Дипломная работа Творческие способности младших школьников. Творческие способности (диплом).. Несмотря на то, что творчество является высшим проявлением феномена человека, оно менее всего изучено. Индивидуальные различия между людьми всего вызывали дискуссии
Скачать 281.5 Kb.
|
Введение Актуальность. Несмотря на то, что творчество является высшим проявлением феномена человека, оно менее всего изучено. Индивидуальные различия между людьми всего вызывали дискуссии. Все проблемы, связанные с различиями в интеллекте и творчестве, как и в прошлом веке, так и теперь являются предметом научных и социальных дискуссий. По отношению к категории детей, обладающих возможностями выше средних, большими интеллектуальными и творческими возможностями, в нашем обществе сложилась такая позиция: это есть нарушение социальной справедливости. Подобная позиция стала общественным мнением, как в системе образования, так и среди самих учащихся. Причины такого отношения к одаренным людям кроются и в уравнительной тенденции, в течение десятков лет царившей в нашем обществе, и в стремлении «усреднить» всех учеников в школе, что упрощает процесс обучения детей для учителей, и в непонимании природы творческих способностей. Если общественное мнение признает творческие способности как значимую социальную реальность, то общественные и государственные структуры будут вынуждены проявить специальную заботу о способных, одаренных детях, так как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не личный, а социальный смысл. Забота о развитии творческих способностях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Выявление, формирование и развитие творческих способностей у детей составляет актуальную задачу современного народного образования. Для её решения необходимы надежные методики психодиагностики творческих способностей детей разного возраста, а особенно детей младшего школьного возраста, согласно исследованиям. Отбор и использование диагностических методик для оценки творческого потенциала и последующих измерений уровня его развития в обучении соответствуют определенному теоретическому пониманию природы, структуры и развития одаренности. На разных исторических этапах диагностические методики измерения одаренности отражали уровень достигнутых психологических знаний (тест А. Бинэ и Т. Симона, X. Мюнстерберга, Г.И. Россолимо и др.). В соответствии с теоретической концепцией одаренности (А.М. Матюшкин) главное звено одаренности и его развития составляют творческие возможности ребенка. Поэтому методы диагностики должны выявлять наиболее важные характеристики творческого потенциала и возможностей его развития и реализации. Среди методов диагностики творческой одаренности наиболее известными и широко распространенными в мире являются тесты П. Торренса. Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к развитию творческих способностей школьников. В нашей стране данной проблемой занимались такие ученые, как А.В. Брушлинский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.А. Крутецкий, Г.В. Кудрявцев, М.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.С. Мерлин, В.Д. Небыдицын, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, В.М. Русалов, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, и др. Актуализация воспитания творческой личности требует внесения нового в методику обучения, обеспечения высокого уровня самостоятельности школьников, доверия к ним. Главное интеллектуальное качество, которое требует развития – продуктивность мышления, то есть способность создавать новое, то, чего раньше не было, добиваться результата, обладающего новизной и общественной значимостью. Свежий взгляд на привычное, высказанная школьниками догадка, оригинальный план работы, интересное предложение – все это результат продуктивности мышления. Саморазвитие и самоактуализация личности младшего школьника происходит в процессе совместной, коллективной деятельности. Активно действуя в мире, ребенок самоопределяется в системе жизненных отношений. Чтобы обеспечить самостоятельное творчество действиями, надо идти от внешних, практических, материальных действий к действиям внутренним, творческим, идеальным. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности современного человека. Проблема данного исследования определяется наличием противоречий: между целями российского общества и недостаточной личностной ориентированностью образования; между интенсивностью исследования проблем творческих способностей учащихся и недостаточной разработанностью вопросов диагностики и формирования творческих личностей; противоречием между ухудшением соматического, психического и психологического здоровья школьников и тенденцией повышения требований к ним для успешной адаптации, усложнение программ обучения. Все еще сохраняется ориентация процесса обучения на «среднего», «типичного» ученика без учета, в достаточной степени, индивидуальных особенностей, наличия нестандартных одаренных детей. Несмотря на многочисленные исследования проблемы творческих способностей, многие вопросы остаются нерешенными и дискуссионными: Что есть творческие способности детей? Каковы условия развития творческих способностей? и др. Исходя из теоретической и практической значимости, актуальности данной проблемы, мы определили объект и предмет исследования, сформулировали цель и задачи исследования, гипотезу. Объект исследования: творческие способности младших школьников. Предмет исследования: виды и методы работы, направленные на развитие творческих способностей детей на уроках русского языка в 3 классе. Цель исследования: выявить влияние применения различных видов и методов работы на развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка. Гипотеза исследования нашего исследования звучит следующим образом: если систематически включать в учебный процесс по