Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
Скачать 2.1 Mb.
|
Глава 6. Право, мораль, правосознание В сфере социальных норм из оценок вытекают предписания: "убийство человека — зло; следовательно, люди не должны убивать других людей"; "милосердие — добро; следовательно, нужно быть милосердным"; "ходить на официальные приемы в домашнем халате — плохо; вывод: не надо ходить в домашнем халате на официальные приемы". Непременное содержание любой нормы — предполагаемая или действительная оценка ее нарушения или соблюдения другими людьми (или Богом, богами, сверхъестественными существами). Все социальные нормы — нормы взаимодействия; Робинзон потому и остался человеком, что мысленно проецировал свои поступки, поведение, образ жизни на обычную, известную жизнь современной ему Англии. Оценка типичной, повторяющейся ситуации, обусловленной сознательным и волевым поведением людей, — уже норма: "В будущем следует поступать так, или не совсем так, или не так". В нормы логически преобразуются лишь общие, абстрактные оценки конкретных ситуаций. Оценка может быть конкретной, относящейся к отдельному случаю: "Учитывая стихийное бедствие, причинившее немалый ущерб Петрову Петру Петровичу, обязанному послезавтра вернуть взятые взаймы деньги Иванову Ивану Ивановичу, Иванову следует взыскать лишь часть долга, дав Петрову отсрочку и рассрочку под 3% или 5% с оставшейся суммы в месяц". Абстрактная норма-оценка выглядит иначе: "В случае временных затруднений, возникших у должника по независящим от него уважительным причинам, ему предоставляется отсрочка до года с выплатой кредитору с оставшейся суммы от 3 до 5% в месяц". Логически оценка представляет собой заключение: если (описание ситуации) — то (хорошо, похвально, следует, нужно поступить следующим образом). Выше (гл. 3) суждение "если-то" названо гипотезой и диспозицией. Санкции (меры принуждения к соблюдению, исполнению диспозиции) обязательны для правовых норм, несоблюдение которых порождает отрицательные юридические последствия, а нарушение влечет юридическую ответственность. Именно поэтому европейское право знает две юридические оценки: имеет (не имеет) юридическое значение1, правомерно (противоправно). Но иные социальные нормы не обязательно имеют "трехчленную структуру". Одни ее имеют: "Если человек вступил в обще- 1 Под юридическим значением понимается возникновение, изменение, прекращение прав или обязанностей, субъекта права, его правового статуса, правоспособности, дееспособности, деликтоспособности, и т. д. Для сложных фактических составов точнее определение — "порождает правовые последствия", так как входящие в состав отдельно взятые факты юридическое значение имеют, но правовых последствий еще не порождают. 6» 156 Сущность права. Проблемы теории и философии права Глава 6. Право, мораль, правосознание 157 ственную организацию, он должен посещать собрания, уплачивать членские взносы и совершать другие действия, предусмотренные уставом организации; в противном случае он будет исключен из этой организации". "Если человек находится в общественном месте, он должен соблюдать правила приличия; в противном случае он подвергается общему порицанию, осмеянию, изгнанию". Другие социальные нормы трехчленной структуры не имеют, потому что не содержат санкций. Практически нет санкций у многих религиозных норм (что будет, если человек перейдет из одной веры в другую?), у ряда норм морали, обычаев. В самом деле: если необычное действие и поведение не нарушают существующих в данном обществе запретов, то редко ли бывает, что оно становится примером для подражания? Можно заметить, что оценка (выбор между положительным и отрицательным вариантами) вообще свойственна всем видам человеческой деятельности. Неокантиантство давно показало и объяснило различие между нормами науки (логические нормы, определяющие познание истины), эстетическими нормами (созерцание красоты) и этическими нормами, определяющими, по мнению представителей этого направления, деятельность для достижения добра. По нашему мнению, понятие "добро" в этом контексте по-разному преломляется в содержании различных социальных норм: право обеспечивает порядок, который может стать не добром, а социальным и нравственным злом. Религиозные нормы иногда предписывают отстранение от инаковерующих и вражду к ним, что порождает не добро и не порядок, а религиозные конфликты и войны. Некоторые корпоративные нормы определяют процедуру решения дел соответствующих организаций, процедуру, безразличную