Главная страница

Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права


Скачать 2.1 Mb.
НазваниеО. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
АнкорЛейст.doc
Дата03.05.2017
Размер2.1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛейст.doc
ТипДокументы
#6772
страница24 из 36
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   36
Глава 6. Право, мораль, правосознание

ентация на некий идеал личности, стремящейся делать добро (или, по крайней мере, не вредить) людям, живущим в том же обществе. Иными словами, моральные нормы — это правила поведения доб­ропорядочного человека, признающего права и интересы других людей, относящегося к ним с уважением и доброжелательно.

Социальная связь членов общества и нравственная необходи­мость согласовывать свое поведение с поведением других людей на основе уважения, доброжелательства и благодеяния выражена в первом категорическом императиве И. Канта: "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом... Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы"1.

Мораль воздействует на общественные отношения предписа­ниями, адресованными одному человеку (запрет, связывание). С нравственной точки зрения личность оценивается по степени вы­полнения этих предписаний: чего ждать от этого человека — на­рушит ли он запрет, выполнит ли обязанность? Именно поэтому в системе моральных критериев оценки личности существуют еще и такие понятия, как "принципиальность", "порядочность", "бесприн­ципность", "лицемерие", "моральная неустойчивость", "безволие", "подверженность дурным влияниям", и т. п. Эти критерии тоже ха­рактеризуют личность в аспекте нравственно-социальных ожида­ний окружающих ее лиц и организаций. Невыполнение обещаний, неверность слову потому и осуждаются моралью, что свидетель­ствуют о непредсказуемости действий лживого и ненадежного че­ловека, говорящего одно, а делающего другое.

В отличие от правовых норм все моральные нормы строятся по правилам абсолютной деонтической логики, т. е. сводятся к ве­лению или запрету, адресованному отдельно взятому индивиду. Такие нормы, как отмечено (гл. 3), присущи и праву, восприняв­шему ряд табу первобытного общества (запреты, выраженные в праве как составы правонарушений).

Особенность деонтической структуры морали (в ее отличии от права) давно замечена философами и правоведами.

Кант указывал, что учение о нравственности (морали) обычно (начиная с Цицерона) называется учением об обязанностях, а не учением также о правах; причину этого он видел в том, что мо­ральный закон предписывает долг (обязанность), исходя из кото­рого можно затем вывести понятия о правах2.

Это различие между правом и моралью подчеркивали многие правоведы. Н. М. Коркунов писал: "Из нравственных норм выво-

1 Кант Иммануил. Сочинения в шести томах. Т. 4 41 М 1965.
С. 260, 261.

2 См. там же. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 149.

178

Сущность права. Проблемы теории и философии права

т

Глава 6. Право, мораль, правосознание

179


дится только безусловный нравственный долг; из юридических — обусловленные друг другом право и обязанность"1.

В отличие от морали право регулирует поведение людей при помощи не только запретов и предписаний (обязанностей), но и по­средством предоставительно-обязывающих норм, предусматрива­ющих наделение участников правоотношения субъективными пра­вами, которыми лицо может воспользоваться или не воспользоваться по своему усмотрению. Поскольку субъективное право обеспечи­вается соответствующими действиями обязанных лиц, получается, что поведение последних зависит не только от содержания нормы, но и от желания управомоченного воспользоваться или не восполь­зоваться своим правом. Именно поэтому аппарат абсолютной деон­тической логики, достаточный для раскрытия содержания мораль­ных норм, оказался недостаточным для изучения норм права, чем и обусловлена необходимость разработки логических теорий взаи­модействия (см. гл. 3).

Названное различие между правом и моралью положил в ос­нову своей теории права Л. И. Петражицкий, со свойственной ему последовательностью относивший к праву все вообще нормы-отно­шения, которые содержат притязание, право требовать ("импера­тивно-атрибутивные эмоции"), тогда как морали ("императивные эмоции") такое свойство (право требовать) не присуще. При таком подходе к правовым было отнесено множество отношений, которые испокон веков считались только моральными отношениями, пра­вилами этикета и др. Теория Л. И. Петражицкого вызвала много возражений, большая часть которых строилась на интуитивно-эмо­циональных суждениях о существовании моральных прав и при­тязаний. Однако в том же интуитивно-эмоциональном восприятии рассуждения о "моральном праве" звучат не более чем утешение и соболезнование тому, у кого нет реального ("формального") пра­ва, кто может рассчитывать только на милость и благодеяние.

