Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАВО И ОБЩЕСТВО 1. Соотношение общества и права

  • 2. Два этапа развития права и общества

  • 3. Право в сословно-кастовом обществе

  • 4. Право в гражданском обществе

  • Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права


    Скачать 2.1 Mb.
    НазваниеО. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
    АнкорЛейст.doc
    Дата03.05.2017
    Размер2.1 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛейст.doc
    ТипДокументы
    #6772
    страница15 из 36
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   36
    Глава 3. Сущностные качества права

    101


    Для авторитетности нормативно-правового акта важно не толь­ко что (о чем) в нем сказано, но и как сказано и кем сказано.

    Главное, конечно, содержание нормативно-правового акта — решение какой-либо социальной проблемы, юридические средст­ва и способы регулирования связанных с ней действий и отноше­ний. Но решения принимаются по-разному: одни — неожиданно, без подготовки общественного мнения, другие — после выступле­ния ряда средств массовой информации, социологических опросов, третьи — в результате всенародного обсуждения вариантов реше­ния или законопроектов. Наконец, решение может быть облечено в разные формы выражения государственной воли: нормативный акт субъекта федерации, приказ министерства, постановление прави­тельства, указ, федеральный закон. Как перспектива мыслится из­менение существующей или принятие новой конституции Консти­туционным Собранием.

    Право авторитетно в обществе, если оно — надежная опора безопасности личности и имущества, гарантия спокойного труда и быта, общедоступный способ цивилизованного решения споров и конфликтов. Более всего авторитетность права определяется со­стоянием правопорядка — реальной возможностью осуществления прав и законных интересов членов общества, защитой их от пре­ступных посягательств, объективным, законным решением право­вых споров в судах, а в случае необходимости — принудительным исполнением невыполненных обязанностей, устранением противо­правных состояний, восстановлением нарушенных прав. Прочный правопорядок — наиболее эффективная и авторитетная форма нор­мального функционирования общества, воспроизводства и разви­тия свойственных ему отношений между людьми, их объединени­ями, обществом и государством.

    Прочность правопорядка, а тем самым и авторитетность пра­ва зависят от способности законодателя своевременно учитывать новые отношения, порождающие споры и конфликты, нуждающи­еся в юридическом регулировании и защите. Эти явления, полу-

    чая массовый характер, первоначально находят отражение в сред­ствах массовой информации, правоприменительной (судебной и ад­министративной) практике; задача законодателя состоит в том, что­бы достаточно оперативно воплотить в нормативных актах такие модели признания и защиты новых отношений и способов реше­ния связанных с ними споров, которые не потребуют слишком бы­строго изменения. Задача законодателя — ив том, чтобы своевре­менно отменять недействующие "мертвые нормы", уже не соот­ветствующие социальным отношениям, а потому содержащие не­нужную информацию, способную стать поводом для нелепых и бес­порядочных споров и конфликтов.

    Стабильная, авторитетная, динамичная правовая система, обес­печенная соответствующим ей аппаратом судебных и других пра­воохранительных органов, — не единственно возможная, но наи­более эффективная форма упорядочения и динамики обществен­ных отношений.

    сия и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии. 1996. № 11. С. 6—7). Справедливо подчеркивая значение долгих прений между представителями различных групп общества, а также парламентских про­цедур, упорядочивающих прения, авторы преувеличивают роль таких процедур в сглаживании разделенности общества: "Процедура — это ло­гика, вынесенная вовне, она создает для проявления разума социальный институт как своего рода "искусственный интеллект" (там же). К сожале­нию, практика показывает, что ряд поначалу дельных законопроектов в результате долгих прений и компромиссов искусственных парламентских группировок и их лидеров ухудшается, а то и вообще не становится за­коном. Там, где нет авторитетных и ответственных парламентских партий, парламентские процедуры должны дополняться институтами непосред­ственной демократии.

    г

    Глава 4. Право и общество

    103


    ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПРАВО И ОБЩЕСТВО

    1. Соотношение общества и права

    Соотношение права и общества обычно рассматривается в свя­зи с проблемами происхождения права, его типологией и ролью в жизни и развитии общества.

    О происхождении права в последние годы издано немало со­держательных работ, по-новому и по-разному показывающих со­циальные причины возникновения права1.

    Много дискуссий, далеких от завершения, посвящено типиза­ции правовых систем в историческом аспекте2. Продолжается кри­тика формационного подхода к истории права, основанного на клас­совых оценках и экономическом детерминизме. Как отмечено, при формационном подходе сущность права смешивается с его содер­жанием и потому вместо права описываются классы общества, в котором оно существует. К тому же право функционально отожде­ствляется с одноименным типом государства, что существенно ме­шает изучению того и другого. Наконец, распространенная типи­зация правовых систем почему-то не включает право, свойствен­ное "азиатскому способу производства"3, причисляя его то к фео­дальному, то к рабовладельческому, неспособна объяснить суще­ствование института рабства при феодализме (Российская империя до 1861 г.) и даже при капитализме (США до Гражданской войны 1861—1865 гг.) и не показывает причин, по которым большая часть стран и народов мира миновала некоторые общественно-экономи­ческие формации.

    Альтернативу формационному подходу многие исследователи видят в цивилизационном подходе к истории, складывающейся из сгустков активности культуры — цивилизаций, каждая из кото­рых имеет свою историю. Типизация правовых систем по цивили-

    1 См.: Рулан Норбер. Юридическая антропология. М., 1999; Кашани-
    на Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и
    новые подходы. М., 1999; Мальцев Г, В. Пять лекций о происхождении и
    ранних формах права и государства. М., 2000.

