КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
КРИЗИС СПОРТИВНО-БАЛЬНОГО ТАНЦА. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ А.С. Иванова Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского e-mail: akcent-dance@inbox.ru Аннотация. В статье освещается проблематика спортивно-бального танца: кризис его развития, снижение посещаемости занятий по спортивно-бальным танцам, уменьшение количества спортсменов, участвующих в соревнованиях, появление дистанционного формата занятий. Объектом исследования является спортивно-бальный танец. Он представляет синтез искусства и спорта, что значительно усложняет нагрузку и увеличивает перечень требований к исполнителям. Предметом исследования – кризис спортивно-бального танца и факторы, влияющие на его появление. Целью данной работы является освещение проблематики бального танца в современном обществе. Задачами нашей работы являются: Освещение проблемы спада посещаемости танцевально-спортивных клубов; Рассмотрение основных факторов появление кризиса бального танца; Анализ статистических данных. Ключевые слова: спортивно-бальный танец, кризис бального танца, спорт, искусство, соревнования, бальный танец, дистанционный формат. THE CRISIS OF SPORTS AND BALLROOM DANCE. THE MAIN FACTORS OF THE PROBLEM OCCURRENCE A.S. Ivanova Siberian State Institute of Arts named after Dmitry Hvorostovsky e-mail: akcent-dance@inbox.ru Abstract. The article highlights the problems of sports and ballroom dance: the crisis of its development, a decrease in attendance at sports and ballroom dancing classes, a decrease in the number of athletes participating in competitions, the appearance of a remote format of classes. The object of the study is sports and ballroom dance. It represents a synthesis of art and sports, which significantly complicates the load and increases the list of requirements for performers. The subject of the study is the crisis of sports and ballroom dance and the factors influencing its appearance. The purpose of this work is to highlight the problems of ballroom dance in modern society. The objectives of our work are: Coverage of the problem of the decline in attendance of dance and sports clubs; Consideration of the main factors of the emergence of the crisis of ballroom dance; Analysis of statistical data. Keywords: sports and ballroom dance, crisis of ballroom dance, sport, art, competitions, ballroom dance, distance format. 103 Спортивно-бальный танец, как никакой другой вид деятельности сочетает в себе два вида: спорт и искусство. Яркое, красивое, зрелищное действо на паркете скрывает за собой трудные, долгие и изнурительные тренировки. Танцоры, стремящиеся к наилучшей технике исполнения должны обладать не только грациозностью, пластикой и артистизмом, но и быть выносливым, сильным и скоординированным. Такой набор необходимых требований может осилить далеко не каждый взрослый, не говоря уже о ребенке. Именно поэтому, современные родители, осознавая и без того тяжелую школьную нагрузку, жалея своих детей, не записывают их в танцевальные школы спортивно- бального танца. Обращаясь к актуальности нашей работы, можно говорить о том, что на сегодняшний день спортивно-бальный танец претерпевает кризис, основанный на уменьшении количества записываемых детей в клубы, а также количестве спортсменов, имеющих продолжительную танцевальную карьеру в спорте. Помимо того, что танцевальный спорт требует серьезной нагрузки, он требует много времени, терпения и финансовых затрат. Как известно, танцевальный спорт существует за счет коммерческой деятельности и считается одним из самых дорогих видов спорта. Безусловно, он доступен далеко не каждому, что тоже влияет на количество людей, занимающихся этим видом деятельности. Спортсменам, помимо групповых занятий, нужно оплачивать и индивидуальные занятия с тренером, посещать платные мастер- классы, приобретать необходимую атрибутику для занятий и выступлений (профессиональную