Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОСТРОЕНИЕ УРОКА

  • МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИE УРОКА

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  • Сокращения

  • Обозначения: 1, 2, 3, 4, 5 — позиции ног.I, II, III — позиции рук.Первая, вторая, четвертая, пятая - позиции ног в положении «сидя»УРОК 1

  • Разогрев у станка

  • Никитин В. Ю. Модерн джаз танец. Начало обучения 1998 г


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеНикитин В. Ю. Модерн джаз танец. Начало обучения 1998 г
    Дата02.07.2019
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаnktn-v-dzhaz-modern_4a603b06bbb.doc
    ТипАнализ
    #83530
    страница6 из 26
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

    КОМБИНАЦИЯ ИЛИ ИМПРОВИЗАЦИЯ

    Последним, завершающим разделом урока модерн-джаз танца является комбинация. Здесь все зависит от фантазии педагога и его балетмейстерских способностей. Нет никаких рецептов построения комбинации: они могут быть на различные виды шагов, движения изолированных центров, вращений. Могут быть комбинации в партере, связанные с положениями contraction и release, спиралями и твистами торса, а также с нетрадиционными передвижениями на полу типа перекатов, кувырков и т.п. Комбинации могут быть на основе движении, заимствованных из модных стилей бытовой хореографии.

    Однако главное требование комбинации – ее танцевальность, использование определенного рисунка движения, различных направлении и ракурсов, чередование сильных и слабых движении, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя. Обычно комбинация изучается на протяжение 3-4 уроков, шлифуется и отрабатывается. Возможен путь, когда несколько комбинаций соединяются в единый, хореографически выстроенный номер. Естественно, на первом этапе обучения комбинации должны быть достаточно просты для усвоения, их длительность не должны превышать 32 или 64 такта, затем, совершенствуя и усложняя, педагог должен создавать развернутые комбинации, близкие к законченным возможно сюжетным хореографическим номерам. В них должен быть использован весь арсенал выразительных средств современного танца Возможно, хотя это и занимает много времени, создание полифонических хореографически, произведений, где каждая группа учащихся имеет свой хореографический текст.
    ПОСТРОЕНИЕ УРОКА

    При подготовке урока необходимо разделить материал урока на части и определить для каждой из них время. Нет необходимости каждый раз обязательно использовать все разделы урока, возможна более детальная проработка двух, трех разделов.

    Примерное распределение времени при полуторачасовом занятии:

    Разогрев — 5-7 мин.

    Изоляция — 20 мин.

    Упражнения для развития подвижности позвоночника –

    10 мин.

    Уровни — 15 мин.

    Кросс - 15 мин.

    Комбинации или импровизация — 15 мин.

    В конце каждого урока необходимо иметь несколько минут для восстановление дыхания и нескольких упражнений на расслабление.

    Курс занятий модерн-джаз танцем рационально разделить на три этапа: подготовительный, базовый и продвинутый. Уровень курса зависит от возможностей учащихся.

    На подготовительном этапе должны быть изучены следующие движения.

    В разделе "Изоляция":

    1. Голова: наклоны, повороты, круги, полукруги, sundari. Движения исполняются вперед-назад и из стороны в сторону, диагонально, крестом и квадратом.

    2. Плечи: прямые направления, крест, квадрат, полукруги и круги, «восьмерка», твист, шейк.

    3. Грудная клетка: движения из стороны в сторону и вперед-назад, горизонтальные и вертикальные кресты и квадраты. Начинать крест и квадрат с разных точек.

    4. Пелвис: крест, квадрат, круги, полукруги, «восьмерка», shimmi, jelly roll.

    5. Руки: движения изолированными ареалами, круги и полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком, переводы из положения в положение, основные позиции и их варианты.

    6. Ноги: движения изолированных ареалов (стопа, голеностоп). Переводы стоп из параллельного в выворотное положение. Исполнение всех движений, как по параллельным, так и по выворотным позициям. Ротация бедра, исполнение движений выворотной и невыворотной ногой.

    В разделе "Упражнения для позвоночника" должны быть усвоены следующие положения:

    1. Flat back вперед, назад, в сторону, лимбо, полукруги и круги торсом. Deep body bend. Твист и спирали.

    2. Contraction, release, high release. Contraction в центр тела, side contraction. Положение arch, low back, curve и body roll («волны» — передняя, задняя, боковая).

    В разделе «Координация» изучаются;

    1. Свинговое раскачивание двух центров.

    2. Параллель и оппозиция в движении двух центров.

    3. Принцип управления, "импульсные цепочки".

