Никитин В. Ю. Модерн джаз танец. Начало обучения 1998 г
Скачать 0.88 Mb.
|
Координация Координация присутствует во всех разделах урока, везде, где необходимо соединить движения двух или более центров в одной комбинации. Первый этап обучения — координация изолированных центров. Координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движений. Затем эта координация усложняется движением в оппозицию, введением сложных ритмических рисунков. И, наконец, последний этап — координация нескольких центров во время передвижения. Несколько примеров: 1. Свинговое раскачивание головой и пелвисом вперед-назад. 2. То же оппозиционно: голова начинает движение назад, пелвис вперед. 3. Параллельное движение головы и пелвиса из стороны в сторону. 4. То же оппозиционно 5. Полукруги пелвисом и головой справа- налево и слева- направо. 6. То же оппозиционно. 7. Голова двигается вперед-назад, плечи исполняют полукруг спереди- назад и сзади- вперед. 8. То же оппозиционно. 9. Голова исполняет наклон вправо, одновременно подъем вверх левого плеча, то же в другую сторону. 10. Голова исполняет sundari вперед-назад, плечи двигаются вверх-вниз. 11. Голова исполняет крест, в параллель движение пелвисом. 12. Аналогично исполнить квадрат. 13. Аналогично — круг. 14. Оппозиционный крест: голова вперед, пелвис назад, оба центра в нейтральное положение, голова вправо, пелвис влево, нейтральное положение, голова назад, пелвис вперед, нейтральное положение, голова влево, пелвис вправо, нейтральное положение. 15. Аналогично — оппозиционный квадрат. 16. Голова исполняет повороти вправо, влево, одновременно движение грудной клеткой вперед-назад. 17. Голова исполняет круг, одновременно круг кистями, руки во второй позиции. 18 Круг головой и круг предплечьями. 19. Наклон головой вперед-назад, одновременно Battement tendu правой ногой. 20. Крест головой с одновременным трамплинным сгибанием и выпрямлением коленей. Это примеры координации двух центров. Умышленно взяты движения головой в сочетании с другими центрами. И это далеко не полный перечень возможных движений. Если взять сочетания других центров и добавить разнообразные ритмические рисунки, то арсенал движений окажется воистину безграничным. Второй этап обучения — координация трех центров. Например: 1. Голова исполняет наклоны вперед-назад, одновременно плечи двигаются вверх-вниз, а пелвис вправо-влево. 2. Грудная клетка двигается вперед-назад, руки в jerk – position в оппозицию назад - вперед и одновременно Battement tendu правой ногой в сторону.. 3. Руки во второй позиции, кисти двигаются вверх-вниз, пелвис вперед назад, голова наклоны вправо-влево. 4. Приставные шаги — по четыре вправо и влево, руки двигаются по схеме: А-Б-В-2-позиция одновременно на каждый счет наклоны головы вперед и назад. 5. Thrust пелвисом вправо-влево, руки во второй позиции и правым предплечьем на каждый счет круг к себе, одновременно левая рука движется по схеме А-Б-В-2 позиция. Б. Шаги по схеме: два приставных шага вправо, два влево, два вперед, два назад. Одновременно Thrust пелвисом вправо-влево. Одновременно руки исполняют основную схему в обратном порядке: В-Б-А-2-поіиция. На завершающем этапе обучения возможна координация четырех и более центров, т.е. одновременное движение всех центров тела. Во всех вышеуказанных примерах координация осуществлялась одномоментным импульсом, приводящим в движение несколько центров. Второй способ координации — управление, когда один центр через импульс приводит в движение другой центр. Пример: 1. Круг головой вправо. 2. Голова активизирует плечи, которые исполняют круг от себя. 3. Плечи активизируют правую руку, которая исполняет круг от себя в вертикальной плоскости. 4. Рука активизирует грудную клетку, которая исполняет круг вправо. 5. Грудная клетка активизирует пелвис, который исполняет круг вправо. 