Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

  • Abstract.

  • КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики


    Скачать 6.07 Mb.
    НазваниеНаука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
    Дата12.04.2022
    Размер6.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.pdf
    ТипСборник
    #467342
    страница20 из 62
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   62
    ГРИМ-МАСКА КАК ФОРМА СЦЕНИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
    ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
    И.В. Семченкова, Е.В. Морозова, Н.А. Кудряшова
    Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: inna.ryabina@mail.ru
    Аннотация. В статье рассматриваются грим как средство внешней выразительности актѐра, маска как специфика создания выразительности образа в представлении, истоки возникновения маски и грим-маки, использование грим-маски в китайском национальном театре и японском театре кабуки, современное искусство маски и грим-маски.
    Ключевые слова: грим, лицедейство, представление, маска, образ, театр, актѐр, грим- маска, условный грим.

    169
    MAKE-UP MASK AS A FORM OF STAGE EXPRESSIVE
    PRESENTATION IN A SOCIOCULTURAL SPACE
    I.V. Semchenkova, E.V. Morozova, N.A. Kudryashova
    Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: inna.ryabina@mail.ru
    Abstract. The article considers makeup as a means of external expressiveness of an actor, a mask as a specificity of creating an expressive image in a performance, the origins of the emergence of masks and make-up maki, the use of a make-up mask in Chinese national theater and Japanese kabuki theater, the modern art of masks and make-up masks.
    Keywords: make-up, acting, performance, mask, image, theater, actor, make-up mask, conventional make-up.
    История гримировального искусства берет свое начало еще в далекой древности. Грим использовался для внешнего перевоплощения участников в различных религиозных обрядовых действиях. Конечно, грим был весьма условный по рисунку и по краскам, и никакого стремления подчеркнуть им конкретные типичные черты характера не было. В последствии грим поддавался изменениям и приобрел известную нам сейчас современную форму.
    Задача актѐрского искусства – это лицедейство, игра, в которой ты преображаешься в кого-либо иного. Естественно, это перевоплощение символично. Ты не становишься иным персонажем, но живѐшь на сцене его жизнью, его эмоциями.
    Есть два метода актѐрского перевоплощения: наружное и внутреннее.
    Первое коренится в традициях театра представления, второе – в традициях театра переживания. Нам же с целью исследования темы маски и грим-маски как формы сценической выразительности представления в социокультурном пространстве станет более любопытно подробнее разобраться в первом.
    В театре представления актѐр кроется за личиной собственного героя – маской – в прямом и переносном значении.
    Маска (от позднелат. mascus, masca - личина) – особая накладка с любым изображением, надеваемая чаще всего на лицо. Маски изготовляются из бумаги, папье-маше и иных материалов. Использование масок стартовало в глубочайшей древности в ритуалах (связано с трудовыми процессами, культом животного, погребения и другое) [4, с.73].
    Позже маски вошли в использование в театре как вещество актерского грима. В сочетании с театральным костюмом маска может помочь созданию сценического образа. В древнем театре маска соединялась с париком и надевалась на голову, образуя сходство шлема с отверстиями для глаз и рта.
    Для усиления голоса артиста Маска-шлем снабжалась изнутри металлическими резонаторами. Есть маски-костюмы, где маска неотделима от костюма, и маски, которые держат в руках или же одевают на пальцы.
    С помощью маски актѐр быстрее представляет персонажа, рисует его нрав и поведение, нежели живѐт его жизнью. Он предстаѐт перед нами как определѐнный типаж, в котором подчѐркнуто обозначена какая-то одна человеческая черта.

