Главная страница
Навигация по странице:

  • Техника исполнения

  • Грудная клетка Виды движений

  • Наиболее распространенные комбинации

  • Позиции рук

  • Отметим положения

  • Никитин В. Ю. Модерн джаз танец. Начало обучения 1998 г


    Скачать 0.88 Mb.
    НазваниеНикитин В. Ю. Модерн джаз танец. Начало обучения 1998 г
    Дата02.07.2019
    Размер0.88 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаnktn-v-dzhaz-modern_4a603b06bbb.doc
    ТипАнализ
    #83530
    страница3 из 26
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

    Плечи:

    Виды движений:

    подъем одного или двух плеч вверх,

    • движение плеч вперед-назад,

    • твист плеч,

    • шейк плеч.

    Техника исполнения:

    - При подъеме плеч лопатки поднимаются вверх, руки вытянуты в локтях (наиболее распространенной ошибкой является сгибание локтей при подъеме плеч вверх). Первоначально необходимо изучить следующее упражнение: плечи вверх-центр, плечи вниз-центр. Затем можно переходить к изучению перемещения плеч из крайней верхней в крайнюю нижнюю точку;

    - При движении вперед и назад основное внимание необходимо уделить тому, чтобы добиться движения именно плеч, без движения грудной клетки;

    - При твисте (изгиб) происходит резкая смена направлений в движений плеч (например: одно плечо вперед — другое назад, одно вверх — другое вниз);

    - При шейке (трясти, встряхивать) исполняется волнообразное потряхивание плечами за счет расслабления мышц плечевого пояса и перемещения плеч в очень мелком и быстром движении вперед – назад. Это напоминает движение из цыганского женского танца. Шейк может начаться в плечевом поясе, затем охватить грудную клетку, пелвис и все тело целиком.

    Наиболее распространенные комбинаций:

    Крест. Вперед-центр-вверх-центр-назад-центр-вниз-центр. Крест может начинаться в любом направлений; возможны акценты в той или иной точке.

    Квадрат. Исполняется аналогично кресту, но без возврата в центр. Все точки квадрата должны бить равноудалены от центра.

    Полукруги. Могут исполняться одним и двумя плечами одновременно. Наиболее распространены полукруги спереди-назад и сзади-вперед через верхнюю точку, однако возможен переход и через крайнюю нижнюю точку.

    Круг. Исполняется в двух направлениях — к себе и от себя; может исполняться двумя плечами одновременно и каждым отдельно.

    Восьмерка. Два круга, которые исполняются поочередно: начинает правое плечо, при достижении им крайней верхней точки приходит в движение левое плечо. Так же, как и круги, «восьмерки» могут исполняться к себе и от себя. Главное при исполнении «восьмерки» — удержать центральную ось, чтобы оба плеча били равноудалены от центра.

    На продвинутой ступени обучения могут использоваться различные комбинации более сложного порядка, состоящие из нескольких разнообразных элементов, возможно в различном ритмическом рисунке.

    Грудная клетка

    Виды движений:

    * движение из стороны в сторону

    * движение вперед - назад,

    * подъем и опускание

    * твист

    Несмотря на то, что возможных движений грудной клетки довольно много - это и центр наименьшей подвижности. Поэтому развитие его подвижности - важная задача педагога. Прежде чем приступить к изучению движения необходимо объяснить учащимся, что должна двигаться только рудная клетка, только ребра, без движений плеч или пелвиса

    Техника исполнения:

    * при движении грудной клетки из стороны в сторону на первом этапе обучений необходимо прибегнуть к помощи рук, которые вытянуты в сторону на уровне плеч, локти вытянуты, а кисти сокращены. Вытягивая правую руку в сторону, необходимо добиться того, чтобы грудная клетка двигалась, вправо за рукой. Аналогично влево. Затем руки переводятся в подготовительное положение или в пресс-позицию, и движение грудной клеткой из стороны в сторону происходит изолировано.

    * при первоначальном обучении движению вперед-назад также приходится прибегать к помощи рук. Руки во второй позиции. При резком сгибании локтей, направленных за поясницу, грудная клетка автоматически выводится вперед. Необходимо почувствовать это движение и постараться повторить без помощи рук. Аналогично изучается движение грудной клетки назад, но руки предплечьями закрываются вперед, ладони продавливают грудную клетку назад;

    * подъем грудной клетки первоначально осуществляется в ритме дыхания: при вдохе грудная клетка поднимается, при выдохе опускается. Затем это движение исполняется при помощи мышц ;

    *твист. Вариант 1 — правое или левое плечо поднимается вверх, но не изолируется, грудная клетка естественно поднимается диагонально вверх вправо, а в левом боку возникает сжатие. Вариант 2 — торс исполняет спираль вправо или влево, а затем движение грудной клеткой из стороны в сторону.

