Главная страница
Навигация по странице:

  • ОСМЫСЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА КАК СВОЕОБРАЗНОГО ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

  • Ключевые слова

  • КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики


    Скачать 6.07 Mb.
    НазваниеНаука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
    Дата12.04.2022
    Размер6.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.pdf
    ТипСборник
    #467342
    страница6 из 62
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62
    Keywords: sculpture, architecture, modeling, principles, mutual influence, creative perception, form, texture, material…
    Вначале XXI в. современная скульптура приобрела новое, не изобразительное и не функциональное значение, которое воспринималось как древний вид изобразительного и декоративно-прикладного искусства дополнявшей другой вид искусства - архитектуру. Современная объемно- пространственная скульптура динамично развивается как вид искусств.
    Скульптура, с развитием современных материалов и технологических приемов обработки, не отражает в себе специальных навыков скульптора.
    Строгие классические формы уходят на второй план, уступая место легким конструкциям из различных материалов, в том числе и прозрачных, позволяющих передать динамику в пространстве. Изменяя приоритеты, скульптор на первое место ставит фактуру, заключенную в объемные формы.
    Внутренняя структура пластической формы скульптуры подчеркивает

    43 поверхностные особенности, определяя взаимосвязь с пространством. приобретая метафизический смысл. Выпуклая поверхность скульптуры показывает цельность и отражение внутренней силы. Вогнутая - отображает вторжение самого пространства в скульптуру и ее распад. Плоскостные скульптурные композиции, говорят о жѐсткости материала и его невосприимчивости в внешнему воздействию.
    Современная скульптура может быть создана несколькими видами плоскостей, чтобы подчеркнуть противоречие внутренней и внешней сил, динамику взаимодействия с пространством. В создании композиции скульптор использует внешнее освещение, направленное на сам объект, создавая тени и определяя месторасположение ее в пространстве. Одним из примеров воздействия освещения на скульптуру, могут служить примеры расположения скульптур с разной подачей: индийские скульптуры наиболее презентабельно смотрятся при ярком естественном освещении, а в полумраке и тусклом свете средневековых соборов, хорошо смотрятся работы в стиле Готики.
    Особенности колористического решения современной скульптуры отражают две противоположные тенденции. Первая - чаще всего использование натурального цвета используемых материалов. Вторая – покрытие цветными красителями далеко не естественно природных цветов, являясь отражением традиций, благодаря которым с древних времен, греческие скульптуры выглядели цветом слоновой кости с золотыми элементами и деталями.
    Большое многообразие современных материалов стирает границы между скульптурами из дерева, керамики и металла. Современное искусство старается вернуть искусству его эмоциональную функцию. Посещая выставки, практически нет ни одного человека, который бы остался равнодушным к современному искусству. Все арт-объекты, выполненные художниками, отражают те или иные события, происходящие в мире, пытаясь донести до зрителя определенный художественный образ.
    Современная скульптура отражает следующие тенденции развития. Одно из направлений - рефлексивное. Представители данного направления в скульптуре создают арт-объекты по классическим схемам, отражая в них принципы создания классической скульптуры, изучая работы признанных мастеров этого вида искусства. Скульптура была и остается сложным направлением искусства, в котором скульптор должен обязательно передавать пропорциональность и схожесть скульптуры и натуры.
    Направление постмодерна. Скульптор старается донести до зрителя идею, вызывая видимый эффект, используя самые необычные материалы. Сегодня возрастает популярность разного рода инсталляций из скульптур. Современная скульптура конкретна и телесна.
    Технологическое направление. Наука шагает вперед, используя современное оборудование и 3D-принтеры, способные создавать заранее спроектированные художественные образы. В «Трактате о скульптуре» ученый эпохи Возрождения Помпоний Гаурик, пишет: «Писатель воздействует словом,

