Главная страница
Навигация по странице:

  • TRANSFORMATION OF MUSEUM ACTIVITIES UNDER THE INFLUENCE OF DIGITAL CULTURE

  • ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ КАК ВОЗРАСТ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

  • Ключевые слова

  • THE THIRD AGE AS THE AGE OF NEW OPPORTUNITIES IN THE CONTEXT OF THE GLOBAL EPIDEMIOLOGICAL CRISIS

  • КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики


    Скачать 6.07 Mb.
    НазваниеНаука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
    Дата12.04.2022
    Размер6.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.pdf
    ТипСборник
    #467342
    страница19 из 62
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   62
    Ключевые слова: цифровая культура, информационно-компьютерные технологии,
    AR- и VR- технологии, виртуализация деятельности, оцифровка.
    TRANSFORMATION OF MUSEUM ACTIVITIES UNDER
    THE INFLUENCE OF DIGITAL CULTURE
    E.A. Oleinikova
    Luhansk State Academy of Culture and Arts e-mail: Lgaki_Oleynikova@mail.ru
    Abstract. The article deals with the impact of digital culture on the transformation of the activities of museums. The characteristic of digital culture is given, its influence on society is analyzed. The directions of using information technologies in museums are highlighted Such phenomena of digital culture as AR and VR technologies, and many others are considered. As a result, a serious transformation of museum activities is taking place, museums are becoming more accessible and interactive, the format of communication between museums and visitors is changing through visualization and computer technologies.
    Keywords: digital culture, information and computer technologies, AR and VR technologies, virtualization of activities, digitization.
    Современный этап развития человечества проходит под влиянием информационных технологий. Цифровые технологии пришли на смену аналоговым и теперь они неотделимы от жизни современного человека.
    Стремительно меняются формы коммуникации, само общество и мир вокруг.
    Цифровые и IT-технологии вошли во все сферы деятельности человека, в том числе и в учреждения культуры. Библиотеки, театры, кинотеатры и концертные

    161 залы ежедневно используют их в своей деятельности. В научный обиход вошло понятие «цифровая культура», где термин «цифровой» обозначает новые способы передачи и хранения информации, исключительно новые носители данных, которые пришли на замену аналоговым.
    Определением содержания данного понятия занимаются многие исследователи. Обратимся к некоторым из них. Так, Д.В. Галкин идентифицирует цифровую культуру как науку об «артефактах и символических структурах, основанных на цифровом кодировании» [1, с.16].
    Он считает, что современную цифровую культуру нужно рассматривать через анализ ее ключевых феноменов: компьютерные игры, компьютерная графика, системы VR, цифровые форматы традиционных средств коммуникации, технологическое искусство и др.
    Соколова Н.Л. отмечает, что «исследование цифровой культуры предполагает не только анализ ее феноменов, сам по себе важный, но оборачивается исследованием того, что происходит с самой культурой в эпоху распространения цифровых технологий» [7, с. 9].
    Сергеева И.Л. выделяет три ведущих характеристики цифровой культуры:
    1. Замещение физических и аналоговых видов контента на цифровые, которые при этом становятся мобильными и персональными.
    2. Происходит переход к упрощенной коммуникации (технология становится лишь средством, инструментом общения).
    3. Коммуникация между индивидами становится преимущественно сетевой [6, с.56].
    Технологии меняют не только устоявшиеся формы культуры, но и самого человека. В результате это привело к возникновению «цифрового общества», имеющего технократический образ мышления. Поэтому традиционная культура со сложившимися ценностями воспринимается им уже сквозь такие явления, как: клип-культура, экранная культура, культура компьютерных игр и т.п. При этом субъект может контролировать свой личный контент, формулировать информационные запросы по личным интересам, создавать персональную траекторию информационной деятельности.
    Таким образом, характеристиками цифрового общества являются: активный спрос на новейшие цифровые технологии и технику; переход значительного числа коммуникационных процессов в киберпространство; свободный доступ к информации [4, с. 31].
    В фокусе цифровой культуры и цифровых технологий оказались и музеи.
    Критерии посетителей к формату музейных выставок поменялись: стал недостаточным обзор экспоната, появляется необходимость взаимодействовать с ним, погрузиться в эпоху. Это привело к тому, что за последнее десятилетие крупнейшие в мире музеи пересмотрели и изменили пути взаимодействия с посетителями за счет внедрения цифровых технологий.
    Являясь традиционной площадкой для экспонирования произведений искусства, культурных артефактов, визуализации исторических событий, музеи вынуждены адаптироваться не только к новым условиям цифровой эпохи, но и

