Главная страница

Лейст. О. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права


Скачать 2.1 Mb.
НазваниеО. Э. Лейст. Сущность права. Проблемы теории и философии права
АнкорЛейст.doc
Дата03.05.2017
Размер2.1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛейст.doc
ТипДокументы
#6772
страница23 из 36
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   36
Глава 6. Право, мораль, правосознание

171


Но уже Аристотель, развивая мысли Платона о двух видах равенства — справедливости1, разделил справедливость на "урав­нивающую" и "распределяющую", видя суть первой в том, что она воздает равным — равное ("арифметическая справедливость"), а неравным — неравное ("геометрическая справедливость"), заметив при этом, что сверх того справедливость "распадается на несколь­ко видов в соответствии с тем, будет ли человек властвовать или подчиняться, подобно тому как различаются воздержность и му­жество мужчины и женщины..."2

Но если видов справедливости и равенства много, то что вообще остается от идеи равенства и от справедливости как нормативного принципа? Сомнения вызывает именно нормативность понятия "справедливость"3. Не сводится ли оно практически к полуинтуи­тивной, эмоциональной оценке конкретных жизненных ситуаций и отношений4 по бланкетному правилу римских юристов "каждому свое"? Во всяком случае все современные теоретические исследо­вания и определения справедливости идеологичны и каждое из них противоречит всем остальным. Единственно общее в них — опре­деление справедливости как отсутствия (исправления, избежания) несправедливости. Получается, что понятие социальной (и индиви­дуальной) справедливости менее определенно, чем понятие "неспра­ведливость" не только по той причине, что к справедливости все­гда взывают обиженные, но и по той, что зло вообще воспринима­ется яснее и конкретнее, чем благо ("хорошо жили, пока не нача­лись эпидемии, голод, война, пожары, разбои и грабежи").

1 Как писал Платон, есть два вида равенства, они хоть и одноимен-
ны, но на деле во многом чуть ли не противоположны между собой. Од­
но — "равенство меры, веса, числа"; другое равенство выше: "Больше­
му оно уделяет больше, меньшему — меньше, каждому даря то, что со­
размерно его природе. Особенно большой почет воздает оно всегда лю­
дям наиболее добродетельным; противоположное же — тем, кто мень­
ше преуспел в добродетели и воспитанности. Каждому оно разумно да­
рит надлежащее". Справедливость, заключает Платон, заключается в "ра­
венстве, установленном в каждом отдельном случае для неравных соглас­
но природе"(Ллатпон. Сочинения в трех томах. Т. 3. Ч. 2. М., 1972. С. 231—
232).

2 Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., 1984. С. 452; см.
также: С. 150 и след., 324 и след., 368, 462 и след.

3 По сообщению Л. В. Головко, категория "справедливость" (equite)
современной французской философией трактуется через призму внутрен­
них ощущений человека, проявляемых в оценке отдельного конкретного
случая (см.: Государство и право. 2001. № 8. С. 90, прим. 10).

4 Даже авторы, стремящиеся разработать концепцию справедливос­
ти, вынуждены заметить: "Нормативное определение справедливости не­
возможно, она может выражаться через разные понятия и категории,
порой несовместимые" (Булгаков В. В. Концепция справедливости в пра­
ве. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Белгород, 2002. С. 8).

Понятие "социальная справедливость", о котором много гово­рят философы, юристы, политики, моралисты, публицисты, оказа­лось столь многоликим и неопределенным, что стало риторической формой выражения взаимоисключающих идей и антагонистичес­ких интересов противостоящих классов, партий, социальных групп, индивидов и их объединений.

Это понятие может быть наполнено настолько противополож­ным содержанием, что в Федеральном законе "О политических партиях" специально оговорено: "Включение в уставы и програм­мы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни"1.

Основными категориями собственно морали называют "добро" и "зло". Между тем сами по себе эти категории в силу абстрактно­сти безграничны и применимы к явлениям природы и обществен­ной жизни, не подлежащим моральной оценке: землетрясение, хо­роший урожай, потоп, болезнь, здоровье, прекрасная погода, по­литический переворот, демографический взрыв и т. п. Бытующее предположение, что к сфере морали относится все, заслуживаю­щее одобрения или порицания, лишает мораль всякой определен­ности.

Однако категории "добро" и "зло" сразу обретают реальность и определенность, будучи применены к человеку в его отношении к другим людям2. "Злой человек" и "добрый человек" — ясные и конкретные моральные оценки; разумеется, "доброта" — не обяза­тельно щедрость, как и "злобность" — не только скупость.

