КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В АВТОРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ «НИТЕСПЛЕТЕНИЕ» Ю.В. Кривошапко ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж» e-mail: sokolikju@mail.ru Аннотация. В предложенной статье затрагивается вопрос ответственного потребления и предлагается вариант решения проблемы на примере создания авторской коллекции одежды методами модульного моделирования из остатков лекальных выпадов швейного производства и полученной из них фактуры в технике ручного ткачества, вязания и аппликации. Ключевые слова: ответственное производство, экология и модная индустрия, переработка текстильных отходов, авторская коллекция, ручная фактура. 33 RESPONSIBLE CONSUMPTION AND WAYS OF SOLUTION IN THE AUTHOR'S COLLECTION OF CLOTHES "NITESPLETINIE" Yu.V. Krivoshapko OGAPOU "Belgorod Mechanical and Technological College" e-mail: sokolikju@mail.ru Abstract. The proposed article touches upon the issue of responsible consumption and proposes a solution to the problem on the example of creating an author's collection of clothes using modular modeling methods from the remnants of patterned attacks of garment production and the texture obtained from them in the technique of hand weaving, knitting and application. Keywords: responsible production, ecology and fashion industry, recycling of textile waste, author's collection, hand texture Масштаб современного производства, в том числе и швейного негативно сказывается на состоянии окружающей среды из-за большого объема производимой продукции и его отходов. Изготовители одежды идут на поводу у потребителя, желающего обновления ассортимента с каждым сезоном. Компании вынуждены принимать подобную модель потребления, при этом 20% одежды, производимой в мире, невостребована и идет в утиль. Как же можно сократить долю отходов в индустрии моды? Ответ – мышление ответственного потребления, что подразумевает переход к рациональным моделям производства и потребления. Эта проблема решается производителями по-разному. Одни бренды предлагают покупать одежду по индивидуальным эскизам с учетом особенностей конкретного потребителя, чтобы снизить количество необходимых ему вещей, другие - сокращают выпуск сезонных коллекций, заменяя базовыми с дальнейшей их модификацией, что продлевает актуальность вещей. Пандемия внесла свои коррективы и сыграла положительную роль в проблеме разумного потребления: не намного, но снизилось количество выпускаемых коллекций и их потребление. Предприятия легкой промышленности как крупные, так и мелкие, имеют в отходах производства остатки материалов. На начальном этапе изготовления одежды при раскрое изделий при максимально оптимальной раскладке остаются маломерные лоскуты ткани. Даже в масштабах производства - это значительный объем. Проблема использования отходов для многих предприятий актуальна на сегодняшний день. Предприятием-партнером специальности «Конструирование. моделирование и технология швейных изделий» Белгородского механико- технологического колледжа является швейная фабрика «Россиянка». Переработку остатков предприятие решает традиционным способом. Как правило лоскутное сырье отправляется для использования в качестве ветоши на другие предприятия города, или в детские организации, где применяется для творчества. В процессе обучения, студенты специальности проходят производственную практику на швейной фабрике. Наблюдая все этапы процесса изготовления одежды, они обратили внимание, что при раскрое 34 изделия остаются межлекальные выпады: маломерные и кольцевые лоскуты тканей. В рамках дипломного проектирования было предложено альтернативное их использование- применение технологии изготовления одежды из лоскутов с минимальными отходами. Результатом стали модели авторской коллекции под девизом «Нитесплетение». Направление эко-дизайна -одно из развивающихся и актуальных на данный момент времени. Маломерные и кольцевые остатки тканей можно повторно использовать при создании моделей в лоскутной технике, аппликации или методом модульного моделирования. В основу создания моделей женских комплектов авторской коллекции «Нитесплетение» легла идея использования фактуры, полученной в технике ручного ткачества, вязания, полотняного переплетения, аппликации с использованием остатков швейного производства. Разработка конструкции моделей коллекции осуществлялась с учетом принципов метода модульного моделирования. «Этот метод способствует унификации структурных элементов изделий. В технике наличие унифицированных узлов и деталей и установка их в различных сочетаниях позволяют преобразовывать конструкции одних изделий в другие. Основной принцип унификации — разнообразие продуктов дизайна при минимальном использовании унифицированных элементов (модулей). Модульное проектирование предполагает конструктивную, технологическую и функциональную завершенность. Сам модуль может быть законченным изделием или являться составной частью изделия» [1,с.246] .