КТП. Наука. Культура. Искусство актуальные проблемы теории и практики
Скачать 6.07 Mb.
|
Keywords: competence approach, traditional approach, project-target management, music college. 308 В практике и теории современной российской педагогики изучаются и применяются известные и устоявшиеся подходы (традиционный, системный, личностно-ориентированный), и новые, в научных кругах, появившиеся сравнительно недавно, среди них и подход, предполагающий переход к оцениванию сформированности компетенций – компетентностный. Основы компетентностного образовательного подхода были заложены американскими исследователями Д. Мак-Келландом, Р. Бояцисом, Л. и С. Спенсерами, чьи работы над навыками и их развитием в контексте модернизации системы образования имеет важное значение для тех, кто поддерживает данный подход образованию. Д. Мак-Келланд высказал предположение, что наличие у определенного работника диплома о высшем или среднем профессиональном образовании не подразумевает его соответствия занимаемой должностью и способностью выполнять определенную работу и представил понятие компетентности для оспаривания обычных критериев оценки знаний в системах высшего образования. Он утверждал, что есть ряд факторов, в том числе личные качества, мотивы, опыт и другие характеристики, которые отличают отличных исполнителей от средних. Начиная с 2000-х годов, появилось достаточное количество работ, посвященных проблемам внедрения компетентностного подхода, компетенций. Следует отметить труды А.А. Алкачевой, Ю.Н. Багно, А.А. Вербицкого, В.А. Далингера, Г.Е. Зборовского, В.С. Сенашенко, Х.З. Ксенофонтовой, О.О. Мартыненко, А.В. Прилепиной, А.В. Хуторского [2, 3]. Образование, ориентированное на компетентность, заметно отличается от традиционного. Обрести компетентность можно только в процессе самостоятельно выявленной проблемы, поиска знаний, профессиональной компетентности. Исследованием данной проблемы занимались И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Д. Шадриков. Компетентностный подход к обучению, как считает В.А. Далингер, – это тот путь, который сможет вывести систему Российского образования на качественно новый уровень. Он поясняет: «…этот подход позволяет перенести акцент с «математического, химического, биологического и т.д. образования» на «образование с помощью математики, химии, биологии и т.д.», что обеспечивает более эффективное решение проблемы выращивания человека в человеке, проблемы развития нравственного и интеллектуального потенциала обучающегося, проблемы подготовки творчески мыслящего и социально активного человека» [4]. Таким образом, компетенция характеризует способность применять и использовать знания, личные качества, способности и навыки для выполнения важных задач или функций при работе в определенной профессии или должности. Компетенция определяется, как связующее звено между потребностями работодателя и возможностями человека. Тем не менее, существует определение «компетентность», которое варьируется в зависимости от назначения компетенций и требований работодателя. Проектнο-целевое управление в общем понимании – это «единая методология распределения ресурсов для достижения поставленной цели 309 (решение проблем), при этом достижение цели имеет измеримые показатели (индикаторы), которые обладают объективной способностью позитивного влияния на управляемый объект» [1]. Проектно-целевое управление образованием, по мнению Г.В. Мухаметзяновой, это «управленческий метод, в основе которого лежит разработка и реализация проектов, как комплекса научных исследований, итогом которых является пакет документов, определяющих систему научно- обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, а также организацию педагогических процессов в пространстве и времени» [5]. Применение проектно-целевого управления обусловлено так же необходимостью достижения долгосрочных целей и направлений развития, которые позволят Российскому образованию удовлетворять запросы динамически и глобально изменяющегося общества. Таким образом, применение на практике управления образовательной организацией проектнο-целевого управления создаст позитивные условия для процессных изменений в профессиональном образовании Российской Федерации, т.