Рассуждения древнегреческих философов об относительнос­ти оценок быстрого бега (в спортивном состязании — хорошо, с по­ля боя — плохо) свидетельствуют не об их моральном релятивиз­ме, как нередко утверждается, а о неприменимости моральных оце­нок к физическим явлениям и процессам без учета мотивов дей­ствий людей, участвующих в этих процессах. Афористическое суж­дение — "человек есть мера всех вещей" дает ключ к пониманию сущности морали, основанной на противопоставлении эгоизма и аль­труизма, мизантропии и филантропии. Из этого противопоставле-

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 29.
Ст. 2950.

2 Достаточно известны результаты попыток построить нравственные
системы на ином (не человеческом) основании: этика как служение цер­
ковной организации породила иезуитскую мораль; лозунг "нравственно то,
что помогает строить коммунизм" привел к принципиальному отрицанию
общечеловеческой морали, к подмене этики демагогией и примитивным
политиканством. Кроме того, дегуманизация общественных отношений ста­
ла причиной распространения моральных оценок даже на технику, уста­
релость которой именовалась "моральным износом".

172

Сущность права. Проблемы теории и философии права

Глава 6. Право, мораль, правосознание

173


ния вытекают все моральные нормы и оценки действий и поведе­ния личности по отношению к другим людям: "честно", "нечест­но", "похвально", "постыдно", "гуманно", "негуманно, жестоко, бес­человечно", "искренне", "лицемерно" и т. д.

На гуманистическом основании строил этику (учение о мора­ли) Аристотель, рассматривавший нравственные качества личнос­ти в ее общественном бытии. Считавший основой политики "друж­бу" (компромисс, согласие), Аристотель относил к нравственным качествам "срединные состояния чувств"1. Таковы, в частности, мужество (среднее между дерзкой самоуверенностью и трусостью), щедрость (среднее между расточительством и скупостью, скряж­ничеством, крохоборством), скромность (среднее между бесстыд­ством и стеснительностью), благородство (среднее между кичливо­стью и приниженностью), правдивость (среднее между притворством и хвастовством), чувство собственного достоинства (среднее между своенравием и подхалимством).

Мораль настолько тесно связана с социальным бытием чело­века, что некоторые моральные нормы и оценки предопределяют­ся природными качествами личностей.

Одни из этих качеств личности полезны обществу и заслужи­вают поддержки; таковы трудолюбие, радушие, доброжелатель­ность, бескорыстие, дружелюбие и др.

Однако некоторые природные свойства, прирожденные задатки могут отрицательно влиять на социальное поведение личности. К ним относятся жадность и скупость. По оценкам современной со­циальной психологии, жадность является рефлексом, который легко и в большой степени гипертрофируется, трудно подавляется, ока­зывает большое отрицательное влияние на общество.

Из-за скупости и жадности богатых людей, особенно облада­ющих властью или поощряемых государством, произошли многие смуты, мятежи, перевороты и войны. Упрямое нежелание недаль­новидных богачей своевременно провести реформы, смягчающие всегда острые противоречия богатства и бедности, — основная при­чина революций и гражданских войн.

Почти так же социальной психологией характеризуется за­висть; зависть легко и в большой степени гипертрофируется, труд­но подавляется, оказывает среднее отрицательное влияние на об­щество. Зависть порождает агрессивную недоброжелательность; за­вистливый человек злораден и злопамятен, особенно если его не­взгоды проистекают из осознанной им собственной ущербно­сти. Стремление выместить свою несостоятельность на тех, кто преуспел в труде или каком-либо ремесле, — основной источник тайных доносов во времена беззаконий и репрессий. Как и жад­ность, зависть порождает социальную нестабильность; этим обус-

См.: Аристотель. Указ. соч. С. 317 и след.

ловлена отрицательная моральная оценка завистливых и жадных людей.

Названные и другие отрицательные моральные качества ум­ножаются и возрастают у лиц, облеченных государственной, цер­ковной или партийной властью, особенно если они не соответству­ют своим должностям. Для государственной деятельности такие лица вредны и опасны; не случайно коммунист времен английской революции 1640—1649 гг. Дж. Уинстенли в проекте конституции будущего государства ("Закон свободы") предлагал не избирать на государственные должности антиобщественных людей, в том чис­ле сварливых, чудовищно невежественных или очень болтливых людей, природные качества которых тягостны для окружающих1.

Положительные и отрицательные (с точки зрения морали) при­родные качества людей утверждаются, развиваются или подавля­ются в процессе воспитания личности в семье, общине, коллекти­ве, школе, в обществе. Моральное воспитание и воздействие — это обуздание природного эгоизма, агрессивности и других отрицатель­ных качеств, социализация личности, ее духовное включение в кол­лектив, общество, социальную группу.

