Главная страница
Навигация по странице:

  • Умберто Эко (р. 1932)

  • Называть вещи своими именами (манифест). Называть вещи своими именами программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века


    Скачать 3.38 Mb.
    НазваниеНазывать вещи своими именами программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века
    АнкорНазывать вещи своими именами (манифест).doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.38 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНазывать вещи своими именами (манифест).doc
    ТипДокументы
    #5584
    КатегорияИскусство. Культура
    страница49 из 57
    1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   57

    Альберто Арбазино (р. 1930)

    Альберто Арбазино наиболее ярко из итальянских писателей воплотил в своем творчестве поэтику артизма — описание действительности через призму искусства. Эта поэтика поднялась на гребень волны во второй половине 70-х гг., сменив поэтики документализма и мифологизма. Экспериментализм Арбазино заключается прежде всего... в прочной и даже подчеркнутой связи с прошлым. Суть его своеобразного художественного метода — использование-переработка ранее созданных произведений. И в дело идут не только чужие тексты, той же самой операции Арбазино подвергает и свои книги. Вот что говорит сам писатель о своих последних произведениях в примечании 1978 г. к роману «Супер-Гелиогабал»: «Все они представляют собой списки с других сочинений: сочинений античных историков и Арто в этой книге; одноименной драмы Кальдерона (а также исследований по барокко Беньямина и Руссе) в «Стойком принце»; старого фильма моего и Марио Миссироли (и «брехтовской иллюзии» в Ломбардии) в «Красотке из Лоди», одного из повествовательных жанров и одного из направлений в кино, а также методологии Проппа в случае с «Зеркалом моих страстей». Кроме того, в них широко используется коллаж ранее опубликованных материалов, от вульгарных до возвышенных». Подобное новаторство, состоящее в доведении до предельной — экспериментальной — грани устоявшихся, укоренившихся традиций, и далее «новаторство традиций» сближает Арбазино с неоромантизмом — прежде всего в музыке. Не случайны в этом смысле музыкальные симпатии и предпочтения Арбазино — неоромантики Брукнер, Малер, Рихард Штраус... Манифестом артизма и ярким отражением поэтики Арбазино является помещаемое здесь послесловие 1977 г. к роману «Собратья-итальянцы». Эпоха 60-х гг. дается писателем через призму искусства — и других художников, и самого Арбазино. Особое место при этом отводится критике (этим объясняется нахождение в самом центре произведения большой цитаты из М. М. Бахтина). Интересно сопоставить два взгляда на один и тот же исторический период — Гульельми (см. с. 185 наст. изд.) и Арбазино. Они резко отличны друг от
    556

    друга как по общей направленности — боевой, наступательной у первого, иронически-ностальгической у второго, — так и по содержанию. Перевод выполнен по перепечатке Послесловия в новом изд. сборника критических статей: A. Arbasino. Certi Romanzi. Torino, Einaudi, 1977 (первое изд. 1964). На русском языке печатается впервые, с сокращениями.

    214 «Собратья-итальянцы» — заглавие романа А. Арбазино (первое изд. 1963, переизд. 1976) иронически воспроизводит название и первую строку национального гимна Итальянской республики (слова Гоффредо Мамели, 1827 — 1849).

    «Итальянское экономическое чудо» — период ускоренного развития экономики Италии: в 1960 — 1963 гг. по темпам роста промышленного производства страна вышла на первое место в Западной Европе и на второе (после Японии) в мире — более 10%.

    215 68-й — ставшее в итальянском и других западноевропейских языках именем собственным обозначение кульминационного периода молодежных движений 60-х гг. на Западе (по т. наз. «студенческой революции» в Сорбонне в мае 1968 г.).

    Говорящий сверчок — персонаж книги Карло Коллоди (1826 — 1890) «Приключения Пиноккио» (1883), пытался предостеречь главного героя от соблазнов легкой жизни. Одним из таких предсказателей всяческих бед, проповедников грядущего Апокалипсиса был для Арбазино трагически погибший поэт и кинорежиссер Пьер Паоло Пазолини (1922 — 1975).