к проектно-целевое управление развитием образовательной организацией – это инновационный подход в решении задач в области качества подготовки специалистов, обеспечивающий их достижение через детальную проработку замысла, формирование команды, определение задач, сроков выполнения, ожидаемых результатов, показателей эффективности реализации проекта, определение рисков. Ключевой идеей компетентностного подхода в условиях проектно- целевого управления музыкальным колледжем является ориентация основных направлений деятельности (образовательной, социально-воспитательной, научно-творческой, взаимодействие с внешней средой, совершенствование системы управления) на комплексный учет актуальных педагогических условий (готовность к работе в команде, ценностное отношение к переходу образовательной организации из режима функционирования в режим развития, наличие инструментария для оценивания уровня сформированности компетенций у студентов) и социального заказа (высокие требования к образовательной организации, необходимость применения более оптимальной модели управления), а также использование потенциала образовательного и кадрового ресурсов учебного заведения в целях повышения эффективности подготовки специалистов среднего звена по музыкальным специальностям и повышения престижа и авторитета учебного заведения Это приводит нас к новой проблеме, связанной с проверкой сформированности компетенций. В связи с этим разработка паспорта компетенций, как проекта, внесла значительных вклад в дело практической реализации компетентностного подхода в рамках проектно-целевого управления. В ходе работы были определены и представлены признаки общих и профессиональных компетенций, оценочная шкала сформированности общих и профессиональных компетенций для специальностей 53.02.03 Инструментальное исполнительство 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение, 53.02.06 Хоровое дирижирование, 53.02.07 Теория музыки. 310 «Паспорт компетенций», получив высокую оценку экспертов, был издан по решению редакционно-издательского совета Белгородского государственного института искусств и культуры в 2019 году, хотя на практике для оценивания сформированности компетенций у выпускников Губкинского филиала применялся с 2016 года в рамках модели реализации компетентностного подхода в условиях проектно-целевого управления музыкальным колледжем. Модель реализации компетентностного подхода в условиях проектно- целевого управления музыкальным колледжем О бщ ая це ль 1 ур ов ень Цел и 2 ур ов ен ь Цел и 3 ур ов ен ь Цел и 4 ур ов ен ь Рисунок 1 Модель реализации компетентностного подхода в условиях проектно- целевого управления музыкальным колледжем В связи с этим, применение компетентностного подхода в условиях проектно-целевого управления образовательной организацией, по-нашему мнению, создаст эффективные условия для развития, а также обеспечит формирование компетенций не только у студентов, но и у педагогических и руководящих работников, способствуя их личностно-профессиональному росту, а проектно-целевое управление - это не только эффективный подход к решению важных задач управления музыкальным колледжем, но и эффективный инструмент становления будущего профессионала музыканта- педагога через развитие и формирование компетенций. Востребованный квалифицированный специалист Формирование общих компетенций Формирование профессиональных компетенций У довле твор ен и е п от р ебн ос те й в твор ч ес к ом, к уль тур н ом и н р авс тве н н ом р азв и ти и Фор ми р ован и е ба зо вых соц и аль н о- ли ч н ос тн ых к ач ес тв Исполн и те ль ск ая де ят ель н ос ть Пед аг ог и ч ес к ая де ят ель н ос ть Удовлетворенность качеством образования в музыкальном колледже Повышение статустности музыкального колледжа Востребованность на рынке труда 311 Список литературы 1. Александрова, З. А. Социально-философские аспекты компетентностного подхода [Текст] / З. А. Александрова // Философия образования. – 2009. – № 3 – C.174–181. 2. Алкачева, А. А. Квалификационный и компетентностный подходы в системе дополнительного профессионального образования: сравнительная характеристика [Текст] / А. А. Алкачева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3, Педагогика и психология. – 2011. – № 1. – С. 11–14. 3. Багно, Ю. Н. Компетентностный подход в системе практической подготовки будущих учителей [Текст] / Ю. Н. Багно, Е. Н. Сергийчук // Концепт. – 2014. – № 9. – С. 141–145. 4. Далингер, В. А. Компетентностный подход – альтернатива экстенсивному пути развития системы образования [Текст] / В. А. Далингер // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 10. – С. 46–47. 5. Мухаметзянова, Г. В. Проектно-целевой подход – императив формирования профессиональной компетентности [Текст] / Г. В. Мухаметзянова // Высшее образование в России. – 2008. – № 8. – С. 104–110. ЦЕННОСТИ И СМЫСЛ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ А.