Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • SOCIO-CULTURAL CONDITIONS FOR THE PROJECT MUSIC FOR ALL IN THE TERRITORY OF THE CITY OF BARNAUL

  • ТРАНСФОРМАЦИЯ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

  • КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики


    Скачать 6.07 Mb.
    НазваниеНаука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
    Дата12.04.2022
    Размер6.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.pdf
    ТипСборник
    #467342
    страница18 из 62
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   62
    СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
    ПРОЕКТА ''МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ'' НА ТЕРРИТОРИИ
    ГОРОДА БАРНАУЛА
    Р.В. Напылов
    Алтайский государственный институт культуры e-mail: napyloffroman@gmail.com
    Аннотация. В статье рассматривается проблема образования и духовного развития российского общества. Для этого необходим анализ социально-культурного условия страны и ее регионов, который показывает, что в России есть определенные сложности и преодоление их лежит через проектную деятельность. Рассмотрение понятий, связанных с проектной деятельностью раскрывает проекты с разных точек зрения и вызывают необходимость использовать проект как способ развития социально-культурных условий развития российского и барнаульского обществ. В статье говорится о важности искусства и музыки в развитии личности и проект ''Музыка для всех'', который реализуется в Республике
    Саха (Якутия) является успешным опытом в развитии молодежи и социально-культурных условий региона. В заключении изучается город Барнаул как социально-культурное пространство и возможности реализации там подобного проекта.
    Ключевые слова: социально-культурные условия, проектная деятельность, проектирование, проект, метод, искусство, музыкальное образование, воспитание.

    155
    SOCIO-CULTURAL CONDITIONS FOR THE PROJECT
    ''MUSIC FOR ALL'' IN THE TERRITORY OF THE CITY OF BARNAUL
    R.V. Napyloff
    Altai state institute of culture e-mail: napyloffroman@gmail.com
    Abstract. The article deals with the problem of education and spiritual development of
    Russian society. This requires an analysis of the socio-cultural conditions of the country and its regions, which shows that in Russia there are certain difficulties and their overcoming lies through project activities. Consideration of the concepts associated with project activities reveals projects from different points of view and makes it necessary to use the project as a way of developing socio-cultural conditions for the development of Russian and Barnaul societies. The article talks about the importance of art and music in the development of personality and the project "Music for
    All", which is being implemented in the Republic of Sakha (Yakutia), is a successful experience in the development of youth and the socio-cultural conditions of the region. In conclusion, the city of
    Barnaul is studied as a socio-cultural space and the possibility of implementing a similar project there.
    Keywords: socio-cultural conditions, project activities, design, project, method, art, music education, upbringing.
    Социально-культурные условия являются актуальной проблемой российской общественности, в частности, города Барнаула. Социально- культурные условия — это объективно существующая реальность конкретной среды обитания, т.е. это то, как развита культурная жизнь в данной среде: наличие инфраструктуры, интерес людей к культуре и т.п. Наше общество переживает сейчас глубокий системный кризис, т.к. у многих людей отсутствуют понимание и представления о национальной идее России. На данный момент доминирует так называемое ''общество потребления'', которое априори делает людей равнодушными к истории и культуре своей страны, отнимает у них чувство принадлежности и идентичности к определенному народу а также делает их аполитичными. Как известно, культурные и национальные ценности являются фундаментом формирования мирового сообщества и конкретной личности. Поэтому наше государство и энтузиасты были вынуждены обратиться к проектной деятельности, чтобы создать социально-культурные условия для гармоничного развития человека и общества.
    Проектная деятельность является актуальным средством развития социально-культурных условий в российском обществе. Понятие ''проект''
    (projacere) в буквальном переводе с латинского языка означает продвижение чего-либо вперед. Само понятие ''проект'' в российских реалиях означает ограниченный по времени комплекс мероприятий, предназначенный для создания уникального продукта, услуги или результата деятельности [1].
    Проект как таковой имеет отличительные черты: ограничен конкретными сроками реализации; наличие конкретных целей на долгосрочные перспективы; а также их реализация и создание нового уникального продукта как конечный результат. Исследованиями понятия ''проект'' и ''проектная деятельность''

