Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Общая теория и философия права

  • Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеО. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
    АнкорЛейст.doc
    Дата03.05.2017
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛейст.doc
    ТипДокументы
    #6772
    страница30 из 36
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   36
    Глава 7. Изучение права

    225


    щую других правонарушителей, ни непомерно строгую, ожесточа­ющую наказанного. При принятии и изменении законов основным мотивом законодателя должны быть безопасность общества, ста­бильность общественных отношений, социальное сотрудничество классов и других групп, составляющих народ.

    Наконец, из расплывчатых и неопределенных философских позиций вытекают практически невыполнимые рекомендации типа: "законность представляет собой не просто исполнение законов, а исполнение именно тех законов, которые соответствуют высшим требованиям демократии, права, справедливости, гуманизма, кото­рые являются отражением интересов человека, групп, слоев, всего населения"1.

    В комплексе знаний о праве догма права (практическая юрис­пруденция) — наука низшего уровня абстракции, оперирующая не столько понятиями и категориями, сколько текстами (определени­ями) законов и других нормативных актов, практическими приема­ми истолкования этих текстов, определения юридической силы раз­личных правовых актов и т. п. Но эта наука — не только "низшая" по степени абстрактности по отношению к теории и философии права, но и базовая, опорная и для общей теории права, понятия и категории которой строятся на изучении и обобщениях действую­щего права, и для философии права, если она соответствует свое­му объекту и предмету изучения.

    Что касается философии права, то ее необходимость и суще­ствование подвергались и сейчас еще (см. далее) подвергаются со­мнению. Философия права, как отмечено, может влиять на прак­тическую юриспруденцию. Однако философские учения о праве разнообразны и многочисленны. Они способны воздействовать на общую теорию права и на практику реализации права, предопре­деляя разные решения одинаковых дел. Нужна ли вообще практи­кующему юристу философия-права, усложняющая и практику ре­ализации права, и общую теорию права, и процесс изучения юри­дических дисциплин? Общая теория права, как доказывает опыт юридического позитивизма, может существовать без философии права. Зачем правоведам изучать дисциплины историко-философ­ского цикла — две истории государства и права (отечественную и зарубежную), историю политических и правовых учений, а равно философию права вообще? Юрист-практик не найдет ни повода, ни предлога, чтобы в судебном заседании и в кассационной жало­бе сослаться на "Русскую правду", "Великую хартию вольностей", "Законы" Платона или "Нищету философии" Маркса. Для чего юри-

    1 Зиновьева М. Ю. Специально-юридические гарантии законности в условиях формирования правового государства. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 7.

    сту знание философии права, теории столь отвлеченной и спор­ной, содержащей больше вопросов, чем ответов?

    Ненадобность изучения философии права была бы бесспорна, если бы не свойственное большинству людей стремление постичь свою роль и место в мире и в обществе, понять смысл своей про­фессии, ее социальное оправдание, обоснование и полезность, а для этого (правоведам) иметь свое мнение об истории и сущности пра­ва, его исторических судьбах, социальном назначении и возможно­стях, о роли права в обеспечении общей безопасности и создании условий для осуществления социальных и индивидуальных ожи­даний. Если бы не присущее многим профессиональным юристам стремление понять суть и смысл своей работы — философия пра­ва стала бы достоянием только узкого круга специалистов, обсуж­дающих проблемы социальной философии, связанные с существо­ванием права в прошлом и в современном обществе.

    Кроме того, в современном обществе есть и другие обоснова­ния необходимости знания хотя бы основ философии права для практикующих юристов (см. далее).

    В целом современная структура знаний о праве выглядит сле­дующим образом.

    Наиболее общим и широким по предмету учением о праве яв­ляется философия права, представляющая собой учение о сущности права, причинах и основаниях его бытия, его роли в обществе и основных качествах, характеризующих место права (связи и отличия) среди других социальных явлений. Философия права идеологична, поскольку право исследуется в системе цен­ностных установок, свойственных мировоззрению исследователя. Этим, а также использованием философией права выводов других социальных наук обусловлено разнообразие представлений о сущ­ности права, его социальной роли и назначении.