с точки зрения добра или зла. В каждом обществе право — основа и стержень общественного порядка. Но и все другие социальные нормы — такая же часть образа жизни, бытия и сознания общества, как и право. Подобно праву, многие из них институционализируются, воплощаются в устойчивые общественные отношения и учреждения. Религиозные институции — организации верующих, общины, церкви, теократические государства; результат институционализа-ции морали — нравы; на основе корпоративных норм создаются и действуют организации; правосознание институционализируется в право. Некоторые социальные нормы по силе воздействия на пове-дение людей, на общественные отношения, даже на социально-политический строй превосходили право. Таковы, например, религиозные нормы, особенно те, которые лежали в основе массовых движений. В отличие от права системы других социальных норм нередко содержат антагонистические противоречия. Внутри нормативных систем религиозного сознания и их воплощения нередки порой резкие столкновения, доходящие до религиозных войн. В системе уставных, корпоративных норм существуют не только нормы официальных, правительственных партий, но и нормы тайных союзов, заговорщических легальных и нелегальных организаций, ставящих целью свержение данного строя. Мораль феодального дворянства не тождественна морали крепостного крестьянства, а последняя — морали свободных горожан. Система социальных норм каждого общества содержит унаследованные от предыдущих поколений оценки "добра" и "зла", выраженные в виде норм, институций духовные и социальные идеалы сословий, классов и других групп, составляющих данное общество. Социальные нормы столь же многообразны, как разнообразны складывающиеся в сословном или классовом обществе повторяющиеся ситуации и отношения, получающие обобщенные (нормативные) оценки в сознании различных общественных групп. Социальные нормы — это стабильные обобщенные оценки повторяющихся в данном обществе ситуаций, отношений, действий людей (и последствий этих действий), оценки, способные влиять на поведение людей и общественные отношения. Социальные нормы складываются в систему в том смысле, что выражают идеи, идеалы, интересы, противоречия в обществе, в котором существуют, органически входят в его духовную жизнь и через институции (организации, союзы, объединения, устойчивые нравы) органически врастают в общественные отношения. Такая система динамична. В стабильном обществе система социальных норм в целом поддерживает общественный порядок ("замиренную среду"), создает условия для воспроизводства существующих отношений и ненасильственного решения социальных конфликтов. Эта стабильность может даже перерасти в застой, искусственное сдерживание развития, когда обычаю или традиции отдается предпочтение перед новым и прогрессивным, а любое новшество подавляется всей силой авторитета общества и (или) государства. Но в сфере тех же социальных норм происходят процессы и явления, ведущие к острым противоречиям и конфликтам, к возникновению массовых движений, к религиозным или гражданским войнам, к распаду общества и его перестройке на новых социокультурных основах. Все социальные изменения и сдвиги начинались или с вмешательства внешних для данного общества сил, или с изменения общественного сознания, идеалов, оценок, социальных норм. В критические эпохи право становилось орудием либо революции, либо реформ, либо реакции. Роль других социальных норм в такие эпохи была столь же различной, как разнообразны и сами социальные 158 Сущность права. Проблемы теории и философии права Глава 6. Право, мораль, правосознание 159 нормы. Определяющее влияние на право оказывало правосознание различных классов. На основе уставных норм создавались организации революционные, реакционные, умеренные, радикальные. Такая же классификация относится к организациям верующих, исповедующих ту или иную религию. Рядом с умиротворяющей моралью складывались экстремистские течения, зовущие во имя справедливости изменить весь общественный строй. Социальные нормы разнообразны по содержанию и видам. Это разнообразие сложилось исторически. Высказывались предположения, что существовавшие в первобытном обществе "протонормы" были "мононормами", сочетавшими качества обычаев, нравственных и религиозных норм. Понятие "протонормы" неопределенно, поскольку оно выражает лишь отношение современных исследователей к нормам первобытной общины, предшествовавшей сословно-кастовому обществу с его многослойной, сложной и противоречивой