6. Пелвис активизирует правую ногу, которая исполняет мах по дуге справа- налево. Процесс изучения координации строится от простого к сложному. Первоначально педагог объясняет учащимся, как распределить внимание между движением двух центров. Возможно, один из центров находится в свинговом качаний, тогда он не требует внимания, а все внимание уделяется движению другого центра. На первом этапе желательно использовать в музыкальном сопровождении четные ритмы: 2/4, 4/4, 6/8 и т. д. Затем можно переходить к полиритмии более сложного уровня — нечетные ритмы: 5/4, 7/8, 9/8. Упражнения на полиритмию тесно связаны с координацией, но задача усложняется, поскольку необходимо сочетать не только движения двух и более центров, но и различные ритмические рисунки и размеры. В связи с этим несколько педагогических приемов из опыта практической работы: — объяснить принципы координации и изучить на примерах, — изучить координацию рук при переводе из позиции в позицию, — изучить координацию двух центров, — изучить сочетание шагов с координацией одного центра, начав с рук — изучить оппозиционные движения двух центров, — изучить разноритмическую координацию двух центров — изучить координацию трех и более центров — координация трех и более центров во время передвижения — полицентрия и полиритмия во время передвижения. Возможно, предложенный путь изучения координации поможет в короткое время обучить необходимым навыкам III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА Если техника изоляции заимствована из джазового танца, то движение тела целиком, без изоляции отдельных центров — своеобразие танца-модерн. Основой этой техники служит прежде всего позвоночник, поэтому главная задача педагога развить у учащихся подвижность во всех его отделах. Виды движений: - Наклоны торса; - Твист торса; - Спирали; - body roll ("волны"); - contraction, release, high release; - tilt. Наклоны торса. Техника исполнения: 1. Flat back (плоская спина) или table top (поверхность стола). Речь идет о наклонах, в которых спина, голова и руки составляют одну прямую линию. При наклонах в сторону очень важно наклонять торс без изгиба в грудной клетке. При наклоне назад невозможно достичь угла наклона 90° (как это происходит при наклоне вперед и в сторону), но необходимо стремиться наклониться как можно ниже, сохраняя прямое положение спины. При сгибании коленей и максимальном наклоне торса назад возможно, что плечи исполнителя практически касаются пола. Но даже при этом наклоне нельзя прогибаться. Основная ошибка при исполнении — это запрокидывание головы, поэтому педагогу необходимо следить, чтобы голова находилась на одной линии с позвоночником. Другая распространенная ошибка — непроизвольное округление спины, что особенно заметно у начинающих исполнителей. Поэтому при наклоне вперед необходимо сначала немного выдвинуть грудь вперед и лишь, затем наклониться вниз. При наклоне в сторону не должно бить изгиба в грудной клетке, линия наклона на уровне талии. При всех наклонах ноги являются опорой, а угол между торсом и ногами составляет 90° 2. Deep body bend глубокий наклей вперед, ниже, чем на 90°. При ‘том наклоне спина, голова и руки находятся также на одной прямой линии, но торс наклоняется как можно ниже и если иcполнять этот наклон по второй параллельной позиции ног, то голова и плечи исполнителя должны находиться практически между коленей. Основными ошибками считаются расслабление или округление позвоночника. 3. Side stretch. Наклон в сторону, при котором грудная клетка изгибается. Руки могут находится в третьей позиции, или же при наклоне вправо, правая рука в подготовительном положений, левая рука в третьей позиции. Наиболее целесообразно изучать эти наклоны, держись за станок одной или двумя руками, в положений "лицом к станку" или "боком к станку". Эта группа наклонов может усложняться Demi и grand plie подъемом на полупальцы, одновременным подъемом ноги на 45° или 90°. Однако в любой комбинации основные правила остаются неизменными. Комбинации. Flat back может исполняться крестом, квадратом, flat back в сторону может бsть переведен без изменения высоты во flat back по диагонали. В сочетании с Demi plie, releve и другими движениями ног можно составить большое количество комбинации, которые могут быть использованы. и в разделе "Разогрев" и в разделе "Упражнения для позвоночника". Пример комбинации: И.