Общим ориентиром и правилом морального воспитания явля­ется так называемое Золотое правило, древнейшее нормативное предписание, известное еще в Античной Греции, в Древней Индии и Китае: "(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

Мораль — одно из духовных средств сплочения и солидарно­сти общества или его части. Поэтому "сочувствие" относится к ос­новным принципам и нормам морали. Так называемая общечело­веческая мораль зовет людей к единству на основе признания цен­ности и достоинства личности ("человек есть мера всех вещей"). Сосуществующие с ней в сознании общества нормы групповой, клас­совой, сословной морали зовут к тому же: к единению социальной группы, нередко противостоящей другим группам и потому внося­щей противоречия в систему морали данного общества. Однако при всех противоречиях общественной моральной системы они (проти­воречия), кроме кризисных и революционных периодов общества2,

1 См.: Уинстенли Дж. Избранные памфлеты. М.—Л., 1950. С. 251—252.

2 Как отмечено в гл. 2, "замиренная среда" может создаваться и под­
держиваться вооруженной силой, полицейским произволом, жестокими на­
казаниями и террором. Мораль обществ, задавленных гнетом и принуж­
дением, обычно зовет к смирению, уходу во внутренний мир, терпению
и надеждам на будущую справедливость и воздаяние. Однако если в об­
ществе есть силы, предпочитающие вынужденному "замирению" борьбу
против угнетения, нравственность угнетенных классов или сословий зо­
вет к сплочению этих сил в революционной борьбе за освобождение от
гнета. Роль революционной морали была особенно велика и заметна в пе­
риод разрушения сословно-феодального строя.

174

Сущность права. Проблемы теории и философии права

Глава 6. Право, мораль, правосознание

175


не ведут к разрушению, разрыву общества на воюющие между со­бой классы, сословия, социальные группы. Мораль, как и право, способствует созданию "замиренной среды".

Во-первых, при всех классовых, сословных и других антаго­низмах мораль строится на гуманистической основе в том смысле, что ряд ее норм адресован человеку вообще, выведен из природы человека. Самые лютые зверства во времена войн между государ­ствами, религиозных войн, войн гражданских, межнациональных и других, совершенные в пылу страстей или по приказам преступ­ных руководителей, рано или поздно получали отрицательную оцен­ку если не современников, то потомков. Свойственный каждому че­ловеку и человечеству в целом инстинкт самосохранения лежит в основе тех норм и принципов морали, которые именуются общече­ловеческими, или элементарными. В этом отношении мораль, воз­можно, больше, чем право, нередко воплощающее волю и интере­сы меньшинства, а то и содержащее (при системе законов, как ос­новных источников права) ошибки, служит духовному скреплению общества.

Во-вторых, интересы сословий и классов, порождающие раз­ные, порой противоположные нормы морали, отражают различное положение этих классов и сословий в единой системе обществен­ного разделения труда. Здесь противоречия неизбежны — но они не разрывают общество, если не разрушается система производ­ства, основанная на совместном ведении хозяйства, на организа­ции и порядке. В этом отношении мораль тоже дополняет и в чем-то порой превосходит право, давая моральное утешение тем, кто угнетен и социально обездолен.

Право и мораль служат одной цели — созданию и поддержа­нию "замиренной среды", обеспечению социального порядка. Но эта цель достигается ими по-разному.

В отличие от права мораль оценивает не только действия, по­ведение людей, но и саму личность. Разумеется, личность прояв­ляется в действиях, но существуют такие понятия, как "мораль­ный облик", "репутация", обусловленные постоянной, устойчивой линией поведения человека, порождающей определенные индиви­дуальные и социальные ожидания. Различаются люди моральные и аморальные, честные и бесчестные, жадные и добрые, скупые и щедрые, милосердные и жестокие, лживые и правдивые, совест­ливые и бессовестные, корыстные и бескорыстные, приветливые и замкнутые, склочные и дружелюбные, ленивые и трудолюбивые, скромные и тщеславные, принципиальные и беспринципные, поря­дочные и непорядочные, искренние и лицемерные, сердечные и бессердечные, надежные и ненадежные и т. д.

Можно предположить, что мораль складывалась одновремен­но с правом и в конкуренции с ним.

В первобытной общине, где личность не обособилась от кол­лектива, не было надобности ни в праве, ни в морали.