    «Положить пределы росту» — появление подобных лозунгов связано со вторым докладом Римскому клубу, представленным группой Медоуза под заглавием «Пределы росту». Доклад получил широкую популярность (издан примерно на 30 языках общим тиражом 4 миллиона экземпляров). Президент Римского клуба Аурелио Печчеи пишет, что «при сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим масштабам планеты уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической экспансии, что приведет систему в целом к неконтролируемому кризису и краху». Отсюда призыв перейти «от общества потребления к обществу сохранения», от безудержного роста к росту сбалансированному или гуманизированному. Под последним имеется в виду развитие в человеке «способности и желания управлять собой и своим миром», другими словами, возможность задания человеком самому себе новых целей существования (целеполагание).

    «Кейнса в Италию!» — Согласно теории английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883 — 1946), необходимо стимулировать «склонность к потреблению» с целью расширения потребительского спроса, а также капиталовложений.

    216 Журнал «Политехник» — выходил с 29 сентября 1945 г. по 6 декабря 1946 г. и с мая 1946 г. по декабрь 1947 г. под редакцией Элио Витторини (1908 — 1966). Ставил своей целью внести новое в итальян-
    557

    скую культуру, выражал взгляды левых антифашистов. В нем сотрудничали поэты Гатто, Монтале, Саба, критик Бо, прозаик Кальвино и др.

    Журнал «Оффичина» («Мастерская») — выходил с мая 1955 г. по апрель 1958 г. под редакцией Ф. Леонетти, П. П. Пазолини и Р. Роверси. В 1959 г. вышло еще два номера. Орган левой интеллигенции Италии, опиравшийся на наследие А. Грамши. Основные задачи журнала: преодоление догматизма, связанного с периодом «холодной войны», и более глубокое понимание взаимоотношений между политикой и культурой; преодоление неореализма и герметизма. Среди критических выступлений выделяются статьи П. П. Пазолини, Ф. Леонетти, А. Романо, Дж. Скалия. Печаталась проза Гадды, стихи Сбарбаро, Реборы, Пенны, Унгаретти, Бертолуччи, Луци и др.

    217 «Глобальные» романы-исследования — так определяет Арбазино жанр «книг жизни» Марселя Пруста и Роберта Музиля, а также романа Томаса Манна. Мнение итальянского писателя перекликается со словами Т. Манна о «Человеке без свойств»: «...эта блестящая книга, смело совмещающая в себе исследование, слава богу, не роман: не роман в том смысле, в каком Гёте сказал, что все в своем роде законченное по необходимости должно выбиваться из своего рода и становиться чем-то ни на что не похожим».

    «Похождения повесы» — опера И. Ф. Стравинского (1882 — 1971), написана на либретто У. Одена и Ч. Колмена по циклу гравюр У. Хогарта «Карьера мота» (1734). Премьера оперы состоялась 11 сентября 1951 г. на фестивале современной музыки в Венеции. В зрелые годы Стравинский обращался к жанру onepbj, непременно пародируя его. Нравоучительную идею гравюр Хогарта Стравинский трактует иронически: «арию мести» поет женщина с бородой из ярмарочного балагана, а пастораль оказывается возможной лишь в сумасшедшем доме. В замысле и тексте этой оперы неожиданно проступают черты современной «драмы абсурда» (см.: Оперные либретто. М., «Музыка», 1982<т. 1, с. 81).

    «Кавалер роз» (1911) — опера Рихарда Штрауса (1864 — 1949) на либретто Гуго фон Гофмансталя (1874 — 1929), сочетает оперу-буфф XVIII века в духе Моцарта с пародией на вагнеровскую музыкальную Драму.

    Джеймс, Конрад, Форстер, Элиот... размышления о своем ремесле и его технических приемах. — Наиболее известные литературоведческие и критические работы названных писателей: «Французские поэты и романисты» (1878) и «Мастерство романа» (1934) Генри Джеймса (1843 — 1916); статьи о Доде (1898), Мопассане (1904), Франсе (1904), Голсуорси (1906), Тургеневе (1917) Джозефа Конрада (1857 — 1924); «Аспекты романа» (1927) Эдуарда Моргана Форстера (1879 — 1970); «Назначение поэзии и назначение критики» (1933), «Заметки к определению понятия «культуры» (1948), «О поэтах и поэзии» (1957) Томаса Элиота (1888 — 1965).
    558

    Мимесис — термин, восходящий к Аристотелю, обозначает воспроизведение действительности как сущность искусства.