    С философией права связаны в учебных планах отечествен­ных вузов историко-правовые дисциплины (ис­тория государства и права России, история государства и права зарубежных стран), а также история политических и правовых учений. Историко-правовые дисциплины тоже идеологичны, поскольку факты истории, существовавшие государ­ства и памятники права, политические и правовые доктрины из­лагаются под углом зрения, зависящим от убеждений историка, оп­ределяющего оценки фактов истории и их значение, а также от наличного уровня исторической науки.

    Учением и наукой о праве является общая теория п р а -в а, выражающая в системе категорий и понятий основные каче­ства и явления, свойственные действующему праву определенной страны (группы стран). Общая теория права научна, так как ее поня­тийно-категориальный аппарат строится на основе изучения и обоб­щения существующей правовой действительности.

    I

    226

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 7. Изучение права

    227



    Менее общи по своим выводам, понятиям и категориям от­раслевые юридические науки1, ближе стоящие к эмпирическому материалу (к законодательству и практике его ре­ализации). Эти науки изучают традиционные отрасли права, а так­же группы правовых норм и институтов права, обособляющиеся от традиционных отраслей либо складывающиеся в новые отрасли права. Немалую роль в становлении новых отраслевых наук игра­ют потребности учебного процесса, где понятие "отрасль права" нередко отождествляется с понятием "учебная дисциплина". Этим обусловлено возникновение таких относительно новых отраслевых наук (учебных дисциплин), как коммерческое право, предпринима­тельское право, арбитражный процесс, вексельное право, таможен­ное право, налоговое право, банковское право, уголовно-исполни­тельное право, страховое право, экологическое право, и т. п.

    К общей теории права и отраслевым юридическим наукам примыкает ряд неюридических наук, имеющих близкое отношение к праву и его реализации. Важной для уголовного права является криминология, изучающая причины преступлений и право­вые способы борьбы с ними. Для расследования уголовных и неко­торых других дел, возникающих в практике правоохранительных органов, существенно важна криминалистика, использование мето­дов и достижений которой строго подчинено нормам уголовного про­цесса. То же относится к судебной психиатрии и судебной медицине.

    Особое место среди неюридических наук, имеющих прямое от­ношение к праву, занимает социология права. Предмет этой науки и ее место среди юридических наук дискуссионны. Общепризнанно лишь то, что к задачам социологии права относятся проблемы эф­фективности права, в том числе выявление потребностей в изме­нении законодательства и практики его применения. К социологии права примыкают психология права, а также законодательная тех­ника, разрабатывающая наиболее целесообразные способы подго­товки текстов проектов законов и других нормативных актов. Что касается "аксиологии права", то она своего предмета не имеет и целиком относится к философии права.

    2. Общая теория и философия права

    Стремление постичь смысл права возникло в Древнем мире. Древнегреческие софисты (учители мудрости) видели в законах

    1 Справедливо отмечалось, что логический уровень выводов теории права является предельно общим для правоведения в целом; этим предо­пределяется своеобразие ее положений по сравнению с теоретическими выводами специальных юридических наук (см.: Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий тео­рии права. М., 1976. С. 32).

    произведение человеческого искусства, созданное для пользы по­лиса (государства-города) либо в интересах общего блага, либо для угнетения сильных слабыми. Платон понимал закон как абстракт­ное выражение разума, подавляющего страсти во имя справед­ливости, а Аристотель определял закон как выражение справед­ливости, нечто "среднее", умеряющее крайности, причем часть за­конов, по мнению Аристотеля, была не только произведением че­ловеческого искусства, но и отражением законов природы. Сред­невековые мыслители (Фома Аквинский, Марсилий Падуанский и др.) определяли закон как "общее правило для достижения ка­кой-либо цели" и делили законы на "божественные" и "человече­ские".

    История многочисленных и многообразных учений о праве, его основах и сущности изучается наукой и учебной дисциплиной, ко­торая сейчас называется "история политических и правовых уче­ний", а в начале XX века чаще называлась "история философии права"1.

    За много веков истории правовых учений сложился круг ос­новных проблем, традиционно решаемых философией права. К ним относятся вопросы о целях и происхождении права, о его соотно­шении с обществом, природой человека, государством, религией, моралью, вопросы о формах права, его смысле и судьбах и др. Ре­шения этих проблем предопределялись особенностями существо­вавших обществ, правовых систем и форм общественного сознания, а также многообразием идеалов и интересов социальных групп, составляющих общество. Философия права всегда идеологична; от­ношение к наличному праву и его содержанию различных клас­сов, сословий, партий, группировок находит выражение в самом, казалось бы, абстрактном философско-правовом построении.