В. Гетьман, О.Л. Анисимова Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: beenka31@mail.ru e-mail: velesforest@gmail.com Аннотация. В статье рассматриваются ценности и смысл современного музыкального образования, затрагиваются проблемы глобальной компьютеризации. Уделяется внимание музыкальному воспитанию и развитию творческих способностей посредством музыкального образования. Ключевые слова. ценности, музыкальное образование, музыка, творчество, воспитание, развитие. MUSIC AS ONE OF THE MEANS OF EDUCATION OF A CREATIVE PERSONALITY A.V. Getman, O.L. Anisimova Belgorod State Unversity of Arts and Culture e-mail: beenka31@mail.ru e-mail: velesforest@gmail.com Abstract. The article examines the values and meaning of modern music education, touches upon the problems of global computerization. Attention is paid to musical education and the development of creative abilities through musice ducation. Keywords. values, music education, music, creativity, education, development. Стремительное развитие современного общества требует непрерывного совершенствования процесса образования, в том числе музыкального. В силу глобальной компьютеризации современного мира, специалисту области музыкального образования необходимо быть компетентным во многих вопросах, затрагивающих не только сферу культуры и искусства. Музыкальное образование относится к ценностям, оказывающим наибольшее влияние, как на 312 целостное развитие личности человека, так и на формирование его внутреннего мира, культуры бытия. Посредством образования и самопознания происходит организация жизненного уклада и гармонии с окружающим миром. Музыкальное образование является звеном, компенсирующим природную ограниченность человека, дает возможность творческой самореализации, обретению себя и своего места в жизни. Творческая работа увлекательна самим процессом поиска. Вместе с тем, крайне важно определить ту область интересов, которая будет питать обучаемого идеями и замыслами. Тогда учебный процесс станет увлекательным, продуктивным, нацеленным на развитие способностей и дарований учащегося. Музыкальное образование вмещает в себя философско-гуманитарные знания о музыке в мире человека и человеке в мире музыки. Музыкальное образование воспитывает жизненные ценности, ценности отношений, в которых проявляется уважение и достоинство человека, выражение справедливости, ценность целости жизни. Музыка способна воздействовать на душевное состояние, несет нравственно-этическую, культурно-воспитательную функцию. Античные философы придавали особое значение музыке, так же как и науке и искусству, видя в ней космологическую значимость, микрокосм. Считалось, что она обладает воздействующей на человека силой. В те времена музыка трактовалась как наука о гармонии, повсеместно встречающихся числовых пропорций, и приравнивалась к математике и астрономии. Музыкальное искусство подчинено миру идей. Музыка взывает к чувствам, духовным ценностям: красоте, добру, истине. Музыкальное образование – творческий процесс, связующее звено человека и мира, соотношений внутренних эмоций и окружающей действительности. Посредством творчества становится возможным формирование самосознания, созидание собственной реальности, полноты жизни, самореализации. Творчество провоцирует социальный процесс, выраженный в общении, стремлении к обмену знанием. Являясь специфической формой человеческой деятельности, оно наделяет объект смысловой насыщенностью. Однако самым ценным в творческой деятельности становится духовное раскрытие человека, обретение им «себя». Задачи индивида по самоорганизации также берут творческое начало, характеризуя творчество в этом смысле как «встречу идей». В контексте деятельности оно проявляется в виде формы реализации индивидуальности личности, постоянной активности человека, постигающего границы возможностей собственного развития. В содержательности культуры творчество выступает связывающей нитью разных сторон деятельности человека в единый целостный мир. Творческого человека характеризует постоянное стремление к цели, поиск путей решения какой-либо задачи. В некотором смысле можно сказать, что феномену «творчество» помогает неопределенность, так как для достижения баланса и комфорта необходимо применить креативный подход. Через призму творчества и креативности музыкальное образование воспитывает такие качества как эмоциональность, тонкое восприятие окружающего мира, интерес к новому, самовыражение, саморазвитие, 313 самоконтроль. Потенциал музыкального искусства безграничен. Неоднократно отмечено его влияние на