Можно предположить, что "моральное право" (право-притя­зание) когда-то соревновалось с юридическим правом и в этом со­ревновании потерпело поражение. На одну и ту же вещь не могут одновременно существовать у разных субъектов два разных пра­ва — одно юридическое, другое моральное. Моральное право, при его конкуренции с юридическим, будет либо запрещено (как самоуп­равство), либо преобразовано в юридическое право (преторская соб­ственность: "Эта вещь остается твоей, но будет принадлежность тому, кто ее у тебя купил без выполнения формальных условий купли-продажи этой вещи").

1 Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права // История рус­ской правовой мысли. Биографии. Документы. Публикации. М., 1998. С. 116.

См. также: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Учебное пособие (по изданию 1910—1912 гг.). Т. 1. М., 1995. С. 153.

Современная этика (философия морали, нравственности) со­держание моральных норм традиционно сводит к запретам и обя­занностям. В научном аппарате этики понятие "моральное право, притязание" не нашло места. Этот термин нередко встречается в публицистической литературе, где, однако, способом осуществле­ния чьих либо "моральных прав" всегда называется благотвори­тельность или прямой политический акт власти.

Согласно теории морали оценка и необходимость морального поступка не зависят от чьей либо воли (своей или управомоченно­го лица), а проистекают из самой нормы. Поэтому основой мораль­ного поведения личности этика считает совесть, чувство долга, от­ветственности перед другими людьми, обществом, перед самим со­бой1; положительная или отрицательная оценка такого поведения другими людьми рассматривается лишь как дополнительное сред­ство регулирования поведения. Нормы морали адресованы помыс­лам человека, ориентированы на его духовный мир, предписывают действия и поведение, соответствующие его убеждениям, санкцио­нируются "голосом совести", который поначалу был тождествен ве­лениям всеведущих богов (или Бога), сопряженным с посмертным или прижизненным воздаянием.

Утратив в соревновании с правом средства внешнего принуж­дения, мораль обрела могучую опору в религии, дававшей тем, кто сетовал на несправедливости, духовное утешение в виде упования на волю богов или Бога, надежды на божественное воздаяние доб­рым за добро и злым за зло, на помощь сверхчеловеческих сил в земной или (и) потусторонней жизни. Многие моральные нормы получали религиозную санкцию, становясь заповедями, веления­ми или запретами, исходящими от Бога.

С самого начала мораль складывалась в сфере религии и все­гда была пристанищем обиженных и угнетенных. Социальная функ­ция морали — не только сплочение социальных групп и общества в целом, но и духовное утешение тех, кто потерпел неудачу в жизни. Не случайно аскетизм, умение довольствоваться малым, бескоры­стие считались и еще считаются положительными моральными ка­чествами; многие века предполагалось, что носители таких качеств

1 Просветители и гуманисты XVI—XVIII вв. в числе моральных обя­занностей называли обязанности по отношению к самому себе (основа са­мосохранения и совершенствования личности).

Либеральный мыслитель И. Бентам, ссылаясь на теорию утилитариз­ма, обстоятельно доказывал, что право не должно касаться этих обя­занностей.

В советской этике существование таких обязанностей не замечалось, поскольку одним из политических лозунгов-призывов была "самоотвержен­ность" личности в борьбе за общее благо. К тому же материальная и ду­ховная ущербность государственно-социалистического образа жизни со­здавала ряд препятствий для всестороннего развития личности.

180

Сущность права. Проблемы теории и философии права

Глава 6. Право, мораль, правосознание

181


заслуживают посмертного воздаяния, награды в потустороннем мире. Голос совести — главная санкция моральных норм; понача­лу (многие века) считалось, что "совесть" — прямой контакт че­ловека со всеведущим Богом (богами)1, а "угрызения совести" — божье наказание за несоблюдение заповедей. Бессовестный чело­век — человек безнравственный и порочный, способный на злоде­яния, за которые неизбежно посмертное или прижизненное возда­яние — наказание от Бога (богов).

