КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ: ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ Е.П. Бурилова, Е.В. Рожкова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: veta7568@yandex.ru e-mail: rin303@yandex.ru Аннотация. Среда, в которой происходит та или иная деятельность человека, несомненно, оказывает на него воздействие, зачастую формирует отношение человека, в данном случае, к чтению и книгам. В статье рассматриваются принципы формирования позитивного образа современного библиотечного пространства посредствам грамотного интерьерного решения. Ключевые слова: дизайн, интерьер, библиотека, библиотечное пространство, проектирование. SHAPING MODERN LIBRARY SPACES: PRINCIPLES OF DESIGN AND MODERNIZATION Е.P. Burilova, Е.V. Rozhkova Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: veta7568@yandex.ru e-mail: rin303@yandex.ru Abstract. The environment in which this or that activity of a person takes place, undoubtedly, has an impact on him, often forms the attitude of a person, in this case, to reading and books. The article discusses the principles of forming a positive image of the modern library space through a competent interior design. Keywords: design, interior, library, library space, design. Начало двухтысячных годов основным образом ознаменовалось качественным изменением научно-технического прогресса, выходом на новый уровень различных технологий и всеобщей перенасыщенностью информацией. Результатом стала необходимость пересмотра устоявшихся норм и правил в сфере общественной и научной жизни. Значительные улучшения в области социальных коммуникаций и информационных технологий в начале 21 века оказали значительное влияние на понимание роли и места библиотеки в образовательной, социально-культурной сфере, как отдельного человека, так и общества в целом. В наше время библиотека все чаще считается информационным центром, территорией, предоставляющей информационную свободу своим читателям. Основополагающим фактором в современном обществе становится высокая технологическая организация библиотечного пространства, для привлечения к читательскому кругу не только «постоянной» аудитории, но и молодежи. Тенденция идти в ногу со временем присуща всем сферам и разделам жизни 27 общества. Неудивительно такое отношение и к библиотечному делу. Это касается не только скорейшего перехода к медиа технологиям, но и прежде всего, в самой организации библиотечного пространства. Современная библиотека отличается тем, что теперь ценность для нее составляют не столько сами книги, а люди, которые сюда ходят. Раньше задачей библиотекаря было выполнение таких технических функций как, например, оформление абонемента. Теперь же он играет роль фасилитатора в библиотечной среде. Одна из целей современной библиотеки – образование такого пространства, которое было бы способно стать подходящим для мероприятий практически любого формата. По результатам социологических опросов было выявлено, что библиотека нового типа должна быть полностью оснащена современными информационными технологиями, а здание библиотеки должно быть ориентировано на культурную и социальную деятельность пользователей библиотеки: языковые, компьютерные и бизнес-курсы; любительское искусство и социальная коммуникация пользователей библиотеки. Вот почему среда библиотеки должна развиваться систематически, следуя принципам городского планирования, архитектуры, инженерии, дизайна и библиотечных наук. В настоящее время мы понимаем важность развития привлекательной публичной библиотеки всеми средствами: архитектурными, функциональными, предоставляемыми услугами и т. д. Она должна соответствовать не только информационным, коммуникационным, но также культурным, развлекательным, эстетическим и другим потребностям общества, чтобы обеспечить не только традиционные библиотечные услуги, но и организацию нетрадиционной - культурной и социальной деятельности. Поэтому сегодня необходимо разрабатывать новый многофункциональный тип библиотеки в соответствии с гибкой моделью, в которой одна треть библиотечного пространства должна быть выделена для дополнительной социальной и культурной деятельности. Задача дизайнера в разработке оформления внутреннего пространства библиотеки - грамотно «собрать» будущий интерьер. Во всех мелочах представлять, как будет выглядеть наиболее выгодный вариант решения предоставленного пространства, учитывая множество факторов, создающих в итоге комфортное, организованное оформление, в котором будет приятно проводить время, а главное с пользой. Приятный интерьер так же добавляет положительных впечатлений к процессу чтению книг, усиливая его при более продолжительном пребывании. Можно считать, что реальным достижением дизайна интерьера общественного здания, в данном случае библиотеки, становится превращение необходимости ее посещения в досуг. Придавая, таким образом, времени нахождения в библиотеке характера отдыха, расслабления от повседневной рутины. Разрабатывая некий новый, ранее не используемый, подход к дизайну библиотечного пространства, можно рассчитывать на привлечение новой аудитории. Руководствуясь любопытством, посетители будут посещать это место, обеспечивая огласку среди населения. 