КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
ОНЛАЙН ТРАНСЛЯЦИИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ Е.С. Кущенко, С.А. Енина, Н.В. Посохова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: es87rus@yandex.ru e-mail: eninasa@mail.ru e-mail: natalina_76@mail.ru Аннотация. В настоящее время учреждения культуры ищут новые формы работы с населением, среди которых особо актуальна работа в онлайн. Для своих посетителей работники культуры разрабатывают различные онлайн-программы и применяют дистанционный формат взаимодействия с посетителями. Цифровая платформа «Культурный регион» стала отличным подспорьем в реализации подобных задумок. Ключевые слова: онлайн, формат, трансляции, интернет, дополненная реальность, культурный регион, культура, цифровизация, проект, ресурс, контент. ONLINE BROADCASTS AS AN ACTUAL FORM OF SERVICE FOR CONSUMERS OF CULTURAL SERVICES E.S. Kushchenko, S.A. Enina, N.V. Posokhova Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: es87rus@yandex.ru e-mail: eninasa@mail.ru e-mail: natalina_76@mail.ru Abstract. Currently, cultural institutions are looking for new forms of work with the population, among which online work is particularly relevant. For their visitors, cultural workers develop various online programs and use a remote format of interaction with visitors. The digital platform "Cultural Region" has become an excellent tool in the implementation of such ideas. Keywords: online, format, broadcasts, Internet, augmented reality, cultural region, culture, digitalization, project, resource, content. С 2019 года в России реализуется национальный проект «Культура». Данный проект рассчитан на 5 лет и преследует важнейшие для развития культуры и общества цели и задачи. Среди важнейших выделим: увеличение на 15% количества посещений учреждений сферы культуры, развитие цифровой культуры, внедрение цифровых технологий в культуру и пятикратное увеличение числа обращений пользователей к ним. Национальный проект «Культура» поделен на три федеральных проекта: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура». В контексте статьи остановимся подробнее на проекте «Цифровая культура». Цифровые технологии пронизывают всю нашу жизни и, безусловно, в дальнейшем эта тенденция будет только наращиваться. Белгородская область активно включилась в реализацию этого проекта: созданы виртуальные концертные залы, проводятся онлайн трансляции. Активно внедряются современные цифровые технологии в сферу музейной деятельности. 121 Благодаря созданию виртуальных концертных залов, появилась возможность доступа к культурным ценностям для жителей Белгородской области независимо от их места проживания, физических возможностей и социального статуса. Следовательно, это способствует созданию условий для развития личности, воспитания художественного вкуса, приобщения подрастающего поколения к новой форме познания культуры и искусства. Выставочные проекты, снабжѐнные цифровыми гидами в формате дополненной реальности — это современный формат взаимодействия населения с музейными предметами. Такой подход способствует росту популярности музеев, в том числе среди детей. Разработана и внедрена платформа, обеспечивающая увеличение количества обращений к цифровым ресурсам. Платформа создана с целью информирования населения, например, о виртуальных концертных залах, действующих на территории Белгородской области (время работы, расписание сеансов, информация об артистах и коллективах и т.д.) с возможностью регистрации на события. Также размещение информации об онлайн-трансляциях региональных и муниципальных учреждений культуры с возможностью интеграции с популярными федеральными ресурсами (портал «Культура.РФ», социальная сеть «Одноклассники» и т. д.). В Белгороде запущен и на сегодняшний день пользуется большой популярностью среди пользователей IT-проект «Культурный регион». «Культурный регион» — это система интерактивных устройств в культурных учреждениях, а также онлайн-карты туристических маршрутов и программ выходного дня для гостей и жителей области. Проект объединит в единую электронную инфосеть все театры, библиотеки, музеи и другие объекты культурного досуга» [5]. Благодаря «Культурному региону» учреждения культуры Белгородчины стали ещѐ более доступными, открытыми и популярными. Важно отметить, что Белгородская область является лидером среди других регионов