Называть вещи своими именами (манифест). Называть вещи своими именами программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века
Скачать 3.38 Mb.
|
Харри Мартинсон (1904 — 1978) Харри Мартинсон принадлежит к числу наиболее талантливых писателей и поэтов в шведской литературе XX в.; член Шведской 599 Академии языка и литературы (1949), лауреат Нобелевской премии (1974). Член группы «Пятеро молодых» (см. с. 599 коммент.). Статья «Модернизм» относится как раз к периоду существования этой группы. Перевод выполнен по изданию: «Fronten», 1931, № 12. На русском языке публикуется впервые. 421 Скансен — этнографический музей на открытом воздухе, часть комплекса Музея Севера в Стокгольме. Был открыт в 1891 г. В соответствии с замыслом основателя музея Артура Хазелиуса стал также местом для проведения различного рода празднеств и торжеств. Соня Окессон (р. 1926), Кай Хенмарк (р. 1932), Бу Хольмберг (р. 1930), П. К. Ершильд (р. 1935) Авторы манифеста «Фронт против тирании формы» принадлежат к поколению шведских писателей, вступивших в литературу в конце 50-х — начале 60-х гг. Манифест «четырех» отразил новые тенденции в развитии шведской литературы в 60-е гг., когда подвергалась критике элитарность и излишняя увлеченность внешней формой, присущая литературе предшествующего десятилетия, и литература становилась частью общественной жизни и политики. Манифест предвосхитил новую пору шведской литературы, и требования, предъявляемые к искусству молодыми авторами, оказались значимыми для культурной жизни страны двух последующих десятилетий. Следует, однако, отметить, что сами авторы статьи не во всем соглашались друг с другом по вопросу ангажированности. Вскоре после того, как манифест был опубликован, К. Хенмарк и П. К. Ершильд прокомментировали на страницах «Дагенс нюхетер» основные положения своей литературной программы. Так, К. Хенмарк заявил, что он не имел в виду какой-либо определенный вид ангажированности, а трактовал это понятие в более широком смысле — как вовлеченность автора наравне с другими людьми в «общечеловеческую ситуацию». Такая ангажированность, указывал он, «подразумевает много аспектов: моральные, политические, социальные, религиозные...». П. К. Ершильд определил свою позицию по-иному. Он подчеркнул, что «хотел бы сориентировать себя на социально и политически ангажированное творчество». Этому своему заявлению писатель остался верен и в дальнейшем, что сказалось как в его творчестве, так и в его деятельном участии в общественной жизни страны. Впервые манифест был опубликован в «Дагенс нюхетер» 29 августа 1960 г. Перевод выполнен по изданию: «Svensk literatur i Kritik och debatt [1957 — 1970]». Stockholm, 1972. На русском языке в другом переводе манифест печатался ранее в сборнике «Писатели Скандинавии о литературе». М., «Радуга», 1982. Е. А. Соловьева ДАНИЯ Мартин Андерсен-Нексё (1869 — 1954) Мартин Андерсен-Нексё — датский прозаик, драматург, публицист и критик. Член КП Дании. В произведениях Нексё 900-х гг. заметно 600 влияние натурализма. В реалистических сборниках новелл начала века и в романе «Пелле-завоеватель» (1906 — 1910) человек труда изображается им не только как жертва общественного строя, но и как активный борец против социальной несправедливости. Дальнейший рост революционного сознания Нексё неразрывно связан с событиями Октября 1917 г. в России (романы «Дитте — дитя человеческое», 1917 — 1921; «Мортен Красный», 1945). М. Андерсен-Нексё — основоположник литературы социалистического реализма в Дании. Одним из первых писателей Запада провозгласил социалистический реализм — «единственно подлинную тенденцию в современной поэзии» — оружием нового, пролетарского мировоззрения. «Речь на съезде советских писателей» (стенограмма выступления), произнесенная в августе 1934 г. в Москве, публикуется по изданию: М. Андерсен-Нексё. Собрание сочинений в 10-ти тт. М., Гослитиздат, т. 