Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Актуальные проблемы правоведения

  • Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеО. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
    АнкорЛейст.doc
    Дата03.05.2017
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛейст.doc
    ТипДокументы
    #6772
    страница32 из 36
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36
    Глава 7. Изучение права

    241


    XX съезд КПСС (1956 г.) и критика культа личности ослабили, но не прекратили гнетущее влияние официальной партийно-государ­ственной идеологии на науку. Цензура и партийное руководство наукой и философией сохранялись во всем объеме. Были даже уси­лены установки А. Вышинского на глубокую политизацию право­ведения, на доскональное подчинение марксистско-ленинской иде­ологии не только общей теории права (к чему призывал Вышин­ский), но и всех отраслевых наук: "Все юридические науки без исключения — и общая теория государства и права, и каждая отдельная отраслевая юридическая наука, — писал М. С. Строго-вич, — непосредственно опираются на философию марксизма-ле­нинизма, черпают философские положения и основания непосред­ственно из сокровищницы марксизма-ленинизма... Всегда необхо­димо исследовать политическое содержание закона, его социаль­ное назначение..."1

    Толкуя законы как меру политическую, форму пропаганды, ряд идеологов и теоретиков по-прежнему считал главной задачей об­щей теории права (теории государства и права) разъяснение и тол­кование решений съездов партии и изречений партийных вождей. Марксизм-ленинизм оставался официальной, господствующей иде­ологией, но изучение и использование трудов классиков марксиз­ма-ленинизма в 60—70-е гг. свелось к чтению их нескольких про­изведений и воспроизводству примерно 50—60 цитат, переходящих из одного учебника или научного труда в другой. При этом цензу­ра распространялась и на подбор цитируемых суждений класси­ков. Даже ленинские произведения, опубликованные громадными тиражами, цитировать следовало с оглядкой на партийные уста­новки и цензуру, не пропускавшую рассуждений об "отмирающем государстве", "социалистическом полугосударстве", об опасности бю­рократизма и о борьбе с ним, в изобилии содержавшихся в со­чинениях В. И. Ленина. Развитие марксизма состояло порой в изоб­ретении, официальном провозглашении и пропаганде явно антимар­ксистских идей — такова, в частности, идея "общенародного госу­дарства", утвержденная XXII съездом КПСС. В научной и учеб­ной литературе насаждались алогичные, мистические понятия: "демократический централизм", "новая социальная общность — советский народ". Долгие годы отечественная общая теория права изучала не столько действующее право и логику юридических поня­тий, сколько пропагандистские лозунги, доклады и речи партий­ных вождей и комментаторов этих речей и докладов. Для общей характеристики данного периода очень подходит цитируемое в

    современной философской литературе суждение Кондорсэ, что в Средневековье "речь шла не об исследовании сущности какого-либо принципа, но о толковании, обсуждении, отрицании или.подтвер­ждении другими текстами тех, на которые он опирался. Положе­ние принималось не потому, что оно было истинным, но потому, что оно было написано в такой-то книге и было принято в такой-то стра­не и с такого-то века. Таким образом, авторитет людей заменял всю­ду авторитет разума. Книги изучались гораздо более природы и воззрения древних лучше, чем явления Вселенной"1.

    Механическое соединение философских (идеологических) и теоретических (научных) проблем породило пустопорожние рассуж­дения о воплощении в правоотношении диалектического закона единства и борьбы противоположностей, а также многолетние бес­плодные поиски особенностей "социалистических правоотношений", отличающих их от буржуазных правоотношений. Соединение юри­дических фактов в юридический состав, необходимый для возник­новения, изменения, прекращения правоотношений, считалось до­казательством диалектического закона превращения количества в качество, а диалектика формы и содержания усматривалась в бур­жуазной республике (форма), представляющей собой диктатуру буржуазии (содержание). "Клянясь в верности бессмертному уче­нию Маркса — Ленина и великому вождю Сталину, их творческо­му диалектико-материалистическому методу, — пишет В. М. Сы­рых, — советские ученые тех лет были по преимуществу догмати­ками, начетчиками и позитивистами, т. е. адептами тех буржуаз­ных теорий, которые они так неистово разоблачали и к которым высказывали самое негативное отношение"2.