    Исследования Пуле, Руссе, Ришара и Старобинского — имеются в виду такие работы, как «Пространство у Пруста» Жоржа Пуле (1963) и «Литература и ощущение» (1954, переизд. 1970 под названием «Стендаль и Флобер») Жана Пьера Ришара. Эти литературоведы вообще уделяют много внимания исследованию представления времени и пространства в художественной литературе. Так, в основном труде Пуле — четырехтомных «Этюдах по времени у человека» (1949, 1952, 1964, 1968) — рассматривается чувство времени у различных писателей, в его же «Метаморфозах круга» (1961) выявлен архетип «круга» как символ завершенности. Основные интересы Жана Руссе лежат в области литературы барокко («Литература эпохи барокко во Франции. Цирцея и павлин», 1954, двухтомная «Антология поэзии французского барокко», вышедшая 2-м изд. в 1968). Ришар продолжил исследование заинтересовавшей Арбазино темы в книге «Пруст и реально ощутимый мир» (1974). Кроме того, вышеуказанным авторам принадлежат исследования по романтизму. Жан Старобинский (р. 1920) — швейцарский литературовед и психиатр, автор работ «Живой глаз» (1961, 2-е изд. 1968, II ч. — 1970), «Изобретение свободы», «Портрет художника в шуте», исследователь и публикатор записей Ф. де Соссюра об анаграммах (1964 — 1971).

    Новая критика — течение в современном литературоведении и литературной критике, отстаивающее имманентное постижение художественного произведения «в себе и для себя». Основные представители в Англии: Л. У. Эмпсон, Ф. Р. Ливис, шекспировед У. Найт. В Америке: Дж. К. Рэнсом, К. Брукс, К. Бёрк, А. Тейт. Во Франции — Пуле, Руссе, Ришар, Старобинский (см. предыд. коммент.).

    Шпитцер Лео (1887 — 1960) — австрийский филолог-романист, философ. Выдвинул задачу создания литературоведения на лингвистической основе, филологии, «ориентированной на искусство». При этом используется метод «филологического круга»: от языковых особенностей текста к психологии и идеологии автора, от психологии и идеологии автора к новым открытиям в тексте.

    218 «Сладкая жизнь» (1959) — знаменитый фильм Федерико Феллини; здесь еще одно символическое обозначение «потребительской эпохи» конца 50-х — начала 60-х гг.

    «Вот эти вот Романы» (1964) — сборник критических выступлений Арбазино, в новейшее (1977) издание которого вошло и данное Послесловие.

    ...вещи слишком «открытые» — «Открытое произведение» — название вышедшей в 1962 г. и ставшей широко известной работы У. Эко, в которой доказывается, что, поскольку человеческое восприятие меняется во времени и зависит от обусловленного общественными отношениями фона, художественное произведение в разные исторические эпохи становится как бы другим, оно никогда не равно самому себе.
    559

    «Шестьдесят позиций» — сборник критических статей Арбазино.

    219 Странствие в Годы Учения в духе немецкой школы от Новалиса до Гессе... — Обе темы — странствий и годов учения, — несомненно, восходят к романам Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795 — 1796) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821 — 1829). Однако Арбазино намеренно возводит немецкую школу романа воспитания не к гётевским «Годам учения» с их примирением с жизнью (в финале герой отказывается от своих увлечений в пользу свободного предпринимательства,», а к написанному в ответ на роман Гёте роману Новалиса «Генрих фон Офтердинген» (1802) с его «апофеозом поэта и поэзии как самой глубокой и изначальной силы жизни» (Н. Я. Берковский). Не случайно назван и Герман Гессе: роман воспитания (Bildungsroman) притягивал его, пожалуй, сильнее, чем кого-либо из художников XX в. — начиная от первого произведения, принесшего ему известность, романа «Петер Каменцинд» (1904), до «Игры в бисер» (1943)

    ...четыре времени года Италии, от весны до зимы — Арбазино, несомненно, вспоминает о четырехчастных «Временах года» Антонио Вивальди (ок. 1678 — 1741).

