Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
Скачать 2.1 Mb.
|
Глава 7. Изучение права осуществляется применительно к уголовному праву, которое реализуется (в случаях совершения преступлений) не само по себе, а только через уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные правоотношения. Общая теория права связана с практической юриспруденцией не только через отраслевые науки, но и непосредственно, при изучении, обобщении и выражении в абстрактных понятиях и категориях действующего права. Она (общая теория права), являясь учением и наукой, изучает реально существующее и действующее право, а не предположение о том, каким могло бы быть другое, лучшее, идеальное право. Этим общая теория права отличается от философии права, которая всегда идеологична, в той или иной мере ориентирована на ценности и идеалы, относящиеся к будущему, которое (еще) не существует и потому не может быть предметом изучения. Углубленное изучение правовой реальности как основы конструирования юридических понятий и категорий привело, что отмечено, к ряду достижений. Однако отказ от изучения "мета-юридических проблем" снизил теоретический уровень постижения правовой реальности и поставил перед правоведением новые проблемы. Отказ от оценки и критики действующего права и от философских подходов к праву выводил за пределы правоведения не только всю критику права (известно, что противоречий и пробелов в законах избежать никогда не удавалось), но и прогностический подход к самому праву, т. е. проблему его совершенствования и развития. Юридический позитивизм не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деятельности государства, если само оно — сила, творящая право? Вся теория юридического позитивизма базировалась на предположении, что государство является правовым, однако это предположение неоднократно опровергалось практикой ("лучше капля силы, чем мешок права"), а к обоснованию правового государства могло вести лишь изучение метаюридических начал. Наконец, сколь ни велика заслуга юридического позитивизма в обосновании законности и правопорядка, проблема прав человека была им отвергнута вместе с теорией естественного права, а сам человек в праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом", наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов, а не из природы самого человека. К тому же не вполне обоснован тот упрек философии права, что она, в отличие от науки, изучает прошлое и настоящее только под углом зрения идеального будущего, т. е. в системе ценностных координат, выражающих чьи-то идеологические установки, многие 234 Сущность права. Проблемы теории и философии права Глава 7. Изучение права 235 из которых логически недоказуемы, практически недостижимы и остаются предметом веры каких-то классов, групп, частей общества. К предмету философии права относятся не только идеалы, но и объективно существующие процессы и связи, которые доступны лишь историческому и социально-философскому познанию. Методами юридического анализа нельзя постичь, например, связей права и морали. Как отмечено (гл. 6), юридический позитивизм лишь постулировал эти связи, изредка иллюстрируя их суммой примеров. Сущностное отношение права и морали для общей теории права оказалось непостижимым и познавалось не юристами-теоретиками, а социальными философами. То же и о соотношении права и государства: чуть ли не высшим логическим достижением "чистой теории права" стало их отождествление, оставившее вне поля зрения теоретика "незаконные законы" и другие противоречия между правом и государством. Связь между общей теорией и философией права на первый взгляд проблематична и недоказуема — общая теория права нередко соединяется с самыми разными, порой противоположными идеологическими построениями. Вместе с тем многие классики философии права не замечали ряда существенных сторон права и процесса его реализации. Аристотель ничего не писал о содержании и видах правоотношений, а Г. Греции не изучал понятие юридических фактов и их классификацию. Тем не менее у теории права и философии права есть общие идеи, обусловленные сущностью, природой права. Все философы права исходили из того, что правом или законом является общее правило поведения, обязательное для всего общества (нередко добавлялось — и для правителей государства). Общая теория права (в том числе юридический позитивизм, отвергающий философию права) считает нормы права и правоотношения основными, фундаментальными категориями правовой науки, что соответствует философско-правовым понятиям. Важной темой философии права является стабильность права и закона, обеспечивающая в обществе порядок и