Главная страница
Навигация по странице:

  • Юхан Борген (1902 — 1979)

  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ Вирджиния Вулф (1882 — 1941)

  • Томас Стернз Элиот (1888 — 1965)

  • Олдос Хаксли (1894 — 1963)

  • Джон Голсуорси (1867 — 1933)

  • Джон Корнфорд (1915 — 1937)

  • Ралф Фоке (1900 — 1937)

  • Называть вещи своими именами (манифест). Называть вещи своими именами программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века


    Скачать 3.38 Mb.
    НазваниеНазывать вещи своими именами программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века
    АнкорНазывать вещи своими именами (манифест).doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.38 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаНазывать вещи своими именами (манифест).doc
    ТипДокументы
    #5584
    КатегорияИскусство. Культура
    страница56 из 57
    1   ...   49   50   51   52   53   54   55   56   57

    Даг Сулстад (р. 1941)

    Даг Сулстад — видный норвежский писатель. Являлся одной из центральных фигур «Группы 66». Его первые произведения — в русле экспериментальной прозы («Спирали», 1965, и др.); в 70-е гг. им был
    606

    создан ряд реалистических произведений, связанных с эстетикой документальной прозы, приобретшей в Норвегии этого периода особую популярность. В настоящее время, как и его собратья по «Группе 66», отошел от эстетики модернизма, стремится к художественным обобщениям, отражению реальной действительности. Статья «Норвежская проза — европейский модернизм» — программный документ «группы Профиля», в котором наиболее полно нашла отражение идея обновления норвежской литературы, критика «буржуазного» романа. Опубликованная в том же номере «Профиля», что и статья Эспена Ховардсхолма, она носит более частный, конкретный характер и посвящена романной форме. Любые поиски новых форм и художественных средств Сулстад связывает исключительно с модернизмом; таким образом, даже Достоевский с его «нетрадиционной», «фрагментарной» формой в интерпретации автора становится причастным модернизму. Восхищаясь Кафкой, Джойсом, Прустом, Роб-Грийе, Сулстад выражает мнение своих единомышленников, что в «маленькой провинциальной Норвегии» не было предпринято достойных попыток разрушить старый «буржуазный» роман. Термин «буржуазный» употребляется здесь вульгарно-социологически, как синоним понятия «традиционный». В статье заметны отголоски идей, связанных с возникновением «нового французского романа» и теории К. Юнга о «коллективном бессознательном». Сулстад признает необходимость для норвежской литературы, обладающей ярким национальным своеобразием, идти и дальше своим путем, опираясь на фольклор, скандинавские мифы, интерпретируемые им здесь как стихия иррационального. Перевод осуществлен по изданию: «Profil». Oslo, 1966, № 1. На русском языке публикуется впервые.
    Юхан Борген (1902 — 1979)

    Юхан Борген — крупнейший норвежский писатель XX в., реалист. На одном из этапов своего творчества соприкоснулся с эстетикой модернизма (экспериментальные романы 60-х гг. «Я», «Красный туман»), но тем не менее полемизировал с «группой Профиля», члены которой стремились видеть в нем своего сторонника. Критически относился к их тезису неприятия художественных обобщений, связанных с восприятием художником реальной жизни, недооценке роли художественного воображения и жизненного опыта, абсолютизации голого факта. Был противником элитарного искусства. «С годами особенно хочется, чтобы многие читатели понимали тебя», — говорил писатель. Основной функцией искусства Борген считал коммуникативную, а стимулом для писательской деятельности — «навязчивое желание что-то поведать миру». Признавал необходимость использования всего многообразия художественных средств, выработанных современным искусством, но главным при этом считал опору на традицию, на народное творчество. В статье «Что значит быть писателем» Ю. Борген излагает свои взгляды на природу художественного творчества, на его неразрывную связь с действительностью, тесную взаимосвязь писателя и читателя. Статья эта — предисловие к антологии его произведений для юношества «Бегство к действительности» (1975). Печатается по изданию: Писатели Скандинавии о литературе. М., «Радуга», 1982.

