Главная страница
Навигация по странице:

  • Аннотация.

  • THE CONCEPT OF TRAINING MANAGERS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES IN MODERN CONDITIONS

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

  • Ключевые слова

  • КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики


    Скачать 6.07 Mb.
    НазваниеНаука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
    Дата12.04.2022
    Размер6.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.pdf
    ТипСборник
    #467342
    страница13 из 62
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   62
    КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    Н.А. Кудряшова, И.В. Семченкова, Е.В. Морозова
    Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: otdelumu@bgiik.ru
    Аннотация. Обоснована концепция подготовки менеджеров социокультурной деятельности в современных условиях.
    Ключевые слова: социокультурная деятельность, менеджмент социокультурной деятельности, культурно-информационная парадигма, менеджмента, арт-мененджмент, менеджмент индустрии досуга.
    THE CONCEPT OF TRAINING MANAGERS OF SOCIO-CULTURAL
    ACTIVITIES IN MODERN CONDITIONS
    N.A. Kudryashova, I.V. Semchenkova, E.V. Morozova
    Belgorod State Unversity of Arts and Culture e-mail: otdelumu@bgiik.ru
    Abstract. The concept of training managers of socio-cultural activities in modern conditions is justified.
    Keywords: socio-cultural activity, management of socio-cultural activity, cultural and information paradigm, management, art management, management of the leisure industry.
    В современном социуме, который все чаще называют обществом знаний, изменяется роль культуры и искусства, занимает важное место не только в традиционно-духовном, но и в материальном производстве. Развитие средств массовой информации способствовал популяризации культуры среди широких слоев населения, проникли в сферы культуры, — формированию спроса на культурные продукты, технический прогресс посодействовал наличию свободного времени и развитию развлекательной индустрии, а эстетическая тенденция постмодерна существенно изменила саму природу творчества, которая становится базовым ресурсом экономики информационного общества.
    Поэтому, именно способность к творчеству и изобретательность должны доминировать в эпоху знаний и стать основой экономических ценностей. Кроме того, увеличение доходов населения влечет расходы на культуру, развлечения и туризм. Сейчас культура и искусство не только формируют новые потребности, основой которых является символический капитал, а сами становятся мощной отраслью национального производства, требующей новых подходов в управлении. Все эти процессы актуализируют менеджмент социокультурной деятельности.
    Социокультурная деятельность активно исследуется в различных трудах, которые, так или иначе, отвечают на основные вопросы относительно особенностей социокультурного менеджмента, его функций, технологий и т. др.
    Прежде всего, это учебные пособия (Г.Л. Тульчинский, К.Л. Шекова, В.В.

    113
    Чижиков, В.М. Чижиков, О. А. Макарова, О.И. Жданова, Т.Г. Киселева, Г.Н.
    Новикова, Н.А. Михеева и др.).
    Отечественные исследователи В.В. Чижиков и В.М. Чижикова достаточно подробно анализируют специфику менеджмента в сфере культуры, механизмы управления и самоуправления, государственное регулирование и технологии менеджмента социокультурной деятельности, но и, что особенно ценно, рассматривают вопросы профессиональной компетенции менеджера
    СКД, системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров в этой сфере. Авторы акцентируют на том, что управление социокультурной деятельностью – это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей. Такие условия могут быть непосредственно- материальными (свобода творчества, моральные стимулы) опосредованными
    (бюджет свободного времени, развитие средств коммуникации, уровень образования художников и потребителей). Ученые утверждают, что сущность менеджмента социокультурной деятельности полагается сейчас исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни, а социально-культурной деятельности присущи ярко выраженные признаки творческого процесса. В то же время, этот процесс должен программироваться с помощью новых управленческих технологий
    (финансовых, психологических, организационных, педагогических) [5, с. 268].
    Зарубежные ученые акцентируют внимание на арт-менеджменте как виде управленческой деятельности в современной социокультурной сфере.
    Отмечают, что это самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, отличающимися от других профессий. Деятельность арт-менеджера предлагают рассматривать, основываясь на значении термина «функция» (деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление свойств, роль, задачи) [1, с. 4].
    Практически все названные подходы так или иначе основываются на новой социокультурной концепции общей теории менеджмента, которая заменила американскую и японскую модели управления и характеризуется как культурно-информационная. В рамках этой парадигмы менеджмент рассматривается одновременно как точная и гуманитарная наука, которой присущ ярко выраженный междисциплинарный характер.
    Что касается социально-культурной деятельности как объекта управления, необходимо акцентировать внимание на некоторых особенностях которые связаны прежде всего с тем, «социальное» имеющееся в ней на уровне субъекта (личности, социальной группы, организации, институту, этноса, нации и т. др.), а «культурное» — на уровне деятельности этих субъектов по производству, сохранению, освоению, трансляции, развития ценностей, традиций, норм, смыслов, образа жизни, идеалов и тому подобное. В контексте социокультурной деятельности субъект не только предстает творцом и носителем определенных ценностей, но и проявляет активность по их реализации в различных сферах культурного бытия (художественного, исторического, политического, экологического).