обувь, тренировочную форму, костюмы для выступлений). Также к основным факторам, влияющим на спад посещаемости, можно отнести взаимозависимость партнеров. Спортсменам зачастую трудно подобрать себе пару по возрасту, росту, классу мастерства, и, несомненно, по целям, поставленным перед собой. Ведь, несмотря на то, что сейчас существуют альтернативные формы исполнения бального танца (соло, девочка с девочкой), спортивно-бальный танец – это, в первую очередь, дуэт, состоящий из мальчика и девочки (мужчины и женщины). Кроме того, сегодняшний, 2020 год преподнес нам и новую проблему – переход на дистанционные ресурсы. Говоря о качестве обучения, можно утверждать то, что онлайн-занятия никогда не смогут в полной мере заменить уроки в танцевальном классе. Ко всему прочему, на сегодняшний день не разработана система обучения в режиме онлайн. Однако, столкнувшись с данной проблемой педагоги находят альтернативные формы работы с учениками, проводят мастер классы, делятся опытом с коллегами, что, несомненно, в скором времени приведет к разработкам обучающих программ для применения их в дистанционном режиме. Обобщая все вышесказанное, представим основные факторыпоявления проблемы кризиса спортивных бальных танцев на сегодняшний день. Серьезные нагрузки на организм; Взаимозависимость партнеров; Затратность времени; Денежные вложения; 104 Дистанционный режим работы. В обоснование вышесказанных утверждений необходимо проанализировать реальное положение спортивно-бального танца в системе танцевального спорта. На примере турниров по спортивным бальным танцам «Кубок Красноярья» г. Красноярск и «Чемпионат и первенство Красноярского края» г. Красноярск, рассмотрим статистику участвующих в данном соревновании спортсменов за последние три года, согласно официальным сайтам Танцевального спорта России, а именно «VFTSARR.ru» и «BALLROOM.ru» (Табл.1; Табл. 2). Таблица 1 Количество спортсменов, участвующих в турнире по спортивным бальным танцам «Кубок Красноярья» г. Красноярск за последние четыре года. Дет и- 1 Де ти-2 Юниор ы- 1, СТ; ЛА Юниоры -2, СТ; ЛА Молод ежь СТ; ЛА 2 016 16 43 59; 61 45 ; 49 43; 43 2 017 21 29 51; 52 55; 62 40; 37 2 018 8 26 33; 34 34; 44 22; 22 2 019 11 23 27; 31 36; 42 27; 29 2 020 19 24 24; 28 31; 40 18; 22 Для наглядности динамики изменений рассмотрим график (Рис.1). Рис. 1. Динамика статистики изменений количества участвующих в турнире спортсменов Таблица 2 0 10 20 30 40 50 60 70 2017 2018 2019 2020 "Кубок Красноярья" г. Красноярск Дети- 1 Дети -2 Юниоры - 1 (СТ) Юниоры - 1 (ЛА) Юниоры - 2 (СТ) Юниоры - 2 (ЛА) Молодежь (СТ) Молодежь (ЛА) 105 Количество спортсменов, участвующих в турнире по спортивным бальным танцам «Чемпионат и Первенство Красноярского края» г.Красноярск за последние три года. Дет и- 1 Де ти-2 Юниор ы- 1, СТ; ЛА Юниоры -2, СТ; ЛА Молод ежь СТ; ЛА 2 018 17 33 25; 27 52; 54 34; 39 2 019 4 22 24; 23 61; 59 56; 62 2 020 10 5 14; 11 12;13 3; 4 Для наглядности динамики изменений рассмотрим график (Рис.2). Рис. 2. Динамика статистики изменений количества участвующих в турнире спортсменов («Чемпионат и Первенство Красноярского края» г.Красноярск) за последние три года. Таким образом, наглядно видно то, что спортивно-бальный танец претерпевает кризис своего существования. Так, в 2018 году участников Чемпионата и Первенства Красноярского края в категории Дети-1 было 17, а в 2020 – уже 10; в категории Дети-2 и вовсе, с количества 33 пар произошел спад до 5; обращая внимание на одних из самых старших участниках турнира – категории «Молодежь», мы видим также огромный спад с 34, 39 пар до 3, 4 участвующих в соревновании дуэтов. Действительно, на сегодняшний день мы наблюдаем кризис танцевального спорта в России, однако, все кризисы преодолимы, и, для того, чтобы исправить складывающуюся ситуацию, педагогам и тренерам необходим поиск решений этой проблемы. А именно разработка новых, обновленных 0 10 20 30 40 50 60 70 2018 2019 2020 "Чемпионат и Первенство Красноярского Края" г.