    2 Типизации современного права посвящен ряд работ по сравнитель­
    ному правоведению (см.: Давид Рвне. Основные правовые системы совре­
    менности. М., 1988 и др.).

    3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.

    зационному принципу вряд ли перспективна, во-первых, потому, что история права не совпадает с историей цивилизаций (оно иг­рало немалую роль в "межцивилизационные" периоды), во-вторых, потому, что в социокультурной среде ряда цивилизаций праву при­надлежало нетождественное значение. Может быть, достоинство ци-вилизационного подхода ограничивается тем, что, давая идейную основу для конкретного описания права разных цивилизаций, этот подход препятствует абстрактно-теоретическому распространению качеств одной цивилизации (особенно западноевропейской) на дру­гие, которым эти качества не присущи1.

    В исторической науке продолжаются дискуссии о достоинствах и недостатках цивилизационного и формационного подходов к ис­тории общества2. Для правоведения эти дискуссии и их результа­ты важны, но не имеют того определяющего значения, которое им нередко придается. Дело в том, что ни цивилизационный, ни фор-мационный подходы не способны раскрыть существенные связи пра­ва и общества, так как если с точки зрения формационного подхо­да право является только отражением экономики общества, пре­ломленным через волю господствующего класса, то цивилизацион­ный подход видит в праве лишь неопределенную часть культуры общества данного периода развития.

    Для выявления реальных связей права и общества наиболее перспективен социокультурный подход к истории и современнос-

    1 О разнообразии цивилизаций см. гл. 1. Проблемы "европоцентриз­
    ма" и его оценки остаются предметом острых дискуссий. Одни историки
    порицают европоцентризм: "Стремление ориентироваться на европейский
    тип развития как на "нормальный" и нормативный породило в России по
    меньшей мере три века назад равнение на догоняющий тип развития...
    Россия пока еще не нашла, не успела своим социальным опытом — в ус­
    ловиях конфликта между государством и обществом, перманентного дав­
    ления первого на второе — наработать предназначенный именно для нее
    механизм эффективной модернизации" (Журавлев В. В. История разруша­
    ющая или история созидающая? // Новая и новейшая история. 2000.
    № 5. С. 75—76). Противоположно суждение других историков: "Несколь­
    ко лет назад прозвучал призыв преодолеть мнимый "европоцентризм" в
    трактовке истории. Но, как часто случается в российской практике, в ре­
    зультате вместе с водой выплеснули из ванны и ребенка. В конце кон­
    цов, в эпоху новой истории, независимо от точки ее отсчета, будь то вре­
    мя Возрождения, Нидерландской революции конца XVI в. или Английс­
    кой революции XVII в., именно Европа являлась основным очагом миро­
    вого развития, колыбелью передовых идей, локомотивом экономическо­
    го прогресса. Все это, однако, упускается из виду. И невольно возника­
    ет тревожное ощущение недооценки драгоценного исторического опыта,
    накопленного европейской ветвью человечества" (Виноградов В. Н., Исла­
    мов Т. М. О состоянии изучения Новой истории // Новая и Новейшая ис­
    тория. 2000. № 4. С. 87).

    2 См., например: Новая и Новейшая история. 2000. № 5. С. 70—75, 78—
    79, 147.

    104

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 4. Право и общество

    105


    ти. Этот подход основан на системном рассмотрении и анализе со­циума, т. е. общественных отношений, учреждений, организаций, деятельности, движений и культуры как ценностно-смысловой сфе­ры общественной жизни. При социокультурном подходе обществен­ное бытие ("социальная материя") и общественное сознание ("со­циальное мышление", "духовный мир") берутся в единстве, без априорных предположений о том, что из них "главнее".

    Право — социокультурное явление (институция), укорененное в обе сферы общественной жизни. К сфере культуры относятся осоз­нание права, его авторитетность, официальное провозглашение пра­вовых норм, согласованность и точность их формулировок, право­сознание, связи права с моралью, религией, идеологией общества и т. п. Органической частью социума является реализация права в правоотношениях, в правопорядке, в правовых учреждениях и их практической деятельности.

    Неразрывная связь социальной и культурной сфер права еще не решает вопроса о степени влияния права на социальную струк­туру и динамику общества. Любая институция (идея, укорененная в обществе, получившая воплощение в общественных отношениях и учреждениях) носит социокультурный характер, однако далеко не все они заметно влияют на общественную жизнь. Это влияние определяется содержанием основной идеи, положенной в основу институции, степенью ее воплощения в духовный мир общества и в социальные отношения.

    То обстоятельство, что определение содержания правовых норм зависит от воли законодателя, всегда порождало иллюзии, что он способен определять общественное и государственное устройство; вера во всесилие "разумного закона" была особенно распростра­нена в период Просвещения (XVIII в.). Крушение одной за другой четырех конституций Франции в период революции стало не толь­ко доводом реакционеров и консерваторов против революционных преобразований, но и предметом размышлений философов и пра­воведов о роли права в жизни общества. Наиболее значительным результатом этих размышлений стали выводы "исторической шко­лы юристов" (Гуго, Савиньи, Пухта) о спонтанном развитии пра­ва, которое, подобно языку, нравам, правилам игр, дополняется от случая к случаю и находит свое воплощение в обычаях. Юристы исторической школы утверждали, что история права всецело пре­допределена историей общества, нации, народа. Еще дальше в этом отношении шли Маркс и Энгельс. "Как политическое, так и граж­данское законодательство всего только выражает, протоколирует требования экономических отношений, — уверял Маркс. — Право есть лишь официальное признание факта"1. "Не надо забывать, —

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 4. С. 112, 115.

    L

    писали Маркс и Энгельс, — что право точно так же не имеет сво­ей собственной истории, как и религия"1.