    Э. Л. Панкратова

    ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
    Вирджиния Вулф (1882 — 1941)

    Вирджиния Вулф — английская писательница и литературный критик, один из теоретиков романа, реформирующегося в период серьезного наступления модернизма. Эстетические взгляды В. Вулф сформировались в кружке Блумсбери, объединившем писателей, критиков, художников, искусствоведов и философов, живших в северо-западной части Лондона. Члены этого кружка уделяли большое внимание вопросам философии и судеб искусства в мире духовно оскудевшего буржуазного общества. Принадлежа к психологической школе романа, возглавляемой Дороти Ричардсон (1872 — 1957), писательница применила в своих произведениях технику «раскованного сознания», отличавшегося от «потока сознания» наличием контроля над разумом и более или менее стройным изложением логики мысли, как возможной и необходимой. Как и другие представители этой школы, В. Вулф не стремилась к изображению повседневной реальности, обращая внимание на то, что лежит за поверхностью жизни и является действительно сложным и труднопостижимым. Созданные ею романы значительно отличались по своей технике от традиционного викторианского романа. Следуя собственной эстетической доктрине, не менявшейся на протяжении всего творческого пути, Вулф реализовала свои теоретические задачи на практике. Так называемая поэтическая проза Вулф в «Волнах» (1931), а особенно в «Годах» (1937) оказалась неудачной. Попытки выйти за пределы узкого камерного мирка и сознания в большое историческое пространство привели к распаду формы романа, в которой Вулф осуществила экспериментальный синтез собственно литературных и музыкальных форм. В. Вулф — блестящая эссеистка, продолжившая славную традицию этого жанра в XX веке, автор статей о современной художественной пгюзе и классической литературе. Ею была предпринята попытка дискредитировать творчество писателей-реалистов и натуралистов. Она противопоставляет им психологическую манеру письма, утонченную форму и поэтическую структуру, фиксирующую малейшие нюансы в настроении и ходе мыслей персонажа. Отсюда ее критическое отношение к творчеству Голсуорси, Беннетта, Гарди, которых она называет материалистами. Свои эстетические взгляды В. Вулф выразила в) публичных лекциях, а также в сборниках эссе: «Собственная комната», «Обыкновенный читатель». «Современная художественная проза» (1919) — программное выступление В. Вулф о задачах современной литературы, специфике психологической прозы. Оно примечательно тем, что ставит проблему влияния русской литературы на литературы других стран, определяет ее место в европейском и мировом литературном процессе. Статья вошла в сборник литературоведческих статей «Обыкновенный читатель» (1925). Перевод осуществлен по изданию: Modern British Fiction. London, 1964. В другом переводе вошла в сборник «Писатели Англии о литературе». М., «Прогресс», 1982.

    471 Беннетт Арнолд (1867 — 1931) — английский писатель, автор бытопи-сательных романов (тетралогия «Анна из пяти Городов», «Клейхен-гер», «Хильда из Кроссуэйз», «Эти двое»). Творчески развивал традицию реалистического изображения промышленного севера, начатого сестрами Бронте, Э. Гаскелл.
    608

    Хадсон Уильям Генри (1841 — 1922) — английский писатель, автор многочисленных книг о флоре и фауне Южной Америки и автобиографического произведения «Далеко и давно» (1918).

    «Сказки старых жен» (1908) — название романа А. Беннетта.

    Джордж Кэннон, Эдвин Клейхенгер — герои романа А. Беннетта «Клейхенгер» (1910).

    472 Джоанна и Питер — персонажи романа Г. Уэллса «Джоанна и Питер. История воспитания» (1918).

    474 «Тристрам Шенди» — полн. назв. «Жизнь и мнения Тристрама Шен-ди, джентльмена» (1760 — 1767), роман английского писателя Лоренса Стерна (1713 — 1768).

    «Пенденнис» — полн. назв. «История Артура Пенденниса, его удач и неудач и наихудшего из врагов» (1848 — 1850) — роман У. М. Теккерея.