по внедрению цифровизации в сферу культуры. Случившаяся в начале 2020 года пандемия коронавируса (Covid 19) парализовала практически все сферы жизни людей. Сильнейшим образом пострадала экономика, что повлекло за собой проблемы во всех остальных сферах, таких, как, туризм, сфера общественного питания, предоставления разного рода услуг и прочие. Сильно ударила пандемия и по сфере культуры: одномоментно закрылись театры, музеи, библиотеки, концертные залы. Чтобы хоть как-то выжить, учреждениям пришлось придумывать новые методы работы и презентации себя в цифровом пространстве. В Белгородской области переход в онлайн-формат оказался максимально мягким и результативным, поскольку к этому времени уже был задан устойчивый вектор развития цифровизации в культуре и это стало своеобразной «подушкой безопасности» в сложившихся условиях. Вся культура перешла в онлайн, что стало возможным благодаря областному проекту «Культурный регион». «В 2019 году в рамках реализации национального проекта «Культура» на базе «Культурного региона» был создан модуль «Цифровая культура», который 122 агрегирует цифровые продукты учреждений культуры региона. Он собрал в одном месте виртуальные экскурсии по музеям, виртуальные выставки в формате дополненной реальности и онлайн-трансляции. Удобная платформа и простой алгоритм добавления информации позволили безболезненно перевести деятельность учреждений культуры Белгородской области в онлайн-формат» [6]. На протяжении всего периода редакция проекта «Культурный регион» ежедневно проводила следующие работы: - модерация контентных сущностей, добавляемых сотрудниками учреждений культуры Белгородской области; - управление топовыми позициями на сайте (настройка выборок, настройка самых кликабельных карточек и т. д.); - добавление актуального и интересного контента (события от коммерческих организаторов, обзоры для роста трафика из поисковых систем и т. д.); - ведение сообществ портала в социальных сетях (контент-маркетинг, дизайн, общение с аудиторией, удаление спама и т. д.); - общение с партнерами по размещению информации о материалах портала. За данный период работы редакции портала «Культурный регион» рост трафика составил 76 %. С 1 января по 1 июля 2020 года посещаемость составила: 289 000 визитов, 430 000 просмотров. Для сравнения в аналогичный период 2019 года посещаемость была: 164 000 визитов, 307 000 просмотров. Количество подписчиков в социальных сетях проекта («ВКонтакте», «Одноклассники», «Фейсбук», «Инстаграм») выросло на 43 %. База email- контактов аудитории выросла на 23 %. Количество обрабатываемого редакцией контента увеличилось на 77 %. За первое полугодие 2019 года было размещено 7445 единиц контента, за аналогичный период в 2020 года размещено 13197 единиц. При этом с уверенностью можно говорить, что увеличилось не только количество, но и качество контента. Важнейшим достижением в это не простое время стало то, что, благодаря значительному росту количества размещаемого контента, по итогам полугодия 123 Белгородская область является лидером в рейтинге информационной активности культурной жизни регионов Министерства культуры Российской Федерации. Модуль «Цифровая культура» https://bel.cultreg.ru/live проекта «Культурный регион», агрегирующий цифровые продукты учреждений культуры региона — виртуальные экскурсии по музеям, виртуальные выставки в формате дополненной реальности, онлайн-трансляции — позволил безболезненно перевести деятельность учреждений культуры Белгородской области в онлайн-формат. Жители региона смогли посмотреть концерты, принять участие в мастер-классах, совершить экскурсии по музеям и другим культурным институциям удаленно. Активно велась работа над созданием и продвижением разнообразного онлайн-контента. В социальных сетях Вконтакте и Одноклассники была проведена серия интеллектуальных игр — виртуальный квиз «Пока все дома. Но это не точно», суммарное количество просмотров которых составило более 400 000. Рассмотрим самые востребованные среди белгородцев учреждения культуры и сравним число проведенных в них онлайн мероприятий в 2020 и в 2020 году. Так, Белгородским государственным академическим драматическим театром имени М.