Главная страница
Навигация по странице:

  • Ромен Роллан (1866 — 1944)

  • Леон Муссинак (1890 — 1964)

  • Жан Поль Сартр (1905 — 1980)

  • Жан Ришар Блок (1884 — 1947)

  • Называть вещи своими именами (манифест). Называть вещи своими именами программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века


    Скачать 3.38 Mb.
    НазваниеНазывать вещи своими именами программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века
    АнкорНазывать вещи своими именами (манифест).doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.38 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНазывать вещи своими именами (манифест).doc
    ТипДокументы
    #5584
    КатегорияИскусство. Культура
    страница45 из 57
    1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   57
    Глава из книги Н. Barbusse. Zola. Paris, 1932. Данный перевод на русском языке публикуется впервые.

    74 Позитивный метод — очевидно, Барбюс имеет в виду не только научный позитивизм XIX века, но употребляет это слово в широком смысле, имея в виду самый дух научности в подходе к природной и социальной действительности, противостоящий абстрактно-спекулятивным, метафизическим концепциям.

    75 ...которое Гумбольдт назвал догадкой об их единообразии... — В отличие от И. Канта, который противопоставлял мир природной необходимости миру человеческой свободы, Вильгельм фон Гумбольдт (1767 — 1835) утверждал единство природы и человека, физического и духовного начал (ср.: В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. М., 1984, с. 352).

    77 Салонный сверханализ — вероятно, речь идет об изощренном психологизме, свойственном части «салонных» литераторов-декадентов.

    Сверхимпрессионизм на манер кодака и стенографии — «Кодак» — слово, придуманное в 1889 г. американским изобретателем и промышленником Джорджем Истменом для обозначения щелчка, издаваемого затвором фотографического аппарата. Впоследствии «Кодак» — модель фотоаппарата. Употребляя это слово как синоним «фотографирования», которое он сближает со стенографированием, Барбюс имеет в виду мгновенную, не опосредованную рефлексией и анализом фиксацию состояний действительности.

    78 Эффекты в духе Барнума — американский антрепренер, предприимчивый шарлатан Ф. Т. Барнум (1810 — 1891) нажил миллионы, показывая различные редкости и курьезы (карлик Том Пус и др.). Используя его имя, ставшее нарицательным во всех европейских языках, Барбюс намекает на дешевые, «ярмарочные» приемы в искусстве.

    Неонатурализм, иначе называемый «популизмом» — популизм — влиятельное в период между двумя войнами литературное направление, ставившее своей задачей неприкрашенное изображение жизни «человека из народа». Хотя популисты выступали против натуралистического обеднения духовного мира этого человека, на деле их гипертрофированное внимание к деталям быта, над которым они, как
    523

    правило, не давали подняться своим персонажам, ясно указывало на связь популизма с некоторыми традициями натурализма, что, вероятно, и имеет в виду Барбюс.

    79 Антиномия «гуманизма и народа», в сетях которой бьется Геенна — речь идет о проблеме отношения народных масс к культурным ценностям, создаваемым интеллигенцией, которая волновала французского писателя Жана Геенно (1890 — 1978) и нашла, в частности, выражение в его книге «Калибан говорит» (1928).

    80 Международное объединение революционных писателей — организация пролетарских и революционных литераторов, существовавшая с 1930 по 1935 г.

    81 Мэтр из Медана — речь идет о Золя. В его загородном доме в Медане собирались во второй половине 70-х гг. молодые приверженцы натурализма, издавшие в 1880 г. сборник рассказов «Меданские вечера».
    Ромен Роллан (1866 — 1944)

    В 20 — 30-е гг. общественные и философско-эстетические взгляды Ромена Роллана претерпели существенную эволюцию. Если непосредственно после первой мировой войны Роллан объявил себя сторонником «независимого духа», делая акцент на силе гуманной человеческой мысли и слова, содействующих прогрессу независимо от политической мысли (см. его «Манифест независимости духа», 1919), то в первой половине 30-х гг. он приходит к прямому утверждению общественной функции искусства (статьи «Прощание с прошлым», 1931; «Ленин, искусство и действие», 1934, и др.). Статья «О роли писателя в современном обществе» была написана Ролланом в марте 1935 г. в ответ на анкету Ассоциации революционных писателей и художников и опубликована в мае того же года в органе ассоциации — журнале «Коммюн». Статья входит в сборник Роллана «Через революцию — к миру» (1935). Текст печатается по изданию: Писатели Франции о литературе. М., 1978.

