КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы разработки фонда тестовых заданий для автоматизированного рубежного контроля достижений обучаемых в системе электронного обучения на основе LMS «Moodle». Ключевые слова: автоматизированный рубежный контроль, типы тестовых заданий, система электронного обучения. DEVELOPMENT OF THE TEST TASK FUND FOR AUTOMATED BORDER CONTROL N.O. Gordeeva, E.N. Manaeva Starooskolsky Branch of the Belgorod State National Research University e-mail: gordeeva@bsu.edu.ru e-mail: manaeva@ bsu.edu.ru Abstract. The article deals with the development of a fund of test tasks for automated boundary control of students 'achievements in the e-learning system based on the LMS "Moodle". Keywords: automated boundary control, types of test tasks, e-learning system "Pegasus". Автоматизированный рубежный контроль с жестким временным режимом позволяет осуществлять систематическую диагностику текущих результатов обучаемых для своевременной коррекции процесса усвоения новых знаний и умений. Функциональное назначение рубежного контроля – выявление результатов определенного этапа обучения. Оценка уровня подготовки обучаемых в этом случае может производиться с помощью тестов. При создании фонда тестовых заданий, использование различных типов вопросов способствует более объективной оценке достижений обучаемых, а также отсутствию возможности угадывания правильного ответа[3]. Рассмотрим примеры создания различных типов вопросов в системе электронного обучения «Пегас». 322 1. Тип «Множественный выбор». После открытия страницы создания вопроса нужно в разделе «Общие» ввести название вопроса, текст вопроса в соответствующем поле (именно этот текст будет отображаться обучаемому). При необходимости можно изменить значение балла, которое тестируемый получит за правильный ответ и внести общий отзыв по вопросу (рис.1).Текст вопросов можно подготовить заранее в текстовом документе, и скопировать в поле «Текст вопроса». Помимо текста в описание вопроса можно добавлять и рисунки. В настройках необходимо указать количество правильных ответов. Для этого в поле «Один или несколько ответов?» выбирается «Только один ответ» если нужно создать вопрос с одним правильным ответом или «Допускается несколько правильных ответов». Тут же можно активировать опцию «Случайный порядок ответов» и включить или выключить нумерацию ответов (рис.2). Рисунок 1 – Окно настройки вопроса «Множественный выбор» Рисунок 2 – Параметры настройки вопроса «Множественный выбор» В разделе «Ответы» необходимо задать варианты ответов. Если вопрос предполагает единственный правильный ответ, то в поле «Оценка» правильного варианта ответа устанавливается 100%, а в остальных вариантах ответа - «Пусто» (рис. 3). 323 Рисунок 3 – Настройка вариантов ответа Если вопрос предполагает несколько правильных ответов, то в поле «Оценка» для всех правильных ответов устанавливается положительное значение в % так, чтобы сумма всех правильных значений была 100%, а в неправильных вариантах ответа устанавливаются отрицательные значения (рис.4). Рисунок 4 – Настройка вариантов ответа В разделе «Комбинированный отзыв» необходимо внести комментарии на выбор правильного, неправильного или частично правильного ответа. В разделе «Несколько попыток» можно настроить подсказки тестируемым, которые будут отображаться, если в настройках теста будет выбран режим «Интерактивный с несколькими попытками» или «Адаптивный режим». Студент в таком случае будет иметь несколько попыток. После создания и настройки вопросов они появляются на странице просмотра Банка вопросов (рис.5). Для просмотра созданного вопроса предназначена кнопка лупа. 324 Рисунок 5 – Просмотр банка тестовых вопросов 2. Тип «Верно/Неверно» В случае выбора данного типа вопроса нужно при создании вопроса ввести в поле «Текст вопроса» утверждение. Если оно верное, то нужно в поле «Правильный ответ»выбрать «Верно», в противном случае – «Неверно» (рис. 6). Рисунок 6 – Настройка вопроса типа «Верно/Неверно» 3. Тип «Короткий ответ» При создании вопроса указанного типа, в первую очередь формулируется сам вопрос в поле Вопрос, далее указываются все варианты правильного ответа. За каждым ответом следует поле «Оценка». Если существует несколько правильных ответов на короткий вопрос, то все возможные правильные ответы нужно оценить на 100%. Также в этом типе вопроса можно определить учитывать ли регистр входящих в ответ символов или нет. 4. Тип «Числовой (вопрос с числовым ответом)» Настройка вопроса отличается от предыдущего тем, что в вариантах ответа необходимо указывать числовые значения. В поле «Ошибка» допускается вносить величину относительной погрешности при написании ответа (рис.7). 