С. Щепкина в 2019 году было осуществлено 2 онлайн мероприятия, а в 2020 году – 9. Белгородским государственным театром кукол – 2 (2019 г.), 17 (2020 г.). Белгородской государственной филармонией – 14(2019 г.), 66 (2020 г.). Белгородским государственным историко- краеведческим музеем – 4 (2019 г.), 26 (2020 г.). Белгородским государственным историко-художественным музеем-диорама «Курская битва. Белгородское направление» – 2 (2019 г.), 8 (2020 г.). Белгородский государственный музей народной культуры – 3 (2019 г.), 26 (2020 г.). Таким образом, онлайн-трансляций при поддержке Портала «Культура.РФ» в 2019 году было проведено 84, а в 2020 году – 327. Полюбившиеся белгородцам и жителям Белгородской области ежегодные культурные проекты «Библионочь-2020» и «Ночь музеев — 2020» также прошли в онлайн формате. «Культурный регион» оказывал обширную поддержку учреждениям культуры в вопросах размещения трансляций и продвижения информации о проводимых мероприятиях. Безусловно, ничто не заменит живого общения с искусством, возможности своими глазами увидеть и прикоснуться к удивительным произведениям искусства, вживую послушать затрагивающие душу многоголосья симфонического оркестра или прекрасные голоса наших выдающихся вокалистов, прочувствовать непередаваемую атмосферу соприкосновения с искусством. Но, тенденции мирового развития, повсеместная цифровизация, перевод многих сфер жизни в онлайн формат, не дают шансов культуре остаться в стороне. Мероприятия в онлайн формате никогда не вытеснят реальных встреч с искусством, но успешно могут быть использованы как одна из актуальных форм обслуживания потребителей культурных услуг. 124 Список литературы 1. Ганичева Ю.В. Арт журналистика в цифровую эпоху: реалии и прогнозы: сборник научных трудов / отв.-ред. Ю. В. Ганичева. — Москва : ООО «Издательство «Согласие», 2019. 2. Гнатышина Е. В., Саламатов А. А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – №. 8. 3. Лещев С. В. Электронная культура и виртуальная реальность: третья цифровая волна НБИК-парадигмы // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. – 2014. – Т. 7. 4. Лыкова Ирина Александровна. - М.: Цветной мир, 2018. 5. Белгород | В Белгороде запустят IT-проект «Культурный регион» - БезФормата (bezformata.com) 6. Белгородская область: культурный регион (yandex.ru) 7. Министерство культуры Российской Федерации (culture.gov.ru) 8. Национальный проект «Культура» (culture.gov.ru) 9. Главная | Управление культуры Белгородской области (belkult.ru) 10. Белгород. Культурный регион — афиша и билеты вашего города (cultreg.ru) 11. Белгородская государственная филармония» Афиша (belgf.ru) КВЕСТ ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА Е.С. Кущенко, С.А. Енина, Е.В. Харьковская Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: es87rus@yandex.ru Аннотация. Туристический квест как инновационная форма экскурсии, представляет собой активную игру, в которой команда, используя свою смекалку, быстроту реакции, воображение и мышление, должна выполнить ряд заданий, ограниченных по времени. В процессе квест экскурсии у детей развивается и совершенствуется познавательная, эмоциональная и интеллектуальная деятельность. Ключевые слова: квест, экскурсия, досуг, туризм, познание, интеллект, смекалка, воображение, активность. QUEST EXCURSION AS A FORM OF LEISURE ORGANIZATION E.S. Kushchenko, S.A. Enina, E.V. Kharkovskaya Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: es87rus@yandex.ru Abstract. Tourist quest, as an innovative form of excursion, is an active game in which the team, using their ingenuity, quick reaction, imagination and thinking, must complete a series of tasks limited in time. In the process of the quest excursion, children develop and improve cognitive, emotional and intellectual activities. Keywords: quest, excursion, leisure, tourism, cognition, intelligence, ingenuity, imagination, activity. 125 Один из массовых видов туризма — это детско-юношеский туризм. На сегодняшний день проблема развития детского туризма очень актуальна. Специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризма должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России. Детский туризм – это путешествия, экскурсии организованных групп детей в возрасте от 7 до 14 лет в сопровождении руководителя группы по туристским маршрутам с оздоровительно-рекреационными, учебными, познавательными, физкультурно-спортивными и другими целями [5, с. 8]. Юношеский туризм включает путешествия, экскурсии организованных групп лиц в возрасте oт 14 дo 18 лeт в сопровождении руководителя