    Как отмечено, отраслевые юридические науки (кроме госу­дарственного права) испытывали меньшее идеологическое давле­ние политического руководства и изучали реально действующее право.

    Для специалиста по теории государства и права знание дей­ствующего права не было обязательным. Главным была пропаган­да марксистско-ленинской идеологии и политики коммунистичес­кой партии. Этим порождена идея, что наука о праве изучает не само право, а закономерности развития государства и права. К та­ким закономерностям были отнесены определяющая роль базиса по отношению к надстройке, влияние экономики на политику и пра­во (и наоборот), а также "перерастание государства диктатуры про­летариата в общенародное государство" (идея, призванная заме-


    1 Строгович М. С. Философия и правоведение (некоторые методоло­гические вопросы юридической науки) // Сов. государство и право. 1965. № 12. С. 76—77, 79.

    1 Кондорсэ М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого
    разума. СПб., 1909 (цит. по: Ильин В. В. Философия. М., 1999. С. 413).

    2 Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Том 1. М.,
    2000. С. 254—255.

    242

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 7. Изучение права

    243


    нить сталинское учение о фазах развития социалистического госу­дарства), "возрастание руководящей роли партии", "развитие со­ветской демократии", "укрепление социалистической законности", "расширение прав и свобод советских граждан". Перечисление и комментирование этих закономерностей заменяло изучение действу­ющего права.

    Оторванная от юридической основы и ориентированная на про­паганду господствующей идеологии и политики правящей партии, теория государства и права перерождалась в схоластическую и комментаторскую учебную дисциплину.

    Редким явлением застойной эпохи остаются сохранившие ак­туальность труды по общей теории права таких специалистов в какой-либо отрасли права либо в его истории, как С. Н. Братусь, Н. Г. Александров, О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский, В. А. Тума­нов, Е. А. Флейшиц, Р. О. Халфина, С. Ф. Кечекьян, И. С. Перетер­ский, И. Б. Новицкий, А. А. Пионтковский, М. М. Агарков1.

    Заметным явлением в юридической науке стала дискуссия о понятии права2.

    Предпосылкой этой дискуссии было широкое обсуждение ми­ровой общественностью проблем права в связи с критикой тотали­тарных режимов. Еще в канун Второй мировой войны для юрис­пруденции стал сложным вопрос о существовании фашистской (или нацистской) законности. Если право — это предписание государ­ства, то, спрашивается, возможна ли законность на основе права, наделяющего администрацию широкой свободой усмотрения, пол­номочиями произвольно нарушать декларативно провозглашенные права и свободы граждан? В связи с судебными процессами над военными преступниками в 1945 и последующих годах вопрос о на­цистском праве был поставлен еще острее: можно ли признать пра­вомерным исполнение законов государства, предписывающих ге­ноцид и другие преступные нарушения прав человека? Было ли нацистское право, узаконяющее геноцид, правом, соответствующим уровню культуры современной цивилизации? Поиск ответа на эти вопросы стал могучим стимулом развития правовых учений, поис­ка критериев оценки правовых систем государств с точки зрения общечеловеческих ценностей, обсуждения проблем соотношения

    1 Большим событием научной жизни в эпоху застоя было переизда­
    ние в 1980 году произведений Е. Пашуканиса: "Общая теория права и мар­
    ксизм" (первое издание — 1924 г.), "Марксистская теория права и строи­
    тельство социализма" (1927 г.), "Гегель. Государство и право (к столетию
    со дня смерти)" (см.: Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по об­
    щей теории права и государства. М., 1980).

    2 См.: О понимании советского права. Круглый стол журнала "Совет­
    ское государство и право" // Сов. государство и право. 1979. № 7, 8. См.
    также: Сов. государство и право. 1981. № 11, 1983. № 10; 1984. № 11; 1985.
    № 7; 1991. № 12 и др.

    международного права (особенно пактов о правах человека) и внут­ригосударственного права.