    Представления об экономической обусловленности права как части юридической надстройки над экономическим базисом господ­ствовали в отечественной науке и имели сторонников в зарубеж­ной. Авторитет экономического детерминизма, подтвержденный рядом исторических фактов, относящихся к разным эпохам исто­рии, породил взгляды на право как только на нечто второстепен­ное, несамостоятельное, подчиненное другим факторам явление общественной жизни. Даже ученые, не являющиеся ортодоксаль­ными приверженцами марксизма, порой с трудом преодолевают эти взгляды на право.

    "Первая задача социальной теории права сегодня, когда про­шло уже почти полтора столетия после Карла Маркса и почти сто­летие после Макса Вебера, состоит в том, чтобы отойти от чрез­мерно упрощенных концепций причинности права, — пишет Г. Бер-ман. — Что бы там ни говорили философы о материализме и иде­ализме, с исторической точки зрения тот факт, что Гегель оши­бался, думая, что сознание определяет бытие, вовсе не означает, что прав был Маркс, утверждая, что бытие определяет сознание. В истории, в реальной жизни ни одно из них не "определяет" дру­гое, они обычно идут вместе. Ну а если это не так, то решающую роль играет по очереди то одно, то другое. В своем определении и исследовании права социальная теория права должна делать упор на взаимодействие духа и материи, идей и опыта"2.

    Связь права и общества состоит в том, что действующее пра­во — часть бытия и сознания общества, а не нечто внешнее по от­ношению к нему. Право — такой же элемент образа жизни обще­ства, как ведение хозяйства, разделение труда, сезонные работы, создание семей и смена поколений, формы общественного созна­ния, способы объяснения явлений природы и общественной жиз­ни, господствующие верования, и др. Право и общество связаны органически: далеко не всякое право общество признает своим; ряд норм и институтов права, эффективных в одних обществах, не при­живаются в других, даже если они провозглашаются общеобяза­тельными и опираются на принуждение. В то же время ряд обще­ственных отношений и учреждений не способен существовать без правового оформления; даже ортодоксальный марксизм признает, что отношения собственности, лежащие в основе экономического ба­зиса общества, в классово-антагонистическом обществе обязатель­но закрепляются законами.

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 3. С. 64.

    2 Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирова­
    ния. М., 1998. С. 57.

    106

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 4. Право и общество

    107


    При таком подходе возможен взгляд на право не через при­зму формационного или цивилизационного подходов, когда право рассматривается лишь как порождение способа производства (ра­бовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое пра­во) или исторической эпохи (право Древнего мира, право Средних веков, Нового и Новейшего времени), а исходя из основных осо­бенностей самого права, свойственных разным эпохам историчес­кого развития общества.

    2. Два этапа развития права и общества

    По способам, какими право организует социально неоднород­ное общество, создавая "замиренную среду", история права и об­щества делится на две большие эпохи: сословное (или кастовое) общество, основанное на правовом неравенстве членов общества, и гражданское общество, основанное на юридическом равенстве членов общества.

    Государственно-организованному обществу предшествовало первобытное (первоначальное) общество, базировавшееся на кров­нородственных связях, совместном труде, общем владении и по­треблении. Развитие производства и разделение труда породили разнообразие форм собственности, деление общества на классы, ка­сты, сословия, обусловили возникновение права и государства. Даль­нейшее развитие общества шло в тесном взаимодействии права, государства, социальных структур, экономических, культурных, правовых основ различных обществ.

    Исходя из особенностей правовых систем, связанных со спе­цификой исторически существовавших обществ, история права де­лится на два больших периода.

    Первым историческим типом права было сословное право, пра­во-привилегия, по содержанию разное для разных сословий, а не­редко и для социальных групп внутри сословий. Вторым истори­ческим типом права было формальное (абстрактно равное) право буржуазного гражданского общества — право всеобщего равенства, формальных прав и абстрактной свободы, качественно отличающе­еся от сословного права.

    В качестве третьего исторического типа права в XX веке вы­рисовывается социальное право, сохраняющее общечеловеческие ценности равного права, но преодолевающее формализм буржуаз­ного права при помощи общегосударственной системы гарантий, осо­бенно же льгот и правовых преимуществ для социально обездолен­ных слоев общества. Социальные и демократические движения Но­вейшего времени достигли заметных успехов в переходе от суще­ствовавшей долгие века системы привилегий господствующих выс­ших сословий за счет низших к системам льгот и привилегий для

    низших слоев общества за счет имущих классов. Наряду с этим явно обозначилось становление обязательных для всех государств норм и принципов международного права, обеспечивающих охра­ну прав человека и коллективную безопасность.

    3. Право в сословно-кастовом обществе

    К сословно-кастовым социально-правовым системам относят­ся системы Древнего мира, Средних веков и части Нового време­ни. По марксистской периодизации — это рабовладельческая и фе­одальная общественно-экономические формации.

    Достаточно известно, что в марксистской литературе разли­чие между рабовладельческим и феодальным строем (а также "ази­атским способом производства") не нашло ясного объяснения и обо­снования. В. И. Ленин утверждал, например, что крепостное право в России практически не отличалось от рабства, а рабство негров в США рассматривал как феодальный пережиток1. Сталинская идея о "революции рабов", заменившей рабовладельческий строй фео­дальным, противоречила верным суждениям Энгельса2, но соответ­ствовала марксистской концепции революционной смены обществен­но-экономических формаций3.

    Заслуживают внимания изыскания современных историков, показавших, что в правовом и социальном положении рабов и фе­одально зависимых крестьян больше сходства, чем различий4, а все сословно-кастовые общества образуют не разные, а одну социаль­но-правовую формацию5.

