Главная страница
Навигация по странице:

  • Филиппе Томмазо Маринетти (1876 — 1944)

  • Антонио Грамши (1891 — 1937)

  • Массимо Бонтемпелли (1878 — 1960)

  • Анджело Гульельми (р. 1929)

  • Называть вещи своими именами (манифест). Называть вещи своими именами программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века


    Скачать 3.38 Mb.
    НазваниеНазывать вещи своими именами программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века
    АнкорНазывать вещи своими именами (манифест).doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.38 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНазывать вещи своими именами (манифест).doc
    ТипДокументы
    #5584
    КатегорияИскусство. Культура
    страница47 из 57
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   57

    Гильвик (р. 1907)

    Выдающийся поэт XX в., чьи стихи читают во многих странах мира, Гильвик является автором более двух десятков стихотворных сборников. Большинство произведений, написанных Гильвиком с 1965 по 1975 г., включены им в сборник «Проток» (1979); стихотворения 1969 — 1979 гг. — в сборник «Другие» (1980). Гильвик — лауреат нескольких крупных литературных премий (Большой золотой орел, 1973; премия Французской академии, 1976, и др.). Он является президентом Академии Малларме. Ведущая тема поэзии Гильвика — отношение человека к окружающему его природному и предметному миру. Однако в отличие от романтико-символистской традиции универсум для Гильвика не антропоморфен — ни в смысле Нерваля, ни в смысле Бодлера. В нем нет и тени таинственных «соответствий», но есть лишь неизбывное соприсутствие человека, с одной стороны, и бездушных, глухих и безгласных «вещей» — с другой. Вещная действительность предстает у Гильвика как непроницаемая для человеческих смыслов, а каждый предмет — как «слово», значение которого заведомо неизвестно человеку. Замечательно, однако, что этот барьер чуждости принципиально не перерастает в поэзии Гильвика в стену отчуждения. Эта поэзия не антропоморфна, зато она гуманистична: Гильвик не проецирует в природу человеческие ценности и категории, но занимает по отношению к ней человечную позицию; не ужасается немотствующим вещам, но скорее сочувствует им, потому что они замкнуты в себе, погружены в собственное одиночество и словно несчастны оттого, что не могут воззвать к человеку, к его пониманию и помощи. Лирическая эмоция Гильвика как раз и питается этой жаждой понимания, диалога, убежденностью в том, что, хотя человеческий и природный миры подчиняются разным законам, они все же способны слиться и пульсировать в едином ритме. Этот современный антропокосмизм поэта является прямым источником его оптимизма. Свободная от символических ассоциаций и суггестии, лирика Гильвика в то же время свободна и от всякой созерцательности. Она активно и твердо вторгается в мир человеческих отношений. Вступив в ФКП в трудные годы оккупации и Сопротивления, Гильвик сквозь четыре с лишним десятилетия, сквозь все драматические -повороты современной истории пронес доверие к ее разумному смыслу, веру в возможность ее совершенствования. Если он доброжелателен к природному миру, то еще более он доброжелателен к человеку. Но быть на стороне человека — значит для
    539

    Гильвика быть на стороне правды, выступать свидетелем обвинения на процессе против социальной несправедливости, вселять в людей надежду и веру в неиссякаемость жизни. Именно об этом говорит и публикуемая в настоящем издании беседа семидесятидвухлетнего поэта с публицистами Люси Альбертини и Аденом Вирконделе. Перевод сделан по изданию: Guillevic. Vivre en poésie. Paris, 1980. На русском языке публикуется впервые.

    152 Моральность погубила мораль — различение «моральности» и «морали» у Ф. Ницше (1844 — 1900) основано на противопоставлении «формальной», «нечистой» совести, вырастающей из чувства вины и страха наказания, с одной стороны, и «инстинкта свободы», порождающего сознание силы, ответственности и совершенства человека — с другой. Это противопоставление было подробно развито Нищие в работе «К генеалогии морали» (1887).