    114
    Следовательно, социально-культурная деятельность предполагает способность субъекта к творчеству и инновации, без которых невозможно создание культурного продукта, который, в свою очередь, нуждается в распространении, что предполагает необходимость в создании определенного культурно-коммуникативного пространства.
    Если очертить предметную сферу менеджмента социокультурной деятельности, то, на наш взгляд, необходимо выделить две ее составляющие: во-первых, институциональный уровень культуры, на котором культурные ценности и нормы создаются и охраняются системой социальных институтов и государственной идеологией; во-вторых, неинституциональный уровень культуры, что проявляется в определенных формах и видах общественной самодеятельности (участие в общественных объединениях, творческие союзы, ассоциации, фонды, партии, движения, клубы и д.р.). Эти уровни функционально и качественно дополняют друг друга, постоянно взаимодействуют и формируют современное культурно-коммуникативное поле.
    Постоянная коммуникация между институциональным и неинституциональным уровнями культуры способствует смысловом сочетанию различных ценностей, мировоззрений, образов жизни, их взаимному развитию и является необходимым условием формирования новой культурной парадигмы. Именно на грани официальной и неофициальной культур обнаруживаются новые возможности и перспективы развития культурной жизни, формы современного культурного пространства.
    Поэтому, имея в виду доминирование творческой и коммуникативной констант в социально-культурной деятельности, современный менеджмент социокультурной деятельности следует рассматривать как интегрированную систему управления креативно-коммуникативной сферой, что предполагает производство, распространение и потребление культурного продукта или услуги, социально-культурные технологии, социально-культурные институты, культурную политику государства и т. др. в контексте экономики символического обмена.
    Такой подход требует создания новой модели подготовки менеджеров, которая отвечала бы современным требованиям социокультурной сферы и отражала два направления профессиональной активности, которые сейчас окончательно сформировались. Во-первых, это – управление профессионально- творческой деятельностью
    (арт-менеджмент), во-вторых, управление свободным временем человека (менеджмент индустрии досуга). И если для первого направления в организационных и управленческих аспектах характерна ориентация именно на профессиональное производство и распространение культурно-художественного продукта, то другой направление предусматривает социально-культурный сервис, связанный с особой ролью отдыха, развлечений и рекреации в жизни человека. Этот тип сервиса, в свою очередь, делится на социальные услуги (образование, научное обслуживание, здравоохранение, санаторно-курортные и оздоровительные услуги, физическая куль - тура и спорт, туризм) и культурные услуги (культура и искусство). Впрочем оба направления реализуются в сфере так называемых креативных индустрий —