325 Рисунок 7 – Настройка числового ответа В вопросе данного типа можно также учитывать не только ввод числового значения обучающимся, но и ввод размерности. В разделе «Оперирование размерностью» диалогового окна настройки вопроса, можно определить учитывать или нет размерность в ответе, определить штраф, если тестируемый неправильно ввел размерность. Также в этом разделе определяется режим ввода размерности и положение единиц измерения (рис.8). 4. Тип «Вычисляемый вопрос» При создании вопроса данного типа необходимо ввести название и текст вопроса. В тексте вопроса следует указать переменные, которые будут участвовать в расчете (например: Вычислите значение силы тока для цепи, если известно напряжение на заданном участке цепи {U} и сопротивление {R}). Причем переменные обязательно надо заключить в фигурные скобки, т.к. вместо них будут вставляться реальные числа, определенные разработчиками или сгенерированные случайным образом из указанного диапазона. Рисунок 8 – Настройка размерности вычислений В разделе «Ответы» следует ввести правильную формулу вычисления({U}/{R}), при этом переменные надо заключить в фигурные скобки. В поле Оценка обязательно нужно внести вес правильного ответа =100%. Так же можно указать погрешность вычисления (рис.9). 326 Рисунок 9 – Настройка формулы ответа Также, как и в вопросе типа «числовой», можно определить учитывать или не учитывать единицы измерения (рис. 10). В разделе «Добавляемый вариант» нужно определить условия генерации вариантов значений для переменных, указав минимум и максимум, число десятичных знаков и тип распределения. Затем в строке «Добавить вариант» нужно выбрать из списка сколько вариантов наборов значения переменных будет сгенерировано и нажать на кнопку «Добавить» (рис.11). Рисунок 10 – Настройка условий генерации вариантов значений Рисунок 11 – Настройка количества наборов значений переменных 327 Система сама сгенерирует значения для переменных. После сохранения вопрос будет выглядеть так (рис.12). Рисунок 12 – Отображение вычисляемого вопроса 5. Тип «Вопрос на соответствие» При создании вопроса формулировку рекомендуется начинать со слов: Соотнесите ... и их... Далее в поле «Вопрос 1» вносят утверждение, а в поле «Ответ» – соответствующий ему ответ. Составляется нужное число вопросов и ответов на них. Причем, ответов может быть больше, чем утверждений. В этом случае поле для вопроса остается пустым, а в поле ответа вносятся неправильные ответы. Таким образом, в соответствии с описанной технологией создается фонд тестовых заданий по дисциплине. Содержание тестовых заданий определяется структурой содержанием дисциплины, целью тестирования и видом тестового контроля и должно соответствовать плану теста. Экономия времени преподавателя, объективная оценка результатов тестирования способствует активному применению тестовой формы контроля знаний и умений студентов в современной системе высшего образования. Список литературы 1. Аванесов, B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов / В.С. Аванесов. – М.: Адепт, 1998. – 217с. 2. Майоров, А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А.Н. Майоров.– М.: «Интеллект-центр», 2001. – 296 с. 3. Переверзев, В.Ю. Технология разработки тестовых заданий: справочное руководство / В.Ю. Переверзев. –М.: Е-Медиа, 2005. – 265 с. 4. Челышкова, М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие / М.Б. Челышкова. –М.: Логос, 2002. – 432 с. 328 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ - ПИАНИСТОВ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.Н. Губарева, Н.