    Г. К. Косиков

    ИТАЛИЯ
    Филиппе Томмазо Маринетти (1876 — 1944)

    Филиппе Томмазо Маринетти — родоначальник футуризма, связавший свою судьбу с Муссолини. Первый манифест футуризма, написанный им по-французски, был опубликован 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро». В 1910 г. выходит на французском языке роман Маринетти «Мафарка-футурист», одновременно переведенный и на итальянский язык. Это единственный футуристический роман, известный главным образом потому, что в нем четко отражена политическая программа итальянского футуризма. В 1912 г. появляется антология «Поэты-футуристы», открывает ее «Технический манифест футуристской литературы» — написанное Маринетти теоретическое обоснование формальных новшеств футуризма. Наиболее адекватным выражением футуризма в области словесного творчества оказались манифесты как жанр, содержащий программу глобальной переделки мира, создания всеобъемлющего типа поведения («футурист жизни»). Футуризм остался пиком авангардистской антитрадиционности. Чисто практические рекомендации, заключенные в манифестах футуризма, были испробованы и в той или иной степени ассимилированы в разнообразных художественных исканиях XX в. Перевод «Первого манифеста футуризма» осуществлен по изданию: F. Т. Marinetti. Le futurisme. Paris, 1911. Перевод «Технического манифеста футуристской литературы» осуществлен по изданию: Futurismo. Milano, Mazzotta, 1970. Оба перевода на русском языке публикуются впервые.

    164 В «Битве при Триполи» — речь идет о произведении Маринетти, написанном по следам ливийской кампании, в которой основатель футуризма принял участие в качестве военного корреспондента французских газет. Ливийская война, предпринятая Италией в 1911 — 1912 гг., закончилась захватом Триполитании и Киренаики, сопровождалась резкой вспышкой националистических настроений в Италии.
    540

    Вольтер говорил... — мысль об избирательном отношении художника к изображаемому неоднократно высказывалась Вольтером в связи с позицией, занятой им по отношению к творчеству Шекспира. Трагедии английского драматурга представлялись Вольтеру сочетанием красот и уродств. В письме к графу д'Аржанталю от 19 июля 1776 г. Вольтер уподобляет достоинства Шекспира нескольким жемчужинам в огромной навозной куче.

    В. Д. Уваров, С. С. Прокопович
    Антонио Грамши (1891 — 1937)

    Антонио Грамши — видный деятель итальянского и международного коммунистического движения, основатель (в 1921 г.) и руководитель ИКП, теоретик-марксист, публицист. Важнейшей теоретической заслугой Грамши является дальнейшая разработка учения Маркса и Энгельса об активной роли человеческого сознания («Тюремные тетради», в 6-ти тт., опубл. в 1948 — 1951). Пафос статьи «Социализм и культура» — в защите культуры от тех, кто под лозунгом проповеди материализма «противополагает культуре и интеллектуализму практику и исторический факт» и фактически приходит к отрицанию культуры. Напротив, статья Грамши примечательна глубоким уважением к культуре. Именно культура служит для Грамши моделью, на которую он проецирует развитие социализма в плане формирования единого пролетарского сознания. Известно определение Грамши партии как «коллективного интеллигента». Истинное понимание искусства возможно, по Грамши, лишь в соотнесении его с реальностью (отсюда — отрицание Грамши эстетики искусства вне общества и истории, проповедуемой Б. Кроче). Борьба за новую культуру означала для него борьбу за общественное переустройство, при котором произойдет смена традиционной дворцово-аристократической культуры Италии демократической культурой широких слоев общества. Статья появилась в социалистическом еженедельнике «Иль гридо дель пополо» 29 января 1916 г. Перевод сделан по изданию: A. Gramsci. Marxismo e letteratura. Editori Riuniti, 1975. На русском языке публикуется впервые.

    Г. П. Киселев
    Массимо Бонтемпелли (1878 — 1960)

    Массимо Бонтемпелли — итальянский писатель, драматург, критик, глава новечентизма в Италии. В 20-е гг. опубликовал ряд литературных и публицистических произведений, в которых пытался воплотить концепцию т. наз. «магического реализма». Основанный им вместе с К. Малапарте журнал «900» или «Новеченто» («Двадцатый век») (1926 — 1929), в котором первоначально сотрудничали также К. Альваро, Дж. Джойс, И. Эренбург, Р. Гомес и другие, дал название всему литературно-художественному течению новечентизма. В основу движения лег постулат Бонтемпелли о магической интроспективе «реального». Кроме частных задач противостояния дальнейшей провинциализации итальянской литературы, в частности полемики с националистической группировкой «Страпаезе» (см. коммент. к с. 203), новечентизм исповедовал
    541