    Особенностью сословно-кастовых обществ было прочное опре­деление юридического положения в обществе и государстве каж­дого человека, относящегося к тому или иному сословию. Право Древнего мира и Средних веков всегда закрепляло основанную на открытом (юридическом) неравенстве социальную структуру, обус-

    1 См.: Ленин В. И. Полк. собр. соч. Т. 3. С. 185; Т. 27. С. 141; Т. 39. С. 70.

    2 "...Уничтожения рабства победоносным восстанием древний мир не
    знает" (Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и госу­
    дарства. М, 1938. С. 206).

    3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 424; Т. 13. С. 7.

    4 См.: Супоницкая И. М. Американский раб и русский крепостной:
    типология и специфика принудительного труда // Вопросы истории. 20.00.
    № 9. С. 52—60.

    5 Такова, например, концепция "большой феодальной формации",
    обоснованная известным теоретиком исторической науки Ю. М. Кобища-
    новым (Вопросы истории. 1992. № 4—5). Названная формация охватывает
    все сословно-кастовые общества, начиная с Древнего Китая. Трудно со­
    гласиться, однако, с включением в эту формацию тоталитарных обществ-
    государств XX века.

    108

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 4. Право и общество

    109


    ловленную в первую очередь разделением труда, а также этничес­кими, религиозными и другими факторами.

    В сословно-кастовом обществе социальный порядок обеспечи­вается правовым закреплением разделения общественного труда между группами населения, обозначением юридического положе­ния каждой из этих групп (каст, сословий, варн и т. п.)1 в социаль­ной структуре, определением различных правовых статусов сосло­вий (каст), их прав, обязанностей, повинностей, привилегий.

    Среди сословий (или каст, варн и иных социальных страт) обя­зательно обозначались: 1) сословие, занятое земледелием и (или) ремеслом, 2) сословие (каста) привилегированное: духовенство, ари­стократы, правители, к которым примыкало (частично совпадало) 3) административное сословие, состоящее из лиц, чьей профессией являлось управление и (или) принуждение. Централизованная ие­рархическая организация этих лиц в аппарат управления и при­нуждения образует государство. Внутри названных сословий не­редко обозначались свои подразделения.

    Низшее сословие, работающее в хозяйстве (земледельцы, ре­месленники), как правило, обязывается уплачивать дань, оброк, подати, налоги, выполнять определенные трудовые повинности, различные обязанности, не покидать постоянного места жительства.

    Высшие сословия выполняют военную и иную государствен­ную службу, ведают делами религии и церкви, служат культу, за­нимаются наукой.

    Каждое сословие имело разное правовое положение. Даже на­рушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам различных сословий.

    На структуру общества и его связь с правом и государством сильно влияло сохранение ряда пережитков коллективной (обще­ственной) собственности (особенно на землю), собственности, под­чиненной особому правовому режиму (общинная собственность, царская, храмовая, монастырская собственность, служебные наде­лы, поместья, вотчины, майораты и др.). Правовое определение и регулирование отношений собственности, лежащих в основе клас­совой структуры общества, нередко приводило к формированию отношений власте-собственности2, когда государство фактически совпадало с сословием лиц, наделенных особенным видом собствен­ности (служебные наделы, поместья и др.), т. е. когда по существу

    1 Проблема сходства и различия каст, варн и других сословно-подоб-
    ных образований в исторической науке не нашла единого решения (см.,
    например: Вигасин А. А., Самозванцев А. М. Артхашастра. Проблемы со­
    циальной структуры и права. М., 1984. С. 131 и след.). Главное в том, что
    эти и аналогичные социальные группы имели различные и вполне опре­
    деленные правовые статусы.

    2 См.: Васильев Л. С. История Востока. Т. 1. М., 1994. С. 69 и след.

    не было разницы между экономически и политически господству­ющими классами.

    Структура сословно-кастовых обществ прямо и открыто оп­ределялась правом, а государство, влияющее на содержание пра­ва, соединялось с привилегированными сословиями или кастами. Этим предопределялась зависимость социально-правового положе­ния сословий и от внешних условий (нашествия, завоевания, побе­ды, поражения), и от столкновений между сословиями, и от госу­дарственной политики. Поэтому из-за распределения и перерас­пределения прав и обязанностей между сословиями (и внутри со­словий) их социальное положение порой сильно менялось.

    В сословно-кастовых обществах государство и общество час­тично сливались в том отношении, что государственный аппарат формировался из представителей привилегированного сословия (кшатрии, благородные, свободные граждане, патриции, дворяне), а само общество держалось на государственно-правовой регламен­тации и охране сословных границ и привилегий. Маркс подчерки­вал, что старое общество "...непосредственно имело политический характер, т. е. элементы гражданской жизни, — например, собствен­ность, семья, способ труда, — были возведены на высоту элемен­тов государственной жизни в форме сеньориальной власти, сосло­вий и корпораций"1. Особенностью древних2 и средневековых го­сударств и их правовых систем было поглощение общества госу­дарством, поддерживающим его сословное деление, охраняющим границы между сословиями, вмешивающимся в отношения собствен­ности, производства и быта. Общества Древнего мира и Средних веков были огосударствлены в том плане, что индивид был во вла­сти ряда государственно-правовых запретов, приказов, ограниче­ний, его производственная и иная деятельность, а также личная жизнь находились под постоянным контролем должностных лиц, которые, в свою очередь, тоже были связаны множеством предпи­саний. Республиканский воздух средневековых городов делал сво­бодным от крепостнического гнета, но не освобождал от гнета цер­кви, цеховой регламентации, сословных обязанностей и ограниче­ний. Привилегированные сословия феодального общества имели многие права и преимущества перед представителями других со­словий, но были обязаны служить государству или господствую­щей церкви, обременены рядом сословных условностей и запретов. Еще жестче была правовая регламентация социального положения и образа жизни разных каст в кастовых (или варновых) обществах.