Красноярск Дети- 1 Дети -2 Юниоры - 1 (СТ) Юниоры - 1 (ЛА) Юниоры - 2 (СТ) Юниоры - 2 (ЛА) Молодежь (СТ) Молодежь (ЛА) 106 программ, методик преподавания бального танца современным детям, поиск новых способов популяризации спортивно-бальных танцев, а также поиск альтернативных форм работы в условиях дистанционного образования. Список литературы 1. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, Планета музыки, 2016. — 128 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=81573 — Загл. с экрана. 2. Говард, Гай. Техника европейских танцев [Электронный ресурс] : [учебное пособие] / Г. Говард. – 1 файл в формате PDF. – М. : АРТИС, 2003. – 253 с. – (Современный бальный танец) . – Режим доступа : 1762 3. Лэрд, Уолтер. Техника латиноамериканских танцев. Ч.1: Румба, Самба [Электронный ресурс] : [учебное пособие] / У. Лэрд. – 1 файл в формате PDF. – М. : АРТИС, 2003. – 169 с. – (Современный бальный танец) . – Режим доступа : 1772 . 4. Лэрд, Уолтер. Техника латиноамериканских танцев [Текст]. Ч.2: Пасодобль, ча-ча-ча, джайв.— М. : АРТИС, 2003. – 169 с. – (Современный бальный танец) 5. https://dance.vftsarr.ru/ 6. http://www.ballroom.ru/ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ Н.Н. Калашникова, Н.В. Посохова, Е.В. Харьковская Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: kalashnikova_nadejda@rambler.ru e-mail: natalina_76@mail.ru e-mail: elena.xarkovskaya@mail.ru Аннотация. В статье рассматриваются инновационные формы работы в учреждениях культуры: флеш-мобы, брендовые фестивали и праздники, слайд-презентации, квест-игры, мастер-классы и другие. Анализируется некоторый опыт работы Валуйского и Волоконовского районов, г. Старый Оскол по внедрению проектов инновационной направленности. Ключевые слова: учреждения культуры, инновационные формы, инновационные направления, методические центры, проект, мастер-классы, творчество. DEVELOPMENT OF INNOVATIVE FORMS OF WORK IN CULTURAL INSTITUTIONS N.N. Kalashnikovа, N.V. Posokhova, E.V. Harkovskaya Belgorod State Unversity of Arts and Culture e-mail: kalashnikova_nadejda@rambler.ru e-mail: natalina_76@mail.ru e-mail: elena.xarkovskaya@mail.ru Abstract. The article discusses innovative forms of work in cultural institutions: flash mobs, branded festivals and holidays, slide presentations, quest games, master classes and others. Some experience of the Valuisky and Volokonovsky districts, Stary Oskol in the implementation of innovative projects is analyzed. 107 Keywords: cultural institutions, innovative forms, innovative directions, methodological centers, project, master classes, creativity. стеньга Инновация – это почти всегда нововведение, целенаправленное изменение, которое вносит в социально-культурную среду внедрение новых стабильных элементов. Это выход за пределы известного и общепризнанного в общественной практике досуга, образования, искусства. Применительно к социально-культурной сфере понятия «инновация», «нововведение» носят множественный характер. Сам процесс разработки и внедрения новшеств в практику выступает как целенаправленная, научно обоснованная деятельность, нацеленная на изменение социально-культурной ситуации, создание новых культурных продуктов, благ и услуг, творческое развитие существующих объектов, подходов и технологий [11, с. 492]. С точки зрения Л.Г. Березовой, инновационные формы организации свободного времени «быстро перерастают рамки досуга и становятся формами повседневного поведения, миросозерцания и мировоззрения, претворяются в процессах специализированной культурной деятельности, порождая новые жанры и стили» [11, с. 98]. При организации работы с населением работники учреждений культуры используют современные инновационные формы работы. Творческие работники Домов культуры и сельских клубов осваивают и применяют в своей работе флеш-мобы, фото-марафоны, митинги с применением мультимедийных технологий и современной светотехники, видео-экскурсы, виртуальные