    162 к требованиям, которые предъявляет современное цифровое общество, продолжая играть немалую роль в сбережении культурного и исторического наследия. Благодаря использованию информационных технологий, происходит поддержание интереса у нынешнего цифрового поколения к деятельности музея, что, в свою очередь, помогает способствовать формированию интереса к истории и культуре.
    Одним из направлений использования IT-технологий в культуре является оцифровка культурного наследия. Работой в этой области достаточной активно занимаются в экономически развитых странах, разрабатываются специальные проекты и программы оцифровки на государственном уровне. Современные IT- технологии позволяют собрать в совокупности все достижения культуры в едином месте – в сети Internet. Средствами компьютерной техники создаются оцифрованные версии музейных коллекций, доступные всем.
    Оцифровка музейных коллекций дает музею множество преимуществ: обеспечение сохранности коллекций, неограниченные возможности для осуществления научных исследований, техническую поддержку традиционной экспозиции, получение прикладной информации о предметах экспонирования, предоставление доступа к музейным коллекциям удаленным пользователям, людям с ограниченными возможностями [3, с.3].
    В ходе трансформации форм деятельности музеи стремятся к диалогу с людьми, они становятся технологичными, интерактивными и по-настоящему доступными. Присоединяясь к всеобщему движению Open Data, многие музеи обеспечивают нелимитированный доступ в сети Интернет на личных сайтах к своим базам коллекций, архивным экспонатам, фотографиям и документам.
    Помимо оцифровки, IT-технологии предоставляют музею новые возможности применения абсолютно новых творческих практик конструирования реальности. Возникают музеи, которые визуализируют свое пространство из традиционного в компьютерное, виртуальное.
    На сегодняшний день, благодаря цифровым технологиям, появилось немалое количество виртуальных музеев, а традиционные музеи активно работают в сфере расширения услуг и видов своей деятельности. Используя современные технологии визуализации, музеи, при этом, стараются сохранить достоверность культурно-исторического опыта, не допуская искажения или разрушения смыслового содержания исторического контекста [2, с. 298].
    Говоря о нынешнем обществе, особенно о том, которое полностью погружено в информационный мир, стоит отметить, что его уже не удивить предметами искусства и экспонатами в традиционной форме. Потому музей, использующий
    IT-технологии, является наиболее совершенным, востребованным. Экспонаты в таком музее дополняются виртуальными
    «двойниками» сопровождая первоисточник вспомогательной информацией, при этом свойства этих экспонатов передаются несколько иначе, что не мешает удовлетворять пользователям свои духовные потребности.
    Технологии визуализации в музеях представляют собой AR- и VR- технологии. Дополненная реальность (англ. augmented reality) – технологии, которые «дорисовывают» реальный мир, добавляя элементы виртуальности.
    Виртуальная реальность (англ. virtual reality) – это созданный компьютерными