    115 видах деятельности, «которые основываются на индивидуальном творчестве, мастерстве и таланте, и имеют потенциал формировать капитал, создавать рабочие места благодаря генерированию и использованию интеллектуальной собственности» [3]. К ним относятся: литературный сектор, концертная деятельность, шоу-бизнес, медиа-холдинги, кино-теле-радио индустрия, арт- рынок, исполнительские искусства, музыкальная индустрия, индустрия моды, искусство и ремесла, Интернет-индустрия, реклама, дизайн, архитектура, музеи и учреждения культуры, культурный туризм, выставочная деятельность, фестивальная индустрия, образовательные и игровые индустрии, культурно- развлекательные комплексы, спортивно - развлекательный бизнес (курорты, базы отдыха, рекреационные и спортивные лагеря), спортивно- оздоровительные клубы спортивно-развлекательная индустрия, парковая индустрия и т.д. Культурным индустриям присуща высокая степень персонализации, поскольку именно персоналия (автор или исполнитель) играет значительную роль в производстве культурного продукта.
    Безусловно, современный менеджмент социокультурной деятельности в определенной степени предусматривает реализацию традиционных управленческих функций, характерных для классического менеджмента
    (планирование, организация, мотивация, контроль), ведь его специфика, прежде всего, требует осуществления инновационно-креативной, коммуникативно- интегративной, трансляционные-аксиологичной, социопроектной функций
    [2;4].
    Таким образом, подготовка будущих специалистов — менеджеров социокультурной деятельности — должна выстраиваться от понимания к познаванию и воспроизводству к применению и творчеству. А ориентирами на всех уровнях подготовки должны быть творчество, коммуникация, экономика символического обмена.
    Современный менеджмент социокультурной деятельности — это не менеджмент организаций, который предусматривает администрирование и управления учреждениями в сфере культуры и ориентируется на классическую подготовку специалистов со своим оснащенным функционалом.
    Социокультурный менеджмент — это, прежде всего, управления процесами и явлениями, организация разноуровневых творческих событий, проект- менеджмент в области творческих индустрий, или креативный менеджмент.
    Настоящее требует универсального менеджера новой генеции адаптированного к меняющейся рыночной среде, способного создавать междисциплинарные социокультурные проекты - от организации фестиваля и продюсирования театральной труппы до брендирования городов. На уровне бакалавра-это менеджер-технолог, руководитель проектов, а на уровне магистра — предприниматель, владелец Бизнесу. И в том, и в другом случае целью менеджера социокультурной деятельности является – привлекать людей к миру культуры, побуждать их к творчеству, создавать благоприятную социокультурную среду, обеспечивать трансляцию ценностей, удовлетворять духовные потребности различных слоев населения.

    116
    Список литературы
    1. Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере искусства и культуры : учеб. пособие / Под. ред. Н. И. Аксютика, Е. А. Макаровой. - Мн., 2008. - 147 с.
    2. Жданова Е. И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е. И. Жданова, С.
    В. Иванов, Н. В. Кротова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 176 с.
    3. Моргулец О. Б. Менеджмент в сфере услуг: учеб. пособие / О. Б. Моргулец. - К. : Центр учб. литературы, 2012. - 384 с.
    4. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие-4-е изд., испр. и доп. /
    Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. - СПб. : Изд-во «Лань»; «Изд-во ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»,
    2009. - 528 с.
    5. Чижиков В. В. Теория и практика социокультурного менеджмента : учеб. пособие /
    Чижиков В. В., Чижиков В. М. - М. : МГУКИ, 2008. - 608 с.
    ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ФОРМИРОВАНИИ
    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
    СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
    Н.А. Кудряшова, Н.Н. Шептун, И.В. Семченкова
    Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: otdelumu@bgiik.ru
    Аннотация. В статье рассматриваются особенности практической подготовки обучающихся. Уточнено понятие «практическая подготовка», приведены отличительные особенности практической подготовки и практики. Практическая подготовка направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения усиление роли работодателей при подготовке квалифицированных специалистов, в частности, путем расширения компонентов образовательных программ.
    Ключевые слова: практическая подготовка, практика, образовательные программы, практические навыки, компетенции
    PRACTICAL TRAINING IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL
    COMPETENCIES OF SPECIALISTS IN THE SOCIO-CULTURAL SPHERE
    N.A. Kudryashova, N.N. Sheptun, I.V. Semchenkova
    Belgorod State Unversity of Arts and Culture e-mail: otdelumu@bgiik.ru
    Abstract. The article discusses the features of practical training of students. The concept o f
    "practical training" is clarified, the distinctive features of practical training and practice are given.
    Practical training is aimed at improving the model of practice-oriented training strengthening the role of employers in the training of qualified specialists, in particular, by expanding the components of educational programs.
    Keywords: practical training, practice, educational programs, practical skills, competencies
    Современное высшее образование в сложных условиях его модернизации переживает новый этап своего развития, связанный с гибкой системой подготовки кадров, предполагающий реализацию личностного