    81 ...дискуссии о том, какого пола ангелы. — Жители Константинополя продолжали вести абстрактные теологические споры в то самое время (1453), когда им самим и всему городу грозила неминуемая гибель под ударами войск оттоманского султана Мехмеда II.

    84 «Gemeinde» (нем.) — община, приход. С 1723 г. И. С. Бах занимал место кантора в школе св. Фомы в Лейпциге. В его обязанность входило сочинение и исполнение церковной музыки во время различных религиозных торжеств и церемоний, происходивших в округе. Возможно также, что Роллан намекает и на то обстоятельство, что в последние годы жизни Баха окружали домочадцы, друзья, ученики (его «община»), жившие у него в доме, слушавшие и исполнявшие его произведения.

    ...взлеты, именуемые греческой трагедией либо елизаветинским театром — подъем драмы в классической Греции (V — IV вв. до н. э.) был обусловлен, в частности, тем, что театр в ту эпоху рассматривал-
    524

    ся как общенародное и общегосударственное учреждение, пользовался поддержкой официальной власти, обязывавшейся снабжать каждого афинского гражданина деньгами на «билет». Под елизаветинским. театром понимают творчество английских драматургов (Д. Лили, Т. Кид, К. Марло, Р. Грин, У. Шекспир и др.), приходящееся на два последних десятилетия царствования Елизаветы Тюдор (1558 — 1603). Расцвет елизаветинского театра, обусловленный подъемом национального самосознания, был, помимо прочего, связан с общедоступным характером творчества названных драматургов.

    В те годы, когда я пытался, явно преждевременно, организовать народный театр... — Разработав в начале века эстетические принципы «народного театра» (1903), Роллан попытался воплотить их на практике, создав грандиозный театр с обширной сценой и оркестром. Однако, не получив от правительства субсидий и столкнувшись с противодействием консервативных сил, Роллан не сумел осуществить своего замысла хоть в сколько-нибудь полном объеме.
    Леон Муссинак (1890 — 1964)

    Литературная и общественная деятельность Леона Муссинака, расцвет которой приходится на годы Народного фронта, была тесно связана с ФКП, членом которой он стал в 1924 г.; он сотрудничал в «Юманите», основал в Париже рабочий театр «Революционное действие». Ему принадлежат романы «Очертя голову» (1931), «Запрещенная демонстрация» (1935), стихотворные сборники «Развязанный шарф» (1920), «Нечистые стихотворения» (1945), написанный совместно с П. Вайяном-Кутюрье антибуржуазный трагифарс «Папаша Июль» (1927). Муссинак был видным теоретиком киноискусства и одним из первых на Западе пропагандистов советского кино («Рождение кинематографа», 1925; «Советское кино», 1928; «Сергей Эйзенштейн», 1964). Во время второй мировой войны Муссинак был арестован и помещен в концлагерь, где написал книгу «На плоту «Медузы». Дневник политического заключенного» (1945). В последние годы жизни занимал пост председателя Национального комитета писателей Франции. Статья «Социалистический реализм» была напечатана в июне 1936 г. в журнале «Эроп» (№ 162). Текст публикуется по изданию: Писатели Франции о литературе. М., 1978.
    Жан Поль Сартр (1905 — 1980)

