Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
Скачать 2.1 Mb.
|
Раздел первый. Основные государственные законы // Государственный строй Российской империи накануне крушения. Сборник законодательных актов. М., 1995. С. 15). 2 Медушевский А. Н. Гражданское общество и правовое государство в политической мысли Германии // Вестник Московского университета. Се рия 12. Социально-политические исследования. 1992. № 5. С. 43. Аналогич ные суждения см.: Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 19. мире и в средние века право рождалось в основном не из установлений государства, а из реально существующих и признаваемых самим обществом отношений. В новое время право в своем саморазвитии по-прежнему отражает внутренние потребности общества и меняющиеся жизненные условия. Но в нем, особенно с развитием конституционных начал, законодательство становится уже ведущим источником права. Именно оно, а не средства саморегуляции, становится стержнем правовой системы, правообразующим фактором. Законодательство выступает как важнейший инструмент развития права, придавая ему системность, целостность"1. Основными источниками (формами) права в гражданском обществе становятся законы и другие нормативно-правовые акты. В структуре высших органов государства образуются представительные учреждения, осуществляющие законодательную власть, порядок создания и процедуры деятельности которых оформляются правом на конституционном уровне. Параллельно этому совершенствуется правосудие, создается единая система судов, которым придается значение особой власти, применяющей закон, охраняющей права и свободы граждан. Понятие "законность" приобретает новый смысл и содержание; оно означает прежде всего защиту личности от посягательств на ее права со стороны государства и его органов, пресечение чиновничьего произвола. Ведущая роль закона как основного источника права послужила причиной возникновения и соревнования ряда концепций права, из которых вырос плюрализм современных правопониманий. На рубеже XVIII—XIX вв. складывается идея правового государства, а господствующим направлением общественно-политической мысли становится либерализм. Либерализм делал основной упор на защиту и обоснование гражданской свободы, понимаемой как свобода частной инициативы, предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати. Государство, согласно этой концепции, должно лишь обеспечивать безопасность личности, частной собственности, охранять общество, основанное на гражданской свободе, отнюдь не ограничивая последней. Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь. В буржуазной политэкономии того времени это выражалось известными формулами: "free trade" (свободная торговля) в Англии; "laissez faire, laissez passer" (предоставьте свободу действий, не мешайте) во Франции. Низвержение феодализма открыло дорогу капитализму. В развитых странах Европы произошел промышленный переворот, прогресс хозяйственной и коммерческой деятельности сопровождался 1 История государства и права зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Часть 2. М., 1998. С. 519. 120 Сущность права. Проблемы теории и философии права Глава 4. Право и общество 121 существенным изменением культуры и науки; все более наглядными становились результаты научной революции, начавшейся еще во второй половине XVII в.; множилось число философских школ и течений общественно-политической мысли; возникали новые виды искусства. С упразднением наследственных сословных привилегий коренным образом менялась классово-социальная структура общества. Бурно развивалось законодательство. Однако обществу и его праву присуща способность не только решать назревшие проблемы, но и создавать новые. Признание юридического равенства всех людей означало ликвидацию сослов-но-феодального неравенства, но сохраняло (и даже временами усиливало) социальное (фактическое, особенно имущественное) неравенство. Разрушение феодальных структур привело к пролетаризации части общества. В конкретных исторических условиях XIX века идея правового государства и либеральные лозунги о защите общества и личности от государственной власти по существу означали требование "нейтральности" государства в неравной борьбе наемных рабочих и владельцев капитала. Для первых право в период формирования гражданского общества практически выступало как формальная декларация недостижимых благ, для вторых — как оформление и страж богатства и связанных с ним социальных возможностей. Уже Гегель видел обремененность гражданского общества противоречиями богатства и бедности: "При чрезмерном богатстве гражданское общество недостаточно богато, т. е. не обладает достаточным собственным достоянием, чтобы препятствовать возникновению преизбытка бедности..."1 На том же основании Маркс вынес буржуазному обществу суровый приговор, основанный на выводе, что капитализм к середине XIX века стал тормозом развития производства и должен быть насильственно уничтожен стремительно нищающим пролетариатом. Однако история рассудила иначе. Движение рабочего класса породило механизмы противодействия эгоизму предпринимателей; промышленное общество сумело создать многочисленный средний класс; с развитием представительных институтов власти возникали предпосылки для все более широкого учета в законодательстве не только классово-эгоистических интересов буржуазии, но и интересов других классов, а также всего общества в целом. Расширялся и усиливался контроль представительных и судебных учреждений за деятельностью центральной и местной исполнительной власти; рос круг лиц, пользующихся избирательными и другими политическими правами; возникла и постоянно усиливалась зависимость представительных уч- 1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 