Называть вещи своими именами (манифест). Называть вещи своими именами программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века
Скачать 3.38 Mb.
|
ИСПАНИЯ Мигель де Унамуно (1864 — 1936) Мигель де Унамуно — испанский писатель (романист, драматург, поэт и эссеист), философ — основоположник испанского экзистенциализма, идейный вождь поколения 98 года — группы писателей, озабоченных «проблемой Испании» и ее национальным возрождением после краха — позорного проигрыша колониальной войны в 1898 г. Важное место в идеологии поколения занимала разработанная Унамуно концепция «интра-истории», согласно которой истинная история народа не соприкасается с официальной историографией, летописью «событий государственной важности». Почувствовать ход интраистории возможно, лишь погрузившись в гущу народной жизни. Эта теория существенно повлияла на разработку жанра исторического романа в творчестве писателей поколения 98 года. Статья «Искусство и космополитизм» написана для аргентинской газеты «Ла насьон». где и опубликована в 1912 г. Печатается по изданию: М. де Унамуно. Избранное, в 2-х п. Л., ИХЛ, 1981, т. 2. 231 «Мартин Фьерро» — эпическая поэма аргентинца Хосе Эрнандеса (1834 — 1866). Унамуно посвятил ей статью «Гаучо Мартин Фьерро», в которой сравнил героя поэмы с Сидом, героем испанского национального эпоса. 232 Модернизм — литературное течение в испаноязычных литературах рубежа веков, аналогичное европейскому декадансу. Основоположник модернизма — никарагуанский поэт Рубен Дарио («Лазурь», 1888, «Языческие псалмы», 1896). Начиная с 1898 г. он подолгу жил в Испании, где вокруг него сложился литературный кружок. В русле модернизма писали испанские поэты С. Руэда и Ф. Вильяэспеса; несомненное влияние модернизм оказал на раннее творчество А. Мачадо и X. Р. Хименеса. Унамуно восхищался поэзией Р. Дарио, однако идеологическая система модернизма оставалась ему чуждой. «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1752) — трактат французского философа Ж. Ж. Руссо (1712 — 1778), ставший настольной книгой многих поколений европейской интеллигенции. 233 Борьба между карлистами и либералами — имеется в виду последняя (1872 — 1876) из карлистских войн, начавшихся в 1834 г. как династическая распря и превратившихся в борьбу легитимистов-реакционеров, сторонников претендента на престол дона Карлоса, и весьма умеренных либералов. Бомбардировка Бильбао — эпизод осады Бильбао карлистами во время третьей карлистской войны Унамуно упоминает в романе «Мир во время войны» (1895). 234 Пайадор — поэт-импровизатор у гаучо. «Тартарен в Альпах» (1872) — роман французского писателя Альфонса Доде (1840 — 1897). 236 Парагвайская война (1864 — 1870) — война, развязанная Бразилией, Аргентиной и Уругваем за захват Парагвая. 565 Ультра (Манифест молодых писателей) Ультраизм (от лат. ultra — «сверх», «далее», «за пределы») — авангардистское течение в испаноязычной поэзии, близкое к футуризму, возникло после первой мировой войны и оформилось в Испании к 1919 г. Ультраизм провозгласил новизну художественных средств, обновление лексики, упразднение пунктуации и нетрадиционное типографское представление текста. В рамках движения происходило интенсивное приобщение к новейшим явлениям европейской культуры. Ультраисты, проводя шумные кампании, требовали «поставить испанские часы по европейским, жить сегодняшним днем, часом, минутой». Вначале лозунг ультраизма — новизна прежде всего — был всеобъемлющ: «Ультра — это стремление к вечной литературной юности, априорное принятие всякой новой формы и новой идеи. Ультра есть и будет единственно жаждой обновления». Избирательность возникает чуть позже — в результате контакта ультраизма с креасьонизмом (от исп. crear — «создавать», «творить») — литературной школой, созданной в 1916 г. в Париже чилийским поэтом Висенте Уидобро (1893 — 1948). В 1918 г. Уидобро переселился из Франции в Испанию и издал в Мадриде три поэтических сборника. Влияние креасьонизма на ультраизм было решающим, по свидетельству самих ультраистов (Г. де Торре, X. Ларреа, X. Дьего). Особое значение для формирования эстетики ультраизма имела лекция, прочитанная В. Уидобро в 1921 г. в мадридском Атенее, — она называлась «Чистое творенье». Поэзия, согласно Уидобро, не отражение и не познание мира, а сотворение. Творение, по Уидобро, равнозначно изобретению, творчество — изобретательству, что приближает его позицию к принципу искусства-игры. Эта черта поэтики Уидобро была сильно акцентирована испанскими ультраистами, воспринявшими от Уидобро также культ метафор и технику создания двойных, тройных и вообще множественных образов, теоретически оформленную X. Дьего в 1919 г. Ультраистские манифесты во многом повторяют основные положения манифестов Уидобро. Другим не менее важным источником ультраизма было творчество Рамона Гомеса де ла Серны (1898 — 1963), и в частности грегерия — жанр, созданный им, (см.: Р.Гомес де ла Серна. Избранное. М., ИХЛ, 1983). Грегерия — -фраза, представляющая собой метафору или образ, возникший в результате сопряжения отдаленных реальностей. Грегерия, как объяснял Рамон Гомес де ла Серна, «ловит мгновенье» и потому противоположна афоризму, претендующему на выражение вечного закона. Подборки грегерий под названием «Рамонизмы» (так именовали и стиль Рамона Гомеса де ла Серны) регулярно печатали ультраистские журналы «Сервантес», «Космополис», «Греция», «Ультра». Ультраизм сошел со сцены в 1922 г., когда прекратил свое существование журнал «Ультра». Изысканная метафорика и культ образа, свойственные ультраистам, были подхвачены поэтическим поколением 27 года. Манифест молодых писателей опубликован в журнале «Сервантес» в январе 1919 г. Подписан группой молодых поэтов, писателей и критиков, наиболее известным и влиятельным из которых был Гильермо де Торре (см. ниже). Поэт Педро Гарфиас (р. 1901) — автор сборника «Крыло юга», одной из главных книг ультраизма. Перевод сделан по изданию: Documents of Spanish Vanguard... Chappell Hill, 1969. На русском языке публикуется впервые. 566 Гильермо де Торре (1900 — 1972) Гильермо де Торре — испанский писатель, «авангардист № I» (по определению X. Гильена). Зачинатель (вместе с Р. Кансиносом Ассенсом) ультраизма. В 20-е гг. был редактором ультраистского журнала «Космополис». В 1927 г. вместе с Э. Хименесом Кабальеро основал мадридскую «Ла гасета литерариа», авторитетный орган тех лет. Книга Г. де Торре «Европейские литературы авангарда» (1925) стала настольной книгой испанской литературной молодежи 30-х гг. «Ультраманифесты» были опубликованы в 1921 г. в журнале «Космополис» (№ 29). Перевод сделан по изданию: Documents of Spanish Vanguard... Chapell Hill, 1969. На русском языке публикуются впервые. 238 Глез Альбер (1881 — 1953) — французский художник. Книга «О кубизме и как его понять» (1920) развивает положения, высказанные Глезом еще в 1912 г. в совместной работе с Метценже. (Рус. пер.: Глез, Метценже. «О кубизме». СПБ, 1913). 239 «Петух и Арлекин» (1918) — эссе французского писателя Жана Кокто (1889 — 1963). 