    Несмотря на обширность современной литературы о филосо­фии права единого представления о ней и ее предмете не сложи­лось. Все ученые признают, разумеется, что объект ее изучения — право. Однако по-разному решается уже вопрос о том, является ли философия права юридической или философской дисциплиной2, что именно относится к ее предмету. Есть мнение, что философии права вообще не должно существовать, поскольку общая для всех

    1 В последние годы издано несколько учебников, учебных пособий
    и хрестоматий по истории политических и правовых учений, много пер­
    воисточников по истории философии права, а также обширная "Антоло­
    гия мировой правовой мысли" (в пяти томах). Т. I—V. М., 1999.

    2 В одной и той же работе можно найти суждения, что "философия
    права не является юридической наукой", "философия права является орга­
    нической частью юриспруденции как учения о праве" (см.: Малахов В. П.
    Природа, содержание и логика правосознания. Автореф. дисс. докт. юрид.
    наук. М., 2001. С. 6, 11).

    228

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    г

    Глава 7. Изучение права

    229


    наук философия — это диалектический и исторический матери­ализм1.

    Очень распространено предположение, что философия права по существу тождественна теории естественного права, т. е. той раз­новидности доктринального правосознания, которое критически оценивает действующее (позитивное) право с позиций "идеального права". Теория естественного права обрела глубокое обоснование в классической немецкой философии конца XVIII — начала XIX в. (особенно в трудах И. Канта и Г. Гегеля)2.

    Отмежевываясь от идей естественного права с их критичес­ким подходом к действующему праву, позитивизм в XIX веке от­верг и философию права, в которой идеи естественного права по­лучили наивысшее теоретическое обобщение и развитие. Этим по­рождено мнение некоторых юристов, что теория права изучает су­ществующее (действующее) право, а философия права — право идеальное. Г. Ф. Пухта писал: "Положительное правоведение за­нимается существующим уже правом, философское — тем, кото­рое должно быть"3. Это мнение устойчиво держится в литературе: "В общей теории права, — утверждает Ж.-Л. Бержель, — речь идет об изучении права таким, какое оно есть, а не права, каким оно должно быть"4.

    Однако философия права не обязательно критикует действу­ющее право и не всегда противопоставляет ему идеальное право, которое еще не существует. После воплощения в праве основных принципов гражданского общества (свободы, равенства, справедли­вости) критика множества частных недостатков действующего права стала задачей массового правосознания, нередко порождала замет­ные и значительные направления (движения за избирательные права женщин, ограничения продолжительности рабочего дня и др.), но не всегда стремилась принять философский облик. Вместе с тем философы права устремлялись к обобщению и обоснованию кри­тических и позитивных (de lege ferenda) идей массового право­сознания только тогда, когда эти идеи выражали широко распрос­траненные предложения глубоких правовых общественных реформ

    1 См.: Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Т. 1.
    М, 2000. С. 135, 136, 180—190 и след.

    2 Существуют и другие понимания естественного права, лежащие в
    основе философии права. Жак Маритен, следуя католической традиции,
    выводил естественное право из законов Божественного мироздания, а
    главным теоретическим авторитетом в этой области веры и знаний назы­
    вал Фому Аквинского (см.: Маритен Жак. Человек и государство. М., 2000.
    С. 82 и след.).

    3 Пухта Г. Ф. Энциклопедия права. О науке права // История фи­
    лософии права. СПб., 1998. С. 377.

    4 Бержелъ Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 19; см. также: Куз­
    нецов Э. В. Философия права в России. М., 1989. С. 61—62.

    (требование социальных прав теорией возрожденного естественного права начала XX века, движение за обеспечение прав личности и ее защиты от тоталитарных режимов середины XX века и др.).

