Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАВО, МОРАЛЬ, ПРАВОСОЗНАНИЕ

  • Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеО. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
    АнкорЛейст.doc
    Дата03.05.2017
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛейст.doc
    ТипДокументы
    #6772
    страница20 из 36
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   36
    Глава 5. Право и государство

    149


    да и в свободных государствах он обычно проигрывает свои про­цессы"1.

    В последнее десятилетие о правовом государстве написано очень много; одни авторы ищут его истоки в далеком прошлом, дру­гие полагают, что оно никогда не существовало и вообще не может существовать. Достаточно известна также концепция Кельзена, ко­торый любое государство считал правовым, поскольку оно всегда оформлено правом, а для юриста именно право является предме­том познания.

    Заслуживают внимания суждения, что правовое государст­во — это прежде всего философско-правовое понятие, "идеальный тип", программное положение, которое не может быть полностью (тем более — одноразово) осуществлено, но предполагает длитель­ную, широкомасштабную работу2. Правовое государство — идея, программа, требующая неустанных, ежедневных систематических усилий для ее осуществления на практике и, добавим, удержания достигнутых результатов. Государство не может стать на 100% пра­вовым по той причине, что ни одно общественное явление не осу­ществляется с арифметической точностью до конца и без приме­сей; в любом государстве есть недобросовестный чиновник, нера­дивый служащий, неясный текст статьи закона.

    К тому же государство обещает, но не стремится стать право­вым. Тексты основных законов о правовом государстве значитель­ная часть бюрократии не считает для себя обязательными. До ума и сердца носителей верховной власти не доходят сентенции уче­ных-юристов о праве как "разумной политике власти", о том, что "одна норма заменяет для власти тысячи индивидуальных пове­лений".

    Государство должно быть устроено таким образом, чтобы оно стало правовым. Именно в этом суть разделения властей как орга­низации сдержек и противовесов в системе органов государствен­ной власти (законодательной, исполнительной, судебной), создаю­щей гарантии правомерности деятельности каждой из них3.

    Устройства различных государств, основанные на принципе разделения властей, относятся к предмету конституционного (го­сударственного) права. Опытом и наукой выработаны разные мо­дели полномочий и соотношения государственных органов, участву-

    1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 258—259.

    2 См.: Баймаханов М. Верховенство права как системообразующий
    признак понятия правового государства // Научные труды Адилет [Ал-
    маты]. 2001. № 1. С. 36 и след.; Матюхин А. Государство в сфере права:
    институциональный подход. Алматы, 2000. С. 171 и след., 180 и след, и ука­
    занную там литературу.

    3 См.: Мишин А. А. Принцип разделения властей в конституционном
    механизме США. М, 1984.

    ющих в осуществлении названных властей; главное в разделении властей — создание государственной структуры, соблюдающей и охраняющей правовую систему гражданского общества.

    Дискуссии и реформы, направленные на преобразование или уточнение правового статуса главы государства, на совершенство­вание избирательной системы, на расширение компетенции консти­туционного суда или изменение числа субъектов федерации в слож­ном государстве порой значительно влияют на форму государства. Однако сущность правового государства хотя и связана с его фор­мой и даже обусловлена ею (так как разделение властей — важ­ный признак правового государства), но не сводится только к этой форме.

    Правовое государство — не только устройство, способ орга­низации государства, но, главное, состояние государственной вла­сти, на всех ее уровнях и во всех ее проявлениях стремящейся (вы­нужденной) поступать по закону, а не по собственному разумению. Мечта о том, чтобы правили "законы, а не персоны", имеет много­вековую давность; в гражданском обществе она обретает социальную обусловленность и ряд политических гарантий.

    Но законы бывают разные. "Законы" Платона или "Кодекс природы" Морелли, в проектах дотошно регулировавшие быт, труд, науку и искусство, семейные отношения, одежду, пищу членов иде­ального общества, носили императивный характер, не допуска­ли своеволия, определяли строгие наказания за нарушения. Одна­ко это — законы не гражданского общества, а общества сословно-рабовладельческого ("Законы" Платона) или казарменно-коммуни-стического ("Кодекс природы" Морелли). Гражданское общество ос­новано на совсем других законах, на законах равенства и свободы.