экскурсии, брендовые фестивали и праздники, слайд-презентации и другое. Основной акцент делается на активизации зрителей и вовлечение их в совместную активную деятельность. Популярными видами комплексных досуговых программ являются ток- шоу – пышное костюмированное сценическое действие; флэш-моб, тимбилдинг – корпоративная ролевая игра, направленная на сплочение коллектива; различные батлы: интел-батл, фото-батл, караоке-батл; спортивные форумы, спортивные квизы, спорт-шоу, квест-игры (от англ. quest — «поиск, предмет поиска»), мастер- классы, арт (встреча, видео, лото, конференция, выставка) – одного из направлений современного искусства, означает художественный, относящийся к искусству; мультимедиа (основные формы мультимедиа: видео, игры, слайды, анимация, радио-прослушивания, презентации, выход в интернет); интеллектуальный вернисаж – мероприятие, посвященное определенному творчеству, на котором присутствуют определенные лица; дискуссионные качели – командная игра интеллектуального направления, где каждой команде предлагается один вопрос с различными вариантами ответов. Наиболее интересными стали новые формы работы, направленные на патриотическое воспитание: арт-ретроспектива, форум памяти героев славы, видео-презентация; виртуальное путешествие по памятникам славы; мультимедийная галерея славы; патриотический калейдоскоп; патриотический информ-портал; арт-турнир. В ходе внедрения инновационных форм в работу учреждений культуры следует отметить инновационный опыт методических центров. 108 Так, МУК «Районный организационно-методический центр», Валуйский район, стал инициатором проекта «Создание профессионального облика работника культурно-досугового учреждения на территории муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район». Целью проекта стало привлечение к профессиональному обучению специалистов учреждений культуры, путѐм внедрения в работу новых профессиональных навыков. Руководитель проекта – директор МУК «Районный организационно-методический центр» Ватутина Н.И. (ныне директор центра Варнавская Ю.В.). В состав рабочей группы проекта вошли 12 членов проекта. Это специалисты администрации муниципального района, Белгородского государственного центра народного творчества, управления культуры администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район», творческие работники МУК «Районный Дворец культуры и спорта», методисты МУК «Районный организационно-методический центр», специалисты школы искусства Валуйского района. Бюджет проекта составил 9000,00 рублей, из них бюджетных средств – 4,0 тыс. руб., внебюджетные источники финансирования составили 5,00 тыс. руб. В рамках проекта были разработаны программы мастер-классов профессионального мастерства по хореографии, вокалу, игре на музыкальных шумовых инструментах, а также занятия по деловой этике. Отдельно были разработаны программы занятий в школе молодого клубного работника, направленные на обучение молодых специалистов и работников с небольшим стажем. Инновационной формой работы проведения семинаров для работников учреждений культуры стало участие в вебинаре на тему «Особенности проведения конкурсов различного уровня и участие в них». В онлайн-режиме была продемонстрирована презентация специалиста государственного исторического музея Анны Михайловой (г. Москва), где после просмотра и прослушивания семинара в режиме реального времени была возможность задать вопросы специалисту по теме выступления во вкладке «Вопросы». Одной из основополагающих частей семинаров-совещаний и семинаров- практикумов отводилось теме: «Основы проектирования». На первое занятие по проектной деятельности была приглашена начальник отдела администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» по управлению проектами Елена Попова, которая провела с работниками клубных учреждений практические занятия по написанию проектов и оформлению к ним текущей документации. Заместитель директора государственного бюджетного