    В СССР и других странах социалистического лагеря гласное обсуждение таких проблем долгое время не приветствовалось и рассматривалось порой как обоснование возможности вмешатель­ства ООН во внутренние дела суверенных социалистических госу­дарств под предлогом защиты прав человека. Однако официальное признание пактов о правах человека и стремление выглядеть рес­пектабельно в глазах мировой демократической общественности побудили партийную цензуру не препятствовать обсуждению тео­ретических проблем права, стоящих далеко от текущей политики. Немалую роль играла возможность приписать отсталость и явные недостатки советской юридической науки А. Вышинскому, одиоз­ность которого была официально признана.

    Основным результатом дискуссии о понятии права стали от­носительная раскованность теоретического мышления юристов, воз­никновение "широкой концепции права", рассматривавшей право­вые нормы в связи с правосознанием, общественными отношени­ями, правами и свободами человека и т. д. Ряд участников дискуссии выступал в традиционно-схоластической манере, но сама возмож­ность высказывать и обсуждать разные точки зрения, сопоставлять различные понятия и определения права означала существенный сдвиг в доктринальном сознании и в общей теории права. К тому же в ходе дискуссии был выявлен и подвергнут критике ряд су­щественных недостатков тогдашней теории права.

    Однако попытка провести дискуссию по проблемам теории го­сударства1 оказалась неудачной. С самого начала дискуссия све­лась к воспроизведению идей о "перерастании государства дикта­туры пролетариата в общенародное государство", обоснованию руко­водящей роли партии и к абстрактным рассуждениям о развитии советской демократии. Вскоре дискуссия выродилась в обсужде­ние темы "Государство и идеологическая борьба"2, сосредоточив­шееся на критике буржуазного государства и буржуазной идеоло­гии и на восхвалении происходящих в социалистическом обществе социальных процессов: становление новой интернациональной об­щности — советского народа, формирование советского образа жиз­ни, создание общенародного общественного мнения, стирания раз­личий между городом и деревней. Никакой пользы науке дискус­сия о государстве не принесла, а многие ее участники ныне отка­зываются от ранее высказанных взглядов.

    1 См.: "Круглый стол" журнала "Советское государство и право". Раз­
    работка проблем теории социалистического государства // Сов. государ­
    ство и право. 1983. № 7, 8.

    2 См.: Сов. государство и право. 1984. № 3, 4.

    244

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 7. Изучение права

    245


    Основным тормозом развития общей теории права и филосо­фии права в странах социализма было их подчинение официаль­ной государственной идеологии и текущей политике правящих партий, отождествление философии права с набором цитат из про­изведений классиков марксизма-ленинизма и партийных решений, а также стремление подогнать под этот набор общетеоретические понятия права.

    3. Актуальные проблемы правоведения

    Главной задачей и заботой современной юридической науки в России является становление концептуального теоретического мыш­ления. Отказ от обязательной официальной идеологии резко рас­ширил возможности исследования теоретических и философских проблем права. К сожалению, эти возможности используются еще не в полной мере.

    После XIX партийной конференции и Первого съезда народ­ных депутатов СССР произошел краткий всплеск издания конъ­юнктурной литературы о "социалистическом правовом государст­ве". Однако вскоре обнаружилась устарелость существовавших учебников по теории государства и права, невозможность ис­пользовать в учебном процессе книги, многие страницы которых заполнены гроздьями цитат из старых партийных решений и ре­чей бывших руководителей КПСС, а также схоластическими рас­суждениями об этапах перерастания государства диктатуры про­летариата в общенародное государство. Между тем рост престиж­ности профессии правоведа в связи с развитием частноправовых отношений увеличил число юридических вузов. Некоторое время функции учебников по теории государства и права для студентов первого курса выполняли даже учебные пособия "Основы государ­ства и права". Затем было издано много учебников, учебных посо­бий, курсов лекций по теории государства и права. Одновременно стали издаваться и переиздаваться источники по истории право­вой и политической мысли, ранее малодоступные большинству чи­тателей; эти источники использовались и используются в учебном процессе1. Особенное внимание уделяется переизданию книг по тео-

    1 См., например: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М, 1990; Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991; Штирнер Макс. Единственный и его собствен­ность. Харьков, 1994; Кант Иммануил. Сочинения на немецком и русском языках. Т. I. М., 1994; Прудон П. Ж. Что такое собственность? М., 1998; Макиавелли Н. Сочинения СПб., 1998; Бакунин М. А. Философия. Социо­логия. Политика. М., 1989; Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990; Бентам И. Введение в основания нравствен­ности и законодательства. М., 1998.

