История и способы создания праздника рассматриваются в трудах таких авторов, как А. Банфи [2], М. М. Бахтина [3], Б. Н. Петрова [14], В. Я. Проппа
    [15], Ю.М.Лотмана [10], А. И. Мазаева [11], К. Жигульского [8] и других.
    Впервые понимание массового праздника как социально-педагогической системы раскрывает Д. М. Генкин. Режиссер анализирует природу и классовую сущность массовых праздников, показывая их роль в духовной жизни развитого социалистического общества [7, с. 3].
    В большинстве своем главная ассоциация праздника, возникающая в социуме – это день, свободный от труда, т.е. выходной день. Впоследствии уже включаются такие определения, как торжественность, веселье, событие, памятная дата и т.п. Данную точку зрения можно назвать верной, но лишь отчасти, т.к. подобный взгляд является поверхностным, не раскрывающим полностью и достоверно сущность, и социальную значимость праздничной культуры. Но, тем не менее, определения праздника, в своем многообразии, не противоречат друг другу, а как раз расширяют и углубляют понимание этого многозначного феномена. А. И. Мазаев говорит о празднике как о коммуникации по поводу свободы [11, с. 10], К. Жигульский, как о связующей нити традиций, пронизанных творчеством [8, с. 13-15], М. И. Воловикова с соавторами, как о вершинном состоянии души человека, принятием причастия к роду и племени [5].
    Н.М.Андрейчук раскрывает понятие праздничной культуры и его историческое развитие достаточно углубленно и подробно в доступной форме, с подробным описанием праздничных действ[1].
    Полифункциональность праздника, как компонента социально- культурной сферы выражается в том, что он осуществляет множество функций, которые включают реализацию свободного общения между разными группами населения в рамках совместного переживания значимых событий, состояния всеобщей вовлеченности, духовной возвышенности, эмоционально- чувственной радостной полноты и гармонии жизни, ее идеалов в связующей нити времен и поколений.
    Психологический аспект праздника заключается в возможности освобождения личности от духовно-эмоциональной и физической напряженности, скованности, усталости. Данный момент может также относиться к одной из функций праздника, включая конструирование и поддержку коллективной общности, признание общепринятых устоев и порядка, планирование будущего.
    Особое значение праздник имеет для формирования культуры у молодежи, так как молодежь являлась и является представителями поколения, отражением его исторического, социального, политического состояния и особенностей мировоззрения.

    131
    Отстаивание собственных прав, идей и интересов, обостренное чувство справедливости всегда было отличительной чертой молодежи. Особенностью данного возрастного периода считается состояние поиска. Это состояние относится как к выбору профессии, призвания, так и места в жизни и обществе.
    Человек формирует свое окружение, выбирает и меняет ценностные ориентиры, усиленно занимается самоанализом для выявления сильных сторон собственной личности и т.п. Данный возрастной период – время накопление опыта, необходимого для дальнейшего развития и решения жизненных проблем и ситуаций [17].
    В Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжением
    Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года, №996-р. утверждена стратегия развития воспитания, а также был мероприятий по реализации
    Стратегии. Данное положение рассматривает сферу воспитания детей, что определяет и дальнейшее направление работы с индивидуумом. В общем положении Стратегии изложена приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания - развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [19].
    Из разнообразия сфер жизнедеятельности, свобода личности в наибольшей степени проявляется в сфере досуга, т.к. она предоставляет возможность выбора места, времени и формы проведения досуга. И именно в этой сфере представители молодежи более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Принимая во внимание проблемы молодежи в контексте проблем общества, есть возможность с помощью праздничной и культурно-досуговой деятельности повлиять на формирование нового поколения с высокими морально-культурными ценностями.
    Но в современной действительности празднику все сложнее реализовывать собственные функции, прежде всего из-за сформированного информационного общества, где личность, попадая в информационный поток и получая необходимый коэффициент зрелища, часто ощущает пресыщение и перенапряжение.
    Общество, в котором тенденция социально-экономического развития определяется производством, переработкой, хранением, распространением информации среди членов общества, называется информационным [12].
    Как следствие, задачи праздника, заключающиеся в формировании и продвижении нравственных идеалов, моральных, духовных, культурных и исторических ценностей, усложнены не только повышенной индивидуализацией, явственно прослеживаемой в молодежной среде, сколько чувствительностью молодежи к информации. Подобное информационное влияние зачастую отрицательно воздействует на становление личности.
    Примером неоднозначности информационного воздействия служат социальные сети. Доступность информации в различных социальных сетях зачастую способна навредить личной жизни человека, и даже сломать ее. В подобных условиях обесценивается само понятие «личная жизнь» и перестает