10, 1954. Бьёрн Поульсен (р. 1918) Бьёрн Поульсен — датский поэт и критик. В 1946 г. защитил диссертацию по проблемам сравнительного литературоведения. С 1948 по 1949 г. (совместно с Торквильдом Бьёрнвигом) — редактор журнала «Херетика» — культурно-эстетического форума группы писателей 40-х гг. Свою задачу херетикианцы — Поль ля Кур, Оле Сарвиг, Эрик Кнудсен, Йорген Густава Брандт и др. — видели в том, чтобы возбудить широкую полемику по проблемам духовной жизни современности. Послевоенную действительность, несшую на себе после спада национально-патриотического движения печать разочарования, страха, беспочвенности, они воспринимали как вселенскую катастрофу и тотальное крушение духовных ценностей. Охваченные глубоким пессимизмом херетикианцы отвергали любые рационалистические представления и, противопоставляя поэтическое восприятие жизни научному, выступали против идеологического содержания искусства и традиционных художественных форм. Самим названием журнала («Херетика» — «Ереси») они подчеркивали разрыв с традициями рационализма 30-х гг. Под влиянием послевоенного экзистенциализма Ж. П. Сартра херетикианцы возродили интерес к философии Серена Кьеркегора. В эстетике ориентировались на теоретическую программу датского символизма 90-х гг., возглавлявшегося Йоханнесом Йоргенсеном (1866 — 1956). Основное внимание херетикианцы уделяли внутреннему миру отдельной изолированной личности. Война, по их мнению, превратила человека в охваченного страхом, утратившего способность к общению индивида, которому посредством выбора, ответственности предстояло преодолеть пессимизм, отчаяние и обрести утраченную цельность. Помочь ему в этом и была призвана поэзия — «единственно надежный инструмент познания», — однако, следует подчеркнуть, поэзия, оторванная от социальных проблем и вообще от окружающей действительности. Именно поэтому, отрицая рационализм в познании и реализм в искусстве, херетикианцы черпали вдохновение отчасти в символизме и мистицизме 90-х гг., отчасти — в религиозных сюжетах и мифах. Отметая обвинение в неясности, они заявляли, что поэзия и должна быть неясной, ибо отражает не что иное, как хаос человеческого существования. Херетикианцы оставили заметный след в истории датской литературы. Благодаря их усилиям возникла т. наз. «экзистенциальная» модернистская поэзия, влиявшая на литературное развитие вплоть до начала 60-х гг. Перевод статьи Б. Поульсена «Башня из слоновой кости. 601 Некоторые размышления о диалектике современной поэзии» осуществлен по изданию: Heretika. En antologi, Kbh., 1962. На русском языке публикуется впервые. 428 Протей (греч. миф.) — морской бог, получивший от своего отца Посейдона дар предсказания. Обладал способностью преображаться. 430 Сарвиг Оле (р. 1921) — датский поэт и прозаик. В его лирике 40 — 50-х гг. настроения тоски и одиночества часто выражаются в усложненных, пронизанных иррациональной символикой художественных образах. Кнудсен Эрик (р. 1922) — наиболее талантливый из молодых поэтов «Херетики». Постоянный сотрудник журнала с 1948 по 1950 г. В ранней лирике выразил мироощущение, владевшее многими молодыми поэтами: страх перед жизнью, крушение юношеских идеалов, отрицание духовных ценностей современной цивилизации. Однако пессимизм Кнудсена не исключал моральной ответственности, на основе которой сформировалась его активная общественная позиция. Свидетельством нового, позитивного отношения художника к действительности стали стихотворения «Кредо», «Моя любовь» (сборник «Цветок и меч», 1949), а также сборник статей «Подзорная труба Галилея» (1952). В 1950 г. Кнудсен порвал с «Херетикой» и совместно со С. М. Кристенсеном (р. 1909) основал марксистский журнал «Диалог» (1950 — 1952). 432 Блейк определяет рациональный опыт... — В философско-эстетических взглядах Уильяма Блейка (1757 — 1827) херетикианцев особенно привлекала вера в пластическую силу воображения, противопоставленного рациональному опыту. 