240 «Вертикаль» — написана и опубликована Гильельмо де Торре в 1918 г. 242 Лотреамон — см. коммент. к с. 57. Г. де Торре точно цитирует строку Лотреамона. См.: Lautreamont. J. Nouveau. CEuvres completes. P., 1970, p. 277. «Желает ли творец, чтобы его понял любой?..» — Г. де Торре неточно цитирует главку из работы Ф. Ницше «Веселая наука». Ср. рус. пер.: Ф. Ницше, Собр. соч., т. VII. М., издание книгопродавца М. В. Клюкина, гл. V, с. 274 — 275. «Искусство не может стремиться к тому, чтобы все его понимали...» — Г. де Торре цитирует статью Оскара Уайльда «Душа человека при социализме». Каталонский антихудожественный манифест Программный документ каталонских авангардистов, группировавшихся вокруг журнала «Л'амик де лез артс», в котором в начале 1928 г. и был опубликован этот текст. В апреле 1928 г. его перепечатал гранадский журнал «Гальо». На испанский язык, специально для «Гальо», текст перевел Ф. Гарсиа Лорка. Перевод сделан по изданию: Los vanguardistas españoles 1925 — 1935. Selección у comentarios de R. Bucley у J. Crispin. Madrid, 1973. На русском языке публикуется впервые. 244 «Новый журнал» — ежемесячный журнал, издававшийся на каталанском языке в Барселоне в 1927 — 1929 гг. Редактировал журнал известный каталонский поэт, публицист и художник Жозе Мария Жуной (1887 — 1955), пропагандист европейского авангарда в Каталонии, автор книги «Стихи и Каллиграммы», предисловие к которой написал Г. Аполлинер. Журнал знакомил каталонскую интеллиген- 567 цию с новейшими европейскими художественными течениями, печатал манифесты и теоретические статьи по вопросам искусства, помещал репродукции, однако группа каталонских авангардистов, приверженцев «антихудожественного искусства», упрекала авторов и редактора журнала «в элитарности и приверженности к культуре». Метже Бернат (1343 — 1413) — каталонский гуманист, поэт и прозаик. Фонд Берната Метже играл важную роль в развитии каталонской культуры. 246 «Орфео Катала» — известная в Испании и Европе хоровая группа, организованная в 1891 г. в Барселоне Амадео Вивесом и Луи Милле. Марагальо — видимо, Хуан Марагаль (1860 — 1911) — каталонский поэт. «Жорди» — иллюстрированный детский журнал (еженедельник), выходил с февраля по август 1928 г. в Барселоне. Печатал тексты каталонских авторов и переводы из Р. Киплинга, Ф. Мистраля, Гёте. 247 Маритен Жак (1882 — 1973) — французский философ; много писал о современном искусстве, в частности о кубизме, в котором видел «проявление героической воли, способной помериться силами с неведомым». Сальвадор Дали (р. 1904) Сальвадор Дали-и-Доменеч — испанский художник. В годы ученья в Королевской Академии жил в Мадридской студенческой резиденции; друг Ф. Гарсиа Лорки, Р. Альберти, Д. Алонсо. В 1924 — 1927 гг. — приверженец эстетики кубизма; впоследствии известнейший художник-сюрреалист, теоретик сюрреализма, автор нескольких поэтических книг, романов и знаменитой «Тайной жизни Сальвадора Дали» (1942), дневника и мемуаров. Долгое время работал в Париже, затем в США; несколько лет назад вернулся в Испанию, живет в Фигерасе. Статья «Фотография — свободное творчество духа», опубликованная в каталонском журнале «Л'амик де лез артс» в сентябре 1927 г., отражает искания С. Дали в переломный — от кубизма к сюрреализму — момент его эволюции. Статья «Поэзия стандарта» опубликована в том же журнале в марте 1928 г. «Речь на митинге в Ситжес» произнесена 31 мая 1928 г. на митинге, организованном каталонскими авангардистами в связи с решением барселонского муниципалитета реставрировать Готический квартал. Выступавшие (С. Дали, X. В. Фуа, С. Гаш, Л. Монтайя) требовали снести Готический квартал. Выступление Дали было опубликовано в том же журнале в июне 1928 г. Публикуемые нами (впервые) статьи Дали имели большой общественный резонанс и вызвали ожесточенную полемику. Перевод с каталанского сделан по изданию: Documents of Spanish Vanguard... Chapell Hill, 1969. 247 ...придуманное лишено оригинальности — ср. аналогичную мысль у Гарсиа Лорки («О воображении и вдохновении», с. 256 наст. изд.); 568 ...