    Сословно-кастовые общества имели иерархическое строение: различались высшие, менее высокие по социально-правовому по-

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 403.

    2 За исключением античных Афин и Древнего Рима, где существо­
    вали элементы гражданского общества.


    111
    110 Сущность права. Проблемы теории и философии права

    ложению, низшие, непривилегированные, наконец, бесправные со­словия; у каждого из них был особый правовой статус. Этим обус­ловливалась сложность, многослойность права сословного общества. Как и всякое право, оно охранялось государственным принужде­нием; нарушение многочисленных запретов влекло жестокие на­казания. Содержание права сословного общества определялось ря­дом источников: государством, церковью, сословными традициями, обычаями, сложившимися в общинах.

    Основными источниками (формами) сословно-кастового права были санкционированные обычаи, судебные прецеденты, законы, а также нормативные договоры, религиозные книги, корпоративные нормы и др. Множественность источников права, различия право­вых статусов разных групп населения, феодальная (удельная) раз­дробленность ряда стран в Средние века и связанное с этим раз­нообразие правовых норм и институтов привело некоторых авто­ров к выводам, что в сословном обществе вообще не было единых (для всего общества, страны, населения) правовых систем.

    Такие выводы обычно сопровождаются ссылками на государ­ственно-правовые системы Западной и Центральной Европы пери­ода феодальной раздробленности, когда каждое сословие имело свое особенное право, а правосудие и принуждение были рассредоточе­ны по разным корпорациям (каноническое право и церковный суд, городские право, суды и ополчения, дворянско-феодальная иерар­хия и др.). Однако общие выводы (о разных системах права в од­ном обществе) делаются относительно всей эпохи сословно-касто­вого общества.

    Так, М. Рейснер утверждал, что "уже в сословном обществе мы находим не одно право, но столько же правовых построений, сколько имеется сословий. Вне права остается лишь рабский труд, по отношению к коему действует исключительно начало власти"1. Аналогичные представления содержались в трудах других ученых-юристов 20-х годов. Ссылаясь на слова Маркса, что в феодальном мире "каждое право было привилегией", Е. Пашуканис писал: "Каж­дый город, каждое сословие, каждый цех жили по своему праву, которое следовало за человеком, где бы он ни находился. Идея об­щего всем гражданам, всем людям формально-юридического ста­туса совершенно отсутствует в ту эпоху. Этому соответствовали в области экономической себедовлеющие замкнутые хозяйства, зап­рещение ввоза и вывоза и т. п."2

    1 Рейснер М. А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право. Л.,
    1925 // Антология мировой правовой мысли в пяти томах. Том V. Россия.
    Конец XIX—XX в. М, 1999. С. 660.

    2 Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории права
    и государства. М., 1980. С. 111 (цитируется работа "Общая теория права и
    марксизм", изданная в 1924, 1926, 1927 гг.).

    Глава 4. Право и общество

    В этих суждениях верно отмечен ряд особенностей права со­словного общества; однако отрицание внутреннего единства фео­дальных правовых систем было обусловлено более всего методоло­гическими посылками названных ученых-юристов.

    Рейснер вообще сводил право к правосознанию; поэтому единое ("международное") право он находил лишь в доклассовом обществе. Пашуканис более строго следовал традиционным представлениям о.праве, толкуя их с марксистских позиций, но, по его мнению (как и по мнению Маркса), право получало классическое выражение лишь в капиталистическом обществе, основанном на формальном равенстве субъектов права и свободном развитии товарно-денеж­ных отношений.

    Представления о множественности правовых систем в сослов­ном обществе нередко высказываются в современной учебной и научной литературе1. Однако при всей кажущейся рыхлости пра­вовых систем Древнего мира и Средних веков (множественность источников, неравенство субъектов права, партикуляризм, разно­образие способов правосудия и принуждения и т. п.) оно было во многом прочнее и стабильнее, чем современное право, зависящее от капризов законодателя.

    Именно право определяло и поддерживало структуру обще­ства, состоявшего из сословий и других (юридически оформленных) социальных групп. Определенность бытия каждого сословия сво­дилась к ясности его правового статуса, прав, привилегий, обязан­ностей, повинностей и т. п. Право устанавливало не только образ жизни сословия (и каждого его члена), но и связь, отношения (вклю­чая независимость!) с другими сословиями, что создавало общее пра­вовое поле, разделенное между сословиями, структуру общества в целом. Группы населения, находящиеся за пределами права сослов­ного общества, были чужими для данного общества именно пото­му, что не обладали ни правами, ни обязанностями, ни правовым статусом (исключая неопределенный статус "чужого", "пришель­ца", "бродяги" и т. п.).

    1 Такие представления обосновываются, например, Т. В. Кашаниной, различающей три стадии развития права: 1) архаичное право (стадия дет­ства, от возникновения права до, приблизительно, IX—XI вв.); 2) сослов­ное, или корпоративное, право (стадия юности, от IX—XI вв. до XIII— XV вв.); 3) развитое право, или общегосударственное право (стадия зре­лости, от XIV—XVIII вв.) (см.: Кашанина Т. В. Происхождение государ­ства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., Юристъ. 1999. С. 218 и след., 236 и след., 293 и след.). Эта книга, основанная на обобще­нии и оценке обширного исторического и теоретического материала, со­держит ряд новых, интересных, хотя и не бесспорных выводов и сужде­ний. Особенно спорны неожиданные суждения о низком уровне развития человеческого разума (недостаточном уровне развития интеллекта людей) до, примерно, начала Нового времени (см.: Указ. соч. С. 224, 226, 294, 295, 306 и след.). Думается, что достижения античной философии и формаль­ной логики Средних веков убеждают в обратном.


