КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
КУЛЬТУРНЫЙ БРЕНД КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Е.В. Харьковская, Н.В. Посохова, Н.Н. Калашникова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: elena.xarkovskaya@mail.ru Аннотация. В статье идет речь о культурном бренде как факторе социально- культурного развития сельских территорий. Культурный бренд заключается в создании и поддержании притягательности и престижа сельской территории, привлекательности сосредоточенных на ней историко-культурных ресурсов и возможностей их реализовать. Авторы статьи подчеркивают, что успешный культурный брендинг, непременно, обеспечит сельской территории привлечение инвестиций, туристических потоков, а также привлечение квалифицированной рабочей силы. Ключевые слова: бренд, социально-культурная деятельность, сельские территории, туризм. 185 CULTURAL BRAND AS A FACTOR OF SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES E.V. Kharkovskaya, N.V. Posokhova, N.N. Kalashnikova Belgorod State Unversity of Arts and Culture e-mail: elena.xarkovskaya@mail.ru Abstract. The article deals with the cultural brand as a factor in the socio-cultural development of rural areas. A cultural brand is to create and maintain the attractiveness and prestige of the rural area, the attractiveness of the historical and cultural resources concentrated on it and the opportunities to realize them. The authors of the article emphasize that successful cultural branding will certainly ensure that rural areas attract investment, tourist flows, and attract skilled labor. Keywords: brand, social and cultural activities, rural areas, tourism. Культурный потенциал российских регионов является важнейшим источником развития страны, ценность которого связана с творческим осмыслением культур и традиций. Посредством культурной основы бренда идет трансформация систем культурных ценностей, также бренд оказывает огромное влияние на общественные ценности. Так успешный образ местности моделирует позитивное сознание, проживающих в ней людей, тем самым наполняя их жизнь смыслом. Заявленный и принимаемый образ территории может изменить, утвердить и уточнить ценности народа, привлечь новых жителей и дополнительные инвестиции в регион. Для современного государства на данном этапе исторического развития большое значение имеет развитие регионов, республик, областей, районов, городов, сельских территорий. Новой тенденцией, появившейся в конце девяностых начале двухтысячных годов, стало преобразование в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах жизни, привело к необходимости появления такого понятия как бренд. Рыночная экономика, новые подходы в маркетинге оказали влияние на появление в области культуры новаторских идей и технологий в реализации «культурных продуктов и услуг», что способствовало становлению, развитию и сохранению традиционной культуры, народных промыслов, особенностей регионов страны [6, с. 147]. Однозначного толкования слова «бренд» в настоящее время не выработано. Бренд может идентифицироваться с торговой маркой (названием услуги, товаром) конкретного производителя, выделяющий товар от других производителей [13, с. 233-234]. При раскрытии сущности бренда стоит также обратить внимание на его структуру. Образ бренда (brand image) – это мгновенная характеристика, то есть ассоциации, которые находятся в данный момент в уме потребителя: то есть, если имидж бренда формируется и изменяется с помощью рекламной компании, то индивидуальность бренда остается неизменной длительное время, ведь бренд – предполагает высокий уровень известности и запоминания 186 ассоциаций; товар или услуга с их характеристиками; информация о потребителе; отношение потребителя к товару [5, с. 67-68]. Понимание сути брендинга возможно только при научном анализе и понимании содержания самого определения понятия «бренд». Согласно научным исследованиям, этимология слова «бренд» указывает на его древнее скандинавское происхождение, где «бренд» означало «сжигать». На этом основании слово перешло в англо-саксонскую языковую группу, где оно уже означало «поставить ярлык», «бренд». Традиция маркировки промышленных товаров существовала в V тысячелетии. До н.э., но появление реальных брендов, которые не определяют производителя и продукт, который они продают, относится ко второй половине XIX века. Разрабатывая поэтапность формирования культурного бренда, следует учитывать многие факторы, влияющие на его создание и реализацию, они, в свою очередь, будут определять его характеристики и приоритетность на дальнейшее развитие в сфере культуры [5, с. 52]. С точки зрения функциональности бренд является коммуникативной, конкурентоспособной, переводческой, символической единицей. В контексте нашего внимания это не столько концепция самого бренда, сколько конкретный тип «бренд территории» – инструмент, основанный на способности региона сформулировать уникальное ценностное и культурно обоснованное предложение с учетом его