28 Еще одним, не менее важным условием создания современного и комфортного дизайна интерьера библиотеки, является тот факт, что чтение довольно тяжелый умственный процесс. Общая атмосфера помещения, может усугублять этот процесс, из-за чего не редки случаи сонного состояния читателей. Разработка форм, наполняющих помещения, в том числе и мебель, должна опираться на то, чтобы читатели не чувствовали застоя. Прибегая к современным необычным формам очень важно, как не перестараться в чрезмерной оригинальности, так и не допустить тяжести и грубости в интерьере. Сохранение бодрости, комфорта и заинтересованности читателей – один из важнейших аспектов, стоящих перед дизайнером во время разработки подходящего визуального решения пространства библиотеки. Помещения для обслуживания пользователей - места для чтения, регистрации и другие точки размещения информационных носителей - занимают от 15% до 45% общего библиотечного пространства. Современные помещения для обслуживания пользователей могут быть охарактеризованы как одно большое открытое пространство с местами для чтения, регистрации и другими точками размещения информационных носителей - эти точки представляют собой разные зоны этого общего пространства. Количество внутренних стен сведено к минимуму. Очень часто они выполнены из прозрачных материалов. В библиотечной практике во всем мире трудно найти строго разделенные пространства для хранения информации и пространства для размещения пользователей. Часть книг, которая интенсивно используется, находится в зоне пользовательских помещений. В большинстве библиотек по всему миру большая часть их общей коллекции находится в открытых стопках. Пункты обслуживания персонала в открытых стеках или в регистрационных пунктах компьютеризированы. Они имеют прямую связи с зоной входа, справочными службами и каталогами. Закрытые или полузакрытые рабочие места довольно популярны в библиотеках. Согласно результатам различных опросов посетителей библиотек, 70% пользователей хотели бы работать в более изолированных областях. Увеличение использования электронных каталогов позволило планировщикам сократить его площадь. Специальные помещения для аудиовизуального оборудования (для использования видеофильмов, компакт- дисков, магнитных лент, записей и т. д.) часто планируются в области пользователей. В настоящее время из-за быстрого роста печатных материалов, приобретаемых библиотеками, а также из-за различных форм информационных носителей, планирование мест для хранения и его оборудования претерпело много изменений. В последние годы все более и более дорогие, полностью автоматизированные системы хранения используются во многих библиотеках развитых стран. Также существуют не очень дорогие и более простые системы хранения в других библиотеках. Традиционная библиотека не отвечает меняющимся потребностям в информационном обеспечении современного общества. Библиотечные здания, 29 которые спроектированы по старым нормам и стандартам, не удовлетворяют сегодняшней ситуации. Планировка здания должна быть гибкой и простой в общем плане. необходимо предусматривать возможности расширения или трансформации. Поэтому целесообразно использовать как можно больше подвижных колонн, одинаково расположенных систем вентиляции, отопления и аэрации. Конструкция световых экранов также должна легко перемещаться от одного к другому, чтобы создать большое пространство. Должен быть сбалансированный тепловой, световой и шумовой режимы. Удобство обслуживания - один из важнейших показателей ценности современной библиотечной деятельности. Этот показатель включает в себя: легкий доступ к зданию библиотеки, рациональную планировку здания и впечатляющую архитектуру. В библиотеке должна быть создана хорошая рабочая среда: организованы отдельные участки для интенсивной работы и обучения пользователей, а также хорошо освещенные рабочие места с разделительными экранами, разделяющими каждое место. Удобство также включает в себя: обеспечение библиотеки мягкой мебелью, растениями, аквариумами, мягким ковром, большими окнами, балконами, помещениями для общения людей с различными интересами, а также оснащением звуковым и видеооборудованием. Есть