    преодоление (но отнюдь не низложение, подобно футуризму) натурализма, психологизма, эстетизма второй половины XIX в. и создание литературы обновленного мифотворчества. В 1926 — 1927 гг. на страницах журнала «900» были опубликованы «Четыре преамбулы» Бонтемпелли — программные документы движения, легшие в основу последующей творческой деятельности писателя и его соратников. В своем творчестве Бонтемпелли остается верным распознанной им треть века назад магии реальности. Последующее оригинальное развитие творческие начала Бонтемпелли нашли, в частности, в прозе Д. Будзати и Г. Маркеса. Перевод осуществлен по изданию: М. Bontempelli. L'avventura novecentista. Firenze, Vallecchi editore, 1974. На русском языке публикуется впервые.

    173 Самосожжение в пламени огромного предвоенного костра. — Тема «костра», «бушующего пламени», этого очистительного огня XX в., проводящего границу столетий и эпох, встречается в преамбулах Бонтемпелли не однажды (см. далее).

    Русский балет — см. коммент. к с. 71.

    Ложь, будто с рождением Христа умер Великий Пан, как возвестил предвзятый элевсинский голос. — Пан (греч. миф.) — аркадский бог лесов и пастбищ. Почитался как покровитель пастухов, охотников, пчеловодов и рыболовов. Известно выражение «Умер Великий Пан» (впервые встречается у Плутарха), означающее не только смерть выдающегося человека, но и конец знаменательного исторического периода. «Элевсинский голос» мог прозвучать во времена т. наз. элевсиний, или элевсинских мистерий — празднеств в городе Элевсине (близ Афин) в честь богини плодородия Деметры и богини произрастания злаков Персефоны.

    175 Идеал мужчины — Сократ. — Общепризнанному античному идеалу мужской красоты Аполлону Бонтемпелли противополагает свое понимание красоты как внутреннего богатства души и ума, прагматически воплощая эти добродетели в фигуре «ликом отвратного, но могучего духом» Сократа.

    Критобул — греческий мыслитель и политический деятель, сын Критона (друга и ученика Сократа, ок. 450 — 404 гг. до н. э.). Вместе с отцом принадлежал к кругу Платона.

    176 ...привязанность к дикарям и заводным игрушкам... — аллюзия на довоенные произведения Ф. Т. Маринетти «Мафарка-футурист» (1910) и «Электрические игрушки» (1909).

    Здесь Ницше... в крестовом походе против Христианства... — по всей вероятности, подразумевается фундаментальный труд Ф. Ницше «Антихристианин» (1888), в котором дается подробнейший анализ христианства как нации и геоидеологии, определяется глубина грехопадения христианской веры и морали перед лицом «истинных» мерил нравственности и этики.

    «Квазимодизм» — означает для Бонтемпелли утрированное образное представление европейских романтиков и неоромантиков о существо
    542

    вании подлинной духовной красоты человека под безобразной внешней оболочкой. Выше та же тема затронута при упоминании о диалоге Сократа и Критобула.

    Христианство осуществило то, о чем Алкивиад возвещал в «Пире». — Алкивиад (ок. 450 — 404 гг. до н. э.) — афинский полководец и политический деятель из рода Алкмеонидов. Близкий друг и ученик Сократа. Фигурирует среди других персонажей в философском трактате Платона «Пир». Появляется на пиру у Агафона и, садясь между хозяином и Сократом, произносит славословия в честь последнего. При этом сравнивает внутреннее, скрытое от стороннего взгляда величие ума Сократа с выполненными в виде Силена (воспитателя и наставника Диониса) футлярами художников, в которых хранились статуи античных богов, служившие моделями для рисования: «Я утверждаю, что он (Сократ — Г.К.) похож на одного из тех Силенов, которых художники выставляют в своих мастерских и изображают с флейтой и свирелью. Раскрываются эти (статуи) на две части, и внутри них видны изваяния божеств». (Платон. Пир. СПБ, 1910, пер. с греч. А. Пресса).

    177 «Дама от Максима» — комедия французского драматурга Жоржа Фейдо (1862 — 1921), автора серии популярнейших в конце прошлого века водевилей.

    «Эквилибризм» — здесь употребляется как метафорическое выражение крайней неустойчивости, переменчивого характера, двузначности литературно-этических позиций модернистских течений в культуре и искусстве начала века. Автор невольно распространяет подобное сравнение и на новечентизм.