собственных специфических традиций или региональные предпочтения целевой аудитории, которые позволяют ему, как и в этом состоянии, быть постоянно перспективным [3, с. 86]. Брендинг региона создаѐт полнофункциональный коммуникационный интерфейс, который через систему образов и смыслов формирует систему идентичности региона, создает его узнаваемость, ассоциации, транслирует, наконец, ценности того или иного бренда [1, с. 23]. Согласно теории А. Уиллера, брендинг региона – это готовность и склонность к тому, чтобы определить, установить, сформировать и организовать исключительность и неповторимость, что-то отличающее одну местность от остальной, в надежде произвести и извлечь конкурентоспособное финансовое преимущество от бренда [14, с. 89]. Как точно отмечает Я. Эллвуд, современный бренд региона – это: зрительная или условная эмблема того или иного региона; благоприятный и положительный отличительный атрибут, по каковому гости, и жители узнают тот или иной регион; разрекламированная торговая марка того или иного региона, создающая или подтверждающая его стиль и престиж [17, с. 53]. Разработка региональных брендов, как справедливо выделяет П. Родькин, содействует акцентированию и приумножению привлекательности стиля того или иного региона во взглядах целевой аудитории, а также способствует соотношению любого региона с позитивными и полезными чертами. Также, по мнению автора, все вышеперечисленное обосновывает, подтверждает и доказывает адекватность региона хорошему стилю. Это приводит к тому, что тот или иной регион не только лишь соединяется в мыслях с положительными данными и чертами, но спустя время и определяется по ним. В данном и 187 складывается первостепенной важности цель современного брендинга местности и территории [10, с. 148]. В частности, А.М. Чернышева, приводит ряд определений по разработке бренда территории – это, прежде всего: активная деятельность консультационных и направленных на определенную тематику компаний с деятельностью представителей всевозможных «слоев» регионального общества. Участников процесса имеется возможность классифицировать и объединять по направленному на определенную тематику свойству, а также допускается в разделении первостепенной важности трудностей формирования того или иного региона; социокультурное конструирование – это технология выявления и раскрытия ранее не известных уникальных и неординарных положений, приобретающих фигуру микропроектов по поправке стиля региона и переделке региональной сферы; мозговой штурм – крайне успешная и результативная методика при обстоятельстве кропотливого выбора профессионалов – участников движения; социологические эксперименты и анализы – выборочный опрос всевозможных категорий жителей того или иного региона, устремленный на обнаружение и открытие постановок для разрабатывания и конструирования положения бренда того или иного региона; употребление и применение состязательных элементов, в частности оповещение о состязании на наилучшую и результативную мысль бренда региона, идеальный замысел логотипа того или иного региона [16, с. 146-147]. Сегодня имидж территории, ее репутация и наличие узнаваемых брендов являются важнейшими ресурсами для формирования партнерских отношений и основополагающими факторами ускорения социально-экономического развития. Для современного города, как отмечает И.Н. Блохин, благоприятный и позитивный образ и репутация важны не меньше, чем присутствие качественных предприятий, театров, либо же благоустроенных автомобильных дорог. Репутация и стиль региона так же, как и в случае с организациями или предприятиями, обладает достаточно установленной материальной ценой. И совершенно не неожиданно огромнейшие всемирные СМИ издают ранги и оценки в наибольшей степени эффективных, статусных и солидных городов всего мира [2, с. 186]. Имидж территории может распространяться и при помощи событий и действий. Территория может продвинуть себя с помощью ранее произошедших на ней важных, исторических событий, затронувшую при этом не только имидж конкретной местности, но и имидж в целом страны. Если территория не способна производить впечатление на своих «потребителей» – то она не способна продвинуть себя на рынок. Если у региона нет самостоятельной стратегии – то он просто потеряется среди других территорий. Таким образом, имидж территории складывается, образуется как из современных, так и из исторических территориальных объектов и предпосылок. 