    Один из видных представителей экзистенциализма, Жан Поль Сартр вступил в литературу незадолго до второй мировой войны, опубликовав роман «Тошнота» (1938) и сборник рассказов «Стена» (1939), где прозвучали темы, получившие развитие в главном философском произведении Сартра «Бытие и ничто» (1943), в его незаконченной тетралогии «Дороги свободы» (1945 — 1949), в драматургии («Мухи», 1943) и др. Свои взгляды на задачи литературного творчества Сартр изложил в эссе «Что такое литература?» (1947), а также в ряде статей, вошедших затем в сборники «Ситуации» (т. 1 — 7, 1947 — 1965). К ним относится и статья-рецензия «Объяснение «Постороннего», написанная Сартром в феврале 1943 г. по поводу вышедшей незадолго до этого повести Альбера Камю «Посторон-
    525

    ний» (1942). В основе философской концепции Сартра лежит ощущение непреодолимого кризиса всех позитивных ценностей западной культуры, когда индивид утратил былую веру в существование сверхличных идеалов, ценностей и установлений. Противостоя неподлинности, обесчеловеченности внешнего мира, «аутентичная» личность — с ее абсолютной свободой, нонконформизмом и тягой к мятежу — оказывается у Сартра последним прибежищем истины. С этим связан и интерес экзистенциализма к искусству как к важнейшему способу «произведения истины в действительность», т. е. как к способу, при помощи которого человек может воплотить, закрепить в знаках и донести до другого свое неотчужденное переживание жизни. Идеи экзистенциалистской абсолютной свободы заключали в себе оправдание аморализма, смыкались с ницшеанской «вседозволенностью», что вынудило Сартра, как и Камю, под влиянием антифашистского Сопротивления, критически рассмотреть все принципы экзистенциализма, принять идеи исторической обусловленности и ответственности творца. В «Объяснении «Постороннего» Сартр очертил собственное понимание экзистенциалистского героя и сформулировал особенности экзистенциалистской проблематики в литературе. Вот почему статья Сартра прозвучала как манифест и не только привлекла пристальное внимание к творчеству Камю и самого Сартра, но и способствовала укреплению позиций экзистенциализма во французской культуре 40-х гг. «Объяснение «Постороннего» в полной мере сохранило свое значение программного документа философско-литературного направления, явившегося важнейшей вехой в судьбе западной культуры XX века. Перевод сделан по изданию: J.-P. Sartre. Situations, I. Paris, 1947. На русском языке публикуется впервые.

    93 Свинг — группа танцев (буги-вуги, рок-н-ролл), популярных в 40 — 50-е гг.

    «Изначальная бедственность нашего удела» (и далее) — Сартр цитирует 139-й и 131-й фрагменты «Мыслей» (опубл. в 1669 г.) Блеза Паскаля (1623 — 1662), для которого был характерен ряд тем и мотивов (заброшенность человека в мире как исходный пункт философствования, его тоска и отчаяние, вызванные чувством ничтожности и ограниченности перед лицом непостижимой бесконечности Вселенной, неизбывный страх смерти), давших Сартру повод считать Паскаля предтечей экзистенциалистской философии.

    ...великая традиция тех французских моралистов, которых Андлер... называет предшественниками Ницше — Шарль Андлер (1866 — 1933) — французский историк философии, социолог, автор книги «Ницше, его жизнь и учение» (1920). Помимо Паскаля, Сартр, очевидно, имеет в виду Франсуа де Ларошфуко (1613 — 1680) и Жана де Лабрюйера (1645 — 1696), которых считает предшественниками Ницше (и далее — Камю) по той причине, что всем им был присущ интерес к миру с точки зрения его непосредственной данности человеку, в связи с чем они и делали акцент не на гносеологической или онтологической, а на морально-философской проблематике.