    Есть некий минимальный уровень выражения принципов граж­данского общества в законах, соблюдение и охрана которых дела­ют государство правовым.

    Правовое государство признает и защищает права и свободы человека, провозглашенные во Всеобщей декларации прав челове­ка (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), содержащиеся в Международных пактах о правах человека, и не нарушает их в своей деятельности. В соответствии с этими пакта­ми в правовом государстве каждому человеку гарантируется су­дебная защита его прав и свобод, а если исчерпаны все имеющие­ся внутригосударственные средства правовой защиты — предос­тавляется право обращаться в межгосударственные органы по за­щите своих прав и свобод.

    Можно заметить, что так определяется не правовое государ­ство, а положение человека в правовом государстве. Однако имен­но этот подход диктуется не только логикой предмета исследова­ния (личность — право — гражданское общество — государство),

    150 Сущность права. Проблемы теории и философии права

    но и догмой права: если конституционная обязанность государства состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод челове­ка, которые являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции Рос­сии), то почему при определении правового государства нужно брать за основу не правовое положение лица в государстве, а нагромож­дение перечней признаков такого государства? Ни один из опуб­ликованных перечней не является исчерпывающим; суть дела в том, что устройство государства (разделение властей) — не самоцель, а только средство обеспечения свободы в гражданском обществе.

    Создание правового государства — не одноразовый акт. Уже созданное, провозглашенное и конституционно оформленное пра­вовое государство через несколько лет перестанет быть таковым, если законодательство (постепенно) придет в противоречие с са­мим собой и с основами конституционного строя, требование закон­ности действий всех государственных органов и должностных лиц (мало-помалу) утратит свою строгость и безусловность, а правосу­дие будет осуществляться (от случая к случаю) не по закону, а как-то иначе.

    Для низвержения правового государства не обязателен поли­тический переворот; оно само по себе деградирует, если к процес­су сохранения и поддержания права, правопорядка и законности не проявляют достаточного и систематического внимания верхов­ная власть, государственные органы охраны законности, средства массовой информации, политические и иные организации и объе­динения, граждане, права которых нарушены1.

    В ряде развитых стран состояние законности и судьбы право­вого государства вызывают почти те же опасения, что и в начале XIX века. Бурное развитие законодательства, в том числе делеги­рованного, широкое лоббирование законопроектов, сомнительных с точки зрения их соответствия интересам общества, правам и сво-

    1 Напоминая слова Канта: "Кто делает из себя червяка, тот не мо­жет потом жаловаться, если его попирают ногами", немецкий юрист вто­рой половины XIX века Рудольф Иеринг писал: "В моем праве попира­ется и отрицается право вообще, в нем оно защищается, утверждается и восстанавливается. ...Деспотизм всегда начинал с посягательства на част­ное право, с насилия над отдельными лицами; когда его работа здесь за­кончена, дерево валится само собой... Каждый призван и обязан подав­лять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается подни­мать свою голову; каждый, пользующийся благодеянием права, должен в свой черед так же поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона — словом, каждъш есть прирожденный борец за право в интере­сах общества... Без борьбы нет права, как без труда нет собственности. Наряду с положением: "В поте лица твоего будешь ты есть хлеб свой" стоит одинаково верное положение: "В борьбе обретешь ты право свое". С того момента, когда право отказывается от своей готовности к борьбе, оно отказывается от самого себя..." (Иеринг Рудольф. Борьба за право. М., 1991. С. 3, 37—38, 49, 64).



    151

    Глава 5. Право и государство

    бодам граждан, рост административного аппарата и наделение ряда чиновников большой свободой усмотрения, упрощение форм пра­восудия ("сделки о признании вины" в уголовном процессе и др.), появление неясных по социально-правовым последствиям матери­ально-правовых институтов (например, "страхование юридической ответственности") — все это требует напряженного внимания к про­блемам законности и правового государства.

    Проблемы создания и развития правового государства доста­точно остро стоят в нашей стране. В Конституции Российской Фе­дерации государство названо правовым (ст. 1), что является боль­шим достижением конституционного развития России. Разделение властей, признание и гарантирование прав и свобод человека, про­возглашение демократических институтов правосудия — все это, на основе выраженных в Конституции принципов гражданского об­щества, создало конституционные основы для правового государ­ства, для масштабных законодательных реформ по его организа­ции и развитию.