безопасность. В общей теории права исследуются проблемы обратной силы закона, понятия законности и правопорядка и их гарантии. Многие философы права обращались к такой, всегда острой теме, как принуждение злых людей для защиты других членов общества и общества в целом. В общей теории права исследуются проблемы санкций и ответственности, причем одна из проблем в том и состоит, чтобы вместо злоумышленника не был наказан невиновный. Кроме идей, общих для философии и общей теории права, по-разному выражающих качества права, его сущность, есть идеи и понятия, чуждые либо философии права, либо общей теории. Философия права нередко обращается к законодателю (или к обществу, от которого зависит законодатель) с рекомендациями различных реформ права или социальных реформ с помощью права. Общая теория права обращается преимущественно к практикующему юристу, воздействует на профессиональное правосознание лиц, применяющих право или участвующих в этом процессе. Общая теория права способна помочь законодателю устранить явные неясности и противоречия, обнаруженные в нормативно-правовых актах, но понятия и категории общей теории права (в отличие от философии права) не могут стать ни предметом массовой правовой пропаганды, ни программой деятельности законодателя вообще. Различные направления философии права по-разному обосновывают неодинаковые социальные идеалы и роль права в их достижении и поддержке. У общей теории права — один-единственный идеал: реализуемое право в правовомгосударстве. Получилось так, что философии права никогда не запрещалось обращение к изучению правовой материи, хотя известные философы редко вникали в чисто юридические проблемы. Но общая теория права то стихийно, то сознательно тянулась к философским метаюридическим объяснениям правовых проблем, особенно по мере развития социологии, психологии, этики, политэкономии и других наук, существенно потеснивших рационализм классической естественно-правовой школы. Между теорией права и философией права нет непроходимой границы. Современные концепции права (см. гл. 8) сложились на стыке этих видов знания, по-разному соединяя понятия, относящиеся к сущности права и формам его выражения и реализации. В истории политических и правовых учений (истории философии права) высказаны все возможные представления о сущности права. Наиболее обоснованными и перспективными являются суждения о праве как о форме нормативного упорядочения и воспроизводства определенных видов и типов общественных отношений. При таком подходе право в целом противополагается социальному хаосу или административно-командной системе (полицейскому государству). На основе такого философско-правового понимания сущности права в общей теории права и государства на первый план выходят понятия законности и правопорядка, норм права и правоотношений, прав и обязанностей, гарантий правопорядка и прав личности, демократической организации власти, разделения властей и др. В массовом правосознании это понимание права соответствует социальным надеждам на стабильность, уверенности в безопасности и гарантированности прав и свобод. 236 Сущность права. Проблемы теории и философии права Глава 7. Изучение права 237 Общая теория права сложилась как система понятий, выражающих качества и динамику права гражданского общества. Теория позитивного права — "юриспруденция понятий", "логика юридических конструкций" — с самого начала отмежевывалась от философии права, существовавшей в виде теории естественного права. В дальнейшем развитии этих видов знаний о праве не было ясности в их соотношении. С одной стороны, философия права, расширив свой предмет за счет социологии, психологии и других наук, обратила внимание на содержание правовых норм и правоотношений как на воплощение интересов, выражение эмоций и т. д. С другой стороны, те же социальные и психологические явления по-своему были осмыслены общей теорией права. В дореволюционных курсах вопросы общей теории и философии права нередко излагались вперемежку, хотя разница между ними всегда признавалась и отмечалась. Фундаментальное начало философии права и общей теории права в России положил Б. Н. Чичерин. В его трудах явно преобладали проблемы философии права, в связи с которыми ставились отдельные вопросы общей теории права, истории права, государственного права1. Развитие теории и философии права связано с именами С. А. Муромцева, Н. М. Коркунова, М. М. Ковалевского, В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, Л. И. Петражицкого, П. И. Нов-городцева, Б. А. Кистяковского и многих других ученых-юристов, труды которых были заметным явлением в отечественной и в общеевропейской правовой