Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
Скачать 2.1 Mb.
|
Глава 6. Право, мораль, правосознание ляли собой не права, имеющие непосредственно юридическое значение, действие и охрану, а идеолого-политические категории1. Однако социальное государство — не всегда и не обязательно социалистическое. Как отмечено (гл. 4), законодательное закрепление социальных прав и свобод в различных странах происходило задолго до принятия в Италии фашистской Хартии труда (1927 г.), а в СССР — Конституции 1936 года. Что касается декларативности провозглашенных в Сталинской конституции социальных прав и свобод, то столь же декларативны были провозглашенные там же свободы слова, печати, совести, что никак не компрометирует значения этих прав и свобод в странах, где они реально осуществляются и гарантируются. Вместе с тем правильно замечено, что в последние годы наметилось "размывание" категории прав человека в лозунговой политической жизни, в науке и в общественном мнении2. Растущий авторитет идей естественного права породил соблазн чуть ли не каждое пожелание, требование, предложение, содержащееся в научной или публицистической литературе, а также в обыденном правосознании, именовать естественным правом, подлежащим воплощению в позитивном законе, или, по крайней мере, непременному учету и преломлению в правоприменительной практике. В научной литературе обсуждается концепция "третьего поколения прав человека", концепция спорная, но по-новому поставившая ряд достаточно актуальных проблем3. Обсуждение этих проблем далеко от завершения, но уже высказываются предположения о возможности "четвертой волны" в понимании прав человека и т. д. Еще дальше в этом отношении идет обыденное (массовое) правосознание, стремящееся любое пожелание об изменении законодательства формулировать только в духе ныне модной теории ес- 1 См.: Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия. Опыт ком плексного исследования. М., 1999. С. 618—622, 683 и след. 2 См. там же. С. 616. 3 В середине 70-х годов XX века К. Васака, директор Департамен та ЮНЕСКО по правам человека и миру, выдвинул концепцию "третье го поколения прав человека", отнеся к ним те требования правосознания, которые обладают индивидуальной и коллективной природой одновременно и для своего осуществления нуждаются в согласованных усилиях инди видов, государств и мирового сообщества. Дискуссии по этой проблеме вы явили ряд спорных положений концепции "третьего поколения прав че ловека" (уже в XVIII в., когда еще не был узаконен "ряд прав первого поколения", обосновывались и узаконялись права третьего поколения и др.). Тем не менее в ходе дискуссии был обнаружен ряд важных особен ностей современного правосознания (см.: Ахметшин Р. И. К проблеме тре тьего поколения прав человека. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1999). 210 Сущность права. Проблемы теории и философии права I Глава 6. Право, мораль, правосознание 211 тественного права. Можно согласиться с тем, что с теорией естественного права и с актуальными тревогами значительной части населения ряда стран связаны дискуссии о допустимости или запрете смертной казни, абортов, эвтаназии. Соревнование и сопоставление в общественном правосознании разных точек зрения на эти проблемы, касающиеся права на жизнь, обсуждение различных законодательных предположений существенно важны для правильной ориентации законодателей. Для такой ориентации необходимо изучение и правосознания социальных меньшинств, специфические интересы которых должны учитываться законодателем в позитивном праве. Однако вряд ли уместно в современную эпоху, когда общественное (массовое) правосознание к этому еще не только не готово, но и не относится положительно, воплощать в позитивном законе "право на нудизм", "право на однополый брак", "естественные права домашних животных", "право на клонирование человека или его близких в целях их воспроизводства и бессмертия" и т. п. К тому же чрезмерно обширный перечень естественных прав и свобод не только в чем-то компрометирует саму идею естественного права, но и способен существенно затруднить их охрану и защиту государственными органами. Кроме того, надо заметить следующее. В современной литературе теория естественного права часто отождествляется с доктриной прав и свобод человека1. Это неверно по той причине, что правосознание содержит представления не только о содержании прав и свобод, но и о способах их осуществления; правосознание предъявляет также немало требований к позитивному закону, процедуре его принятия и порядку реализации. Ряд теоретиков и философов права справедливо замечает, что проблема прав личности хотя и имеет первостепенное значение, но ею не исчерпывается содержание естественного права. Один из представителей современной теории естественного права Л. Фул-лер утверждает, что существует "процессуальное естественное право", на принципах которого основана "внутренняя моральность закона". К этим принципам Л. Фуллер относил многие качества позитивного права, обусловливающие его авторитетность: 1) всеобщность, 2) открытость (доступность