    Эпистемология (от греч. episteme — знание, наука, и logos — слово, учение) — зд.: исследование наук, условий их возникновения и формирования с целью теоретического обоснования научного знания.
    526

    ...о научном номинализме, о Пуанкаре, Дюгеме, Мейерсоне — номинализм — философское учение, признающее реальное существование лишь за конкретными, единичными предметами и отказывающее общим понятиям в онтологическом содержании. Говоря о «научном номинализме» французских философов и естествоиспытателей Анри Пуанкаре (1854 — 1912), Пьера Дюгема (1861 — 1916) и Эмиля Мейерсона (1859 — 1933), Сартр стремится подчеркнуть, что, по их мнению, естественные науки (в отличие от «метафизики», претендующей на постижение последних причин и окончательного смысла и цели мироздания) способны лишь описывать доступные восприятию законы природного мира при помощи знаков и символов. Такое раскрытие естественных закономерностей и каузальных связей, управляющих явлениями, отнюдь не является объяснением их онтологической сущности, сводимой к «богу», «духу», спекулятивно толкуемой «материи» и т. п. Подобное объяснение, полагает Сартр, присоединяясь в данном случае к Камю, может быть только метафорическим, другими словами — «поэтическим».

    ...избавившись от онтологических притязаний... — Онтология (от греч. on, род. падеж ontos — сущее, и logos — наука) — учение о бытии как таковом, независимом от деятельного субъекта и его познавательных установок. Французский философ Морис Мерло-Понти (1908 — 1961), представитель экзистенциальной феноменологии, констатирует здесь факт разрыва позитивной науки с метафизической онтологией, которая стремилась приписать бытию формы, открытые в человеческом разуме, тем самым отрывая последний от его носителя — человека. Мерло-Понти, напротив, трактует познание (в том числе и научное) как представленность объекта через субъект, и только через него. При таком подходе сама онтологическая проблематика (в ее метафизическом варианте) теряет право на существование.

    ...антиномиям механицизма или динамизма... — механицизм — философское учение, получившее особое распространение в XVII — XVIII вв. С точки зрения механицизма объяснить факт природы — значит вывести его из имманентных этой природе причинных законов физики и механики. Динамизм же, напротив, понимал движение материи как нечто вторичное, производное от действия различных нематериальных «сил». Для Мерло-Понти и механицизм, и динамизм представляются в равной степени метафизическими, поскольку одинаково исходят из представления о природе, взятой в отрыве от познающего субъекта. Такую природу Мерло-Понти и называет «природой в себе».

    94 ...все выдает в нем классика, человека Средиземноморья. — Сартр имеет в виду традиции греко-римской, «средиземноморской» цивилизации, воспринятые романскими странами в средние века и сознательно усвоенные в эпоху Возрождения. Рационализм, «классическая» ясность мышления, своеобразный стоицизм Камю представляются Сартру воплощением этих традиций.

    Моррас — указанные выше черты, опора на «романскую традицию» с ее принципом логической стройности и упорядоченности, возведенным в ранг этической и эстетической нормы, были присущи и французско-
    527

    му публицисту, критику, поэту Шарлю Моррасу (1868 — 1952). Вместе с тем всю свою жизнь Моррас доказывал преимущества монархии и католицизма, утверждал идею превосходства «латинской расы» над другими, прежде всего «германскими», народами — мысли, совершенно чуждые Камю, что и подчеркивает Сартр.

    95 «Рожденный в изгнании» (1892) — роман английского писателя Джорджа Роберта Гиссинга (1857 — 1903).

    ...дикари у С. Моэма — речь идет о рассказе Уильяма Сомерсета Моэма (1874 — 1965) «Дождь» (1920).

    96 «Фальшивомонетчики» (1925) — роман Андре Жида (1869 — 1951).

    97 ...листок, оторвавшийся от чьей-либо жизни. — Реминисценция из «Манифеста сюрреализма» А. Бретона; см. с. 59 наст. изд.

    «Целесообразность без цели» — положение Иммануила Канта (1724 — 1804) о прекрасном как о «целесообразности без представления цели», развитое им в «Критике способности суждения» (1790), направлено против утилитаристского и морализаторского подхода к искусству, то есть призвано отграничить сферу эстетического как от сферы чувственно-приятного, так и от телеологической сферы практических интересов человека.

    100 «Переведено с языка Молчания» (1941) — книга французского писателя Жоэ Буске (1897 — 1950).

    ...у Жюля Ренара. — Сартр, вероятно, имеет в виду напряженные поиски Жюлем Ренаром (1864 — 1910) «точного слова» в литературе, что в конечном счете делало проблематичным сам акт языкового обозначения предметов, вело писателя к «молчанию».