    ...четыре части симфоний у Малера... — По всей видимости, имеется в виду 1-я симфония Густава Малера (I860 — 1911) «Титан» (1884 — 1888, по стихотворению Жана Поля Рихтера), 1-я часть которой изображает весну.

    Мениппова сатира — жанр античной литературы, для которого характерно смешение стихов и прозы с целью достижения комического эффекта.

    220 Работы Шкловского — полное название второй из упоминаемых Арбазино статей В. Б. Шкловского, вошедшей в сборник «О теории прозы» (1925), — «Развертывание сюжета. Как сделан «Дон Кихот» (1921). Заглавие первой статьи (1921) дословно по-итальянски звучит так: «Пародия на роман «Тристрам Шенди».

    221 Книга «из сплошных цитат» — безумная затея Флобера... — по-видимому, имеется в виду «Лексикон прописных истин» (опубл. 1910) Г. Флобера.

    Беньямин Вальтер (1892 — 1940) — немецкий левобуржуазный мыслитель, социолог, критик. Сомневаясь в возможности построения цельных философских систем, считал, что подойти к объекту философии можно только через ряд отдельных фрагментов.

    ...описание несуществующих литературных... произведений — таковы, например, описания музыкальных произведений Адриана Ле-веркюна в романе Томаса Манна «Доктор Фаустус».

    ...еще более призрачные рецензии на них — в этом жанре написан, в частности, сборник Станислава Лема «Идеальный вакуум» (1971). У
    560

    польского фантаста есть также сборник предисловий к несуществующим научным трактатам («Мнимая величина», 1974).

    222 Палинур Сирила Конноли — Палинур — кормчий Энея из поэмы Вергилия. Под таким псевдонимом английский писатель, критик и журналист Сирил Конноли (р. 1903) выпустил в 1944 г. сборник статей «Неспокойная могила». Выпустил книгу под псевдонимом он не случайно — его критики сочли, что раскрывать во время войны извечную драму интеллигенции антипатриотично.

    Люсьен дю Рюбампре — один из героев «Человеческой комедии» Бальзака, молодой честолюбец («Утраченные иллюзии». «Блеск и нищета куртизанок»).

    Отто Клемперер (1885 — 1973) — немецкий дирижер. Наиболее известны в его исполнении произведения немецких и австрийских композиторов (Моцарт. Бетховен. Брукнер, Малер. Рихард Штраус).

    223 Роман-беседа... от Пикока до Хаксли — имеются в виду такие произведения, как роман «Хедлонг Холл» (1816) Т. А. Пикока (1785 — 1866), и романы «Желтый Кром» (1921), «Шутовской хоровод» (1923) и «Контрапункт» (1928) О. Хаксли (1894 — 1963).

    В. Д. Уваров
    Умберто Эко (р. 1932)

    Умберто Эко известен сегодня в Италии как ученый, отдающий много сил изучению коммуникативной природы художественного творчества, талантливый публицист, наконец, как автор романа «Имя розы» (1980). Этот его роман сразу принес ему славу маститого литератора и вот уже несколько лет — в отличие от откровенно модернистских, «экспериментальных» произведений итальянских неоавангардистов, к которым Эко был некогда близок, — остается одним из бестселлеров. Вскоре после выхода книги в свет писатель опубликовал «Заметки к роману «Имя розы», две главы из которых вошли в данное издание. Исходным моментом в рассуждениях Эко является мысль об искусстве как источнике эстетического удовольствия, восходящая к аристотелевской «Поэтике». Правда, великий древнегреческий философ оговаривается, что искусство должно также и поучать. Ту же, правда в иной форме, мысль можно найти и у итальянского литератора. Если бесспорно, что искусство развлекает или должно развлекать, то столь же бесспорно и то, что развлекаться можно по-разному. Одного «развлекает» книга, полная глубокого философского содержания, в другом те же чувства вызывает бульварный роман. Это положение подводит нас к той особой роли, которую Эко отводит в литературе читателю. Как существует литература серьезная и литература «массовая», так существуют два вида читателей. Читатель «массовой» литературы относится к книге пассивно, потребительски, писатель специально подстраивается под его вкусы и запросы. Поведение же читателя литературы серьезной носит, по мнению Эко, активный характер, так как, чтобы проникнуть в замысел автора, требуются определенные усилия, подготовка, знания. Иными словами, книга сама формирует своего читателя. Это положение
    561

