Главная страница
Навигация по странице:

  • Принципы движения, заимствованные из джаз-танца

  • Поза коллапса

  • Изолзция и полицентрия

  • Мультипликация

  • Импульс и управление

  • Принципы движения, заимствованые из танца-модерн

  • Методика преподавания модерн – джаз танца

  • Никитин В. Ю. Модерн джаз танец. Начало обучения 1998 г


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеНикитин В. Ю. Модерн джаз танец. Начало обучения 1998 г
    Дата02.07.2019
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаnktn-v-dzhaz-modern_4a603b06bbb.doc
    ТипАнализ
    #83530
    страница2 из 26
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

    ОСНОВНЫЕ ІІРИНЦИПЬІ МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЦА
    Основные принципы модерн-джаз танца относятся, прежде всего, к технике движения. Они сложились в процессе эволюции различных систем танца. Эти принципы были, заимствованы в основном из джазового танца и из танца-модерн, а также из классического балета.

    Принципы движения, заимствованные из джаз-танца

    При анализе африканского фольклорного танца Катрин Данхэм выделила следующие технические особенности этого стиля:

    1. Использование в танце позы коллапса.

    2. Активное передвижение исполнителя в пространстве как по горизонтали, так и по вертикали.

    3. Изолированные движения различных частей тела.

    4. Использование ритмически сложных и синкопированных движений.

    5. Полиритмия танца

    6. Комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца.

    7. Индивидуальные импровизации в общем танце.

    8. Функционализм танца.

    Поза коллапса

    Это понятие ничего общего с медицинским термином не имеет. Речь идет о своеобразном держаний тела, когда нет напряжения и втянутости вверх. Тело свободно и расслабленно, его изгибы немного утрируются, колени согнуты, торс и голова чуть наклонена вперед. При напряжений невозможно движение отдельными центрами, например пелвисом или грудной клеткой, в то время как при достаточном расслабленны такие движения возможны. Основная задача педагога на первом этапе обучения — добиться достаточной свободы позвоночника, чтобы совершать движения различными его частями. Но в то же время тело должно бить достаточно напряженным, чтобы движения были энергичными.

    Изолзция и полицентрия

    В африканском танце тело как бы состоит из отдельных частей-центров: это голова и шея, плечевой пояс, грудная клетка, пелвис (тазобедренная часть), руки и ноги. Эти центры могут пространственно и ритмически независимо двигаться, именно это и создает полицентрию движения. Каждая часть тела или каждый центр имеет свое собственное поле напряжения и свой собственный центр движения.

    Полицентрия — это основополагающий принцип танцевальной техники. Для того, чтобы перевести его в реальную видимость танца, существует технический прием, который называется изоляцией и подразумевает, что каждая часть тела, центр двигается независимо от другого центра. Эта, на первый взгляд, простая задача достаточно сложна для начинающего танцора, так как по анатомическим особенностям нашего тела все центры тесно связанны между собой, и движение, например, головой, естественно вызывает напряжение в плечевом поясе или в грудной клетке. Однако изоляция — это основной технический прием, с которого начинается обучение джаз-танцу.

    Полиритмия

    В джаз-танце центры могут двигаться не только в различных пространственных направлениях, по и в различных ритмических рисунках, метрически независимых друг от друга.

    Полиритмия тесно связана с музыкой. Африканские фольклорные танцы сопровождают исключительно ударные инструменты. Зачастую используются несколько инструментов, каждый из которых ведет свой собственный ритм. Современная музыка, в особенности джазовая, монометрична по своей структуре, т. е. наложения различных ритмиче­ских рисунков не происходит, однако по время импровизации того или иного инструмента на основной, базовый ритм накладывается ритм им­провизации. Это приводит к появлению такого музыкального понятия, как свинг, т. е. определенной пульсации основного ритма, связанного со смещением мелодического рисунка и ритмической основы произведения. Именно это смещение невозможно зафиксировать нотными зна­ками, однако оно очень влияет на танцевальное движение, которое исполняется под свинговую музыку, поэтому танцор должен чувствовать своим телом музыкальный свинг и стараться воплотить его в движении. Отсюда и появляется не только музыкальное, но и танцевальное поня­тия свинга. В танце это понятие означает раскачивание, моторно-ритмическое движение какой-либо части тела или всего тела целиком.

    Примером полиритмичного движения является ударник, который одновременно руками и ногами создает разнообразные ритмы и зачас­тую поет.

    Все вышесказанное относится и к иной по жанру музыке, используемой для создания хореографического произведения. Современная музыка, не только джазовая, в основном очень сложна по ритмической структуре. Особую сложность у исполнителя вызывают нечетные размеры, которые непривычны для эстетики классического балета.

    Это требует внимательного отношения к развитию ритмического восприятия у учащихся.

