КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА И.Ф. Исаев, Н.И. Исаева, С.И. Маматова Белгородский государственный национальный исследовательский университет Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: isaev@bsu.edu.ru e-mail: isaeva3@mail.ru e-mail: mamatova75@mail.ru Аннотация. Профессиональная культура рассматривается в статье в качестве системообразующей компетенции будущего специалиста, развитие которой в современной высшей школе приобретает смысл главной цели образовательного процесса. Раскрываются 376 основные положения системного, синергетического и культурологического подходов, используемых в исследовании профессиональной культуры как способа организации и развития профессиональной деятельности и как средства ее эффективного выполнения. Ключевые слова: культура, профессия и профессиональная культура; компетентностный подход; системный, синергетический, антропоцентрический и культурологический подходы. PROFESSIONAL CULTURE AS A SYSTEM-FORMING COMPETENCE OF THE FUTURE SPECIALIST I.F. Isaev, N.I. Isaeva, S.I. Mamatova Belgorod State National Research University Belgorod State University of Arts and Culture e-mail: isaev@bsu.edu.ru e-mail: isaeva3@mail.ru e-mail: mamatova75@mail.ru Abstract. Professional culture is considered as a system-forming competence of the future specialist. Its development takes on the meaning of the main goal of the educational process. The main provisions of the system, synergetic and cultural approaches are used in the study of professional culture as a way of organizing and developing professional activity and as a means of its effective implementation are revealed. Keywords: culture, profession and professional culture; competence-based approach; systemic, synergetic, anthropocentric and cultural approaches. В современной российской и европейской теории и практике высшего образования накоплен достаточный опыт в разработке и реализации разных подходов к решению вопросов качественного высшего образования. Стало очевидным, что нового качества высшего профессионального образования невозможно достичь за счет экстенсивного роста объема информации, необходимой для усвоения студентами в вузе. Существует множество подходов, активно реализуемых в системе высшего образования стран Европы [13; 18]. Цель компетентностного подхода заключается в формировании социально и профессионально компетентной личности [3]. Интерес к компетенции как к средству понимания и управления ресурсами человека в организации появился еще в 1980-х годах, и за последние десятилетия компетентностный подход стал одним из важных в системе управления и оценке образования и обучения. Компетентность концентрируется в поведении, которое демонстрирует эффективную работу специалиста в определенной обстановке, ситуации, но сам термин мы интерпретируем и в контексте знаний и умений, и в контексте качеств и взглядов личности по отношению к инновациям и совместной работе. Компетенция совершенствуется с опытом. Таким образом, уровень компетенции может быть признан и оценен, и в большинстве случаев требуется взаимодействие различных компетенций, которые станут импульсом (толчком) к обеспечению (становлению) компетентностной структуры (структуры компетенций) [16; 17]. 377 Системообразующей компетенцией, выступающей в качестве способа организации и развития любого вида профессиональной деятельности и в качестве средства ее эффективного выполнения, в данной статье рассматривается профессиональная культура. Моделирование профессиональной культуры выстраивалось нами в соответствии с требованиями к научно - теоретическому исследованию и включало три уровня анализа: уровень сущности, уровень явления и уровень действенности [5, с. 137-139]. Широко признано, что нет единого определения профессионализма и других, связанных с ним понятий, таких как профессионал, профессиональная идентичность и статус, профессионализация [14]. Некоторые авторы рассматривают профессионализм как концепцию или идею об «указателе разных направлений» и выделяют «категорию классификатора профессий» и «классификацию технических и этических стандартов в сочетании с определенными профессиональными ролями» [15]. Исследование сущности профессиональной культуры и ее развития целесообразно строить на основе системного, синергетического подходов и гуманитарной методологии. Концептуальная близость культурологического и антропоцентрического подходов к исследованию профессиональной культуры определяется пониманием культуры как меры гуманизации человека. В рамках культурологического