духовное совершенствование индивида. Посредством музыкального восприятия происходит осмысление действительности, воплощаются мысли и переживания. Путем познания музыкально- теоретических дисциплин акцентируется внимание, в том числе на общекультурных ценностях, понятиях нравственности и морали. Важным сейчас является воспитание человека, умеющего мыслить творчески, так как музыкальное, исполнительское искусство – есть творчество [2, с.17]. Не менее важно следует научить и понимать творчество, различать ценность культурного наследия от массового ширпотреба. Музыкальное искусство находится в тесной взаимосвязи с другими видами искусства, и по своей природе подвижно. Оно помогает дополнить зрительный образ, гармонически выстроить и логически обосновать чувства и переживания статичного изображения/скульптуры. В настоящее время наиболее часто мы можем наблюдать параллель музыка-кино. В мировой киноиндустрии создаются шедевральные картины гармонии звуков, нередко запоминающиеся с первого раза. Как показывают исследования в области психологии характер музыки, темп, ритм очень сильно влияют на поведение, осмысление и выражение человека. В связи с этим встает вопрос грамотного обучения пониманию музыки. Бесспорным можно назвать утверждение, что музыкальное воспитание является эмоциональным питанием развития интеллекта [5, с.98]. Музыка приводит к гармонии душевной и физической, если среди разнообразия видов и направлений сделан правильный выбор в сторону подходящей для конкретного субъекта (группы лиц) формы музыкального искусства. Однако эффективность образовательного процесса зависит не только от методик и программ, но также от личностных качеств педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства. Современное образование определяет стремительно расширяющаяся и углубляющаяся информатизация. Появляются новые методологические наработки с использованием компьютерных программ и технологий. Информация представляется в большей доступности и теперь стоит вопрос утраты получения информации как ценности, которая является источником проявления осведомлѐнности человека о процессах сознания, познания и приемственности. Образовательная деятельность развивает способность личности к самовыражению, умению определить своѐ место в окружающем мире, этической определѐнности, креативности. Через музыкальное образование происходит переосмысление общечеловеческих, духовных ценностей, ценностей культуры и искусства, становление мировоззрения. Обучение музыке включает в себя методы и средства, влияющие на процессы социальной самоорганизации, обобщении предшествующего опыта, вычленении и интегрировании результатов в собственную деятельность. Музыкальное образование во многом опирается на осмысление собственного опыта субъекта, в котором соединяются понимание личностного пространства и времени, 314 пережитых моментов, сложенных в картинку личной истории. Человек, получая 375 новый опыт в отношении какого-либо вида творчества, познает границы своего чувственного восприятия, открывая возможности преодоления и расширения рамок собственного бытия, приближаясь к познанию всеобщего опыта. Обучение способствует формированию смыслового центра индивида, вокруг которого базируются его мысли, чувства, переживания, определяющие личностную значимость и мировоззренческий статус. Оно помогает понять основные жизненные цели и ценности. Мы рассматриваем ценности как особый вид информации, которая отличается уникальностью еѐ носителя и определяет основные для него стремления к самосовершенствованию [1, с.45]. Через ценности человек осваивает, познаѐт, а так же использует в своих интересах и потребностях доступным для себя способом объективную реальность, смысл жизни. Современное музыкальное образование выступает не только как транслятор знаний, но как механизм, повышающий социальную мобильность индивида, формирующий ценностный поход к окружающему миру, жизни, реализации творческих планов человека. Оно нацелено на креативность, умение применить интеллектуальный подход и найти творческие решения в различных сферах жизни современного общества. Cписок литературы 1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Ленинград, - Музыка, 1973. – 142с. 2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Ленинград, - Музыка, - 1974. – 335с. 3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - Москва, - Академия, - 2002. – 416 с. 4. Домрина Е.Н. Беседы о музыке. - Москва, - Просвещение, - 1982. – 80с. 5. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт- Петербург, – Лань, - 2000. – 224 с. |