мысли. В конце XIX — начале XX в. русская юриспруденция совершила гигантский скачок в своем разви-' тии2. Творчеству российских юристов периода второй половины XIX в. — 1917 г. были присущи такие особенности. Во-первых, четкость философских позиций в изучении права, ясная принадлежность к одному из существовавших в то время философско-право-вых направлений либо выраженное и обоснованное стремление создать собственное направление философии и теории права (особенно Л. И. Петражицкий). Во-вторых, при резкой порой полемике с другими философско-правовыми направлениями большинству отечественных правоведов было присуще уважительное отношение к другим направлениям в том смысле, что они не просто отвергались, а опровергались системой доводов, проверка обоснованности которых доверялась читателю. В-третьих, наконец, теоретики-юристы того 1 См.: Чичерин Б. Н. Философия права. СПб., 1998; История филосо фии права. СПб., 1998. Особ. с. 403 и след.; Кузнецов Э. В. Философия пра ва в России. М., 1989; История русской правовой мысли. Биографии, доку менты, публикации. М., 1998. 2 См. подробней об этом: Томсинов В. А. Развитие научной юриспру денции // Развитие русского права во второй половине XIX — начале XX века. М, 1997. С. 242—250. времени хорошо знали действующее право, критически относились к замшелому праву Российской империи, порицали ряд его существенных недостатков, обосновывали реформу права в духе принципов гражданского общества. Большинство отечественных правоведов преподавало в высших учебных заведениях не только теорию и философию права, но и какую-либо отрасль (или отрасли) частного или публичного права. Поэтому многие их труды по философии и теории права издавались в виде учебников, учебных пособий, курсов лекций, теоретический уровень которых был не ниже научных монографий, а форма изложения — предельно ясной. Как отмечено, в трудах большинства авторов содержались изложение и критика тех фи-лософско-правовых направлений, с которыми данный автор был несогласен. Это давало читателям объективное и широкое представление о всех существовавших влиятельных школах и направлениях теоретического правоведения. Нередким было использование отдельных идей других направлений для обоснования своей теоретической позиции или для раскрытия проблемы в целом при непременном условии четкого выражения собственной концепции, избежания какой бы то ни было эклектики. Так, Г. Ф. Шершеневич, иногда именуемый в современной литературе образцом догматика-позитивиста, отнюдь не игнорировал социологические, психологические и иные подходы к праву1. Но он возражал против смешения юридических и социологических понятий, против подчинения правоведения социологии. "Считая вполне возможным социологическое изучение правовых явлений, — писал Г. Ф. Шершеневич, — нельзя, однако, допустить, чтобы оно было единственно научным, чтобы оно упраздняло догматику, чтобы оно составило особую от социологии науку. О вытеснении догматики, составляющей сущность юридических наук, социологическим правоведением не может быть и речи, потому что задачи их слишком различны, и потребность, вызвавшая многовековое существование догматики, не будет никогда удовлетворена социологией"2. После 1917—1918 гг. государственной идеологией стал марксизм как обязательная для философских, общественных и других наук идейная и методологическая основа. Идеологические установки 1 Например, глава "Общество" в его книге по общей теории права содержит разделы: "Понятие об обществе", "Механическое представле ние об обществе", "Органическое представление об обществе"; "Биоло гическое представление об обществе", "Материалистическое представле ние об обществе", "Психологическое представление об обществе", "Об щественное сознание", "Общество и индивид", "Образование общества" (см.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Учебное пособие (по изда нию 1910—1912 гг.). Том 1. М., 1995. С. 88—132). 2 Шершеневич Г. Ф. Там же. С. 50—51. L 238 Сущность права. Проблемы теории и философии права Глава 7. Изучение права 239 ограничивали рамки научных исследований в общей теории права, ориентируя их только на критику буржуазного права, на пропаганду марксистских идей и политики правящей партии, руководившей советским государством. Однако, несмотря на идейно-политическую ограниченность, произведения ведущих ученых того времени по проблемам правоведения носили концептуальный характер, содержали ряд глубоких мыслей и обобщений. В трудах Е. Пашуканиса, П. Стучки, М. Рейснера и других советских правоведов содержался ряд оригинальных выводов, основанных на глубоком исследовании права как социокультурного