    влечет за собой вопрос о поэтике, которая должна помочь донести замысел писателя до читателя, не упрощая его, не делая более примитивным. Напротив, заявляет Эко, художественное произведение при всей привычности, традиционности выразительных средств должно быть таким, чтобы читателю еще и еще раз захотелось к нему обратиться и каждый раз он открывал в нем для себя нечто новое. Такая неоднозначность произведения достигается за счет того, что традиционные элементы, преломленные сознанием автора, образуют новую сложную структуру, обладающую при своей внешней законченности самой широкой гаммой возможных значений — идейно-выразительных планов. Одна из наиболее адекватных форм нового художественного сознания — коллаж, в котором отдельные фрагменты из хорошо знакомых произведений, образных рядов складываются в новое художественное единство. Такое отношение к традиции можно, думается, определить, как серьезно-ироническое: знакомые элементы, идеи и образы, включенные в плоть нового художественного единства, одновременно и истинны, и ложны, так как ни один из них не только не исчерпывает до конца творческий замысел художника, но даже наоборот, существенно корректируется рядом стоящими элементами. Узнавание знакомого еще не подразумевает полного раскрытия творческого замысла. Отсюда и возможность прочесть одно и то же произведение не во взаимоисключающих, а во взаимодополняющих планах, и необходимость знать исходные контексты включенных в новое произведение элементов традиции, чтобы полнее проникнуть в замысел автора. В поэтике «постмодернизма» У. Эко видит выход из тупика, в котором очутились авангардисты. Стремление добиться максимального самовыражения привело к тому, что модернистские произведения стали абсолютно недоступными нормальному восприятию. С другой стороны, модернисты оказались со временем интегрированными в общество потребления: к их искусству стали относиться столь же потребительски, как и ко многим художникам-традиционалистам, с которыми модернисты так ожесточенно сражались. Перевод осуществлен по изданию: U. Ее о. Postille а "Il nome della rosa”, Bompiani, 1983. На русском языке публикуется впервые.

    224 «Поминки по Финнегану» — см. коммент. к с. 188. Влияние Джойса испытали многие крупные итальянские прозаики XX в. Для У. Эко это пример высокоинтеллектуальной литературы, способной «развлечь» лишь подготовленного читателя.

    Инверницио Каролина (1858 — 1916) — итальянская писательница, автор многочисленных романов, отличавшихся простотой языка, занимательностью сюжета и мещанской патетикой. Была необычайно популярна в среде мелкой и средней буржуазии. В начале XX в. итальянский литератор Джованни Папини (1881 — 1956) называл романы К. Инверницио чуть ли не «образцом» жанра — чистая занимательность и никакой психологии и философии. Для У. Эко романы Инверницио — полная противоположность творчеству Джойса, типичный пример «массовой литературы».

    225 «Жестяной барабан» (1959) — роман Гюнтера Грасса (р. 1927).

    Ди Лампедуза Джузеппе Томази — см. коммент. к с. 209. Выдержанный в духе лучших традиций европейской, и в частности француз-
    562

    ской, литературы, роман «Леопард» не мог не восприниматься итальянским неоавангардом, который как раз складывался в те годы, как антипод неоавангардистской эстетической программы. Отсюда и суждение У. Эко, что Лампедуза не открывает новую эпоху в истории литературы, а торжественно закрывает старую.

    Бассани Джорджа (р. 1916) — современный итальянский поэт и прозаик. Критика отмечает в творчестве писателя влияние романов Пруста. Резко полемизировал на страницах печати с итальянским неоавангардом, в частности с членами «Группы 63». Как и других писателей-реалистов, неоавангардисты объявили Бассани «традиционалистом» и считали своим заклятым врагом.

    Кассола Карло (р. 1917) — современный итальянский прозаик. В его ранних рассказах критика отмечала влияние Джойса, в частности «Дублинцев» (1914). Многие произведения писателя переведены на русский язык. Кассола неоднократно выступал против эстетики и писательской практики модернистов.

    Тогда группа опять собралась в Палермо... — В сентябре 1965г. члены «Группы 63» собрались в Палермо на свою вторую встречу, посвященную экспериментальному роману.