    Мультипликация

    Это понятие также тесно связано с ритмом. Оно означает, что единое движение раскладывается на составные части, фазируется или мультиплицируется.. Однако количественное увеличение танцевальных акцентов не должно приводить к увеличению музыкального такта. Говоря иными словами, в четырехдольном такте делается несколько акцентов в промежутках между основными долями такта. Мультиплици-рованные движения могут быть неодинаковыми по времени и нерегулярными. Они могут занимать весь такт, но могут и только какую-либо его часть. Рассмотрим мультипликацию на примере шага. Шаг — это не только движение, связанное с перемещением в пространстве, но и перенос веса тела с одной ноги на другую. При мультипликации в промежутке между шагами исполняется несколько движении, но только одно связано с переносом веса тела. Варианты мультиплицированных движений будут более подробно рассмотрены в дальнейшем.

    Координация

    При движении двух или более центров одновременно возникает необходимость их скоординировать. Координация осуществляется двумя способами: импульсом, при котором два или несколько центров приводятся в одновременное движение, либо применяется принцип управления, т.е. центры включаются в движение последовательно. Координировать могут самые различные центры: голова и пелвис, руки и голова, плечи и голова. Менее употребительна координация головы и груд­ин но и она возможна. Плечи могут координироваться с головой, пелвисом, руками и ногами. Пелвис сочетается с головой, грудной клеткой, плечами, руками и ногами. Сложна и эффектна координация с грудной клеткой, так называемый "оппозиционный крест", при котором движение строится по следующей схеме: грудная клетка — вперед, пелвис – назад, грудная клетка — вправо, пелвис — влево, грудная клета - назад, пелвис — вперед, грудная клетка — влево, пелвис —вправо.

    В этом примере движения центров направлены в противоположные стороны, то есть в оппозицию. Однако возможно и параллельное движение двух центров. Параллель и оппозиция могут встречаться и внутри одногоцентра, между ареалами центров. Ареалом называется часть центра, например, в руке это кисть и предплечье, в ноге — стопа и голеностоп.

    Импульс и управление

    В джаз – танце существует понятие, на первый взгляд, противоречащее изоляции, когда один центр активизирует другой центр, как бы управляет им; но при управлений заметен временной разрыв между движениями. Первоначально начинает движение один центр, затем через определенный промежуток времени — другой, третий и т. д. При активизации центра мы затрачиваем определенное мышечное усилие, которое и называется импульсом. Импульсная техника важна не только при последовательном движении центров, но и в движении всего тела целиком. Импульс всегда исходит из так называемого «центра тела». Важной анатомической точки, которая расположена в центре тела. Там же расположен и центр тяжести, работа с которым является важной задачей обучения в техниках Грэхем, Хоккинса, Каннингема.

    Принципы движения, заимствованые из танца-модерн

    Как уже било рассмотрено ранее, развитие той или иной системы танца-модерн связано с именами крупных педагогов, балетмейстеров, исполнителей. Эти системы базировались прежде всего на определенном философском подходе к движению. Это выражалось в постановках, однако подготовка исполнителей заставляла искать особую индивидуальную систему обучения. В танце-модерн, в отличие от джазового танца, все тело исполнителя принимает участив в движении, таким образом, в основном двигается позвоночник. И именно работа над подвижностью позвоночника лежит в основе многих систем танца-модерн. Так, например, в технике М.Грэхем основой движения служит contraction и release (сжатие и расширение) которое исполняется в центр тела. В технике Д. Хамфри, а затем X. Лимона позвоночник расслаблен и свободен и движение исполняется за счет падения и подъема тяжести корпуса, т.е. движение строится по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (sustain) ,и обратный возврат (гесоvегу). В технике М. Каннингема большую роль играют различные спирали и изгибы позвоночника в соединении с движениями ног, заимствованными из экзерсиса классического танца. Модерн-джаз танец в некоторых разделах урока заимствует из различных техник упражнения, направленные на развитие подвижности позвоночника.

    Сontraction и release

    Эти два термина связаны с положением торса, рук и ног.

    Сontraction — сжатие, сокращение, т. е. относительное уменьшение объема тела или части. Наиболее распространено в центр тела, однако оно может быть и боковое, а также contraction руки или ноги. Противоположное понятие release —т. е. расширение, когда тело или его часть расширяется в пространстве.

    Сontraction и release тесно связаны с дыханием. Сontraction исполняется на выдохе, release на вдохе. Взаимосвязь дыхания и движения приводит к естественности, придает динамическую окраску движениям.

    Сontraction не является динамическим движением, т. е. сжатие происходит за счет сокращения мышц, а не за счет их движения. И — важная особенность —во время сontraction происходит как бы аккумуляция внутренней энергии, которая затем выплескивается во, время release и какого-либо движения.