видел лучше импрессионистов — это характерное для авангардизма отношение к импрессионизму выразил также Ф. Гарсиа Лорка в «Наброске современной живописи» (Ф. Гарсиа Лорка. Об искусстве. М., «Искусство», с. 157 — 161) и в «Оде Сальвадору Дали». Вермеер Дельфтский Ян (иначе Ван дер Меер, 1632 — 1675) — голландский живописец. Его творчество всегда оставалось для Дали недосягаемым идеалом и образцом профессионального мастерства; он признавался: «Я, лучший художник современности, в сравнении с Вермеером ничто». «Тайную жизнь Сальвадора Дали» завершает таблица, в которой Дали по двадцатибалльной системе оценивает технику, вдохновение, композицию, цвет и некоторые другие составляющие творчества старых и новых мастеров. За Вермеером, которому высший балл проставлен во всех графах, следуют Рафаэль и Веласкес, за ними (с большим разрывом) Дали и Пикассо. В 1954 г. Дали копировал «Кружевницу» Вермеера — воспроизведенное на картине Дали полотно Вермеера пронзено носорожьим рогом. Как объяснял Дали, это «результат наложения друг на друга впечатлений от посещений зоопарка и Лувра. Новая реальность, возникшая от совмещения образов, от столкновения искусства и природы, являет суть каждой из составляющих, но кроме того, воплощает «метаистину», несводимую к ним, ненарушенную тайну». 248 Новый святой Антоний (иначе Антоний Великий) — основатель христианского монашества, египетский пустынник (ок. 250 — 356). Искушение святого Антония — излюбленный сюжет живописи, начиная со средних веков. Сам Дали несколько раз обращался к этой теме; наиболее известная его картина 1946 г. «Искушение святого Антония в пустыне». ...анестезирующий взгляд — ведущий принцип кубизма — «расчислить, сосчитать, выделить чистую сущность» — был выдвинут Сальвадором Дали в эссе «Сан-Себастьян» (1926) и подтвержден Ф. Гарсиа Лоркой в «Оде Сальвадору Дали» (1926). И в эссе и в оде этот принцип сформулирован в медицинских терминах («стерильный утренний свет», «продезинфицированный воздух», «дистиллированные приборы» — С. Дали, «обеззараженный цветок квадратного корня», «душа — блюстительница гигиены» — Ф. Гарсиа Лорка), что связывает его с характерным сюрреалистским мотивом анатомирования и приводит к общему знаменателю авангардизма: искусство — это клиника, художник — хирург, кисть, слово — ранящий скальпель, отыскивающий в природе «клубеньки смерти». Сюрреалистский комплекс медицинских мотивов — переосмысленный и трансформированный — присутствует в незаконченной пьесе Ф. Гарсиа Лорки «Публика» (см.: Н. Малиновская. Джульетта и маски. — «Иностранная литература», 1978, № 12) и во многих стихотворениях сборника «Поэт в Нью-Йорке» (1931). ...портрет... в ритме банджо — фотография сделана в 1922 г. в Париже; хранится в частной коллекции в Нью-Йорке. 249 «...поэзия фактов сильнее...» — приведенная цитата — вариация на тему неожиданного столкновения отдаленных реальностей, рожда- 569 ющего новый образ. Она идет от знаменитой фразы Лотреамона (см. коммент. к с. 57), преобразованной Реверди в эстетический принцип: «Чем далее отстоят друг от друга реальности, тем сильнее образ, рожденный их столкновением, тем больше в нем поэтической мощи». См. собственные парафразы Дали на ту же тему в данной статье, а также определение Ф. Гарсиа Лорки: «Поэзия? Это соединение слов, которые никому бы и в голову не пришло соединять, и рожденная этим тайна...» «EspritNouveau» («Новый дух») — художественный журнал, основанный в 1920 г. в Париже Ле Корбюзье и Озанфаном, издавался до 1926 г. ...ночь неспешно переливается в плоть, стебель, море, звезду... — Дали говорит о технике множественного образа — характерном элементе сюрреалистического искусства и его собственного творчества. 