434 Ля Кур Поль (1902 — 1956) — датский поэт-классик. Вступил в литературу в начале 20-х гг. Раннее творчество окрашено пантеистическим преклонением перед вечно живой природой. В стихах военных лет и послевоенного времени звучат тревожные раздумья о судьбе человека, призванного вооружить разум и волю против живущих в его душе темных инстинктов войны и разрушения. Творчество Поля ля Кура этих лет созвучно лирике Арагона и Элюара, произведения которых он переводил на датский язык. В художественной исповеди, статье «Фрагменты из дневника» (1948), своего рода курсе поэтики и одновременно художественном произведении, Поль ля Ку.р воплотил мысль о высоком назначении поэзии, призванной развить в человеке истинно человеческое, защитить его душу «от рецидивов варварства». Статья была опубликована в журнале «Херетика». В поэтике Поля ля Кура херетикианцев чрезвычайно привлекали мысли о неограниченных возможностях поэзии познавать тайны бытия, перед которыми бессильно логическое мышление, а также критический пафос по отношению к натурализму и описательности в лирике. Однако иррационализм херетикианцев был чужд самому Полю ля Куру, и вскоре, после того как линия журнала определилась, он отошел от них. 602 435 Мёллер Поуль Мартин (1794 — 1838) — датский писатель и философ. Один из корифеев датского романтизма. Перевел на датский язык «Одиссею» Гомера. «Единственная мысль» — первоначальное название стихотворения Поля Элюара «Свобода». 439 Вивель Оле (р. 1921) — датский поэт и критик. От религиозно окрашенной лирики 40 — 50-х гг. эволюционировал к поэзии протеста, непосредственному человеческому и политическому отклику на трагические события в мире, в частности на войну во Вьетнаме. Итоги деятельности группы «Херетика» подвел во вступительной статье к антологии «Херетика» (1961) и в статье «Романс для валторны» (1972). Оле Вивель писал: «Левые обвиняли нас в эстетизме и мистицизме, а буржуазные критики испытывали разочарование по поводу недостаточной ясности выражаемых нами взглядов и нашего откровенного пессимизма. Мы же стремились сохранить свою позицию между этими двумя полюсами и придерживаться собственного курса, направления и конечной цели которого не знали и сами». 447 Грёнбек Вильхельм Петер (1873 — 1948) — датский религиозный философ и историк; предтеча датских модернистов. Кризис буржуазной культуры объяснял господством рационалистического мышления и, признавая божественное начало в окружающем мире, призывал свести счеты с наукой. Хансен Мартин А. (1909 — 1955) — один из наиболее ярких представителей психологического реализма в датской литературе. Творчество писателя развивалось под влиянием идей С. Кьеркегора. Как и С. Кьеркегор, Мартин А. Хансен считал фундаментальным только тот жизненный опыт, который коренится в глубоком переживании. Этот опыт определяет меру духовной зрелости и служит источником моральной ответственности личности. По глубине проникновения в психологию человека и по богатству, выразительности и пластичности языка художественное творчество Мартина А. Хансена является одной из вершин европейской литературы XX в. Сарвиг — в поэме «Драма начинается», из сборника «Человек»... — Поэтический сборник «Человек» (1948) — центральное произведение О. Сарвига (см. коммент. к с. 430) 40-х гг. Тема мистического переживания, пробуждения религиозного сознания поэта составляет основное содержание лирических произведений сборника. 448 Нильсен Йорген (1902 — 1945) — датский прозаик, выразивший в своем творчестве непримиримое противоречие между христианскими духовными и моральными нормами и современным нигилизмом. «Мысли в трубе» (1948) — сборник статей Мартина А. Хансена, в которых раскрываются некоторые существенные аспекты его идейной позиции: отрицание веры в прогресс, оппозиция рационализму, поиск первопричины жизненных коллизий не в общественных условиях жизни, а в трагически неразрешимых противоречиях человеческого сознания. 