П. — 2 парал. поз. ног, руки в III поз. 1-4 — flat back вперед. 5-8 — Demi plie, торс сохраняет положение. 1-4 — Вытянуть колени. 5-8 — И.П. 1-4 — flat back вправо, руки в III поз. 5-6 — Перевести в положение flat back диагонально вправо. 7-8 — Перевести в положение flat back вперед. 1-4 — Deep body bend, руки касаются пола. 5-6 — Расслабить позвоночник. 7-8 — Roll ир и И.П. Твист торса Твист или изгиб позвоночника. К этой группе движений относятся наклоны с изменением направления движения. Твист — это движение, т.е. изгиб или загиб, который начинается от головы. Техника исполнения: 1. Curve (керф). Загиб верхней части позвоночника" вперед или в сторону Начинается от головы и исполняется до точки, расположенной ниже «солнечного сплетения». Поясница в этом движений участия не принимает. Основное требование — исполнение «через верх», т.е. первоначально вытянуть позвоночник вверх, а затем исполнить изгиб вперед или в сторону. 2. Агсh — арка. Это вариант сurve , исполняемый назад. Внимание необходимо уделить тому, чтобы не происходило отклонение назад всего торса. Так же, как в предыдущем движений, загиб происходит до поясницы 3. Твист плечей. Движение, начинающееся с закручивания плеч, за которыми поворачивается торс, изменяя плоскость своего расположения. 4. Roll down и roll up. Roll down представляет собой постепенное, начиная от головы, закручивание торса вниз, причем, все позвонки один за другим, должны быть включены в это движение. roll up — обратное движение, подъем и раскручивание позвоночника в исходное положение. Основное внимание при выполнении этих движений обратить на последовательное распространение напряжения от головы вниз по всем позвонкам, одновременно наклоняя торс вниз. При изучении этих движений рекомендуется следующее подготовительное упражнение. И.П. — 2 парал. поз. ног, руки свободно опущены вдоль торса. 1-4 — Загиб головы и плеч вперед- вниз до уровня 7-8 позвонка. 5-8 — Несколько пульсирующих покачиваний на этой точке. 1-4 — Продолжить наклон вниз до уровня 15-16 позвонка, т.е. исключить в движение грудные позвонки. 5-8 — Повторить bounce 1-4 — Продолжить наклон, включив в движение поясницу. 5-8 — Повторить bounce 1-16 — Медленное, начиная от пояснично-крестцового отдела, раскручивание позвоночника в И.П., последней выпрямляется голова. При всех твистовых изгибах педагогу следует внимательно следить за положением головы, поскольку голова никогда не должна двигаться изолированно и выходить из плоскости позвоночника, голова — последний позвонок, начинающий или завершающий движение. Комбинации Твистовые изгибы могут комбинироваться с движениями ног: Demi и grand plie, releve, battement tendu, rond de jambe par terr. Особенно сложными для исполнения являются твистовые изгибы с подъемом ноги на 90° . Положение ноги (прямая, согнутая), а также прием, которым она поднимается могут быть различными (вперед, назад, в сторону), и направление изгиба также зависят от комбинации, но основная сложность заключается в сохранении устойчивости, поэтому основное внимание необходимо уделить точному расположению центра тяжести над опорной ногой. Спирали К этой группе относятся движения, развивающие подвижность позвоночника в тазобедренном суставе. Спирали — это внутреннее движение, оно начинается в тазобедренном суставе, и косточки бедер поворачиваются, приводи в движение позвоночник. Чаще эти движения исполняются в положений «сидя». Положение ног при этом может быть различны. (Подробнее в разделе «Уровни».) Основное внимание педагогу необходимо уделить тому, чтобы движение начиналось именно со смещения тазобедренного сустава, и постепенно захватывало весь позвоночник, последним в движение приходит плечевой пояс. bodyroll ("волны") Если несколько центров последовательно включить в движение по принципу управления, один за другим, то получается как бы волна все-го тела. Например: надо представить, что