    Сontraction и release — это базисные понятия, заложеные в технике Грэхем, а затем заимствованные различными другими системами. Как говорила в личной беседе с автором Джин Радди, педагог центра американского танца Алвина Эйли и Джульярдской школы танца, Марта Грэхем утверждала, что

    сontraction начинается в глубине таза, между берцовыми костями, а затем распространяется вверх, захватывая весь позвоночник, последней в движение приходит голова. Аналогично, снизу вверх, исполняется и release. Это замечание очень важно, поскольку зачастую сontraction исполняют в солнечное сплетение, что является серьезной ошибкой. К обучению сontraction педагогу необходимо подходить очень внимательно.

    Уровни

    Модерн-джаз танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали! Расположение исполнителя на полу (в партере) употребляется достаточно часто. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней: стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа. Кроме того, существуют так называемые акробатические уровни: шпагаты (поперечный и продольный), "мост", стойка на руках, стойка на лопатках ("березка"), колесо.

    Методика преподавания модерн – джаз танца

    В уроке модерн-джаз танца нет такой определенной последовательности движений, как это существует в классическом танце. Зафиксирована только техника преподавания школы Марты Грэхем. К наиболее устоявшимся школам относятся школа Д. Хамфри, школа Г. Джордано, школа М. Меттокса, школа М. Каннингема. Многие педагоги, изучив основные базовые школы, создают собственную систему преподавания, объединяющую несколько направле­ний.

    Сравнивая методы различных педагогов, совершено четко можно выделить следующие разделы урока:

    1. Разогрев

    2. Изоляция

    3. Упражнения для позвоночника

    4. Уровни

    5. Кросе. Передвижение о пространстве

    6. Комбинация или импрооизация.

    Теперь более подробно рассмотрим функциональные задачи каждого раздела, методику преподавания и педагогические приемы.

    1. РАЗОГРЕВ

    Задача этого урока — привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть все мышцы. В отличие от классического тренажа с определенной последовательностью упражнений в модерн-джаз танце существуют различные способы разогрева: у станка, на середине и в партере. По функциональным задачам можно выделить три группы уп­ражнений.

    Первая группа — это упражнения стрзтч-характера , т.е. растяжение, связанные со статическим напряжением мышц различных частей тела.

    Вторая группа упражнений связана с наклонами и пово­ротами торса. Они помогают разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и его отдели (именно на позвоночник падает основная нагрузка в дальнейших частях урока). Эти упражнения эффективнее всего стоя или в партере.

    Третья группа упражнений связана с разогревом ног. Здесь много заимствований из классического экзерсиса. При сочетании всех уп­ражнений достигается необходимый разогрев различных групп мышц.

    Возможна следующая система разогрева, которая, естественно, может варьироваться в зависимости от задач урока:

    1. Упражнения у станка: перегиби и наклони торса, растяжки в положениях "рабочая нога на полу" и "рабочая нога на станке", (demi I grand plie по п араллельным и выворотным позициям, упражнения для разогрева стопы и голеностопа)

    2. Разогрев на середине зала: спирали и изгибы торса, наклоны; упражнения на напряжение и расслабление; упражнения для разогрева позвоночника, заимствованные из урока классического танца.

    3. В партере: упражнения для позвоночника, упражнения стрэтч-характера, упражнения для разогрева стопы и голеностопа.

    Педагог имеет возможность выбрать тот разогрев, который наиболее полно готовит тело исполнителя для дальнейших нагрузок, необходимых для выполнения задач урока. Темп разогрева также может бить различен: упражнения в медленном темпе, построенные на статическом напряжении, или упражнения. выполняемые в быстром темпе.

    О длительности разогрева. Многие молодые педагоги стараются максимально насытить этот раздел урока, однако это не приводит к положительным результатам: учащиеся быстро устают и эффективность дальнейших упражнений снижается. Разогрев должен состоять из 5-10 упражнений на различные группы мышц. Возможно сочетание нескольких движений в единую комбинацию, которая обязательно исполняется с двух ног и во всех направлениях. Возможно также изменять расположение исполнителя, например, несколько упражнений у станка сочетать с упражнениями на середине или упражнения на середине выполнять с изменением уровней, т. е. несколько упражнений выполняются в положении «стоя», затем «сидя» и «лежа» или наоборот из положения «лежа»,постепенно подняться в положение «стоя». Здесь нет четких правил и законов, все зависит от уровня подготовки группы (естественно для слабо подготовленных учащихся требуется больше времени для разогрева).

    Достаточно спорным является использование в разогреве прыжков. Многие педагоги придерживаются точки зрения, что тело исполнителя еще не готово к таким нагрузкам. Однако автор этого пособия на практике убедился, что маленькие прыжки типа pas saute или emboite в конце разогрева хорошо активизируют мышцы и являются своеобразной кульминацией перед следующим более спокойным разделом урока.