    44 скульптор – делом, вещью; тот только рассказывает, а этот делает и показывает»[3, с.86-87]. У произведения скульптуры - прямая, осязательная сила убеждения. Обращаясь к египтянам, которые научились обрабатывать самые твердые породы камня (базальт и диорит), можно выявить, что для них
    «искусство» и «скульптура» отождествлялись, подчиняясь законам статики.
    Скульптор определяет концепцию своей творческой работы, базируясь не столько на особенностях материала, сколько на идее, решая задачи художественного произведения.
    Создание скульптуры идет через моделировку формы, по словам французского скульптора, признанного одним из выдающихся создателей современной скульптуры, Франсуа Огюста Рене Родена скульптура отражает целую науку, которая составляет огромный пласт исследований по теме работы по созданию фактур поверхностей скульптуры. Чем больше наслаивающихся друг на друга выпуклостей и впадин, искусственно увеличивающих поверхности скульптуры, тем менее она ценна. Не всегда детализация способна полностью раскрыть образ, и, наоборот, слишком общая моделировка может сузить содержательную сторону скульптуры [4,с.76].
    При создании объема скульптуры, учитываются синтез разного вида плоскостей, соединяющихся и сменяющих друг друга на расстоянии воспринимаемые как единое целое. Абрис формы всего скульптурного произведения является важным элементом для объемно-пространственной скульптуры, обусловленной внешней средой. Разнообразный материал, используемый для скульптуры, по-своему вырисовывает абрис, в бронзе, например, контур ярко выражен, а в мраморе он мягко сглажен, отражая идею художественного образа. Пластика и пластичность форм скульптуре объясняются результатом обработки поверхностей объема. Решающим фактором прочтения скульптуры является ее фактура, благодаря которой, зритель видит внутреннюю идею и характер пластического образа, подчеркивая ее смысловую нагрузку.
    Поверхность скульптуры по-своему отражает свет, светотень заставляет увидеть ее жизнь. Такой показатели как рефлексы, возникающие от отношений света и тени, усиливают или ослабляют эффект формы, линий. При монтаже выставок, художники всегда учитывают направление и силу освещѐнности поверхности скульптуры, что влияет на восприятие объема и фактуры. Сам цвет в скульптуре выступает в качестве средства выразительности, используя естественные цвета, которые подчеркивают природные свойства материала, в одних скульптурах он может разрушить целостность пластического образа и его суть, а в других - необходим для того, чтобы избавить скульптуру от безликости и раскрыть идею. Композиция в скульптуре взаимодействует с реальным объемом, строится с учетом законов тектоники. Благодаря пропорции скульптор соизмеряет главное и второстепенное, целое и детали. В каждом стиле существовали свои представления о пропорции, в соответствии с которыми создавались пластические образы. Статика в скульптуре - это покой,

    45 симметрия, повтор форм, линий, объемов. Динамика – асимметрия, контраст, противопоставление масс, усложнение ритмов, что позволяет раскрыть идею художественного образа в пластике.
    В образовательном пространстве при подготовке специалистов художественной направленности, дисциплина «Скульптура», помогает в развитии творческого мышления у обучающихся, формирует художественно- пространственное видение объектов и предметов, способствует профессионально–творческой подготовке будущего выпускника, для работы в различных видах искусства.
    Кроме разного вида направлений в развитии скульптуры, нельзя не отметить взаимосвязь между дополнениями одного вида искусства другим и наоборот. К примеру, музыка, являясь гармоничным дополнением скульптурным композициям, создает особое звучание объемно- пространственным композициям, выполненным в разных материалах и отражающих художественную идею автора. По словам композитора К. Сен-
    Санса: «Связь музыки со скульптурой отражается в том, что музыка, в отличие от скульптуры, формирует вместо глины вибрации воздуха». Если представить музыку некой «метафорой», то скульптуре в этом представлении отводится роль исполнителя художественной идеи. Скульптурные композиции очень часто навеивали на композиторов эмоциональные идеи, которые базировались на важных составляющих, как музыкальных, так художественных, необходимых для создания скульптуры, это ритм, движение, эмоции.
    Выражение «Скульптура - застывшая музыка», является результатом связи гармонической формы скульптуры с гармонией музыкальной [1, с.25].
    Одним из представителей гармоничного единства двух направлений в искусстве: музыки и скульптуры был французский композитор и архитектор греческого происхождения, Янис Ксенакис, который проектировал свои художественные произведения. Используя те же принципы, что и при написании собственных музыкальных произведений, отображая движение линий конкретных музыкальных инструментов. Композиторы, в свою очередь, довольно часто при создании произведений обращались непосредственно к различным скульптурам[2, с.30].
    Список литературы
    1. Кремлѐв Ю. Камиль Сен-Санс. - М.: Музыка, 1970. - 345 с., с ил. и нотн. Примерами
    2. Ксенакис Я. О своей генеалогии и творческой идеологии // Культура, художник, общество
    1986, №5. – С.30.
    3. Сенягина А.И. Значение искусства скульптуры в нашей жизни // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 8. – С. 86-87;
    4. Роден Р. Ф. О. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров.- 3-е изд.- М. : Советская энциклопедия, 1969-1978. – С. 76