    132 соответствовать своему первоначальному значению. Личная информация, включая малейшие подробности из повседневной жизни, транслируется в сеть, предоставляется всеобщему доступу. Стоит отметить, что чаще всего оценочные суждения общества критичны и лишь в некоторых случаях отличаются гуманизмом и объективностью.
    В настоящее время человек находится в постоянно растущем информационном потоке. Социальные сети, тле-радио коммуникация, интернет ресурсы и т.п. транслируют информацию ежеминутно, и часто она доходит до потребителя, не подвергаясь проверки на достоверность. Поиск достоверной информации в таком случае должен осуществляться намеренно и целенаправленно. Также серьезной проблемой является увеличение количества мошенничеств и преступлений, совершаемых в информационно- телекоммуникационной среде. Популярность социальных сетей, как способа коммуникации, влияет на нежелательное распространение персональных данных, а также нередки случаи становление личности объектом общественной критики и высказываний, что редко отличаются объективностью, справедливостью и гуманностью.
    Положительные стороны информационного общества также стоит упомянуть. Они включают в себя доступное образование и общение, свободный доступ к информации, сосредоточение рекламы, стремительное развитие технологий и т.д. Но, тем не менее, уязвимость общества, особенно некоторых категорий населения, слишком тесно взаимодействующих с информацией, очевидна. К таким категориям и относится студенческая молодежь.
    Чтобы оказать положительное влияние на молодежь через праздничную культуру, прежде всего, нужно разрабатывать праздники, способные заинтересовать данную категорию, что в наши дни требует определенной осторожности и повышенной неординарности подхода.
    Если провести сравнение с прошлым, раньше, во времена Союза или
    Самодержавия, фактором, объединяющим людей, была идеология. Власть строила свою политику на истории народа, на нравственных идеалах.
    Нравственные коды сохранялись в Советской России, не смотря на декларированный атеизм. Принципы коллективизма, помощи ближнему, отзывчивости, чувство прекрасного, любовь к миру прививались с раннего возраста в семье и на школьной скамье. Вело это к тому, что уверенность в уникальности, красоте и величии своей страны объединяла народ настолько, что люди с разными вкусами и пристрастиями, пришедшие на массовый праздник уходили оттуда с братским чувством родства друг к другу. Об этом свидетельствуют кадры парадов и шествий, митингов и олимпиад, концертов и фестивалей советского времени. Праздники того времени строились на этих понятиях. Организаторы и постановщики, при создании праздника, могли с уверенностью предположить, что мероприятие, посвященное теме единства, общего труда и взаимопомощи, найдет положительный отклик у зрителя.
    Сейчас у государства нет четко выраженной идеологии, на что также указывает статья 13 Конституции РФ. В данной статье выражен запрет на установку

    133 государственной или обязательной идеологии, и в современной праздничной культуре, как в зеркале, отражается вектор развития страны.
    При сопоставлении современности и 70-80-х лет Советского Союза, то разница между состоянием общества видится колоссальной. Сейчас коллективизм созвучен слову коммунизм, и они вызывают в некоторых случаях отталкивающую реакцию. Возможно, это связано со страхом людей перед пропагандой, перед давлением, ложной информацией.
    В прошлом столетии идеологизация и политизация общества, структурирование информации, жесткий цензор, контроль над устремлениями и настроениями в молодежной среде, несмотря на всю свою неоднозначность, позволяли создавать мероприятия невероятного масштаба, которые находили отклик у всего населения огромной страны. Ярким примером стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года в Москве. Фестиваль 1957 года собрал 34 тысячи человек и стал известен как самый массовый фестиваль в истории СССР. Он пришѐлся на середину хрущѐвской оттепели и запомнился атмосферой свободы и открытости [18]. Данный фестиваль проводится и по сегодняшний день. В октябре 2017 XIX Всемирный фестиваль молодѐжи и студентов прошел в Сочи. Данные события сложно сравнивать, несмотря на то, что они имеют общую направленность, несут схожие задачи и лозунги. В фестиваль 1957 года была включена вся страна, люди всех возрастов выражали радость от всеобщего единения. В настоящее время студенческие фестивали проходят наиболее локально, с меньшей оглаской и привлекают внимание в основном заинтересованных лиц, т.е. определенного количества студенческих объединений.
    Известно, чтобы добиться глобальных целей, следует начинать с малого.
    Стремиться к единству, заинтересованности, формированию патриотичных и моральных ценностей в студенческой среде можно и нужно как раз через праздничную культуру.
    На сегодняшний день в студенческой среде сформирован ряд мероприятий именно для студенческой аудитории: акции и КВН, брифинги и клубы по интересам, посвящение в студенты и конкурсы. Подробное изучение специфики данных мероприятий позволяет создать представление о студенчестве, как об отдельной культуре, влияние на которую проще производить через праздник, как через более лояльную и позитивную форму взаимодействия с социумом.
    Также есть предположение, что новые смыслы могут родиться, когда нравственное, идеологическое, культурное развитие страны будет соотнесено с общечеловеческими ценностями. И такое понятие, как нравственность, не будет окончательно принижено и затеряно во все растущей тени материальных потребностей.
    Таким образом, праздник, как фактор воспитания студенческой молодежи имеет большое значение как в традиционное, советское время, так и в условиях современного общества. Праздник в информационном обществе должен использоваться как эффективный инструмент положительного воздействия на личность и социум. Для достижения наиболее глубокого эмоционально-