188 Благоприятный имидж территории состоит из множества стереотипов. В данном смысле для продвижения территории задача у властей стоит наилучшим образом удовлетворить потребности потребителей. Обобщая вышеизложенное, мы можем сказать, что сущность культурного бренда – это совокупность многих составляющих: истории, культуры, творческого наследия, внутренней и внешней аудитории, инструментов прилагаемых для воплощения бренда, все это направлено на самореализацию территории, ее конкурентоспособности среди других. Успех позиционирования территории заложен в правильной трактовке индивидуальных качеств и идентичности местности, умелой подачи и окраски преимуществ и особенностей в культуре, которые аккумулирует в себе понятие «культурный бренд», подкрепленный позитивными имиджево-репутационными характеристиками. Сельские территории занимают большие пространства. Понятие «территория» при исследовании жизни общества приобретает смысл носителя природного, экономического и социального потенциалов, пространственного ресурса, обладающего емкостью, размерностью, морфологией и выступающего в качестве среды жизни и конкретной деятельности людей. Территориальная организация общества проявляется в размещении используемых и созданных обществом объектов, определяемых в качестве его производительных сил. При этом сельская территория является обширным по занимаемым площадям образованием, имеет в сравнение с городской территорией особые условия формирования своего производственного и социального потенциалов [12, с. 59]. Сельские территории имеют в своих пределах промышленное производство по добыче ископаемых богатств, заготовке и обработке древесины, инфраструктурные службы, обеспечивающие функционирование транспортных коммуникаций различного рода. Чем дальше по времени, тем заметнее становится направление на использование сельских территорий как рекреационных пространств, позволяющих осуществлять туристскую практику, отдых и лечение [15, с. 108]. Бренд территории – это в первую очередь ценности определенной местности. Он должен быть исключительным, заметным и позитивным, воздействовать на человека при помощи визуальных и вербальных средств. Ученые по-разному трактуют понятие сельского социума, однако общим практически во всех толкованиях, является сельское население и осуществляемая им сельскохозяйственная деятельность. По мнению И. Кравчука, сельский социум – это экономический феномен, рассматриваемый как устойчивая общность людей, постоянно проживающая на сельской территории, осуществляющая экономическую деятельность, совместно пользуется социальными и природно-экологическими благами, имеет особую, унаследованную социоэтноментальность, стремящаяся к воссозданию своего существования на этой территории и формирующая эндогенный потенциал сельской территории [8, с. 350]. 189 Зиятдинова Ю.Е. считает, что основной проблемой сельского социума является дилемма между «капитализацией» и «социализацией» аграрной экономики, то есть между рыночными, экономическими и социальными приоритетами [7, с. 11]. А.Ю. Смирнов отмечает эффект обострения бедности на селе как один из самых ощутимых для сельского социума результатов реформ [11, с. 12]. В силу географических особенностей нашей страны, а также слабо налаженной коммуникационной инфраструктуры в сельских поселениях большинства регионов, муниципальные сельские социокультурные учреждения являются практически единственными структурами, которые могут обеспечить реализацию конституционных прав каждого жителя на пользование культурными благами, посещение учреждений культуры и полноценный доступ к культурным ценностям. Сельские учреждения культуры составляют 73% от числа всех учреждений культуры страны. Сегодня они являются единственными источниками, которые могут реализовать право лишь 27% сельских жителей на доступ к возможности развития потенциала личности, за счет услуг культуры [7, с. 18]. Если проследить численность учреждений культурно-досугового типа сельской местности за последнее десятилетие, можно увидеть, что численность подобных учреждений сокращается с каждым годом. При этом в указанных сельских учреждениях культуры присутствует ограниченный, стандартный набор от общего числа всех существующих форм социокультурной деятельности по видам проведения, по признаку общественного назначения и задач культурно-досуговой деятельности базовыми являются: творческие самодеятельные объединения, проводящие отчетные концерты, а также концерты, посвященные памятным датам, национальным и традиционным праздникам; предметные, творческие, спортивные кружки, студии, секции, проведение конкурсов, отчетных мероприятий между ними; соревнования и концерты на различных (местных, районных, областных) уровнях, в меньшей степени присутствуют кинопоказы, число которых также заметно ежегодно сокращается. В соответствие с данным «Всероссийского мониторинга новых форм учреждений культуры», доля различных общественных организаций в муниципальных образованиях, которые обеспечивают услуги в сфере культуры составляет не более 0,10%. Процент частных организаций, обеспечивающих сельское население услугами в сфере культуры и досуга в муниципальных образованиях, составляет около 15%, но больший процент из них сосредоточен в небольших городах и крупных районных центрах. Параллельно с этим отмечается отсутствие реализации необходимой нормативно-правовой и законодательной базы относительно социокультурного развития сельских образований [9, с. 68-69]. Увеличивающийся разрыв уровня жизни городского и сельского населения, что