Композиционно-конструктивное решение моделей строилось таким образом, чтобы членения формы образовывали небольшие по площади детали, разные по фактуре и цвету, которые позволили бы в дальнейшем при крое использовать лоскутные выпады. Например, использование кокеток, отрезных бочков, манжет, полочка и спинка модели из одной ткани, а рукава –из другой. Образность коллекции строится на использовании в моделях ручной фактуры. Она позволила обогатить, сделать модели интересными и необычными. Для ее создания использовалась техника ручного ткачества, вязания и аппликации. За основу был взят такой вид ручного ткачества, как гобелен. При изготовлении гобеленовых полотен получаются очень интересные фактуры, благодаря использованию различных по составу, цвету и качеству поверхности прядей. Эта техника предполагает производство ткани на специальной рамке. Для нитей основы чаще используется льняная нить или хлопчатобумажная. В классическом гобелене нити утка - это нити из шерсти, акрила, полушерстяные. В нашем случае в качестве нитей утка были взяты нарезанные из мерных лоскутов тканей полосы размером 2 см, которые остались от раскроя основного изделия на производстве. По мере необходимости, когда заканчивалась длина полосы к ней подвязывалась следующая, при этом узелки не зарабатывались на изнаночную сторону, а создавали особую фактуру, которая в дальнейшем стала изюминкой моделей авторской коллекции одежды Лоскуты были подобраны по цвету и фактуре. Среди них были и трикотажные, и шелковые, и костюмные ткани. Такая на первый взгляд разношерстность позволила поэкспериментировать и создать 35 необычные ручные полотна. Форма полотна соответствовала форме лекала детали изделия : полочке, спинке, рукаву (рис. 1). Рисунок 1.-Модели с использованием ручной фактуры в технике гобелена 36 Еще один прием, который был использован – это создание ткани вручную полотняным переплетением из полос мерных лоскутов. За основу был взят мерный лоскут джинсовой ткани и кружевного полотна, нарезанных полосами размером 3 см, которые стачивались для создания нужной длины. Затем эти полосы переплетались по схеме простого полотняного переплетения [4, c.56.]. Края полученного полотна закреплялись машинным швом. Из полученного полотна в соответствии с лекалом вырезались детали модели (рис.2), [ 2. С.101]. Рисунок 2.-Модель с использованием ткани, созданной полотняным переплетением Вязание один из древних видов создания полотна для одежды. Трикотажные изделия всегда актуальны, благодаря своим свойствам: удобству, пластичности, легкости в эксплуатации, возможности создания интересной и разнообразной фактуры. Для создания элементов моделей коллекции «Нитесплетение» был использован принцип изготовления трикотажного полотна–полурегулярный, когда вяжется полотно в форме купона, длина которого равна длине будущего изделия [3, c. 284]. Сейчас в тренде креативный подход к моде, в том числе, и вязаной. Рукава и другие части одежды могут быть совершенно разной длины, используемая при вязании пряжа также отличается по толщине и фактуре, применяются нестандартные техники вязания. Дополнением к одной из моделей стал шарф-рукава, выполненный в технике вязания на спицах. В качестве пряжи выступили ленты мерного лоскута трикотажного полотна, нарезанные шириной 1см. Благодаря особой структуре вязаного полотна – петли, изделие получилось воздушным, пластичным. Шарф-рукава можно комбинировать с различными моделями и менять его форму (рис.3). Еще один способ применения мерного лоскута в авторской коллекции моделей - использование техники аппликации. Традиционный способ аппликации – пришивание деталей на основу вручную или посредством швейной машины. 37 Рисунок 3.-Модель с использованием ткани, созданной в технике вязания на спицах Аппликация стала элементом декора и композиционным центром в отдельных моделях разрабатываемой коллекции. Базовым материалом для деталей аппликации послужили подобранные по фактуре и цвету кусочки лоскута тканей, из которых вырезались отдельные элементы в соответствии с эскизом. Таким образом, получился неповторимый декор (рис. 4). Рисунок 4.