    4. Координация движений рук и ног. без передвижения. " В разделе "Уровни" изучаются:

    1. Основные уровни: стоя, сидя, лежа.

    2. Упражнения стрэтч- характера в различных положениях.

    3. Переходы из уровня в уровень, смена положения на 8, 4, 2 счета.

    4. Упражнения на contraction и release в положении «сидя».

    5. Твист и спирали торса в положении «сидя» .

    6. Движения изолированных центров.

    В разделе "Кросс. Перемещение в пространстве" изучаются:

    1. Шаги с трамплинным сгибанием коленей при передвижении из стороны в сторону и вперед-назад.

    2. Шаги по квадрату.

    3. Шаги с мультипликацией.

    4. Основные шаги афро-танца.

    5. Трехшаговые повороты и полуповороты на двух ногах

    6. Триплеты с продвижением вперед, назад и по кругу.

    7. Прыжки: hop, jump, leap.

    В разделе "Комбинация или импровизации" изучаются:

    Комбинации на 32 и 64 такта, включающие движения изолированных центров, шаги, смену уровней и т. д.

    На базовом уровне обучения вводятся новые технические понятия

    1. Разогрев с использованием уровне

    2. Комплексы изоляций

    3. Сочетания различных ритмов во время движения.

    4. Комбинации, состоящие из спиралей, твистов и contraction в положении «стоя» и «сидя».

    5. Упражнения стрэтч- характера во всех положениях: «сидя», «лежа», «стоя у станка».

    6. Комбинации шагов в различных направлениях, координация шага и движений изолированных центров.

    7. Вращения на двух ногах и повороты на одной ноге на 360°.

    8. Танцевальные этюды, возможно сюжетного характера.

    В разделе «Разогрев» могут использоваться:

    1. Смена нескольких положений исполнителя во время разогрева (у станка, на середине, в партере.)

    2. Разогрев в положении «сидя» и «лежа», используя упражнения стрэтч- характера. наклоны и твисты торса.

    3. Соединение разогрев в единую комбинацию из нескольких движений.

    Новые понятия в разделе "Изоляция":

    1. Комплексы изоляций.

    2. Голова: комбинации из движений и геометрических фигур, изученных ранее, sundari-квадрат и sundari-круг. Соединение движений головы с другими центрами.

    3. Плечи: комбинации из движений, изученных ранее, разноритмические комбинации, соединение с движениями других центров.

    4. Грудная клетка: круги и полукруги в горизонтальной и вертикальной плоскости, соединение в комбинации движений, изученных ранее, разноритмнческие комбинации.

    5. Пелвис: соединение в комбинации изученных движений, hip lift, полукруги и круги одним бедром.

    6. Руки: комбинации из движений, изученных ранее, соединение с движениями остальных центров, соединение с шагами.

    7. Ноги: соединение в комбинации движений, изученных ранее, соединение движений ног с движениями рук, с движениями других изолированных центров, с движениями торса (спираль, твист, .contraction и release).

    В разделе "Координация" изучаются:

    1. Бицентрия: движения двух центров в параллель и оппозицию.

    2. Перемещение в пространстве шагами с координацией рук и изолированных центров.

    3. Трицентрия в параллельном направлении.

    4. Соединение движений нескольких центров в различных ритмических рисунках.

    5. Использование различных ритмов в исполнении движений, например, один центр исполняет движение медленно и плавно, другой акцентировано и резко.

    В разделе "Упражнения для позвоночника" изучаются:

    1. Соединение в комбинации движений, изученных ранее.

    2. Использование падений и подъемов во время комбинаций.

    3. Соединение contraction и release с одновременным подъемом одной ноги в воздух и перемещение в пространстве.

    В разделе "Уровни" изучаются:

    1. Комбинации с использованием contraction, release, спирали и твиста торса.

    2. Перемещение из одного уровня в другой.

    3. Упражнения стрэтч- характера в соединении с твистами и спиралями торса.

    В разделе «Кросс. Передвижение в пространстве» изучаются:

    1. Комбинации шагов, соединенные с вращениями и стабильными позами (вращение на двух ногах и на одной ноге).

    2. Использование contraction и release во время передвижения.

    3. Вращение как способ передвижения в пространстве.

    4. Комбинации прыжков, исполняемых по диагонали.

    5. Соединение шагов с изолированными движениями двух центров.

    В разделе «Комбинация или импровизация» изучаются:

    Развернутые комбинации с перемещением в пространстве, с использованием смены уровней, различных способов вращения и прыжков.