подхода, составляющего суть гуманитарной методологии, освоение студентом профессиональной деятельности, по своей сути, является освоением культуры ее осуществления. В свою очередь, освоение культуры профессиональной деятельности (профессии) объективно вызывает качественные системные изменения в структуре личности, в сознании и в учебно-профессиональной деятельности студента. Нами установлено, что новыми системными качествами личности, сознания и деятельности, взаимодействующими между собой и обеспечивающими образование профессиональной культуры на пересечении профессиональной личности, сознания и деятельности, выступают профессиональные ценности, значения и смыслы. Для культуры любой профессии присуща определенная система ценностей. Ценности-знания, ценности-цели, ценности-средства, ценности- способы, профессии, как профессиональные образцы, несут в себе информацию о культуре профессии. В процессе трансформации культуры профессии в профессиональную культуру личности происходит трансформация профессиональных образцов как ценностей культуры профессии в «культурные» ценностные ориентации личности. Ценностные ориентации субъекта деятельности, являясь важнейшим компонентом структуры личности, характеризуют ядро направленности личности, оценочное отношение к профессиональным ценностям. Выполняя функцию регулятора, профессиональные ценностные ориентации обеспечивают определенность и преемственность профессиональной деятельности и поведения в профессиональных ситуациях. 378 Особое значение в процессе построения концепции профессиональной культуры имеет ее подчиненность профессиональным ценностям, а не только получаемым знаниям и профессиональной информированности. Ценностный мир профессиональной культуры, включающий ценности-смыслы и ценности- нормы, коррелирует с активностью субъекта, с пониманием и интерпретацией смыслов и норм профессии. Наиболее ярко активность ценного мира профессии возрастает в критические периоды профессионализации человека, когда особенно остро он переживает несоответствие должного и имеющегося. Профессиональная деятельность, реализуемая в рамках культуры профессии, по справедливому утверждению В.П. Зинченко, отличается тем, что в ней «смысл, идея и предмет слиты в единое культурное образование» [4, с. 38]. Процесс создания такого «культурного образования» требует от субъекта деятельности развитой способности к самоорганизации. Системообразующим условием становления способности к самоорганизации в процессе профессиональной подготовки выступает психологическая культура. Особое значение в исследовании психологических вопросов развития профессиональной культуры имеют основные положения семантических концепций, центральным понятием которых является понятие смысла: «онтологически культура не что иное, как внесение в мир смысла, и уже одним этим – изменение мира и самоизменение субъекта культуры» [4, с. 305; 6]. Антропоцентрический подход в целом элиминирует вопросы относительно уровня развития культуры и критериев еѐ оценки, для него главное – это жизнь культуры, ее преемственность и постоянное становление (В.П. Зинченко). Реализация принципа антропоморфизма обусловливает также выбор непараметрического подхода к исследованию профессиональной культуры личности, заключающегося в приближении исследования к сущности человека, что находит выражение в исключении измерения профессиональной культуры и, соответственно, выделения уровней ее развития. Связь профессиональной культуры и профессии (профессиональной деятельности) в исследовании оценивается как функциональная, отражающая связь истории возникновения и развития профессий с историей возникновения и развития их культур [10; 11]. Свидетельствуя о том, что изменения в профессиональной деятельности приводят и к изменению функции культуры, функциональные связи раскрывают деятельностную природу профессиональной культуры. Раскрывая культурный смысл профессии, функциональные связи профессиональной культуры и профессии позволяют исследовать процесс профессиональной подготовки как процесс освоения культуры. Исторический анализ сущности профессиональной культуры, как и анализ «природы исторического восприятия категориальных форм культуры» позволил обнаружить ряд закономерностей развития профессиональной культуры, важных для ее исследования: наличие интеграционных тенденций, «вхождение одной культуры в другую», возникновение «культурных мутаций» и сохранение изолированности. Эти закономерности обнаруживаются и на 379 уровне субъекта профессиональной деятельности, и на уровне профессии в разные промежутки временного пространства. Временная и пространственная близость разных, но схожих видов профессиональных культур влияет на интеграционные тенденции в их развитии. Интеграция профессиональной культуры на уровне субъекта деятельности представляет собой соответствие реального поведения носителя профессиональной культуры нормам профессии. Интеграционные тенденции в развитии профессиональной культуры на субъектном уровне представляют собой тенденцию к развитию логической и эмоциональной согласованности профессиональных действий субъекта с требованиями профессии. Таким образом, развитию профессиональной культуры свойственна «тенденция к взаимосогласованности», т.