    Однако практическая работа по подчинению государства пра­ву всегда трудна. Отношение к праву государства зависит от час­тей и единиц, из которых оно (государство) состоит. Сложность и острота проблем законности и государственной дисциплины в Рос­сийской Федерации специально отмечена в публикации В. Путина "Россия на рубеже тысячелетия": "Мировой опыт говорит о том, что главная опасность для прав и свобод человека, демократии в целом исходит от исполнительной власти. Конечно, законодатель­ная власть, принимающая плохие законы, тоже вносит свою леп­ту. Но главное все-таки — власть исполнительная. Она организует жизнь страны, применяет законы и объективно может довольно су­щественно, правда, не всегда намеренно, искажать их, применяя административные процедуры"1.

    Актуальной проблемой соотношения права и государства в гражданском обществе было и остается подчинение государства праву и правопорядку, включающему права и свободы членов об­щества и их объединений, неуклонное осуществление гарантий за­конности действий государственных органов и должностных лиц, совершенствование правосудия и других правоохранительных ор­ганов.

    В связи с социализацией права в процессе развития граждан­ского общества актуальна также проблема создания и совершен­ствования государственных социальных служб, призванных гаран­тировать реализацию "второго поколения" прав человека и граж­данина (социальных прав). Создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека, — конституцион-

    1 Российская газета 1999. 31 дек. С. 5.

    152

    Сущность права. Проблемы теории и философии права


    ная обязанность государства, признанная в ряде развитых стран, в которых государство объявляется не только правовым, но и со­циальным. Важной проблемой, не везде и не полностью решенной, остается обеспечение социальных прав действенной системой ма­териальных гарантий.

    Наконец, относительно новой проблемой XX—XXI вв. являет­ся включение общепризнанных принципов и норм международно­го права в правовые системы суверенных государств, возможность вмешательства ООН и других международных организаций в пра­вовые споры и конфликты, решение которых ранее считалось су­губо внутригосударственным делом. Согласно формулировкам кон­ституций некоторых стран (Италия, Япония) отказ от права на ве­дение государством войны как суверенного права нации означает ограничение государственного суверенитета. Но суверенитет как не­зависимость государственной власти от всякой другой власти либо есть, либо его нет; неограниченность власти нельзя ограничить. Го­сударство полновластно в своих границах (и по отношению к сво­им гражданам, находящимся в других странах). Выражением это­го полновластия является его возможность создавать, перестраи­вать, менять свою правовую систему.

    Однако нельзя не заметить, что в число обстоятельств, влия­ющих на право, уже давно стали включаться межгосударственные отношения, международная обстановка вообще. И в те века, когда право войны и мира считалось признаком суверенного государства, а права и свободы личности далеко не везде признавались, были запрещены работорговля, а затем и рабство, пиратство, всеми го­сударствами был признан режим свободного моря. По мере разви­тия цивилизации, общей культуры человечества и международных связей были запрещены расовая дискриминация, химическое, бак­териологическое и некоторые другие виды оружия, угроза силой или ее применение в международных отношениях и пр. Призна­ние обязывающих или запрещающих норм и принципов междуна­родного права означает не более чем самоограничение государствен­ной власти, которое, как и все правовое, нуждается в соответству­ющих гарантиях; в настоящее время роль этих гарантий выполня­ют ООН и другие международные организации.

    ГЛАВА ШЕСТАЯ ПРАВО, МОРАЛЬ, ПРАВОСОЗНАНИЕ

    1. Право в системе социальных норм

    В современной литературе по общей теории и философии права подчеркивается, что рядом с правом в обществе существует много других норм, правил поведения, которые взаимодействуют с пра­вом, а иногда противоречат ему. Эти нормы делятся на виды, каж­дый из которых обладает присущими ему качествами и образует систему. Все виды социальных норм данного общества нередко име­нуются нормативной системой, соответствующей данному обще­ственному строю. К системе социальных норм современного обще­ства относят право, мораль (нравственность), обычаи, обыкновения, религиозные нормы, уставные (корпоративные) нормы и др. Раз­личия между ними проводятся по способам установления и фор­мам выражения, по содержанию и методам воздействия на пове­дение людей и на общественные отношения, по средствам охраны этих норм от нарушений1.