- Модель с использованием декора в технике аппликация Проектирование авторской коллекции на основе принципа ответственного потребления стало примером возможного решения проблемы 38 использования отходов швейного производства. Весь объем используемых остатков тканей был переработан. Были созданы интересные авторские образы, благодаря рукотворной фактуре из мерного лоскута. Данная коллекция была представлена на конкурсах модельеров международного уровня: «Русский силуэт», «Пространство дизайна», фестиваль идей и технологий «RUKAMI» и по достоинству оценена профессиональным жюри, получив призовые места. Обучающиеся специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» продолжат работать в намеченном направлении, развивая креативность мышления, тем самым способствуя формированию культуры потребления среди молодого поколения, выражая свое отношение к вопросу экологии и моды, поскольку проблема ответственного потребления на сегодняшний день стоит остро и требует конструктивного решения. Список литературы 1. Гусейнов Г.М., Ермилов В.В., Ермилова Д.Ю. и др. Композиция костюма: учеб.пособие /2-еизд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-432-c. 2. Калмыкова Е.А., Лобацкая О.В. Текстильное материаловедение: учеб..пособие/ 2-ое изд. «Высшая школа», 2014.-413 с 3. Крючкова Г.А. Технология швейно-трикотажных изделий: учеб..пособие/ изд. Academia, 2009.-288 с. 4. Цветкова Н.Н. Текстильное материаловедение: учеб.пособие/ изд. ЛитРес.,2010,-72с БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ КЛАССИЦИЗМА Ю.А. Легеза, С.И. Пасечник Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: ualegeza@gmail.com e-mail: fotinia-31@mail.ru Аннотация: В статье рассматриваются малые архитектурные формы ХVIII-XIX века (декоративные башни, въездные ворота со скульптурными формами), которые сохранились в небольшой количестве разрушенных усадьбах. Реставрация и сохранение этих объектов. Ключевые слова: московские усадьбы, ворота въездные с грифонами, классический стиль. башни и башенки с декоративными элементами. THE POOR RELATIVES OF CLASS Yu.A. Legesa?S.I. Pasechnik Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: ualegeza@gmail.com e-mail: fotinia-31@mail.ru Abstract: The article examines small architectural forms of the 18th-19th centuries (decorative towers, entrance doors with sculptural forms), which have survived in a small number of destroyed estates. Restoration and preservation of these objects. Keywords: Moscow estates, entrance gates with hyphae, classical style. towers and turrets with decorative elements. 39 Бурный расцвет классической архитектуры московских усадеб и особняков в конце ХVIII-XIX повлек за собой развитие декоративных сооружений в форме башен, башенок, оград и фигурных ворот. Часто эти сооружения представляют причудливую смесь разных стилей. От готического до древнерусского, не совместимые с классической архитектурой главного дома усадьбы. От бывшей усадьбы Михалково полностью сохранились парк и башни парадных и двух боковых входов в современный детский парк. Тимирязевкого района Москвы. Громадные, суровые башни парадного входа, похожие на триумфальные ворота, весьма отличаются от двух пар мощных башен боковых входов. И те и другие далеки от стиля, форм классической архитектуры, своим суровым видом, более соответствующим крепостям, чем усадьбам. Тут же около Головинского водохранилища стоит еще одна башня, более изящная круглая башенка, называемая, почему то «беседкой», прекрасно вписана в окружающий пейзаж. В этих милых декоративных сооружениях очень важен масштаб (конечно еще и форма!), соразмерный с оградой или отдельной стеной, где они венчают углы или отделяют различные формы оград друг от друга. Башни въездных ворот с пристройками Воронцовского парка (усадьба ХVIII века) в Москве наиболее впечатляющие. Сложены они из красного кирпича, очень качественно. Цоколь белокаменный. Оконные проемы выложены белым известняком. Цилиндрические башенки меньшего диаметра, чем сама башня, венчают сооружение, дают благопристойный вид, благоприятное эстетическое впечатление. У ворот часто возводились простые башенки прямоугольной формы. В конце ХVIII века и вначале XIX века особое внимание придавали конным дворам, куда доставлялись экипажи именитых гостей. Кирпичные башни с декором из лепнины, имитирующий белый камень, в хорошем состоянии сохранились в бывшей усадьбе Марьинка. В конце XIX века в московской архитектуре появился интерес к имитированию декоративного зодчества. В подмосковной усадьбе Покровское- Стрешнево были возведены зубчатые стены, подобны кремлевским, с остроконечными башенками по углам, сложенными из