А. Смирнова Белгородский государственный институт искусств и культуры е-mail: gubarewa.ludm@yandex.ru е-mail: NASmirnova13@yandex.ru Аннотация. В данной статье рассматривается проблема профессиональной социализации студентов, решение которой невозможно без развития профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности будущих специалистов. Ключевые слова: профессиональный, социализация, личностный, студент, развитие, навык, опыт, практика, самодисциплина, адаптация, компетенции. ABOUT SOME ISSUES OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS - PIANISTS IN THE CONDITIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION L.N. Gubareva, N.A. Smirnova Belgorod State University of Arts and Culture е-mail: gubarewa.ludm@yandex.ru е-mail: NASmirnova13@yandex.ru Abstract. This article examines the problem of professional socialization of students, the solution of which is impossible without the development of professional abilities and professionally important personality traits of future specialists. Keywords: professional, socialization, personal, student, development, skill, experience, practice, self-discipline, adaptation, competence. Подготовка квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда в качестве преподавателей и концертмейстеров ДМШ/ДШИ и других учреждений дополнительного образования, является стратегическим направлением развития сферы среднего профессионального образования в области музыкального искусства. Высокий уровень профессиональной подготовки студента является важнейшим условием приобретения социальной защищенности в новых социально-экономических реалиях. В связи с этим трудно переоценить наличие в профессиональном учебном заведении системы управления качеством подготовки студентов, создающей предпосылки для овладения необходимыми навыками и компетенциями. Очевидно, что формирование общекультурных и профессиональных компетенций невозможно без воспитания у обучающихся навыков самостоятельности, личностного саморазвития и самодисциплины, способности к социальной адаптации в условиях повседневной жизни и профессиональной деятельности. Как известно, социализация той или иной личности осуществляется в процессе вхождения в цивилизованное общество, где происходит освоение 329 моральных ценностей и норм поведения, приобретение социального опыта и понимание социальных ролей. Все это является первым этапом адаптации личности в процессе социализации. Второй этап характерен наличием взаимодействия личности в группе и обществе в целом. И если человек в ходе освоения социального опыта проявляет активность, то происходит его естественное вхождение в общество того или иного коллектива. В процессе обучения и приобретения опыта индивид овладевает умениями и навыками, нормами и функциями. В свою очередь, как отмечает Г.М. Цыпин «В процессе личностно – профессионального развития происходит умножение личностного потенциала… расширение круга интересов, изменение потребностей… возрастание потребности в самореализации...» [3, с.331]. Особое значение на стадии профессиональной подготовки будущих преподавателей и концертмейстеров имеет социализация в период обучения в учебном заведении, где студенты могут сопоставить уровень своих профессиональных навыков и умений с требованиями современного рынка труда, выступая в концертах, участвуя в конкурсах исполнительского мастерства, фестивалях, мастер-классах. Для профессиональной социализации музыканта важно наличие не только творчески заряженной окружающей среды, но и необходимых личностных профессионально значимых качеств, таких как способность к саморазвитию, осознание профессиональной роли и преобразованию своего внутреннего мира, приводящих к принципиально новым профессиональным результатам. Для процесса личностного становления студентов в системе профессионального образования характерны психофизиологические изменения, которые наблюдаются в человеке при овладении любым видом профессиональной деятельности - приобретение системы знаний, овладение умениями и навыками, конкретными методами практической деятельности и их постоянное совершенствование. Задачей учебного заведения является создание условий, при которых приобретенные студентами теоретические знания применяются на практике, а это невозможно без приобщения студентов к профессионально ориентированному общению, формированию у обучающихся навыков оценки профессионально значимых процессов и явлений. Одним из путей, способствующих приобретению этих навыков, является осуществление практики наблюдения: посещение (с последующим обсуждением) уроков и методических семинаров преподавателей ДМШ/ДШИ. А условия активной практики создают возможность реализации теоретических знаний в процессе занятий студентов с учащимися сектора педагогической практики и обсуждения выступлений учеников на академических мероприятиях. В ходе такого профессионального общения студенты соприкасаются с элементами деятельности, касающейся их будущей работы. Это способствует не только приобретению определенного педагогического опыта, но и играет важную роль в формировании интереса к профессии педагога – музыканта, помогает расширить представления студентов о будущей профессиональной деятельности. 