отмечается во всех сферах сельской жизнедеятельности. Демографическая ситуация сельских территорий, основными причинами, которой можно назвать миграцию сельского населения в города, в том числе, в 190 связи с вышеперечисленными причинами, а также рост естественной убыли сельского населения. Рост информационной изолированности сельского населения. Одной из причин можно назвать практически обветшалую, а во многих случаях отсутствующую инфраструктуру сельских поселений, связанную с получением своевременной, полной информации, которая не имела развития с начала 90-х годов ХХ века. На сегодняшний день самым распространенным источником получения информации сельского населения является телевидение и радио, по каналам которых не всегда можно узнать о новостях в сфере культуры, новых возможностях и новых формах проведения досуга, расширить свой кругозор, обсудит новинки кино, спектаклей, современных концертов и т.п. В сочетании с тяжелыми условиями труда, особенными климатическими условиями жизни, практически полной информационной изолированности на селе, в противовес существованию городского легко и повсеместно доступного информационного пространства, приводит к тому, что основная часть трудоспособного населения, молодежь, покидает село [4, с. 34]. Таким образом, акцент на перечисленных выше составляющих, в целом дает возможность обратить внимание и выделить основные направления культурно-досуговых учреждений, характерные для социокультурной ситуации на селе. Список литературы 1. Анхольт, С. Брендинг : дорога к мировому рынку / С. Анхольт. – Москва : Кудиц-Образ, 2014. – 272с. 2. Блохин, И.Н. Имидж государства/региона : современные подходы : новые идеи в теории и практике коммуникации / И.Н. Блохин. – Санкт-Петербург : Роза мира, 2009. – 264 с. 3. Быстрова, Т.Ю. Аксиология бренда : к методологии культурного брендинга территории / Т.Ю. Быстрова // PR в изменяющемся мире: региональный аспект : сборник статей. – Барнаул : издательство Алтайского университета, 2011. – Вып. 9. – С. 86-87. 4. Вишневский, Ю.Р. Культурные запросы населения и оптимизация деятельности сельских учреждений культуры. Информационно-аналитические материалы социологического исследования / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Москва : Изд-во «ИМХО», 2013. – 112 с. 5. Годин, А.М. Брендинг : учебное пособие / А.М. Годин. – Москва : Дашков и К, 2013. – 183 c. 6. Домнин, В.Н. Брендинг: новые технологии в России / В.Н. Домнин. – Москва : Питер, 2014. – 380 с. 7. Зиятдинова, Ю.Е. Динамика культурных потребностей и культурная политика в сельской социокультурной среде / Ю.Е. Зиятдинова. – Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2005. – 21 с. 8. острица, Е.И. История возникновения термина «культурная среда» на примере статьи П.Н. Савицкого «Евразийство» / Е.И. Кострица // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – Вып. 97. – С. 349-355. 9. Лимощенко, Л.С. Формирование культурной среды в сельских поселениях средствами культурно-досуговых учреждений: региональный аспект / Л.С. Лимощенко // Психология и педагогика: методологические и методические проблемы и пути их решения : материалы международной научно-практической конференции. – Стерлитамак : АМИ, 2019. – С. 68-70. 10. Родькин, П. Бренд-идентификация территорий. Территориальный брендинг: новая прагматичная идентичность / П. Родькин. – Москва : Совпадение, 2016. – 248 с. 191 11. Смирнов, А.Ю. Государственная поддержка сферы культуры в условиях кризиса / А.Ю. Смирнов // Российское предпринимательство. – 2013. – № 4 (202). – С. 10-15. 12. Толкалева, О.П. Перспективы развития сельских регионов : монография / О.П. Толкалева. – Воронеж : Центр духовного возрождения Чернозѐмного края, 2007. – 224 с. 13. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры : учебное пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – Санкт-Петербург : Издательство «Планета музыки», 2007. – 528 с. 14. Уиллер, А. Индивидуальность бренда. Руководство по созданию, продвижению и поддержке сильных брендов / А. Уиллер. – Москва: Альпина Бизнес букс, 2010. – 275 с. 15. Харьковская Е.В. Формирование социально-культурного бренда сельских территорий: региональный аспект / Е.В. Харьковская, Е.А. Белецкая, Ю.В. Бовкунова, О.Н. Гененко // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2018.– № 7. – С. 107-110. 16. Чернышева, А.М. Брендинг : учебник для бакалавров / А.М. Чернышева. – Москва : Издательство Юрайт, 2014. – 504 с. 17. Эллвуд, Я. Основы брендинга / Я. Эллвуд. – Москва : Гранд, 2012. – 220 с. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ Н.Н. Шептун, И.В. Семченкова, Е.