    178 «Неистовый Роланд» — поэма великого итальянского стихотворца Возрождения Лудовико Ариосто (1474 — 1533), создававшаяся с 1506 по 1532 г.

    179 «Третья страница» — литературная рубрика, появившаяся в итальянской периодике в 20-е гг. На «третьей странице» помещались небольшие прозаические и стихотворные произведения, отрывки из повестей и романов, романы с продолжением.

    180 «Обрученные» (1827) — роман Алессандро Мандзони (1785 — 1873), снискавший небывалый успех в Италии и принесший автору всеобщее признание в Европе. С выходом «Обрученных» в свет писатель становится признанным главой итальянских романтиков. «Залив озера Комо...» — начальные слова романа.

    Г. П. Киселев
    Анджело Гульельми (р. 1929)

    В 1956 г. известный итальянский критик Лучано Анчески начал издание журнала «Иль Верри», вокруг которого сложилась группа писателей-авангардистов. В 1961 г. они опубликовали своего рода мани-
    543

    фест — поэтическую антологию «Новейшие». Стихотворный сборник Эдоардо Сангвинети (см. коммент. к с. 189) «Лаборинтус» (1956) положил начало итальянскому неоавангарду в поэзии, его произведения вошли в «Новейших» наряду с текстами Элио Пальярани (р. 1927), Альфредо Джулиани (р. 1924, составитель сборника и автор предисловия к нему), Нанни Балестрини (р. 1935) и Антонио Порты (р. 1935). Эти поэты, а также критики Ренато Барилли (р. 1935) и Анджело Гульельми составили ядро «Группы 63», названной так по году создания. В нее вошли 34 писателя и 9 критиков. В следующем, 1964 г. вышел сборник под названием «Группа 63». В отличие от прежних, «классических» авангардистов итальянские неоавангардисты «Группы 63» не только стремились разрушить традиционные формы искусства, но и выдвинуть свою позитивную эстетическую программу и даже воплотить ее в конкретных «экспериментальных» произведениях. К началу 70-х гг. это движение сходит на нет. Публикуемый текст представляет собой доклад А. Гульельми на встрече писателей «Группы 63», посвященной проблемам экспериментального романа. Встреча проходила с 1 по 6 сентября 1965 г. в Палермо. Перевод сделан по изданию: Gruppo 63. II romanzo sperimentale. Milano, Feltrinelli, 1966. На русском языке печатается впервые, с сокращениями.

    185 Экспериментальный роман — это описание, а не воспоминание, не воспроизведение чего-то бывшего. — Здесь Гульельми почти дословно совпадает со «свободословым» (т. е. бессинтаксическим) Маринетти. Но положительная программа у них разная: уже не футуристическое «искусство действия, то есть искусство волевое, задиристое, хваткое, напористое, радостное», а бесстрастность «описания», из которого изгоняется все человеческое («слишком человеческое!»).

    Экспериментальный роман отбрасывает язык, langue, в соссюров-ском понимании и пользуется только речью, parole. — Одна из ведущих идей «Курса общей лингвистики» (1916, рус. пер. 1933, нов. рус. изд. 1977) Фердинанда де Соссюра — различение языка (langue) как социального явления, системы знаков и речи (parole) как индивидуального использования языка. Гульельми использует соссюровское различение языка и речи для обоснования права писателя на эксперименты с языком.

    186 Моравиа Альберто (р. 1907) — крупнейший итальянский писатель-реалист, излюбленная мишень неоавангардистов. Гульельми не случайно нападает на его романы «Скука» (1960) и «Внимание» (1965). В обоих разрабатывается центральная для 60-х гг. тема подлинности. При этом Моравиа не только показывает лживость окружающей жизни, но и пытается найти в ней положительные идеалы.

    187 Да только при такой постановке вопроса опять не выйдет ничего, кроме решения его в духе утилитаризма. — То есть неважно, правильно ли решен на самом деле вопрос, — раз от его решения есть польза, решение считается правильным. Обычное для современного итальянского языка расширительное толкование философских по происхождению терминов.
    544

    188 Джойс Джеймс (1882 — 1941) — ирландский писатель. Автор сборников лирических стихов «Камерная музыка» (1907), рассказов «Дублинцы» (1914), романов «Портрет художника в юности» (1916), «Улисс» (1922) и «Поминки по Финнегану» (1939). В последних двух произведениях ярко проявился метод писателя — так называемый «поток сознания», благодаря которому Джойс стал одним из крупнейших представителей западного модернизма.