    Наиболее распространенные комбинации:

    Крест. Исполняется как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Горизонтальный крест: вперед –центр – вправо – центр -назад центр –влево - центр. Вертикальный крест: вверх- центр- вправо- центр- вниз- центр- влево- центр. Так же, как в движениях других центров, крест можно начинать с любой точки и в любом направлений.

    Квадрат. Исполняется по тем же направлениям, что и крест, но без возврата в центр. Может бить в горизонтальной и в вертикальной плоскости.

    Полукруги. Исполняются справа- налево и слева- направо через крайнюю переднюю точку.

    Круги. Исполняются в горизонтальной и вертикальной плоскости за счет слитного соединения всех направлений.

    Изучение движений грудной клетки идет, как и в других случаях, от простого к сложному, но здесь этот принцип должен соблюдаться с особой тщательностью: подготовительные упражнения, движения в "чистом" виде, затем комбинации.

    Задача педагога — добиться мышечной свободы, так как при зажатых мышцах и несвободном позвоночнике движения грудной клеткой невозможны.

    Пелвис (бедра)

    Движение пелвисом — наиболее эффектное, часто встречающееся в африканских и латиноамериканских танцах — дает большое количество разнообразных комбинации. Иногда будет встречаться выражение "подъем бедра" (в этом случае речь идет о движениях лишь внешней передней стороны тазобедренного сустава, а не о части ноги от колена до паха).

    Виды движений:

    • движение вперед-назад,

    • движение из стороны в сторону, ,

    • hip lift –подъем бедра вверх,

    • shimmi

    • jelly roll

    Техника исполнения движений:

    • при движений вперед пелвис чуть приподнимается и резко посылается вперед. При движений назад поясница остается. на месте и между ней и ягодицами образуется арка. Колени согнуты направлены точно вперед (очень важно сохранять неподвижность коленей при движений);

    • движение из стороны в сторону может бить двух видов: просто смещение из стороны в сторону, не повышая и не понижая пелвиса, или движение по дуге, полукругу, который проходит через крайнюю нижнюю точку. Такое движение обычно используется во время свингового раскачивания пелвиса из стороны в сторону;

    • при подъеме одного бедра вверх "рабочая" нога должна бить "без веса", стоять на полупальцах или бить немного оторванной от пола (нежелательно помотать подъему бедра сгибанием и разгибанием коле­на или подъемом и опусканием пятки). При подъеме одного бедра в подреберье на уровне диафрагмы возникает сжатие;

    • движение shimmi было заимствовано из одноименного танца и заключается в спиральном закручивании пелвис вправо или влево;

    • jelly roll похож на шейк пелвиса: максимально расслабленные глубокие мышцы ягодиц сокращаются и расслабляются, что вызывает дрожание пелвиса.

    Наиболее распространенные комбинации:

    Крест. Вперед- центр- вправо- центр- назад- центр- влево- центр. Как и во всех остальных движениях изолированных центров, он может исполняться двумя способами: резкий, стакаттированный толчок — thrust, и медленное сжатие — contraction.. Крест может начинаться с любой точки; возможны акценты.

    Квадрат. Исполняется по тем же направлениям, что и крест, но без возврата в центр. Основное внимание следует уделить неподвижности коленей и равноудаленности всех точек от центра.

    Полукруги. Исполняются слева- направо и справа- налево как через переднюю крайнюю точку, так и через заднюю крайнюю.

    Возможно соединение полукругов в одной комбинации:

    * 1-2 — Полукруг слева- направо через переднюю точку.

    * 3-4 — Так же справа- налево.

    * 5-5 — Полукруг слева- направо через заднюю точку.

    * 7-8 — Так же справа- налево.

    Круги. Исполняются вправо и влево. Основное внимание также уделяется неподвижности коленей.

    Диагональный крест:

    И — Поворот пелвиса спирально вправо.

    1. — thrust пелвисом вперед (спираль сохраняется).

    2. — thrust назад.

    И — спираль диагонально влево.

    1. — thrust вперед.

    2. — thrust назад.

    «Босьмерка». Правое бедро выдвигается направо по диагонали, затем полукруг и возврат назад. При возврате правого бедра аналогично начинает двигаться левое. На начальной стадии обучения можно использовать трамплинное сгибание коленей, которое дает дополнительный толчок для движения бедер. В дальнейшем необходимо научиться исполнять "восьмерку" изолированно.