    156 занимались такие выдающиеся ученые, как Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, К.М.
    Кантор, С.Т. Шацкий, Е.И. Исаев, и многие другие.
    Прежде всего необходимо сказать, что понятие ''проектная деятельность'' многосложное. Оно вытекло из понятия ''проектирование'', которое означает процесс создания проекта, состоит из терминов ''проект'', ''деятельность'' и ''творчество'' и выходит из таких дисциплин, как педагогика и психология.
    Каждый исследователь рассматривал данные понятия по-своему. Например,
    К.М. Кантор считает, что проект — это проявление творческой активности человеческого сознания, посредством которой можно в культуре реализовать деятельностный переход от небытия к бытию [2, С. 84—96]. Е.И. Исаев видит проектирование как средство развития образования [3, С. 48-57]. Проектную деятельность как технологию разработали сто лет назад американские ученые
    Дж. Дьюи и В.Х. Килпатрик. Великий русский педагог Станислав Теофилович
    Шацкий в 1905-м году предложил проекты как педагогический метод [4, C.
    304]. Таким образом, понятие ''проектная деятельность'' была изучена с разных позиций. В данной статье это понятие рассматривается с точки зрения развития культуры и образования.
    Искусство играет важную роль в становлении и развитии личности. Оно помогает ребенку осознать свои чувства и мысли, как говорила Надежда
    Константиновна Крупская [5, C. 55], развить в себе креативное мышление, что очень важно в условиях рыночной экономики, а также помогает создать в человеке систему культурных, нравственных ценностей, развить особенные трансцендентальные чувства. Это необходимо для создания из подрастающего поколения россиян интеллектуальных личностей, способных взаимодействовать в социуме и подходить творчески к рабочему процессу, что являются необходимыми качествами для выживания в условиях рынка.
    Поэтому начиная с уровня международных организаций возникла необходимость пересмотра роли художественного
    (в особенности музыкального) образования в системе общего образования.
    Музыкальное образование обладает целым рядом преимуществ.
    Музыкальные занятия положительно влияет на развитие головного мозга и развивает у детей чувственно-эмоциональное восприятие. В.А. Сухолимский говорил, что ''музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека'' [6, C. 5], а советский композитор Д.Б.
    Кабалевский разработал в свое время целую программу по предмету ''Музыка'' для школьников, говоря: ''Я стремился найти такие принципы, методы и приемы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека'' [6, C. 5]. Распространенность музыки в обществе способствовало развитию данной сферы — образование музыкальных школ, студий, кружков и т.п., появление музыкальных инструментов и оборудования хорошего качества и высококвалифицированных кадров. Дополнительное музыкальное образование детей органично сочетается с получением знаний в общеобразовательной школе. Музыка также является средством приобщения к национальным культурам.

    157
    В направлении музыкального образования в рамках общеобразовательной школы проводились многие эксперименты. Особенным примером является проект ''Музыка для всех'', который реализуется в настоящий момент в
    Республике Саха (Якутия), период реализации который с 2013 по 2022 годы.
    Цели данного проекта основаны на Федеральных законах о концепциях развития образования и культуры страны и республиканскими программами развития: признать на государственном уровне значение музыкального образования как существенную часть национальной культуры и одного из приоритетных направлений ее развития; развить музыкальную культуру в
    Республике Саха (Якутия) как живой капитал общества [7, C. 25-27]. В соответствии с целью, данный проект предполагает решение следующих задач: осуществить в обществе рекламную кампанию по информированию о данном проекте и разъяснить о его положительном влиянии на личностное развитие подрастающего поколения республики; определить и осуществить главные направления деятельности в рамках проекта; наладить взаимодействие
    Министерства культуры и духовного развития республики с Министерством образования республики для осуществления проекта; простимулировать социально-культурное развитие подрастающего поколения республики; выявить среди молодежи одаренных музыкантов, которые способны получить профессиональное образование и стать специалистами в области музыки; использовать музыкальное искусство как средство воспитания и формирования личности в обществе; сохранить и передать будущим поколениям традиций образования в сфере музыки; контролировать реализацию проекта на всех этапах с целью распространения полученного опыта на другие сферы образования республики и других регионов России.
    Проект предназначен прежде всего для обеспечения доступности музыкального образования для детей республики. Ребята начинают учиться играть на музыкальных инструментах либо петь в хоре с детского сада. В школах увеличилось количество учебных часов по предмету ''Музыка'' (3 часа в начальных классах и 2 часа в средних классах). В старших классах стали проводить новый образовательный предмет — ''Музыкальное искусство''. В высшей школе музыкально-образовательный предмет решили ввести как факультативный. Школьники обучаются игре на музыкальных (в том числе и на национальных) инструментах благодаря реорганизации работы ДМШ; были организованы в качестве эксперимента в населенных пунктах Якутии интегрированных образовательных учреждений среднего общего и дополнительного (по типу ДМШ) музыкального образования для всех учащихся. Обращение к зарубежному опыту в сфере массового музыкального образования также простимулировал перенять следующие эксперименты как создание хоровых коллективов и оркестров во всех образовательных учреждениях среднего образования, увеличение количества занятий в дошкольных учебных заведениях и создание групп эстетического воспитания
    [8]. Занятия ведутся по методикам известных исследователей, таких как З.
    Кодаи, К. Орф и Ш. Судзуки и другие. Самая известная и распространенная методика проведения музыкальных занятий является методика групповых