272. реждений и законодательства от системы сложившихся в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся, а также социально обездоленных членов общества. Еще в XIX веке были выдвинуты и обоснованы требования дополнения "формальных прав" (равенство, свобода, собственность, безопасность и их конкретизация) "социальными правами" (право на труд, на образование, на материальное содержание нетрудоспособных, на медицинскую помощь и другие права). Некоторые из этих прав (право на труд, право на образование) упоминались уже в конституционных актах XIX века (Конституция Французской Республики 1848 г., Конституция Германской Империи 1849 г.), но широкое воплощение нашли после Первой мировой войны в конституциях Германии (1919 г.), Финляндии (1919 г.), Эстонии (1920 г.), Польши (1921 г.), Румынии (1923 г.), Литвы (1928 г.) и других стран. После Второй мировой войны "права второго поколения" (социальные права) получили международное признание в пактах о правах. Большое место в правовых системах развитых стран XX в. занимает социальное законодательство. В результате расширения социальной деятельности государства увеличилась сфера действия публичного права. Современное гражданское общество ряда развитых стран трудно назвать буржуазным1. Гибкое соединение в современной экономике различных форм собственности, существование мощных профессиональных союзов, развитие систем социальной помощи, успех широких демократических движений в поддержку прав, свобод личности и их гарантий — все это поставило пределы первобытному эгоизму буржуазного общества, вынудило имущие классы считаться с общенациональными интересами, идти на компромиссы с другими классами. Как законодательное закрепление прав "первого поколения" (равенство, свобода, собственность, безопасность) нашло обоснование в трудах Гоббса, Локка, Монтескье и других теоретиков "школы естественного права" XVII—XVIII вв., так и необходимость воплощения в законодательстве социальных прав ("права второго поколения") доказывалась рядом теоретиков-юристов XIX—XX вв. Большой вклад в теоретическое обоснование этих идей внесли французский ученый Леон Дюги, разработавший теорию социализации собственности, социальной солидарности и позитивных функций государства как системы общественных служб, а также немецкий юрист Рудольф Штаммлер, обосновавший идею "естественного права с меняющимся содержанием". 1 Н. Н. Деев удачно называет его "социализированным капитализмом", подчеркивая наличие высокоразвитой социальной функции государства и общественных институтов (см.: Государство и право. 1996. № 6. С. 154). 5— 6513 122 Сущность права. Проблемы теории и философии права Стержнем политико-правовой доктрины Дюги, в ее практическом воплощении, стала политика социального партнерства, взаимных уступок и соглашений общественных классов, оформления и защиты этих соглашений при помощи государственных учреждений, а главным в теории Штаммлера была идея необходимости учета законодателем настоятельных требований и пожеланий общественного правосознания ("предписаний естественного права"). В русле этих идей и направлений общественно-правовой мысли сложились понятия новых прав личности, особенно "права на достойное человеческое существование" (Новгородцев). Признание и обеспечение прав и свобод человека в гражданском обществе, основанном на частной инициативе и свободном предпринимательстве, — столь же важное условие создания "замиренной среды", сколь для сословно-кастовых обществ были важны юридическое оформление социальных групп в связи с их местом в системе разделения общественного труда, их сословная замкнутость и принудительный коллективизм. Наряду с международным признанием прав и свобод человека, в том числе социальных прав, актуальной проблемой гражданского общества стало обеспечение коллективной безопасности. Жестокой политической практикой XX века показана опасность тоталитаризма для прав, свобод и бытия не только отдельных людей, но и целых классов, наций и народов, а затем (после создания ядерного оружия) и всего человечества. Существенным новшеством правового развития стало признание приоритета общепризнанных норм международного права, запрещающих войны и нарушения пактов о правах человека, по отношению к внутригосударственному праву членов мирового сообщества. ГЛАВА ПЯТАЯ ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 1. Взаимосвязь права и государства Во всех трудах по правоведению справедливо отмечается, что право во многом зависит от государства. Право создается государством в том смысле, что норма становится правовой с момента официального признания (или создания) ее государством и определения санкций за ее нарушение. Содержание правовых норм и правовой системы во многом зависит от государственной воли. Как отмечено, эта воля далеко не всесильна, поскольку значительная часть общественных отношений существует не по воле государства и не зависит от него. Поэтому далеко не все намерения государства создавать и менять право по своей воле достигали успеха — история знает немало эпох, когда тщательно подготовленные и принятые государством обширные правовые акты, рассчитанные на длительное действие, вскоре бесследно исчезали из-за того, что соответствовали не состоянию современного им общества, а несбыточным идеалам правящих лиц. К тому же никакое государство не в силах охватить своим разумом и волей всю массу общественных отношений в их неповторимости и индивидуальных многообразиях, предусмотрев все возможности их развития, воспроизводства, пресечения, торможения и т. п. Даже при правовом регулировании тех отношений, которые традиционно регулируются государством, некоторые нормы права оказываются неэффективными либо