250 «Metropolis» Фрица Ланга — Фриц Ланг (1890 — 1976) — немецкий кинорежиссер. «Metropolis» — его фильм, снятый в 1926 г. В мае 1927 г. фильм вышел на экраны Испании. и стал важнейшим событием в культурной жизни страны. Его влияние на формирование испанской авангардистской эстетики несомненно. 251 ...утилитарной и гармоничной структурой — здесь Дали рассуждает еще как кубист, открывающий в предмете гармонию его внутренней структуры в соотнесении с утилитарной функцией вещи. В недалеком будущем гармония и утилитаризм станут в равной мере неприемлемы для Дали. Сюрреалистический бунт вещей — стремление вещи высвободиться и осуществить свое собственное, таинственное предназначение, разрушив власть человека, ценящего в ней лишь пользу, приносимую вещью, станет вскоре одним из лейтмотивов творчества Дали: часы, расплывшиеся, чтобы не показывать время, рояль, сникающий простыней, чтобы не играли, диван-губы, чтобы не смели садиться. 253 Местный колорит — это шаг назад... — Местный колорит, наследство романтиков, а в Испании еще и наследство костумбризма, был постоянным предметом нападок каталонских авангардистов. Традиция испанского костумбризма воспринималась ими как чужая (некаталонская) и чуждая (интернациональное вселенское искусство очищено от каких бы то ни было колоритов). Антикостумбристская тенденция была характерна и для поколения 27 года (см. с. 571 коммент.). Так, Лорка в лекции об андалузском народном пении устанавливает принципиальное различие: «Местный колорит и духовный колорит» (см. Ф. Гарсиа Лорка. Об искусстве. М., «Искусство», 1971, с. 52). Себастьян Гаш (1897 — 1980) Себастьян Гаш — каталонский художник, критик и искусствовед, теоретик каталонского авангардизма, друг С. Дали и Ф. Гарсиа Лорки; автор многочисленных книг о живописи. Статья «К упразднению искусства» напечатана в журнале «Л'амик де лез артс» (Ситжес, апрель 1929). 570 Перевод сделан по изданию: Los vanguardistas españoles 1925 — 1935. Seleccion y comentarios de J. Crispin. Madrid, 1973. На русском языке публикуется впервые. 255 «Кадеты из Вестпойнта» — европейское прокатное название американского фильма «Вестпойнт» (1928) режиссера Уильяма Сэджвика, комедии о футболистах. Уже само название фильма содержит иронию: Вестпойнт — военный городок в штате Нью-Йорк; в 1802 г. там была открыта первая в США военная академия. Яннингс Эмиль (1884 — 1950) — немецкий актер. С 1914 г. работал в кино, специализировался на образах жестких и чувственных властителей в исторических фильмах. Дюпон Эвальд Андреас (1891 — 1956) — немецкий кинорежиссер и сценарист, снявший в Голливуде множество нашумевших коммерческих фильмов. Мурнау Фридрих Вильгельм (наст. фам. Плумпе, 1889 — 1931) — немецкий кинорежиссер. В 20-е гг. испытал сильное влияние экспрессионизма. Мастерски умел передавать на экране атмосферу ирреальности. С 1926 г. работал в Голливуде. Фейдер Жак (1888 — 1948) — французский актер и кинорежиссер. Много работал в Голливуде, однако свои лучшие фильмы (звуковые) снял во Франции (1934 — 1935). Федерико Гарсиа Лорка (1898 — 1936) Федерико Гарсиа Лорка — испанский поэт и драматург; организатор, режиссер и актер студенческого театра, музыкант. Лорка был чуток ко всему новому в искусстве, но корни его поэзии уходят в глубины фольклорной традиции. Он возродил культуру испанского поэтического театра, утраченную к XX в., и жанр трагедии («Кровавая свадьба», 1933, «Иерма», 1934). Лорка создал свою эстетическую систему, не сводимую ни к системе Ортеги-и-Гасета, ни к сюрреалистической, хотя она и перекликается (чаще всего полемически) с ними. Сам он причислял себя к поколению 27 года — группе поэтов, заявивших о своей приверженности к поэтике Гонгоры (1561 — 1627) и отметивших 300-летие со дня его смерти литературоведческими публикациями, циклами