е. к «взаимному приспособлению» индивида и профессии. При этом интегрирующим фактором развития профессиональной культуры выступает личность. На уровне профессии выделяются два типа интеграционных тенденций в развитии профессиональной культуры: внутренние и внешние. Внутренние интеграционные тенденции приводят, с одной стороны, к внутренней согласованности элементов профессиональной культуры, с другой стороны, - к возможному согласованию имеющихся элементов культуры с новыми, возникающими под влиянием происходящих в обществе социально-культурных и технико-экономических изменений. Благодаря интеграционным процессам происходит формирование определенного «культурного паттерна» [12], как доминирующего внутреннего принципа культуры профессии. Это, в свою очередь, свидетельствует о наличии характерных только для конкретной профессии задач. Внешние интеграционные тенденции в развитии культуры на уровне профессии приводят к согласованию отдельных элементов культуры разных профессий. Как правило, такие тенденции наблюдаются в развитии культуры однотипных профессий («человек-человек», «человек – природа», «человек- техника», «человек - знаковая система», «человек – художественный образ»). В развитии, например, культуры человеко-центрических профессий интеграция предполагает примат ценности человека, его культуры, интересов, способностей. Следует отметить, что при этом культурный паттерн остается «индивидуальным» для каждой профессии. На уровне субъекта в ходе развития профессиональной культуры может возникать процесс ассимиляции, уподобления одной профессиональной культуры другой. Такие процессы могут протекать в условиях поликультурного профессионального пространства, когда признается приоритет интересов одной, рассматриваемой в качестве базовой, профессии. В таком случае субъект профессиональной деятельности либо утрачивает некоторые черты, соответствующие своей профессиональной культуре, либо, сохраняя профессиональную идентичность, осознает психологическую, культурную связь с представителями другой профессии. Кроме односторонней возможна двусторонняя ассимиляции, в процессе которой происходит либо «обнищание», 380 либо «обогащение» каждой профессиональной культуры. И здесь важен психологический подход к исследованию профессиональной культуры. При соприкосновении и пересечении в одном временном пространстве разных профессий и профессиональных культур возможно возникновение "культурных мутаций". К последним мы относим те идеи, способы профессионального мышления, способы профессиональных действий и т.п., которые были заимствованы одной профессией у других профессий и относятся к инновациям в определенной сфере жизни и деятельности. Процесс культурной мутации сложен, ответственен, происходит как под влиянием внутри профессиональной, так и внешней по отношению к профессии среде и, как правило, проходит три этапа: отбор, модификация и интеграция. Несмотря на взаимодействие разных профессиональных культур, на их открытость друг другу, на то, что все культуры живут и развиваются только в диалоге с другими культами, предпочитая сохранять свою изолированность - «самобытность» во временном и пространственном смысле [1]. При этом уровень изоляции профессии может быть разный. Это зависит и от того, насколько строго должна соблюдаться последовательность профессиональных действий и, соответственно, возможность творческого подхода, и насколько результат действий зависит не только от порядка их выполнения, но и от действий других участников совместной деятельности. Чем выше уровень изоляции профессии, тем больше требуется и технических. и психологических ресурсов для ее поддержания. Выявленные особенности развития профессиональной культуры можно отчетливо проследить в ходе анализа развития профессионально- педагогической культуры (профессиональной культуры учителя) и профессионально-психологической культуры (профессиональной культуры психолога образования). Анализ исследований, посвященных профессиональной культуре учителя и психолога образования показывает, что игнорирование исторического понимания развития этих профессий приводит к некоторым крайностям в оценке взаимодействия разных профессиональных культур в едином образовательном пространстве [5; 7; 9]. В частности, исследование проблем развития профессиональной культуры психолога образования обнаружило и интегративные с педагогической культурой тенденции в развитии, и «культурную ассимиляцию», и «культурную мутацию», и стремление к обособленности. Результаты проведенного исследования показали, что понимание обособленности профессии психолога образования связано с «философией отношений», главным вопросом которой является вопрос относительно исходной модели отношения психолога и ученика [5]. Таким образом, предлагаемые теоретико-методологические ориентиры исследования проблем развития профессиональной культуры будущего специалиста позволяют не только осмыслить сам феномен профессиональной культуры и переосмыслить феномен профессионального образования, но и создают предпосылки для развертывания исследований по эмпирическому и экспериментальному исследованию субъективных факторов развития 381 разнообразных форм профессиональной культуры на разных этапах профессионализации личности. Предложенные теоретико-методологические ориентиры исследования профессиональной культуры личности будущего специалиста могут послужить основой для разработки теоретических моделей разных форм профессиональной культуры и их практического использования в системе высшего профессионального образования. Список литературы 1. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Изд-во Эксмо, 2017. - 318 с. 2. Великовский, С.И. Культура как полагание смысла / С.И. Великовский // Одиссей. Человек в истории. М., 1989. С.17-20 3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. -№ 5. - С. 34-42. 4. Зинченко, В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. – М.: Тривола, 1994. – 364 с. 5. Исаева, Н.И. Профессиональная культура психолога образования / Н.И. Исаева. – М., Белгород: МПГУ, БелГУ. - 2010. - 235 с. 6. Козловский, В. П. Культурный смысл: генезис и функции / В. П. Козловский; АН УССР, Ин-т философии. - Киев: Наук. думка, 1990. - 126 с. 7. Лифинцева, Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя /Н.И. Лифинцева. – М.: Изд-во МПГУ; Курск: Изд-во КГПУ, 2000. - 202 с. 8. Лосев, А.Ф. Философия. Культура. Мифология / А.Ф. Лоснв. – М., 1991. - 525 с. 9. Маликова, В.А. Развитие профессионального взаимодействия психолога и педагога: теория и практика / В.А. Маликова. - М., 1999. - 235 с. 10. Прохоров, А.О. Концепция неравновесных состояний / А.О. Прохоров // Вопросы практической психологии. – Саратов, 1996. – Вып.YIII. – C. 17-20. 11. Шилков, Ю.М. Психология культуры и историческое познание / Ю.М. Шилков // Miscellanea humanitaria philosоphiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Юрия Никифоровича Солонина. Серия "Мыслители", выпуск 5. - СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2001. - С.309-323. 12. Benedict, Ruth (2005) [Repr.] Patterns of culture. Boston: Houghton Mifflin,.337 p. 13. Diana Raufelder, Danilo Jagenow, Frances Hoferichter, Kate Mills Drury (2013)./ The person- oriented approach in the field of educational psychology. Problems of psychology in the 21st century.. Lithuania: Scientia Socialis, UAB. 5(5) p.79–88. 14. Erde, E. L. (2008). Professionalism’s Facets: Ambiguity, Ambivalence and Nostalgia. Journal of Medicine and Philosophy. 33 (1). P. 6-26. Oxford: OUP 15.Gewirtz S., Mahony P., Hextall I. Cribb A. (2009). Policy, Professionalism and Practice: Understanding and Enhancing Teachers’ Work. In: Gewirtz S., Mahony P., Hextall I. and Cribb A. (Eds) Changing Teacher Professionalism: international trends, challenges and ways forward. Oxon: Routledge. 16.Hartley, R., Kinshuk, Koper, R., Okamoto, T., & Spector, J. M. (2010).The Education and Training of Learning Technologists: A Competences Approach. Educational Technology & Society. 13 (2), pp. 206–216. 17. Sampson, D., Fytros, D. (2008). Competence models in technology-enhanced competence- based learning. In H. H. Adelsberger, Kinshuk, J. M. Pawlowski, D. Sampson (Eds.), International handbook on information technologies for education and training (2nd Ed.), Dordrecht: Springerpp. 155-177. 18.William E. Glassman and Marilyn (2009). Approaches to Psychology. (5th Ed.). Berkshire: Open University Press/McGraw-Hill Education. 536 p. |