    158 занятий Ш. Судзуки, которую упоминает основатель компании ''Sony'' Ибука
    Масару в своей книге ''После трех уже поздно'' как эффективную методику с ранних лет [9, C. 14]. Проект благодаря вышесказанным действиям оказался удачным. Он позитивно повлиял на развитие детей республики и на его базе были проведены многие мероприятия международного класса, в том числе и международный конкурс юных музыкантов-исполнителей ''Розовая чайка'' [7,
    C. 25-27].
    В данной статье также будет сказано о возможности реализации проекта ''Музыка для всех'' на территории города Барнаула Алтайского края. Алтайский край является житницей России и кузницей талантов в различных сферах деятельности. Однако существует ряд проблем, прежде всего — финансовая.
    Край является дотационным, но краевой и городской бюджеты не имеют средства, которые могли бы помочь реализовать проект в полном объеме во всех учебных заведениях края. Согласно брошюре о краевом бюджете на 2021- й год и на плановый период 2022 и 2023 годов на культуру в 2021-м году будет выделено всего 2164000000 рублей [10], что для реализации проекта в полной мере, как в Якутии невозможно, т.к. например снабжение учебных заведений новыми инструментами будет стоить очень дорого (новое пианино китайского производства стоит около 120 тысяч рублей, а, к примеру, новый аккордеон итальянского производства будет стоить более 200 тысяч рублей). Если учитывать, что в Барнауле около 200 муниципальных детских садов, 100 общеобразовательных школ, 8 вузов, то сумма заказа инструментов будет очень высокой, даже грантовые деньги могут не обеспечить такую закупку в полной мере. А также есть социальная проблема — низкий интерес местного населения к культуре и элитарной музыке. Например, проанализировав отчет Филармонии
    Алтайского края о результатах ее деятельности за 2017-й год, можно заметить, что в отчетный год ее услугами воспользовались всего 117500 человек [11]. Это примерно пятая часть города Барнаула или двадцатая часть Алтайского края. В противовес этому можно сказать, что музыкальное образование в городе
    Барнауле хорошо развито. Существует краевая филармония с собственным симфонический оркестром, где проводятся академические концерты, а также эксперименты в виде таких проектов как виртуальный музыкальный зал. Есть оркестр народных инструментов ''Сибирь'' с собственным шикарным концертным залом. Профессиональное и предпрофессиональное образование развито хорошо. Существует институт культуры с наличием музыкального факультета, где обучают игре на таких музыкальных инструментах как фортепиано, оркестровые струнные инструменты, народные инструменты, также обучают дирижированием академическим или народным хорами, а также обучают мастерством звукорежиссуры. Также в городе славится музыкальный колледж, студенты которых ежегодно становятся участниками и лауреатами крупных международных конкурсов и большинство выпускников остаются работать по профессии и востребованы не только в городе Барнауле и
    Алтайском крае, но также и по всей территории России и зарубежом.
    Необходимо остановиться на исследовании музыкальных учебных заведений дополнительного образования детей города Барнаула. Их история

