Называть вещи своими именами (манифест). Называть вещи своими именами программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века
Скачать 3.38 Mb.
|
Бертольт Брехт (1898 — 1956) Бертольт Брехт (полн. имя Ойген Бертхольд Фридрих Брехт) — немецкий драматург, поэт, прозаик, теоретик искусства, один из крупнейших социалистических реалистов в Германии, чье творчество продолжает оказывать влияние на развитие искусства и в наши дни. В ранних его произведениях отразился стихийный социальный протест, в них заметно влияние экспрессионизма и даже декаданса. В последующие годы Брехт все глубже осознает свой протест как протест классовый, сближается с КПГ (с 1926), внимательно изучает классиков марксизма-ленинизма. В специфических условиях Веймарской республики — не без опоры на традицию античной трагедии и Шиллера — Брехт разработал новаторскую теорию «эпического театра», впервые опробованную в пьесах «Что тот солдат, что этот» (1926), «Трехгрошовая опера» (1928), «Святая Иоанна скотобоен» (1930), «Мать» (1932). Апеллируя в первую очередь к разуму зрителя, Брехт стремился достичь наибольшего политико-воспитательного эффекта — воспитать зрителя до активного протеста против ужесточившегося политического режима в Германии. Разрушая буржуазный театр, Брехт стремился заменить эмоциональные стороны театрального воздействия (сопереживание, интерес к развязке, обращенность к чувствам зрителя) рационально-рассудочными (противопоставление зрителя событиям, обращенность к разуму зрителя, к его умению анализировать сам ход действия). Важную роль в театре Брехта играет «эффект очуждения», позволяющий с помощью разнообразных сценических приемов показать известный предмет или явление с новой, порою совершенно неожиданной стороны. «Эффект очуждения» применялся им на практике, начиная с пьесы «Что тот солдат, что этот», но теоретически был обоснован в середине 30-х гг., в том числе и с опорой на Гегеля (термин которого «отчуждение» был заменен Брехтом на «очуждение») и Маркса. В годы эмигрантских скитаний (1933 — 1947) Брехт написал цикл антифашистских одноактных пьес «Страх и отчаяние третьей империи» (1934 — 1938), пьесу о революционной Испании «Винтовки госпожи Каррар» (1937), «хронику из времен Тридцатилетней войны» «Мамаша Кураж и ее дети» (1939), пьесу-параболу «Добрый человек из Сычуани» (1939 — 1941), философскую пьесу о моральной ответственности науки перед человечеством «Жизнь Галилея» (первая редакция 1939 — 1939; вторая редакция 1945 — 1946), политическую пьесу-параболу «Карьера Артуро Уи, которой могло не быть» (1941), работал над социально-эпической драмой «Кавказский меловой круг» (первая ред. опубл. в 1948 г.). После переезда в ГДР Брехт продолжает драматургическую 587 деятельность, ведет большую режиссерскую и организаторскую работу в созданном им (в 1949) театре «Берлине? ансамбль», который и до наших дней сохраняет свою роль «театра Брехта», пропагандирующего режиссерские установки, театральную эстетику и сами пьесы Брехта. В 50-е гг. Брехт много сил отдает работе с молодыми писателями (Э. Штритматтер, X. Байерль, X. Калау и др.), помогая становлению литературы и театра ГДР. В последние годы жизни предпочитает для своего театра обозначение «диалектический театр» и признает значение эмоционального воздействия театральной постановки на зрителя, что исключалось в «эпическом театре». Доклад «Об экспериментальном театре» был прочитан 4 мая 1939 г. перед группой участников Студенческого театра в Стокгольме. Для повторного доклада в Хельсинки в 1940 г. Брехт переработал текст; впервые опубликован в 1959 г. Перевод публикуется по изданию: Б. Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В 5-ти томах. М., «Искусство», 1965, т. 5. 331 «Каждый человек» (1911) — драма австрийского писателя Гуго фон Гофмансталя, являющаяся обработкой средневековой мистерии. 