Многие века мораль была настолько тесно связана с религи­ей, что развитие философии и науки в Новое время, распростра­нение деизма и атеизма поставили перед видными деятелями Про­свещения вопрос: может ли атеист быть нравственным человеком? Сверх того, атеист как аморальный человек считался потенциаль­ным преступником, уверенным, что умело совершенное и нераск­рытое злодеяние останется безнаказанным. Поэтому большинство философов-просветителей, в том числе самых вольнодумных, выс­казывались за "гражданскую религию", согласно которой важней­шие обязанности человека перед обществом и другими людьми под­креплялась бы верой во всезнающего, всевидящего, карающего и награждающего Бога. В период французской революции якобинцы даже пытались учредить гражданскую религию специальным дек­ретом.

Доводам сторонников гражданской религии их оппоненты в XVIII веке противопоставляли задачу, которую сейчас назвали бы социально-психологическим тестом. Представьте себе, говорили они, что на стене перед вами находится кнопка, нажав которую, вы убь­ете совершенно не известного вам человека, живущего не то в Ки­тае, не то в Перу; в результате его смерти (о причине которой никто, кроме вас, не знает) вы получите в наследство громадное состоя­ние. Нажмете ли вы эту кнопку?

Поскольку большинство просветителей скептически относились к идее посмертного воздаяния (гражданская религия ими предла­галась для непросвещенного народа), каждому приходилось решать вопрос: действенна ли мораль, опирающаяся только на совесть че­ловека как на его личное духовное качество, не подкрепленное стра­хом перед карающим Богом?

В результате дискуссии воцарилось мнение, что за тысячеле­тия существования мораль стала частью духовного и социального бытия человечества, привычным и необходимым регулятором дей­ствий и поведения людей. Это мнение нашло подтверждение в бли­жайшем развитии истории.

1 Пережитки времен единства ряда моральных и религиозных кате­горий обнаруживаются в современных конституциях светских государств, называющих "свободой совести" право избирать любую религию или быть атеистом.

Несмотря на распространение атеизма и общее падение ре­лигиозности, XIX век не стал веком безнравственности. Напротив, резкое и быстрое ухудшение положения больших масс населения в связи с развитием капитализма привело к широкому развитию филантропии (человеколюбия) и милосердия, к распространению моральной (не только религиозной!) критики буржуазного общества за его эгоистичность, индивидуализм и антигуманность.

С конца XVIII — начала XIX в. к проблемам этики обращает­ся ряд видных правоведов (И. Бентам, Дж. Остин и др.). Проблема связи и соотношения права и морали занимает прочное место в раз­вивающейся общей теории права. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, новое право гражданского общества нуждалось в идейном обосновании. Такого обоснования не могли дать ни рели­гия, ни традиции разрушенного феодально-сословного общества. В XIX веке потеряла былой авторитет и классическая теория есте­ственного права, носившая революционно-критический характер; ее историческая роль была исчерпана низвержением сословного строя.

Во-вторых (связано с первым), на первый план выходили та­кие проблемы, как становление нового правопорядка, законности, правового государства. Теоретический поиск правоведов устремлял­ся на изыскание конкретных связей исторически новых правовых явлений с духовной жизнью общества, на обнаружение в обществен­ной психологии и идеологии основ для практических решений по­литико-правовых задач. Так, основанная на утилитаризме этика Бентама давала возможность определить соотношение запретов и велений в праве, а тем самым охранительных и позитивных функ­ций современного государства.

В-третьих, наконец, развитие антропологии, социальной пси­хологии, социологии и исторических наук открывало дорогу для но­вых решений ряда проблем соотношения права и морали, непос­тижимых с точки зрения теологии или априорного рационализма.