Категории "добро" и "зло" в первобытном обществе порой были не свободны от натурализма (тепло — холодно, съедобно — несъе­добно, больно — приятно), а в социальном плане выражали отно­шение рода и племени к внешнему миру ("свои люди — чужие люди", "привычно — необычно", "опасно — безопасно"). Лишь с раз­делением людей своего племени и рода на вождей, жрецов, под­властных, бедных, богатых, равных и неравных, а еще и с появле­нием "чужих людей", "добро" и "зло" стали оцениваться в кате­гориях "справедливость и несправедливость". Как понятие "кра­жа" возникло ранее понятия "собственность", так и сетования о несправедливости стали порождением обид, зависти, обманутых со­циальных ожиданий, попрания вековых обычаев и традиций кол­лективного равенства. Еще и сейчас рассуждения о справедливос­ти или несправедливости связаны либо с жалобами на нарушение равенства, ущемление существенных интересов, либо с попытками оправдать привилегии.

Одновременно с моралью складывалось право, оценивающее те же отношения с позиций охраны и воспроизводства развиваю­щегося неравенства и индивидуализма. Неизбежная конкуренция правовых и моральных оценок (справедливое перераспределение, уравнение имущества стало кражей) вела к социальным конфлик­там, выходом из которых было изменение, уточнение правовых норм либо насильственное подавление недовольства. Истории известно и то, и другое (периодические уравнения земельных наделов, про­щение всех долгов и недоимок, смягчение чрезмерно суровых за­конов, подавление протестов вооруженной силой, установление дик­таторских режимов и т. п.).

В конечном счете обязательность права стала строже обяза­тельности морали по тем причинам, что право — одно, а разных представлений о справедливости много, причем право, в отличие от морали, признается официально и поддерживается государством.

На каком-то этапе развития общества между правом и мора­лью произошло своеобразное разделение труда. Предметом пра­вового регулирования остались преимущественно действия и от­ношения, доказуемые в случае спора, в случае необходимости пре­секаемые или наказуемые с помощью мер государственного при­нуждения. Предметом моральных оценок стали качества личнос­ти, выраженные в ее поведении и поступках. Этим обусловлена несовместимость или несопоставимость правовых и моральных оце­нок личности как таковой: нравственной личностью является че­ловек, считающийся с интересами других людей, готовый помочь им, способный обуздать собственные эгоистические чувства; в праве человек существует как субъект права, общий и индивидуальный

176

Сущность права. Проблемы теории и философии права

статус которого определяется не присущими ему личными духов­ными качествами, а формально определенными правовыми пред­писаниями.

Правовая связь людей называется правоотношением; мораль­ные связи людей — сочувствием, доброжелательством, благодея­ниями, взаимопомощью, дружбой и солидарностью. Право опреде­ляет юридические факты и состояния, при наличии которых воз­никает (изменяется, прекращается) правоотношение. Мораль не име­ет формальной определенности, свойственной праву, поскольку си­туации, в которых могут (и должны) проявиться моральные качества личности, настолько непредсказуемы и разнообразны, что заранее все их установить невозможно. Именно поэтому никогда не удава­лось составить исчерпывающий свод моральных правил (мораль­ный кодекс). Моральные нормы содержатся в общественном мне­нии и находят письменное выражение в художественных, фило­софских, публицистических произведениях, в религиозных книгах, в программах партий, в газетах, учебниках, журналах и других средствах массовой информации.

Правовые нормы (в современном обществе) содержатся в пись­менных актах, которые подлежат систематизации, инкорпорации, кодификации. В текстах нормативных актов возможны неточнос­ти, ошибки, устаревшие нормы, противоречия, в связи с чем не­редко порицается несовершенство правовых норм. Никто не пори­цает несовершенства норм морали, поскольку они создаются самим обществом и гибко приноровлены к оценке любых ситуаций. Пра­во — нормы, которые реализуются или, по крайней мере, способ­ны к реализации. Провозглашенное, но несоблюдаемое государством право порождает в обществе недоверие к праву вообще. Провоз­глашаемая, но не соблюдаемая мораль порождает недоверие не к морали, а к лицемерам, которые говорят одно, а делают другое.

Право ориентировано на общественные отношения, которые можно формально определить для охраны и воспроизводства (или пресечения). Общей целью права и его реализации является пра­вопорядок. Общая цель морали — воспитание добропорядочной и добродетельной (делающей добро) личности. Все моральные нор­мы, вплоть до правил приличия, вытекают из этого идеала. Право­вые нормы выражают государственную волю, направленную в ко­нечном счете на поддержание общественного порядка. Моральные нормы выражают сложившиеся в том же обществе представления о положительных качествах личности в ее отношениях с другими людьми. Деяния, противоречащие праву, называются правонару­шениями; люди, нарушающие моральные нормы, именуются пороч­ными людьми.

Мотивом нравственного поведения является не исследование юридических фактов и их правовых последствий (как при намере­нии совершить поступок, имеющий юридическое значение), а ори-



177

1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   36


написать администратору сайта