    170
    Искусство внешнего перевоплощения, искусство маски и лицедейства тянется из далѐкого прошлого и содержит собственные истоки в античных языческих игрищах, в культурах различных государств. В Италии масочное лицедейство оформилось как арена представления. Масочные персонажи Карло
    Гоцци (Бригелла, Коломбина, Скапен) были носителями человеческих черт, профессий и были неизменны, кочуя из представления в представление.
    В античности было два термина обозначающих маску: prosopon и persona.
    Впрочем, любое из данных мнений содержит некоторое количество значений.
    Например, prosopon это, личность, в значении наружного облика человека, животного или же неодушевленного предмета, а вслед за тем уже личина, драматическая роль или же персонаж. Персона – это доля маски, которая адаптирована для более громкого звучания голоса артиста. Впрочем, этот термин означает и маску, и театрального исполнителя – артиста, и нрав действующего лица.
    В комедии дель арте личина – это, прежде всего, образ артиста, в котором он выступает и в котором воплощает собственную артистичную оригинальность. Вследствие этого, вещественное воплощение образа, то есть предмет, изготовленный из картона или же клеенки и закрывающий личность артиста в последующем стоит именовать
    – маска-лицо.
    Человек, прячась за маской, обретает огромную свободу, он как бы скрывается за ней от зрителя. Неопытным актѐрам личина нередко может помочь одолеть зажим.
    В разработке подобной игровой маски огромную роль играют способы внешней выразительности, такие как пластика, мимика, особенности костюма, но особенное место занимает грим.
    Грим (франц. grime, от староитал. grimo - морщинистый) – искусство конфигурации наружности актѐра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок (так именуемого грима), пластических и волосяных наклеек, парика, стрижки и остального в соответствии с требованием исполняемой роли [3, с. 16]. Работа актѐра над гримом плотно связана с его работой над образом. Грим, как одно из средств сотворения актерского образа связан в своей эволюции с развитием драматургии и борьбой эстетических направлений в искусстве. Характер грима находится в зависимости от художественной индивидуальности представления и его образов, от замысла актѐра, режиссерской концепции и стиля оформления представления.
    Грим – это одно из самых интенсивных средств внешней выразительности. Гримируясь, актѐр придаѐт необходимый тон коже, подчѐркивает линию бровей, «углубляет» глаза, делает губы больше, выразительнее или же, напротив. Грим необходим для сотворения определѐнного образа или же сходства с историческим персонажем.
    Грим во всевозможных театральных системах выполняет функцию совершенствования внешности артиста и функцию создания лица персонажа, внешне отличающегося от актѐра. И в том и в ином случае эти функции содействуют созданию театрального образа.
    Переходная категория между маской и гримом – грим-маска, обширно применяемая в современной и восточной театральной системе, несет функцию

    171 преображения артиста в персонажа и владеет ярко выраженной знаковой природой. Грим-маски принято относить к условному гриму. К условному гриму приравнивают все, что связано с нанесением на лицо всевозможных рисунков, когда лицо и даже тело актѐра считается холстом для художника, при помощи которого он выражает свое понимание человеческой сущности.
    К условному гриму возможно отнести и пародийные гримы, когда, казалось бы, случайные вещи становятся оформлением дизайна лица актѐра.
    К данной же категории относятся и всевозможные грим-маски животных и фантастических созданий, которые используется, на карнавалах, на детских торжественных представлениях и в театральных постановках.
    Современно направление боди-арт (роспись тела), также является условным гримом, а его основоположником принято считать Льва Бакста, который расписывал тело и трико Вацлава Нижинского в балете
    «Послеполуденный отдых фавна», непосредственно перед каждым представлением [2, с. 173].
    Грим-маски применяются в китайском национальном театре, в японском театре кабуки, индийских мистериях — «Катакали».
    Кумадори – обычный способ гримирования в японском театре кабуки, в дословном переводе - нанесение полос на лицо.
    Все жанры исполнительского искусства, существовавшие до кабуки, были представлением масок. В гигаку, бугаку и ногаку (древние жанры японского театрального искусства) в обязательном порядке использовали маски. Театр Кабуки в 17 веке категорически отказался от масок, принятых в классическом театральном японском искусстве, но способ гримирования сберег
    «воспоминания об этих масках» [2, с. 31].
    В классическом китайском театре, как и в кабуки, грим-маска строиться не на персональных особенностях лица, а на ансамбле свойственных черт персонажа, символически воплощенных в рисунке и цвете.
    Следовательно, изучив и проанализировав истоки зарождения и современное искусство грима и грим-маски, можно заявить о том, что ведущей задачей грима, маски и грим-маски как формы сценической выразительности представления в социокультурном пространстве является передача максимально полной информации о персонаже, выражение особенностей трактовки его характера режиссером и актѐром.
    Список литературы
    1. Непейвода, С.И. Грим [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.И. Непейвода. —
    Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2015. — 128 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/61368.
    2. Сыромятникова И.С. Искусство грима и макияжа. – М.: Изд-во «РИПОЛ классик», 2005. –
    275 с.
    3. Сыромятникова И.С. Искусство грима и прически: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1999. - 192 с.
    4. Паке, Д. История красоты. М.: Астрель. ACT, 2003. - 128 с.