по туристским маршрутам с учебными, познавательными, рекреационно- оздоровительными, физкультурно-спортивными и иными целями [5, с. 8]. Детско-юношеский туризм и организованный отдых обеспечивают дополнительные возможности интеллектуального, физического и духовного развития, а также раскрытия творческих способностей, приобретения коммуникативного опыта во взаимоотношениях с разными людьми. С экономической точки зрения преимущества детско-юношеского туризма весьма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, а это в значительной степени облегчает планирование бизнеса. Рассматривая детский туризм с социальной точки зрения, можно заключить, что этот вид деятельности предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно познакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, воспитать у подрастающего поколения чувство национального самосознания, уважения и терпимости к быту и обычаям других народностей. Невозможно переоценить роль путешествий и в обеспечении всестороннего развития личности. Ведь такие формы, как, экскурсии, походы, поездки, способствуют повышению интеллектуального уровня молодого человека, участвуют в формировании наблюдательности, любознательности, 126 способности воспринимать красоту окружающего мира, познавать как материальное, так и не материальное наследие. Все сейчас, вне зависимости от возраста, живут в не простое время. Дети не меньше взрослых подвержены усталости, стрессовым состояниям. Так вот туристические поездки как раз-таки помогают сбросить с себя весь накопившийся груз проблем современной жизни, избавляет от физической усталости, психологического напряжения. Очень важен детско-юношеский туризм в части развития коммуникативных навыков. Его участникам проще раскрепоститься, адаптироваться к условиям современной жизни. Нельзя не отметить, что занятия туристической деятельностью формируют и понятие здорового образа жизни. И, что важно – активного, а это направление сегодня особо актуально и имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения. Таким образом без преувеличения можно сказать, что детско-юношеский и молодежный туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности, приобщения к здоровому образу жизни. Но как же заинтересовать ребѐнка? Современных детей, чья жизнь крутится вокруг новых технологий и напрямую связана с гаджетами и получением знаний через интернет, заинтересовать очень сложно. Все мы знаем, что детское мышление отличается от взрослого. Они думают рассеянно, часто отвлекаются и их внимание сложно удержать на чѐм-то одном долгое время. Их память не такая долгосрочная, как у взрослых, а мышление не такое ясное. Но всем известен факт, что если чему-то учиться, то начинать нужно с девства. Почему? Всѐ просто. Детей проще увлечь чем-то новым, нежели взрослого человека. Главное – правильно подать информацию. Одним из действенных способов заинтересовать ребѐнка является игра. Играя, маленький человек запоминает получаемую информация, впитывая знания, как губка, и, в последствии, ассоциирует с теми эмоциями, которые получил в процессе игры и с теми вещами, с которыми контактировал. Можно выделить много способов обучения в процессе игры – это мастер- классы, интерактивные игры, приведения различных проблемных ситуаций в жизнь, но все эти способы можно объединить в квест-технологиях. Это слово произошло от английского Quest (поиск) – игровая система, в которой путь к назначенной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Современные «квесты» представляют собой игры-повествования, в которых игроки движутся по сюжету, взаимодействуя с другими персонажами и решая при этом поставленные перед ними задачи, достигают игровой цели. Квест должен соответствовать следующим требованиям: 127 название квеста должно быть кратким, оригинальным и привлекательным; наличие экскурсионной группы не менее 10 - 20 человек; имеется определенный сюжет игры; есть задания и препятствия, которые должен преодолеть каждый игрок; должна быть цель, которую нужно достичь по итогу; игра не должна быть сильно затянута и достаточно интересна для ребѐнка; задания понятны и подходят возвратной категории. Не нужно слишком многого требовать от маленьких игроков; данное мероприятие должно быть безопасным и не нести физического и морального вреда игрокам. Желательно иметь дополнительных людей, которые будут следить за состоянием