В. Морозова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: natalyasheptun@yandex.ru Аннотация. В данной статье рассматривается проблема подготовки специалистов социально-культурной сферы к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Использование современных мультимедийных технологий в достаточно мере позволяют осуществлять необходимую деятельность по формированию информационной культуры и повышению качества подготовки специалистов социально-культурной деятельности. Ключевые слова: информационные технологии, социально-культурная деятельность, информационная культура, учебный процесс, художественное творчество EFFECTIVE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE SOCIAL AND CULTURAL SPHERE N.N. Sheptun, I.V. Semchenkova, E.V. Morozova Belgorod State Unversity of Arts and Culture e-mail: natalyasheptun@yandex.ru Abstract. This article deals with the problem of training specialists in the socio-cultural sphere to use information and communication technologies in their professional activities. The use of modern multimedia technologies to a sufficient extent allows us to carry out the necessary activities for the formation of information culture and improving the quality of training of specialists in social and cultural activities. Keywords: information technologies, social cultural activity, information culture, educational process, artistic creativity. 192 В настоящее время большое внимание уделяется использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в социально- культурной сфере. При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и информационно-коммуникационных технологий, что требует от специалиста социально-культурной деятельности способности быстро и качественно использовать большие массивы информации, применяя при этом современные компьютерные технологии и другие технические средства и методы. Мультимедиа – одно из наиболее перспективных направлений использования современных информационных технологий. Мультимедийные технологии широко используются во многих областях деятельности человека: образование: медиаобразование (виртуальные университеты, системы дистанционного образования, онлайн-курсы); экономика: системы управления; СМИ: виртуальная студия, цифровое и аналоговое телевидение, радио, телетекст, интернет; создание сайтов: сайт, содержащий звук, видео, анимированные изображения и текст, позволяет наглядно и доступно предоставить информацию любого содержания; наука: моделирование различных процессов; социокультурная деятельность: кино, музеи, виртуальные личности и объекты, энциклопедии, игры, а также развлечения, отдых, туризм. Наиболее яркими примерами использования мультимедийных технологий в данной области являются специальные эффекты в кино, компьютерная мультипликация и трехмерная графика [1, с.11-12]. Таким образом, благодаря техническим возможностям, мультимедийные технологии получили широкое распространение, как одно из основных направлений информационных технологий. Мультимедийных технологии позволяют собирать и объединять огромные объемы информации, дают возможность с помощью интерактивного взаимодействия выбирать определенные информационные блоки, повышают эффективность восприятия информации. Специалистам социокультурной деятельности важно иметь представление о принципах создания мультимедийных приложений, аппаратно- программном обеспечении и перспективах развития мультимедийных услуг в профессиональной деятельности. Специалист социально-культурной сферы, живя и работая в информационном обществе, просто обязан обладать определенным уровнем культуры общения с информацией, получившим название информационной культуры. Это обусловливается, прежде всего, тем, что именно этой категории специалистов по роду своей профессиональной деятельности предстоит быть активным проводником каждого члена нашего общества в социокультурное пространство. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы, связанные с информационным обеспечением качества подготовки специалистов в области социально-культурной сферы, способностью решать стандартные 193 задачи профессиональной деятельности с применением информационно- коммуникативных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. В этом аспекте пристальное внимание на наш взгляд следует уделить, прежде всего, обучающимся данного направления подготовки. Значение, роль и проблемы применения информационных технологий в различных областях деятельности, в том числе, управлении, образовании освещены в работах В.П. Беспалько, В.М. Глушкова, В.А. Грабаурова, Л.И. Долинера, И.Г. Захаровой, А.А. Козырева, Д.Ш. Матроса, М.Ф. Меняева, Г.А. Титоренко, В.А. Трайнева и др. Проблема формирования готовности у обучающихся различных специальностей к использованию ИКТ в профессиональной деятельности нашла свое отражение в работах отечественных исследователей М.И. Жалдак, Т.Е. Климовой, Э.И. Кузнецова, Е.В. Могилевской, Е.П. Романова, Е.Л. Федотовой, Г.Н. Чусавитиной и др. Именно новые информационно-коммуникационные технологии обязаны сыграть ключевую роль в обеспечении качества подготовки специалистов социально-культурной сферы. «Информационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно- технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности» [3, с.9]. Информационно-коммуникационные технологии условно можно разделить на три группы: 1) позволяют сэкономить материальные, трудовые и временные ресурсы, их можно классифицировать как сберегающие ресурсы. 