    2. ИЗОЛЯЦИЯ

    Эта часть урока более насыщена упражнениями, чем предыдущая. И если в разогреве все тело активизируется, то при изоляции происходит дополнительный разогрев мышц различных частей тела.

    Сначало педагогу необходимо добиться достаточной свободы тела учеников, т.е. научить держать положение коллапса. Для этого используется несколько упражнений на напряжение и расслабление всего тела с тем, чтобы учащиеся более свободно распределяли напряжение на позвоночник.

    Изоляции, как правило, подвергаются все центры — от головы до ног. (Например, расслабленное падение вниз или в сторону торса, напряжение всего тела вверх за руками, а затем падение на колено, расслабляя торс и руки.) Однако возможны комбинации, когда последовательно исполняется одно движение головой; одно плечами, одно грудной клеткой, одно руками, одно пелвисом, одно ногами. При исполнении подобных "цепочек" очень важно использовать принцип управления, т. е. из одного центра передавать импульс в другой.

    Первоначально все движения изучаются в "чистом" виде, причем, возможно исполнение двумя способами: медленное сжатие и расширение (например, медленный наклон головы вперед и максимальный наклон головы назад) или резко достичь максимального положения. Но в том и другом случае центр, приведенный в движение, должен достигать своего крайне возможного положения. Второй этап обучения — соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг. Следующий этап — соединение в более сложные геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры. И, наконец, последний этап — соединение движений нескольких центров (об этом подробнее в разделе "Координация").

    Основная задача педагога во время изучения движений изолированных центров — следить за тем, чтобы движения били действительно изолированными, чтобы во время движения одного центра не двигался другой. Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, так как анатомически все центры тесно связаны.

    Теперь рассмотрим движения изолированных центров и технику их исполнения:

    Голова

    Виды движений:

    • наклон вперед и назад,

    • наклоны вправо и влево,

    • повороты вправо и влево,

    • sundari вперед-назад и из стороны в сторону.

    Техника исполнения:

    - при наклоне вперед подбородок касается груди, при наклоне назад затылок касается позвоночника;

    - при наклоне в сторону голова строго горизонтальна и ухом необходимо стараться коснуться плеча; подбородок направлен точно вперед, не смещаясь вверх или вниз;

    - при поворотах голова строго вертикальна, подбородок параллелен плечу; голова не должна запрокидываться, а поворачивается вокруг воображаемой вертикальной оси;

    - при исполнении sundari происходит смещение только шейных позвонков вперед-назад или из стороны в сторону; голова сохраняет строго нейтральное положение, подбородок направлен точно вперед, смещение происходит за счет удлинения и сокращения мышц шеи.

    На основании четырех основных движений можно составить большое количество комбинаций, которые могут исполняться с различными акцентами в тех или иных точках и в различных ритмических рисунках.

    Наиболее распространенные комбинаций:

    Крест. Наклон вперед-центр в сторону (вправо или влево) назад в другую сторону, каждый раз возвращаясь в центр.

    Квадрат. Те же направления: вперед-вправо-назад-влево, без возврата в центр.

    Круг. Слитное соединение всех направлений.

    Фиксированный полукруг. Поворот вправо, слитный перевод влево, касаясь подбородком груди.

    Свинговый полукруг. Свободное раскачивание головой справа-налево, шея максимально расслаблена

    Sundari — крест. Голова вперед-центр-смещение, вправо-центр-смещение назад-центр-влево-центр.

    Sundari — квадрат. Исполняется аналогично, но без возврата в центр.

    Sundari — круг. Исполняется аналогично, но все точки соединяются в слитном движений.

    Sundari может также исполняться по диагонали, а круги головой могут исполняться в очень быстром темпе в расслабленном положений торса и шеи. Это последнее упражнение носит название зкстаз. Длительное исполнение подобного упражнения может привести в трансовое состояние, поэтому нельзя задавать более 8 кругов в одну сторону и не разрешать закрывать глаза во время исполнения. Очень часто упражнения для головы могут привести к некоторой потере ориентации в пространстве и головокружению. В этом случае необходимо прекратить упражнение.

    Усложненная комбинация движений головой:

    1 — наклон вперед,

    2 — наклон назад,

    3 — наклон вправо,

    4 — наклон влево,

    5 — поворот вправо,

    6 — поворот влево, ■

    7 — Sundari вперед,

    8 — центр.

    Еще один пример комбинаций:

    1-8 — Крест вперед-центр-вправо-центр-назад-центр-влево-еснтр,

    1-8 — так же повторить влево,

    1-8 — два раза исполнить квадрат вправо,

    1-8 — так же влево,

    1-8 — четыре круга вправо,

    1-8 — так же влево.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


    написать администратору сайта