игроков; если имеется список героев, с их индивидуальными личностными качествами, то выбор ролей должен быть честным и проходить посредством жеребьевки. Все персонажи могут быть как полностью вымышленными, так и реальными; необходимо продумать последовательность этапов и станций, для прохождения, разработать правила продвижения и в случае их нарушения или же наоборот, отличного выполнения задачи, могут применяться штрафы или бонусы; должны быть различные подсказки и ориентиры, которые помогут организовать поиск предметов. Во время экскурсии решаются следующие задачи: 1. Экскурсовод дает экскурсантам возможность увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии. 2. Дети услышат об этих объектах информацию. 3. Овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов. В ходе квест – игры у детей реализуются различные виды деятельности: 1) двигательная; 2) изобразительная; 3) игровая; 4) коммуникативная; 5) познавательно-исследовательская; 6) музыкальная. Спортивные и активные этапы, которые коллективно проходят участники, испытывая при этом яркие всплески эмоций, психологически их сближают. Чем больше группа детей времени проводит вместе, тем быстрее они привыкают друг к другу. Как мы видим, квест становится не только увлекательной прогулкой, но и познавательной экскурсией, в которой можно проявить смекалку и внимание, а также узнать очень много интересного. 128 Таким образом, использование элементов квеста позволяет проводить экскурсию в игровой форме с загадками и головоломками по экскурсионной тематике. Квест – это не просто приятное занятие, но и возможность участникам побывать в незнакомых ролевых позициях, научиться понимать и предугадывать поведение другого человека, принимать людей, отличных от них самих [10]. Использование квест-экскурсий позволяет развивать и совершенствовать познавательную, эмоциональную и интеллектуальную деятельность. Большую часть информации дети получают не от экскурсовода в виде лекции, а добывают самостоятельно, что повышает мотивацию участников за счет соревновательной формы игры, что позволяет получать яркие эмоциональные переживания от участия в настоящей квест-экскурсии. Использование технологии квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения и значительно расширить рамки образовательного пространства. Список литературы 1. Алексеева, Н.Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности / Алексеева Н. Д. Рябова Е.В. // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. - № 1(20). - 2015. - С.14-17. 2. Артемова, Е. Н. Основные виды туризма: учеб.-метод. пособие для высшего профессионального образования / Е. Н. Артемова, О. Г. Владимирова. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2015. – 172 с. 3. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально- культурного сервиса: учеб. пособие. – Москва : МПСИ, 2017. - 560 c. 4. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей и подростков: учеб. пособие для прикладного бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юлрайт, 2017. – 160 с. 5. Горский, В. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников: монография / В. А. Горский, Г. А. Русских, Д. В. Смирнов. – Москва: Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения», 2010. – 151 с. 6. Долженко, Г. П. Экскурсионное дело / Г.П. Долженко. – Москва: Феникс, 2015. – 450 c. 7. Долженко, Г. П. Экскурсионное дело: учеб. пособие для бакалавров и магистров. – 4-е изд., испр. и доп. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 308 с. 8. Дрогов, И. А. О программе развития детско-юношеского и спортивного туризма в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www. intacadem.ru/statji/o-programme-razvitiya-detsko- yunosheskogo-i-sportiv-nogo-turizma-kak-vida-sporta-na-2010-2017-gody.html (дата обращения: 24. 12. 2020). 9. Константинов, Ю. С. Организация и проведение туристских походов с учащимися: учеб.- метод., пособие. – Москва: Советский спорт, 2011. – 208 с. 10. Свистунов, А. В. Квест-экскурсия как инновационное направление развития регионального туризма / А. В Свистунов, Н. В. Афанасьева // Современные научные исследования и инновации. – № 11. – 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58981 (дата обращения: 17.04.2020). 11. Скобельцына А. С. Технологии и организация экскурсионных услуг / А. С. Скобельцына, А. П. Шарухин. – М.: Академия, 2016. – 192 c. |