    163 средствами виртуальный мир, который человек воспринимает через свои ощущения: слух, зрение, обоняние, осязание и другие. Первая технология подразумевает «наложение» эффектов, вставку объектов в реальность, окружающую зрителя. Вторая – создает особый, виртуальный мир, который можно изучить и осмотреть, зайдя в него. Именно AR- и VR- технологии помогают современным музеям максимально привлечь посетителей. С помощью этих технологий воспроизводятся артефакты, максимально приближенные к реальным оригиналам, или даже целые виртуальные пространства. Применение таких технологий усиливает эффект присутствия и предполагает улучшение восприятия информации [5, с. 439].
    Музеи, применяющие AR- и VR- технологии, имеют множество достоинств: позволяют пользователям рассмотреть и изучить экспонаты, доступ к которым ограничен (ветхие и хрупкие экспонаты); не требуют физического выставочного пространства; не требуют экскурсовода для получения информации об экспонатах (используется виртуальная справка)
    [8, с.14]. При помощи таких технологий можно оживить экспонаты, рассказать от их лица историю и даже провести экскурсию в виртуальное пространство.
    Сегодня AR- и VR- технологии не являются принципиально новыми, в тоже время они еще не получили широкого распространения и продолжают привлекать к себе внимание со стороны различных индустрий.
    Современные музеи активно используют такие технологии, как: интерактивные панели и экраны, радиометки и QR-коды, 3D печать и сканирование, проекторы, очки виртуальной реальности, специальные приложения для смартфонов.
    Так, например, приложения-гиды для смартфонов, созданные на базе технологии AR, могут считывать радиометки и QR-коды, расположенные вблизи экспонатов, активируя контент при наведении на конкретный предмет.
    Получили широкое распространение в музеях и интерактивные панели, которые используются не только для навигации, но и являются очень удобным инструментом для более глубокого знакомства с выставочными экспонатами. С помощью специального голографического оборудования музеи проецируют не только 3D голограммы оптических копий реальных экспонатов, но и отображают атмосферу исторического события или целой эпохи прямо в воздухе, передавая зрителю наиболее полно настроение и атмосферу произведений. В некоторых музеях посетители могут воспользоваться очками виртуальной реальности, что помогают полностью погрузиться в виртуальный мир музея.
    Итак, цифровая культура оказывает глубокое влияние на музеи.
    Происходит довольно серьезная трансформация музейной деятельности и музейного пространства: цифровизируются и виртуализируются многие рабочие процессы, успешно внедряются новые формы и методы коммуникации и диалога с посетителями. Подвергается оцифровке большинство экспонатов музея, меняется формат выставок – они становятся более интерактивными и персонализированными. Музеи становятся доступными для всех видов пользователей, предоставляя практически неограниченный доступ к своим коллекциям и архивам в Интернет.

    164
    Список литературы
    1. Галкин, Д.В. Digital culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей / Д.В. Галкин // Международный журнал исследований культуры.

    2012.

    №3
    (8).

    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/digital-culture-metodologicheskie-voprosy-issledovaniya- kulturnoy-dinamiki-ot-tsifrovyh-avtomatov-do-tehno-bio-tvarey (дата обращения: 19.01.2021).
    2. Гиниятова, Е. В. Трансформация музейного пространства в условиях новых визуальных стратегий / Е.В. Гиниятова, Е.Е. Ройз // Известия ТПУ. – 2013. – №6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-muzeynogo-prostranstva-v-usloviyah-novyh- vizualnyh-strategiy (дата обращения: 19.01.2021).
    3. Клементьева, Н. В. Информационные технологии в современном музейном пространстве /
    Н.В.
    Клементьева
    //
    Научное обозрение.
    –2018.

    №1.