    Роб-Гриие — см. с. 530 коммент. Под «внешним монологом» подразумевается подчеркнуто бесстрастное описание предметов внешнего мира при отказе от авторской точки зрения и замене ее на ракурс одного или нескольких персонажей.

    189 Философия жизни Фрейда — имеется в виду применение методов психоанализа, основоположником которого был Зигмунд Фрейд (1856 — ]939|. для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом, развитое в социальную и философско-антропологическую доктрину фрейдизма. Последняя действительно близка натуралистическим разновидностям философии жизни (Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Леесинг и др.).

    Гуссерль Эдмунд (1859 — 1938) — немецкий философ, основатель феноменологии. Его призыв «очистить» познание от познающего субъекта и метод «чистого описания» феноменов сознания находят свою художественную параллель в описательности неоавангарда, в подчеркнуто бесстрастном вещизме «нового романа», безразличии к психологии и социальному облику персонажа, исчезновении личности — дегероизации.

    Битники — наименование группы американских писателей, выступивших в середине 50-х гг. XX в. Основные принципы битников — добровольная бедность, отказ от преуспеяния, сексуальная свобода — подкрепляются обращением к восточной философии и религии. прежде всего к буддизму с его центральной идеей просветления, избавления и освобождения через отрешение от мира и углубление в себя. Признанный «король битников» — Джек Керуак (1922 — 1969), романист и поэт, запечатлевший жизнь молодежи, нашедшей прибежище в бродяжничестве, наркотиках и буддизме.

    Дзэн — одно из течений дальневосточного буддизма. Сложилось в Китае в VI — VII вв. Для него характерно презрение к обычному знанию, убеждение в невыразимости истины в словах и возможности ее постижения путем освобождения от мысли и озарения, отказ от установленных норм разумного и морального, парадоксальность, интуитивизм, импровизационность, действие по наитию, без заранее подготовленного плана. Другими словами, свобода понимается в дзэн как нечаянность, юродство. Своеобразный вариант дзэн процветает среди битников.

    Сангвинети Эдоардо (р. 1930) — современный итальянский литератор (критик, поэт, прозаик, драматург, переводчик), ученый-филолог и общественный деятель (депутат парламента от ИКП). Отличительной
    545

    чертой его неоавангардистского «Лаборинтуса» (1956) является полилингвизм — смешение различных языков. По-новому предстал переломный период истории итальянской литературы — рубеж XIX и XX вв. (т. наз. исторический авангард в отличие от авангарда современного — неоавангарда) после выхода его критических работ о «сумеречниках» (1961) и Гоццано (1966). Авангардистская направленность творчества Сангвинети ярко проявилась в его поэтических сборниках «Опус метрикум» (1960), «Чистилище в аду» (1964) и др. Член «Группы 63».

    Юнговские архетипы — Карл Густав Юнг (1875 — 1961) — швейцарский психолог и психиатр, создатель т. наз. «аналитической психологии». В 1907 — 1912 гг. один из ближайших сотрудников Фрейда, первый председатель Международного психоаналитического общества (1911 — 1914). Пересмотр Юнгом некоторых основных положений психоанализа, и прежде всего трактовка либидо как психической энергии вообще, а не специфически сексуальной, как у Фрейда, привел его к разрыву с учителем (1913). Исследуя в работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) спонтанное появление фольклорных и мифологических мотивов в снах пациентов, постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя — коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное есть отложившийся в структурах мозга опыт предшествующих поколений. Содержание его составляют некоторые схемы, априорно формирующие представления человека. Такие схемы Юнг и назвал архетипами (мать-земля, герой, мудрый старец, демон и т. п.). Динамика архетипов и лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и проч.

    Сангвинети... строит сюжеты, почерпнутые у Проппа. — Имеется в виду использование в художественных произведениях итальянского писателя выделенных советским ученым В. Я. Проппом (1895 — 1970) структурных схем русской волшебной сказки (в его книге «Морфология сказки», 1928), в которых ряд современных исследователей видит «общие правила развертывания всякого повествовательного сюжета» (см. об этом в статье Е. М. Мелетинского «Структурно-типологическое изучение сказки», приложенной ко 2-му изданию «Морфологии сказки», 1969, с. 134 — 166). Широкая популярность на Западе, и в частности в Италии содержащихся в этом классическом труде идей восходит к книге В. Эрлиха «Русский формализм. История и доктрина» (на английском языке, 1955).