    46
    ОСМЫСЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА
    КАК СВОЕОБРАЗНОГО ФЕНОМЕНА
    КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
    Т.А. Митрягина
    Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: mitrtamara@mail.ru
    Аннотация. В статье рассмотрена проблема взаимосвязи костюма и архитектуры, использования творческих источников для создания гармоничного стилевого единства формы, конструкции, декора и колористического решения. Осмысление жизненного цикла костюма, благодаря которому сегодня делается попытка понять суть костюма, как своеобразного феномена культурного пространства его существования
    Ключевые слова: взаимосвязь, функции, образ, мода, стиль, архитектура, костюм, уникальность, роль, время, феномен
    UNDERSTANDING OF MODEN COSTUME
    AS A KIND OF CULTURAL SPACE PHENOMENON
    T.A. Mitragyna
    Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: mitrtamara@mail.ru
    Abstract. The article deals with the problem of the relationship between costume and architecture, the use of creative sources to create a harmonious stylistic unity of form, design, decor and coloristic solutions. Understanding of the life cycle of the costume, thanks to which today an attempt is made to understand the essence of the costume as a kind of phenomenon of the cultural space of its existence
    Keywords: relationship, functions, image, fashion, style, architecture, costume, uniqueness, role, time, the phenomenon
    Главенствующая роль современного костюма в культуре - это его утилитарность. Целый ряд полезных функций костюма в культуре базируется на его способности гармонировать человеку с пространственной средой средствами коммуникации для продуктивной профессиональной деятельности. На вторых ролях стоит социальная функция, которая помогает формировать внешний и внутренний образ современного человека.
    Художественный образ костюма складывается средствами коммуникации через непосредственную творческую связь автора и демонстратора костюма, в самой среде обитания художественной информации, содержащей сложившиеся отношение к культуре самого костюма, опираясь на ценностные ориентиры.
    Художники по костюму – дизайнеры, являясь одновременно и соавтором создания человеческого образа и выполнения эстетической функции с учетом внешних данных, возрастных особенностей и степени

    47 востребованности, сохраняя место человека в социуме. Костюм всегда подчеркивает статус человека.
    Продолжительность существования костюма выстраивается из этапов формирования среды бытования: изготовление, ношение и уход. Изучая историческую ретроспективу костюма, можно выявить три составляющие жизненного цикла костюма: обучение, оценивание и осмысление.
    Осмысление жизненного цикла костюма, благодаря которому сегодня делается попытка понять суть костюма, как своеобразного феномена культурного пространства его существования.
    Художественно-образный стиль человека в костюме является отражением внутренних и внешних процессов общества, который базируется на традиционном национальном костюме каждого этноса, впитавшем в себя особенности развития и становления. Стиль современного костюма всегда отражает гармоническое единство с человеком, обладая жизнеспособностью, привлекательностью, элегантностью, отражать веяние моды. Ведь так сложилось, что мода имеет непродолжительное воздействие на окружающую предметную среду, отражает художественный вкус, проявляющейся в пространстве бытования костюма [3, С.94]
    Формируя стилистику костюма, можно с уверенностью подчеркнуть, что цветовое и фактурное решение костюма являются главными носителями идеи костюма, отражая основное эмоционально-психологическое воздействие на человека.
    В историческом развитии моды, можно проследить связь архитектуры и костюма. Два этих направления каждый по себе работают с фактурами и текстурами, сочетанием материалов, учитывая сложные законы оптики.
    Костюм можно отнести к малой архитектурной форме, в которой сохраняются принципы построения, те же пропорции, тот же конструктивных подход, те же декоративные приемы. Костюм и архитектура, представляют собой вместилище для жизни человека. Наиболее ярким примером связи костюма с архитектурой можно проследить и на примере архитектоники русского зодчества. Головной убор русской красавицы - кокошник имеет ту же форму и те же декоративные элементы, что и декоративное решение средствами резьбы куполов деревянного зодчества.
    Прорезная резьба по дереву напоминает кружева, которыми украшали народный костюм. И в костюме и в здании учитываются законы гравитации и оптические законы.
    Не обладая конкуренцией, известные архитекторы с удовольствием переключаются на создание современного дизайна костюма, черпая идеи у художников по костюму. Креативные идеи дизайнеров по костюму, служат творческим источником для архитекторов. Внешний вид архитектурных построек и костюм должны быть сбалансированы. Архитектурные стилевые идеи, обладающие своей монументальностью форм, также активно используют дизайнеры моды. Архитектурные формы изменяют городской