    Философия права, при всей ее идеологичности, всегда стави­ла и ставит цель не только оценки действующего права, но и по­стижения природы и смысла права вообще. Любое идеологическое построение (на уровне доктрины) содержит и ответ на вопрос, "ка­ким должно быть право", и утверждение, "что такое право". Если при помощи права стремятся осуществить какой-либо идеал либо сделать право идеальным, необходимо сначала (или попутно) оп­ределить, о чем идет речь, т. е. выяснить содержание идеала (если право — средство его достижения), и природу самого права, свя­занного с этим идеалом. Иными словами, при конструировании философской (идеологической) доктрины речь всегда шла как о со­держании и принципах желательного (идеального) права, так и о понимании права вообще. Временами последний вопрос (что такое право?) вызывал среди философов-правоведов больше разногласий, чем идеологическое содержание и обоснование предлагаемых ре­форм действующего права. Может быть, сейчас в европейской и родственных ей цивилизациях дело обстоит именно таким образом, ибо ряд принципов гражданского общества выражен в пактах о пра­вах человека, признанных большинством государств, но их обосно­вания различными философскими концепциями сильно отличают­ся одно от другого. Не случайно католический философ права Жак Маритен, участвовавший в подготовке проектов Всеобщей декла­рации прав человека, писал: "Люди, противостоящие друг другу по своим теоретическим воззрениям, могут прийти к практическо­му согласию относительно перечня прав человека"1.

    Общая теория права сложилась во второй половине XIX — начале XX в. на основе обобщений выводов и достижений юриди­ческого позитивизма2. С самого начала юридический позитивизм принципиально отрицал иное право, кроме позитивного (отсюда само название направления).

    Возникновение юридического позитивизма связано с укрепле­нием и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся ка­питалистических отношений. В теоретическом плане юридический позитивизм был основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробель-ности правового регулирования товарно-денежных и связанных с

    1 Маритен Жак. Указ. соч. С. 75.

    2 См.: Сайдлер Г. Л. Юридические доктрины империализма. М., 1959.
    С. 12 и след.; Туманов В. А. Буржуазная правовая идеология. М., 1971.
    С. 162 и след.; Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М.,
    1999. С. 144 и след.; История политических и правовых учений. М., 2002.
    С. 429 и след., 486 и след.

    230

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 7. Изучение права

    231


    ними отношений, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники. Развитие и распространение юридичес­кого позитивизма в странах Европы обусловлено развитием капи­тализма.

    Наиболее широкое обоснование юридический позитивизм по­лучил в книге немецкого юриста К. Бергбома "Юриспруденция и философия права" (1892 г.). Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом выступает против "метаюридических" прин­ципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о "народном духе" исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (дей­ствующее), а предполагаемое, или желательное, право.

    Согласно теории Бергбома, наука должна изучать, а не оце­нивать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно тео­рия права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т. е. на законода­тельной (и вообще правотворческой) деятельности государства. Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопо­рядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством. Поскольку естественное право представляет собой не более чем предположение, нечто субъективное и фиктивное, оно, если его все­рьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой разрушение правопорядка и анархию. Нельзя решать возникаю­щие на практике юридические дела исходя из естественно-право­вой доктрины, делящей право на естественное и положительное: "Приверженец естественного права должен отказаться от права позитивного; кто не хочет отказаться от позитивного права, дол­жен отбросить естественное. Любое дуалистическое учение о пра­ве является с точки зрения практической юридической жизни не­возможным". Единственно реальное право то, которое выражено в законе. "Сущность любого права состоит в том, что оно действует". Норма — альфа и омега права, его начало и конец, за пределами закона нет никакого другого права. Вслед за французскими экзе­гезами (толкователями, комментаторами Гражданского кодекса) Бергбом рассматривал право как нечто логически законченное и беспробельное1 — праву присуща та же непроницаемость, что и физическому телу. Вся задача суда состоит в том, чтобы на основе

    логического толкования текста закона определить решение по дан­ному делу1.

    Аналогичные идеи обосновывали французские юристы-пози­тивисты. "Частное и публичное право входят в позитивное законо­дательство и только благодаря этому и приобретают качество пра­ва", — писал французский юрист Кабанту. Соответственно нахо­дящееся за пределами действующего законодательства естественное право (право народов) он предлагал назвать социальной филосо­фией (поскольку речь идет о порядке частных интересов), полити­ческой философией (поскольку речь идет о системе публичных ин­ститутов) и дипломатической философией (поскольку речь идет о международных отношениях).

    Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Ости­ном континентальный позитивизм видел источник права в суверен­ной власти, в государственной воле. Отсюда делались выводы о вер­ховенстве закона, о подчинении судей закону. Юридический пози­тивизм довел до совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно приемов логических, грамматических, си­стематических.