закона для тех, к кому он отно- 1 В учебной литературе естественное право нередко определяется как совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе, причем такое понимание связывается с трактатом Г. Гроция "О праве войны и мира" (см., например: Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород, 1993. С. ИЗ). Между тем идея естественных прав человека выдвинута и обоснована Дж. Локком более чем через 60 лет после опубликования трактата Гроция, положившего начало теории естественного права. сится), 3) предсказуемость юридического действия (общий запрет на обратную силу закона), 4) ясность и понятность закона, 5) отсутствие противоречий, 6) отсутствие невыполнимых требований, 7) постоянство во времени (отсутствие частых изменений) и 8) соответствие между официальными действиями и декларируемым правилом. Концепция Л. Фуллера неоднократно подвергалась критике. Справедливо замечено, что "эти восемь принципов являются не более чем минимальными компонентами эффективно функционирующей современной правовой системы"1. Но и в таком качестве идея процессуального естественного права существенно обогащает представление о естественном праве (т. е., по существу, о правовом сознании общества), содержание которого многие теоретики естественного права сводят к идеалам и ценностям, не уделяя внимания тому, как эти идеалы и ценности (в том числе права и свободы человека) должны воплощаться в действующем (позитивном) праве. Отмечено, что соотношение права и правосознания в каждом государстве непосредственно отражается на состоянии правопорядка. Если между ними существуют противоречия — правопорядок зыбок, непрочен, требует (от государства) дополнительных усилий для его поддержания. На правосознании отражаются прежде всего содержание самого права, его соотношение с интересами основных классов и других социальных групп, их социальными ожиданиями и общественной моралью. Крайне важна степень осуществимости права, налаженность законности и государственной дисциплины в правоприменительной деятельности, особенно в деятельности правоохранительных органов. Разочарования в праве и его эффективности порождают в массовом правосознании недоверие к праву, отчужденное к нему отношение, стремление обойтись без правового оформления сделок, обязательств, интересов, а также уверенность, что значительная часть обходов и даже нарушений права останется без последствий. Вместе с тем уровень массового правосознания (степень авторитетности права и уважения к нему) резко снижается в периоды общественных кризисов, перехода общества из одного состояния в другое. В такие периоды разрушается устоявшаяся система стереотипов поведения, особенно общественных нравов. Все это, вместе взятое, ведет к росту правонарушений, к безнаказанности ряда из них, к усилению строгости санкций, к укоренению в общем сознании ложного представления, что только чрезвычайные суды и жестокие наказания могут обеспечить порядок и общественную безопасность. 1 Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права. Краткий курс. М, 1996. С. 109. 212 Сущность права. Проблемы теории и философии права Глава 6. Право, мораль, правосознание 213 Распространение подобных настроений и отчужденное отношение к праву особенно опасны для стран, не имеющих исторических традиций уважения и доверия к праву. К таким странам относится Россия. Еще в XVIII веке образованные люди в России мечтали ограничить самодержавие, произвол чиновников и помещиков законами фундаментальными, законами непреложными, "чтобы не персоны управляли законом, но закон управлял бы персонами". Однако отдельные попытки хотя бы упорядочить российское законодательство и правосудие к успеху не привели. Суть дела в том, что в России сложился тип полицейского государства иной, чем государство феодально-прусского образца с его тотальной и детальной регламентацией всех сторон жизни и дотошным чиновничьим контролем за соблюдением правил и норм полицейской опеки. Обширность территории Российской империи, невысокий уровень культуры господствовавших дворян-помещиков, традиционное почтение к меняющимся велениям носителей высшей власти в ущерб авторитету права, сложность, архаичность, запутанность законодательства создавали условия для иного типа самодержавно-полицейского государства. Его политический режим состоял не столько в детальном правовом регулировании отношений личной и общественной жизни, сколько в почти неограниченном произвольном вторжении в жизнь и отношения низших сословий со стороны помещиков, чиновников, полиции самодержавного государства. "Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, — писал А. И. Герцен, — была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство"1. Еще в начале прошлого века Б. Кистяковский, сетуя на низкий уровень правосознания российской интеллигенции, цитировал стихи современного поэта-юмориста: "По причинам органическим мы совсем не снабжены здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны. Широки натуры русские, нашей правды идеал не влезает в формы узкие юридических начал"2. Последующие годы и десятилетия не улучшили отношения общества к праву. Многие декреты советского государства носили декларативный характер, были формой пропаганды политики пра- 1 Герцен А. И. Собр. соч. Т. 7. М., 1950. С. 251. :?,. 