порождают результаты, не соответствующие воле законодателя. При всем том только государство определяет содержание норм, которые санкционируются в качестве правовых, и обеспечивает их соблюдение. С развитием общества деятельность государства по созданию права и охране его от нарушений расширяется и усложняется: создаются законодательные органы, определяется процедура их деятельности, стадии законотворчества. Государство берет на себя задачи опубликования нормативно-правовых актов, их учета, систематизации, кодификации; совершенствуются аппарат правоохра-ны, процедуры "применения права" (решения конкретных дел на основе права), создаются ведомственные службы и учреждения, ведающие различными сферами правового регулирования (налоговая 5» 124 Сущность права. Проблемы теории и философии права т Глава 5. Право и государство 125 полиция и налоговая инспекция, судебные приставы, спецслужбы, милиция, министерство внутренних дел, армия и министерство вооруженных сил и т. д.). От иерархии государственных органов, создающих или санкционирующих правовые нормы, зависят юридическая сила последних, приоритет одних нормативно-правовых актов по отношению к другим (конституция — законы — указы — постановления правительства — акты министерств и т. д.). Наконец, с развитием цивилизации совершенствуется правосудие, составляющее важнейшую часть права и правопорядка. Таким образом, почти во всех своих сущностных качествах право зависит от государства, вплоть до того, что авторитетность права предопределяется авторитетностью государства, его отношением к им же созданному праву, степенью налаженности государственных служб, силой (или слабостью) самого государства. В свою очередь, организация и деятельность государства невозможны без права и в очень большой степени зависят от него. В некоторых учебниках и учебных пособиях право называется признаком государства1. Это, конечно, ошибка. Право не "признак", а способ организации государства и одно из средств поддержания и осуществления государственной власти. Только с помощью норм, обладающих всеми качествами права, государство может оформить свое собственное существование. Если высший орган государства (лицо, коллегия) может иметь чисто политическое происхождение, т. е. обрести свои власть и правомочия не благодаря праву (наследование, избрание), а вопреки праву (узурпация власти, переворот, революция), то соподчинен-ность всех нижестоящих государственных органов и должностных лиц, их предметы ведения, компетенция, полномочия должны быть нормативно определены. Государство, не оформившее свою внутреннюю организацию и дисциплину при помощи права, может превратиться даже не в "шайку разбойников", как писал Августин Блаженный, а в нечто рыхлое, аморфное, бессвязное и бессильное, неспособное к существованию в качестве государства. Государство нуждается в праве и для того, чтобы нормативно (единообразно и стабильно) решить ряд проблем управления подвластными. Таковы, в частности, проблемы размера и способов сбора налогов, податей, дани и т. п., регулярного выполнения подданными государственных повинностей (служба в армии, строительство 1 См.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Ос-;. новные институты и понятия". М., 1970. С. 201. В следующем томе курса (Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Исторические j типы государства и права. М., 1971. С. 109 и след.) эта ошибка устранена, но, к сожалению, она воспроизводится в ряде изданий, в том числе со- • временных. дорог или крепостей, иные обязанности). Для успокоения подданных и поддержания "замиренной среды" нужны правовые нормы о собственности, о договорах, о семейных отношениях, о преступлениях и наказаниях, о порядке решения споров и правосудии и, в зависимости от исторических условий, ряд других норм, регулирующих наиболее острые социальные проблемы (например, о веротерпимости). Поэтому государство без права обойтись не может, даже если это — деспотическое, тоталитарное, полицейское государство, государство неполной законности и зыбкого правопорядка. Судьбы государства и права тесно сплетены. Вряд ли они везде возникали вместе, по одной и той же причине. Историки гипотетически различают два возможных социальных основания, которые привели к возникновению государства: необходимость улаживания нарастающих в обществе конфликтов либо потребность в управлении обществом, в организованном решении каких-то задач. Если право, как отмечено, выросло из споров и конфликтов, то государство могло возникнуть и по этой причине, и из надобности социальной организации (строительство ирригационных систем и т. п.) и поначалу решать управленческие задачи с помощью распоряжений, исчерпываемых исполнением (сезонные работы). 2. Сущность государства В советской литературе сущности государства и права рассматривались как единая классовая сущность, поскольку правом считалась возведенная в закон воля господствующего класса, а государство называлось машиной в руках того же самого класса для подавления его классовых противников. При таком единстве между государством и правом не усматривалось ни особенных противоречий, ни даже существенных различий. Между тем сущность государства не тождественна сущности права. Сущность государства, разъяснял Ленин, составляет выделившийся из общества особый разряд людей, который управляет другими людьми и в этих целях владеет аппаратом принуждения1. Данное утверждение вполне созвучно суждениям Маркса, что "существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название"2. "...Под "государ- 1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 69, 72—74. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 287. 126 Сущность права. Проблемы теории и философии права |