    Догма права, обоснованная юридическим позитивизмом, име­ет первостепенное значение для правоприменительной деятельно­сти, особенно в периоды стабильного развития гражданского обще­ства. Развитие товарно-денежных отношений и товарообмена не­избежно порождает резкий рост числа договоров и соответственно споров, столкновений частнопредпринимательских интересов, тре­бующих судебного рассмотрения и решения. Роль права как впол­не определенного, установленного государством правила должно­го, обращенного в будущее, в этих условиях резко возрастает. В то же время существование кодифицированного или иным образом си­стематизированного права, соответствующего принципам граждан­ского общества, породило потребность в освобождении профессио­нального правосознания и юриспруденции от идеологии, этики, фи­лософии, политики, политэкономии, вносящих в практику реали­зации права "метаюридические" начала, относящиеся к области других наук. Формально-догматический метод, тщательно разра­ботанный и обоснованный юридическим позитивизмом, лежит в основе законности правоприменительной практики.

    На базе юридического позитивизма складывалась общая тео­рия права. Ее возникновению предшествовало становление отрас­левых наук — теорий гражданского права, уголовного права, за­тем государственного права и процессуальных отраслей. Поначалу


    1 В Гражданском кодексе Наполеона (1804 г.) беспробельность права возведена на уровень закона: "Судья, который откажется судить под пред­логом молчания, темноты или недостаточности закона, может подлежать преследованию по обвинению в отказе в правосудии" (ст. 4).

    1 См.: Бергбом Карл. Юриспруденция и философия права // Анто­логия мировой правовой мысли. III том. Европа. Америка. XVII—XX вв. М., 1999. С. 494—498.

    232 Сущность права. Проблемы теории и философии права

    утверждалось, что общая теория права обобщает, суммирует, син­тезирует теоретические положения всех отраслевых наук. Именно поэтому она называется общей (для всех отраслевых теорий) тео­рией права. Вскоре обнаружилось, что у общей теории права есть собственный предмет исследования, поскольку она изучает и ре­шает вопросы, не относящиеся к предмету ни одной из отрасле­вых наук. Таковы, в частности, вопросы системы права, основания деления его на отрасли, связи и различия отраслей права, систем­ности права и др. Кроме того, неравномерность развития общей ча­сти отраслевых наук (процессуальные науки возникли позже ма­териально-правовых) привела к тому, что отдельные выводы не­которых отраслевых наук не могут ни суммироваться, ни синтези­роваться. По-разному проявляется связь материально-правовых и процессуальных норм в уголовном праве и в праве гражданском. Выявилось то, что каждая из отраслевых наук, изучая право под углом зрения своего предмета, видит право по-разному и не мо­жет (да и не стремится) дать общее определение права.

    Теоретические выводы отраслевых наук, содержащие "зерна истины", могут быть обобщены лишь в результате их "распредме­чивания", обращения к объекту исследования на основе конструи­рования более широкого, общего для всех юридических наук пред­мета. Для общей теории права предметом исследования является действующее право (определенной страны), включая его реализа­цию. Общая теория права представляет собой систему понятий и категорий, выражающих в общей, абстрактной форме качества дей­ствующего права и процесса его осуществления. При конструи­ровании этих понятий и категорий общая теория права обращает­ся и к действующему праву, и к достижениям отраслевых юриди­ческих наук. Она выступает и как самостоятельная наука, и как посредник, связь между отраслевыми науками, исследуя, в какой мере выводы одной науки применимы или не применимы к другим отраслевым наукам. "Правовые понятия, первоначально разра­ботанные в одной из специальных юридических наук и транс­формировавшиеся благодаря своей общенаучной значимости в ка­тегории теории права, — писал А. М. Васильев, — распространя­ются и на другие правовые науки, включаются как особый вари­ант общей правовой категории в их понятийный аппарат"1. В ре­зультате "распредмечивания" противоречивых выводов отдельных отраслевых наук в них обнаруживается действительно общее, свой­ственное правовой системе в целом, а также объясняется, как имен­но это общее осуществляется применительно к специфике различ­ных отраслей права. В частности, если правоотношение является общей категорией теории права, то необходимо объяснить, как оно

    Васильев А. М. Указ. соч. С. 96.



    233

    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   36


    написать администратору сайта