В XIX—XX вв. предметом обсуждений и дискуссий филосо­фов, правоведов, социологов и специалистов по этике стала постав­ленная еще в Древнем мире проблема источника моральных ка­честв и чувств. Одни полагали (вслед за Т. Гоббсом), что человек по природе зол и моральные качества прививаются ему государ­ством; другие считали моральные чувства и качества врожденными качествами людей (П. А. Кропоткин утверждал, что эти качества подавляются и уродуются государством, а полное развитие могут получить лишь при анархо-коммунизме); третьи доказывали, что моральные качества личности достигаются воспитанием и примером (И. Кант). К концу XIX — началу XX в. сложились все возможные точки зрения по этой проблеме; тогда же социологи (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль) разработали социально-аппробативную теорию

182

Сущность права. Проблемы теории и философии права

Глава 6. Право, мораль, правосознание

183


морали, согласно которой моральные понятия и категории выра­жают санкции общества, одобряющего одни поступки и порицаю­щего другие.

Важным достижением И. Канта, И. Бентама, многих филосо­фов и правоведов XIX века является обоснование различий меж­ду правом и моралью. Классическая теория естественного права XVII—XVIII вв. нередко отождествляла или смешивала мораль­ные и правовые категории, оценки, требования1. Для глубокого ис­следования морали и права как самостоятельных социальных яв­лений необходимо обособление одного от другого. Именно на осно­ве этого обособления стали возможны исследования связей между правом и моралью.

Ряду правоведов и философов конца XIX — начала XX в. при­надлежит определение "право — минимум морали". В это опреде­ление вкладывалось разное содержание.

Широкую известность получило рассуждение Г. Еллинека о безжалостном кредиторе, отбирающем у должника его последнее достояние, выколачивая долг: "Он действовал бы более нравственно, если бы отпустил его должнику. При взгляде на право, как низ­шую ступень нравственности, устраняются все конфликты, кото­рые возникают, если право и мораль представить двумя самостоя­тельными силами"2. Ошибка Еллинека состоит в том, что мораль, вопреки его рассуждению, не поддается количественным измере­ниям. При заключении юридического договора по закону можно тор­говаться о цене, о праве на долю имущества или в доходах, о про­центах по долгу или вкладу, о плате за пользование жилищем и приборами, о сроках и времени пользования ими и т. п. В морали нет количественных измерений, она не поддается ни дозировке, ни процентированию. Личность оценивается целиком. "Полуморальный" человек — это законченный негодяй.

Право — не "минимум морали" и по той причине, что регули­рует обширный круг отношений (процессуальных, административ­ных, производственных, организационных и др.), вообще не подле­жащих моральной оценке.

Кроме того, само существование права означает, что мораль бессильна урегулировать ряд отношений между людьми; они по­тому и пишут договоры, заверяют их в нотариальных конторах, ого­варивают пени, штрафы, неустойки за невыполнение обязательств, что не верят в честность своих контрагентов; право с его формаль­ной определенностью, доказуемостью и способностью к принуди­тельному осуществлению является не (только) "минимумом нрав-

1 Право и мораль смешивали еще римские юристы II—III вв. (см.:
Дигесты Юстиниана. М., 1984. С. 23, 25).

2 Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и на­
казания. М., 1910. С. 61—62.

ственности", а ее "суррогатом", несовершенной, однако необходи­мой формой отношений между людьми.

Постоянной причиной противоречий права и морали в любом обществе, где они существуют, является формальная определен­ность права, не всегда дающая возможность распространить его действие на ситуации, настоятельно требующие правового регули­рования, но не предусмотренные правом, либо наоборот, допуска­ющая применение права к жизненным отношениям и ситуациям, где мораль считает такое применение несправедливым. Иными сло­вами, противоречия возникают в силу того, что право по-разному оценивает ситуации, одинаковые с точки зрения морали, или, на­оборот, уравнивает жизненные обстоятельства и ситуации, весьма различные с моральной точки зрения. Не случайно древние гово­рили: "Чрезмерно точное осуществление права порождает наивыс­шую несправедливость".