    Н. А. Соловьева
    Томас Стернз Элиот (1888 — 1965)

    Томаз Стернз Элиот — англо-американский поэт, драматург, основатель школы «новой критики», нобелевский лауреат (1948). Консерватор в политике, классицист в литературе, католик в религии, до середины 20-х гг. мэтр «бунтующего» модернизма, Элиот пытался создать в литературной критике шкалу ценностей, сформированных чисто литературными принципами, оторванными от эпохи и общества. Относился к литературе как проводнику вневременной, внесоциальной традиции. В течение всего своего творческого пути разрабатывал вопросы теории поэзии и драмы. Литературно-критические взгляды Т. С. Элиота изложены в сборниках статей «Священный лес» (1920), «Избранные эссе» (1932), «Польза поэзии и польза критики» (1933), «О поэзии и поэтах» (1957), «Критиковать критика» (1965). В статье «Традиция и индивидуальный талант» (1919), являющейся квинтэссенцией «новой критики», Т. С. Элиот излагает свою точку зрения на культурное наследие человечества, на взаимодействие и взаимовлияние искусства прошлого и настоящего, на литературное произведение, являющееся не просто совокупностью разных слов и словосочетаний, а имеющее органическую форму, которую познает только индивид, обладающий талантом. Взгляд Элиота на литературную традицию сформировался не без влияния статьи французского писателя Реми де Гурмона «Традиция и другое», которая в переводе Р. Олдингтона была опубликована в журнале «Эгоист» в 1914 г. «Традиция и индивидуальный талант» впервые опубликована в том же журнале в 1919 г. Перевод осуществлен по изданию: Т. S. Eliot. The Sacred Wood. London, 1928. На русском языке публикуется впервые.

    479 ...наскальные изображения Мадленских рисовальщиков. — Речь идет о наскальных рисунках позднего палеолита, найденных французским археологом Габриэлем де Мортилье (1821 — 1898) в 60-х гг. XIX в. в гроте Ла-Мадлен (деп. Дордонь). Отсюда — Мадленская культура.
    609

    Кто-то сказал... — Т. С. Элиот цитирует упомянутую статью Р. де Гурмона. »

    481 «Агамемнон» — трагедия древнегреческого драматурга Эсхила (ок. 525 — 456 до н. э.).

    В оде Китса — имеется в виду ода «Соловью» Джона Китса (1795 — 1821).

    482 «Эмоции, которые навеял покой» — Элиот цитирует предисловие английского поэта «озерной школы» Уильяма Вордсворта (1770 — 1850) ко второму изданию сборника «Лирические баллады» (1800). Здесь Т. С. Элиот ставит проблему романтизма, подчеркивая существующие между поэтами-романтиками различия, способные подвергнуть сомнению само понятие «европейский романтизм», объединяющее столь оригинальных поэтов, как П. Биши Шелли, Д. Гордон Байрон, Д. Ките, У. Вордсворт, С. Тейлор Колридж, Р. Саути.

    Н. А. Зинкевич
    Олдос Хаксли (1894 — 1963)

    Олдос Леонард Хаксли — английский писатель, поэт, эссеист. Сформулировал теорию нового романа-дискуссии, обозрения, реализовал свои идеи на практике. Обладая острым критическим умом, блестящей эрудицией, энциклопедической начитанностью, стал продолжателем сатирической традиции в английском романе. В 20-е гг. он восхищался рационализмом, в это время им были созданы наиболее острокритические произведения, выдержанные в реалистической манере («Желтый Кром», 1921, «Шутовской хоровод», 1923, «Контрапункт», 1928), затем отошел от реализма. В 40 — 50-е гг. он перешел на позиции мистицизма, создав собственную религиозно-нравственную систему, синтезирующую восточную философию и раннехристианское учение («Гений и богиня», 1955). Последние романы Хаксли проникнуты безверием в человеческий прогресс, цивилизацию. Не признавая радикальных методов борьбы с дегуманизацией общества, выступал против элитарной культуры, хотя сам создал тип романа, доступного далеко не всем. Модернистов Хаксли считал формалистами, слишком оторвавшимися от жизни, чтобы приблизиться к истине, реалисты представлялись ему писателями, упрощавшими и обеднявшими действительность. Для него суть искусства состояла в раскрытии всей правды, без расхожих банальностей и штампов. Большое место в его сочинениях занимают эссе и литературоведческие статьи, в которых ставятся и решаются вопросы теории и истории литературы. Особенно интересовался XVIII в. — веком расцвета сатиры. Статья «Искусство и банальность» является показательной для позиции писателя — критика буржуазных нравов и морали, каким был Хаксли в начале своего творческого пути. Перевод осуществлен по изданию: A. Huxley. On Art and Artists. New York, 1960. На русском языке публикуется впервые.