    рии и философии права отечественных юристов1. Подготовлены и изданы пятитомные антологии мировой политической2 и правовой мысли3.

    Среди защищенных докторских и кандидатских диссертаций многие отличаются существенной новизной, творческим подходом к разработке и изложению актуальных проблем общей теории права и философии права. Опубликован ряд содержательных монографий по этим проблемам, представляющих значительный вклад в юри­дическую науку.

    В целом отечественная теория государства и права как наука и учебная дисциплина преодолевает глубокий кризис, в котором она находилась много лет.

    Однако в настоящее время методология общей теории права все еще находится в стадии становления. У нас нет обоснованных концепций права, влиятельных направлений и школ, способных органически соединить достижения юридической мысли развитых стран Запада с российской действительностью, существенно повли­ять на теоретические конструкции в их связи с практикой, ока­зать зримую помощь законодателю и практикующему юристу. Акту­альной проблемой остается определение связей общей теории права с философией права и с практической юриспруденцией. Еще не из­жит ряд болезненных пережитков предыдущего периода существо­вания теории государства и права.

    Основную массу литературы по теории государства и права в настоящее время составляют учебники и учебные пособия. В этом нет ничего необычного; как отмечено, многие дореволюционные юристы публиковали свои теоретические труды в форме учебников. Бесспорно также, что от содержания и качества учебной литера­туры зависят теоретические знания специалистов-правоведов, а также уровень и содержание профессионального правосознания. Учебников много, и качество их различно; к сожалению, в после­дние годы прекратилось рецензирование учебников по теории го­сударства и права. Обзорная статья об учебниках опубликована давно4 и продолжения не получила.

    1 См., например: Чичерин Б. Н. Философия права. СПб., 1998; Новго­
    родцев П. И. Введение в философию права. Кризис современного право­
    сознания М., 1996; Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. СПб., 1998; Кис-
    гпяковский Б. А. Философия и социология права СПб., 1998; Алексеев Н. Н.
    Основы философии права. СПб., 1998 и 1999; История русской правовой
    мысли. Биографии, документы, публикации. М., 1998 (биографии и обшир­
    ные выдержки из основных трудов Б. Н. Чичерина, Н. М. Коркунова,
    С. А. Муромцева, Л. И. Петражицкого и др.).

    2 Антология мировой политической мысли в пяти томах. Тт. I—V. М.,
    1997.

    3 Антология мировой правовой мысли в пяти томах. Тт. I—V. М., 1999.

    4 См.: Глебов А. П. Новое поколение учебников по теории государ­
    ства и права // Государство и право. 1997. № 4. С. 63—69.

    -яЛ

    246

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 7. Изучение права

    247


    Научные монографии о проблемах общей теории права не­многочисленны и недостаточно рекламируются, поскольку нет ни регулярной общедоступной информации о публикациях, ни сис­тематической и объективной научной критики, охватывающей всю новую литературу. В учебных пособиях и программах студентам нередко рекомендуется изучение явно устаревшей литературы, подобранной не по содержанию, а по названиям. Давно не бы­ло широких дискуссий по теоретическим проблемам юридической науки.