    112
    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Устоявшаяся социально-правовая структура обеспечивала ста­бильное функционирование хозяйства, воспроизводство населения, существование культуры, более или менее устойчивую "замирен­ную среду", основанную на сложившемся юридическом порядке. Именно нарушение юридического порядка отношений между со­словиями чаще всего было причиной смут и волнений.

    Все сословия (кроме бесправных рабов) дорожили своими пра­вовыми статусами, отстаивали свои права, протестовали против возложения новых обязанностей. Почти все крестьянские войны Средних веков порождались жадностью феодалов, стремившихся увеличивать крестьянские повинности, не считаясь с устоявшими­ся древними обычаями. Борьба за права проходит через всю исто­рию феодального общества. "Крепостные крестьяне, сервы, бежав­шие под защиту городов, по городским законам требовали свободы по прошествии года и одного дня. Горожане восставали против своих правителей под знаменем конституционных принципов, провозгла­шенных в городских хартиях. Бароны требовали от королей древних законных прав и привилегий. Князья и папы сражались друг с дру­гом, и каждый заявлял, что общественно-экономическая власть другого осуществляется в нарушение божественных и естественных законных прав и противоречит духу закона, а то и его букве"1.

    Ряд норм, преимущественно запретительных, был адресован всем жителям данной страны. Наказания (санкции) за нарушения этих запретов различались в зависимости от сословной принадлеж­ности правонарушителя и потерпевшего от правонарушения; но зап­реты (кражи, убийства, святотатства и т. п.) были общими для всех.

    Общей для всех сословно-кастовых обществ была также тес­ная связь права и религии. Многие письменные памятники права содержат ссылки на волю богов, на закон божий, на священное пи­сание. Правители феодальных государств, как правило, торжествен­но обещали соблюдать божьи заповеди, законы и обычаи страны; заключение многих договоров между правителями государств, меж­ду частными лицами и сообществами сопровождалось присягой, ритуалами (клятва на Библии и т. п.), носящими религиозный ха­рактер. Все право (разное для разных сословий или каст) идеоло­гически опиралось на авторитет религии, господствующей в дан­ной стране. Кроме того, общим для всех сословий было каноничес­кое право (в Западной и Центральной Европе — особенно после "папской революции" XI—XII вв.), регулирующее ряд существен­ных отношений средневекового общества.

    Историки права отмечают, что правовые обычаи (часто обы­чаи-договоры), регулировавшие феодальные отношения, "даже при сохранении местных различий отличались тождественностью мно-

    1 Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирова­ния. С. 56—57.

    Глава 4. Право и общество 113

    гих своих институтов и подходов. И это позволяло уже средневе­ковым юристам находить в них определенную систему. Так, в XI веке появляются первые сборники (обычно в городах) с изложени­ем основных принципов феодального права"1.

    Право сословного общества регулировало и закрепляло стро­го иерархизированную социальную структуру, каждая часть кото­рой была твердо привязана к определенной сфере общественного труда; при такой системе длительное время консервировались и регулярно воспроизводились традиционные социальные отношения. Такие общества существовали веками, но не переносили наплыва исторических новшеств, требующих глубоких реформ.

    Начало кризиса сословного общества в Западной и Централь­ной Европе восходит к XV—XVI вв. Развитие хозяйства, ремес­ла, торговли, культуры, Великие географические открытия, Воз­рождение и Гуманизм, централизация ряда государств и возник­новение наций не вмещались в сословные рамки феодализма. Ста­бильность сословных обществ оборачивалась застоем. Охрана и вос­производство сословно-феодальных отношений стали преградой на пути промышленного, научного, культурного прогресса, средством пресечения всего нового, нетрадиционного, непривычного. Малая подвижность феодальных структур, их неспособность приноровить­ся к новым социокультурным условиям, вырождение привилеги­рованных сословий и усиление тягот, лежащих на податных обще­ственных группах, привели к социокультурным потрясениям XVI— XVIII вв. Реформация, Просвещение, революционные события в Ни­дерландах, Англии, Франции и других странах положили начало замене сословного общества гражданским обществом. Идеал обще­ства, основанного на всеобщем юридическом равенстве людей, со­здавался в те же века, он был обоснован теоретиками "естествен­ного права" (Греции, Гоббс, Спиноза, Локк и др.).

    4. Право в гражданском обществе

    Категория "гражданское общество", отличная от понятий го­сударства, семьи, племени, нации, религиозной и других общнос­тей, стала предметом изучения в XVIII—XIX вв. и обстоятельно разработана в "Философии права" Гегеля, определившего гражданс-

    1 История государства и права зарубежных стран. Часть I. M., 1996. С. 193 (автор гл. 14 "Особенности средневекового государства и права в Европе" — проф. О. А. Жидков).

    Издатели и комментаторы "Саксонского зерцала" — памятника пра­вовой мысли Германии XIII в. — подчеркивают, что феодальное право представляло собой определенную правовую систему и делилось главным образом на свойственные ему сословные отрасли (см.: Саксонское зерца­ло. Памятник, комментарии, исследования. М., 1985. С. 152, 260 и след.).