603 Нильсен Мортен (1922 — 1944) — представитель молодого поколения датских поэтов. Участник Сопротивления. Погиб в результате несчастного случая. Незадолго до смерти издал свой единственный сборник стихов «Воины без оружия» (1943), проникнутый трагическим мироощущением, страхом смерти, отчаянием и тоской, но одновременно чувством ответственности и благоговения перед жизнью. Ханс Рудольф Кирк (1898 — 1962) Ханс Рудольф Кирк — датский прозаик, публицист и критик. Член КП Дании. Выдающийся представитель социалистической литературы. Под влиянием событий мировой войны и Октябрьской революции в России встал на социалистические, пролетарские позиции. В художественном творчестве продолжал традиции Хенрика Понтоппидана (1857 — 1943) и Мартина Андерсена-Нексё. С именем Кирка связан расцвет датского социального романа («Рыбаки», 1928; «Поденщики», 1936; «Новые времена», 1939). В литературной критике отстаивал принципы реалистического, тенденциозного искусства, считая, что всякая «нейтральная» литература исподволь выражает консервативные буржуазные взгляды. Доклад Кирка «О ясном и темном в литературе» прочитан на конференции датских писателей в Ляйре в 1954 г. В отличие от херетикианцев (см. с. 601 коммент.) Кирк объясняет кризис буржуазной культуры конкретно-историческими причинами и призывает, следуя национальной традиции, создавать произведения, «вдохновленные духом истинного гуманизма». Перевод осуществлен по изданию: Н. Kirk. Litteratur og tendens. Essays og artikler. Udvalg og forord ved Børge Hermann. Kbh., 1962. На русском языке публикуется впервые. 449 Кристенсен Том (1893 — 1974) — датский поэт, прозаик и критик. Центральная фигура в национальной литературе между двумя войнами. В 20-е гг. пережил сильное увлечение экспрессионизмом. Автор одного из наиболее значительных произведений в датской литературе 30-х гг. — романа «Разрушение» (1930). ...книгу Хельге Роде «Среди зеленые деревьев»... — Хельге Роде (1870 — 1937) — датский поэт, драматург и критик. Был близок к поэтам-символистам. После того как глава движения И. Йоргенсен (см. с. 601 коммент.) принял католическую веру и отошел от общественной деятельности. Роде возглавил борьбу с рационализмом и радикально-демократическими идеями в Дании. Иррациональную веру в высокую природу духа Роде выразил в своей лирике начала века и в религиозно-мистической книге-исповеди «Среди зеленых деревьев» (1924). 450 Бликсен Карен (1885 — 1962) — датская писательница. С 1914 по 1931 г. жила в Кении. В книге «Африканская ферма» (1937) великолепно описывает природу Африки, проявляет исключительно тонкое понимание психологии местных жителей. 451 Клауссен Софус (1865 — 1931) — датский поэт. Начинал вместе с И. Йоргенсеном (см. с. 601 коммент.) как поэт-символист, однако его 604 лирика, в отличие от лирики И. Иоргенсена, лишена мистической окраски. Пережив события первой мировой войны, предостерегал от опасности новых мировых катастроф. В книге размышлений «Весенние речи» (1928) выступил против религиозно-мистических воззрений X. Роде (см. коммент. к с. 449). 453 Хольберг Людвиг (1684 — 1754) — датско-норвежский драматург, историк, философ. Выдающийся деятель скандинавского Просвещения. Оказал воздействие на европейскую культуру. Эвальд Иоханнес (1743 — 1781) — поэт датского предромантизма. Одним из первых среди современников обратился к поискам национальных сюжетов для своих произведений. Эленшлегер Адам Готтлоб (1779 — 1850) — поэт, драматург, критик, глава датского романтического движения. В поэзии и драматургии разрабатывал темы древнескандинавского и датского фольклора и языческой мифологии. Признан величайшим скальдом Севера и увенчан шведскими поэтами в 1829 г. в Упсале лавровым венком. Баггесен Йене (1764 — 1826) — датский поэт-классицист, литературный противник Эленшлегера. Бликер