    Сохранившиеся с прежних времен политизация теории госу­дарства и права, приоритет государствоведческих тем продолжа­ют существенно тормозить изучение общей теории и философии права будущими юристами. Первое, а потому ведущее, место в кур­сах теории государства и права по-прежнему принадлежит про­блемам государства. Ориентация студента-юриста на государство-ведение начинается с первых же лекций и семинаров. В результа­те будущий правовед знает много разных теорий происхождения государства, но редко в каком учебнике по теории государства и права найдет ясное определение и объяснение особенностей субъек­тов публичного права. В ряде учебников они почему-то отождеств­ляются с юридическими лицами, имеющими гражданско-правовую правоспособность и дееспособность, а о компетенции и правомочиях государственных органов и должностных лиц студент узнает из других учебных дисциплин. В учебных программах и учебниках сохранилось много тем, относящихся к предмету политологии ("го­сударство в политической системе общества", "особенности госу­дарства и права переходного типа", "государство и этнос" и т. п.) либо конституционного права и других отраслевых дисциплин ("го­сударственный аппарат", "конституционный суд в политической системе общества", "стадии законодательного процесса", "государ­ство, право и природа" и др.).

    Думается, что будущий правовед в процессе обучения должен получить сумму знаний о государстве и других социокультурных явлениях, но только в связи с проблемами правоведения.

    Большинство государствоведческих проблем много проще про­блем права (например, классификация форм государства), легче ус­ваивается и запоминается студентами, и, будучи изученными ра­нее учебных тем, относящихся к праву, в чем-то препятствует ус­воению этих тем, более сложных, но поставленных на последнее место. Немаловажно и то, что, изучая теорию государства перед теорией права, студент неизбежно воспринимает право как след­ствие, результат, продукт деятельности государства. Располагая учебный материал традиционным способом (сначала о государстве, потом о праве), мы неизбежно будем сталкиваться с рассуждения­ми типа: либо право — второстепенный признак, придаток госу­дарства, который произвольно создается и меняется государством,

    либо до появления современных представлений о праве государств вообще не существовало, а были только деспотии, тоталитарные организации насилия1.

    Немалые сомнения и возражения порой вызывают способы из­ложения учебного материала и обоснования теоретических поло­жений.

    Укоренившаяся привычка мыслить цитатами и готовыми точ­ками зрения иногда ведет к тому, что вместо содержательного из­ложения и решения какой-либо проблемы читатель находит в учеб­ном пособии высказывания различных мыслителей и выдержки из зарубежных или дореволюционных произведений с эпитетами: ве­личайший (знаменитый, выдающийся, гениальный, великий, изве­стный) мыслитель (ученый, философ, государствовед, правовед) писал (утверждал, указывал, учил, отмечал) без определения соб­ственной позиции автора данного учебного пособия. В результате перечень имен, цитат, точек зрения заслоняет изучение самого пред­мета. К тому же плюрализм мнений необходим и хорош в обще­стве, но не в учебнике, если перечисляют различные точки зре­ния, не обосновывая ни одной.

    Некоторые специалисты по общей теории права по-прежнему не уделяют необходимого внимания изучению действующего пра­ва. Поэтому в учебной литературе нередки ошибки в примерах. О принципе "закон обратной силы не имеет" часто говорится как о принципе не только частного права, но и права вообще, хотя в пуб­личном праве, как известно, некоторым законам обязательно при­дается обратная сила, иным же законам придавать обратную силу допустимо или даже желательно. В числе государственных орга­нов порой называются муниципалитеты. Иногда утверждается, что юридические лица всегда дееспособны, хотя практике известны про­тивоположные ситуации.

    Недопонимание некоторыми авторитетными в свое время юрис­тами соотношения общетеоретических и отраслевых понятий при­вело к тому, что при составлении проекта Конституции Российс­кой Федерации возрастное условие праводееспособности, свойствен­ное гражданскому праву, в окончательной редакции было принято за общеправовое условие (ст. 60 Конституции), что породило про­тиворечия с положениями публично-правового характера (ст. 81, 97, 119).

    Многолетнее повторение бессодержательных лозунгов и штам­пов типа "экономика должна быть экономной" не прошло бесслед-

    1 См.: Нерсесянц В. С. Теория права и государства. Краткий курс. М., 2001. С. 29, 30, 47—48 и след.

    От перестановки в названии этой книги (как и в ряде книг других авторов) слов "право" и "государство" в содержании мало что изменилось: вначале говорится преимущественно о государстве (формы, функции, ме­ханизм государства), а затем уже только о праве.

    248

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36


    написать администратору сайта