    114 Сущность права. Проблемы теории и философии права

    кое общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и право­порядок), внешний порядок (полицию и корпорации)1. В "Филосо­фии права" отмечено, что правовыми основами гражданского об­щества являются равенство людей как субъектов права, их юри­дическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыб­лемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядо­ченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Под гражданским обществом Гегель понимал современ­ное ему буржуазное общество. "Гражданское общество, — писал он, — создано, впрочем, лишь в современном мире..."2

    Выводы Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воп­лощению публичного интереса), о частном праве и равенстве его субъектов, о зависимости общественного строя от разделения тру­да и форм собственности стали громадным шагом вперед в разви­тии общественных наук. На исследовании гражданского общества как особого этапа развития человечества основаны многие теоре­тические выводы современной социологии, политологии, теории пра­ва, теории конституционализма и других общественных наук.

    Формирование и развитие гражданского общества заняли не­сколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе3. Его идеологические, экономические, политичес­кие предпосылки складывались в Западной Европе в период по­зднего Средневековья (примерно XV—XVI вв.); в борьбе против со-словно-феодального неравенства и произвола идеи гражданского общества стали воплощаться в действительность. Исторической вехой становления гражданского общества была революция в Анг­лии (1640—1649 гг.), от которой некоторые историки ведут отсчет Нового времени4.

    1 См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 227 и след

    2Там же. С. 228.

    0 Об особенностях гражданского общества в сопоставлении с государ­ством см.: Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993. С. 34 и след.; Киров В. Ц. Парадоксы государ­ственной власти в гражданском обществе. М., 1992. С. 21 и след.

    В. Е. Чиркин утверждает, что понятие "гражданское общество" про­изошло от понятия "гражданин" (Государство и право. 2002. № 2. С. 10). На самом деле исходным было понятие "горожанин" ("бюргер", "буржуа"), а само гражданское общество (поначалу "буржуазное", "горожанское") — это общество, стремящееся воплотить в масштабе всей страны свободу и равенство, утвердившиеся в вольных городах позднего Средневековья. По­этому современники становления гражданского общества и представитель­ного государства в XVIII веке специально отмечали связь и различие тер­минов "гражданин государства" (citoyen) и "горожанин" (bourgeois). См.: Кант Иммануил. Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 84, 234 и след.

    4 См.: Вопросы истории. 2000. № 8. С. 166; Новая и новейшая история. 2000. № 4. С. 87. С. 195, 196).


    115
    Глава 4. Право и общество

    Если начало реальному бытию гражданского общества поло­жили принятие и утверждение биллей о правах (Англия, США) или Декларации прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество — это общество равноправных людей, сво­бодно проявляющих свою личность, творческую инициативу, обще­ство равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации.

    Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами — едва ли не главный признак и основа гражданского общества. Если политическим вы­ражением средневекового способа производства являлась приви­легия, неравное для каждого из феодальных сословий право, то вы­ражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс, является "просто право, равное право"1.

    Важно отметить, что становление и утверждение в качестве основы общественной жизни юридического равенства людей, поло­жившие начало Новому времени, — столь же глубокий переворот в истории, как, скажем, разрушение первобытной общины доистори­ческого времени и переход к кастово-сословному строю Древнего мира. Громадное социальное значение имело то, что впервые в мно­говековой истории человечества все люди независимо от их соци­ального происхождения и положения были признаны юридически равными участниками общественной жизни, обладающими рядом признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделенную свободной волей, способ­ную отвечать за свои действия и их правовые последствия.

    Становление и развитие гражданского общества связано с су­щественным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. Само гражданское общество возни­кает в процессе и в результате отделения государства от соци­альных структур, обособления его как относительно самостоятель­ной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствле­ния ряда общественных отношений. В сословно-кастовых обществах господствующая социальная группа была организована в государ­ство, которое поддерживало сословные границы и охраняло при­вилегии высших сословий, от имени которых (или их предводите­ля) и осуществлялась государственная власть. В сословных обще­ствах государственная регламентация охватывала многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни общества.

    Отделение общества от государства, а государства — от об­щества поставило ряд острых социальных проблем их соотноше­ния, проблем, решаемых при помощи права.

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 320.

    116

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    Глава 4. Право и общество

    117


    К ним относится прежде всего проблема прав граждан (равен­ство, свобода, собственность)1. Эти права (в современной литерату­ре они иногда именуются "формальные права", "права первого по­коления") постоянно попирались чиновниками абсолютистских го­сударств и представителями высших сословий феодального обще­ства.

    В борьбе против феодального и чиновничьего произвола рево­люционные движения XVII—XVIII вв. добивались закрепления этих прав в законодательстве2 и такой организации государственной вла­сти, которая гарантировала бы неприкосновенность прав человека и гражданина.

    В результате преобразования государства (см. гл. 5) право раз­делилось на две обширные группы норм, одни из которых регули­ровали отношения и деятельность государства, его органов и долж­ностных лиц (публичное право), другие — сферу отношений между индивидами (частное право). Свобода и равенство членов граж­данского общества, избавление от сословной скованности привели к расцвету индивидуализма. В сфере частного права утвердился принцип: "Разрешено все, что не запрещено законом"3.

    1 Этот перечень обоснован философом Джоном Локком в книге "Два
    трактата о правлении" (Локк Джон. Сочинения в трех томах. Т. 3. М., 1988)
    и неоднократно воспроизводился другими мыслителями (см., например:
    Руссо Жан-Жак. Трактаты. М., 1969. С. 164—165).