330 Воспитание специалиста, отвечающего современным требованиям, невозможно без развития его интеллектуального потенциала и расширения профессионального кругозора. Следует отметить, что для отечественной музыкальной педагогики характерен интеллектуально развивающий подход, всесторонне формирующий личность и эстетические представления обучающегося. Говоря о педагогических принципах Г.Г. Нейгауза, Б.Л. Кременштейн отмечает: «Все знакомые с педагогикой Г.Г. Нейгауза, знают, какое важное место в его работе с учениками занимал анализ музыки и исполнения, как умел он показать на конкретных примерах закономерность различных явлений искусства…» [1, с.20]. Развитию этих качеств способствует участие (в рамках исполнительской практики) в творческих проектах в форме музыкально – литературных вечеров, посвященных творчеству выдающихся пианистов прошлого и настоящего, где студенты выступают в качестве исполнителей и ведущих как в стенах учебного заведения, так в ДМШ/ДШИ города и области. Проведению таких мероприятий предшествует работа не только над концертным репертуаром, но и над содержанием сценария. В результате обучающиеся приобретают опыт концертных выступлений, получают знания о различных интерпретаторских трактовках музыкальных произведений, расширяют свой профессиональный кругозор, знакомятся с атмосферой ДМШ/ДШИ - возможно своего будущего места работы. Эффективным способом для естественного вхождения в профессиональную среду является прохождение преддипломной практики по месту будущего трудоустройства. В этих условиях профессиональная социализация происходит благодаря вхождению студентов в атмосферу, предельно близкую к их будущей педагогической или концертмейстерской работе. В ходе преддипломной практики приобретается опыт сценических выступлений, который способствует совершенствованию исполнительского мастерства студентов, навыков взаимодействия с партнерами в процессе игры в ансамбле, навыков концертмейстерского мастерства. Прохождение преддипломной практики является своеобразным итогом, в процессе которого студент должен показать умение целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный и ансамблевый репертуар. А также уметь осуществлять теоретический и исполнительский анализ исполняемых произведений, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений, определять и решать задачи как профессионального, так и личностного развития. В процессе профессиональной социализации студентов сложно переоценить значение личности преподавателя, который должен обладать профессионализмом, эрудицией, педагогической интуицией и тактом. Не менее важным является умение педагога использовать в образовательном процессе личностно-ориентированный подход, учитывать социально-психологические особенности студентов, своей жизненной позицией способствовать утверждению принципов толерантности. 331 Список литературы 1. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано / Б. Кременштейн. – М.: Классика- XXI,2003. – С.20 2. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика / под. Ред. Г.М. Цыпина. – М: Издательский центр «Академия», 2011. –С.331 РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЭТНОСФЕРЫ И.В. Губаренко, Д.В. Городова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: ira.gubarenko@yandex.ru e-mail: ghorodova.dina.75@mail.ru Аннотация. В статье рассматривается проблема развития средствами этносферы поликультурной компетентности студентов и подготовка их к работе в современном поликультурном обществе с учетом национально-религиозных, социальных, личностно- психологических, ценностно-смысловых и возрастных особенностей развития личности. На основе изученной проблематики исследования, предлагаются необходимые условия для более эффективного развития поликультурной компетентности в образовательной сфере. Ключевые слова: поликультурная среда, профессиональная подготовка, поликультурная компетентность, образовательная сфера, учебно-профессиональная деятельность, этносфера. DEVELOPMENT OF MULTICULTURAL COMPETENCE |