338 Институт физики Нильса Бора — датский физик Нильс Бор (1885 — 1964) с 1920 г. возглавлял Институт теоретической физики. Цитируемое в тексте сообщение явилось важным стимулом для написания пьесы «Жизнь Галилея». А. А. Гугнин Эрих Вайнерт (1890 — 1953) Эрих Вайнерт — немецкий поэт, мастер политической сатиры; член КПГ с 1929 г., активный участник национально-революционной войны в Испании в 1936 — 1939 гг., с 1943 г. — президент Национального комитета «Свободная Германия». Творческая деятельность Вайнерта началась после первой мировой войны и с самого начала носила антиимпериалистический и антимилитаристский характер. Поэт выступал с чтением своих сатирических стихотворений в литературных кабаре Лейпцига и Берлина, позднее стал совершать концертные поездки. В 1925 — 1926 гг. Вайнерт становится самым популярным поэтом немецкого пролетариата. Он мужественно переносит запреты на концерты и аресты — вплоть до 1933 г., когда ему лишь по чистой случайности (в момент прихода фашистов к власти он был в Швейцарии) удается избежать застенков гестапо. За годы эмиграции в СССР Вайнерт много перевел с русского и украинского языков. После разгрома фашизма поэт активно включился в борьбу за создание новой, демократической Германии. 7 — 8 октября 1947 г. в Берлине состоялся Первый съезд немецких писателей, в котором приняли участие свыше 300 писателей из всех зон оккупации, а также гости из СССР, Чехословакии, Югославии, Англии и США. Речь Вайнерта на этом съезде прозвучала настоящим манифестом в защиту демократического, народного, политически ангажированного, прогрессивного искусства — то есть такого искусства, которое только и могло помочь немецкому народу выйти из политического и духовного тупика, в который его завела преступная политика фашизма. Доклад публикуется по изданию: Э. Вайнерт. Избранное. М., ИХЛ, 1958. А. А. Гугнин 588 Фридрих Вольф (1888 — 1953) Фридрих Вольф — один из ведущих представителей немецкой драматургии социалистического реализма, общественный деятель ГДР. Его первые сценические произведения написаны в духе экспрессионизма. Историческая драма «Бедный Конрад» (1923), созданная на материале крестьянского восстания XVI в., ознаменовала начало перехода на позиции реалистического театра; отныне отличительной чертой драматургии Вольфа стало изображение персонажей на фоне реальных исторических событий и конкретных фактов социальной действительности. Программное значение имела речь Вольфа «Искусство — оружие» (1929), в которой он развивал взгляд на пролетарскую драматургию как на часть организованной революционной борьбы. В пьесах революционно-пролетарского периода — «Цианистый калий» (1929), «Матросы из Каттаро» (1930) раскрылся один из основных принципов театральной эстетики Вольфа — изменение героя в его решительных столкновениях с антигуманными социальными силами, при этом само театральное действие призвано вызывать в зрителе стремление к активному гражданскому выступлению против мира угнетения и несправедливости. Наиболее плодотворным периодом в творчестве Вольфа были годы антифашистской эмиграции («Профессор Мамлок», 1934, и др.). После крушения фашизма пьесы Вольфа широко шли на сценах театров на востоке Германии и содействовали формированию основных направлений драматургии ГДР; его пьесы по числу постановок в 1945 — 1985 гг. занимают ведущее место в республике. По ряду пьес написаны оперы, сняты кино и телефильмы. Доклад Ф. Вольфа «Мы — сила!» (1949) публикуется по изданию: Ф. Вольф. Искусство — оружие. М., «Прогресс», 1966. Д. В. Игнатьев Генрих Бёлль (1917 — 1985) Генрих Бёлль — один из крупнейших представителей реализма в западногерманской литературе. В 1939 — 1945 гг. был солдатом вермахта; до конца жизни оставался противником милитаризма и великогерманского шовинизма («Нет ничего более бессмысленного, чем война и военщина»). Первые рассказы и радиопьесы Бёлля были опубликованы в 1947 г., в 1951 г. он награжден литературной премией «Группы 47» и уже через несколько лет становится