стихотворений и эссе, посвященными его творчеству. Программным для этой группы было выступление Лорки в 1927 г. в Гранаде с лекцией «Поэтический образ дона Луиса де Гонгоры» (см.: Ф. Гарсиа Лорка. Избранные произведения в 2-х тт. М., ИХЛ, 1985, т. 1). Но уже в 1928 г. в лекции «О воображении и вдохновении» Лорка пересмотрел свое отношение к поэтике неогонгоризма — теперь он подчеркивает ограниченность воображения и отводит метафоре уже далеко не центральную роль. Основные положения этой лекции впоследствии Лорка развил в «Дуэнде. Тема с вариациями» (там же, т. 2). Лекция «О воображении и вдохновении» была впервые прочитана 11 октября 1928 г. в гранадском Атенее; на следующий день ее сокращенный текст (а вместо третьей части — пересказ) напечатала газета «Эль дефенсор де Гранада». Второй и последний раз Лорка читал эту лекцию в мадридском Лицеум-Клубе 18 февраля 1929 г. Ее сокращенный текст был 571 опубликован в столичной газете «Эль соль» 19 февраля 1929 г. Перевод печатается по изданию: Ф. Гарсиа Лорка. Лирика. М., ИХЛ, 1969. «Речь о театре» была произнесена 31 января 1935 г. в Мадриде после представления трагедии «Иерма», данного специально для столичных артистов. Опубликована в газете «Эральдо де Мадрид» 2 февраля 1935 г. Перевод печатается по изданию: Ф. Гарсиа Лорка. Избранные произведения в 2-х тт. М., ИХЛ, 1985, т. 2. 258 ...сопротивляться любым правилам — Лорка всегда упорно отстаивал свою непричастность к какой-либо литературной школе или направлению. Так, например, в письмах к С. Гашу он просит не смешивать его художественные эксперименты с сюрреализмом (см.: Ф. Гарсиа Лорка. Об искусстве. М., «Искусство», 1969, с. 167). Светоч почта — противоборство. — Так Лорка формулирует основной принцип своей поэтики. Он считает, что искусство вообще развивается согласно закону контрапункта (см.: Ф. Гарсиа Лорка. Об искусстве. М., «Искусство», 1969, с. 216). В эстетической системе Лорки это утверждение не только констатация, за ней скрывается (именно скрывается — Лорка был убежденным противником откровенных и яростных полемик об искусстве, «которое способно доказать и «да» и «нет» с равной убедительностью») полемика с распространившимся к этому времени в Испании сюрреалистическим принципом слияния всех противоположностей, о котором говорил, выступая 18 апреля 1925 г. в Студенческой резиденции, Луи Арагон. 259 ...могучее и верное средство возрождения страны — для Лорки это не просто тезис. С 1932 г. он — директор и режиссер университетского театра «Ла Баррака», цель которого познакомить жителей испанских селений, никогда до того не встречавшихся со сценическим искусством, с национальной драматургической классикой. 260 Сарсуэла — традиционный испанский жанр музыкальной драмы, в котором пение и танцы чередуются с диалогом. ...«публику», а не народ — Лорка всегда четко разграничивал эти понятия. Начиная с 1930 г., с первых набросков пьесы «Публика» и стихотворений сборника «Поэт в Нью-Йорке», образ толпы — черни — стада — публики обретает в его творчестве все более грозный смысл. В начальном акте последней незаконченной пьесы Ф. Гарсиа Лорки «Власть» (см.: «Иностранная литература», 1982, № 4) публика становится слепым орудием в руках демагога, пробудившего в ней жажду разрушения. Главное — искусство. — Эта мысль настойчиво повторяется в интервью и выступлениях Лорки 1934 — 1936 п., но с особой силой звучит в его последней пьесе. Таков ответ Лорки «антихудожественному» направлению, теорию которого он хорошо знал, и его ответ «все захлестнувшей в последнее время волне социальности». И разрушение искусства средствами самого искусства, и сведение искусства к пропагандистской функции были, по мысли Лорки, крайне опасны. - 572 |