2 Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1998. * С. 363—364. '* вящей партии. Формами осуществления этой политики поначалу была "революционная законность" (поддержание порядка на основе не столько правовых норм, сколько "революционного правосознания", т. е. свободного усмотрения лиц, вершивших судебные дела), а затем — "социалистическая законность" (строгая государственная дисциплина на основе не только действующих законов, но и указаний партийных органов, нередко противоречащих законам). Постсоветский период имеет переходный характер. В России еще не создана стабильная и современная правовая система; существует немало недостатков и трудностей в организации правоохранительных органов. Провозглашенные права и свободы граждан не обеспечены надежной и беспробельной системой юридических и социальных гарантий. Спад производства, резкое расслоение общества, рост разобщенности, индивидуализма и эгоизма, общее снижение морального уровня ведут к росту преступности и других правонарушений. Судебная система не справляется с резко выросшим числом имущественных и других споров, связанных с развитием частноправовых отношений. Многие граждане не умеют правильно оформлять сделки и договоры; этим пользуются мошенники и авантюристы. Юридическая малограмотность населения мешает развитию малого и среднего предпринимательства. Для повышения уровня массового правосознания некоторые ученые-юристы предлагают организовать правовой всеобуч, усилить правовое просвещение населения, повышать его культуру и социально-правовую активность. Думается, что здесь смешаны две разных проблемы. Одна проблема — повышение профессионального правосознания должностных лиц, управомоченных применять право, особенно работников правоохранительных органов. Как известно, ключевые должности в судах, в прокуратуре, МВД и других правоохранительных органах вправе занимать только лица с высшим юридическим образованием. Перед учебными заведениями МВД и ФСБ стоит важная задача воспитания слушателей в духе строгой законности и государственной дисциплины; эта задача решается в процессе изучения действующего права, особенно тех его отраслей, которые относятся к будущей работе выпускников данных учебных заведений. В процессе обучения будущих работников правоохранительных органов методика правового воспитания хорошо отработана в специализированных вузах, так как правовая культура и уровень профессионального правосознания предопределяют качество работы специальных служб. Однако эту методику и содержание правового обучения и воспитания вряд ли уместно механически применять к массовому (обы- 214 Сущность права. Проблемы теории и философии права Глава 6. Право, мораль, правосознание 215 денному) правосознанию1. Если специальными вопросами права, правопорядка и законности работник правоохранительных органов занимается ежедневно и ежечасно, то в жизни частных лиц, не нарушающих закон, эти вопросы возникают значительно реже. Повышение массового (обыденного) правосознания — совсем другая проблема, чем обучение и воспитание профессиональных работников государственных органов. Идея юридического всеобуча выдвигалась неоднократно. Однако, верно отмечал В. А. Туманов, "возможности чисто просветительского воздействия, как показывает практика, достаточно ограниченны. Напомним, что в середине 70-х годов была развернута широкая пропагандистская сеть, прочитаны тысячи лекций о правовом воспитании, а в итоге вновь встает проблема юридического всеобуча. Очевидно, лишь будучи наложенным на соответствующую общественную практику, просветительство способно принести ощутимые результаты"2. Общественная практика, о которой упоминает В. А. Туманов, постепенно создается в связи с развитием гражданского общества, ростом числа сделок, договоров, частноправовых отношений, имущественных, трудовых и иных споров, а также в процессе обновления законодательства и совершенствования судебной системы, на которую ложится основная нагрузка решения большой части проблем, порожденных развитием гражданского общества3. 1 Изучение проблем правомерного поведения, целесообразное в спе циализированных вузах МВД и других правоохранительных органов, иног да включается в тематику общей теории права и распространяется на всех граждан. В результате возникли странные определения таких видов по ведения, как "конституционное правомерное поведение" (поведение, ос нованное на заинтересованном, творческом выполнении требований Кон ституции), "уголовно-правомерное поведение" (поведение, предусмотрен ное уголовными нормами), "уголовно-процессуальная активность" (право мерное поведение в сфере действия уголовно-процессуального права при решении вопросов, связанных с возбуждением, расследованием, судебным рассмотрением и разрешением уголовных дел), "правомерное трудовое по ведение" (юридически значимая часть деятельности трудовых коллекти вов и личности, не противоречащая требованиям права), конформистское правомерное поведение (пассивное соблюдение личностью норм права под влиянием социальной среды), социально-активное поведение в правовой сфере (активность в деятельности добровольных формирований, в право творчестве, в выборах и референдумах и т. п.) (см.: Общая теория госу дарства и права. Академический курс в 2-х томах. Том 2. Теория права. М., 1998. С. 569 и след.). 