явления. Между ведущими учеными-юристами велись дискуссии, поскольку каждый из них (в пределах общей марксистской методологии) обосновывал свое понимание права (Е. Пашуканис — "меновую концепцию", П. Стучка — социологические идеи о праве, М. Рейснер — психологическое понимание права и др.). Относительная независимость общей теории права от философских позиций ученого давала возможность глубоко исследовать категории, образующие понятийный строй, содержание юридической науки. В период сталинских репрессий многие ученые-юристы были объявлены врагами народа, а их теории — вредительскими. На совещании по вопросам науки советского права и государства в 1938 году А. Вышинский называл вредительской попытку Пашуканиса построить теорию права на основе изучения и логической обработки норм действующего права. Такая попытка, уверял Вышинский, означает "увековечивание юридического метода, являющегося причиной бесплодия и бессилия буржуазной науки права". Теория права, поучал Вышинский, должна опираться не на изучение права, а "...на принципы социализма, социалистической революции, социалистического государственного и общественного строя... Важнейшим вопросом нашей теории советского права является, помимо определения самого понятия права, разработка таких проблем, как диктатура пролетариата, социалистическая демократия и право как метод, как орудие закрепления и развития социалистического строя"1. Гнетущее влияние на общественные науки в связи с воцарением культа личности Сталина оказала обязательность изучения и пропаганды изданной в 1938 году книги "История ВКП(б). Краткий курс", особенно приписываемого Сталину раздела "О диалектическом и историческом материализме"2. Сверх того, длительное 1 Антология мировой правовой мысли в пяти томах. V том. Россия. Конец XIX—XX в. М., 1999. С. 700—701, 706. 2 См.: История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. М., 1938. С. 99—127; Сталин И. Вопросы ленинизма. М., 1939. С. 535—563. влияние на общую теорию права оказали сталинские рассуждения на XVIII съезде ВКП(б) о недооценке роли и значения социалистического государства, его военных, карательных и разведывательных органов. Эта недооценка возникла, по убеждению Сталина, "на почве недоработанности и недостаточности некоторых общих положений учения марксизма о государстве. Она получила распространение, — продолжал Сталин, — вследствие нашего непозволительно-беспечного отношения к вопросам теории государства..."1. В соответствии с этими установками общая теория права ("марксистское правоведение") была повсеместно преобразована в теорию государства и права, ведущее место в которой заняли проблемы государства, особенно воспроизведение и комментирование сталинских рассуждений о фазах и функциях социалистического государства, содержащихся в том же докладе2. Вопросы права с тех пор заняли второстепенное место в юридической науке, особенно в связи с установкой, что каждый специалист в любой отрасли науки должен быть "политиком-общественником"3. Немалый хаос в правоведение вносили относящиеся к праву политические сентенции, направленные на обоснование очередных задач партии и правительства. Таковы, например, рассуждения Сталина о том, что "острие революционной законности" меняет свое направление на разных этапах развития общества. Восхваляя известный Закон от 7 августа 1932 г.4, Сталин говорил: "Основная забота революционной законности в наше время состоит следовательно в охране общественной собственности, а не в чем-либо ином"5. Главный вред сталинизма — не в теоретических нелепостях и несуразностях, а в массовых репрессиях, в создании режима беззакония, страха, террора и доносительства, в навязывании обществу антигуманных идей и соответствующего образа жизни. Принудительное единомыслие, вопиющее расхождение демократических текстов Конституции СССР 1936 года и деспотической социально-правовой действительности, официальная ложь и гнет партийного руководства загоняли общетеоретические науки в дебри алогизмов, схоластики, воспроизведения бессмысленных штампов6. 1 Сталин И. Указ. соч. С. 601. 2 См. там же. С. 604—606. 3 Там же. С. 599. 4 См. Зеленин И. Е. "Закон о пяти колосках"; разработка и осуще ствление // Вопросы истории. 1998. № 1. С. 114—123. 5 Сталин И. Указ. соч. С. 394. 6 В отраслевых юридических науках, изучающих и комментирующих кодексы, законы и другие нормативные акты, дело обстояло менее пе чально. Существенной деформации более других отраслевых наук подвер глось государственное право. Пострадали также исторические дисципли ны, особенно история государства и права СССР. 240 Сущность права. Проблемы теории и философии права |