    134 чувственного влияния, меняющего мироощущение и мировоззрение общества, следует отслеживать развитие праздничной культуры, работать над модификацией праздников, разрабатывать новые праздничные формы.
    Список литературы
    1. Андрейчук, Н. М. История и теория массовых праздников [Текст] : учеб. пособие для студ. оч. и заоч. отд. по спец. «Режиссура театрализованных представлений и праздников» /
    Н. М. Андрейчук ; АлтГАКИ, Каф. режиссуры праздников. – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ,
    2005. – 63 с.
    2. Банфи, А. Избранное / А. Банфи ; пер. с итал. А. В. Старостина и В. Н. Съедина. – Москва
    : Прогресс, 1965. – 291 с.
    3. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и
    Ренессанса / М. М. Бахтин. – Москва : Худож. лит., 1990. – 541 с.
    4. Белоусов, Я. П. Праздники старые и новые: (Некоторые философские аспекты проблемы празднования) / Я. П. Белоусов. – Алма-Ата : Казахстан, 1974. – 198 с.
    5. Воловикова, М. И. Психология и праздник: Праздник в жизни человека / М. И.
    Воловикова, С. В. Тихомирова, А. М. Борисова. – Москва : Per Se, 2003. – 142 с.
    6. Гагин, В. Н. Национальные праздники и обряды, или праздничность как феномен русской культуры / В. Н. Гагин. – Москва : Профиздат, 2005. – 319 с.
    7. Генкин, Д. М. Массовые праздники : учеб. пособие для ин-тов культуры / Д. М. Генкин. –
    Москва : Просвещение, 1975. – 140 с.
    8. Жигульский, К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога / К. Жигульский. – Москва : Прогресс, 1985. – 336 с.
    9. Курбатов, В. П. Праздничная культура как способ воспитания и образования : монография
    / В .П. Курбатов, И. М. Верещагина. – Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. унта, 2014. –
    196 с.
    10.Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2008. – 412 с.
    11.Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко- теоретического исследования / А. И. Мазаев. – Москва : Наука, 1978. – 392 с.
    12.Мелюхин, И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И.
    С. Мелюхин. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 206 с.
    13.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва : Азбуковник, 2000 – 940 с.
    14.Петров, Б. Н. Массовые спортивно-художественные представления: Основы режиссуры, технологии, организации и методики : учеб. пособие для студ. высш. и сред. проф. учеб. заведений физ. культуры / Б. Н. Петров. – Москва : СпортАкадемПресс, 2001. – 351 с.
    15.Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования) / В. Я. Пропп. – Москва : Лабиринт, 2000. – 186 с.
    16. Сон, Л. А. Молодежь информационного общества / Л. А. Сон, Т. А. Щербакова, С. А.
    Ситникова, // Электронный науч.- метод. журнал Омского ГАУ. – 2019. – Спецвыпуск № 6. –
    URL: http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00673.pdf. – ISSN 2413-4066 (дата обращения: 15.12.2020).
    17.Молодежь, как социальная группа и основные проблемы молодежной политики. – URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html (дата обращения: 15.12.2020).
    18.VI ВФМС – 1957 Всемирный фестиваль молодежи и студентов]. – URL: http://mooseum.ru/Obrazovanie/Student/Student-005_fsm-1957.html
    (дата обращения:
    16.12.2020).
    19.С Т Р А Т Е Г И Я развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года –
    URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 20.12.2020).

    135
    ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
    СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКОЙ РЕГИОНА
    Е.В. Мирошниченко, О.Н. Гененко
    Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: mev-el@ya.ru e-mail: oks_genenko@mail.ru
    Аннотация. В статье раскрывается потенциал технологии проектирования как способа эффективного управления в сфере культуры, обосновываются преимущества проектного метода в аспекте реализации региональной культурной политики. Авторы приходят к выводу, что реализация социокультурных проектов и программ, проведение эффективной региональной культурной политики должны осуществляться в контексте стратегий регионального развития и развития страны в целом, задействовать все необходимые ресурсы, предусматривать системное взаимодействие и участие всех социальных субъектов, причастных к социокультурной жизнедеятельности региона.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   62


    написать администратору сайта