    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-sovremennom-muzeynom- prostranstve (дата обращения: 19.01.2021).
    4. Кригер, Е.Э. Характеристики цифрового общества и принципы образования в нем / Е.Э.
    Кригер // Вестник РГГУ. – 2018. – №4 (14). – (Психология. Педагогика. Образование). –
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-tsifrovogo-obschestva-i-printsipy- obrazovaniya-v-nem (дата обращения: 19.01.2021).
    5. Макушева, О. Н. Информационные технологии в музейном деле / О. Н. Макушева, Г. А.
    Щербинин // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 439-440. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65908/ (дата обращения: 19.01.2021).
    6. Сергеева, И.Л. Трансформация массовой культуры в цифровой среде / И.Л. Сергеева //
    Культура и цивилизация. – 2016. – Т. 6. – № 6А. – С. 55–65. – URL: http://www.publishing- vak.ru/file/archive-culture-2016-6/5-sergeeva.pdf (дата обращения: 19.01.2021).
    7. Соколова, Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? / Н.Л. Соколова //
    Международный журнал исследований культуры. – 2012. – №3 (8). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kultura-ili-kultura-v-tsifrovuyu-epohu (дата обращения:
    19.01.2021).
    8. Степанов, М.А. Внедрение технологий дополненной реальности в музейные экспозиции /
    М.А. Степанов, Д.В. Хоршев, С.С. Елесин // Гуманитарная информатика. – 2017. – №13. –
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-tehnologiy-dopolnennoy-realnosti-v-muzeynye- ekspozitsii (дата обращения: 19.01.2021).
    ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ КАК ВОЗРАСТ НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
    В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
    Т.В. Охотникова
    Казанский государственный институт культуры e-mail: tanaohot@mail.ru
    Аннотация. Статья о том, что у личности третьего возраста есть различные пути совершенствования своих потенциальных возможностей для личностного развития. И возраст тому – не помеха. Третий возраст – это возраст новых возможностей.
    Ключевые слова: глобальные вызовы современности, личностный потенциал, третий возраст, возможности, существующие практики, особенности работы с пожилыми людьми, адаптация.

    165
    THE THIRD AGE AS THE AGE OF NEW OPPORTUNITIES
    IN THE CONTEXT OF THE GLOBAL EPIDEMIOLOGICAL CRISIS
    T.V. Okhotnikovа
    Kazan State Institute of Culture e-mail: tanaohot@mail.ru
    Abstract. The article is about the fact that the third-age person has various ways to improve their potential for personal development. And age is not a hindrance. The third age is the age of new opportunities.
    Keywords: global challenges of our time, personal potential, the third age, capabilities, current practices, specifics of work with older people, adaptation.
    Новая эпоха характеризуется глобальными вызовами: проблемы в экономике, в политической системе, которая нуждается в трансформации; нерешенные вопросы эмигрантов, вопросы безопасности людей в условиях экстремизма и мировой эпидемиологической кризисной ситуации. Мир расколот. Так или иначе это все находит отражение в реальной жизни каждого человека. Современному миру, как никогда, нужен человек пассионарный, чтобы противостоять этим вызовам.
    Данная тема мотивирована актуальностью: желание пожилых людей адаптироваться к жизни в своем третьем возрасте и к самому этому возрасту в предлагаемых обстоятельствах.
    Сегодня существуют социокультурные технологии ресоциализации личности третьего возраста и в этом контексте рассмотрим возможности самого человека и далее развивать своей творческий потенциал.
    Постаревшие люди очень ранимы. Они находятся, практически, во враждебной среде: отношение социума к ним не назовешь особой чуткостью; мир и далее живет, развивается, а сопричастность по всему происходящему под вопросом; эгоизм молодости по отношению к ослабевшим и утратившим свой экономический производительный потенциал людям и т. д. и т. п. А что старики? В силу старости личность разрушается и психически и физически.
    Человек начинает жить прошлым, страшится будущего, боится смерти и нищеты. Обобщая исследования специалистов по заявленной проблеме, мы можем видеть следующую картину: происходит негативные проявления старческой психики (Е.С. Авербух, Б.Г. Апаньев, К.А. Рошак, Г. Мудали, В.
    Гризунгер, Д. Сегл (огрубление характера, нравственное падение, старческое слабоумие, негативизм и др.); Г. Леман, Л.Б. Бромлей (ослабевание творческих потенций), а еще: потеря логики в мышлении, выгорание эмоций и т. д. и т. п.
    Прибавьте сюда физическую составляющую.
    Поэтому, решение проблемы сохранения личностного потенциала пожилых людей - назрело.
    Пора всем понять, что старость человеку приносит новые ощущения, мудрость является ее фундаментом и возраст - возрастом новых возможностей.
    И все же, реальное состояние дел таково: кризис, который существует сегодня,