    172
    ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
    ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    В ВУЗАХ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
    И.В. Семченкова, Е.В. Морозова, Н.А. Шептун
    Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: otdelumu@bgiik.ru
    Аннотация. В статье рассматривается проблема использования дистанционного обучения в современном обществе, необходимость внедрения информационных средств в системе образования.
    Ключевые слова: дистанционное обучение, традиционные методы, информационно- коммуникационные технологии.
    PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING FOR ENSURING A HIGH
    LEVEL OF TRAINING OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION
    INSTITUTIONS OF ARTS AND CULTURE
    I.V. Semchenkova, E.V. Morozova, N.A. Sheptun
    Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: otdelumu@bgiik.ru
    Abstract. The article deals with the problem of using distance learning in modern society, the need to introduce information tools in the education system.
    Keywords: distance learning, traditional methods, information and communication technologies.
    Динамичность развития современного мирового сообщества, процессы глобализации, интеграции, информатизации, которые охватывают все его сферы, глубокие социально-экономические трансформации, произошедшие в нашей стране, требуют от общества проявления качественно новых профессиональных и личных качеств. Процесс развития дистанционного образования в нашей стране начался несколько позже, чем в большинстве европейских стран и сопровождается сравнительно недостаточным уровнем восприятия российским обществом возможностей и преимуществ его использования, недостаточным оснащением образовательных организаций компьютерной техникой и средствами сетевой связи, а также отсутствием специализированных методик дистанционного обучения.
    Форма дистанционного обучения возникла в последние годы как запрос на реалии сегодняшнего времени. Особенно активно дистанционное обучение начало входить в обиход в связи с интенсивной компьютеризацией повседневной жизни. Одни из первых дистанционные способы обучения предложили западные высшие учебные заведения, в Новой школе социальных исследований в Манхэттене и на курсах по изучению количественной

    173
    (квантитативной) истории в г. Зальцбург, одним из инициаторов который был французский историк П. Шоню [3].
    Многие ученые и авторы изучали вопрос дистанционного обучения и попытались сформировать определения, что же это такое, выразив в них свое понимание данного понятия.
    Так, А.В. Зубова писала, что: «Дистанционное обучение — это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков» [2; с. 142].
    Отечественными ученые
    А.А.
    Андреев и
    В.И.
    Солдаткин сформулировали такую трактовку, что «Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия педагога и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный
    (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1; с. 73].
    Смысл термина «дистанционное обучение» подразумевает использование информационных технологий для возможности обучения без отрыва от основной деятельности и без физического перемещения к месту расположения учебного заведения.
    Дистанционное обучение позволяет широко использовать следующие возможности: коллективную (групповую) работу; использование удаленных учебных процессов; оперативный обмен информацией всех со всеми.
    При этом под дистанционным обучением в России в первую очередь понимается использование телекоммуникаций, как главного признака дистанционного обучения.
    Суть дистанционного обучения сводится к следующим принципам: замена традиционных методов обучения, требующих личностного присутствия преподавателя; обеспечение встреч преподавателя на расстоянии для географически отдаленных участков; альтернатива к заочным курсам.
    Учитывая огромные размеры нашей страны и невозможность обеспечить многие институты, филиалы высококвалифицированными специалистами, проведение дистанционных методов обучения является актуальным.
    Исходя из опыта дистанционного обучения, наиболее удачным способом осуществления данного способа обучения является видеоконференции.
    Проведение видеоконференций в режиме реального времени онлайн, дают широкую возможность для общения с аудиторией. При этом проведение телеконференции и ее успех зависит от личности преподавателя.
    Открытое образование дает широкое поле для научных исследований, способствующих развитию творческих инициатив педагогов, переходя из