нормативной системой ("протонормы — это те, которые существовали тысячелетия до возникновения права и других видов норм"). Предположение о том, что протонормы были мононормами (т. е. нормами, сочетающими качества различных норм — религиозных, моральных, обычных и др.), имеет чисто теоретическое назначение — подчеркнуть многообразие социальных норм современного общества, оттенить сложность и противоречивость разных нормативных систем, сложившихся в результате разложения первобытной общины, у которой, как предполагается, была одна простая социально-нормативная система. Современные исследования не подтверждают априорного предположения о примитивности протонорм, доходящей до их слияния в мононормы. Эта проблема, что очевидно, должна решаться не столько правоведами, сколько историками и этнографами1. С современных позиций трудно умозрительно соединить или разъединить архаичные религиозные нормы и правила совместной охоты; одинаково доказуемы как их единство, так и их разобщенность. Простота и преимущества первобытного мышления состояли в том, что оно содержало готовые решения монотонно повторяющихся ситуаций и сводилось к схеме: "память — узнавание; известное — неизвестное". В раздел "зло" зачислялось не только "враждебное", "ядовитое", "опасное", "несъедобное", но и все "незнакомое, неизвестное". Переход общества к сложной по ее противоречивости нормативной системе происходил в процессе развития обмена и производства, разделений труда, завоеваний, возникновения "данничества" и порабощения. Когда появились категории "мое", "твое", "чужое", "имею право требовать", "обязан выполнять", одно и то же действие или отношение по-разному оценивалось с позиций права, обычая, морали. Именно это разнообразие оценок отражало нарастающие конфликты, споры, столкновения: "это поле испокон веков принадлежало нашему роду" (обычай), "это самое поле выкуплено нами у вашего рода за стадо коров" (право), "несправедливо, что та небольшая семья владеет этим полем, тогда как мое многочисленное семейство вынуждено кормиться с крохотного надела земли" (мораль), "боги велят: не посягай на чужое", "бог повелел делиться" (религия) — противоположные оценки одного и того же отношения обосновывались ссылками на обычаи, право, нравственность, нормы религии. Распад первобытной коллективности, возникновение и развитие индивидуализма, основанного на противопоставлении личности обществу и другим личностям породили разные оценки одних и тех же действий, явлений, отношений, конфликтов и тем самым вели к усложнению системы социально-нормативного регулирования. На разных этапах истории право по-разному соотносилось с различными видами социальных норм. Наибольшую роль в возникновении и развитии права играла религия. Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяются порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т. п.), отправление обрядов, исповедание данной религии. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди). Многие обычаи и запреты, получавшие санкцию государства, носили религиозный характер. Само право притязало на религиозный авторитет, представлялось (в сохранившихся письменных источниках) как выражение воли богов1. В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы имели юридический 1 Проблема протонорм решается на основе конкретных юридико-ан-тропологических исследований правовых и доправовых систем архаических и традиционных обществ (см.: Мачин И. Ф. К вопросу о происхождении права // Проблемы теории государства и права. М., 2001. С. 327—341; Рулам Норбер. Юридическая антропология. М., 1999). 1 Основатель социологии Огюст Конт даже утверждал, что идея права порождена теократическими авторитетами, представлениями о сверхъестественной воле и потому должна быть упразднена в процессе перехода от теологической стадии развития общества к позитивной (промышленной) (см.: Антология мировой правовой мысли в пяти томах. III том. Европа. Америка. XVII—XX вв. М., 1999. С. 409). 