перед исполнителем на расстоянии 10-15 см находится стена, которой он касается поочередно коленями, пелвисом, грудью, плечами и в заключение — головой. Движение с выпрямлением начинается из положения grand plie по второй параллельной позиции ног. Это фронтальная волна. Аналогично можно исполнить волну назад и в боковой плоскости. Возможно, исполнить волну, перенося вес тела с одной ноги на другую по второй параллельной позиции. При такой волне через воображаемую вертикальную ось перемещается сначала колено, затем пелвис, грудная клетка, плечи, голова. Contraction, release, highrelease Эти основные положения используются во многих техниках современного танца. Прежде всего, необходимо объяснить учащимся, что это не динамические движения. Contraction — это сжатие всех мышц и относительное уменьшение объема тела, которое как бы аккумулирует энергию для дальнейшего движения, которое выполняется одновременно с release. 1. Первоначальное упражнение: И. П. — Лежать на спине, колени согнуты, стопи на полу, руки свободно опушены вдоль корпуса. 1-4 — Поднять вверх пелвис, не поднимая поясницу. 5-8 — Поднять вверх плечи и голову как можно выше. Точкой опоры служит только поясничный позвонок. Исполнить движения на выдохе. Аналогично повторить упражнение, поднимая пелвис и торс одновременно. 2. Следующий этап изучения — в положений «сидя» Наиболее часто для этого используется flog – position. Сначала в этом положений исполнить упражнение на дыхание. Во время вдоха спина вытягивается и напрягается, во время выдоха — округляется и расслабляется. Учащиеся должны запомнить это естественное округление спины и затем повторить его только с помощью мышечного усилия. Contraction, как уже указывалось, начинается в середине таза и постепенно, позвонок за позвонком, распространяется вверх. Последней в движение приходит голова. Положение головы зависит от типа сontraction. При dеер contraction голова запрокидывается назад, но без напряжения в мышцах. Возможен следующий прием для изучения: исполняя dеер contraction, ученики делают выдох через рот, направляв струю воздуха в потолок и произнося гласную "а". При излишнем напряжений шеи звук невозможен. При исполнении dеер contraction в движение приходят ноги и руки. Сокращение ноги приводит стопу в положение flех, колено также сокращается, немного отрываясь от пола, пятка при этом движении с места не сдвигается. Руки сгибаются в локтях, кисти сокращаются. Пальцы как бы изображают лапу птицы, таким образом, сокращение происходит не только в центре торса, но и во всех суставах нашего тела. При исполнении сontraction в центр тела голова может продолжить округление позвоночника и последней наклониться вперед, завершая дугу. Тестом проверки правильности исполнения dеер сontraction служит следующий прием: учащиеся работают в парах. Один исполняет dеер ontraction сидя по второй позиции (ноги разведены в стороны как можно шире), руки во второй позиции. Во время упражнения стопы приходят в положение flех, спина округляется, голова запрокидывается назад. В это время второй партнер подходит сзади и, взяв исполнителя под мышки, немного приподнимает от пола вверх. Если dеер сontraction исполнено правильно, ноги отрываются от пола вместе с торсом. В случае неправильного исполнения ноги остаются на полу. Сontraction — это силовое движение, напоминающее усилие, которое мы затрачиваем при подъеме тяжестей. Особое внимание необходимо уделить положению бедер во время исполнения сontraction . Сидеть необходимо точно на косточках бедер, недопустим откат на копчик. Спина должна первоначально округляться именно в пояснично-крестцовом, а не в грудном отделе. Возможна такая аналогия: позвоночник — это гибкая металлическая линейка, концы которой, голова и таз, остаются неподвижными, а середина оттягивается назад. 