    Полукруг одним бедром. В этом случае "рабочая" нога должна находиться без веса. Полукруги одним бедром могут исполняться наружу и вовнутрь.
    Руки

    Руки имеют максимальную возможность движения, множество различных положений, описывать которые здесь нет необходимости. Достаточно дать основу, принципы движения.

    1. Руки могут двигаться вытянутые, без изгибов. Две руки могут исполнить множество сочетаний в различных плоскостях (впереди, вверху, сзади).

    2. Каждая часть руки — кисть, предплечье, пальцы — может двигаться изолированно или в сочетаний друг с другом.

    3. Устоявшиеся положения рук, которые используются различными системами танца и считаются позициями, в модерн-джаз танце более свободны. Это связано прежде всего с разнообразным положением кисти, которая может быть вытянута, может бить сокращена, может поворачиваться в любом направлений. Локоть также может вытянут и оголен. Таким образом, основные позиции могут иметь большое количество вариантов, связанных с положением кисти и локтя.
    Позиции рук:

    Нейтральное или подготовительное положение, аналогичное подготовительному положению классического танца. Руки расположены вдоль торса, локти и кисти могут бить округлены или вытянуты.

    Pressposition. Локти согнуты, ладони впереди на косточках таза либо на диафрагме.

    Первая позиция. Руки перед торсом (в округленном или вытянутом положений). Кисти могут бить направлены вниз, в сторону, друг к другу.

    Вторая позиция. Аналогична классическому танцу (руки раскрыты в сторону на уровне плеча), положение локтя и кисти может варьироваться.

    Третья позиция. Руки над головой. Они могут быть округлены и аналогичны III позиции классического балета, но могут бить вытянуты в локтях и напряжены.

    Jerkposition. Это специфическая позиция модерн-джаз танца. Руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак, либо выпрямлены, предплечья параллельны полу и располагаются на уровне диафрагмы сбоку от торса.

    Это основные позиции. Однако очень часто в практике встречаются положения, которые нельзя рассматривать как позиции, но их употребление придает большее разнообразие движениям рук во время урока.

    Отметим положения:

    V-положения. Эти положения между основными позициями, кисть в положений jazz hand, т.е. пальцы напряжены и расставлены. V-положение может быть:

    а) внизу между подготовительной и второй позицией,

    б) впереди между первой и второй позициями,

    в) вверху между второй и третьей позициями.

    А-Б-В-положения. Эти положения часто используются в единой комбинации.

    А — локти наружу, ладони около груди (иногда это положение называют второй закрытой позицией),

    Б — локти опущены вниз, ладони около плеч.

    В — положение аналогично третьей позиции с вытянутыми локтями, затем руки раскрываются во второй позиции. Это основная схема, которая имеет множество вариантов.

    Ноги

    Ноги — выполняют двойную функцию: передвигают тело в пространстве и выполняют самостоятельные движения. Здесь рассмотрим движения ног без перемещения.

    Позиции ног:

    В настоящем пособии использованы позиции ног системы Джордано

    Первая позиция. Имеет три варианта:

    параллельное положение — стояпы параллельно друг другу; аут-позиция — аналогична первой позиции классического балета;

    ин-позиция — носки вовнутрь и соединены, пятки наружу.

    Вторая позиция. Также имеет три положения:

    параллельное положение — стопи параллельны и между ними расстояние, равное одной стопе;

    аут-позиция, аналогична 2-й позиции классического балета; ин-позиция — носки повернуты вовнутрь, но не соприкасаются, пятки наружу.

    Третья позиция. Имеет только один вариант, который аналогичен классическому: стопи развернуты в выворотное положение, пятка впереди стоящей ноги находится в середине стопи сзади стоящей ноги.

    Четвертая позиция имеет два варианта:

    аут-позиция — аналогична классическому балету; параллельное положение — стопи стоят на одной линии одна перед другой, расстояние между ними равно длине одной стопи.

    Пятая позиция. Также имеет два варианта:

    аут-позиция — аналогична классическому балету; параллельное положение — стопи параллельны и находятся рядом, одна стопа чуть впереди другой (примерно на половину ступни).

    Отдельные части ноги — стопа, голеностоп — могут двигаться изолированно. Стопа может натягиваться и сокращаться. Кроме того, стопа может делать ограниченные движения из стороны в сторону, а также вращаться. Естественно, все эти движения могут исполняться только свободной ногой, т. е. стопа должна быть оторвана от пола. Голеностоп, так же, как стопа, может совершать движения из стороны в сторону и вперед-назад, кроме того, возможны круговые движения голеностопом, напоминающие rond de jambe en l'air классического танца. При всех этих движениях основное внимание уделяется неподвижности колена.