2) позволяют улучшить автоматические системы поиска, отбора, сортировки и т.д., их можно классифицировать как рационализирующие ресурсы. 3) позволяют включить человека в систему переработки использования информации, их можно классифицировать как созидающие (творческие) ресурсы. В свою очередь, такое понятие как новые информационно- коммуникационных технологии обучения представляющие собой синтез современ ных достижений педагогики и средств информационно-вычисли- тельной техники, можно определить как «совокупность внедряемых (встраиваемых) в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются» [3, с. 10]. Успешное освоение и применение в жизни вышеназванных ин- 194 формационных технологий и ресурсов, является одной из основных задач, которые ставят перед собой авторы данного научного труда применительно к проблеме информационного обеспечения специалистов в социокультурной сфере. Все это подразумевает разработку и создание для них тех ор- ганизационно-педагогических условий и научных подходов к со- вершенствованию учебного процесса с целью его оптимизации и эффективности. На наш взгляд одним из наиболее актуальных направлений данного рода является довольно непростой вопрос информатизации самого процесса подготовки специалистов по социально-культурной деятельности, несомненно требующий определенного периода времени, а также значительных материальных ресурсов для его повседневного внедрения. На сегодняшний день можно утверждать, что внедрение новых информационно-коммуникационных технологии обучения способствует: - индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов и потребностей обучаемых; - изменения характера познавательной деятельности обучающихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера; - стимулированию стремления обучающихся к постоянному со- вершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению; - усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий; - повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамическому обновлению; - изменению форм и методов организации внеучебной жизне- деятельности обучающихся и организации их досуга» [3, с.12]. На основании изложенного становится ясно, что использование информационно-коммуникационных технологии обучения позволят в значительной степени повысить качество и количество усвояемой информации рассматриваемой категории будущих специалистов за счет их комплексного воздействия на различные органы чувств. Кроме того, использование ИКТ позволяет автоматизировать и упростить изложение многих наиболее сложных для усвоения будущими специалистами изучаемых тем, привлечь внимание и интерес аудитории. Хочется отметить, что использование современных компьютерных технологий в достаточно большой мере позволяют осуществлять необходимую деятельность по формированию информационной культуры и повышению качества подготовки специалистов социально-культурной деятельности. Следует отметить, что сама эффективность использования ИКТ в полной мере может определяться следующими тесно связанными между собой составляющими: технической, организационной, методической. Техническая составляющая, очевидно, может и должна включать в себя как само использование, так и работу по рационализации имеющихся и 195 разработке новых ИКТ с последующим их применением при организации непосредственного диалога между преподавателем и обучающимся, обеспечению качественного эффективного контроля знаний, обеспечения уникальной возможности методически правильного, самостоятельного изучения обучающимися требуемого материала. Методическая составляющая подразумевает как сам уровень овладения ИКТ самим преподавателем, так и процент или степень использования их при проведении занятий, а также и само методическое построение занятия с использованием этих средств. Из всего вышесказанного следует то, что для повышения качества подготовки специалистов социокультурной сферы необходимо придать важную роль в области изучения и совершенствования методики использования ИКТ преподавательским составом учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов социально-культурной деятельности. Процесс синтеза современных информационно- коммуникационной технологий и художественного творчества является ведущей задачей при подготовке специалистов социально-культурной сферы в сегодняшнем динамически развивающемся технологическом мире. Список литературы 1. Жук, Ю. А. Информационные технологии: мультимедиа : учебное пособие для вузов / Ю. А. Жук. - 3-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. - 208 с. 2. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум для вузов/ Ю.Д. Романова [и др.]; под редакцией Ю.Д. Романовой.— 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534- 11745-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446052 3. Коджаспирова, Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. - Москва: Академия, 2001. |