2 Туманов В. А. О правовом нигилизме // Сов. государство и право. 1989. № 10. С. 25. 3 На недавно проведенной конференции по этой проблеме было при знано, что главным препятствием к формированию высокой правовой куль туры является отсутствие для этого объективных оснований: "По словам Н. Н. Вопленко, вообще не совсем корректно говорить о целенаправлен- Разговор о правовом обучении населения должен быть конкретным. Какую часть права и в каком объеме желательно знать каждому гражданину независимо от его профессии? Со сложными правовыми вопросами граждане сталкиваются не часто (купля-продажа или обмен дома, квартиры, автомобиля, гаража, сельскохозяйственной техники, принятие и раздел наследства, оформление пенсии, предъявление претензии или иска и т. п.). Надо ли гражданину изучать соответствующую отрасль права либо законодательства или можно ограничиться консультацией у специалистов? Нужен ли каждой семье компьютер, содержащий всю массу действующего (довольного сложного и часто меняющегося) законодательства? К процитированному суждению В. А. Туманова необходимо добавить, что в последнее десятилетие содержание российского права и задачи правового обучения существенно изменились. Политическая пропаганда уже не занимает ведущее место в правовом просвещении, но современное право много сложней и обширней, чем советское право времен насаждения правового всеобуча. Возникли новые нормы, отрасли и институты права, сведения о которых практически нужны относительно узкому кругу служащих, менеджеров, предпринимателей, коммерсантов, акционеров и др. Эти сведения сложны, требуют обстоятельного изучения, подготовки соответствующих специалистов. Одновременно право освобождается от ряда декларативных и дефинитивных положений, свойственных предыдущему периоду. Многие положения частного права становятся практически осуществимыми в значительно более широкой сфере общественных отношений, чем в былые времена. Думается, что в настоящее время правовое обучение граждан настоятельно необходимо и должно состоять в том, чтобы в школах изучались Конституция Российской Федерации, основные понятия частного права (семейного, трудового, гражданского и др.) и общие принципы публичного права (административного, процессуального, уголовного и др.). Непременной частью правового обучения должно быть разъяснение принципа "незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение". Все это осуществимо в рамках учебной дисциплины "Обществоведение". Учащимся также необходимо объяснить, где ном повышении правовой культуры, поскольку это естественный процесс, который нельзя форсировать "кавалерийским наскоком"; речь должна идти скорее о мерах по созданию для него необходимых условий" (Правовая культура в России на рубеже столетий. Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции // Государство и право. 2001. № 10. С. 109). По предположениям социологов, формирование правосознания молодого поколения современной России займет 20—30 лет; этот прогноз изложен как предположение вероятностной тенденции (см.: Родина. 2001. № 10. С. 12). 216 Сущность права. Проблемы теории и философии права 1 и как в случае необходимости можно получить более подробные сведения о праве (справочники, юридические консультации и пр.). Учащиеся должны понять, что те, кто хотят заняться предпринимательской, коммерческой или иной деятельностью, требующей специальных юридических познаний, должны сначала изучить соответствующие отрасли права и законодательства. В последние годы резко снизилась активность средств массовой информации в правовом просвещении населения. В погоне за сенсациями СМИ сообщают больше о скандальных процессах над дельцами, бывшими чиновниками или маньяками-убийцами, чем о процессах и явлениях в области права, которые касаются (или могут коснуться) каждого гражданина. В массовой печати много юридических ошибок. Совет Федерации часто именуется второй палатой, высшей палатой, или — по американскому образцу — Сенатом, а члены Совета Федерации — сенаторами, муниципалитеты называются государственными органами, а государственные награды — правительственными наградами, должностные лица именуются юридическими лицами, судей называют стряпчими, а судебные приговоры — вердиктами, уголовно-процессуальный кодекс часто отождествляется с уголовным кодексом, страховая премия путается со страховым возмещением (или страховой суммой), фактический брак — с гражданским (т. е. не церковным) браком и т. п. Нередко публикуется устаревшая или неточная правовая информация. Может быть, именно (и только) для сотрудников тех СМИ, которые особенно часто допускают такие ошибки, и необходим юридический всеобуч? |