русскому языку разнообразные специально отобранные виды и методы работы, то процесс развития творческих способностей младших школьников будет протекать более интенсивно и эффективно. В соответствии с целью и гипотезой исследования мы поставили следующие задачи: 1) изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме; 2) раскрыть сущность понятия «творческие способности» и их значение для развития младших школьников; отобрать специфические методы и виды работы на уроках русского языка в 3 классе для развития творческих способностей учащихся; 4) выявить опытно-экспериментальным путем уровень развития творческих способностей детей и его изменение в учебном процессе; 5) разработать и реализовать конспекты уроков русского языка в 3 классе, направленные на развитие творческих способностей учащихся; 6) провести анализ полученных результатов и сделать выводы об эффективности проведенной работы. Базой нашего исследования стала школа № 2, г. Новотроицка, классы 3 «А» (контрольный) и 3 «Б» (экспериментальный). Исследование носило теоретико-экспериментальный характер и проводилось в 3 этапа: 1 этап: июнь 2005 г.: вычленение проблемы и цели; постановка задач исследования; анализ и обобщение учебных пособий; 2 этап: сентябрь-ноябрь 2005 г. разработка вариантов уроков русского языка; проведение срезовых работ; защита курсовой работы; 3 этап: декабрь 2005 г. - январь 2006 г.: проведение уроков русского языка, направленных на развитие творческих способностей учащихся; выявление, обобщение результатов эксперимента; оформление Выпускной квалификационной работы. При проведении данного исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы по данной проблеме, наблюдение, беседа, экспериментальные методы. Источниками исследования являются фундаментальные концепции, положения и идеи о творческих способностях, условиях и принципах их развития у школьников в учебном процессе (Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, М.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн и др.). ВКР имеет следующую структуру: Введение, в котором определяется актуальность выбранной темы, вычленяются проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования. Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе. В данной главе рассматривается, во-первых, сущность понятия «творческие способности», проблема развития творческих способностей младших школьников в работах отечественных и зарубежных ученых. Во-вторых, виды и методы работы, направленные на развитие творческих способностей детей на уроках русского языка. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа. В данной главе описываются содержание и организация опытно-экспериментальной работы, представлен анализ результатов этой работы. Заключение, где подводятся итоги проделанной работы и оценивается значимость полученных результатов. Список литературы, которая использовалась в ходе работы, насчитывает 29 наименований. Приложение. Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании сущности и особенностей развития творческих способностей младших школьников; в определении видов и форм их эффективного развития на уроках русского языка. Практическая значимость исследования состоит в том, что представленный материал можно использовать в работе с учащимися начальных классов. На защиту выносятся следующие положения: - всестороннее развитие творческих способностей детей - одна из важных целей обучения и воспитания современного образования, - включение в учебный процесс разнообразных видов работы с учетом основных принципов творческого развития ведет к формированию творческих способностей учащихся. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛДАШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1. Сущность понятия «творческие способности» Несмотря на то, что творчество является высшим проявлением феномена человека, оно менее всего изучено. Дело в том, что принципиальная спонтанность творческого процесса делает его неуловимым для естественнонаучных методов. Значительные трудности в определении понятий «способности» и «творчество», отсутствие общепринятого понимания, классификации, разные подходы и концепции еще большее осложняют проблему сущности понятия «творческие способности». Поэтому рассмотрим содержание понятий «способности» и «творческие способности». Во многих словарях термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Талант чаще рассматривается как врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Рассмотрим некоторые определения. Толковый словарь дает следующее определение: «Способность – природная одаренность, талантливость; - умение, а также возможность производить какие-нибудь действия». [16; 746] «Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей и обуславливающие быстроту и легкость обучения способам и приемам». [18; 63] Б.М. Теплов [13; 47] в своих работах рассматривает «способности», «одаренность» и «талант» по единому признаку - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественное своеобразие сочетания возможностей успеха в деятельности. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако, как показывает научный анализ, врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. Задатки — «генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирвания и развития способностей». [18; 20] К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможные предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. В.В. Клименко [8; 99] считает, что способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные и т. д. По широте различаются общие и специальные способности. Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Клименко рассматривает, таким образом, способности как процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции. Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей: - способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы природы (мы слышим, видим, нюхаем и т. д. — все органы чувств работают на этот процесс); способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя (создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание гипотез — завтра сделать то-то и то-то). А.М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Дж. Берлайн, А.В. Брушлинский, Э.А. Голубева, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, Н.Н. Поддъяков, Я.А. Понамарев, И.В. Равич-Щербо, В.М. Русалов, В.М. Теплов и многие другие), выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее: 1) доминирующую роль познавательной мотивации; 2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы; 3) возможности достижения оригинальных решений; 4) возможности прогнозирования и предвосхищения; способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки. При этом А.М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования «творческого человека». [12; 18] В.Д. Шадриков считает, что способности - есть «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности». [30; 258] Структура любой способности включает в себя операционные и функциональные механизмы. В роли операционных механизмов выступают мыслительные операции, которые для каждой функции приобретают конкретное выражение. Развитие способностей осуществляется в процессе жизнедеятельности (учебной, трудовой, игровой). Источником развития способностей выступает противоречие между наличным уровнем развития способностей и требованиями деятельности. Развитие способностей идет за счет овладения операционными механизмами. Важнейшим моментом развития способностей является тонкое приспособление операционных механизмов к условиям деятельности. Развитие способностей представляет собой процесс: - развития функциональной системы, реализующей конкретную психическую функцию, в совокупности ее компонентов и связей; - развития операционных механизмов; - развития оперативности в системе функциональных и операционных механизмов; - овладения субъектом своими способностями через рефлексию и овладения операционными механизмами в плане конкретных психических функций и конкретной деятельности. Рассматривая развитие способностей, мы можем выделим три фактора культурной детерминации: - во-первых, необходимо подчеркнуть тот факт, что ребенок, в отличие от животного, рождается с незавершенным формированием функциональных систем психической деятельности. Они вызревают в течение длительного познавательного периода. Этот процесс детерминируется средой жизнедеятельности; - во-вторых, развитие способностей детерминируется социальными формами деятельности; в-третьих, развитие способностей детерминируется индивидуальными ценностями. Именно эти индивидуальные ценности будут определять качественную специфику способностей. Творческие способности складываются из следующих компонентов: Зоркости в поисках проблем. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта свежесть взгляда и «зоркость» связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью глаз, но главным образом с помощью мозга. Способности к свертыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен постоянный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою из-за этого не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждение от первого до последнего шага. Однако человек обладает способностью длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией. Можно привести много примеров современных научных понятий, в которых синтезировано огромное количество других понятий, фактов и наблюдений. Цельности восприятия. Этим термином обозначают способность воспринимать деятельность целиком, не дробя ее. Сближения понятий. Эта способность проявляется, например, в синтезе острот. Готовность памяти. Когда человек решает проблему, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает и которую сумеет извлечь из памяти. Гибкости мышления. В данном случае речь идет о способности быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому. Способности к оценке. Чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу ее, они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса. Способности к «сцеплению» и «антисцеплению». Человеку присуща способность объединять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним багажом, без чего воспринимаемая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта. Легкости генерирования идей. Не обязательно, чтобы каждая идея была правильной: чем больше идей выдвигает человек, тем больше вероятность, что среди них будут хорошие идеи. Причем лучшие идеи приходят не сразу. Способности предвидения. Стремление заглянуть в будущее и мысленно вообразить его обусловлено самой природой мыслительного процесса, поэтому оно издревле присуще человеку и выражалось не только в науке и мифотворчестве. С давних пор предсказание будущего выделялось в весьма почитаемую, хотя и небезопасную профессию прорицателя. Беглости речи. Легкость формулирования необходима, чтобы облечь мыль в слова. Ее можно выразить и другим кодом, например, аналитически или графически, но словотворческий код – самый универсальный. Изложение результатов на бумаге необходимо для «коммуникации» или обнародования. Способности к доработке. Здесь имеется в виду не просто настойчивость, сообразность и речевой настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к мучительной и кропотливой доводке. К совершенствованию первоначального замысла. Перечисленные выше слагаемые творческих способностей по сути не отличаются от обычных мыслительных способностей. элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены (сильнее или слабее) и по-разному сочетаются между собой. Таким образом, творческие способности присущи любому нормальному человеку. Нужно лишь суметь раскрыть их и развить. |