    117 образовательного маршрута будущего специалиста, компетентного в своей сфере. К системе образования и к ее компонентам предъявляются все новые и новые требования по повышению эффективности, результативности, учету требований рынка труда, в том числе и по повышению качества практической подготовки выпускников.
    В свою очередь, Федеральные государственные образовательные стандарты задают требования к качеству подготовки выпускника, а качество образования напрямую связано с формированием компетенций обучающихся, обеспечивающих выпускнику профессиональную и личностную самореализацию. Таким образом, практическая направленность образования является современным трендом, работодатели ждут выпускников с необходимым набором компетенций, позволяющим им быстро адаптироваться к профессиональной деятельности. Усиление практико-ориентированной направленности обучения позволяет выпускникам, минимизировать разрыв между уровнем подготовки обучающихся в вузе и уровнем успешности их будущей профессиональной деятельности.
    Современный специалист социокультурной сферы должен ориентироваться в многомерном информационно-образовательном пространстве. Подготовка обучающихся должна учитывать инновационные процессы, происходящие в системе профессионального образования: рассмотрение высшего образования как транслятора культурных ценностей в подготовке кадров.
    В этой связи образовательный процесс в вузе искусств и культуры рассматривается как целостная система организации учебного процесса, важнейшим элементом которого выступает практическая подготовка. По нашему мнению, именно практическая подготовка является системообразующим элементом профессиональной подготовки будущего специалиста социокультурной сферы. Практическая подготовка обеспечивает переход теоретических знаний в практическую деятельность.
    Чаще всего под термином «практическая подготовка» понимается деятельность, направленная на приобретение практических умений и навыков в процессе прохождения производственной практики, выполнении практических работ, курсовых проектов и выпускных квалификационных работ. В то же время достаточно часто практическую подготовку обучающихся рассматривают как обязательный компонент основной профессиональной образовательной программы для получения квалификационного уровня приобретения обучающимися профессиональных навыков и умений. В этом случае мы видим, что практическая подготовка является синонимом практики, цель которой − овладение обучающимися современными методами, формами, средствами будущей профессиональной деятельности, ее организации, формирование профессиональных умений и навыков, воспитание потребности в систематическом обновлении практических знаний и умений[4].
    В действительности практики служат серьезной мотивацией формирования устойчивых навыков использования полученных знаний в настоящих производственных ситуациях, срабатывает принцип: лучше

    118 усваивается то, что включено в деятельность и нацелено на использование в будущей работе[3].
    Однако практическая подготовка не исчерпывается одной практикой и может присутствовать при изучении большинства дисциплин, при формировании практических умений и навыков.
    Практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы[2].
    Практическая подготовка — одна из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет обучающемуся практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на теоретических занятиях.
    Практическая подготовка при реализации образовательных программ направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке квалифицированных специалистов, в частности, путем расширения компонентов образовательных программ, предусматривающих указанную форму организации образовательной деятельности, в том числе моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, для обеспечения получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями[4].
    Образовательные программы или отдельные их компоненты, реализуемые в форме практической подготовки, должны базироваться на передовых, инновационных технологиях.

    119
    Вариантов использования механизмов социального партнерства в деятельности образовательной организации достаточно много. Основным механизмом реализации практической подготовки выступают договоры о практической подготовке обучающихся, заключаемые между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в которых находят отражение потенциальные возможности участников взаимодействия.
    В условиях модернизации отечественного образования важнейшим требованием к организации образовательного процесса в вузе искусств и культуры становится его ориентация на развитие компетентности будущих специалистов, соответствующих современным запросам как общества в целом, так и лиц, заинтересованных в образовании. Компетентность как «способность делать» на основе имеющихся у человека знаний, проявляется и формируется в деятельности. Важнейшим условием для формирования профессиональной компетентности обучающихся вуза и является организация их практической подготовки.
    Практическая подготовка обладает богатыми возможностями в профессиональном становлении будущего специалиста, позволяет обучающемуся попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять знания, полученные на учебных занятиях, в профессиональной деятельности. Однако реализация этих возможностей требует наличия ряда условий, связанных с обновлением содержания профессионального образования и его направленностью на развитие профессиональной компетентности обучающимися, поиском и внедрением новых подходов к организации образовательного процесса в вузе, обеспечением образовательно- профессиональной среды.
    Список литературы
    1. Акутина, С. П. Роль практики в формировании профессионального становления будущих социальных работников / С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. —
    2016. — № 6 (110). — С. 723-725. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26663/.
    2. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ
    «О практической подготовке обучающихся» от 5 августа 2020 г. № 885/390 // Гарант.ру: информационно-правовой портал.
    URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526874/#1000001 3. Крецан, З. В. Практическая подготовка студентов как фактор повышения качества университетского образования / З. В. Крецан, Н. Э. Касаткина // Ползуновский вестник. –
    2005. – № 3. – С. 93–95.
    4. Кузнецова, И.Ю. Особенности практической подготовки студентов на базовой кафедре вуза // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – Вып. 4 (24).

    120
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   62


    написать администратору сайта