    166 оголил конкретные проблемы: снижение качества образования; поляризация общества, конфликтность; расслоение населения по доходам, уровню и качеству жизни; аморализация духовной культуры; смена ценностных ориентиров; меркантилизация и коммерциализация общества, а сегодня еще и мировой эпидемиологический кризис. А это все - идеология, которая отражается в социальной, политической, правовой, духовной и других сферах жизни. Конечно, это касается и культуры. И эта связь (практики и культуры) всюду, так как это и есть жизнь. Сложность еще и в том, что размыты границы самой культуры как социального явления. А сегодня мы можем говорить еще и о том, что реальные границы общения социума не только размыты, но и реально закрыты.
    Эпидемия коронавируса.
    Такова характеристика социокультурной ситуации сегодняшнего дня.
    Пожилым людям необходимо не только учитывать эти изменения, но и адаптироваться к ним. Не имея социальной поддержки, потеряв силы, молодость и площадки коммуникации, человек в этом возрасте нуждается не столько в помощи, сколько в мотивации все это изменить.
    Необходимо помочь людям третьего возраста, хотя бы, захотеть остаться самим собой, а в лучшем случае - показать пути работы над собой с целью аккумуляции личностного потенциала.
    Полноценная старость должна быть активной и творческой, утверждают ученые, занимающиеся проблемами людей этого возраста.
    Почему? Потому, что творчески активный пожилой человек живет дольше и жизнь его не в прошлом, а в настоящем, в отличии от тех, кто защищается агрессивно от старости или пассивно стареет.
    Рассмотрим возможные пути активизации личностного потенциала:
    1. Информированность.
    Донести информацию до пожилого человека о том, что:
    - его возраст - это зрелость, а не дряхлая старость, личностные качества сохраняются и развиваются даже в таком возрасте;
    - одиночество необходимо воспринимать как возможность углубленного самопознания и творческой самореализации;
    - нужно все время заставлять работать мозг, так как он является источником энергии (не зависимо от физического самочувствия и того, что общее физическое состояние человека сильно разрушено) и обеспечивает ему
    (человеку) молодость и интерес к жизни.
    2. Активность, которая не позволяет старости овладевать человеком, во- первых; во-вторых - она является выражением самодеятельности личности
    (самосовершенствование и коммуникативность); в третьих – активность по отношению к своему физическому здоровью.
    3.
    Дальнейшее
    развитие
    и
    самосовершенствование
    скрытых
    (потенциальных) способностей посредством творческой деятельности. Об этом подробнее.
    Человек находится в условиях старения. Про психические изменения в организме мы уже говорили. Чтобы затормозить эти процессы и сохранить логику мышления, долговременность памяти, яркость эмоций, желание