    159 началась в 1920 году, когда была создана рабоче-крестьянская консерватория для детей и взрослых. Сейчас это учебное заведение известно как ДШМ №1 имени А.К. Глазунова – старейшая и самая известная музыкальная школа города Барнаула. После Великой Отечественной войны стали открываться новые школы. Сейчас в городе существует десять государственных ДМШ и
    ДШИ, в том числе ДМШ при музыкальном колледже и ДШИ при институте культуры. Общее число обучающихся в этих учреждениях - 4500 человек. Это менее одного процента населения города Барнаула, которое составляет 632391 человек. Обучают в этих учебных заведениях игрой на музыкальных инструментах, а также некоторые школы имеют такие направления как ''Теория музыки'' и ''Музыкальный фольклор''.
    Таким образом, несмотря на то, что культура в городе Барнауле развивается, интерес местной общественности к культуре и музыкальному образованию ничтожно мал. Внедрение и реализация проекта ''Музыка для всех'' в нашем городе может решить проблему. Для этого необходимо провести подробное эмпирическое исследование учебных заведений города, наладить отношение с местными властями и убедить их в необходимости реализации проекта на территории города, также важно привлечь средства для реализации.
    Существующие условия позволяют провести данный проект лишь в экспериментальных условиях в некоторых учреждениях.
    Список литературы
    1. Баулина, О. А. Управление проектами [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / О. А. Баулина, В. В. Клюшин ; Министерство образования и науки Российской
    Федерации, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. —
    Электронные текстовые и графические данные . — Волгоград : ВолгГАСУ, 2016. —
    Электронное издание сетевого распространения. — Официальный сайт Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета.
    Режим доступа: http://www.vgasu.ru/publishing/on-line/ (25.01.2021)
    2. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. № 11. С. 84—96.
    3. Исаев
    Е.И.
    Проектирование психологического образования педагога
    Вопросы психологии. – 1997. – №6, – С. 48-57 4. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах — Москва: Педагогика,
    1980. — Т. 1. — 304 с.
    5. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду:
    Учебное Пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская – Москва. :
    Просвещение, 1977. – 55 с.
    6. Кабалевский Д.Б. Программы общеобразовательных учреждений ''Музыка'', 1-8 классы:
    Учебное Пособие для общеобразовательных учреждений / Д.Б. Кабалевский — 3-е издание -
    Москва. : Просвещение, 2006. -5 с.
    7. Харайбатова О.М. Организационная структура управления Республиканским проектом
    «Музыка для всех» / О.М. Харайбатова // Ежеквартальный культурно-просветительский журнал «Музыка для всех», – Декабрь, 2019. – №2 (16) – С. 25-27.
    8. Концепция проекта ''Музыка для всех''.
    URL: https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fuuo- vilyuisk.ru%2F%EA%EE%ED%F6%E5%EF%F6%E8%FF-%EF%F0%EE%E5%EA%F2%E0-
    %EC%F3%E7%FB%EA%E0-%E4%EB%FF-%E2%F1%E5%F5-2013-202%2F&cc_key=
    (25.01.2021)

    160 9. Ибука М. После трех уже поздно / М. Ибука: [Пер. С англ. Н. Перовой]. –9-е изд., испр., с предисловием Макото Ибуки – Москва : Альпина нон фикшн, 2020. – 14 с.
    10.Алтайский край. Краевой бюджет на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
    [Электронный ресурс] URL: https://minfin.alregn.ru/files/bud_book-2021.pdf (25.01.2021)
    11.Отчет о результатах деятельности ГФАК-2017 URL: http://philharmonia-barnaul.com/otchet- o-rezultatah-deyatelnosti-gfak-2017/nggallery/image/img436/ (25.01.2021)
    ТРАНСФОРМАЦИЯ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
    Е.А. Олейникова
    Луганская государственная академия культуры и искусств e-mail: Lgaki_Oleynikova@mail.ru
    Аннотация. В статье идет речь о влиянии цифровой культуры на трансформацию деятельности музеев. Дается характеристика цифровой культуры, анализируется ее влияние на социум. Выделены направления использования информационных технологий в музеях.
    Рассматриваются такие феномены цифровой культуры как AR- и VR- технологии, и многие другие. В результате чего происходит серьезная трансформация музейной деятельности, музеи становятся более доступными и интерактивными, меняется формат коммуникации музеев с посетителями за счет визуализации и компьютерных технологий.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   62


    написать администратору сайта