    Барилли Ренато (р. 1935) — итальянский публицист, литературный критик, специалист в области эстетики. Один из идеологов «Группы 63». На его взгляды большое влияние оказал презентизм Джона Дьюи, Сартр, американская новая критика и т. д. В сфере художественного творчества Барилли делает акцент на необходимости сделать искусство непривычным, нетрадиционным, неожиданным для зрителя. Художественный акт — это «мгновенная поляризация в потоке повседневной жизни, не оставляющая после себя осязаемых свидетельств».

    Барт Джон Симмонс (р. 1930) — американский писатель, представитель школы «черного юмора»: его творчество проникнуто ощущением вселенского абсурда и социального нигилизма.

    226 Руссель Реймон — см. коммент. к с. 57.

    Грифи Альберто — современный режиссер, работающий в технике видеозаписи, один из наиболее видных представителей левого течения в современной итальянской кинематографии. Обратил на себя внимание критики в 1975 г. созданным им совместно с Массимо Саркьелли видеофильмом «Анна».

    227 Бербериан Кэти — американская певица, актриса, композитор. Дебютировала в Неаполе в 1957 г. Гастролировала в крупнейших оперных театрах мира.

    «Несвоевременные размышления» (1872 — 1876) — книга Ницше. Эко имеет в виду вторую часть этой книги. Для взглядов философа характерно противопоставление историзму двух диалектических начал бытия и культуры — «дионисийского» и «аполлоновского», кото-
    563

    рые превращаются в диалектику будущего, живущего в сверхчеловеке, и прошлого. Отсюда учение о бытии как стихийном становлении под влиянием «воли к власти», как присущей всему живому тяге к самоутверждению.

    «Девушки из Авиньона» (1907) — картина П.Пикассо, с которой принято отсчитывать период кубизма в творчестве художника. Картина, как известно, произвела скандальное впечатление в кругу близких друзей и единомышленников художника. Так, например, А. Матисс усмотрел в ней попытку осмеять новые живописные искания. Ж. Брак, недоумевая, сказал: «Это все равно, что питаться паклей и парафином вместо нормальной пищи». Г. Аполлинер признался, что не находит в картине ничего, кроме смутных блужданий.

    228 Кейдяс Джон (р. 1912) — современный американский композитор-авангардист, пианист, дирижер, музыковед. Испытал большое влияние философии дзен-буддизма (см. коммент. к с. 189). Заимствованная им оттуда доктрина «пустоты», освобождснности от всех условностей, в том числе композиционных, получила крайнее выражение в т. наз. музыке молчания. Исполняя произведение «4 минуты 33 секунды», пианист в течение этого времени сидит в полной тишине, не прикасаясь к клавишам.

    Лиала — псевдоним известной в 30 — 40-е гг. писательницы Амалии Негретти Камбьязи (р. 1902); так окрестил ее Г. Д'Аннунцио.

    Эрнст Макс (1891 — 1976) — художник, один из основателей группы дадаистов в Кёльне. Когда с окончанием первой мировой войны это движение повсюду постепенно сходит на нет, переезжает в Париж, где становится одним из основателей сюрреализма. Большое место в его творчестве занимают коллажи. Об их противоположности коллажам кубистов (Пикассо, Гриса, Брака) писал до У Эко Л. Арагон.

    229 «Сюжетизм» — так, думается, можно перевести итальянское слово contenutismo, образованное от contenuto (содержание, сюжет) — по аналогии с «сюжетным» и бессюжетным искусством, о которых писал в 30-е гг. русский живописец Александр Бенуа. Термин употреблялся в Италии 20 — 30-х гг. литераторами, отстаивавшими примат красивой формы над содержанием, чтобы опорочить искусство тех писателей, которые считали, что форма должна непременно вытекать из содержания и ему подчиняться. В 30-е гг. среди «сюжетистов» был А. Моравиа и другие писатели, ставшие впоследствии неореалистами.

    Ангажированная литература — ангажированность, черта, присущая в целом прогрессивному послевоенному искусству Западной Европы. Примером такой ангажированности в живописи может служить Пикассо, считавший, что художник «одновременно и политическое существо, постоянно живущее всеми потрясающими, грозными или радостными событиями этого мира и создающее их образ».

    С. С. Прокопович
    1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   57


    написать администратору сайта