    Третий уровень, продвинутый, предназначен для профессиональных исполнителей, владеющих не только основами модерн-джаз танца, но и классическим и народно-сценическим танцем.

    Упражнения выполняются по тем же разделам, но полицентрически, полиритмически, с координацией всех центров. Более сложными становятся прыжки и вращения..

    В разделе "Разогрев" изучаются все виды разогрева в комплексной форме. Время для разогрева максимально сокращается.

    В разделе "Изоляция" изучаются:

    Полиритмия и полицентрия. Движения трех, четырех и более центров одновременно, возможно в различных ритмических рисунках и в оппозиционном направлении.

    В разделе "Упражнения для позвоночника" изучаются:

    Соединение всех возможных движений торса (спиралей, твистов, contraction, release, high release, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации, с использованием падений и подъемов, а также с поворотами на одной ноге.

    В разделе «Партер» изучаются:

    Развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров, движений позвоночника (твисты, спирали, contraction и release), падения и подъемов, а также переходы из уровня в уровень. Возможны нетрадиционные способы передвижения: перекаты, кувырки, колеся и другие и т.п.

    В разделе «Кросс. Передвижение в пространстве» изучаются:

    Использование всего пространства класса. Шаги с координацией 3—4-х и более центров, шаг с использованием contraction и release, смены направлений в комбинации шагов. Соединение шагов, прыжков и вращений в единые комбинации. Изучение вращений по кругу и со сменой уровня, а также лабильных вращений.
    МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИE УРОКА

    Подбор музыкального материала целиком зависит от задач урока и его построения. Обычно для разогрева используется ритмическая музыка свингового характера размера 2/4, однако возможна и медленная музыка на 4/4, особенно при исполнении наклонов, спирали торса.

    Для изоляции подходит быстрая, ритмичная музыка с четким акцентом на первую долю.

    Главное в музыкальном материале — простая мелодия: постоянный ритм, не усложненный модуляциями или ритмическими фигурами. Возможно использование только ударных инструментов.

    В разделе «Упражнения для позвоночника» в основном используется музыкальные размеры 4/4 или 3/4, возможны более сложные размеры, но тогда комбинации должны быть «неквадратными».

    В разделе «Кросс. Передвижение в пространстве» выбор музыки зависит от задач и предложенных комбинаций. Шаги афро- танца желательно исполнять под ударные инструменты, причем ритм музыкального сопровождения зависит от типа шага.

    При изучении комбинации на начальном этапе музыкальное сопровождение должно быть с простым мелодическим рисунком и устойчивым ритмом. В дальнейшем может использоваться более сложная музыка различных стилей: поп-музыка, джазовая музыка, симфо- джаз, рок-музыка, музыкальный материал из мюзиклов и музыкальных фильмов.

    Спорным является вопрос о точном соответствии комбинации или упражнения зафиксированному музыкальному отрывку. Некоторые педагоги четко выстраивают упражнения, фиксируют их и каждому подбирают соответствующий музыкальный материал. Другие импровизируют в выборе упражнений в зависимости от музыкального сопровождения, которое идет по принципу "нон-стоп". И в том и в другом случае музыкальный материал должен соответствовать разделу урока, а комбинации должны выстраиваться в зависимости от целей и задач, поставленных педагогом.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Влияние времени — это закон, который никому еще не удавалось обойти ни в политике, ни в науке, ни тем более в искусстве. Более ста лет в США. Затем в Западной Европе и в других странах развивается современный танец различных стилей, манер и направлений. Наконец это развитие коснулось и нашей страны. И оказалось, что ни исполнители, ни хореографы, ни режиссеры не готовы к воплощению нового языка движений. Робкие попытки (более или менее удачные), которые ми сейчас наблюдаем на театральных подмостках — это только первые листочки нового направления.

    Цель этой работы — сугубо практическая: исследование прикладной проблемы. Естественно, невозможно в одной работе исследовать все то многообразие форм и стилей, сравнить технику и теорию тех школ и направлений танца, которые существуют в настоящее время. Сделана лишь первая попытки обобщить практический и теоретический опыт работы, что, возможно, поможет повысить уровень исполнительской культуры, раскроет новые пути поиска теоретиков и практиков танца, даст новый толчок к дальнейшим исследованиям, к совершенствованию в области современного танца и хореографии.