европейски известным писателем, лауреатом литературных премий различных стран. Специфика гуманизма Бёлля заключалась в постоянном стремлении писателя противопоставить гуманную индивидуальную мораль «маленького человека» аморальному и антигуманному миру официальной политики буржуазного государства, его официальной религии. Бёлль утверждал, что его как писателя «по существу, интересуют только две темы: любовь и религия». Любовь понималась им как комплекс простых, естественных и незамутненных человеческих чувств, заключенный в рамки своеобразной патриархальности и отгороженный от мира современных капиталистических отношений и интересов. Отсюда — его постоянная и никогда не прекращавшаяся критика капитализма и всех его институтов. Религия для него, католика, — это своеобразный нравственный закон, дающий человеку опору в жизни. С официальным же католицизмом Бёлль всегда враждовал, 589 навлекая этим недовольство церкви. Подобная «морализирующая» эстетика заставляла Бёлля видеть зло не только в капиталистическом государстве, но вообще в государстве, защищать внеклассово трактуемые «права человека». Поэтому отдельные политические выступления и высказывания писателя, те, где он исходит из морали «вообще», не опирающейся ни на какие социально-политические программы и партии, весьма уязвимы и абстрактны. Статья «В защиту литературы руин», воспринимаемая как страстный призыв не приукрашивать трагедию немецкого народа, не забывать о руинах войны и о преступных виновниках этих руин, в условиях начинающейся «холодной войны» в Европе прозвучала однозначно — как призыв к реализму, к правдивому и глубокому отражению действительности. Впервые опубликована в журнале «Die Literatur», 1952, Heft 5. Перевод, сделанный по этому источнику, на русском языке публикуется впервые. А. А. Гугнин Томас Манн (1875 — 1955) Томас Манн — один из крупнейших немецких писателей XX в., прошел сложный путь идейного и художественного развития. Его ранние произведения отмечены печатью натурализма и декаданса, воздействием идей немецкой идеалистической философии. Но уже в романе «Будденброки» (1901), впоследствии удостоенном Нобелевской премии, прорывается мощный реалистический талант писателя. В раннем творческом манифесте «Бильзе и я» (1906) Т. Манн в эпоху бурной смены многочисленных «измов» утверждает право художника на отображение реального мира. Проблема «художник и общество», вопрос о цели и смысле, общественном назначении искусства — один из важнейших в творчестве и эстетике Т.'Манна. Однако путь к идее воинствующего гуманизма, к признанию необходимости «социального обновления демократии», к осознанию того, что мир будущего невозможно представить себе «без коммунистических черт», был для Т. Манна сложнее, чем для его брата Г. Манна. Долгое время для него, например, оставались притягательными идеи Ницше. Приход к власти фашизма заставил Т. Манна еще раз пересмотреть свои взгляды и признать необходимость для художника политического самоопределения, активной ангажированности на стороне прогрессивных сил истории. Однако до конца жизни сохранял он и приверженность к наследию бюргерской культуры, на почве которой вырос как художник. Поэтому не мыслил себе новой культуры без постоянного и внимательнейшего освоения духовного наследия прошлого. Позиция Т. Манна — одного из крупнейших писателей XX в. — показательна как яркое отражение в искусстве объективной логики исторических процессов. «Художник и общество» — одна из поздних работ Т. Манна, в которой ярко выявились как диалектика его связей с традиционной буржуазно-идеалистической эстетикой, так и его очевидные выходы за пределы этой эстетики к новым идейным и творческим рубежам; представляет собой доклад, прочитанный на Конгрессе ЮНЕСКО в Венеции в сентябре 1952 г. Публикуется по изданию: Т. Манн. Собрание сочинений в 10-ти томах. М., ИХЛ, 1961, т. 10. А. А. Гугнин 590 Петер Вайс (1916 — 1982) Петер Вайс — немецкий драматург и прозаик, принявший в 1945 г. шведское подданство. На различном жизненном материале и разными художественными средствами (от сюрреализма и «театра абсурда» до документальной драмы и приемов социально-критического анализа) Вайс рассматривает проблемы соотношения рационального и иррационального начал в человеческой психике и — в зависимости от этого — вопросы о смысле революции, человеческой истории, о роли личности в истории, об общественном предназначении искусства. Несмотря на противоречивые и далеко не однозначные ответы на эти вопросы в различных произведениях, творчество Вайса в целом характеризуется постоянным нарастанием социально-критической струи, общим усилением интереса к марксизму и реальному социализму. Показательным примером может служить постановка пьесы об Освенциме «Дознание» в 1965 г. в ГДР, которую Вайс считал наиболее удачной. Усиление симпатий Вайса к идеям социализма весьма отчетливо прозвучало в статье «Десять тезисов писателя, живущего в разделенном мире» (1965). В 70-е гг. Вайса особенно занимала проблема роли и места искусства в современном мире, наиболее полно разработанная им в романе-эссе «Эстетика сопротивления» (1975), где вопросы о роли искусства и художника решаются в контексте движения антифашистского Сопротивления в Европе в 30 — 40-е гг. В русле этих раздумий находится и публикуемая статья «Искусство — активный участник» (название условное). Перевод осуществлен по изданию: Р. Weiss. Aufsatze. Journale. Arbeitshefte. Berlin, Henschelverlag, 1979. На русском языке публикуется впервые. А. А. Гугнин АВСТРИЯ Роберт Музиль (1880 — 1942) Роберт Музиль — австрийский писатель, один из крупнейших мастеров немецкоязычной прозы XX в. Основной признак поэтики Музиля — математически-рационалистический, интеллектуально выверенный анализ человеческих чувств и душевного состояния. Богатый и разноречивый жизненный опыт заставляет Музиля довольно скептически относиться как к модернистским течениям XX в., так и — хотя и в меньшей степени — к современным ему поискам критического реализма. Уже ранние литературные манифесты Музиля говорят о его стремлении каким-то образом подчеркнуть специфику своих эстетических поисков: «Математический человек» (1913), «О книгах Роберта Музиля» (1913), «Очерк поэтического самосознания» (1918). Речь здесь прежде всего идет об отрицании традиционного психологизма прозы, который, по мнению Музиля, непригоден для анализа «нерациоидной сферы». Термин «нерациоидный» Музиль вводит в отличие от общепринятого «иррациональный», ибо для него это разные вещи. «Иррациональное» — это то, что не постигаемо разумом, и Музиль этого слова старается избегать; а вот «нерациоидное» — это то, что не входит в компетенцию разума и его схематизирующей логики, но тем не менее доступно постижению или, во всяком случае, поэтическому изображению, ибо это и есть, по Музилю, прерогатива и собственная сфера поэзии, в отличие от сферы 591 «рациоидной», т.е. «логического объяснения мира»1. В творческой практике Музиля (роман «Человек без свойств», три первые книги изданы в 1930 — 1943 гг.) это стремление постигнуть «нерациоидную» сферу выразилось прежде всего в том, что он стремился передать реальности и сложности века не столько через бытовые подробности (которые у него, безусловно, присутствуют), сколько через анализ всех возможных и сложнейших движений человеческой психики, которую он словно бы подвергал бесконечным испытаниям на «прочность». В годы фашизма Музиль эмигрировал из Германии, участвовал в антифашистских конгрессах; книги его в Германии и на оккупированных территориях были запрещены. Статья «О книгах Роберта Музиля» опубликована в январе 1913 г. в газете «Der Lose Vogel» (1913, 7 Januar). Перевод осуществлен по изданию: R. Musil. Gesammelte Werke in 9 Banden. Hrsg. von A. Trise. Bd. 9, 1978, Reinbek bei Hamburg,,Rowolt, 1978. На русском языке публикуется впервые. 