еще одно важное требование для комфорта. Это доступ к основной части всего ассортимента книг. Книги должны быть размещены в соответствии с профилем библиотеки. Весь ассортимент, разбитый на тематические группы, должен располагаться в разных местах в виде доступных и открытых стопок. Благодаря переходу к новым, более инновационным технологиям в организации рабочей среды, практически стираются границы пространства, занимаемые каким-то отдельным помещением. Подвержена изменениям именно сама структура ведения библиотечного дела. Этому способствует присутствие электронных ресурсов и «раскрытие» между собой помещений, несущих совершенно разный функционал. Говоря о протяженности библиотечного пространства, стоит заметить, что читатель тяготеет не к огромным читательским залам, пустым и безжизненным, а к небольшим уютным помещениям. По мере возможности, следует предоставлять в ведение читателей именно такие, небольшие по своему объему, залы. При существующих монументальных и громоздких помещениях, следует делить их на функциональные зоны, давая возможность создания «личное пространство» для посетителей даже в публичном месте. Неоднородная структура библиотек подлежит изменениям, в большинстве случаев, не только деятельность самой библиотеки, но и ее функционирование. Что касается функциональной мобильности самого библиотечного пространства, то можно утверждать, что она статична. Требуются немалые усилия, время и средства, чтобы привнести в те или иные помещения что-то новое. Во избежание застоя в помещениях библиотеки, следует разработать некую схему движения читателей, превращая таким образом посещение 30 библиотеки в неосознанную игру. Решить подобную задачу позволяет также соединение функционала нескольких отдельных помещений в одном большом. Динамики в интерьер добавляет применение в оформлении визуального ряда: медиа технологий, различных выставочных экспонатов или форм, выставок. Наполняя, тем самым, помещение постоянно меняющейся атмосферой, в зависимости от устраиваемого мероприятия. Подобного эффекта мобильности и изменчивости можно добиться путем введения цветовых акцентов различной сложности. Из всего вышесказанного вытекает следующее: пространство должно быть мобильным. Мобильности можно достичь с помощью многофункциональной мебели, которая вместе с тем может еще послужить ограничителем пространства, то есть разбить его на зоны. Например, можно представить себе такой объект в виде стеллажа, в котором можно: во-первых, хранить книги, во-вторых, использовать его нижнюю часть как места для сидения и отдыха. Вдобавок такой стеллаж может служить отличной перегородкой между как минимум двумя зонами, предназначенными для разного рода деятельности. Для того чтобы обеспечить психологический комфорт читателю, можно сделать библиотечное пространство «прозрачным». Если взглянуть на аналоги зарубежных библиотек или хотя бы на библиотеки, находящиеся в крупных российских городах, можно заметить одну вещь – они не обременены тяжелыми, массивными элементами интерьера, а напротив используется много прозрачных и отражающих поверхностей, дабы избежать некой монументальности присущей библиотекам старого образца. К тому же в большинстве случаев в интерьерах современных библиотек используются светлые и яркие цвета для визуального расширения пространства. Так же большая площадь остекления позволяет создать эффект аквариума. Потенциальный посетитель видит, то что происходит по ту сторону. Такой прием вызывает любопытство и желание окунуться в этот мир хотя бы ненадолго. Все эти приемы нужны для того, чтобы сделать пространство более открытым и привлечь как можно больше новых людей. Наиболее простым и одновременно сложным становится такая характеристика в оформлении библиотечного пространства как комфортность. Она упоминается практически во всех рекомендациях и принципах дизайна интерьера библиотек и фактически является первостепенной во всем дизайне как таковом. Комфорт не должен воплощаться какими-то единичными объектами, например, мебелью, светом, цветом и пр. Прежде всего, комфортное пребывание читателя в библиотеке складывается с учетом всех объектов, формирующих целостное представление об образе заведения. Эстетически и психологически грамотный подбор цветового решения, текстур, форм, конструкций в помещении способствует достижению определенного уровня комфорта. Стараясь создать как можно более позитивные эмоции у посетителей, главное следовать больше универсальным принципам, не боясь привнести индивидуальные черты в общее решение пространства библиотеки. 