    * В данном пособии приводятся примеры 4-Х уроков дляначинающих. Автор предполагает дальнейшее издание уроков для различных уровней подготовки.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    В описании упражнений не указывается количество повторений. Обычно каждое упражнение повторяется от 4 до 8 раз. Однако в случае, если упражнение или комбинация вызывает затруднение, они повторяется до полного усвоения учениками. Процесс разучивания комбинации или сложного, состоящего из нескольких частей упражнения может происходить двумя путями. Первый путь предполагает медленное изучение каждого положения одного за другим, и затем постепенное увеличение темпа и амплитуды. Второй путь — путь, расчленения комбинации на отдельные секции, состоящие из 2-3 движений, а затем постепенное добавление секции за секцией уже в медленном темпе.

    При изучении иллюстрации необходимо обратить внимание на описание исходного положения или описание самого движения в тексте, т.к. возможны некоторые варианты в расположении рук или позиции, например, на рисунке изображен fiat back с руками в III позиции, а в тексте указано, что руки располагаются вдоль торса. Кроме того, необходимо обратить внимание (особенно в описании комбинации), с какой ноги или в какую сторону исполняется то или иное движение, т.к. на рисунке ракурсы могут не совпадать с описанием, либо изображается движение с другой ноги.

    План класса


    Сокращения:

    И.П. — исходное положение.

    П.Н.. — правая нога.

    Л.Н. — левая нога.

    П.Р.— правая рука.

    Л.Р. — левая рука.

    ин-поз. — закрытая позиция.

    аут-поз. — открытая позиция.

    Обозначения:

    1, 2, 3, 4, 5 — позиции ног.

    I, II, III — позиции рук.

    Первая, вторая, четвертая, пятая - позиции ног в положении «сидя»
    УРОК 1

    Задачи урока:

    а) движение изолированных центров в "чистом виде",

    б) соединение движения одного центра с шагами,

    в) координация рук в изучении положения flat back.

    Разогрев у станка

    Упражнение 1.

    И.П. — Лицом к станку, ноги в 1 парал. поз, положение flat back.

    1.— Demi-plie (puc.l).

    2. — Plie releve (рис.2).

    3. — Вытянуть колени.

    4. — Опуститься на всю стопу.
    И. — Раскрыть стопы в 1 аут-поз.

    5 – 8. – Повторить упражнение.

    И. — Раскрыть стопы, слегка при­поднимая пятки, во 2 парал. поз.

    1-4. — Повторить упражнение.

    И. — Раскрыть стопы во 2 аут-поз.

    5-8. — Повторить упражнение.

    1. — Закрыть стопы во 2 парал. поз.

    2. — Закрыть стопы, слегка при­поднимая пятки в 1 аут-поз.

    3. — Закрыть носки в 1 парал. поз.

    4. — Пауза.

    При исполнении особое внимание обратить на положение спины, строго параллельное полу.

    Упражнение 2.

    И.П. — Спиной к станку, 1 аут-поз. ног. Руки на палке сверху.

    1. — Grand battement П.Н. в сторону в положении attitude (рис.3).

    2. — Так же исполнить grand battement перед корпусом, сделав bruch (рис.4).

    3. Положение 1.



    Рис.3 Рис.4
    4. Повторить положение 2.

    5 – 8. - Повторить с demi-plie на опорной ноге в момент открытия ноги в сторону.

    При исполнения необходимо следить за неподвижностью бедер и вытянутым положением

    стопы.

    Упражнение 3.

    И.П. — Выпад лицом к станку, тяжесть корпуса на Л.Н., П.Н. сзади на полупальцах, колено опорной ноги немного согнуто.

    1. - Опустить П.Н. на пятку, растянув ахилл (рис.5).

    И. - Вернуться в И.П.

    2 И. - Повторить.

    3 И.— Повторить.

    4. - Привести П.Н. passe (параллельно), одновременно подняться на полупальцы оде зной ноги (рис.6).

    И — Вернуться в И.П.

    Так же повторить с Л.Н.

    Рис.6

    Упражнение 4.

    И.П. – Спиной к станку, ноги в 1 парал. поз.

    Повторить упражнение 1.

    Упражнение 5.

    И.П. - Спиной к станку, ноги во 2 парал. поз.

    И. - Release.

    1-4. - Опускать торс вперед- вниз, одновременно demi-plie, грудь между коленей (рис.7).

    5. - Contraction, резко округлить спину, голову опустить вниз (рис.8).

    6-8. - Вытянуть колени и roll up.

    Упражнение 6.

    И.П. - Л.Р. на палке, боком к станку, 1 аут-поз. ног.

    Повторить упражнение 2, grand battement вперед-назад, смена через passe par terre.

    То же повторить с demi-plie на опорной ноге во время броска ноги вперед.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


    написать администратору сайта