367 «Смятение воспитанника Тёрлеса» (1906) — первый, автобиографический роман Музиля; «Соединения» (1911) — цикл из двух новелл Музиля. 371 Асимптотическая — неограниченно приближающаяся; в математике асимптота означает прямую, к которой неограниченно приближаются точки некоторой кривой по мере того, как эти точки удаляются в бесконечность. Франц Кафка (1883 — 1924) Франц Кафка — австрийский писатель, живший в Праге. Отказ от познания и преображения окружающего мира заметно сближает Кафку с модернизмом, но творчество писателя не лишено и определенного сочувствия страданиям человеческим, таким образом, с некоторыми оговорками можно говорить о пассивном гуманизме писателя. Сочувствуя бедам человека и человечества, Кафка предпочитал изображать эти беды и страдания не в их реальных соотношениях и, взаимосвязях, а сквозь призму сна, видения, фантастического или мистического миража. Отсюда — трудности понимания и расшифровки многих его произведений, возможность их противоречивых трактовок. Отсюда и возросшая популярность Кафки на Западе после второй мировой войны — западные идеологи и эстетики, абсолютизируя отдельные стороны его творчества, превращают его то в экзистенциалиста, то в модерниста, то в абсурдиста и т. д. В действительности с позиции темного, забитого, «массового» человека в его произведениях все-таки дается представление о реальной социально-психологической и политической атмосфере в Австро-Венгрии в первые десятилетия века, в них отражены — хотя и в смещенно-субъективных образах — некоторые из сложных проблем современного человечества. Кафка не оставил каких-то специальных статей и манифестов о своем творческом методе, он не принимал участия и в текущей литературной полемике. И все-таки дневники писателя помогают понять его творческую лабораторию, личные жизненные обстоятельства, а в 1 См.: А. В. Карельский. Утопии Роберта Музиля. — В кн.: Musil R. Ausgewälte Werke. Moskau, Progress, 1980, S. 16. 592 какой-то степени и литературно-общественный климат, в котором создавались его произведения. Отрывки из дневников переведены по книге: F. Kafka. Tagebücher 1910 — 1923. S. Fischer Verlag, 1951. На русском языке публикуется впервые. 376 «Приговор» — речь идет о рассказе, впервые опубликованном в 1916 г. в Лейпциге. Герман Брох (1886 — 1951) Герман Брох — австрийский писатель, получивший широкую известность с 50-х гг. Опираясь в своем творчестве и эстетической программе на Джойса, Кафку и сюрреалистов (он опубликовал в 1936 г. монографическое исследование о Джойсе), Брох в то же время постоянно стремился преодолеть их влияние, выработать свою собственную философию искусства и эстетику. Одна из ранних его статей, «Дух и дух времени», отражает основное направление и противоречивость его поисков в этот период. Брох внимательно наблюдал и художественно ярко отображал процессы углубляющегося отчуждения и духовной разобщенности людей в условиях империалистического общества — исторические этапы этого отчуждения он воспроизвел в трилогии «Лунатики» (1931 — 1932). Но путь к преодолению этого отчуждения писатель видел не в изменении социальной действительности, не в «очеловечивании» самих условий жизни — он считал, что воссоздание цельного человека возможно лишь в интеллектуальной сфере, в сфере человеческого сознания. В писателе он видел философа жизни и мистического пророка, который должен объединить распадающееся человечество под эгидой нового философско-мистического откровения. Эти идеи отчетливо выразились в романе «Смерть Вергилия» (1945) и посмертно опубликованном романе «Искуситель» (1953). Брох постоянно работал над публицистическими и литературно-критическими статьями, многие из которых были опубликованы посмертно и лишь за последние годы вошли в литературоведческий обиход. Статья «Дух и дух времени» опубликована в книге: Н. Broch, der Denker. Hrsg. von Н. Binde. Rhein-Verlag Zürich, 1966. На русский язык переводится впервые. |