160 Сущность права. Проблемы теории и философии права характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран ("арабский судебник") и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат). По мнению историков, каноническое право и корпоративные нормы католической церкви сыграли важную роль в создании и развитии правовых систем Западной и Центральной Европы1. Религиозные и корпоративные нормы протестантских сект Западной Европы и США стали прообразом ряда норм буржуазного права гражданского общества2. Религия оказала могучее влияние не только на право, но и на другие социальные нормы. В форме "заповедей" в Новом завете выражен ряд моральных предписаний: запрет убийства, воровства, сутяжничества, вражды, мести, войны, зависти и др. В Библии содержится Золотое правило: "[Не] делай другим то, чего [не] желаешь, чтобы тебе делали". Почти все религии зовут к сотрудничеству, взаимопомощи единоверцев, к прощению обид, к милосердию и компромиссам. Однако религии отчужденно относятся к инаковерующим и, особенно, к ересям и расколам. Истории известны целые эпохи истребительных религиозных войн и гонений. Неприязнь и вражда разных верований особенно остры там, где государство поддерживает одну религию против других, наделяет привилегиями господствующую церковь и преследует другие верования. Из средств "замирения среды" религии в таких условиях превращаются в орудие сплочения и войны одних верующих против других. Многовековой опыт человечества показал, что какое бы то ни было вмешательство церкви в дела государства, а государства — в дела церкви чрезвычайно опасно для общества, особенно в странах, где значительные части населения по-разному верят в Бога или верят в разных Богов. Этим обусловлен воплощенный в конституциях ряда стран принцип "светского государства". Тем же обусловлено конституционное закрепление свободы совести — права свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой. Отсюда же — конституционное провозглашение прав и равенства религиозных объединений. Уголовным законодательством почти всех стран установлены строгие наказания за возбуждение религиозной вражды и розни, за оскорбление чувств 1 См.: Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха форми рования. М., 1998. 2 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Протестан тские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. г 161 Глава 6. Право, мораль, правосознание верующих, за использование религиозных норм и форм для прикрытия противозаконной деятельности. Большую роль в жизни общества играли и играют корпоративные нормы, определяющие формы организации людей, объединившихся для достижения какой-либо цели, а также нормы, содержащиеся в решениях этих организаций. Их называют также "уставные нормы", "нормы организаций, основанных на добровольном членстве", "нормы общественных организаций" и т. п. Корпоративным нормам присущ ряд качеств, свойственных праву (письменное выражение, формальная определенность, трехчленная структура, реализация через соответствующий порядок и корпоративную дисциплину членов организации, авторитетность норм для тех, кому они адресованы, и др.). Корпоративные нормы не раз в истории выполняли функции права1. Они были близки по природе и содержанию к нормам публичного права в процессе складывания государств2, а также в буржуазных городах-государствах и коммунах Средних веков. К праву близки церковные уставы, некоторые уставы рыцарских и монашеских орденов Средневековья, уставы средневековых цехов и гильдий и пр. Отличие корпоративных норм от правовых заключается в том, что они, как считается, обязательны только для членов соответствующей организации, которые, как нередко предполагается, в организации состоят добровольно и могут свободно из нее выйти. На практике, однако, в названных выше и ряде других случаев корпорации распространяли свою власть на лиц, не являющихся членами организации, а последние далеко не всегда могли отказаться от членства в корпорации. Становление гражданского общества и разгосударствление многих общественных отношений создали условия и породили необходимость создания и развития общественных объединений по самым разным основаниям. Представительная система современного государства не может функционировать без авторитетных и массовых политических партий; класс наемных рабочих не способен добиться нормальных условий труда без профессиональных союзов; существование во всех современных странах нескольких религий порождает необходимость официального признания специфических форм объединения верующих каждой из них. Созда- 1 См.: Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Совре менные трактовки и новые подходы. М., 1999. Особ. с. 219 и след., 236 и след. 2 Например, древнерусского княжеско-общинного государства, стояв шего на пороге (только на пороге!) феодального строя (см.: Алексеев Ю. Г. Рецензия на книгу А. А. Зимина "Правда Русская" // Вопросы истории. 2001. № 8. Особ. с. 156). 162 Сущность права. Проблемы теории и философии права |