    484 Мистер Рингли. — Речь идет об Уильяме Рингли (1861 — 1932), в 1891 г. положившем начало производству жевательной резинки в США.
    610

    «Едгин» — анаграмма слова «Нигде», название романа (1872) английского сатирика Сэмюэла Батлера (1835 — 1902).

    485 ...в постуилкоксианской лирике... — имеется в виду сентиментальная поэзия американской поэтессы Эллы Уиллер Уилкокс (1850 — 1919).

    487 4 августа 1914 года — дата вступления Англии в первую мировую войну.

    Н. А. Зинкевич
    Джон Голсуорси (1867 — 1933)

    Крупнейший английский писатель Джон Голсуорси отразил в своих романах, новеллах, драмах духовный кризис, охвативший английское общество в конце XIX — начале XX в. С самого начала своего творческого пути отстаивает общественное предназначение искусства, полагая, что оно может служить активным оружием в борьбе против лицемерия и фальши, угнетения и общественной несправедливости. С презрением относился к новейшим явлениям в искусстве, осуждал постимпрессионизм, дадаизм, кубизм, футуризм, считая их далекими от нравственно-эстетического воздействия на человека. Критиковал психоаналитический метод в объяснении поведения и поступков индивида. Им созданы сборники эссе и литературно-критических очерков «Воздушные замки» (1928) и «Заметки и размышления» (1937), в которых он отстаивал принципы реализма, продолжающего в XX в. могучие традиции классиков. Статья «Вера романиста» написана в 1928 г., полемически направлена против В. Вулф и психологической школы. Автор «Саги о Форсайтах» предстает перед читателем как тонкий и глубокий знаток литературы и современного искусства, ратующий за гуманизм и справедливость. Большая эрудиция писателя помогает ему сопоставлять и анализировать произведения различных эпох и народов. Голсуорси пропагандирует неисчерпаемые возможности реалистического искусства в условиях нового времени. Перевод осуществлен по изданию: J. Galsworthy. Castles in Spain. London, 1958. На русском языке публикуется впервые.

    489 «Братство» (1908) — роман Дж. Голсуорси.

    490 Том Джонс — персонаж романа Генри Филдинга (1707 — 1754) «История Тома Джонса, найденыша» (1745).

    Сэм Уэллер — персонаж романа Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).

    Бетси Тротвуд, Микоубер — персонажи романа Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» (1851).

    Бекки Шарп — персонаж романа У. М. Теккерея «Ярмарка тщеславия» (1849).

    Майор Пенденнис — герой романа У. М. Теккерея «История Пенденниса, его удач и неудач и наихудшего из врагов» (1850).
    611

    «Усадьба» (1907), «Патриций» (1911) — романы Дж. Голсуорси.

    491 Миссис Гранди — персонаж мелодрамы Томаса Мортона (1764 — 1838) «Бог в помощь» (1798).

    Н. А. Соловьева
    Джон Корнфорд (1915 — 1937)

    Английский поэт, историк, критик-марксист, убежденный и активный пропагандист марксистских идей в Великобритании, член Коммунистической партии Великобритании (с 1932). Д. Корнфорд создал свои лучшие стихи в Испании, куда он отправился добровольцем в составе Интербригады и где погиб в 1937 г. По своим эстетическим взглядам он принадлежал «оксфордской школе» поэтов, группировавшихся вокруг Ралфа Фокса. Их отличала страстная непримиримость к старому миру, косному мещанскому благополучию и вера в коммунизм. Впрочем, во взглядах оксфордцев было немало и стихийно-бунтарского, анархического, чего не принимали ни Фоке, ни Корнфорд. Некоторые поэты «оксфордской школы», например У. X. Оден, С. Спендер, находились под сильным влиянием идей Д. Г. Лоренса, призывали к борьбе с чрезмерным интеллектуализмом, увлекались психоанализом 3. Фрейда. Статья «Левый» — программное выступление Д. Корнфорда, где он с марксистских позиций анализирует новые тенденции в развитии литературы, говорит о различии между подлинными революционерами и попутчиками революции, анализирует некоторые произведения поэтов, стремящихся к изображению рушащегося старого мира и зарождающегося нового. Впервые была опубликована в 1933 — 1934 гг. в «Кембридж лефт» — печатном органе студентов Кембриджского университета. Перевод осуществлен по изданию: «Communism Was My Waking Time». M.. Издательство иностранной литературы, 1958. На русском языке публикуется впервые.