    Поэтика взгляда — проповедуется прежде всего французским «новым романом»; генетически связана, по-видимому, с выдвигавшимися в 20-е гг. лефовскими лозунгами и особенно с киноглазом Дзиги Вертова и «жизнью врасплох» киноков вообще: «нужно фиксировать жизнь во всех ее проявлениях, минуя посредника, каким является человек с подозрительной профессией «художника». Отсюда и восторженная универсализация возможностей «киноглаза» и «радио-уха», которые способны запечатлевать жизнь лучше и полнее, чем ограниченные и отягощенные субъективными ассоциациями и вкусо
    546

    выми пристрастиями человеческие глаза и уши». Так резюмирует поэтику тех лет М. Блейман во вступительной статье к сборнику «Дзига Вертов в воспоминаниях современников» (М., 1976, с. 55). Однако, как утверждает тот же исследователь, «Дзига Вертов распоряжается фактами не как хронист, а как художник. Документ у него поглощается образом» (там же, с. 59). Для современной же школы взгляда характерны именно бесстрастные и подробные описания.

    190 «Голая объективность» — у Спинеллы сознательно или бессознательно связана, по-видимому, с заглавием получившей широкую известность статьи И. Кальвино «Море объективности» (1959).

    191 Промышленный переворот — конец XVIII — начало XIX в.; ознаменовал переход от мануфактурного способа производства к машинному. Термин получил широкое хождение в Италии и воспринимается там как взятый из политэкономии Маркса. Утверждаемая Гульельми связь эпохи начала промышленного переворота с перенесением внимания от субъекта к объекту коренится в одной из ведущих идей 50 — 60-х гг. — идее «отчуждения» (которая также воспринималась как наследие молодого Маркса). По Марксу, именно порожденный промышленным переворотом капитализм, разрушающий все и всяческие иллюзии, создает в то же время царство материального и духовного отчуждения (ложные формы сознания, связанные с властью денег, товарным фетишизмом, капиталистическим разделением труда, гипнозом мирового рынка). Способствуя, с одной стороны, развитию индивидуальности по сравнению с предшествовавшими ему формациями, капитализм, с другой стороны, превращает рабочего в придаток машины, замыкает человека в узких рамках его профессии.

    Гадда Карло Эмилио (1893 — 1973) — один из крупнейших итальянских прозаиков XX в., близкий к сюрреализму и экспрессионизму. Через все творчество Гадды проходит мысль о пустоте, бессмысленности и лживости исповедуемых обычно идеалов, трагической боли отказа от них и безысходном одиночестве немногих истинных людей в противоположность «манекенам». Итальянские неоавангардисты видят в Гадде своего учителя.

    Беккет Сэмюэл (р. 1906) — создатель и крупнейший представитель, наряду с Эженом Ионеско, драмы абсурда («антитеатр»). Классическими образцами этого направления признаны парижские премьеры пьес «Лысая певица» (1950) Ионеско и «В ожидании Годо» (1953) Беккета (рус. пер. 1966).

    193 ...литературная продукция, идущая от «сумеречников» и натуралистов. — Близкое импрессионизму творчество «сумеречников» поэтически отображает каждодневную жизнь в ее мельчайших, любовно воссозданных подробностях и проникнуто печальным настроением ее умирания. К ним прежде всего относятся -поэты Гвидо Гоццано (1883 — 1916), Серджо Кораццини (1886 — 1907) и Коррадо Говони (1884 — 1965). Натуралисты («веристы») — прозаики Джованни Верга (1840 — 1922), Луиджи Капуана (1839 — 1915) и Федерико Де Роберто
    547

    (1861 — 1926), написавший наиболее показательное для веризма произведение — роман «Вице-короли» (1894). Отрицательная оценка Гульельми относится, однако, не столько к этим двум литературным направлениям, сколько к итальянской литературе вплоть до наших дней, унаследовавшей от этих направлений лирическую меланхоличность и одновременно приземленный бытовизм.

    194 «Итальянское каприччо» (1963) — роман Э. Сангвинети (см. коммент. к с. 189).

    В. Д. Уваров
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   57


    написать администратору сайта