кирпича, производящие впечатление крепостного сооружения. Вместе с классической архитектурой зданий, в Москву пришла мода на выездные ворота с пилонами, арки которых венчались белокаменными фигурами львов. Цокали пилонов ворот в входных арок выкладывались из ровных блоков, подмосковного известняка. Особенно важная роль въездным воротам придавалась в подмосковных усадьбах. Делалась ограда, чаще из всего из белокаменных ворот с металлической решеткой. По углам ставились круглые башенки в псевдоготическом стиле, с белокаменным декором либо из лепнины, а чаще всего окрашивались полосами известнякового раствора. Когда после пожаров Москва отстраивалась вновь, по указанию комиссии по строению были даны типовые формы пилонов въездных ворот. Они состояли из арочного свода, опиравшегося на пилоны из белокаменных блоков или кирпичной кладки. Иногда арку венчала 40 белокаменная фигура льва, что было как бы обязательным на парадных входах и въездах учебно-воспитательных учреждениях, административных зданий и богатых особняков. Фигуры львов, изваянных из белого камня-известняка на старинных пилонах, становятся бетонными XIX-ХХ веках. Если в самой Москве форма оград и пилонов ворот особняков регламентировалась городской властью, то для частных владельцев подмосковных усадеб единственным законом было их желание, которое реализовывал архитектор и крепостные. Несколько оград с великолепными воротами сохранились до наших дней. Металлические грифоны на белокаменных постаментах у ворот и львы на столбах ограды в Кузьминках подчеркивают богатство владельцев, для которых были отлиты эти фигуры на уральских заводах. Что же происходит сейчас с этими «бедными родственниками классицизма», которые сохранились, около разрушенных усадеб, которые в свое время не вписывались в ансамбль особняка и пейзажа? Вставал вопрос о целесообразности их восстановления. Сохранение декоративных башен и башенок оград весьма проблематично. Они теперь используются как складские помещения и для хозяйственных нужд и, будучи непосредственно связаны с комплексом памятника архитектуры, обычно не реставрируются или даже сносятся. Примером сохранения усадьбы и всех построек, а также малых архитектурных форм, входной части, башни, ворот- является усадьба Валуево. Сейчас это санаторий Главмосстроя. Еще в 1964 году был проведен реставрационный ремонт зданий усадьбы, на территории расположен также детский санаторий, база отдыха, гостиница. Во входной зоне, как и раньше, башенки украшены фигурками бегущих оленей из металла. Эти ворота, декоративная ограда из металла являются уникальными. Ворота в усадьбу Валуево 41 Башня усадьбы Мусмных-Пушкиных в Валуево. Усадьба Отрада Семеновская Список литературы 1. По материалам журнала «Декоративное искусство» 1987г. № 9 А. Викторов « Памятники Москвы» 2. М.С. Александрова, П.И. Лапин, и др. «Древестные растения парков Подмосковья » 42 СКУЛЬПТУРА СОВРЕМЕННОСТИ А.В. Митрягин Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: mitryagin13@gmail.com Аннотация. В статье рассматривается проблема творческой работы над скульптурой в современном аспекте взаимодействия разных видов искусства, их взаимодействия с окружающим пространством, в котором она приобретает метафизический смысл. Скульптура, как отражение гармоничного единства с музыкой, выполняющая роль исполнителя художественной идеи. Роль цвета и света в решении декоративных задач средствами пластического моделирования скульптуры. Использование дисциплины «Скульптура» в учебном процессе способствует формированию творческих способностей и художественного восприятия окружающей действительности методами работы с художественными произведениями искусств Ключевые слова: скульптура, архитектура, моделирование, принципы, взаимное влияние, творческое восприятие, форма, фактура, материал THE SCULPTURE OF OUR TIME A.V. Mitryagin Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: mitryagin13@gmail.com Abstract. The article deals with the problem of creative work on sculpture in the modern aspect of the interaction of different types of art, their interaction with the surrounding space, in which it acquires a metaphysical meaning. Sculpture as a reflection of the harmonious unity with music, performing the role of the performer of an artistic idea. The role of color and light in solving decorative problems by means of plastic modeling of sculpture. The use of the discipline "Sculpture" in the educational process contributes to the formation of creative abilities and artistic perception of the surrounding reality by working with artistic works of art |