    494 Оден Уистен Хью (1907 — 1973) — английский поэт, принадлежавший «оксфордской школе», отразивший все противоречия и сложности, всю смятенность дознания увлекшихся революцией молодых поэтов, а потом, по горькому замечанию Корнфорда, оставивших ее, как романтическую тему. Участвовал в войне в Испании, автор поэмы «Испания» (1937). С 1939 г. жил в США, а в 1946 г. стал гражданином этой страны. Первые произведения У. X. Одена были опубликованы его другом и единомышленником С. Спендером.

    Спендер Стивен (р. 1909) — английский поэт, также участник «оксфордской школы», воевал в Испании. Известен как автор сборников «Вена» (1934) и «Застывший центр» (1939). Представлял ту часть поэтов-оксфордцев, которые оказались попутчиками революции. Противоречивы взгляды и суждения этого поэта: трагически воспринял приход фашистов к власти, воспел борьбу против диктатуры в Испании, но даже в 30-е гг. главную задачу поэзии видел в углубленном исследовании собственной души.
    612

    Льюис Сесил Дэй (1904 — 1972) — поэт «оксфордской школы», в отличие от С. Спендера, критиковал тех поэтов, которые бежали от изображения бурной действительности, погружались в мир индивида. Выступил с поэтическим сборником «Новая страна» (1933). Не разделял коммунистических взглядов Р. Фокса и Д. Корнфорда.

    Мэдж Чарлз, Гудман Р. и Кэмп X. — второстепенные поэты «оксфордской школы», не разделявшие революционных взглядов Р. Фокса и Д. Корнфорда.

    Паунд Эзра (1885 — 1972) — англо-американский поэт-декадент, оказавший большое влияние на английский модернизм в целом, на формирование эстетики имажизма.

    496 Лоренс, выходец из рабочей семьи... — действительно, Дейвид Герберт Лоренс (1885 — 1930) происходил из шахтерской среды, но это обстоятельство не приблизило его к рабочему классу, хотя и послужило объектом изображения, например в «Сыновьях и любовниках» (1913). Роман «Радуга» — 1915 г.

    Н. А. Соловьева
    Ралф Фоке (1900 — 1937)

    Ралф Фоке — английский критик-коммунист, теоретик литературы и публицист, историк, член Коммунистической партии Великобритании (с 1925). В 1930 — 1932 гг. был сотрудником Института Маркса, Энгельса, Ленина в Москве, с 1933 г. — член исполкома Коммунистической партии Великобритании. В годы гражданской войны в Испании — политкомиссар англо-ирландской роты Интербригады. Героически погиб под Кордовой в 1937 г. Автор биографии В. И. Ленина (1933), книги «Португалия сегодня» (1937), в которой предупреждает о грядущей фашистской опасности. В книге «Роман и народ» (1937), вышедшей уже после гибели Р. Фокса, показана деградация и дегуманизация буржуазного искусства периода кризиса, прогнозируется развитие искусства, возрождение героя. Оценка XVIII в., литературы XIX в., данная почти полвека назад, несомненно, в каких-то своих моментах устарела и носит на себе следы влияния вульгарного социологизма, что было характерно для марксистской критики тех лет, но это был первый серьезный опыт осмысления литературного процесса с подлинно исторических марксистских позиций. Статья «Социалистический реализм» из сборника «Роман и народ» опубликована посмертно в 1937 г., представляет собой программный документ теории социалистического реализма. Непреходящее значение и актуальность статьи — в страстной защите тезиса партийности литературы, в постановке высоких задач перед художником слова. Статья печатается по изданию: Р. Фоке. Роман и народ. ГИХЛ. M., 1960.

    504 Бейтс Ралф (р. 1899) — английский писатель, воевал на стороне республиканцев в Испании в 1936 — 1937 гг. Речь идет о его романах «Худые люди» (1931) и «Оливковая роща» (1933).

    Н. А. Соловьева
    613
    1   ...   49   50   51   52   53   54   55   56   57


    написать администратору сайта