    167 физической активности и работоспособность – необходимо стремиться к разнообразию, оригинальности. Что и позволяет делать творчество. И опираться в этом смысле нужно не только на тот набор способностей, которыми обладает человек от природы, но и на образование, которое необходимо пополнять, чтобы знания не устаревали. Это позволяет не только сохранять интеллектуальную деятельность человека и ее продуктивность, но и оптимистическое мировосприятие [2, с. 30].
    Творчество всегда активно. Продуктивное, творческое общение, считают многие ученые, являются той возможностью, которая сохраняет и развивает личностные потенции пожилого человека.
    И здесь необходимо понять, что не только творчество питает личность и развивает ее, но и личностный потенциал человека является источником энергии для творческой деятельности. Разберемся в этом.
    Понятие творчества является основополагающим во многих областях человеческого знания. В нашем представлении творчество - это конструктивная деятельность по созданию нового. Но, чтобы создавать это новое, необходим источник, возможность, какой-то определенный запас знаний, возможностей, энергии эмоциональной и физической. Таким источником является личностный потенциал человека и рассматривается он как возможность личности осуществлять творческую деятельность, то есть актуализировать свои сущностные, творческие силы. Личностный ресурс - это и есть духовно- творческий потенциал человека, который является базовым фактором его готовности к реальной практике.
    Рассмотрим составляющие скрытых возможностей личности, то есть компоненты потенциальных возможностей. Структура потенциала включает в себя: инвариативный и поливариативный компоненты. Инвариативный компонент - это задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, избирательности, мобильности психических процессов.
    Поливариативный характеризуется компонентами: адаптивным, интеллектульным, эмоционально-волевым, креативным, мотивационным, оценочным. Не вдаваясь в подробности, обобщим эту информацию. Каждый из компонентов предполагает отдельные интеллектуальные и практические навыки и умения, а также не только передачу, накопленных социально- культурного опыта и мировоззренческих знаний, но и готовность действовать и активно влиять на социальные процессы, умение выстраивать социокультурное взаимодействие [1, с. 71].
    Каковы же шаги в этом направлении? Какова методика работы над совершенствованием потенциальных возможностей людей третьего возраста?
    Предлагается следующее: шаг за шагом тренировать свою чувственность, использую при этом творчество и самореализацию в нем. Работать над физической активностью с учетом информированности о физиологических критериях здоровья собственного возраста. Повышать свою самооценку вследствии уже сделанного (внешняя физическая привлекательность, коммуникабельность (спасение от одиночества, ощущение нужности людям), личностное самоутверждение (познание мира, и др.)). Еще один вариант сохранения и совершенствования личностного потенциала предлагает рецепт

    168
    К.А. Рошака: доброжелательность; юмор; оптимистичность; реализм во взглядах на жизни; уверенность в себе; отсутствие агрессии; наличие увлечений и интересов; общение активное; хорошая самореализация при этом,
    «необходимо гармоничное сочетание своего прошлого, настоящего и будущего», а главное – старость наполнить жизненным смыслом [2, с. 14-16].
    Главное в методике – стимулирование творческой деятельности и создание психологического комфорта для нее. Приобщение к творчеству не только развивает внутреннюю активность в человеке, но и формирует самостоятельность мышления, устойчивую жизненную позицию [2, с. 114], а главное, позволяет пожилому человеку сосредоточиться на своих творческих интересах и бережно развивать свой творческий потенциал [там же, с. 119].
    А что в итоге? Поставлена защитная социальная среда, появляется мотивация – стать творцом данной социальной ниши и, тем самым, адаптироваться в этой новой жизни, а в конечном итоге – полная самостоятельность пожилого человека [2, с. 7], который сохранил в себе личностные качества, продлевает созидательный период своей жизни и имеет возможность передавать свой опыт молодым.
    Мы рассмотрели вопрос индивидуальной работы пожилого человека как один из путей совершенствования своих возможностей в пожилом возрасте.
    Но сегодня уже есть в обществе специалисты, которые ищут пути воздействия с целью сохранения и развития личностного потенциала пожилого человека, есть и обобщения имеющегося опыта.
    Выражаю благодарность Л.И. Санниковой, которую знаю лично, за то, что она не только активна в исследовании этой проблемы, но и смогла заинтересовать этой темой.
    Список литературы
    1. Охотникова Т.В. Развитее творческого потенциала специалиста социально-культурной деятельности в процессе социально-педагогической практики: диссертация кан.пед.наук
    13.00.05 / Т.В. Охотникова: КазГУКИ. - Казань, 2006. - 236. - Библиогр: с. 174-187 2. Санникова Л.И. Пути сохранения творческого потенциала пожилого человека: моногр. /
    Л.И. Санникова. – Пермь: Изд-во Перм. нац. иссл. политехн. ун-та, 2012. – 252 с.
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   62


    написать администратору сайта