    Автоматическое письмо сюрреалистов — моментальная фиксация слов или речевых отрывков, спонтанно возникающих в сознании пишущего.

    «Театр молчания» Ж.-Ж. Бернара — драматургия Жан-Жака Бернара (1888 — 1972) построена на использовании подчеркнуто банального, невыразительного диалога, реплики которого прерываются долгими многозначительными паузами. Эти «выражающие невыразимое» паузы и должны создать эффект человеческой подлинности на сцене.

    101 Теория языка Бриса Парена — одно из важнейших положений философско-лингвистической теории Бриса Парена (1897 — 1971) заключается в том, что «язык — это порог молчания, через который мне не дано переступить. Это испытание бесконечностью» (см. его книгу «Исследования о природе и функциях языка», 1943).

    102 «Смерть после полудня» (1932) книга Эрнеста Хемингуэя, посвящённая бою быков
    528

    104 Нечто подобное сделал некогда Юм... — Дэвид Юм (1711 — 1776), английский философ-эмпирик, отстаивал мысль о том, что все факты познаются опытным, а не априорным путем и что содержание сознания составляют в первую очередь ощущения и впечатления, оформляющиеся затем в виде идей или представлений.

    «Простодушный» (1767) — повесть Вольтера, в которой изображен молодой индеец, попавший во Францию и пораженный неестественностью и фальшивостью европейских обычаев и порядков.

    «Микромегас» (1752) — фантастико-сатирическая повесть Вольтера, где человеческая жизнь, философия и наука изображены с точки зрения обитателей Сириуса и Сатурна.

    Там, где Бергсон видел неразложимое единство... — Отстаивая антинатуралистические и иррационалистические позиции, французский философ Анри Бергсон (1859 — 1941) утверждал, что всякое расчленение и классификация действительности условны и иллюзорны. Неразложимую сущность всего существующего Бергсон называл «длительностью» или «конкретным временем».

    ...пропасть небытия... которая отделяет друг от друга мгновения у Декарта. — Изложенное представление Рене Декарта (1596 — 1650) о протекании времени было связано с механицизмом его физической Концепции.

    107 «Задиг» (1748) — повесть Вольтера, в которой содержится сатирическая критика социальных отношений XVIII века.

    «Кандид» (1759) — пародийно-сатирическая повесть Вольтера.
    Жан Ришар Блок (1884 — 1947)

    Публицист, романист, драматург, Жан Ришар Блок долгое время стоял на позициях либерального гуманизма, отстаивая ценность человеческой личности и ее свободы. Хотя антибуржуазные мотивы и антидекадентские настроения ясно звучат в ранних произведениях Блока (роман «...и компания», 1917, и др.), к революционной тематике он обращается лишь в 30-е гг., в условиях роста фашистской опасности в Европе, формирования и подъема Народного фронта, под впечатлением посещения Страны Советов (участвовал в Первом съезде советских писателей). Лучшее произведение 30-х гг. — антифашистская публицистическая книга «Испания! Испания!» (1936). Книга «От Франции преданной к Франции, взявшейся за оружие» (1949), которую составили выступления Блока по московскому радио в годы войны, удостоена Золотой медали мира (1950). Поборник искусства большой социальной значимости. Блок после окончания второй мировой войны пришел к мысли об ангажированности писателя, понятой им как идея служения интересам народа. Об этом его выступление «Ответственность таланта» в 1946 г. на заседании литературной секции конгресса «Французская мысль на службе мира». Эта принципиально важная, программная речь была опубликована в том же
    529

    году в журнале «Эроп». Перевод осуществлен по изданию: Les plus belles pages de J. R. Bloch, présentées par L. Aragon. Paris, 1948. На русском языке публикуется впервые.

    109 ...а Даладье... — испанцев — после победы франкистов в гражданской войне в Испании большинство республиканцев, нашедших убежище во Франции, было интернировано правительством Эдуара Даладье (1884 — 1970).
    1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   57


    написать администратору сайта