учреждения культуры «Белгородский государственный центр народного творчества» (ГБУК БГЦНТ) по инновационно-проектной и информационно-аналитической деятельности Шапошников Максим Викторович, ныне директор БГЦНТ, принял участие в выездном семинаре-практикуме и раскрыл основные аспекты на тему «Основы проектной деятельности в сфере культуры». Ведущая роль в деятельности учреждений культуры отводится культурно-массовым мероприятиям. С целью обмена опытом в организации и 109 проведении массовых мероприятий, работники учреждений клубного типа муниципального района посетили брендовый межрайонный фестиваль- состязание «Я – русский крестьянин» (п. Волоконовка), ознакомились с особенностями проведения этого мероприятия и активно болели за команду Валуйского района. В ходе реализации проекта проводились занятия в школе молодого клубного работника, где с приглашением специалистов проводились мастер- классы по вокальному, хореографическому мастерству и сценической речи. Были освящены основные темы: «Организация работы с детьми, подростками и молодѐжью. Инновационные подходы в работе», «Организация работы с людьми пожилого возраста», «Организация работы с детьми. Инновационные подходы». При участии творческо-методического отдела МКУК «ЦС КДУ» Волоконовского района в прошедшем году были реализованы проекты: 1. «Организация районной школы культурно-досуговых инноваций»; 2. Популяризация молодежных инновационных эстрадных жанров в сфере деятельности театра «NoNStoP» Центра культурного развития поселка Волоконовка. Инновационные направления деятельности культурно-досуговых учреждений Волоконовского района: 1.«Сельский Дом культуры – перезагрузка». Переформатирование работы учреждений, с учетом позиционирования Дома культуры, как комьюнити- центра, арт-платформы и традиционных форм работы. 2.«Культурный волонтер» – систематизация работы всех творческих волонтерских клубов и объединений культурно-досуговых учреждений (цикл мероприятий и акций культурно-досуговых учреждений в рамках районного волонтерского движении). 3.«Мы из культуры» – проект, направленный на формирование базы данных творческой и активной молодежи, участников самодеятельных коллективов, кружков и клубов, участвующих в организации и проведении мероприятий культурно-досуговых учреждений. Культивирование профессионального тренда «Работник культуры – это серьезно», как мотивирование старшеклассников для продолжения профессиональной деятельности в отрасли «Культура». Поддержка молодых специалистов. 4.«Культурно-образовательный микс» – как новый формат продвижения услуг культурно-досуговых учреждений. Использование комплексного подхода при подготовке мероприятий, привлечение в свою команду специалистов из других сфер. 5.«CYBERART» – развитие культурно-досуговых учреждений в рамках цифровизации отрасли. Дальнейшее развитие сайтов учреждений через техники социального продвижения, наращивание виртуальной аудитории контентов в социальных сетях, увеличение онлайн-трансляций значимых мероприятий, создание виртуальных выставок и экспозиций. Проведение онлайн-конкурса среди культурно-досуговых учреждений на лучший Event- ролик о культурном событии района. «Знай наших!» – проведение онлайн- голосования за лучший самодеятельный коллектив района. 110 6. «Волоконовка в культурном регионе» – работа учреждений культурно- досуговой сферы в рамках АИС «Единое информационное пространство в сфере культуры». В практику культурно-досуговых учреждений Волоконовского района вошло проведение он-лайн трансляций мероприятий. Осваиваются основные техники ведения блогов не только с размещением информации о предстоящих и прошедших событиях, а размещаются видео- и фото отчеты о жизни самих учреждений культуры, что на сегодняшний день, в связи с коронавирусом, является актуальным. В районе реализован проект «Организация районной школы культурно- досуговых инноваций». Целью проекта является повышение профессионального уровня специалистов культурно-досуговой