Стин Стинсен (1782 — 1848) — поэт и прозаик, зачинатель жанра новеллы в датской литературе. Флемминг Андерсен (р. 1944) Флемминг Андерсен — датский писатель. Автор книг для детей и юношества. Родился в рабочей семье. Учитель по образованию. Изображает жизнь детей и подростков рабочих кварталов. Книги Ф. Андерсена пронизаны общественно-критическим пафосом и чувством солидарности с рабочим классом. Перевод статьи «Я пишу книги и люблю мыть посуду» сделан по газете «Land og folk», печатному органу ЦК компартии Дании, от 18 — 19 февраля 1984 г. А. В. Сергеев НОРВЕГИЯ Нурдаль Григ (1902 — 1943) Нурдаль Григ — выдающийся норвежский писатель, антифашист, погибший в боевом полете над Берлином 2 декабря 1943 г. Его эстетические пристрастия всегда были на стороне реалистического искусства, это нашло отражение как в его художественных произведениях, так и в его публицистике. Призывал писателей ориентироваться на народную национальную традицию, без которой, по его убеждению, искусство мертво. Не признавал аполитичного искусства. В 1937 г., находясь в Испании в качестве военного корреспондента, выступил на Втором Международном конгрессе писателей в защиту культуры. Перевод текста выступления осуществлен по изданию: Martin Nag og Finn Petersen. Reisen gjennom var tid. Falken, 1982. На русском языке был опубликован в сборнике: «Навеки проклят». М., «Прогресс», 1985. 605 Эспен Ховардсхолм (р. 1945) Эспен Ховардсхолм — современный норвежский писатель и критик. Явился одним из «ребят Профиля», т. е. принадлежал к «Группе 66» — весьма условному объединению молодых представителей норвежской интеллигенции вокруг левого журнала «Профиль», выдвинувшего в середине 60-х гг. идею «обновления» норвежской литературы. Участники движения не стремились к выработке четкой общей программы и всегда подчеркивали, что они — «объединение индивидуумов», тем не менее их умонастроения и взгляды, несомненно, имеют общую идеологическую платформу, что позволяет говорить о литературном движении. На первом этапе ими полностью отвергался принцип оценки художественного произведения с эстетической точки зрения, что, по их мнению, является буржуазным предрассудком. Единственным критерием ценности объявлялась степень «политизации» того или иного произведения, понимаемая как связь с левацкой идеологией (в том числе с популярным в тот период среди некоторых кругов скандинавской интеллигенции маоизмом). В «группу Профиля» входили такие видные в настоящее время норвежские писатели и критики, как Даг Сулстад, Ян Эрик Волд, Эйнар Экланд, Тур Убрестад и др. Переболев так или иначе «детской болезнью ,,левизны”», все они эволюционировали в сторону принятия эстетических критериев как необходимого условия для отражения действительности, создания полноценных художественных произведений. Каждый из них в настоящее время принимает активное участие в литературной жизни страны. В статье Э. Ховаррдсхолма «Модернизм» нашли наиболее полное выражение взгляды «группы Профиля» на сущность современного искусства. Перевод был осуществлен по: «Profil». Oslo, 1966, № 1. На русском языке публикуется впервые. Лагерквист Пер — см. коммент. к с. 415. Цитируемое ниже эссе «Искусство слова и изобразительное искусство» было опубликовано 23 декабря 1913 г. в шведской газете «Афтонтиднинген» и имело подзаголовок: «О декадансе в современной художественной литературе и о жизнеспособности современного искусства». Мехрен Стеин (р. 1935) — норвежский поэт. Приводимые в тексте высказывания, вероятно, взяты из сборника эссе «Современные музеи и другие тексты» (1966). 461 Жиакометти Альберта (1901 — 1966) — швейцарский художник и скульптор, близкий идеям экзистенциализма. Приводится отрывок из эссе Ж. П. Сартра «В поисках абсолютного», опубликованного в первом номере журнала «Тан модерн» в 1948 г. Это же эссе на английском языке вошло в каталог выставки А. Жиакометти в Нью-Йорке. |