    Вслед за Н. М. Коркуновым и Г. Ф. Шершеневичем многие ав­торы подчеркивают разницу между нормами техническими и нор­мами социальными (этическими нормами, правилами общежития)2. Такое деление иногда дает почву для ненужных дискуссий, посколь­ку ряд технических норм (например, правила техники безопаснос­ти труда, безопасности движения транспорта, санитарные, ветери­нарные нормы) носят социальный характер, а некоторые социальные нормы (нормы рентабельности, нормы языковые, нормы питания и др.) близки к техническим.

    В советской литературе всегда подчеркивался классовый ха­рактер социальных норм и, соответственно, их близость к праву господствующего класса либо, наоборот, противоречие ему. Широ­ко освещены проблемы противоречивости социальных норм по их содержанию и видам, особенно соотношение с правом господству­ющей морали, общественного мнения, решений и норм правящих




    1 См.: Общая теория права. М., 1994. С. 103 и след.; Лазарев В. В., Ли-
    пенъ С. В. Теория государства и права. М., 1998. С. 152 и след.

    2 См.: Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права (по изданию
    1898 г.) // История русской правовой мысли. Биографии. Документы. Пуб­
    ликации. М., 1998. С. 106 и след.); Шершеневич Г. Ф. Общая теория права.
    Учебное пособие (по изданию 1910—1912 гг.). Т. 1. М., 1995. С. 133 и след.

    6-6513

    154 Сущность права. Проблемы теории и философии права

    и оппозиционных партий, норм государственной религии, допуска­емых (официально терпимых) или гонимых (запрещенных) рели­гий, старых и новых традиций, обычаев, обыкновений.

    Изложенное не исчерпывает сложной проблемы соотношения права и других социальных (этических) норм.

    Основной целью всех социальных норм нередко считалось ре­гулирование общественных отношений по образцу правового регу­лирования; соответственно, логико-теоретическая структура пра­вовых норм распространялась на все вообще социальные нормы, а их общей целью считалось выражение интересов какой-либо соци­альной группы и предписание соответствующего поведения под уг­розой каких-либо санкций (религиозных, корпоративных, обще­ственных и др.). Однако регулирование — не единственная функ­ция социальных норм, отличных от права. Они — составная часть оценочного мышления, посредством которого люди и коллективы самоопределяются в обществе, ориентируются в конкретных исто­рических условиях и адаптируются к ним, либо, наоборот, стре­мятся изменить их, прогнозируют поведение окружающих лиц и свое собственное поведение.

    В целом система социальных норм — это не (только) система регулирования, а (еще более) система социальной ориентации, си­стема, которую каждая личность получает от рождения в готовом виде и либо приспосабливается к ней, либо стремится в чем-то или целиком изменить. Социальные нормы1 — важная часть духовного мира, конструкция образа жизни общества. Разнообразие (и про­тиворечивость) этих норм дает возможность каждому члену обще­ства найти единомышленников, определить отношение к другим людям и коллективам, к миру в целом.

    Воздействие на сознание и поведение людей, на отношения между ними социальные нормы оказывают в системе оценочного мышления. Любая норма при логическом преобразовании становится оценкой: хорошо — плохо; привычно — необычно; оценивается (по­ложительно или отрицательно) или признается безразличным (ни­как не оценивается). Оценка предопределяет выбор: хорошо — надо; плохо — не надо; безразлично — не подлежит оценке.

    Все социальные нормы оценивают волевые действия людей или (и) последствия, результаты этих действий. Кроме того, социаль­ной нормой может быть признана лишь та, которая получила при­знание и поддержку в каком-либо многочисленном коллективе, об­щественной группе, не оставшись достоянием одного человека или малой группы людей.

    1 Социальные нормы иногда называют этическими (Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий и др.). В произведениях Аристотеля, стоиков, Спино­зы, Канта и других философов понятие "этика" охватывает и право, и нравы, и нравственность — все вообще правила общежития.





    155

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   36


    написать администратору сайта