3. Затем сontraction изучается в положений «стоя на коленях». Первоначальное упражнение: стоя на коленях, опустить пелвис на пятки. Во время выдоха исполнить сontraction пелвис и поднять его немного вверх, не меняя уровень расположения тела, то есть не поднимаясь вверх. Двигается только пелвис. Затем поднять торс вверх, принять вертикальное положение и исполнить сontraction, начиная движение именно с пелвиса. От пелвиса сжатие и округление распространяется на весь позвоночник и завершает его голова. Так же снизу вверх распространяется и release, то есть расширение тела. Это движение может усложняться движениями других центров, движениями рук и ног. 4. Наконец, последний этап — изучение сontraction в положений «стоя». Сначала упражнения на дыхание, чтобы почувствовать естественное округление позвоночника во время выдоха. Приняв положение Demi plie, начать исполнение сontraction опять-таки от движения пелвиса вперед, затем распространить округление и сжатие на весь торс. В положении «стоя» в движение включаются руки, которые начинают двигаться вперед в тот момент, когда сontraction доходит до грудной клетки. Это помогает дольше удержать положение сontraction: руки служат как бы противовесом к поступательному движению всего тела назад. Упражнение можно выполнять в парах. Один ученик выполняет сontraction, а другой это время, взявшись рукой за пояс партнера, тянет его назад. Release выполняется в тот момент, когда тело исполнителя начинает падать назад. В самый последний момент перед падением назад делается вдох, и тело возвращается в вертикальное положение, немного расширяясь. Руки в этот момент обычно поднимаются в третью позицию. Положение головы При исполнении сontraction в положений «стоя» голова может повторять движение, аналогичное движению в положений «сидя», запрокидываться назад. А может и продолжать линию округления спины и опускаться на грудь. Но в том и другом случае это движение должно быть завершающим. сontraction не нужно путать с положением low back когда спина также округляется, но без напряжения на выдохе. Положение low back — разновидность арки позвоночного столба, который может прогибаться назад и вперед. В отличие от curve округление происходит в пояснице. Release — понятие, противоположное положению сontraction. Тело освобождается и немного расширяется в пространстве. Release выполняется на вдохе. Положение high release — высокое расширение, т.е. положение вдоха гиперболизируется, торс приподнимается и немного прогибается назад, но голова не запрокидывается и перегиб происходит через 7-й позвонок, грудная клетка приподнимается, руки в V-положении вверху. Описание движений, подобных сontraction и release, достаточно сложно, поэтому в практической работе лучше исходить из естественности, натуральности движения. Техника Грэхем, из которой пришли эти понятия, опирается прежде всего на это. Если ученики чувствуют себя комфортно, не испытывают неудобства в этих положениях, значит, они исполнены правильно. А эта правильность в результате приводит к естественности исполнителя в танце. Тilt (угол) Во всех вышеописанных движениях позвоночник изгибался в различных направлениях и в различной динамике. Во время исполнения ІІІІ позвоночник является центральной осью тела, но эта ось несколько смещается от строго вертикального положения. То есть корпус, сохраняя прямую линию, отклоняется вправо, влево или вперед. Обычно Тilt исполняется следующим образом: И. П. — 1 аут-позиции ног, руки свободно опущены вдоль корпуса. 1-2 — Корпус, без изгиба отклоняется вправо. 3-4 — Послать бедро еще дальше вправо, не изменяя положения ног, торс наклоняется влево. В левом боку side сontraction удерживает тело в стабильном положений. Руки поднимаются в третью позицию и вместе с торсом наклоняются влево. Тilt может исполняться и на одной ноге. Другая нога в этот момент быть в положений «у колена» или быть открытой в любом из направлений. При открытии ноги в сторону между торсом и ногой образуется тупой угол. При открытии ноги назад торс наклоняется вперед насколько возможно, сохраняя связь с ногой, т.е. чем выше поднимается нога, тем ниже опускается торс. В законченной форме возможно повышение ноги на 180°, торс опускается вниз до предела, спина сохраняет прямое положение. |