31 Следуя современным тенденциям, уместным считается такой ход в создании дизайн-проекта, в котором так называемые «типичные» представления посетителей о библиотеке разрушаются. Это позволяет иметь возможность применять неординарные методы решения пространства, по- новому представляя его перед читателями. Таким образом, немаловажной частью в работе профессиональных дизайнеров - придание пространству уникальности и индивидуальности. Обширным критерием дизайна в целом выступает цвет. Его влияние на человека неоспоримо. Реакции, вызываемые применением того или иного цветового решения, могут нести физиологический, психологический и эстетический характер. Цвет, используемый в пространстве, несет в себе определенные функции, благодаря которым появляется необходимое настроение, создается требуемый эффект и прочее. Одной из функций является высокая насыщенность помещения светом. Добиться этого можно не только путем добавления дополнительных источников света, но и используя тона одной цветовой гаммы низкой интенсивности. Так, например, в холлах, вестибюлях, коридорах, лестничных пролетах, галереях уместно использовать локальные пастельные оттенки, наполняя их воздушностью и легкостью. Чтобы выделить необходимую зону, какой-либо объект, допустим стойку информации, целесообразно использовать яркие цветовые акценты. Таким образом, одновременно выделяя эту часть из общего пространства помещения. Способы выделения цветом многогранны. Это может быть локально выкрашенная часть стены, если необходимый объект выделения занимает большое пространство. Дабы не забивать пространство крупными цветовыми элементами, уместно линейное выделение, подчеркивающее формы объекта, либо создающие ему определенные границы. Для создания в помещении определенной атмосферы, можно сделать небольшие, но привлекающие внимание акценты на предметах декора, дизайнерских конструкциях или элементах мебели. Варианты использования ярких цветовых пятен многогранны. Все ограничивает лишь фантазия дизайнера. Единственным требованием применения такого подхода является мера. Грамотность применения ярких пятен позволяет не перенасытить пространство контрастом и избегать кричащих, давящих ощущений. Мебель считается непосредственным отражением общей задумки пространства, которую разработал дизайнер. Подбор необходимой мебели осуществляется, основываясь на ее форме, конструкции, размерных параметров, материалов, цвете, что создает дополнительное впечатление на посетителей. В современное время немаловажен такой фактор, как экологичность приобретаемой мебели. Используемые при ее создании материалы, должны быть натуральны, без применения средств, вредящих здоровью человека (например, резкий неприятный запах от некачественной кожи). К тому же, 32 применение природных материалов значительно улучшает общее впечатление от интерьера. Основными требованиями к подбору мебели для библиотечной среды являются ее эргономичность, удобство, функционализм и разнообразие. Ее можно разделить на специальную, предназначенную непосредственно библиотечному делу: книжные полки, кафедры, стеллажи, выставочные стенды и прочее; и на общую, например, столы, стулья. Являясь публичным заведением, библиотечное пространство должно быть приспособлено к постоянному потоку людей. Это выражается в подборе материалов высокой прочности и долгосрочности службы. Тем же нагрузкам подвергается и мебель. Чтобы сохранить подобающий вид в течение продолжительного количества времени, следует учесть соответствующий внешний вид, который не будет вызывать трудности в обслуживании; эргономичные параметры, позволяющие комфортно пользоваться мебелью; а также использование прочных износостойких материалов. Для того чтобы библиотека стала местом проведения досуга, необходимо придумать для нее основную идею в индивидуальном порядке, эта идея будет чем-то вроде визитной карточки заведения, ее изюминкой. Некий образ, создающий визуальное и смысловое единство, который даст возможность посетителям обзавестись излюбленным местом в соответствии с их предпочтениями. При разработке проекта, который в будущем станет функционировать как полноценная современная библиотека, дизайнеру следует обратить внимание на множество нюансов и требований, соблюдая которые, он сможет выдать качественный продукт. Список литературы 1. Алешин Л.И. Библиотековедение. История библиотек и их современное состояние: учеб. пособие. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2015. - 238 с. 2. Гэррисон К. Молодежные библиотечные пространства: что нужно знать, чтобы их создавать. / Гэррисон К., Соколова И. // Библиотечное дело. – 2015. - №21. – 35-37 с. 3. Матлина С. Г. Библиотечное пространство: основные принципы и характеристики. (Социокультурные аспекты). Часть 2. / С. Г. Матлина // Библиотечное дело. – 2016. - №7. – 62-77с. |