деятельности и внедрение инновационных форм работы в культурно-досуговые учреждения. В рамках реализации проекта проводится цикл обучающих занятий, семинаров, мастер-классов, лабораторий опыта, направленных на обучение и повышение профессионального уровня работников учреждений культуры Волоконовского района, внедрение новых социокультурных практик специалистов культурно- досуговой деятельности, повышение их профессионального мастерства. Кроме этого, получен Грант Губернатора Белгородской области, направленный на развитие сельской культуры, на реализацию проекта культурно-досуговых учреждений «Квест-пространство Волоконовского района «Тайны века. От истоков к современности» в размере 100 тыс. рублей. В результате проекта в каждом ЦКР и Домах культуры были разработаны 14 квест-комнат, где обустроены и разработаны игровые зоны для реализации игровых сценариев, ролевых составляющих. Каждый квест имеет отдельный сценарий, характерный для своей территории. За основу были взяты интересные исторические факты. Квест-игры с каждым годом становятся все популярнее. Это та форма работы, которая в полной мере совмещает в себе как развлекательную, так и развивающую составляющие. При этом квест не имеет возрастных ограничений и подходит для самых разных целевых групп. Работники Львовского СДК Новооскольского района реализуют проект «Праздник русской печки», который стал брендовым мероприятием села. Основные результаты проекта: развитие сельского туризма; организация и проведение мероприятия «Праздник русской печки»; открытие музея русской печки; разработка и создание узнаваемого логотипа мероприятия; разработка и изготовление сувенирной продукции. Было проведено: брендовое мероприятие «Праздник русской печки», фольклорный вечер «Как из нашей печи крендели да калачи», этно-квест «Наша хата секретами богата», фольклорный час «Сказка ложь, да в ней намѐк…», фестиваль этно-игр «Потеха – делу не помеха!», мастер классы по декоративно-прикладному творчеству, выставки декоративно-прикладного творчества «Возрождение традиций руками мастерицы». 111 В финале проекта был проведен опрос в виде интервьюирования и выявлено, что проект «Праздник русской печки» Центра культурного развития поселка Ивня получил одобрение и отличную оценку зрителей и участников. Рис. 1. Оценка удовлетворенности зрителей и участников Проект способствует приобщению населения к истокам русской народной культуры, традициям и обычаям нашего народа. Сегодня культура не стоит на месте, она является своеобразной площадкой для инновационных идей. И развитие инновационных форм работы возможно лишь в тех учреждениях культуры, где специалисты систематически занимаются совершенствованием своей профессиональной деятельности, посещая курсы повышения квалификации, школу клубной инноватики, районные организационно-методические центры, которые, в свою очередь, способствуют повышению профмастерства через такие формы работы как: семинары-практикумы, мастер-классы, научно-практические конференции и другие. Список литературы 1. Березовая, Л. Г. История русской культуры : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / Л. Г. Березовая. – Москва : Владос, 2002. – 400 с. 2. Киселѐва, Т. Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т. Г. Киселѐва, Ю. Д. Красильников. – Москва : МГУКИ, 2004. – 539 с. 3. Отчет творческо-методического отдела управления культуры и молодежной политики администрации Волоконовского района за 2019 год [Электронный ресурс]. – Электрон. текст дан. – Режим доступа : URL : http://volkultura.ru/documents/ (дата обращения: 23.12.2020). 4. Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы // Государственная Программа Белгородской области (в ред. постановления Правительства Белгородской области от 21.07.2014 № 273-пп) [Электронный ресурс]. – Электрон. текст дан. – Режим доступа : URL : http://oskol-kultura.ru/docs/law/526pp.pdf. (дата обращения: 25.12.2020). 82% 15% 3% Отлично Хорошо Удовлетворительно |