    2 В законодательстве XVIII века сформулированный Джоном Локком
    перечень естественных (неотчуждаемых) прав (равенство, свобода, соб­
    ственность) дополнялся и конкретизировался. В Декларации независимос­
    ти США (см.: Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодатель­
    ные акты. М., 1993. С. 25) к неотчуждаемым правам отнесено "право на
    жизнь", о котором у Локка есть лишь беглое упоминание (см.: Локк Джон.
    Указ. соч. С. 38, 94). Во французской Декларации прав человека и граж­
    данина 1789 года названы равенство, свобода, собственность, безопасность,
    сопротивление угнетению (см.: Конституции и законодательные акты бур­
    жуазных государств XVII—XIX вв. М., 1957. С. 250), таков же перечень
    в якобинской Конституции 1793 года (см. там же. С. 331). Первые десять
    поправок к Конституции США (1791 г.) называются "Билль о правах" (см.:
    Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты.
    С. 40—42).

    •' Это положение содержалось в ст. 5 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года: "Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозво­лено, и никто не может быть принужден к действию, не предписывае­мому законом" (Конституции и законодательные акты буржуазных госу­дарств XVII—XIX вв. С. 250). Уже из названия Декларации видно, что адресатом приведенного правила являются граждане (члены гражданского общества). В том же духе сфера применения этого правила определялась в нормативно-правовых актах начала перестроечных реформ в нашей стра­не (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. № 3. Ст. 52).

    Тем не менее о сфере применения данного правила возник было те­оретический спор — о допустимости или недопустимости не предусмот-

    В сфере публичного права (для должностных лиц и государ­ственных органов) действует другой принцип: "Разрешено только то, что вытекает из компетенции и (или) предписано законным рас­поряжением".

    Смешение или нарушение сфер действия этих принципов спо­собно причинить обществу существенный вред.

    Запрет гражданам делать все, что не разрешено (дозволитель­ный порядок совершения юридических действий), существенно ог­раничивает свободу и инициативу людей, вынужденных каждый раз испрашивать специальные разрешения для заключения боль­шинства договоров у государственных органов и (или) должност­ных лиц; бюрократическое согласование сделок и обязательств ско­вывает инициативу граждан, порождает застой, создает условия для взяточничества и коррупции.

    Не менее пагубно распространение частноправового принципа "разрешено все, что не запрещено" на сферу публичного права. Справедливо отмечалось, что в нашей стране участие должност­ных лиц в приватизации государственной собственности под лозун­гом "разрешено все, что не запрещено" придало приватизации гра­бительский характер1, привело к невиданному обогащению ряда высших должностных лиц, ставших за время пребывания в долж­ности мультимиллионерами или миллиардерами.

    Разгосударствление общественных отношений, разграничение сфер частного и публичного права, запрет правительственного вме­шательства в частные дела членов общества и строгое предписа­ние законности действий лиц, облеченных властью, по-новому по­ставили ряд проблем права.

    По мере становления и развития гражданского общества в кон­ституциях почти всех стран появляются статьи и обширные раз­делы о равенстве, правах и свободах граждан.

    Разграничение сфер личных (частных) и публичных (общих) интересов находит отражение в системе права, в делении его на частное и публичное. Это деление, намеченное в праве Древнего Рима, где существовали элементы гражданского общества, полу­чает широкое распространение в странах, вставших на путь капи­талистического развития. Именно в сфере частного права закреп­ляются идеи равенства прав членов общества, их личной свободы, безопасности и незыблемости собственности, самостоятельности, ос-

    ренных законом действий должностных лиц (см.: Батурин Ю. М., Лив­шиц Р. 3. Социалистическое правовое государство: от идеи к осуществ­лению. Политико-правовой взгляд. М., 1989. С. 170—171; Гукасян Р. Е. Кон­цепция слияния прав и обязанностей и административно-командные ме­тоды управления // Сов. государство и право. 1989. № 7. С. 28 и след., 32

    и след.).

    1 См.: Лисюткин А. Б. Вопросы методологии исследования категории "ошибка" в правоведении. Саратов, 2001. С. 134.








    118

    Сущность права. Проблемы теории и философии права

    т

    Глава 4. Право и общество

    119


    вобождения от свойственных сословным обществам идей "соборно­сти", покорности властям и коллективам.

    Развитие гражданского общества порождает представление о конституции как о законе, определяющем не только устройство высших органов власти, но и права и свободы граждан (билль о правах, декларация прав). В результате сама конституция стано­вится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности (государство — публичная власть, сфера общих интересов, общество — сфера индивидуальных свобод, частных ин­тересов). Исследователи отмечают, что если исходным пунктом ев­ропейского конституционализма как политического течения было свойственное еще эпохе абсолютизма крайне неопределенное ис­толкование конституций в качестве "основных законов всякого об­щества", не содержащее идей ограничения обществом власти го­сударства1, то эволюция конституционализма привела к резкому сужению этого понятия, "которое приобретает конвенциональный (договорный) характер и определяет основной закон взаимоотно­шений общества и государственной власти. Конституция интерпре­тируется, по существу, как договор о распределении власти меж­ду ними"2.

    Развитие конституционного законодательства состоит в пре­доставлении гражданам средств воздействия на правотворчество государственной власти (через институты представительной и не­посредственной демократии) и на саму государственную власть в целях подчинения ее праву (правовое государство, разделение вла­стей).

    В процессе становления гражданского общества меняется не только содержание права, но и формы его выражения (источники права).

    "Условно мировую историю права можно разделить на две большие эпохи, — пишет профессор О. А. Жидков. — В древнем

    1 В самодержавных государствах основными назывались законы, оп­
    ределявшие полновластие и богоустановленность монархов, а также по­
    рядок престолонаследия. В Российской империи Основные государствен­
    ные законы открывались главой первой "О существе верховной самодер­
    жавной власти", где утверждалось: "Императору Всероссийскому принад­
    лежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его не только
    за страх, но и за совесть сам Бог повелевает... Особа государя императора
    священна и неприкосновенна" (Свод Основных государственных законов.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   36


    написать администратору сайта