    174 объекта изучения в объект прогнозирования, конструирования и проектирования.
    В то же время можно выделить и несколько негативных сторон, с которыми можно столкнуться в процессе внедрения дистанционного образования в образовательный процесс в вузах искусств и культуры.
    1. Несогласованность в нормативно-правовом обеспечении, в стандартизации, в экономических и финансовых вопросах, в оценках качества образования.
    2. Человеческий фактор играет важную роль в процессе обучения, потому что преподаватель, при непосредственном контакте с обучающимся, может передавать и прививать определенный ряд навыков, а при дистанционном образовании он полностью или частично исчезает.
    3. Существовавшие до этого методы обучения плохо сочетаются с новыми технологиями, а большинство методических и учебных материалов не подходят для дистанционного обучения.
    4. По некоторым специальностям обучение дистанционно невозможно, поскольку некоторые дисциплины предполагают наличие сложных практических и индивидуальных занятий, которые проводятся под контролем преподавателя.
    5. Отсутствие навыков работы с информационными технологиями у многих преподавателей. В связи с этим возникают трудности с подготовкой учебного материала, подходящего для использования при дистанционном образовании. Одной из существенных сторон в данной области является неуверенность многих преподавателей выступать перед камерой, без наличия живой аудитории.
    6. Сопротивление профессорско-преподавательского состава внедрению современных технологий.
    7. Расходы на обучение преподавателей современным информационным технологиям, а так же финансовые затраты вузов на приобретение необходимого технического оснащения.
    8. Необходимость стандартизации требований к предоставленных учебных материалов, необходимых при дистанционном обучении.
    9. Создание электронной информационно-образовательной среды
    (ЭИОС), особенно в части наполнения базы данных электронными учебниками и учебно-методическими материалами.
    Чтобы решить проблему качества образовательных услуг, которые получают обучающиеся дистанционной формы обучения, преподаватели должны развивать и внедрять информационные технологии, которые способствуют развитию дистанционного образования. Дистанционное обучение в вузе дает обучающимся возможность круглосуточного доступа к учебным материалам, постоянную поддержку и консультации преподавателей и методистов, on-line видеолекции и другие технологические решения для обеспечения эффективного процесса обучения.

    175
    Дистанционное обучение, таким образом, не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующие традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, более сложные для достижения в обычном обучении: усиление активной роли обучающегося в собственном образовании, получение возможности общения его с педагогами- профессионалами, возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в разных городах и странах с помощью участия в различных проектах, конкурсах, олимпиадах. Эти задачи относятся к развитию творческой составляющей образования.
    Система дистанционного обучения признана одной из самых дорогих систем. Большая часть средств идет на создание курсов, закупку современного технического обеспечения. Таким образом, дистанционное обучение – это альтернатива, ни в коем случае не замена традиционного образования.
    Дистанционное обучение призвано обеспечить доступность образования при сохранении его качества.
    Список литературы
    1. Васильев, А. А. Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды
    / А. А. Васильев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4
    (19). — С. 73-75.
    2. Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С.
    208., с. 142 3. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. – 2-е изд., исправл. и доп./Под редакцией Ю.В. Позняка – МН.: БГУ, 2003. – 227 с.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   62


    написать администратору сайта