    48 ландшафт, а костюмные конструкции меняют внешний облик человека.
    Взаимное проникновение архитектуры и костюма, становится источником развития индустрии моды [2,с.85].
    В каждом историческом стиле мода, архитектура всегда оказывали влияние друг на друга, изменяя социокультурное пространство. Для современных поколений художников по костюму и архитекторов не существует барьеров. Закономерности пропорционального внутреннего и внешнего членения формы, явились точкой стилевого единства. К примеру в разные стилях, таких как античность стилевое единство прослеживается во всех видах искусства, в древне Греции тесно связывали понятия «мера» и
    «гармония», при этом мера являлась основой прекрасного, а отсутствие ее - признаком безобразного, имея числовое выражение используемое в создании архитектурных ансамблей, подчиненных математическим формулам.
    В период средневековья, архитекторы видели источник красоты и гармонии в сочетании сложных геометрических линий, объемов, цветовых сочетаниях.
    Противоречия в культуре средневековья процветала диспропорция, асимметрия, неестественность.
    В эпоху Возрождения, в центре эстетического восприятия обращаются к «гармонии человека» как части природы. Костюм характеризуется приземистостью, статичной уравновешенностью, сохраняя пропорции такие же, как в архитектуре. В стиле Барокко, XVII века, роскошь, помпезность и декоративность господствуют в архитектуре и костюме, усложняя и перегружая деталями, наполненных противоречивостью. Костюм стиля
    Рококо, как особый тип нового стиля отражает утонченность и изящество, сложность форм, особую орнаментацию, в которой декоративность выступает на первый план.
    Все стили в искусстве XIX века являлись своеобразными имитациями: классицизм, напоминающий античность, псевдоготика, новый барокко, новый рококо.
    Конструкторы и технологи костюма, также как архитекторы, используют новые материалы, способные реализовать творческие идеи нового поколения. В основе архитектурных решений лежат материалы: стекло, бетон, металл, пластические материалы, а в костюме - все виды текстильных материалов: от натуральных до металлизированных, со стеклянными, пластическими, дополняющими элементами фактуры.
    Источниками творчества служат не только архитектурные идеи и их ассоциативная переработка форм, но и во главу угла встает экономичность форм и тектоническая точность создания конструкций и многообразия приемов обработки тканей, связанной с технологическим оборудованием производств [1, с.1-18].
    Недопустимое копирование архитектурных форм и использование их в костюме ни к чему не приведут. Основой идей для дизайнера по костюму, является исторический и народный костюмы, традиции которых

    49 складывались веками, где каждый элемент прошел испытание и остался в нем только благодаря своей выразительности, рациональности. Поиск творческих источников современного костюма, начинается со сбора и анализа аналогов и только после тщательного выявления особенностей, начинается трансформация первоисточников.
    Разнообразие форм, композиционного и декоративного решения, особенности технологических приемов создания народного костюма, может служить примером профессионального мастерства предшествующего поколения.
    Всемирная урбанизация стала самой актуальной темой столетия, во всех его проявлениях, приведя к изменениям в образе жизни, в характере социальных отношений, которые в свою очередь активизировало работу дизайнеров и архитекторов. Появляются новые стили в костюме, оставаясь уникальным и в тоже время отражающим определенный стиль.
    Таким образом, в каждую эпоху развития человечества формировались определенные художественные стили костюма и архитектуры, ее элементов, влияние социокультурного пространства, следовательно, схожи и приемы архитектоники, являющиеся важным элементом стиля. Неудивительно, что архитектура возглавляет перечень искусств, в границах художественного стиля, а костюм его завершает.
    Список литературы:
    1. Васильева Е. Система традиционного и принцип моды / Теория моды: тело, одежда, культура, № 43, весна 2017, с. 1-18 2. Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. – СПб.:Питер, 2004 –
    208с.:ил.
    3. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. – М.: Легпромбытиздат,1988. –
    350с.:ил.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   62


    написать администратору сайта