Содержание некоторых правовых норм откровенно и грубо противоречит даже тем моральным предписаниям и запретам, ко­торые содержатся в религиозных заповедях. Правом разрешено и предписано убийство, запрещенное в Библии. Прелюбодеяния или непочтительное отношение к родителям, осужденные Библией, пра­вом не запрещены и не влекут юридической ответственности. Право уделяет большое внимание правосудию, хотя в Новом завете пред­писано не судиться, а решать дело миром. Нормами государствен­ного, а также процессуального права установлены обязательность и формы присяги (президента, других должностных лиц, а также свидетелей в уголовных и гражданских процессах), хотя Новым заветом клятва запрещена.

Право допускает и узаконяет денежное возмещение мораль­ного вреда1. Право предписывает считать невиновным заведомого преступника, пока он не осужден.

Но если презумпция невиновности имеет исторические и ра­циональные основания и обоснования как способ защиты обвиняе­мого от вполне возможного незаконного и необоснованного осужде-

1 "Вознаграждение за нравственный вред есть само нравственный вред, — писал Г. Ф. Шершеневич. — Оно не только не восстанавливает нарушенного равновесия, но само его усиливает. Нравственный вред до­пускает только нравственное удовлетворение: приговор общественного мнения, приговор государственного или третейского суда. Законодатель­ство, устанавливающее принцип денежной вознаградимости нравственного вреда, вызывает безнравственные мотивы в представлении своих граж­дан. Нужно проникнуться глубоким презрением к личности человека, что­бы внушать ему, что деньги способны дать удовлетворение всяким нрав­ственным страданиям. Переложение морального вреда на деньги есть ре­зультат буржуазного духа, который оценивает все на деньги, который считает все продажным" (Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Учеб­ное пособие (по изданию 1910—1912 гг.). Т. 2. М., 1995. С. 263).

М

184

Сущность права. Проблемы теории и философии права

;:ия, то нельзя объяснить недавно возникшее, откуда-то заимство­ванное обыкновение судебной практики помещать подсудимого в зале суда в специальную клетку1. Это явно противоречит нормам Международных пактов о правах человека и конституционным нор­мам о достоинстве личности и о презумпции невиновности. Что ка­сается конституционных принципов состязательности процесса и равенства сторон, то они были бы (хотя бы внешне) соблюдены в том случае, если в точно такую же клетку, как подсудимый, в про­цессе слушания и решения дела был бы помещен государственный обвинитель.

Из сказанного, однако, не следует, что мораль всегда хороша, а право нередко бывает плохим. Лицемерия не чужды моральные системы многих стран и веков. В Древнем мире, начиная с фило­софии стоиков (а может быть, до нее), признавалось духовное, мо­ральное, природное равенство всех людей, свободных и рабов. Идея этического равенства людей, независимо от их социального поло­жения, свойственна также христианству. Но отсюда не делался вывод о правовом равенстве рабов и свободных, феодалов и кре­постных. Общечеловеческая норма природного равенства людей была существенно ограничена и деформирована в господствующей морали сословно-кастового общества, считавшего естественными рабство и крепостничество.

К сторонникам взглядов Г. Еллинека на право как на "мини­мум морали" нередко относят русского философа В. С. Соловьева, который писал: "Право есть низший предел или определенный ми­нимум нравственности"2. Однако теория В. Соловьева существенно отличается от взглядов Еллинека уже тем, что не стремится нрав­ственно оправдать содержание каждого предписания действующего права во всех его, порой негуманных, проявлениях. "... Право в сво­ем элементе принуждения к минимальному добру, — рассуждал В. Соловьев, — хотя и различается от нравственности в собствен­ном смысле, но и в этом своем принудительном характере, отвечая требованиям той же нравственности, ни в каком случае не должно ей противоречить"3.

Вслед за А. Шопенгауэром, определявшим право как часть нравственности, как минимум добра, В. Соловьев писал: "Право есть принудительное требование реализации определенного минималь­ного добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла... Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий в зле мир обра-

1 Напомним, что Эйхман, Чикатило и некоторые другие убийцы в
ходе открытых и гласных судебных процессов помещались за решетку или
за пуленепробиваемое стекло в интересах их (подсудимых) безопасности.

2 Соловьев В. С. Нравственность и право // История философии права.
СПб., 1998. С. 453.

3 Там же. С. 461.

1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   36


написать администратору сайта