    Движения стопы могут исполняться только в свободном состоянии, однако перемещение стопы вовнутрь и вовне связаны с движением нагруженных стоп. Обычно они применяются при переходе из одной позиции в другую. Примером такого рода движений может служить русская гармошка. Возможны любые способы такого типа движений: две стопи могут передвигаться по очереди и одновременно, возможно движение одной стопи вовнутрь, а другой наружу и т. д.

    Еще несколько движений, которые используются во время урока:

    Catch step. Несмотря на то, что в этом сочетании присутствует слово step (шаг), к шагам оно не имеет отношения. В основе его лежи перенос веса тела с одной ноги на другую без передвижения в пространстве. Это движение может исполняться по второй параллельной или четвертой параллельной позиции; колени при этом сгибаются, вес тела переносится с одной ноги на другую. По своей сути движение напоминает degage классического танца.

    Ргаnсе. Это движение служит для развития подвижности стопи и состоит из быстрой смени следующих положений:

    И. П. — І аут-поз.:

    — поднять вверх пятку правой ноги, на полупальцы, колено согну-то,

    — оторвать стопу от пола на высоту 10-15°, натянув стопу,

    — вернуть стопу в предыдущее положение,

    — И. П.

    Так же повторяется с левой ноги.

    Kick (пинок). Движение, напоминающее grand battement developpe классического танца. Обычно исполняется по четвертой параллельной позиции: "рабочая" нога отводится назад на полупальцы, оба колена сгибаются; резко выпрямляя опорное колено через параллельное разве, резкий бросок вперед "рабочей" ногой. Так же исполняется кick в сторону. "Рабочая" нога также находится сзади на полупальце, оба колена согнуты. Выпрямляя опорную ногу, исполняется резкий бросок "рабочей" ногой в сторону через положение выворотного раssе. Возврат в исходное положение происходит также через раssе.

    Layout. При исполнении всех вышеописанных движений торс оставался неподвижным, т. е. позвоночник находился в строго вертикальном положений. При исполнении Lay out при подъеме ноги на максимально возможную высоту в любом из направлений торс отклоняется в противоположном направлений. Таким образом, нога и торс образуют прямую линию при открытии ноги в сторону и назад или же угол при открытии ноги вперед. Для разогрева тазобедренного сустава очень часто используется свинговое раскачивание ноги, согнутой в положений attitude вперед- назад или же в сторону. В модерн-джаз танце термин attitude относится к положению согнутой в колене под тупым углом ноге, а не к позе attitude efface или croiseе как это существует в терминологии классического танца.

    Все вышеописанные движения для ног созданы в процессе эволюции модерн-джаз танца, однако многие движения именно для тренировки ног были заимствованы из классического экзерсиса. Эти движения могут несколько видоизменяться по ритму, по акцентировке, но по своей функциональной нагрузке выполняют ту же задачу, что и в уроке классического танца.

    Demi и grandplie. Исполняется по всем параллельным и выворотным позициям. Возможно изменение динамики исполнения (например, медленное сгибание и быстрое вытягивание коленей), а также сочетания с движениями торса (спирали, твисты, наклоны), и координация с движениями изолированных центров. Зачастую изменяются позиции рук.

    Battement tendu и Battement tendu jete. Исполняется не только по выворотным, но и по параллельным позициям. Также может изменяться динамика исполнения. Возможно исполнение этих движений в сочетании с сокращенной стопой. Возможна координация с движениями других изолированных центров. Особенно эффектна координация с руками.

    Все эти изменения в исполнении классических движений относятся и к другим движениям классического экзерсиса: rond de jambe par terr, battement frappe, battement fondu, rond de jambe en l'air, grand battement. Практически не используются движения, развивающие "мелкую технику": petit battement, battu, ballotte и т.д.

    Adagio. В различных школах по разному относятся к подъемам ноги на 90° и позам. Подъемы ног, типа battement releve lent, battement developpe, положение а lа seconde, достаточно часто используются в уроках модерн-джаз танце. Однако часто эти движения видоизменяются, например, исполняются: в невыворотном положений, с сокращенной стопой и т. д.

    Использование Adagio в уроке зависит прежде всего от базовой подготовки исполнителей, от их физических возможностей и от задач обучения. Автор настоящей работы придерживается мнения, что учащиеся должны получать базовую подготовку на уроках классического танца в чистой форме. Смешение школ эклектически не приносит плодотворных результатов. Тем более, что задачи урока модерн-джаз танца отличаются от задач урока классического танца.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


    написать администратору сайта